Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 02:31:23  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Неделя вторая Великого поста  (Прочитано 6194 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 31 Марта 2013, 18:30:32 »

НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. СВТ. ГРИГОРИЯ
ПАЛАМЫ, АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИТСКОГО


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!




В прошлое воскресенье Церковь совершала богослужение в честь самого Православия - была неделя Торжества Православия. Думается, что, кроме всего прочего, этот праздник приурочен к 1-й неделе Великого поста еще и потому, что пост, пощение - это дело сугубо православное, неотъемлемая часть нашего христианского бытия и нашего спасения.

Сегодня, во 2-ю неделю Великого поста, на примере Своего угодника свт. Григория Паламы Господь показывает нам, что общение с Богом, стяжание благодати Духа Святаго, о которой говорит и прп. Серафим Саровский, возможно только при условии соблюдения заповедей Божиих и установлений Православной Церкви, в т.ч. соблюдения поста.

Пост - это не только дело кухонное. Свт. Тихон Задонский писал о том, что многие постятся телом, но не постятся душой, многие воздерживаются от пищи и воды, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов, и какая им от этого польза?

И в наше время многие говорят: «я вот не поел» или «я был на хлебе и воде», но придет Пасха, и мы снова распустим не только свои пояса, но и языки, и оскалим свои злые зубы. Сейчас постом обуздываются наши страсти, мы надеваем на них уздечки, а после поста мы забываем об этом, они вновь разнуздываются - и пост насмарку. Из этого следует, что пост - это богоугодная жизнь, жизнь по-православному, как жили святые, которые действительно были постники и в телесном, и в духовном отношении.

В одном месте в Евангелии сказано, что Господь имел постящееся лицо. Когда Он проходил по Самарии, то Его не пустили в один город, т.к. на лице Христа была печать жертвенной любви, и самаряне-полуязычники сразу заметили это: «И не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим» (Лк. 9; 53).

Так вот, сегодня мы совершаем память свт. Григория Паламы, архиепископа Солунского (древнее название г.Фессалоники - Солунь), который на своем примере продемонстрировал нам, что такое постническая, богоугодная жизнь, и подтвердил, что для стяжания благодати Духа Святаго надо жить с соблюдением православного учения, заповедей Божиих, любви к ближним. Это необходимое условие для питания нашей души. Ведь мы регулярно питаем свои телеса: едим хлеб, щи, борщи - подкармливаем тело, чтобы замещать разрушенные клетки материальной, вещественной пищей. Вот так же пищей, только совершенно другого характера - не материальной, не вещественной, - надо питать душу. И пищей для души является Божественная энергия, благодать, Сам Дух Святый.
 
Свт. Григорий Палама, память которого мы сегодня совершаем, и научает нас, как стяжать эту благодать. Святитель родился в 1296 году в Малой Азии в аристократической семье. Во время нашествия турок семья нашла приют в Константинополе, где его отец стал одним из приближенных к императорскому Византийскому двору, но вскоре умер. Многодетную семью воспитывала одна благочестивая мать - все дети выросли глубоко верующими людьми. Как пишут, свт. Григорий получил прекрасное, блестящее образование, но что намного важнее - он получил православное христианское воспитание.

Стать истинно православным христианином намного сложнее, чем защитить докторскую диссертацию. В наше время для того чтобы стать доктором медицинских, технических или других наук, надо окончить школу, институт, аспирантуру 3-4 года, защитить кандидатскую, потом работать, читать лекции и при этом еще лет 10 готовить докторскую диссертацию, разрабатывать тему, которую предложит совет института или университета. Сколько надо корпеть, сколько брюк протереть на стульях в лабораториях, сколько безсонных ночей провести! Но зато потом в каком высоком положении находится ученый, профессор - все смолкают, все благоговеют перед ним.

Но все эти ученые степени - ничто перед смирением и кротостью благочестивого христианина, ибо сказал Господь: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66; 2). А это дается, дорогие, не просто, не за десятилетие, как профессорские звания, а вся жизнь должна быть посвящена стяжанию добродетелей, причем на каждого отдельно взятого индивидуума, человека работает еще много предшествующих поколений.
 
Вы помните, каковы были обстоятельства рождения Божией Матери или св. Иоанна Предтечи. Можно представить себе, как за 2000 лет «учились в аспирантуре» предки Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, происходившие из архиерейского и царского родов, - из поколения в поколения Господь избирал самые благочестивые семьи в Израиле для продолжения рода, из которого они должны были воплотиться. Вот какая шла подготовка, какую «диссертацию защитили» они, чтобы дать миру Божию Матерь и св.Иоанна Предтечу - проповедника покаяния, который крестил Самого Бога.

