Русская беседа
 
27 Октября 2024, 14:26:51  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Русская культура - прививка от бездуховности  (Прочитано 1055 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виктоp
Постоялец
***
Сообщений: 191


Просмотр профиля
Православие
« : 17 Марта 2017, 10:24:04 »


Кто написал «Войну и мир»? (+ВИДЕО). Колонка главного редактора

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)


Прежде чем Вы прочтете этот очерк, пожалуйста, посмотрите ролик, представленный здесь.



Вроде бы, как говорится, «и смех, и слезы»… Но, отсмеявшись, те, кому мне довелось показать эти интервью, обычно заметно грустнели. И правда: если повсеместно дело обстоит именно так, смеяться нечему: «Порвалась связь времен», ни больше ни меньше как шекспировская тема.

Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает. Хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений.

Чтобы выправить ситуацию, мы на бакалавриате три года читаем курс русской литературы, что называется с нуля, и четыре года — историю. Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016.

Интервью, которые вы видели, по нашей просьбе провели две известные телекомпании «Красный квадрат» и «Мастерская», чьи корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.

Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически даже не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.

Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели.

Происшедшему можно найти множество причин — от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов до козней либералов и происков Запада. Можно очень убедительно разъяснить, почему все именно так произошло. Но суть дела от этого не изменится: наше поколение, совершенно очевидно, не исполнило своего долга по отношению к тем, кому мы передадим Россию, вот к этим ребятам с экрана.

Разобравшись с нашим первым традиционным и сакраментальным вопросом «Кто виноват?», перейдем ко второму традиционному вопросу: «Что делать?»

В прошлом году было образовано Общество русской словесности, его возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Одним из проектов общества станет объединение «Пушкинский союз», задача которого, если можно так сказать, возвращение русской классики и — шире — отечественной культуры, литературы и искусства в поле духовной и интеллектуальной жизни молодого поколения. Члены Общества русской словесности, министры культуры и образования В. Р. Мединский и О. Ю. Васильева, ректор МГУ В. А. Садовничий, ректоры многих других вузов, руководители творческих союзов, деятели культуры уже дважды собирались для обсуждения и выработки программы действий.

Всем было очевидно: худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации – начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику. На самом деле реальное и главное - донести до молодежи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья. Привить вкус к русской литературе и искусству. Для нынешних и будущих школьников и студентов общими усилиями вместо нынешнего симулякра гуманитарного образования должны быть созданы эффективные и живые методики и системы преподавания. Этим и занимаются сейчас многие ведомства и общественные объединения при общей координации Общества русской словесности. Кстати подобный и позитивный опыт уже имеется: деятельность Российского исторического общества.

Чем была велика советская система образования, если оставить в стороне ее идеологическую составляющую? Ведь уже к середине 1970-х годов коммунистическая идеология и без всяких перестроек осталась за скобками уроков большинства думающих учителей. Феномен советского образования зиждился на двух незаурядных и блистательных достижениях. Первое — это Учитель. Второе — уникальная система школьного обучения и воспитания.

Хороший и даже выдающийся учитель был не исключением, а прекрасной, но и привычной нормой. Я вспоминаю свою обычную московскую школу. Все наши учителя с человеческой точки зрения были необычайно интересными личностями. С точки зрения специальности — выдающимися профессионалами.

О том, как обстоят дела сейчас, не мне судить. Но глядя на бытующую ныне в педагогических вузах систему так называемого практико-ориентированного образования, как минимум поражаешься смелости ее создателей. Вспоминается советское пятилетнее педагогическое образование тогдашних студентов. Подготовленные к вузу той школой на том уровне, студенты допускались к практике в классе, начиная лишь с предпоследнего курса. Сейчас же студентов бакалавриата (четыре года обучения) снимают с лекций и направляют для практической работы в школы уже с первого курса. Учителя, с которыми мне доводилось общаться на эту тему, в ужасе от этой системы.

