Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 08:16:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Родина не отпускает. Беседа с писателем Евгением Кулькиным  (Прочитано 2496 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 07 Июля 2017, 02:30:32 »

Родина не отпускает

Беседа с писателем Евгением Кулькиным



Сегодня в нашей «Литературной гостиной» – известный волгоградский писатель, член Высшего творческого совета Союза писателей России Евгений Александрович Кулькин. Это имя – яркая творческая страница в истории отечественной культуры. Талант, стиль, душа – это то, что отличает его литературные произведения. Он бережно хранит традиции и обычаи донского казачества, приумножает богатство родного языка…

 

Родина не отпускает

 

– Евгений Александрович, вы родились в Новоаннинске, жили на Дону – это ведь оттуда, из детства, такая пронзительная любовь к малой родине?

– Да, я подолгу жил у дедушки и бабушки, среди многочисленной родни. Сколько помню себя, родина не отпускает, не растворяется во времени, а стоит перед глазами, оседает в написанных книгах. В детстве стрепет фурлыкал в наших местах чаще мотоцикла или машины… А журавли паслись, как овцы… В хуторах жили размеренно и неторопливо.

– А самые первые воспоминания?

– Они дарованы звуками родной речи, запахами степных трав, казачьими песнями, никуда не исчезли, душа бережет их, как главное богатство. В семь лет я сам окрестился. Откуда пришло ко мне это необъяснимое желание, я не знаю. Прибежал в Вознесенскую церковь в Серафимовиче, где мы тогда жили, перелез через ограду и попросил батюшку окрестить меня. Священника звали отец Евгений, как и меня, он и стал моим крестным. А крестной, помнится, была прихожанка или монашка, что присутствовала в тот момент в храме. В церкви в те безбожные времена уже не служили, но отец Евгений не отказал отроку и потом, говорили, часто вспоминал об этом, а меня одаривал при встрече пряниками и конфетами. Сейчас в этой старинной церкви настоятелем отец Александр, по фамилии Кулькин, мой однофамилец по удивительному совпадению.

– Вы ведь потомственный казак?

– Мое казачье древо – это дед по матери Ефим Филиппович Седов, присутствие которого в жизни я чувствую и сейчас. От него явилось мне ощущение неразрывной корневой связи не только с историей моего рода, о котором написана трилогия «Прощеный век», но и с историей донского казачества. Все, что было заложено в детстве, яркими вспышками освещало страницы книг «Последний день лета», «Знай обо мне все». Трагедия расказачивания коснулась не одной сотни моих близких и дальних родственников. Семьи были большие, более десятка двоюродных и троюродных братьев и сестер наезжало к бабушке летом. А сколько жило по окрестным хуторам – не сосчитать! Уцелевшие после казаки тронулись с обжитых мест, меняя имена и фамилии. Многие осели в Донбассе, пошли работать «на шахты», скрылись под землей.

 

Казаки никогда не предадут

 

– Кто ваши предки?

– Мои деды, атаманы, были известными на Дону казаками. Ефим Филиппыч четыре раза избирался атаманом в течение 16 лет. Мой дядя, Павел Седов, полный Георгиевский кавалер, не принял революцию, эмигрировал с последним пароходом из Крыма на Корсику. Казаки – люди бесшабашные, смелые во всех своих поступках. А еще – они были честными, далекими от предательства. Пойдут под пули, но не предадут.

– Почему многое в вашем творчестве посвящено и обращено к певцу «Тихого Дона» Шолохову?

– Шолохова я знал лично. Он приезжал к нам на хутор Будыльский под Серафимовичем, беседовал с дедом и моей мамой, Александрой Ефимовной, которую, как и все, звал Санярой. Ближе познакомился с ним в Михайловке, когда уже писал стихи. Он сам позвал меня на встречу. Прошло несколько лет, и снова встреча в Михайловке, когда прочитал ему свой рассказ, он спросил: «Лучше меня хочешь писать?» – «Я и сейчас лучше пишу!» – ответил я. Он рассмеялся и сказал: «Узнаю, Санярин сын!» Бывал я и в Вешенской не один раз вместе с Владимиром, двоюродным братом Марии Громославской, жены Шолохова… Знаю, что Шолохов написал великую книгу. Мы с ним в одной лодке, только гребем в разные стороны. Потому что он гребет в будущее, а я – в сторону, чтобы не говорили, что «плагиат»…

– Вы считаете, что именно Шолохов, а не Федор Крюков, написал эпопею «Тихий Дон»?

– Это я доказал всем своим творчеством. Недаром Шолоховский центр в Москве подарил мне факсимильное издание «Тихого Дона». Очень хороший писатель Федор Крюков по природе своего таланта был «рассказчиком», писал рассказы, как Чехов, и, на мой взгляд, не мог создать большой роман.

