Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 08:47:42  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: За папаху иль за идею… Казачьему роду нет переводу!  (Прочитано 3259 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Августа 2017, 19:56:59 »

За папаху иль за идею…
Казачьему роду нет переводу!




Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Забайкальскому краю – любо!» прошёл в с. Засопка в минувшие выходные. Принимал у себя праздник Алексей Иванович Рюмкин, директор районного Дома культуры СП «Засопкинское». Мне кажется, что это именно то место, где и должны проходить подобные мероприятия. Кто, как не бесконечно влюблённый в подлинную русскую музыку Алексей Иванович, должен показать эту красоту другим?

Говоря о казачестве, как традиционном общественном движении, имеющем глубокие корни, сразу оговорюсь: лично я отношусь к этому явлению с известной долей скептицизма. Нарядные казаки в псевдотрадиционных одеждах с обилием наград на груди вызывают у меня усмешку. Чтобы стать казаком, принять казачество, недостаточно, на мой взгляд, надеть папаху и рьяно креститься в церкви. Всё должно быть совершенно иначе. Движение должно нести в себе подлинный смысл возрождения, а не самолюбования в известной мере. Я, честно говоря, и на фестиваль то ехала, спрятав поглубже этот самый скептицизм.

Скажу так: искренне рада, что ошибалась. Несёт, оказывается, современное казачество, которое довелось увидеть, настоящий русский дух. Во всяком случае, та часть казачества, которую мне посчастливилось узнать. И моя статья о фестивале – это не столько информация о занятых местах, сколько попытка понять, каким образом возродить русский дух и найти ту самую русскую идею, о поисках которой твердят СМИ. И после этого фестиваля, равно и как после «Семейской круговой», убеждена – русская идея – в возрождении традиций Руси: красоты отношений друг к другу, веры, взаимопомощи, человеколюбия, крепкой и большой семьи.

 
Фланкировка – это вам не фунт изюму


Итак, на фестиваль собрались посланцы из 10 районов края, а также были гости из Бурятии и даже из Твери. В программе фестиваля были и певческие состязания, и состязания на полосе препятствий для отрядов. В каждой команде – по три человека. Оценивалось умение фланкировки (владения шашкой), стрельба из пневматической винтовки, метание ножей в цель и бег по полосе препятствий. Состязалась в основном молодёжь, а седоусые казаки (есть, оказывается, и такие) оценивали мастерство на каждом этапе. По итогам состязания определились победители казачьей полосы препятствий: 1-е место завоевала команда хуторского казачьего общества «Яснинский караул». «Атаманская станица» Читинского городского казачьего общества заняла 2-е место, команда станичного казачьего общества «Акшинская станица» – 3-е место. Команда Читинского хуторского казачьего общества «Тихий» – на 4-м месте.

Также в казачьем многоборье приняла участие команда кадетов Мирсановского караула (с. Нижний Цасучей Ононского района).

Постояв там непродолжительное время, поняла, что спортивная подготовка уступает, на мой женский взгляд, певческой, и вернулась к зданию СДК.

По улице, кстати, сложно пройти – отовсюду запахи шашлыков, плова, приветливо манят позами из полевого кафе «Алёна». Но не до этого!

 
«Раздолье» и «Разгуляй» – подходи, не зевай!


 У Дома культуры просто душа пополам рвётся: конкурсная программа на сцене и параллельно на открытой площадке те же коллективы, но с более обширной программой.

Неярких и скучных коллективов просто не было. Создалось ощущение настоящего (а не выдуманного по чужим образцам) природного фестиваля красок и эмоций: настолько были ярки костюмы участников. Некоторые – настоящая радуга оборок и лент. Другие – строгое исполнение костюма, но такие яркие типажи артистов. Иных хоть сегодня на экранизацию «Даурии».

 Захотелось, конечно, пообщаться с участниками фестиваля. Первыми в этой встрече были артисты ансамбля «Мирсановский караул» из Нижнего Цасучея. Одна из солисток – Маргарита Нелюбова. Удивительной красоты грудной голос, из той породы, когда страшно шевельнуться, чтобы что-то непропустить. После её исполнения зал в неё влюбился и долго не отпускал аплодисментами. Она рассказывает: «Создались мы, как ансамбль, в 2015 году. Как раз в том году проходил первый подобный этому фестиваль в Чите. И мы, трёх месяцев от роду, заняли там второе место.