А теперь о системе. Советское образование было выстроено и отлажено так, что даже учитель средних способностей заинтересовывал учеников гуманитарным предметом, доносил и делал понятными и близкими ценности, которые несла наша великая литература. К тому же бесконечные сочинения (напомню: школьные сочинения, отмененные нашими реформаторами, возвращены в школы лишь прямым указанием Президента всего три года назад), опросы, контроль РОНО, подчинявшегося Министерству образования, исключали для большинства культурную амнезию и масштабную безграмотность как явление.

Сегодня школы не подчиняются Министерству образования. Их начальство — региональные и муниципальные органы. Это все равно, как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не Министерству обороны, а губернаторам.

Сравнение образовательной сферы с армией не случайно. На памяти знаменательные слова лейпцигского профессора географии Оскара Пешеля, сказанные им после победы прусской армии над австрийцами в 1866 году: «Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Слова эти настолько попали в точку, что их авторство до сих пор приписывается непоколебимому авторитету в государственном и национальном строительстве Отто фон Бисмарку.

Нынешняя система образования, ее реформы и программы настолько часто подвергались критике, что нет смысла вновь приниматься за это дело. На первом съезде Общества русской словесности Президент В. В. Путин поставил совершенно определенные задачи, главные из которых — формирование государственной языковой политики и «золотого» списка произведений, обязательных для изучения в школах. Напомню, сегодня от учителя (одноклассника тех ребят, которых мы только что видели на экране) зависит, будет ли его класс изучать такие шедевры, как «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, «Родина», «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова. Или педагог заменит их на значительно более «совершенные» с его точки зрения произведения. Это — право сегодняшнего учителя.

«Альтернативным», то есть по сути не обязательным для изучения является, кроме приведенных уже произведений, также, например, «Война и мир». В школе мы полностью этот роман тоже не читали, пропуская историософские размышления автора, но доступная для подростка большая часть толстовского шедевра формировала мировоззрение поколений. «Преступление и наказание» тоже из списка вариативных, читай, необязательных для изучения произведений. Даже «Муму», на котором мы учились состраданию и милосердию, — из той же группы. «Молодежь не будет это читать!» С энергией, достойной лучшего применения, нас убеждают и принуждают принять эту «продвинутую» точку зрения.

Но, во-первых, молодые люди, если их по-настоящему ввести в мир отечественной и мировой литературы и искусства, обнаруживают к ним поразительный интерес. И только недоумевают, почему до сих они были отлучены от всего этого сокровища. А во-вторых, альтернатива обращения к лучшим образцам культуры, созданным предшествующими поколениями, совершенно очевидна. О том, к чему приводит нарочитое и снобистское пренебрежение классикой, ясно напоминает нам А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Конечно, пусть окончательно обо всем этом судят профессионалы. Но мы, скромные получатели их выучеников и воспитанников в обществе в целом и в высшей школе в частности, не можем не задавать вопросы.

Собственно, Общество русской словесности и создано как площадка для подобных дискуссий. Разумеется, никто не собирается заставлять молодежь углубляться лишь в классику и принуждать напрочь забыть о современной культуре. Так интерпретировать общественную обеспокоенность упадком гуманитарного образования можно только, если смотреть на проблему взглядом недоброжелательного пристрастия. Пишу это потому, что охотников дискредитировать дело возвращения русской классики немало.

Приведу последний, но показательный пример. Недавно министр культуры В. Р. Мединский собрал у себя наиболее популярных видеоблогеров для обсуждения как раз тех вопросов, о которых мы говорим сегодня. Аудитория этих блогеров — миллионы подписчиков, представители как раз того поколения, о котором мы говорим. Общеизвестный факт: многие из молодых почти не читают. Они не смотрят телевизор. Поэтому, даже если будут осуществлены планы новых постановок классики в сериалах, эти молодые люди такие фильмы попросту не увидят. Они, за редким исключением, не ходят на популярные, тем более научные, лекции. Любимые старшими поколениями деятели культуры для них не убедительны и абсолютно не интересны. Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами.

Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. На совещании у министра они сделали несколько важных предложений, среди которых была идея о том, чтобы привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать. Мы предложили подумать, возможно ли современным исполнителям, собирающим громадные молодежные аудитории, объединиться для проведения особых концертов по лучшим произведениям отечественной поэзии и музыки. Такие исполнители как никто другой в нашей ситуации могли бы помочь общему делу. Эту идею, как мне показалось, дружно поддержали все наши молодые собеседники.

А если, добавляли они, эти певцы еще и прочтут отрывки из своих любимых стихотворных и прозаических произведений классики и призовут слушателей искать и находить красоту лучших творений русских поэтов, то, без сомнения, они будут услышаны. Тем более что некоторые из самых популярных сегодня исполнителей читают видеолекции, например, по вопросам культуры и искусства начала ХХ века. Все это были рабочие моменты дискуссии. Все понимали, что до окончательных решений еще далеко.

Блогеры, несмотря на свою юность, оказались профессиональными и — главное — благородными собеседниками: ничего из предварительной дискуссии ими не было «вброшено» в сеть. Но присутствующая на встрече корреспондент одного из ведущих информационных агентств преподала им урок «профессионализма»: вырвав из контекста дискуссии несколько фраз и не поясняя никаких подробностей, она опубликовала в своем агентстве сенсационную новость о том, что Патриарший совет по культуре выступил с предложением популяризировать классику с помощью матершинника Шнура и рэпера Тимати. Это было, конечно, довольно странно, но для меня в этой истории наиболее важными оказались порядочность и профессионализм наших молодых собеседников. А желающих дискредитировать намеченную работу еще будет предостаточно. Порой из самых неожидаемых сфер. И к этому надо быть готовым.

«А причем здесь Церковь?» — обратят к нам вопрос из церковной среды. (От среды светской нас ждут более жесткие вопрошания, но пока оставим их в стороне.) Итак, какой смысл для Церкви участвовать в решении, конечно же, важной, но чисто светской проблемы? Наилучшим образом интерес Церкви к гуманитарному образованию выразил один из самых известных старцев ХХ века — преподобный Силуан Афонский: «В последние времена путь ко спасению будут находить люди образованные».

У меня нет сомнений, что, несмотря на всю сложность, поднятая нами сегодня проблема будет решена. Залог тому — общая озабоченность родителей и педагогов, светских и церковных людей, государственных лиц и деятелей культуры. Потерь не избежать, но в целом намечены многие реальные шаги и нашими министерствами, и творческими и общественными сообществами.

Но есть и еще один фактор, вселяющий надежду.

«Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню “По у-ли-и-ице мостовой”. Враз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты…

— Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! — закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. — Николенька, Николенька! — говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?

…Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». — Л. Н. Толстой «Война и мир».


Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов),
ответственный секретарь Общества русской словесности

17 марта 2017 г.



http://www.pravoslavie.ru/101853.html
Записан
Виктоp
Постоялец
***
Сообщений: 191


Просмотр профиля
Православие
« Ответ #1 : 27 Марта 2017, 15:21:53 »


Русская культура - прививка от бездуховности


Известные пастыри о том, как предотвратить скатывание молодежи в гуманитарную катастрофу …



Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Общества русской словесности, прокомментировал уровень гуманитарных знаний у современной молодежи. Владыка, в частности, сказал:

«Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины - это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает, хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений… Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016».

Он сослался на нашумевший видеоролик, где молодые люди не могут ответить на простейшие вопросы – кого свергли большевики, в каком веке жил Пушкин, кто написал «Войну и мир». Они либо дают совершенно безумные ответы, либо извиняются фразами вроде «Я в школе плохо историю учила», либо жалуются, что вопросы слишком сложные.

«Корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.

Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.

Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели», - сказал владыка Тихон.

«Чем, на ваш взгляд, объясняется, что люди, благополучно сдавшие ЕГЭ и поступившие в вузы, обнаруживают совершенную гуманитарную безграмотность? На каком этапе происходит "сбой", чья тут вина прежде всего – родителей, школы, системы образования в целом? Можно ли исправить ситуацию – учитывая, что ровесники тех же молодых людей уже преподают в школах? Если да, то как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.



Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что «надо перестраивать коренным образом всю систему образования. И владыка Тихон прав, потому что вопросы образования и интеллектуальной готовности встречать вызовы современности близки для людей, которые выберут стезю духовную и светскую. И для тех и для других нужен фундамент, которым должна быть хорошая общеобразовательная платформа, а она как таковая сейчас отсутствует и в школах, и в вузах».

«Та, которая существовала в советское время, предполагала набор обязательных предметов, формирующих общее мировоззрение человека, - отметил он. - Например, для чего человеку нужны знания об астрономии, физике, химии, если он хочет изучать гуманитарные дисциплины? Да просто чтобы иметь полноценный уравновешенный взгляд на мир в его совокупности. Иначе на выходе получится невежественный человек. То же самое происходит в высшей школе. Первые три курса вуза всегда изучали общеобразовательные предметы. Человек, который должен стать инженером-строителем изучал и электротехнику, и химию, хотя, казалось бы, ему нужен только сопромат, - но он выходил инженером с общеинженерной подготовкой. Сейчас просто безвременье и нет людей, которые бы сказали, именно это надо делать и только вот так. Не потому что это принесет доход и повысит эффективность выпускников, а просто потому что иначе выпускник вуза будет неучем».

«Я окончил школу в начале 60-х, - вспоминает пастырь. - То есть нам досталась школа, которая была в значительнейшей степени наследницей универсального гимназического образования – изучение минимума по всем предметам. Сейчас что входит в концепцию образования? Я знаю профессиональных педагогов, они просто не знают, кого готовить в качестве выпускников школ и институтов. ЕГЭ - вообще диверсия против нашей школы, и не потому что методологически несостоятелен, а потому что искалечил весь процесс получения образования. Сейчас можно усовершенствовать или даже отказаться от ЕГЭ, но это не просто компьютеризированная система оценки знаний, это их формализация, которая выхолащивает содержание. Поэтому и без ЕГЭ можно дальше продолжать делать из наших детей "Иванов, не помнящих родства" и невежественных членов общества потребления. Но когда ЕГЭ во главе угла – это полное уродство, имитация образования».

«Надо вернуться к сущностным вопросам, - призвал отец Александр, - а сейчас об этом никто не говорит, и даже нынешний новый министр Ольга Васильева, вроде как консерватор и воцерковленный человек, не решается сказать об этом. А что говорили на эту тему Фурсенко и Ливанов – уму непостижимо. Они сами являли лицо невежественного члена общества потребления и откровенно готовили «квалифицированных потребителей». И пусть Васильева обличена огромной властью, но она одна ничего не сделает. Нужна система, которую сегодня надо воссоздавать с нуля. Кто способен это сделать? Никто! Разве что родители, у которых еще осталось представление о целях образования, должны все брать в свои руки и делать все возможное. Спасение утопающих – дело рук самих топающих. А мы тонем».
 
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, полагает, что «владыка проанализировал очень интересные данные, которые красноречиво свидетельствуют, что уровень образования в нашей стране стал катастрофически низким. Исследования наглядно показали: это действительно так».

«Кто тут виноват? – вопрошает отец Александр. - Владыка правильно ответил на этот вопрос – конечно, наше поколение. Поколения наших отцов и дедов создавали страну, формировали научные, технические, промышленные направления. Сколько было талантливых людей в искусстве, литературе! А сейчас общество стало прагматичным, люди не ставят перед собой высоких задач. Реформы направлены на снижение уровня образования. Вот и наблюдается такой страшный разрыв между реальностью и традицией – наши дети вообще не знают русской классики. Казалось бы, это одна из мировых вершин, - а наши собственные дети знают ее плохо!»

