Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 00:32:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ещё одну нацию сочинили  (Прочитано 6376 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« : 29 Апреля 2008, 10:50:33 »

Кряшены: от бесправия к самоопределению
14.11.2001

Второго ноября в Институте этнологии РАН прошел круглый стол "Восстановление этнического статуса кряшен как народа России", в котором участвовали лидеры кряшенского движения, московские и татарстанские ученые. Для журналистов была дана пресс-конференция, на которой выступили как представители кряшен, так и московские этнологи. Главной новостью стало решение российских кряшен созвать в феврале-марте 2002 года Всероссийский съезд кряшен и принять ряд ключевых документов, в том числе "Декларацию о самоопределении кряшен как этноса".

Кряшены (о них "НГР" уже писала) - это православные тюрки, обладающие самобытной культурой, языком, историей. В 1926 году, в эпоху сталинской национальной политики, кряшены были насильственно приписаны к татарам (в Поволжье) и русским (в Ленинграде), после чего лишись собственных школ, газет, возможности созывать съезды и самостоятельно решать вопросы своего образования и культуры. В начале 90-х возникло кряшенское национально-культурное движение, особенно активизировавшееся в последнее время и выступившее за возвращение статуса самостоятельного народа. На круглом столе в Институте этнологии обсуждались научные и социальные аспекты "кряшенского вопроса". По мнению участницы круглого стола доцента МГУ этнолога Ольги Казьминой, кряшены отличаются высокой степенью этнической и религиозной консолидации, самосознанием отдельного этноса. Известный этнолог Павел Иванович Пучков напомнил, что кряшены по численности находятся на 23 месте среди более чем 190 народов России, но при этом не только не имеют собственного административно-территориального образования, но и лишены многих элементарных прав. "Кряшены не малочисленный народ, - сказал авторитетный российский ученый, - они существуют и имеют право требовать, чтобы с их существованием считались".

Педагог из Елабуги Николай Григорьев эмоционально рассказал о положении кряшен Татарстана, особо отметив дискриминационный характер отношения властей к положению кряшен: "Мы надеялись, что суверенитет принесет облегчение положения кряшен. Но мы ошиблись. Суверенитет ничего нам не дал". Участники из числа кряшен привели примеры региональных публикаций, носящих оскорбительный для кряшен характер, в качестве последнего примера было процитировано провокационное выступление депутата Госсовета Татарстана Туфана Минуллина, который после кряшенской конференции 13 октября публично заявил, что если кряшены выйдут из числа татар, то их будут называть предателями и через 30 лет их не будет.

Более дипломатичен, чем другие кряшенские участники круглого стола, был в своих оценках лидер кряшен Татарстана Виталий Абрамов, сказавший, что кряшены всегда готовы к диалогу с властью, поскольку являются коренным народом Татарстана и другой родины у них нет. "Нам надо избежать двух зол: национализма и самоизоляционизма, - сказал Абрамов. - В противном случае мы можем оказаться в цивилизационном тупике. Кряшены - волей Бога - имеют тюркскую кровь, что делает нас братьями татар, и православную веру, что делает нас близкими русским".

Несмотря на то что упомянутый круглый стол прошел в атмосфере политкорректности, невозможно не признать, что в Татарстане в отношении кряшен проводится политика, которую вполне можно назвать геноцидом. Именно так ее охарактеризовали на Республиканской конференции кряшен Татарстана, прошедшей 13 октября в Казани в гораздо более накаленной атмосфере, чем московский круглый стол.

80 делегатов из разных районов Татарстана были единодушны в констатации тяжелого положения кряшен республики. Так, в Елабужском районе Татарстана за 10 лет суверенитета исчезло 9 кряшенских сел (и ни одного татарского!), из 30 руководителей этнических кряшен осталось всего двое. Среди директоров школ в кряшенских селениях только единицы - кряшены. В учебниках по истории Татарстана, изданных на татарском языке, содержатся оскорбительные для кряшен высказывания. В частности, что кряшены есть продукт христианизации татар Иваном Грозным, хотя в действительности предки современных кряшен до XVI века пребывали в полухристианском-полуязыческом состоянии. В результате такой "педагогики" у детей кряшен возникает комплекс этнической неполноценности, депрессии и проблемы, связанные с самоидентификацией. На это накладывается массовая безработица, царящая в кряшенских селах, и как результат - повышенный процент суицида среди сельской кряшенской молодежи. Но это не становится предметом озабоченности местной и республиканской администраций.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #1 : 29 Апреля 2008, 10:50:55 »

