Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 06:00:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Цвета времени. Из учительской тетради  (Прочитано 3563 раз)
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Сентября 2017, 17:10:20 »

Цвета времени

Из учительской тетради



Горбачёвская река Гласность Без Берегов разлилась взбаламученным морем.

Мутные волны накатом оплёвывали грязью всё Святое – историю Отечества, наших Героев, родную Культуру…

«Новое мышление» и его «мыслители» остервенело кидали на учебные парты роскошные с виду, но ядовитые по содержанию учебники, а к ним – книги, журналы, газеты. Схоже промывало наши умы телевидение, радио, кино…

Как не растеряться учителю?..

Меня, преподавателя отечественной словесности, выручало, в частности, краеведение. Не зря в старину его называли отчизноведением. И вот – спустя годы встречаемся с учениками. Рада за них. В большинстве они не иваны, не помнящие родства, не манкурты…

 

В поисках Героя

 

Краеведческий поиск всегда полон неожиданностей.

К юбилею создавали музей истории учебного заведения. Отдельный стенд посвятили выпускнику предвоенных лет Ивану Сороке. В дальнейшем он закончил ещё и артиллерийское училище. На фронте командовал артдивизионом. За подвиги был удостоен звания Героя Советского Союза. Единственный из наших питомцев – участников Великой Отечественной войны. В память об Иване Николаевиче открыли мемориальную доску.

Биографию его составляли по материалам, публикациям в газетах и книгах, изданных в Белгородской области. Наш Герой родился в селе Красное Алексеевского района, который в ту пору числился в Воронежской области.

Перелистываю книги. Вдруг – читаю: в нашем техникуме учился ещё один Герой Советского Союза Фёдор Тарасов. Он уроженец села Белый Колодезь Вейделевского района. Местность эта ранее, до образования Белгородской области, тоже входила в пределы Воронежской.

Сразу созвонились с Вейделевкой. Там подтвердили, что Фёдор Ефремович – их уважаемый земляк. Фронтовик до выхода на пенсию работал в районном комитете Коммунистической партии. Одно из главных дел его – местный историко-краеведческий музей. Тарасов, к сожалению, скончался. Но таких людей уважают не только при жизни, вспоминают добрым словом и после. Именем Фёдора Ефремовича названа новая улица в райцентре.

Нас пригласили в гости в Вейделевку.

Переговоры вёл директор колледжа Сухарев. Сергей Александрович, кстати, историк, заслуженный учитель школы РСФСР, по его инициативе рождался музей. Он-то и организовал нашу поездку на родину Героя. В путь отправились ребята из музейного актива вместе со своим руководителем Ларисой Речинской и педагоги.

Что сразу удивило в Вейделевке, музей – известное учреждение. Первый встречный обстоятельно рассказал, как проехать, хотя музей, как оказалось, совсем недавно сменил место жительства. Райцентр небольшой, как и сельский район, – до 24 тысяч жителей. Сравним с нашей Ольховаткой, Каменкой.

Поразило, к истории края, что означает – и к воспитанию населения, здесь относятся с великим почтением. В посёлке семь с половиной тысяч жителей, а музей очень богат экспонатами-выставками. Прекрасно его художественное оформление. А директор Марина Ушатова рассказала, что с нею здесь работают ещё три научных сотрудника. Все – педагоги-историки, с высшим образованием. Проводят межрайонные научно-практические конференции, по итогам каждой изданы краеведческие сборники. Что важно, в этих конференциях участвуют учителя и учёные, писатели и журналисты, краеведы и сотрудники музеев из других районов, даже – районные руководители, язык в этом случае не поворачивается называть их чиновниками.

Тут и мы побывали у времени в гостях. «Здесь Родины моей и нашей начало»,, – говорила экскурсовод, вернее, путевод Марина Михайловна и вела нас из зала в зал из веков древних в день сегодняшний, рассказывала, кем и чем гордятся её земляки. Чернозёмы искони кормят человека. На них учёным-биологом Константином Прохоровым выведены великолепные сорта и гибриды подсолнечника. Да и масло питательное из «цветка солнца» впервые в мире добыли крестьяне в здешних краях. Графиня Софья Панина, памятник ей есть в Вейделевке, открыла и содержала лучшую в Воронежской губернии сельскую больницу-лечебницу, первую в России Биологическую станцию по изучению и сохранению природы степной. Из сельских недр родовые корни известной оперной певицы Ирины Архиповой, академиков в области электротехники Михаила Костенко и биолога Владимира Любименко.