«Что делать в этой ситуации? Мне кажется, нужно понять, в чем заключается цель образования, - подчеркнул он. - Иначе можно предпринять очередные реформы, но они тоже будут иметь нежелательные для нас последствия, побочные эффекты, приведут не к тому результату, и опять что-нибудь придется переделывать. Должна быть обозначена стратегическая цель, и тогда можно к ней двигаться, изыскивая средства, которые помогут ее достичь наиболее эффективным способом».

«Это задача стоит перед всем нашим обществом - и зрелым поколением, и молодыми людьми. Она многонациональная. Должно быть широкое обсуждение, и необходимо принять такое решение, которое народ с энтузиазмом воспримет, и будет внедрять. А исследование, которое провел владыка Тихон мне, повторюсь, кажется интересным, значимым – можно только поблагодарить всех, кто его организовал и провел», - заключил пастырь.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, сказал: «В одном не соглашусь с владыкой Тихоном – сам-то он многое сделал для того, чтобы передать людям исторические и культурные ценности нашего народа, и до сих пор трудится на этой ниве. Так что владыка скромничает, когда говорит обо всем обществе – есть люди, которые всегда этим занимались и будут заниматься».

«Я бы разделил два понятия – такие, как успешная сдача ЕГЭ и хорошие знания в гуманитарных науках, потому что контроль сдачи ЕГЭ у нас не на должном уровне, - уверен отец Вячеслав. - Люди умудряются одним им известным способом получать высокие баллы и спокойно поступать в институт, при этом не владея никакими знаниями. Это вопрос к организаторам ЕГЭ. Я общался с учениками, заслуженно получившие высокие баллы, видел вопросы госэкзамена, пытался на них отвечать, и ответственно заявляю: если у человека 70 и выше баллов по русскому языку и литературы, он хорошо образован».

«С культурой, конечно, вопрос другой. Что нам предстоит в первую очередь? – задается он вопросом. - Повысить общекультурный уровень нашей страны. Обратите внимание: политики, дикторы на телевидении позволяют себя нецензурную лексику. У них бедный язык, неграмотная речь. Необходим государственный цензор, который должен поднимать планку. Раньше мы учились у наших дикторов говорить правильно, а что сейчас? Конечно, проблема заключается еще и в том, что мы разрушили родную советскую школу, и переходим на западную систему образования. Это губительно для нашего народа. Мы получали фундаментальное образование по многим направлением. Человек, который в то время заканчивал десятый класс, мог ответить на многие вопросы, о которых сейчас среднестатистический выпускник даже не имеет понятия. Почему? - а потому, что тогда был высокий уровень образования и у преподавателей. Но с той заработной платой, которая у нас сейчас и с такой загруженностью, учится в институты на преподавателей (в частности, русского языка и литературы), идут люди не с высшим баллом, а те, кто больше никуда не поступили - давайте это признаем. И эти люди, которые не хотели учиться и ничего не знают, будут пытаться учить наших детей? Такого быть не должно».

«Пока в нашей стране профессия учителя не станет престижной, не о чем говорить нельзя, - подчеркнул пастырь. - Вспомните советское время – самыми уважаемыми людьми были учителя, врачи. Сейчас это самые неуважаемые профессии по одной лишь причине – заработная плата у врачей и учителей смешная. А в тех учреждениях образования, где учатся отпрыски богатых людей, учителей вообще ни во что не ставят».

«Еще одна большая проблема – перестроечное поколение фактически выросло беспризорным. Родители были вынуждены решать экономические вопросы, семьи выживали, а детьми заниматься было некогда. И сейчас это поколение выросло - вот она, утрата исторических, гуманитарных связей. В результате те дети ничего не получили, и что они могут дать своим детям? А основное образование закладывается именно в семье», - пояснил священник.

«Еще одна огромная проблема, которую нам в ближайшее время нужно решить – закрыть все непотребные интернет-сайты. Государство должно набраться смелости и сказать: "Мы берем ответственность за будущее поколение и закрываем все эти сайты". У нас огромное количество людей вместо того, чтобы читать книги, просто зависает в интернете. Интернет-зависимость приобрела такие масштабы, что даст фору наркомании и алкоголизму, - обеспокоен пастырь. - А это так же тяжело лечится, как и перечисленные мною недуги».