В  другом районе Татарстана - Нижнекамском - в кряшенских селениях вообще нет ни одного руководителя-кряшена. Один из выступавших на конференции рассказал, как у кряшен села Большие Аты забрали сельхозтехнику, лошадей, коров, оставив только свиней, и передали все в соседнюю татарскую деревню. В результате в кряшенском селе - безработица и отток молодежи в город. Кстати, сам Нижнекамск построен на месте двух уничтоженных кряшенских деревень. Однако местная администрация проигнорировала просьбу более чем 400 кряшен о строительстве для них храма.

В Заинском районе имеется 20 кряшенских сел, и ни в одном из них нет храма. Верующие вынуждены собираться по частным домам. Зато в большинстве соседних татарских деревень и сел построены новые мечети. Соотношение мечетей и кряшенских храмов весьма показательно. Одна мечеть приходится на 1500 татар-мусульман, в то время как на один кряшенский храм приходится около 50 000 православных кряшен. Показательна и ситуация, имевшая место в с. Налим. Кряшены собрали деньги на восстановление Покровской Церкви, но сельсовет использовал эти деньги на восстановление мечети в Татарском Налиме. В другом селе, Ахметьево, половина жителей - татары, половина - кряшены. Мечеть построена, храм - нет. Татарское кладбище за государственные деньги приведено в порядок, кряшенское - нет. Такое ощущение, что в отношении кряшенских сел проводится целенаправленная политика по их ликвидации. Часто до кряшенских сел дороги и новые коммуникации не доводятся, создаются условия для возникновения в селах безработицы, массового отъезда молодежи в город и объявления опустевших кряшенских сел "бесперспективными". Таким бесперспективным объявлено село Максимовка Менделеевского района Татарстана, где живут около 30 стариков.

Деятели кряшенской культуры, выступавшие на конференции, поведали, что местные власти не финансируют кряшенских газет, фольклорные коллективы. В Казани, несмотря на неоднократные письменные обращения кряшен, местная городская администрация и Минкульт РТ отказали в передаче Центральной кряшенской школы, памятника истории и культуры кряшен. Из этой школы вышла вся дореволюционная кряшенская интеллигенция, для кряшен эта школа - народная святыня. Однако это здание, "охранявшееся" государством, было продано коммерческой организации, до неузнаваемости перестроившей здание и превратившей его в магазин. А ведь в этой школе располагалась первая кряшенская домовая церковь!

Наиболее терпимая ситуация, как это ни странно, в Набережных Челнах, где глава администрации идет навстречу просьбам кряшен. Здесь и Дом дружбы народов работает успешно, для кряшен отведены две комнаты, функционирует воскресная школа. Но в остальных районах и городах республики положение кряшен совершенно бесправное.

И не случайно лейтмотивом Республиканской конференции кряшен Татарстана стала идея о том, что кряшены очень долго ждали от своих тюркских братьев-татар, что они обратят внимание на бедственное положения кряшен и протянут руку помощи. Татары сами вытеснили кряшен из свой среды и теперь будут пожинать плоды своей недальновидной политики. Единый татарский этнос оказался таким же идеологическим мифом, как и единый советский народ. Поначалу о своей самостоятельности заявили крымские татары, затем нагайбаки (православные кряшены-казаки), потом сибирские татары, теперь кряшены... Характерно, что в этом распаде мнительным региональным журналистам видится сценарий, разработанный в Московском Кремле.

