Родное полеЗаметки по поводу незаметного юбилеяВ газете «Россошь» напечатан двухсотый выпуск «Поля слободского». Знаменательно – посвящён он 200-летию со дня рождения земляка, историка и писателя Николая Ивановича Костомарова.
Историко-краеведческая «газета в газете» появилась ещё в сентябре 1992 года на страницах районного «Вестника» в Ольховатке Воронежской области. Позже её приветили в «районках» Россоши, Кантемировки. А с 2003 года по настоящее время она издаётся в газете «Россошь».
«Поле слободское» – издание не только – историко-краеведческое, литературное. Родилась «газета в газете» в ответ на учреждение государственных границ между соседними Воронежской и Луганской областями, меж Россией и Украиной. По живому ведь разрезали некогда единый славянский русский край, территорию Острогожского слободского полка. Казаки переселились в междуречье Дона и Северского Донца с берегов Днепра в середине семнадцатого века. Наши предки обживали в хуторах и слободах чисто поле и несли сторожевую службу на «украинах», окраинах – южных рубежах Российского государства. С течением времени появлялись новые и менялись прежние межи – уездные и губернские, районные и областные, – каким население не придавало особого значения. Люди жили «спокон веку» семьёй единой. А тут, на исходе двадцатого века, на просёлочной дороге среди колхозных полей вдруг выросли друг против друга пограничные и таможенные современные шатры, разделённые шлагбаумами.
В слове к читателю «газеты в газете» говорилось: границу проложили по сердцу! Раны незаживающие и кровоточат. Если суждено их исцелить, то лишь общими усилиями – народа и власти. Речь не об отмене независимости – незалежности. Речь о нормальном человеческом общении. Как в той же Европе: проехал, скажем, из Германии во Францию и не заметил, где граница. Мы же разом оборвали экономические, социальные, культурные связи. Зачем же нам повторять уже пройденное нашими пращурами в пору раздела на удельные княжества древней Руси? Ведь даже в семье отчуждение укорачивает людям век. Разрушает оно и государства-соседи. Сколько таких примеров в истории: двое дерутся, а третий потирает руки.
Не лучше ли нам, братья и сёстры, в русско-украинском пограничье вспомнить былое и наши родовые корни? Для того и приглашаем читателя в путешествия по родимому краю – во времени и пространстве. Приглашаем, как говорили в старину, подымать память о лучших людях, тем самым – поселять в гражданах любовь к родине. Кто спорит, любопытно знать, как живут люди за тридевять земель, в заокеанском тридесятом царстве-государстве. Но куда нужнее, а сейчас особенно, услышать и понять соседа – по городскому дому или селу, за межой районной, областной, даже за границей, поскольку она теперь за полевой лесопосадкой. Ведь все мы – земляки. У нас богатая единая история, «какой нам Бог её дал». У нас одно поле, которое было заселено слободами и его называли «слободским». У нас единая на всех славянская земля. Она даровала нам жизнь и пусть дает её нашим потомкам из века в век. Чтобы нашему роду не было переводу.
За прошедшие годы опубликовано в общей сложности около трёхсот выпусков «Поля».
Какими открытиями на «слободских» страницах удивляли даже самих себя? Близ Россоши на хуторе Верхний Киев отыскалась «Тарасова родня» – потомки из семьи Иосифа Шевченко, младшего брата Тараса Григорьевича. С нашим участием состоялось возвращение в русскую и украинскую культуру имени и творческого наследия уроженца слободы Юрасовка Острогожского уезда, ныне Ольховатского района, Николая Ивановича Костомарова, автора знаменитой «Русской истории в жизнеописаниях её важнейших деятелей». Впервые на милой малой родине в полный голос зазвучало слово большого украинского поэта, прозаика и драматурга Евгения (Евгена) Павловича Плужника. Родом он из слободы Кантемировка, выпускник Бобровской гимназии Воронежской губернии. Обнародованы неизвестные страницы из жизни классиков советской русской литературы Алексея Тимофеевича Прасолова и Михаила Фёдоровича Тимошечкина. Возвращаем ещё одно имя – уроженца донской слободы Новая Калитва. Человек удивительной судьбы. Человек, которого чуть более века назад знал весь православный мир, портреты которого во второй половине девятнадцатого века печатались «почти во всех европейских газетах и даже азиатских». Речь об Иване Алексеевиче Лебединском, владыке Леонтии. Хранитель православной веры служил архиепископом Подольским, Херсонским. Возглавлял Холмско-Варшавскую епархию. С возведением в сан митрополита ему была вверена Московская епархия.