Нас не надо убеждать в том, что самое трудное, самое сложное в жизни - это приобрести христианский дух, но самому человеку воспитать его в себе почти невозможно. Надо чтобы для этого работали и предыдущие поколения, чтобы нам быть святыми, необходимо, чтобы и родители наши, и деды были благочестивы, потому что это духовное наследство передается через множество поколений. Преподобный Сергий Радонежский вскричал в храме, будучи еще во чреве матери. Он уже от материнской утробы был свят, был призван на службу к Богу, т.к. и родители его были праведной жизни.

Так вот и св. Григорий Палама получил, с одной стороны, прекрасное внешнее образование, будучи воспитан при императорском дворе, а с другой - в семье были созданы все условия - молитва, пост, - чтобы вырастить такого адаманта духа, дать такой колос христианской пшеницы, каким он стал. Он был настолько удивительный человек, не похожий на многих других святых, что, образно говоря, он летал, а не ходил по земле.

Можно представить себе, как примерно происходил его уход из мира на служение Богу. Однажды, возвратясь домой, св. Григорий собрал семейный совет: у него была мать и много братьев и сестер (отец к тому времени давно почил), и говорит: «Дорогие мои, жизнь наша временна и скоропреходяща, нам всем по 20-25 лет, проживем еще лет по 50, тело наше сморщится, станет как скомканная бумага или изношенная одежда, богатство пройдет и заржавеет, сгниет. А потом предстоит путь всея жизни - надо будет предстать пред Богом на Суд. Давайте же сейчас займемся подготовкой к вечности, уйдем в монастыри, не будем терять драгоценного времени». Решили и разошлись. Мать забрала дочерей и ушла с ними в женский монастырь в окрестностях Константинополя.



А у нас, в наше время, пойдет ли семья министра в монастырь, если овдовеет? Да ни за что, не правда ли? Как же можно бросить «мерседесы», дачи и т.п.?! А он, свт. Григорий, сын императорского сановника, взял своих братьев и пошел на полуостров Афон, святой удел Божией Матери. Все разошлись по разным монастырям и отдали себя на выучку духовным «профессорам», которые назывались «старцы-подвижники». Какие тогда были святые люди в XIV веке!

Свт. Григорий Палама подвизался на Афоне, был на послушании у старцев святой жизни, овладел Иисусовой молитвой, чем стяжал благодать Духа Святаго - Божественную энергию, т.к. чем больше освящается человек, преобладает в нем благодать, тем легче ему молиться.

И этому была еще одна причина: св. Григорию было легко молиться, потому что он воспитывался в благочестивой семье, где не было ругани, сквернословия, всяких непотребств, которые сейчас видят наши дети. Мало того, что он был благочестивый, верующий - он был девственник!

Вот условия, которые необходимы для истинной молитвы!

Можно быть и семейным, и девственником - в духовном смысле, т.е. иметь нерастленный ум. Когда человек не насмотрелся на мини-юбки, суперпрически и т.п., ему легче молиться. Можно родить 20 человек детей и остаться целомудренным, в законном браке, нерастленным душой и стяжать благодать Христову.

На Афоне свт. Григорий проходил послушание под руководством старца Никодима Ватопедского, когда тот скончался, он перешел под покров другого подвижника - старца Никифора, а после кончины последнего ушел на жительство в лавру прп. Афанасия. Но через три года, стремясь к духовному совершенству, он поселился в небольшой отшельнической обители, где обучался умному деланию - сосредоточенной духовной молитве, которая требует уединения и безмолвия.

Этот вид подвижничества получил название исихазма. Исихия - по-гречески называется «покой, молчание», т.е. отстранение от этого бренного и грешного мира, который тянет нас.

Святитель Григорий Палама научился стяжать Божественную благодать по четкам в уединении Святого Афона, и так он подвизался много лет. Старцы увидели его дарования и рукоположили в сан пресвитера. Он стал проповедовать, писать богословские труды. И случилось так, что его знания, а также опыт стяжания благодати Духа Святаго очень пригодились и принесли Церкви Христовой большую пользу.

В это время в Западной католической Церкви, на юге Италии в Калабрии жил некий монах Варлаам. Около 1330 года он прибыл оттуда в Константинополь и стал смущать умы православных людей: распространял ересь, утверждая, что благодать Божественная, Дух Святой, т.е. та небесная энергия, которой мы питаемся, «живем, движемся и есмы» (Деян. 17; 28), тот светящийся нимб вокруг головы святых, якобы есть тварная, материальная энергия, как, допустим, электрический ток или магнитное поле. Это была ересь аналогичная ариевой (когда он утверждал, что Иисус Христос - тварь).