Конечно, можно по отечественной традиции и далее задаваться вопросом "кто виноват?", подыскивая кандидатуру на роль внешнего врага, но не лучше ли задуматься над вопросом: "Отчего же народы, насильственно приписанные в 20-е годы XX века к "единому татарскому этносу", желают самоопределения"? Быть может, к разгадке был близок известный татарский политик Фандас Сафиуллин, сказавший: "Мы, татары, ругаем московских шовинистов. Сами боремся против шовинизма, но сами ведем такую же политику по отношению к кряшенам, являющимся частью нашего народа. Тогда у нас нет морального права обижаться на Москву. Если наши кряшены испытывают чувство обделенности, значит, в этом виноват весь татарский народ". Это было сказано в 1999 году. За два года почти ничего не изменилось. Кроме одного - и среди татар, и среди кряшен крепнет осознание необходимости менять ситуацию к лучшему.

http://religion.ng.ru/printed/pravoslav/2001-11-14/4_kryashen.html
Записан
Владимир Штоль
Старожил
****
Сообщений: 410


Просмотр профиля WWW
Берлинско-Германская Епархия РПЦ МП
« Ответ #2 : 29 Апреля 2008, 11:28:11 »

... в качестве последнего примера было процитировано провокационное выступление депутата Госсовета Татарстана Туфана Минуллина, который после кряшенской конференции 13 октября публично заявил, что если кряшены выйдут из числа татар, то их будут называть предателями и через 30 лет их не будет.
Когда кого-то предают, то это делаю в пользу кого-то. Так в пользу кого эта народность предаст татар. Кто враг татар?
Записан

Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 29 Апреля 2008, 11:51:59 »

Дорогая Анна!
Христос Воскресе!

Кряшены - это татары, перешедшие в Православие (от слово "крещёный"). Поскольку магометане-татары отказывают им в свободе вероисповедания, пытаясь силой истребить их православную веру, кряшены вынуждены говорить о своей этнической идентичности. Подробнее об этом вопросе можно прочитать здесь:

http://www.rusk.ru/tema.php?idaid=20

Считаю, что мы должны всячески поддерживать наших братьев во Христе из числа татар.

Во Христе Иисусе
А.В.
Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #4 : 29 Апреля 2008, 11:55:36 »

Но это не отдельная национальность. А татары.
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #5 : 29 Апреля 2008, 12:21:50 »

Дорогая Анна!
Христос Воскресе!

Кряшены - это татары, перешедшие в Православие (от слово "крещёный"). Поскольку магометане-татары отказывают им в свободе вероисповедания, пытаясь силой истребить их православную веру, кряшены вынуждены говорить о своей этнической идентичности. Подробнее об этом вопросе можно прочитать здесь:

http://www.rusk.ru/tema.php?idaid=20

Считаю, что мы должны всячески поддерживать наших братьев во Христе из числа татар.

Во Христе Иисусе
А.В.

Очень интересно. У меня есть такой друг татарин. Его из Тимура крестили в Тимофея. Хотя конечно мы в кругу друзей все его Тимуром называем. Я спрошу его что он думает по этому поводу. По-моему, ему все равно. Женат он на русской.
« Последнее редактирование: 29 Апреля 2008, 12:24:52 от Михаил Филиппов » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 29 Апреля 2008, 13:52:36 »

Но это не отдельная национальность. А татары.

Это Вы лично так считаете, дорогая Анна...
Ученые считают несколько по-другому. Кроме кряшен, есть еще другая этногруппа - нагайбаки (тоже православные татары).

Вот статья на эту тему:

А. Журавский
Кряшены: судьба народа без названия

Мало кто знает о судьбе такого небольшого православного народа, как кряшены; их еще не вполне верно именуют крещенными татарами. Сами кряшены отказываются называться “крещенными татарами", считая себя народом, чья история, культура, вера и, отчасти, язык отличаются от татарской истории, культуры, веры и языка. До революции кряшен называли старо-крещенными татарами, в отличие от новокрещенных, обращенных в христианство преимущественно в 18 веке не без помощи насильственных мероприятий правительства. История кряшен как самобытной этнической группы до сих пор не исследована, хотя тех, кто имеет кряшенские корни, насчитывается ныне около 600 тысяч человек. Полагаем, что причиной этому является целый ряд идеологических причин. В частности, в среде татарских ученых до сих пор принято считать, что кряшены являются группой татар, принявших православие в 16 веке (при царе Иоанне IV). Соответственно и отношение к кряшенам примерно такое, как древних иудеев к самарянам. Сами кряшены убеждены, что кряшенский народ был крещен еще до взятия Казани Иоанном Грозным и к татарам отношение имеет отдаленное. Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время.