Призывало Отечество – крестьяне становились в ряды его защитников. Помнят и чтят в Вейделевке своих полных Георгиевских кавалеров, кавалеров ордена Славы, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда.

После экскурсии в конференц-зале нас уже ждали школьники-старшеклассники. Вместе с ними мы слушали рассказ и о «нашем» Герое Тарасове. Закончив сельскую школу-семилетку, Фёдор поступил учиться в Россошанский техникум, именовавшийся тогда – птицеводческим. А работать пришлось и на нефтепромыслах в Баку, и учётчиком-счетоводом в колхозе, в родном селе. Здесь парня застала война и фашистская оккупация. После освобождения в январе 1943 года ушёл на фронт. Воевал сапёром. На передней линии фронта «выращивал» защитные минные поля, а перед наступлением обезвреживал вражеские. Его боевой путь в составе 104-го отдельного сапёрного батальона 89-й стрелковой, а затем 273 гвардейской дивизии отмечен Курской битвой, освобождением Украины, Молдавии, Польши, Берлинской операцией.

Главный подвиг сапёра описан во фронтовых газетах и листовках, в наградном документе. Уже в Польше враг надёжно прикрывал «врата» в Германию оборонной полосой по реке Пилица. Речка глубока, лёд тонок. И вот 15 января 1945 года штурмовому отряду старшего сержанта Фёдора Тарасова удалось захватить мост. Фашисты подготовили его к взрыву. Фёдор Ефремович быстро разобрался в ситуации. Обезвредили три пятидесятикилограммовых бомбы и толовые заряды, заложенные под опорные сваи. Тем самым, «было обеспечено беспрепятственное продвижение советской боевой техники – танков, орудий на западный берег. Мы шли на Берлин!»

Марина Ушатова нам не только рассказала о Тарасове, но и передала в музей техникума копии документов, фотографии. А ещё познакомила с сыном Героя – главным инженером теплосети посёлка Вейделевка. Сергей Фёдорович поделился воспоминаниями об отце:

– Можно сказать, что в двух шагах от Победы его ранило. В госпитале спас ему жизнь, и такое случалось, немецкий хирург. Позвоночник укрепил нержавеющими железными пластинами. Отец с ними и прожил немало, а умер совсем от другой, неизлечимой пока болезни.

Окончил он заочно исторический факультет Воронежского государственного университета.

Для меня отец – настоящий человек. Если бы в партии таких людей, как он, было больше, со страной не произошло бы то, что случилось в девяностые годы.

– Главным хранителем памяти назвала Фёдора Ефремовича директор музея, у истоков которого Тарасов встал тридцать лет назад. Труды его в потомках, помнящих своё родство и любящих свою милую родину.

Марина Ушатова провела нас по улицам и площадям чистой и зелёной Вейделевки. Запомнились клумбы с птицами-скульптурами из цветов. Расширяются парковые зоны с аллеями новорожденных и ветеранов, школьных выпускников, как в райцентровском посёлке, так и в каждом селе.

Так осуществляется областная программа «500 парков Белогорья» – подарок будущим поколениям. Здесь считают: люди должны жить не только в чистоте, но и в красоте.

На автотрассах особый дорожный знак. Человечек предлагает проезжающим выбрасывать мусор только в придорожный контейнер, опоясанный цветным каменным заборчиком.

И на новой улице имени Фёдора Тарасова уже зеленеют газоны, подрастают деревца.

А мир, оказывается, точно – тесен. Уже прощались, сын Тарасова вдруг спросил:

– Тамару Жабскую не вспомните? Моя жена. Училась в вашем техникуме. Правда, давненько: почти тридцать лет назад.

Отвечаю Сергею Фёдоровичу:

– Фамилия редкая. Встречалась, кажется.

– А мы сейчас уточним,– говорит и набирает номер по мобильному телефону. – Тамара, с тобой поговорят. Из Россоши.

Здороваюсь. Только сказала «день добрый!», в ответ слышу: «Нина Павловна, сразу голос ваш узнала! Вы же нас русскому языку учили, литературу вели».

Краеведение снова подарило неожиданную встречу.

 

Поездка в окопы Сталинграда

 

В дни юбилея Сталинградской битвы в Волгограде побывали учащиеся Россошанского техникума – колледжа мясной и молочной промышленности. Ребята впервые воочию увидели памятники и музейные выставки, запечатлевшие героизм советских воинов в сражениях, предопределивших исход Второй мировой. О чём и размышляют в своих сочинениях.