И вот Господь свел, столкнул две веры, показал, где истина, а где ложь. И свт. Григорий Палама доказал, что эта энергия не сотворенная, не тварная, а Божественная - Сам Бог Дух Святый. Тварная энергия не может просветить человеческий разум, это может сделать только Господь, благодать Духа Святаго: чем больше мы молимся, очищаем сердце от страстей и греховных помыслов, тем больше туда, образно говоря, вмещается благодати, которая просвещает и озаряет наш ум. Не мозг, как кремень, выкресает искру разума, а Дух Святой, который сходит через сердце во все члены нашего тела.

Когда сердце чистое, благодатное, кроткое, тогда и голова умная, озаренная Духом Святым, светлая, как говорят. Если в сердце пребывает премудрый Бог, то и человек будет премудрым, находясь с Ним, ибо какой хозяин в квартире, такой и квартирант.

В Константинополе был собран малый собор в присутствии самого императора, т.к. принципиально было необходимо опровергнуть учение Варлаама, второго Ария и Македония (которые отрицали Божеское достоинство Иисуса Христа и Духа Святаго).

Господь промыслительно подготовил Своего раба - Григория Паламу к тому, чтобы он дал бой еретикам и католической церкви, духом которой был вскормлен этот Варлаам. Представьте себе, каково сознание западных христиан, как извратили они христианское вероучение, если воображают, что Дух Святой есть тварь, тварное явление, можно ли сравнить западное вероисповедание с Православной верой? Конечно же нет!

Итак, на этом соборе Варлаам потерпел поражение, был посрамлен и побежден свт. Григорием Паламой, который, будучи святым, богословски образованным человеком, доказал и показал на своем опыте и примере, что такое благодать, Божественная энергия!

Он жил в XIV веке, был современником св. митрополита Алексия и прп. Сергия Радонежского. Какие люди жили в то время, как боролись за Истину и с какой ревностью подвизались о Господе, сохраняя последующим поколениям чистоту учения Христова и передавая нам эстафету святости!

Победа свт. Григория Паламы над Варлаамом и католической ересью - это и есть Торжество Православия.

В духовной литературе пишется, что подвижники видели Божественную энергию телесными глазами. Представьте, насколько они были чисты, и вот таким очищенным духовным зрением они сподоблялись узреть Божию благодать. Что же тут удивляться, ведь многие из простых смертных видели, как вокруг святых нимбом сияет свет.

В патерике или в отечнике описан случай, когда Великий Сысой отходил ко Господу, то его чада, монахи видели, как за ним пришли апостолы, и он засиял. От него исходил сперва неяркий свет, ученики спрашивают: «Отче, что с тобой?» Он им отвечает: «Это пришли за мной апостолы». Потом еще ярче засиял Сысой на смертном одре. «Что с тобой, отче, скажи нам?» - «Это Ангелы пришли за мной». Потом он весь был объят пламенем, так, что нельзя было на него смотреть. «Отче, что с тобой происходит?» - «Это Господь Иисус Христос пришел за моей душой!»

Видите, как нарастала интенсивность, сила этой энергии, какой полезный урок был дан ученикам, доказательство, что благодать - это не тварная энергия. Да и нам, читающим сегодня эти повествования, есть повод для размышления, что если ты, человек, хочешь быть человеком, христианином, чтобы у тебя на душе соловьи пели, радость всегда на сердце была, то молись, постись, стяжай благодать Духа Святаго и тебе будет легко. Когда от нас будет исходить Божественная энергия, тогда на нас не будут нападать враги, и все вокруг станет добрым, а не злым, и так можно преобразовать весь мир!

Если бы мы сейчас, 150 млн. россиян, сделались как Григорий Палама, то наше Российское государство - от Брянска до Сахалина - пылало бы в огне благодати! Помните, как прп. Серафим Саровский видел над Россией множество восходящих к небу от земли столбов курящегося дыма. Это огнь молитвы праведников возносился ко Господу - Святая Русь была!

Стяжаемая нами благодать - это есть свет, который просвещает разум, подавляет страсти, уцеломудривает человека, делает его добрым, мудрым, радостным - это все в совокупности есть не что иное, как уподобление Богу.

Помните, как сказано в Библии: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1; 26). И сотворил только по образу, а остальное, т.е. уподобляться Богу, остается нам самим.