 В семье у меня все пели, и по отцовской, и по материнской линии. У моих предков казачьи корни. Поэтому, наверное, больше всего и нравятся эти песни. В ансамбле у нас поют и взрослые, и юные воспитанники, среди которых Наталья Черепицына. Её отец Алексей здесь же поёт, и тётя Оксана Перевозчикова. Традиция петь в семье, к счастью, не потерялась.

К сожалению, в прошлом году мне пришлось переехать в Хабаровск. Там больше условий для развития, чем у нас в крае. Работаю по линии образования. Тоскую очень и по родине, и по нашему ансамблю. Нахожусь тут в гостях в отпуске и с радостью поехала с нашими на фестиваль».

К слову сказать, Маргарита Нелюбова увезла с собой диплом 1-й степени в номинации «Солисты фестиваля». И сам ансамбль «Мирсановский караул» вернулся домой с дипломом. Больше всего хочется, чтоб этот коллектив не распался, а рос, вбирая в себя новое поколение юных дарований. Удачи и новых творческих планов его неугомонному руководителю. А Маргарите Нелюбовой – создать в Хабаровском крае ансамбль забайкальской песни. Я думаю, это событие не за горами.

 
С берегов таинственной Силькари


Пообщалась я и с Алексеем Рыбаковым, руководителем народного ансамбля «Силькари» из г. Шилка( старинное название реки – Силькари) . Александр привлёк моё внимание на концерте своей манерой исполнения песни. Он просто купался в мелодии, звуках и нередко пел с закрытыми глазами, дирижируя себе и ансамблю рукой. Такая манера исполнения мне очень напомнила солистов «Читинской слободы», которые в плане правильного исполнения русской забайкальской песни, безусловно, являются эталоном. И здесь, как и у «Слободы», песня – не шоу, а вслушивание в её мелодику, лад и пропускание её через себя.

«Как ансамбль, мы выступаем с 2008 года, а в 2011 году получили звание «Народный», – рассказывает руководитель. – В ансамбле поёт моя сестра. Жена пока дома, ждём ребёнка, братья поют. Все – со специальным высшим образованием. Начинали с Забайкальского училища культуры, азы нам давала Татьяна Михайловна Зенкова, она и по сей день с нами общается, спасибо ей за помощь». (Кстати, о Татьяне Михайловне многие из моих собеседников говорят: «Она наша «мама», всему научила».)

Привыкнув видеть Татьяну Михайловну на «Семейской круговой», я считала её вдохновителем интереса именно к семейской культуре. И только тут оценила в полной мере и её вклад в развитие направления исследования подлинной казачьей песни, основанной на когда-то давно собранных первоисточниках.

Недаром на закрытии фестиваля Татьяна Михайловна очень тепло благодарила всех участников, говоря, что, к счастью, не исчезла настоящая забайкальская песня. Она продолжает жить в правильном своём звучании. «Мы ж народную песню знали по «Сени, мои сени» да «Утушка луговая». А ведь есть настоящая забайкальская песня, со своей традицией, которой ни у кого нет. Мы не перепоём омских или терских казаков. Там своя традиция, свой менталитет. Но у нас есть настоящий клад – забайкальская песня, которую нужно хранить. Спасибо вам, что вы это делаете!»

 
Сильна традиция семьёй


Говоря о сохранении традиции, невозможно не коснуться ещё раз темы «семейного ансамбля». Когда на сцене певческие семьи, не нужно говорить слов о патриотизме и передаче традиции. «Если за одном столом поют деды и внуки, значит, песня будет жива», – говорит Татьяна Михайловна.

 Семейных ансамблей было несколько. Знакомлюсь с одним – ансамбль «Раздолье» из Малеты Петровск Забайкальского района. Руководит им Екатерина Мисайлова. «В составе ансамбля поколение старших, брат и сестра Анатолий и Татьяна. Сын Анатолия Владимировича – Эдуард, мой муж, я – второе поколение, и наша младшая – дочь Елизавета. В ансамбле поют Екатерина, дочь Татьяны Владимировны, её внуки Руслана и Ульяна. Поём с 2012 года, семейным стали с 2014 года, с приходом к нам на сцену детей. Катя – хормейстер, Эдуард – тоже хормейстер. Анатолий Владимирович просто водитель, не музыкант, но очень любит петь».