В науке о кряшенах имеются самые противоречивые сведения. Ю.Г. Мухаметшин в своей работе “Татары-кряшены" утверждает, что “кряшены являются одной из групп казанских татар, отличающихся от них некоторым своеобразием материальной культуры". Другой татарский историк Д.М. Исхаков в “Исторической демографии татарского народа" в целом соглашаясь с упомянутым исследователем, в то же время указывает на “недостаточную аргументированность вывода об отнесении кряшен к казанским татарам". Далее Исхаков пишет: “Нельзя не обратить внимание на наличие в культуре кряшен слоя, связанного с христианством и русской культурой, что придает специфичность этой группе. Все это показывает, что вопрос о положении крещенных татар в этнической структуре средневолжско-приуральских татар нуждается в дальнейшем обсуждении и уточнении... Во время переписи 1920 и 1926 гг. группа “кряшен", как известно, фигурировала в числе этнической единицы. Причем этноконфессионализм “кряшен" осознавался крещенными татарами как этноним. Одним словом, оснований считать крещенных татар особой общностью более чем достаточно. Другое дело, какая это общность - этнографическая или этническая. Мы склоняемся к мнению о том, что кряшены являются этнокультурной (этнографической) общностью..."

Однако далеко не все ученые разделяют это мнение. В учебном пособии К.И. Козловой “Этнография народов Поволжья" (МГУ, 1964) из ряда бытовых отличий, в частности, в свадебном обряде кряшен и татар-мусульман, делается вывод: “Эти различия нельзя объяснить только религиозной принадлежностью этих групп татар. До сих пор не выяснен вопрос о происхождении крещенных татар". В энциклопедии “Народы России" (1994) в статье “Этнический состав населения России" известный этнолог С.И. Брук отмечая различные группы этноса татар высказал следующую мысль: “Сейчас требуются специальные исследования для того, чтобы определить, какие из этих групп бесспорно являются частью татарского этноса, а какие сохраняют свою обособленность. Во всяком случае, так называемые сибирские татары, а возможно нагайбаки, кряшены и некоторые другие имеют не меньшее основание считаться самостоятельными этносами, чем частью татар... Вызывает сомнение и объединение близких по языку и культуре этносов в более крупные народы, проведенное в 1920-30-х годы под давлением сверху, зачастую вопреки воле этих этнических групп".

Действительно, кряшены в 20-е годы признавались государством в качестве самобытной народности, имели собственные газеты, национальную интеллигенцию, проводили кряшенские съезды. В годы сталинской национальной политики кряшен причислили к татарам, принудительно поменяв их паспорта. Лишенные своей истории, статуса отдельной народности и своего названия, кряшены сумели выжить в годы советской власти, сохранив свою веру и свой язык. В доме почти каждого православного кряшена рядом с иконами обязательно висит фотография Н.И. Ильминского, просветителя кряшен, “апостола казанских инородцев", как называли его еще при жизни. Именно Ильминский составил алфавит, которым пользуются до сих пор не только кряшены, но и татары (отсюда и стремление современных казанских татар перейти на латиницу). Ильминский переводил Священное Писание на кряшенский язык, организовывал кряшенские школы, отстаивал необходимость богослужения на кряшенском языке. То, что до революции появилось духовенство из кряшен - также заслуга Ильминского. В 1869 году в Казани на природном кряшенском языке было отправлено первое православное богослужение. К этому времени уже было переведено необходимое количество богослужебных текстов, а всего Ильминским и его последователями было переведено и издано 128 наименований кряшенских книг. Благодаря Н.И.Ильминскому и его ученикам к 1913 году было устроено 114 школ, около 50 церквей и 2 монастыря. К тому же годы насчитывалось 437 священно- и церковнослужителя из числа кряшен. Характерно, что последний переводческий труд Ильминского - Псалтирь на крященском языке - вышел в свет накануне смерти “апостола казанских инородцев" и впервые был зачитан над его уже бездыханным телом.