Бог дал нам к этому силы, разум и пример для подражания - пожалуйста, уподобляйся через веру, молитву и труд, через пост и богоугодную христианскую жизнь - и ты станешь тогда, аки Бог. А не просто, как хотели наши прародители: сорвал яблоко - и сразу стал богом. Нет, все дается трудом, а под лежачий камень вода не потечет.

Виновник нашего спасения Господь наш Иисус Христос распялся на Кресте, после этого вышли на проповедь апостолы, и у людей открылось духовное зрение. Они призадумались: «Вот это да! Бог не сопротивлялся и отдал Себя на смертную казнь - и мы пойдем за Ним!» И пошли за Ним на крестные страдания тысячи мучеников, подвижники заселили горы и пустыни. Вот как Господь заставил наших предков-язычников веровать в Него - не силой, а любовью!

Это самый разительный пример - жизнью Своей пожертвовал ради всего человечества. «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28; 18), - говорит Господь о Себе. Чем Он стяжал такую власть? Чем Он покорил людей, христиан, уверовавших в Него? Жертвенной любовью!

И все цари и народы управляются Царем Небесным - Богом.

Итак, Дух Святой определяет качество духа человека. Если ты христианин, то должен быть и на деле, по жизни христианином, т.е. носителем Духа Святаго. И такой человек, безпрепятственно пройдет на небо, без мытарств, потому что с ним - в его сердце будет Сам Бог.

Вот такой смысл сегодняшнего праздника, дорогие братья и сестры! Свт. Григорий Палама подтвердил, что пост и назначен Православной Церковью, Духом Святым через апостолов и святых отцов Церкви для нашего очищения и стяжания Божественной благодати. Поститься от всего непотребного нужно не только в Великий пост, но и всю жизнь воздерживаться от зла через веру, молитву и добрые дела. Аминь.

http://3rm.info/2102-nedelya-2-ya-velikogo-posta-svt-grigoriya-palamy.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 01 Апреля 2013, 16:21:14 »

Владыка Даниил: «Наша главная задача – научиться видеть свои грехи»

Митрополит Архангельский и Холмогорский рассказал, почему Церковь установила совершать память святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста



Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, во вторую неделю Великого поста, 31 марта, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Ильинском кафедральном соборе г. Архангельска, сообщает сайт Архангельской епархии.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с проповедью. Архипастырь напомнил прихожанам, что в окружающих людях, прежде всего, необходимо научиться видеть образ Божий. «Мы привыкли осуждать наших ближних за их недостатки, но разве нас кто-то поставил, чтобы судить? Господь с каждого спросит за его поступки, а наша главная задача – научиться видеть свои грехи», - подчеркнул владыка. Также митрополит Даниил рассказал, почему Церковь установила совершать память святителя Григория Паламы во вторую неделю Великого поста.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский, родился в 1296 г. в Малой Азии. Отец святого Григория был сановником при императоре Андронике II Палеологе. После смерти отца император лично принимал участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма (отшельничество) и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Между тем в 30-е годы ХIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 г. в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церковью. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 г. афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 г. Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн ХIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 г., когда Иоанна ХIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 г. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 г. он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/01/vladyka_daniil_nasha_glavnaya_zadacha_nauchitsya_videt_svoi_grehi/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 12 Марта 2017, 00:43:32 »


Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы


В 1341, 1347 и 1351 годах были проведены в Константинополе три Поместных Собора, чтобы судить об обвинениях против исихастов (безмолвников) и в особенности против Иисусовой молитвы. В 1351 году святитель Григорий Палама предложил отцам Собора свое вероисповедание, которое было «читано перед святым и божественным собранием, чтобы все могли его слышать» и было «всеми утверждено и засчитано как совершенно православное во всем». Несмотря на то, что авторитет этого вероисповедания не находится на одном уровне с авторитетом Никео-Константинопольского Символа Веры, который остается на все времена неизменимым выражением Православной веры, текст Паламы выражает с большой точностью и в определенной форме церковное учение об основных вопросах, не только старых, но и тех новых, которые возникли первый раз на Соборе.



Един Бог есть прежде всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая единица есть тождественно Троица всемогущая.

Отец безначальный, не только как безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина и корень и источник во Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единый единого Сына Отец и присно сый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына  и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен.

Которого Сын один, безначальный как безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца; от Котораго единого Он исходил прежде всех век, бестелесно, не истекая, бесстрастно, через рождение, но без разделения, Бог сый от Бога, не другой же как Бог, а другой как Сын; присно Сый и присно сый Сын, и единственный Сын, присно сый у Бога без слияния; не причина и начало Божества во Троице мыслимаго, ибо причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него.

Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святаго Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек и, как воистину вочеловечивыйся, стал нам во всем подобен кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Бог истинен, соединяющий без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения действующий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, и был подчинен беспорочным человеческим страстям. Бесстрастен же и бессмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят и умерый и погребен, и воскресый в третий день, Он и явился Своим ученикам после воскресения, и свыше силу возвещая, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и соблюсти и учить, как Он повелел, Он вознеслся Сам на небо и возсел одесную Отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественну нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судить живых и мертвых и дать каждому по делам его.

Вознесыйся к Отцу, Он послал на Своих святых учеников и апостолов Духа Святаго, Который исходит от Отца, Он собезначальный Отцу и Сыну как безвременный, но не безначальный же, как имеющий и Он корнем и источником и причиной Отца, не как рожденный, но как изшедший, ибо и Он исходил прежде всех век от Отца, не истекая и бесстрастен, не через рождение, но через исхождение. Неразделен сый от Отца и от Сына как от Отца происшедший и в Сыне почивающий, имеющий вкупе соединение неслиянное и различение нераздельное, Бог сый и Он от Бога, не другой как Бог, но другой как Утешитель; Дух Самоипостасный, от Отца исходящий и через Сына посылаемый, то есть: являемый, причина и Он всего созданного, как в Нем совершаемого, Тот же Самый как Отец и Сын и равночестен, кроме нерожденности и рожденности. Он был послан от Сына к Своим ученикам, значит: был являем; ибо каким другим образом был бы послан Тот, Который вездесущий? Итак, не только от Сына, но тоже от Отца и через Сына посылается, и придет, являемый от Себя Самого, потому что послание, то есть явление Духа, есть общее дело. Является же не по сущности, ибо никто никогда не видел или объяснил Божию Сущность, но по благодати и силе и энергии, которые общие Отцу и Сыну и Святому Духу. Свойственна Каждому из Них Его собственная Ипостась и все, что стремится к ней.

Общее есть не только пресущая Сущность, которая абсолютно безымянна, неявляема и непричащаема, яко превыше всякого имени и явления и причастия, но тоже благодать и сила и энергия и блеск и царствие и нетленность и, одним словом, все, чем Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками, без лишения своей простоты, ни частностью и различием Ипостасей, ни частностью и разнообразием сил и энергий. Итак, есть у нас один всемогущий Бог во едином Божестве. Ибо от совершенных Ипостасей никогда не зарождается составление, ни может могущественное, потому что имеет силу или силы, когда-то из-за этого быть искренно названно составленным.

К тому же мы почитаем святую икону Сына Божия, Который стал описанным как нас ради вочеловечивыйся, вознося наше почитание от образа к Первообразу; и честное древо Креста, и все символы Его страдания, как сущие Божественные Трофеи против общего противника нашего рода; мы почитаем еще спасительное знамение честнаго Креста и Божественные церкви и места и священные сосуды и богоданные слова из-за в них обитающего Бога. Мы почитаем тоже иконы всех святых из-за любви к ним и к Богу, которого они искренно любили и служили, вознося наш ум в их почитании к лицам, на иконах представленным. Мы почитаем тоже самые мощи святых, потому что освящающая благодать не оставила их святых костей, подобно как Божество не разлучилось от Владычнего тела в Его тридневной смерти.

Мы не знаем никакого зла по существу, ни что существовало бы другого начала зла, чем развращение умных существ, которые плохо пользовались богоданной им свободой.

Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и причастие и общение и собрание, от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того божественному повелению и по Его собственному действию, самые божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодательным Телом и Кровью, и даруются в несказанное Причастие и общение тем, которые благочестиво приступают.

Всех не исповедающих и не верующих в то, как Святый Дух провещал через пророков, как повелел Господь, когда Он нам явился во плоти, как свидетельствовали Им посланные Апостолы, и как Отцы наши и их преемники нас учили, но выдумывающих их личные ереси или следовавших до конца за теми, которые их плохо научили, мы отвергаем и предаем анафеме.