 Он и рассказал мне, что его родители пели и играли на инструментах: мама на балалайке, папа на баяне и аккордеоне. «С детства привили нам любовь к музыке и песне. Мы с ними на сцене с детства были. Теперь сами продолжаем эту традицию. Дома ещё внук остался, он плясун. Ещё одного внука ждём, третьего. Думаю, и этот будет музыкальный», – улыбается глава семьи.

Радует, кстати, не только творчество семьи, но и следование традициям – и по количеству детей, и даже по настоящим русским именам.

Ещё один маленький семейный ансамбль – супруги Филатовы, Алёна и Максим, с дочкой. На мой вопрос, когда родились, как семейный ансамбль, улыбаются: «Вчера. Решили, что споём с дочкой. До этого пели вдвоём.»

И невозможно, конечно, обойти молчанием и семейный ансамбль Рюмкиных. Алексей Иванович руководит РДК в с. Засопка, и все хлопоты с организацией фестиваля, безусловно, на его плечах. Супруга Наталья – художественный руководитель фольклорного ансамбля «Читинская слобода». На празднике у них не было свободной минутки, как у хозяев мероприятия. Они умудрялись при этом пообщаться и приветить каждого гостя, спеть самим, в очередной раз удивляя слаженностью семейного ансамбля, в котором даже двухлетняя Матрёна поёт, уютно устроившись на плече матери.

– Неужели и она поёт? Это же так сложно! – удивляюсь я. – Ничего сложного, – улыбается Наталья. – Они постоянно поют с нами. 40 минут едем до работы из города, 40 минут с работы – поём, тут поём. Конечно, и она поёт, просто сегодня устала, ей нужно поспать. А пока некогда».

 У детей – потрясающее чутьё русской песни и удивительные голоса, которым может позавидовать взрослый. А ещё у семьи, полностью входящей с состав ансамбля «Читинская слобода», масса планов. «Пока отпуск у большей части коллектива, но скоро – праздник нашего района, – делится планами Алексей Иванович, – все участвуем в празднике. А впереди гастроли в Хабаровск, где запланированы концерты». Ансамбль Рюмкиных образовался в 2007 году, неоднократно принимал участие в районных, городских и краевых мероприятиях. В 2012 артисты заняли 1 место в номинациях «Народное пение», «Сольное исполнение» всероссийского конкурса «Литературная галактика». В 2013 – ансамбль был награждён дипломом победителя в номинации «Семейный фольклорный ансамбль» на 9 всероссийском фестивале-конкурсе «Поёт село родное». А сейчас, после фестиваля в Засопке казачьи ансамбли из Засопки, Малеты и Шилки одержали победу среди коллективов Забайкальского казачьего общества в межрегиональном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», который проходил 5 и 6 августа в Иркутске. Гран-при конкурса снова выиграл семейный фольклорный ансамбль Рюмкиных из Засопки. Второе место занял народный семейный ансамбль «Раздолье» из Малеты (рук. Е.А. Мисайлова). Третье место досталось народному вокальному ансамблю «Силькари» из Шилки (рук. А.А. Рыбаков)– все те. о ком я написала выше.

И вот глядя на семьи Рюмкиных, Филатовых, Мисайловых из Малеты, группу Алексея Рыбакова из Шилки, убеждаюсь, что суть казачества – не в переодеваниях, а в несении смысла рода, традиции служения своему народу и роду. Ведь потеряв эти русские истоки, Россия станет очередной страной с нелепыми пустопорожними песнями, где сложно определить пол исполнителя. Где для исполнителя будет самым страшным создать семью, так как это сломает карьеру. А создавши семью, прилюдно её предавать, посвящая этим событиям бесконечные шоу.

 Включив вечером телевизор в поисках новостей, увидела телепередачу на самом первом канале: «Три аккорда». В жюри многоуважаемый Александр Розенбаум, Александр Новиков. На сцене – певец в драной куртке, за ним на баннере надпись «На свободу с чистой совестью», на фоне решётки поёт об извозчике, который должен увезти домой. Певица Максим (?!) поёт «Гоп-стоп», и жюри совершенно серьёзно разбирает, всё ли ей удалось, чтобы передать блатную романтику… И я с горечью думаю – какие же разные вещи пропагандируют забайкальская Засопка и Первый канал!

С благодарностью Татьяне Михайловне Зенковой и семье Рюмкиных, а также всем участникам фестиваля за безграничную преданность забайкальской песни,

Елена Чубенко (Забайкалье)

http://www.voskres.ru/articles/chubenko1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!