А ещё наш отчий край напрямую связан с Львом Николаевичем Толстым и его другом, издателем Владимиром Григорьевичем Чертковым, Антоном Павловичем Чеховым, Михаилом Александровичем Шолоховым и даже – со «Словом о полку Игореве».
О године Великой Отечественной войны в тяжкую пору отступления Советской Армии к Дону в наших местах есть свидетельство и горестные, даже провидческие, раздумья о прошлой и будущей судьбе родной Украины фронтовика-журналиста, кинорежиссёра и писателя Александра Петровича Довженко в недавно опубликованных его «Дневниках».
Обращаемся не только к далёкому и близкому прошлому, но и к современной истории, печально – порой тоже успевшей порасти травой забвения.
Воскрешены истории предприятий, события в дни фашистской оккупации и сражений в пору «Сталинграда на Дону». Возвращены в нашу память имена и подвиги Героев Советского Союза кубанского казака Ивана Федосеевича Лубянецкого, украинцев Ивана Дмитриевича Мерзляка, Фёдора Семёновича Кобца, земляков Ивана Николаевича Арсеньева, Дмитрия Митрофановича Каленика, Фёдора Ефремовича Тарасова, кавалера ордена Славы Павла Николаевича Пальцева, Героя Социалистического Труда Марии Александровны Ковалёвой, лауреата Государственной премии СССР, учёного атомщика и ракетчика Анатолия Васильевича Шептухина и многих других из знатных и рядовых, достойно служивших Отечеству.
Не обойдены вниманием краеведы. Из священников – это Николай Алексеевич Куфаев, Илья Андреевич Соколов и Тихон Митрофанович Олейников. Из учителей – Иван Иванович Ткаченко из села Новая Калитва, Григорий Фёдорович Чистоклетов с железнодорожной станции Митрофановка. Из работников культуры – Фёдор Алексеевич Воробьёв, районный центр Каменка.
Что важно – рассказы со страниц «Поля слободского» частично шагнули в альманах «Слобожанская тетрадь» (Воронеж – 2006, 2008, 2010, 2012, 2013гг.). А также – печатались в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Российский писатель» (Москва), «Литература и жизнь» (Киев), «Культура» (Минск). А ещё шагнули на страницы журналов «Наш современник», «Новая книга России», «Сельская новь», «Солдаты России», «Вопросы истории» (Москва), «Подъём», «Кольцовский сквер» (Воронеж), «Север» (Петрозаводск), «Дон» (Ростов-на-Дону), «Литературная Тюмень», «Историчнiй журнал» (Киев), на интернет-сайты «Русское воскресение», «Российский писатель», «Русское поле» и в другие издания.
Персоналии наших героев уже вошли в современные энциклопедии, выпущенные в Воронеже и Киеве. Установлены и открыты мемориальные доски и знаки, памятники-бюсты.
Позади и впереди творческие встречи с читателями – дома и на выездах.
А в лучшую пору состоялись премьеры книг и альманахов в Киеве.
Памятным именинам – 110-летию со дня рождения – в январе 2009 года был посвящён литературный вечер. Воронежский кантемирянин Евгений Плужник собрал киевлян в «золотом зале» старинного дворца-особняка, в котором размещается Украинский фонд культуры Украины. Его председатель, незабвенной памятью народный поэт Украины Борис Олейник сказал вступительное слово о Плужнике.
– Хотелось, чтобы наша встреча, наше собрание послужило возрождению духовных славянских связей.
Главное, что есть в творческом наследии поэта? Воспитанник русской гимназии начинал писать стихи на русском языке. В годы Гражданской войны, волею судьбы оказавшись в краю отцов, он превосходно овладел глубинной украинской речью. Как никто другой, он предвидел трагедии своего века. Обращаюсь к его книге 1927 года «Ранняя осень». На её страницах запечатлена не только боль уже минувшей братоубийственной бойни, но и явно ощутимо предчувствие ещё более тяжких испытаний.
Напомню особенно выразительный стих «Потомленi конi». Комбат в ситуации, которая уже казалась тупиковой, гонит свой отряд вперёд. Твердит бойцам: «Только вперёд!». И когда они прорвались, подбежали к командиру, а комбат на коне мёртв. Это было предчувствие беды. Поэт владел тонким слухом на то, что назревало в стране и мире.
Плужник, несомненно, поэт волею Божьей. Самобытный. Личность, – подчеркнул Борис Ильич.
А дальше – под высокими сводами «залы» читали стихи Плужника народная артистка Украины Галина Яблонская, заслуженный артист Украины Борис Лобода. Звучали песни на стихи поэта в авторском исполнении Игоря Якубовского. О жизни и судьбе уроженца воронежского края, выпускника Бобровской гимназии рассказали поэт и литературовед, издатель Леонид Череватенко и автор этих строк.