Мы принимаем все Святые и Вселенские Соборы: Собор триста восемнадцати богоносных отцов в Никее против иконоборца Ария, злочестиво обнищающего Сына Божия в творение и рассекающего в Отце и Сыне и Святом Духе поклоняемое Божество в тварное и нетварное; Собор ста пятидесяти святых отцов, собравшихся в Константинополе против Македония Константинополитянина, злочестиво обнищающего Духа Святаго, рассекающего этим не меньше, чем первый, в созданное и несозданное, Божество единое; после этого Собор двухсот отцов в Ефесе против Нестория Патриарха Константинопольского, который разделил во Христе единство Его божества и человечества по Ипостаси и никогда не хотел называть Богородицею Пресвятую деву, истинно Бога рождшую; и четвертый Собор шестисот тридцати отцов в  Халкидоне против Евтихия и Диоскора, злобно учивших, что у Христа была одна природа; и после этого, Собор  ста шестидесяти пяти отцов в Константинополе против Феодора и Диодора, которые думали то же самое, как Несторий, и его учение поддерживали своими трудами, и против Оригена и Дидима и некоторого Евагрия, которые из древних, и старались ввести некоторые мифы в Божию Церковь; и после этого Собор ста семидесяти отцов в этом городе против Сергия, Пирра, Павла от управлявших в Константинополе, которые отнимали от Христа Его две энергии и два хотения, соответствующие Его двум природам; и Собор ста семидесяти семи отцов, который опять был в Никее против иконоборцев.

Мы принимаем тоже все Святые Соборы, проведенные Божиею благодатию в свое время и место для утверждения благочестия и евангельской жизни; к ним принадлежат те, которые проведены в этом великом городе в славной церкви Святой Божественной Премудрости (Св. Софии) против Варлаама Калабрийского и против Акиндина, который был за него и думал, как он, и спешил, чтобы его с хитростью оправдать; которые учили, что общая благодать Отца и Сына и Святаго Духа, и свет будущего века, в который праведные будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на Горе, и просто всякая сила и энергия Триипостасного Божества, и все, что неким образом различается от Божественной природы--что все это созданно, рассекая этим злочестиво единое Божество в созданное и несозданное, а тех, которые благочестиво исповедуют, что этот Пребожественный Свет несозданный и всякая сила и энергия Божественная --ибо ничего от всего принадлежащего по природе к Богу не возникло недавно--они называют двубожниками и многобожниками, точно как нас называют иудеи, саввелиане и ариане. Но мы изгоняем и первых, и последних как настоящих безбожников и многобожников, и мы их окончательно отсекаем от полноты благочестивых--как это и сделала Святая Соборная Апостольская Христова Церковь Синодиком и Томосом Агиоритским, верующие во Единое, Триипостасное и Всемогущее Божество, никогда не отпадающее от единства и простоты из-за сил или Ипостасей.

Мы соединяем все это с нашим чаянием воскресения мертвых и бесконечной жизни будущего века. Аминь.


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-03-29-00-06-27-ispovedanie
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 12 Марта 2017, 13:07:21 »

Как совершается восхождение к благодатному свету

Слово в Неделю 2-ю Великого поста



Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — великого богослова ХIV века, который учил о нетварном Фаворском свете. Эта неделя называется Неделей светотворных постов.

Постом, молитвой и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Мы призваны вкусить и увидеть, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для великих святых, но и для каждого без исключения христианина, и что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Поста молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», молимся именно в этом благодатном свете.

Мы молимся о том, чтобы Господь избавил нас не просто от праздности, уныния и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви — тот свет, который нам дано было ощутить как новую жизнь, ради которой создан человек; как жизнь, ради которой Бог воплотился и принял все, что есть в нашей человеческой судьбе. Жизнь, ради которой Он постился сорок дней, чтобы через этот пост мы соединялись с Ним и приобщались Его Кресту и Воскресению.

Этот свет, эта благодать дают нам понять, почему в нашей главной молитве Великим постом Церковь молится словами, которые являются печатью всех прошений: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Чтобы понимать, что каждый человек призван Господом к вечности, и ради каждого из нас Господь воплотился и принял страдания.

В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи, только когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Если этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов, не потому что их нет, а потому что так темно, что мы не отличаем уже свет от тьмы, и только по мере нашего приближения к этому свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом из нас. Порядок духовной жизни заключается в том, чтобы прежде чем стремиться достигнуть благодати, мы научились противостоять всякому греху. Чтобы мы старались изо всех сил стяжать те главные качества, о которых напоминает нам Церковь. И только после этого можем мы надеяться, что нам будет дано приобщиться духу, стоящему за красотой нашей внутренней жизни.

Есть один известный рассказ в «Добротолюбии» о том, как один монах пришел к прославленному старцу, чтобы получить от него наставление. Уже вкусив благодать Христову, он стал говорить о том, какой у нас дивный Бог, какую красоту Он открывает, и как радостно быть причастником этой новой жизни. Он говорил очень долго, хорошо и глубоко, а старец молча слушал, не проронив ни одного слова, и монах в разочаровании ушел. «Как же так? — думал он. — Я проделал такой длинный путь, надеялся научиться от старца чему-то очень важному, а ушел без всякого плода». И только потом он узнал, что этот великий церковный учитель молчал именно потому, что его гость сразу начал говорить о чем-то очень высоком. Когда же монаху посоветовали прежде беседы о благодати рассказать старцу о своих грехах, он снова пришел к нему и получил много существенно важных для него советов. Когда человек по благодати Божией начинает видеть свои грехи и каяться в них, смиряясь не на словах, а всем своим существом, — то он сподобляется в меру своего покаяния видеть свет Христов.