Марина Нутрякова: – В памяти возвращаюсь к панораме «Сталинградская битва». Там я сама будто стала не только свидетелем, но и участником яростного боя. Огненный ад ужасает. Потому, наверное, понятнее подвиг защитников города. Для меня теперь Ватутин, Ерёменко и Рокоссовский, Родимцев, Шумилов и Чуйков не просто имена, а живые полководцы. Живые люди. Как рядовой связист Матвей Путилов, которому осколками раздробило руки, так он зубами сжал оборванные телефонные провода. Умер, а телефонную связь восстановил.

Максим Сизов: – Одно дело – слушать о Сталинграде на уроке. Другое – увидеть. Я даже потрогал рукой побитую пулями стену Дома сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева. Двадцать пять храбрецов превратили этот дом в неприступную крепость на линии обороны. Четыре месяца ежедневно отбивали вражеские атаки. Выстояли до победного часа.

Женя Фоменко: – Я сейчас больше знаю о войне. Мне запомнилось дерево-памятник. Оно было изранено железными осколками и не засохло, выжило. Высокий ветвистый тополь.

Андрей Хижняков: – Поразило вооружение военных лет. Самолёты, ракетные установки – знаменитые «Катюши». А танки, оказывается, выпускали на тракторном заводе. Считай, на линии фронта. Прямо из цехов уходили в бой. Я даже взялся рукой за руль старого мотоцикла.

Екатерина Сарычева: – Закрою глаза – и вижу: мать-Родину на Мамаевом кургане, Волгу, плотину гидроэлектростанции.

Диана Рябоволова: – Река почти сливается с горизонтом. Так широка. Здесь, на берегу, понимаешь слова защитников города: за Волгой для нас земли нет. Хватит отступать. Ни шагу назад!

Александр Крекотень: – Легендарный снайпер Василий Зайцев сам бил фашистов и на передовой открыл школу снайперов. Его товарищи в дни битвы противотанковыми ружьями сбивали вражеские самолеты. Приспособили ПТР под зенитку.

Ксения Овчаренко: – День больших впечатлений – так бы я назвала нашу поездку. Стоишь на Мамаевом кургане, видишь огромный город в зелени парков, речной простор. Было ведь всегда здесь красиво. Нет, война и красота несовместимы.

Александр Крекотень: – Гибли мирные жители. Без слов говорит об этом памятник. Бомба зависла. Секунды до взрыва. А под ней стоят дети, женщины.

Нельзя забывать о героях и жертвах войны.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 21 Сентября 2017, 17:10:51 »

(Окончание)

Андрей Пойманов: – Я сейчас в Волгограде узнал, что скульптура Родины-матери выше американской статуи Свободы.

Мария Жук:– Это самый высокий памятник на планете. Творение скульптора Евгения Вучетича восхищает. Америка гордится своей статуей, а мы мало знаем о наших памятниках.

Волга в лучах утреннего солнца мне показалась будто нарисованной на картине. Не верилось, что я на набережной.

Анастасия Моругина: – О городе можно судить по тому, как его жители относятся к собственной истории. Волгоград – город и герой, и хранитель исторической памяти. Сколько интересных музейных выставок. Сколько мемориалов, все памятники в цветах.

Всюду чисто, ухожено. Широкие улицы разделены парками и скверами. Зелёные травяные газоны. Город почти на сто километров протянулся полосой по берегу Волги. А на уличных дорогах нет пробок автомобильных. Нам сказали, что скоростной трамвай всех выручает в поездках.

Ольга Пыж: – На экскурсиях встречались школьники и ветераны, молодежь и взрослые.

Марина Нутрякова: – Хотела бы ещё побывать в Волгограде.

Надежда Пушкарская: – Волга ошеломила. Напомнила мне чем-то море. Вода синевато-голубая и прозрачная. Чайки летают над волной. Свежесть в воздухе.

На Мамаевом кургане в Зале воинской славы чеканили шаг солдаты. Шла смена почётного караула. Застыли, как вкопанные, не шевельнутся. Поднимаюсь выше. На площади скульптурные стены-руины, как каменная книга-летопись Сталинградской битвы. Её герои будто восстают из развалин. Где-то в глубине слышится музыка. Стою и плачу...

 

Цвета времени

 

Лет двадцать назад в Россоши состоялась, наверное, первая коллективная выставка, на которой широко представили своё творчество местные художники – любители и профессионалы.