«И главная наша проблема – бездуховность. Если мы возьмем литературу, которую учили даже при советской власти, увидим, что она ведет к высоким нравственным идеалам. Я посмотрел в одном из наших областных лицеев список западной литературы, которую школьникам предлагают сейчас – это пропаганда наркомании, ранней беспорядочной половой жизни – всех тех пороков, которые только можно себе представить. Нашему государству необходимы нравственные критерии (а они могут быть только христианскими, без этого невозможно говорить о какой-то культуре). Обратите внимание: недавно у нас прошел праздник - День православной книги. Церковь всегда уделяет ему большое внимание, проводит множество мероприятий. Почему? – А с этого все и начиналось. А как к этому отнеслось государство? Да никак, - констатировал он. - Следующая проблема – отсутствие поддержки библиотечной сети. В селах с низкой плотностью населения библиотек на селе не останется. А библиотекари, помимо выдачи книг, проводят много различных культурных мероприятий. Если этот последний очаг культуры на селе погаснет, как быть?»

«Так что проблем много. Мы всегда думаем, что в государстве на первом месте должна быть экономика. Нет, - убежден отец Вячеслав. - На первом месте всегда была духовность. Если мы ее убираем, все заменяем рублем или долларом, получаем среднестатистическую личность, которая идет с телефоном и бутылкой пива в руках. Дай Бог нам мужества все это осмыслить и попытаться изменить».
 
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Владыка Тихон и сам подробно рассказал о причинах, по которым мы наблюдаем столь низкий уровень образования современных школьников. Наше образование находится в процессе постоянной реформы. Иногда непонятно, видят ли люди, которые совершают реформы, конечную цель, или это реформы ради реформ, без постановки каких-то задач – воспитательных, образовательных, патриотических, духовных? Из-за этого и происходит чехарда, напряженность, которую ощущают учителя, директора школ. Они больше всего озабочены правильным составлением бумаг, количество которых постоянно растет. Педагоги перегружены».

«Если государство хочет изменить ситуацию, нужно поддерживать профессионалов в области образования, которые добились успехов, - быть может, имеют научные степени. Не допускать в "высший чиновничий эшелон" лишних людей, чьих-то родственников, попавших туда непонятно по каким причинам. И второе – нужно четко формулировать цели, задачи, и желаемый результат – то, чего хотят видеть от школьника, закончившего девятый или одиннадцатый класс», - заключил отец Николай.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил: «Мне кажется, здесь комплекс причин: невозможно исправить одну, чтобы все было в порядке. Заканчивается второе десятилетие XXI века, и нынешнее поколение уже не просто постсоветское, а постперестроечное, когда у людей нет четких ориентиров в жизни. История и литература - это идеологические предметы. И что они должны воспитывать в молодом поколении? Ни один учитель сегодня, к сожалению, толком на этот вопрос не ответит. Идеология должна быть, и нужна цель: чему должна научить литература и история».

«Сложностей добавляет и ЕГЭ – люди не учатся думать, анализировать. А раньше для выпускного сочинения надо было прочитать кучу литературы и проанализировать произведения. Сейчас просто натаскивают детей на стандартные вопросы, как попугаев. И эти знания очень быстро выветриваются. Еще одна причина – это интернет. Современное поколение – любители ярких заголовков и коротких постов в "Твиттере". Молодой человек с огромным трудом может прочитать серьезный длинный текст, - я уже не говорю про его анализ. Что делать? – вопрошает пастырь. - Я не знаю. Надо учить читать книги – это очень важно. Чтобы интернет с картинками, короткими видеороликами и заголовками не заменял литературу. Если человек читает и любит книги, тогда у него что-то в голове останется. При этом читать нужно не макулатуру, а русскую и зарубежную классику».


22.03.2017

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/22/russkaya_kultura_privivka_ot_bezduhovnosti/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!