Все преподобные и богоносные отцы и святитель Григорий Палама говорят нам, чтобы мы в искании благодати (да, в этом заключается смысл христианской жизни!) помнили, что нам недостаточно хранить только личное благочестие. Они предупреждают нас, что человек, вступающий на путь Христов, должен очень хорошо понимать и видеть всю духовную картину жизни, которая его окружает.

Святой Феофан Затворник говорит, что для христиан нашего времени, живущих в миру, очень важно понимать, что подвиг, который несли отцы-пустынники и несут монахи, отличается от подвига, к которому призваны миряне. Не то чтобы действовала какая-то другая благодать или нам даны были какие-то другие заповеди — мы стоим перед лицом той же самой правды Христовой и причащаемся тех же самых Святых Таин, но путь покаяния, путь познания нашего греха бывает различным, а значит — и путь восхождения к благодатному свету.

Эта разница заключается в том, что человек, ведущий монашеский образ жизни, прежде всего обращает внимание на внутреннее состояние своего сердца, на помыслы, потому что с миром он уже распрощался. Он как бы вступает уже в открытую брань с самим сатаною — в том самом идеальном случае, когда у избравшего монашеский путь серьезное глубокое призвание. Но это не означает, что он не участвует в скорбях и бедах мира. Бывают такие скорби и беды мира, когда и древние подвижники оставляют свою пустыню и приходят в мир, чтобы засвидетельствовать о правде, которая спасительна для всех.

Живущий же в миру, говорит святитель Феофан, должен помнить, что не борьба с помыслами должна быть у него на первом месте (хотя и это тоже должно присутствовать), но в первую очередь надо хранить себя неоскверненным от мира, по слову апостола Иакова. Вот к чему призван живущий в миру. И особенно в наши дни, когда зло в мире достигает такой силы, что каждый человек, желающий иметь добрую совесть, должен изо всех сил стараться, чтобы не оскверниться мерзостью этого мира, — не дать аду, который окружает его, войти к нему в сердце.

Как-то мне пришлось беседовать с одной очень старой монахиней, ей около девяноста лет. Она рассказала, как в годы гонений на Церковь юные христиане несли свое послушание. Их было семь девушек-послушниц у епископа Августина, будущего священномученика. У них было молитвенное правило, и они исполняли его полностью, как полагается. Но что являлось их каждодневным деланием, когда они готовились к принятию монашеского пострига? Они каждый день ездили на Николаевский вокзал, провожая поезда, которые отправлялись оттуда. Если вагоны с решетками, то ясно было, что отправляют заключенных. И каждый день они, рискуя собственной свободой, приносили туда разные теплые вещи и еду, чтобы передать их страждущим людям. Они заботились не только об арестованных христианах, хотя на Церковь были в то время особые гонения. Поразили слова этой старой монахини: «Нам особенно жалко было узбеков, когда они выходили на платформу в халатах. Стояла холодная зима; страшно было представить, что с ними будет там, на севере, куда увезут их вагоны, и мы старались быстро, минуя конвоиров, вручить им варежки, шапочки, шерстяные вещи».

В другие дни эти юные девушки приходили с вечера в Бутырскую тюрьму. Там была высокая лестница, и они садились на этой ледяной лестнице и до трех часов ночи сидели, совершая свое молитвенное правило. А в три часа ночи можно было сойти с лестницы, чтобы занять очередь для тех, кто хочет навестить заключенных. Они занимали очередь не для себя и не для каких-то своих знакомых, а для тех людей, кто по каким-то причинам не мог придти вовремя, и для которых невозможность увидеть своих близких была бы катастрофой. Сколько людей с благодарностью, со слезами говорили, что они никогда не забудут то, что сделали для них эти христианки.

Это была нормальная христианская жизнь. Молодые послушницы могли бы, конечно, ограничиться своим благочестием, своим молитвенным правилом и не видеть при этом страдания мира. Они могли бы думать, что это их не касается. Они могли бы искать благодать через молитву и быть глухими и слепыми к тому, что совершается в мире. Но настоящие христиане никогда, конечно, не были такими. Христос таким не был. Он плакал над Иерусалимом. Он сострадал людям, не знающим Бога. Он не сошел бы с небес, Он не распялся бы никогда, если бы христианство было таким — не участвующим ни в чем, не видящим боль и ужасы, какие переживает сегодня мир. Ужасы более страшные, конечно, чем телесные скорби, когда миллионы душ человеческих погибают от диавольской пропаганды греха.

