Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 00:24:48  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Время выбора: в чьих руках сосредоточена мировая власть?  (Прочитано 975 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 14 Июня 2017, 11:12:02 »

Время выбора: в чьих руках сосредоточена мировая власть?

Профессор Валерий Расторгуев о критике Патриархом современного демократического мироустройства



Как сообщалось, 8 июня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главами дипломатических миссий стран Латинской Америки в России.
 
В частности, Предстоятель Русской Православной Церкви негативно высказался о демократии и глобализации.

Заявление Первосвятителя проанализировал в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель главного редактора журнала «Трибуна русской мысли» Валерий Николаевич Расторгуев:


Святейший Патриарх Кирилл последовательно в течение многих лет проводит очень важную мысль о том, что само направление, в котором идет глобализация, разрушает не только основы традиционных укладов жизни всех без исключения народов. Глобализация унифицирует, обезличивает все сферы бытия на основе неких декларируемых идеалов демократии, но на деле деформирует до неузнаваемости сами эти представления о демократических ценностях и идеалах. Поэтому люди, полагающие, что они борются за установление демократии, на самом деле служат прямо противоположным целям.

На встрече с главами дипломатических миссий стран Латинской Америки в России Предстоятель Русской Православной Церкви обратил особое внимание  на тот факт, что мир неоднороден, и эти деструктивные процессы совершенно по-разному протекают в различных регионах. Поэтому преждевременно говорить и о необратимости духовного разложения. Если кризис христианской веры наиболее разрушительно и злокачественно протекает в странах Западной Европы и Северной Америки, в результате чего именно эти страны, считавшиеся как бы лидерами христианского мира, уже перестают быть таковыми, то из этого не следует, что и другие народы попадут в эту ловушку: «В отличие от них, в Латинской Америке не продаются церкви для того, чтобы там были какие-то светские учреждения, так же, как церкви не закрываются, а, наоборот, во множестве строятся в России. У нас на подъеме религиозная жизнь ― и это тоже общее между Россией и латиноамериканскими странами».

Указал Святейший и на основную причину, превращающую глобализацию в процесс сугубо разрушительный. Эта причина – небывалая концентрация богатств в руках нескольких семейств и воистину чудовищное социальное расслоение. Добавим от себя, что такая диспропорция проявляется повсеместно, она не имеет отчетливо выраженного «национального лица», но чревата особыми социальными и политическими рисками для стран, не входящих в «клуб избранных». Сей закрытый «клуб» еще способен сохранять относительную устойчивость, поскольку высасывает соки планеты. Механика известна: это и неравноценный «обмен рент» (природной и интеллектуальной), что связано с скупкой патентов и «мозгов», и все та же нестабильность «стран-доноров», порождаемая социальным расслоением.

Поэтому «страны-доноры» можно в любое время погрузить в ситуацию «управляемого хаоса», спровоцировав потрясения и даже гражданские войны. За примерами далеко ходить не надо… Данное обстоятельство тоже служит предостережением и для России, и для латиноамериканских стран, и для так называемого «третьего мира». Впрочем, с ликвидацией биполярной системы, распадом Советского Союза и демонтажем стран «народной демократии» само понятие «третьего мира» потеряло былой смысл. Но осталось отношение к нему как к «третьесортному» со стороны «самоизбранных». 

Это делает остроактуальным призыв Патриарха к диалогу между нашими народами и церквами. Это диалог может быть особо продуктивным, поскольку «проблемы, которые возникли в отношениях Церквей Востока и Запада, православных и католиков, во многом были связаны с историческим европейским контекстом. Но они не имели прямого отношения ни к России в то время, ни к Латинской Америке». Благоприятствует и тот факт, по словам Его Святейшества, что «руководители этих стран имеют горячее желание обеспечить поступательное развитие своих государств и обществ».

Однако Святейший обратил внимание на еще одну угрозу, которую не следует недооценивать. Речь идет о том, что невероятная концентрация собственности порождает и абсолютную концентрацию власти, что превращает демократию в откровенную фикцию: «Совершенно очевидно, что современная глобализация укрепляет позиции сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены колоссальные материальные ресурсы, а поэтому — и огромная власть, не подконтрольная ни правительствам, ни народам. И тогда возникает вопрос: а что такое демократия, если реальная власть не находится под контролем народа, и даже ни под контролем правительства».

Вывод, который можно сделать из сказанного Патриархом, заключается в необходимости поиска стратегии социального развития, основанной на принципах социально ориентированной экономики. Сама эта идея, казалось бы, ясно прописана к Конституции – это известный принцип построения социального государства. Но принцип этот существует пока только на бумаге, да и то поддается совершенно произвольному толкованию. Вероятно, по  этой причине сам этот принцип все реже упоминается…

Сошлюсь на позицию Александра Сергеевича Панарина, на труды которого, кстати, Святейший неоднократно уважительно ссылался. Панарин утверждал, что в действительности во всем мире мы видим сегодня демонтаж самой идеи социального государства: «Социальное государство рухнуло, а торжествует  новый феномен наглой социальной безответственности класса собственников, живущих по иному принципу: «Мы вам ничем не обязаны!» Это резкое суждение полностью подтверждается ныне. Не случайно наш президент все чаще говорит о кризисе концепция социального государства, сложившейся в XX веке, которая сегодня «не только не способна обеспечить устойчивый рост благосостояния, но порой и удерживать его на прежнем уровне».
 
Но именно сегодня, как никогда, нужна согласованная позиция светской власти, гражданского общества и церкви по отношению к социальному государству, основанная на глубоком понимании проблемы, имеющей явно выраженный духовный аспект. Это предполагает расширение горизонта, ибо идея построения социального государства – это не сугубо национальная идея, а планетарная, предполагающая смену ориентиров – от принципа «Мы вам ничем не обязаны!» («Ели Бога нет, то все можно») к признанию коллективно ответственности и высших ценностей, к социальному сложению.

При этом надо учитывать, что сосуществуют самые различные модели социального государства, отражающие этнокультурную и конфессиональную специфику, исторический путь и экономический потенциал различных стран и регионов. Необходимо выявить общие тенденции и общие угрозы, определить источник этих угроз и выработать общую стратегию. А уже на основании этой стратегии (программа-минимум) провести ревизию национального законодательства и всех социально значимых программ. И очень хорошо, что инициатива вновь исходит от Русской Православной Церкви. Напомню, что отсчет Третьего тысячелетие был ознаменован не только предощущением глобальной катастрофы, но и принятием Социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/13/vremya_vybora_v_chih_rukah_sosredotochena_mirovaya_vlast/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!