 

«Черпайте уроки жизни из книг»

 

– Как получилось, что вы написали детективы – роман «Золото ведьмы» и повесть «Черная кошка»?

– Во время войны в Михайловке и Фролово орудовала банда «Черная кошка». Получился психологический детектив, основанный на реальных событиях, за который мне дали в конце 80-х годов премию МВД СССР. А «Золото ведьмы» – это рабочий поселок Рудня, где тоже происходили совершенно невероятные вещи, я не удержался и написал книгу. Кстати, издана она была в Петрозаводске 200-тысячным тиражом, и весь тираж был реализован на кораблях. В наш регион попало очень немного книг, и сейчас они библиографическая редкость. Детектив дал мне возможность попробовать себя в ином жанре, где я не отступил от литературных правил, выработанных в течение всей жизни.

– Кто ваш читатель?

– Это тот, кто открывает книгу на первой странице и не закрывает на двадцать седьмой, кому интересен не только сюжет, но и самобытный казачий язык, на котором пишу. Профессор ВолГУ Софья Петровна Лопушанская изучала язык трилогии «Смертный грех» и издала «Словник», научный труд с результатами своего исследования. Образ моего читателя ассоциируется у меня с неожиданным для меня знакомством на одном из творческих вечеров. Этот мой читатель поведал, что когда он лежал в больнице с тяжелым заболеванием и ему чистили кость, то боль была такая сильная, что ее не унимали никакие лекарства. Но вот у него в руках оказался роман «Смертный грех», и он, читая, забыл про боль! Для меня это была высшая оценка моего творчества!

– Что посоветуете молодым писателям? Есть ли смысл в век гаджетов водить пером по бумаге?

– Почти 15 лет я был доцентом кафедры филологии издательского дела и литературного творчества ВолГУ, где преподавал студентам литературное мастерство. Им я советовал прежде всего внимательно читать книги, в них черпать уроки жизни. Человек, если он талантлив, должен отрабатывать свое пребывание на этом свете. А книги – это не вериги. Вериги – лень, которая ставит подножку каждый день. Когда-нибудь мы вспомним про перо, про связь руки с нашим мозгом, про удовольствие красивого и чистого письма! Когда пишешь рукой, то следишь за строкой. Мое мнение: гаджеты упрощают мышление.

 

Девушка «с челочкой»

 

– Ваша супруга – талантливый поэт, мама прекрасных сыновей Елизавета Иванникова. Как вы познакомились? Что укрепляет брак двух таких неординарных людей?

– Когда я жил в Рудне и работал в местной газете, то руководил литературным объединением «Березка». И однажды предметом нашего обсуждения стала только что вышедшая полоса стихотворений в газете «Молодой ленинец» со стихами юной начинающей поэтессы Елизаветы Иванниковой. И опять же, по какому-то наитию, я сказал, глядя на фотографию девушки «с челочкой»: «Она будет моей женой». Мы встретились только спустя десять лет, когда она принесла в Союз писателей новые стихи по приглашению моего друга Ивана Данилова. И уже больше не расставались. В нашем доме существует непрерывный творческий процесс: я встаю рано, только минует полночь, и работаю до утра. А Елизавета в полночь только ложится спать, ее творческое время – утро и день, когда позволит время. Я же выбираю ночь как возможность полного уединения! А укрепляет наш брак взаимная любовь, творчество и умение радоваться успехам друг друга!

– Несколько лет назад известный хирург Ренат Акчурин сделал вам операцию на сердце…

– В месяцы и дни перед операцией я писал стихи, не отрываясь от листа бумаги. Они держали меня на этом свете, их ритм поддерживал биение сердца. Они вернули мне жизнь, которую я, с позволения Бога, продолжаю. Ренат Акчурин не дал прерваться этому ритму, ему я обязан написанными после операции книгами, изданием трехтомника стихов. Мы перезваниваемся, поздравляем друг друга с тем, что я еще продолжаю кромсать жизнь пером, как он скальпелем.

– Что дает вам сегодня силы для творчества?

– Писатель – это соглядатель тех событий, которые заставили его быть неравнодушным ко всему, что творится вокруг. Мне кажется, что, живя в наше время и обладая дарованным Богом талантом, отложить в сторону перо – преступно!

– Какая книга всегда на вашем столе? Есть такая?

– Библия!

 

Справка: Евгений Кулькин занимает особое место в плеяде волгоградских писателей. Впервые читатель узнал его как поэта. Затем последовали публикации в журналах «Наш современник», «Нева», «Знамя». Из-под пера лауреата многих литературных премий Евгения Кулькина вышли десятки произведений. Среди них трилогии «Смертный грех», «Хазарань», «Обручник». В Городищенском районе имя Евгения Кулькина носит одна из сельских библиотек.

Беседу подготовила Юлия Гречухина


http://www.voskres.ru/interview/grechuhina.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!