Будем молиться нашему Всемилостивому Господу, чтобы Он сподобил нас благодатного нетварного света. Чтобы светел был путь нашего Поста. Чтобы мы узнали, что только этим светом можно увидеть все зло мира, всю изощренность лжи сатанинской, которой мы противостоим сегодня. И только этим светом, только этой крепостью любви Христовой, Его Креста и Воскресения можем мы быть навеки причастниками жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/11/kak_sovershaetsya_voshozhdenie_k_blagodatnomu_svetu/
Записан
Виктоp
Постоялец
***
Сообщений: 191


Просмотр профиля
Православие
« Ответ #19 : 14 Марта 2017, 11:00:19 »


Слово Патриарха. Неделя 2-я Великого поста

   


Духовное расслабление

Комментируя эту евангельскую историю, святитель Григорий Палама говорит, что всякий человек, предающийся услаждению, духовно расслаблен. В самом деле, расслабленность мы можем воспринимать не только в материальном аспекте. Мы говорим не только о физическом расслаблении как результате болезни, но и о духовном расслаблении, духовном параличе как неспособности человека концентрироваться на своей внутренней жизни и преодолевать внутренние проблемы. По слову святителя Григория, так происходит, когда человек предается услаждениям.

Услаждения, услада, сладость — это то, что вкусно, приятно, то, что доставляет удовольствие. И если вся жизнь человека направлена на получение удовольствия, на потребление некоей услады в прямом или переносном смысле слова, то происходит духовное расслабление. Человек перестает думать о своей внутренней жизни, он перестает концентрировать мысль на главном, контролировать свои поступки и дела, он начинает жить по инерции, которая определяется стремлением к наслаждению.

Потеря свободы

Действительно, человек, утратив духовное измерение своей жизни, теряет свою свободу и становится игрушкой страстей и инстинктов. Его жизнь уже нельзя назвать в полной мере жизнью разумного человека. Но если внимательнее отнестись ко всему, что нас сейчас окружает, — информации, которую мы получаем, идеалам и ценностям, которые нам навязываются посредством рекламы, фильмов, телевизионных передач, социальных сетей, парализующих сознание нашей молодежи, — мы увидим, что все это направлено на формирование устойчивого навыка стремиться только к одному — к услаждению себя.

Попробуйте внимательно проанализировать весь объем информации, которую мы получаем. Она нацелена на формирование человека, лишенного всякой внутренней жизни, всякой способности концентрироваться, мобилизовать свои силы. Мы знаем, что физически расслабленный неспособен трудиться, неспособен достигать поставленных целей. Можно ли представить себе расслабленного спортсмена? Он не только не выиграет, но и до финиша не добежит, где-нибудь на дистанции упадет: дыхания не хватит, мышцы расслабленные, воли нет… То же самое происходит и в духовной жизни. Если человек духовно расслаблен, значит, он не в состоянии достичь никаких целей, не только нравственных, но и всех тех, что он ставит перед собой в жизни.

Помощники

Первый и самый важный помощник — это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник — это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи — нужно от них избавиться. Третий помощник — это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник — это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели.

Но вот еще что мудро замечает святитель Григорий: недостаточно было просто принести больного. Надо было догадаться, как войти вовнутрь. Из-за толпы это было невозможно сделать, но четверо смело забрались на кровлю и разобрали ее. Святитель сравнивает кровлю, о которой повествуется в Евангелии, с высшим уровнем человеческой личности — разумом и мыслями. Ничего не получится, мы останемся вне спасительного места, где можно обрести Божие чудо, если сами — а без нас этого никто не сможет сделать — не очистим свои мысли, не освободимся от предрассудков и стереотипов, от навязанных нам греховных, суетных, гибельных идеалов.

Посмотрим по-новому на окружающую нас жизнь. Определим свои цели и ценности. Вот тогда мы и осознаем свои грехи, тогда будет настоящей исповедь, тогда обещание более не грешить будет твердым, тогда молитва наша будет сильной.


Из слова после Божественной литургии и освящения храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в столичном районе Черемушки 12 марта 2017 года, в Неделю 2-ю Великого поста, свт. Григория Паламы.

13 марта 2017 г.



http://www.pravoslavie.ru/101812.html
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!