Мне запомнился портрет сельской женщины. Вроде присела она отдохнуть у печки. Но – нет. Глаза, непривычно сложенные руки выдавали, что в мыслях хранительница семейного очага жила заботами о доме – о текущем и вечном. За плечами на простенке золотился свежесвязанный венок лука…

Автором картины была Надежда Радевская, молодой преподаватель живописи детской школы искусств. А недавно круглую дату – пятидесятилетие – Надежда Михайловна, кстати – лауреат фестивалей Слободской украинской культуры, отметила персональной выставкой. На ней побывали мои ученики – студенты Россошанского колледжа мясной и молочной промышленности. Картины, исполненные художницей в традиционной русской реалистической манере, тронули души семнадцатилетних.

*  *  *

Конечно, когда идёшь в галерею, представляешь себе огромный зал с красивыми люстрами. Но понимаешь, откуда в Россоши взяться такой галерее, ведь для этого нужны большие деньги.

И вот мы на пороге стеклянного «аквариума», пристроенного к девятиэтажке. Стены густо увешаны картинами. Какая-то женщина стоит, волнуясь, в углу, возле стола. Перед тем, как идти сюда, нам дали задание – выбрать картину и написать о ней сочинение. И мы сразу двинулись вперёд выбирать картины.

Женщина подходила к каждому и пыталась что-то объяснить, но все так были увлечены, рассматривали  портреты, пейзажи и натюрморты, что просто не слышали её. Потом успокоились и сбились в одну «кучу», обсуждая, кому что понравилось.

Нас попросили рассесться на лавочках, и только тогда мы поняли, что тихая и неприметная хозяйка и есть автор картин. (Надя Гончаренко).

Этой выставкой я была просто поражена. Направляясь туда, думала только о том, как бы быстрее прошло время, и я оказалась дома. Но, у картин забыла обо всём.

Надежда Михайловна Радевская – женщина средних лет, с очень доброй душой. Это видно по её улыбке, глазам, выражению лица. Её очень приятно слушать. Она необычный и интересный собеседник (Лена Мекка).

Я вошла в зал и сразу почувствовала какое-то умиротворение, уют и тепло. Всё это исходило от картин Радевской. (Катя Бондарева).

Когда прошла во второй зал картинной галереи, в мои глаза бросилась картина, на которой изображена горящая свеча. На столе, рядом со свечой, сидит сова и лежит книга, а на книге – очки. Меня очень заинтересовало, что же художник хотел выразить в этой картине. На первый взгляд мне показалось, что художницей владело чувство ночного романтизма. Я имею в виду свечу и полумрак, сова – это человек, которому не спится зимней ночью, а книга и очки означают, что эту бессонницу можно совместить с чтением какой-то интересной книги.

Но на самом деле всё оказалось иначе. Эта картина посвящена памяти художника Басова, с которым работала Радевская. Так что свеча означает вечную память и скорбь, сова – это символ мудрости, а книга – символ учения и света. Вот так можно увидеть одну и ту же вещь. (Катя Грицынина).

Самое большое впечатление на меня оказали две её работы. Это картины, на которых изображен пятикупольный храм в разные времена. Первая была написана в 1995 году, на ней изображена разрушенная церковь. Смотришь – сначала кажется, что храм поднимается из земли, вокруг пустота и дорога, уходящая куда-то вдаль, всё это наводит на мысль, что у людей отняли веру, и ничего уже не вернуть. Но к храму ведёт маленькая тропинка, и сквозь тучи на небе пробивается лучик света, освещая разрушенный храм веры. Всё это оставляет надежду на то, что люди одумаются и возвратятся назад, они задумаются над своими ошибками.

Вторая картина написана спустя годы. На ней изображён уже отреставрированный храм, но, несмотря на это, от картины веет отчуждённостью и холодом. Вдумавшись, понимаешь истинную проблему нашего времени. Это отсутствие веры и наша неготовность прийти на помощь ближнему в трудную минуту. (Катя Бондарева).

Я очарована изображением храма на пустынной местности. Чёрное небо и виднеющиеся из просвета солнечные лучи скользят по куполам церкви, создавая какое-то притягивающее и завораживающее чувство. Эта картина как будто показывает настроение рисующего её человека, которому очень плохо, но он видит просвет и исцеление в церкви. Стрижи, бросающиеся вниз и снова взлетающие вверх, показывают смятение художника, но он уже выбрал свой путь – надо идти к храму, к которому ведёт маленькая узенькая тропка. (Надя Гончаренко).