Еще недавно можно было говорить об опасности исчезновения кряшен, как самобытной народности. Шестидесятилетняя ассимиляция крупным татарским этносом не могла не сказаться на самочувствии малого народа, лишенного своей письменности, самоназвания и статуса. Однако чуть более 10 лет назад при Петропавловском соборе г.Казани возникла небольшая кряшенская община во главе с природным кряшеном, священником Павлом Павловым. Так, благодаря православной вере, кряшены стали обретать и свои национальные корни. Протоиерей Павел окончил МДА и защитил диссертацию на степень кандидата богословия (его научным руководителем был известный церковный историк архимандрит Иннокентий (Просвирнин)). Несколько лет назад протоиерей Павел вместе с кряшенской общиной получил собственный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, где ныне богослужение совершается на кряшенском языке.

Отца Павла Павлова можно назвать продолжателем дела Ильминского, духовным лидером современных кряшен. Именно он, по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, организовал и возглавил группу по переводу тех книг Священного Писания, которые не были переведены на кряшенский язык до революции. Этот переводческий проект уже в течение трех лет осуществляется совместно с Петербургским отделением Российского Библейского Общества. В 2000 году предполагается репринтное издание Четвероевангелия, Деяний апостолов и Псалтири на кряшенском языке, а также публикация нового перевода Соборных посланий.

23 декабря 1999 года в Казани в церкви Тихвинской иконы Божией Матери кряшенская община города отмечала 10-летие своего существования. Ровно 10 лет назад в день памяти Иоасафа Белгородского протоиерей Павел Павлов совершил первое богослужение на родном языке, восстановив, таким образом, прерванную Советской властью традицию служения в Казанской епархии литургии на инородческих языках. В день десятилетнего юбилея богослужение на кряшенском языке возглавил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Всем собравшимся по случаю десятилетнего юбилея общины были розданы проповедь владыки Анастасия (на кряшенском языке), иконка святителя Иоасафа Белгородского и миниатюрное издание Евангелия от Матфея на кряшенском языке.

В настоящее время Тихвинская церковь почти восстановлена. А в 1996 году для кряшен восстановление кряшенского храма стало своего рода испытанием жизненной стойкости их общины. Тихвинская церковь, некогда одна из известнейших церквей Казани, где хранился чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери, в 1996 году представляла собой унылое зрелище. Обезображенные стены, выколотые глаза святых на росписях церковного свода - все это не внушало надежд на скорое восстановление храма. Но кряшены своим самоотверженным трудом опровергли общий скепсис. Вокруг отца Павла сплотилась кряшенская община, насчитывающая теперь более двух сотен постоянных прихожан из числа казанских кряшен.

Теперь эта община в Казани стала духовным центром для всех кряшен Поволжья. Сюда приезжают кряшены из различных сел, городов Татарстана, а также из других республик - Башкортостана, Удмуртии, Чувашии. Приезжают поделиться собственными проблемами, приобрести литературу на родном языке. Литературы этой, увы, мало. Издается она небольшими тиражами на скудные средства казанской общины и очень быстро раскупается. Несколько раз помогал греческий монастырь Параклит, издававший за свой счет Евангелие, апостол и Псалтирь на кряшенском языке. Государственные и общественные структуры в этом вопросе оказываются безучастны. Но надежды кряшены не теряют, ведь их поддерживает церковная власть: в Казанской епархии за 10 лет организовано уже семь кряшенских приходов. Хочется верить, что этот небольшой, но мужественный православный народ сможет преодолеть все трудности на сложном пути обретения своего национального и религиозного самосознания.

http://um-islam.nm.ru/krjashen.htm

« Последнее редактирование: 29 Апреля 2008, 13:55:34 от Александр Васильевич » Записан
Anna
Ветеран
*****
Сообщений: 6953


Просмотр профиля
православная христианка РПЦ
« Ответ #7 : 30 Апреля 2008, 22:13:37 »

Может и нагайбаки.
Меня вообще беспокоит ,что в последнее время наблюдается тенденция расчленения народов  на этногруппы и племена. Зачем? Ведь каждый народ ( нация) состоит из этногрупп и племен. Возьмите хоть немцев,хоть французов,хоть испанцев и т.д.  Их тоже  можнно разделить на этногруппы,но никто этого не делает.Они уже прошли эволюцию от племенных отношений и стали нацией. Это не быстрый путь. Племена не имеют своих государств. Племенные отношения вообще не подразумеваеют построения государства. А вот с народами России и с русским народом  в том числе , пытаются провести такую операцию. : расчленить на племена и этносы.
Хотелось бы понять - с какой целью?
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!