– После многих лет забвения Плужник вернулся. И вернулся навсегда в нашу славянскую литературу, в нашу культуру, – заявил главный редактор журнала «Днiпро» Микола Лукив. – К его возрождению лично причастны как Леонид Чepeватенко и его единомышленники у нас и в России, так и редакция нашего журнала. Восьмидесятитысячным тиражом в 80-е годы печатали блестящее исследование Леонида Васильевича о поэте, стихи Плужника. Его ведь ни с кем не спутаешь. Своя интонация, стилистика, взгляд на мир. Стихи его принимают простой читатель и академик. Поэзия Плужника не стареет. Потому это классика, потому это гордость литератур – украинской и русской.
На вечере выступили также поэты Всеволод Ткаченко, Валерия Богуславская, Микола Ткач.
Борис Олейник особую благодарность высказал землякам поэта – воронежцам.
В достойных переводах изданы книги Плужника. В «Воронежскую историко-культурную энциклопедию» включено имя поэта. Документальная повесть «Дни ранней осени» с редкими фотографиями помещена в литературном, историко-краеведческом альманахе «Слобожанская тетрадь». На фестивалях Слободской украинской культуры, которые проводит газета «Россошь», лучшим певцам вручаются премии имени Плужника.
– Вот так надо уважать и чтить талантливого земляка, – подытожил Борис Ильич. – Будем читать, перечитывать Плужника. Он очищает душу.
Сердечный отклик в «Поле слободское» в 2009 году пришёл из Москвы от поэта и прозаика Михаила Петровича Шевченко.
«В один из августовских дней шестьдесят лет назад я почувствовал себя особенно счастливым – я получил весть, что принят на очное отделение литературного института имени Горького при Союзе советских писателей. Ещё бы, я – студент современного лицея. Уезжая из Россоши, проезжая соседние Сагуны, где родился, подумал: еду в Белокаменную из детства и юности. Дома я балакал, в школе – разговаривал. Это не мешало общению и взрослых, и мальчишек, пониманию друг друга. В паспорте у меня была пометка – украинец. Фамилия мамы – Яковенко, а папина ещё хлеще – Шевченко. «Кобзарь» Тараса Григорьевича был у нас настольной книгой, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов, Никитин. Почти все их наизусть читал отец.
В семье пели русские и украинские песни. У меня трепетала душа. Пели их и в многонациональном литературном институте.
Отец любил Киев, а переехал жить ко мне, полюбил и белокаменную Москву, ту классическую, без мини-Нью-Йорков в каждом её районе, ещё без 25-этажных коробок. И на тебе – пошли перестройщики, разобщили наше государство. Они наживаются на разобщении. Разобщённых надувать легче…
И – необыкновенной радостью недавно прозвучал полученный мною из Россоши литературный, историко-краеведческий альманах «Слобожанская тетрадь», возвращая в родную историю. Поэтесса Галина Петриева, она родом из хутора Козки Каменского района, тоже написала мне в письме: «По вечерам читаю с мужем Иваном Павловичем «Слобожанскую тетрадь», это кладезь знаний по истории родного края. Это альманах, возвращающий величие забытым нашим землякам – историку Николаю Костомарову, поэту Евгению Плужнику».
И снова звучат слова Тараса о том, что славянство должно быть безмежным. И снова звучит мысль Гоголя о роли славян в создании многонациональной России. И как же я рад, что альманах выходит в родной Россоши, в родной Слобожанщине, давшей миру замечательных людей во всех сферах жизни, давшей женщину, подарившую миру гениального Михаила Александровича Шолохова.
И как же не порадоваться фольклорному фестивалю в Россоши, тем более человеку, увенчанному к своему 80-летию званием Почётного гражданина родного города.
Да звучит Тарас:
«Всем нам вкупе на земли
Единомыслия подай и братолюбия пошли».Да будет так. Жива будет и родина наша.
С радостью возвращаюсь во всё лучшее в прожитой жизни».
* * *
…Завершается 2017 год. Как оказалось, всё лучшее сегодня позади в некогда единой русско-украинской семье.
Да что ж мы наделали, братцы!
Да как же мы это смогли…– Неужели не увидим времени, когда «народы распри позабыв…»? – допытываюсь у друга, только – только приехавшего в гости с той, украинской, стороны. – Неужели все наши труды напрасны?..
– Не думаю так, – отвечает он.
Помолчав, признаётся:
– Успокаиваю тебя и себя. Одному Богу всё известно. Но скажу точно – слово наше не в пустоту. Есть ещё понимающие души. Их, к счастью, немало.
Пётр Чалый (Россошь Воронежской обл.)http://www.voskres.ru/bratstvo/chaliy14.htm