Голубые купола храма как бы уходят высоко в небо, но небо покрыто тучами. Кажется, что начнётся ливень, но ему не закрыть храм – памятник веры, символ чистоты в огромном земном пространстве. (Аня. Цимбалист).

Всматриваясь в эти две разные картины, понимаешь, как хрупок мир, когда в него вмешивается человек, стараясь переделать его, сминая всё на своём пути. (Алла Ворона).

Я ради интереса посчитала картины. Их оказалось сто одиннадцать. (Ира Мельникова).

Поэтесса Раиса Ефремовна Дерикот изображена на портрете в оранжевом платье, с русским платком на плечах на фоне природы. Она смотрит на нас, приподнятая своими чистыми мыслями и любовью ко всему окружающему. (Лиза Доронова).

Портрет Дерикот написан на фоне природы, потому что все стихи, которые пишет Раиса Ефремовна, о природе, о красоте нашей земли. На мой взгляд, Радевская в этой картине показала частичку нашего русского наряда: на плечи поэтессы накинут платок с узорами. Он словно подчеркивает красоту, доброту и нежность в женщине. (Катя Деева).

Очень интересна картина с обнаженной девушкой, выходящей из моря на берег. Эта девушка – символ чистоты, искренности, а море нарисовано так, как будто сливается с небом. Приятные голубые, розовые краски придают картине особую красоту. Такое впечатление, что девушка не сама выходит из воды, а воздух и вода несут её на своих руках, как богиню (Римма Евченко).

Все картины по-своему красивы, но почему-то из этой большой коллекции моё внимание привлекла лишь одна. Это очень простая картина, на которой изображены старые хатки. Всё вокруг укрыто снегом: деревья, соломенные крыши домиков, заборы. Мне захотелось наяву увидеть снег, серебристый иней на деревьях, вдохнуть свежий морозный воздух. (Люда Лубкина).

Мне запомнились две картины. На первой изображено зимнее солнце, в чистом небе оно особенное… Возникает ощущение, будто сейчас зима, будто на улице полно переливающегося бриллиантовыми цветами снега, а дым, который вьётся из труб, позволяет почувствовать себя в этой тёплой слободской хатке и почувствовать ту лёгкую морозную свежесть.

А на второй картине изображен – заброшенный домик, который почти не виден из сугроба. Дивные деревья наклонились от тяжести снега, привалившего их сверху. Наверное, ночью шёл тихий пушистый снег до самого утра. А яркое ослепительное солнце разбудило утром всю природу. (Наташа Ливинская).

Я очень люблю осень, и поэтому меня привлекла картина с осенним пейзажем. Дорога, укрытая листьями, уходящая в гущу леса, листва, падающая с деревьев тихим шорохом, опускается на землю, как бы стараясь быстрее выполнить свою миссию на это время года, и уснуть, то есть лечь на землю тихо и спокойно, и оставить этот мир. Среди листьев, которые были повсюду, прорывались деревья – коричневые вертикальные линии, которые уходили своими верхушками прямо в небо. Они, сбрасывая свою листву, помогали освободиться от тяжести осеннего настроения. На одном из деревьев, почти на самом верху, сидела сорока. Среди красок осени, желтых, красных, тускло-зелёных, виднелось чёрно-белое пятнышко, которое прилетело в этот чудный уголок осеннего леса. (Юля Тесля).

Осенний пейзаж. С веток деревьев падают жёлтые листья. Лес в полном смысле слова звенит. Дорога ведёт в необычайный мир, который наполнен чудесным пением птиц, где это пение не прекращается ни на минуту. Так и кажется, что художник не просто рисует эту картину, а наслаждается звонким голосом птиц, дышит свежим воздухом и приглашает тебя вместе порадоваться жизни. (Таня Гвоздикова).

*   *   *

На выставку Радевской попали зарубежные гости, оказавшиеся в нашей Россоши по служебным делам. Дама из Швейцарии надолго остановилась у картины. Перед ней Дон, просторы, белые горы. Спросила у Надежды Михайловны, что ей дорого в этом.

– Сама река. Радость, с которой рисовала, – ответила художница.

Иностранка вдруг призналась:

– Всю Европу проехала, а у вас в России нашла и я то, что моя душа искала…

Нина Чалая, Заслуженный учитель Российской Федерации (Россошь Воронежской обл.)

http://www.voskres.ru/literature/library/chalaya.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!