Идеологическая диверсия против русского духаКак и для чего фильм «Последний богатырь» искажает истинный смысл русского фольклора? …Российский кинематограф в погоне за голливудскими эффектами и высокими кассовыми сборами готов, кажется, на все. В этом уже убедился российский зритель, столкнувшись с кинокартинами «Викинг», «Левиафан», «Матильда». Искажение и перелицовка исторической действительности, подмена исторической памяти русского народа, ниспровержение традиционных духовно-нравственных ценностей и святынь веры, деформирование и переориентировка национального сознания... Кажется, именно для этого и явлен зрителю как будто незатейливый, шумный и аляповато-красочный фильм с провокационным названием «Последний богатырь».
Небрежная, вольная, но настойчивая стилизация под древнюю русскую старину вызывает много вопросов. Фильм претендует на то, чтобы быть представителем русского фольклора. Ведь в сюжете, невиданном, небывалом и абсолютно невозможном для русского устно-поэтического творчества собраны герои и персонажи очень многих известных русских народных сказок и былин, использованы знакомые нам с детства атрибуты, символы и образы. Но! – в совершенно другом сущностном толковании и с совершенно другим знаком качества. Все смысловые акценты переставлены, образы переоценены. Известные персонажи русского фольклора наделены свойствами, противоположными тем, которые были в них в течение веков заложены самим создателем, рассказчиком и хранителем сказок и былин – русским народом. Зрителю предлагается идеалы добра, правды, милосердия, любви, мужественности, патриотизма заменить на противоположные им «ценности», вернее их антиподы – антиценности.
Что это – обыкновенный дилетантизм, литературный, исторический, художественный? Профессиональная неграмотность? Или – продолжающаяся акция унижения, оскорбления, шельмования русского народа, стойкое стремление сломать код его генетической памяти, повредить, покалечить национальное самосознание?
Если повнимательнее всмотреться в деятельность и установки авторов проекта и создателей фильма «Последний богатырь», становится ясным, что не ради дешевых красочных трюков поставлена эта мельтешащаяся, суетная, балаганная буффонада. И что это не пустая безыдейная «развлекаловка». Кинопродукт, созданный в качестве орудия в информационной войне против русского народа, имеет далеко идущие планы.
Фильм создан американской компанией «Дисней» совместно с российской киностудией «Yellow, Black and White». Премьера его состоялась 19 октября 2017 года. Картина стала третьим проектом «Дисней» в России после сказки «Книга мастеров» (2009) и киноальманаха «Счастье – это...» (2015).
«Последний богатырь» в кинотеатрах России посмотрели около 8 миллионов зрителей, а общие сборы фильма составили более 1,733 миллиарда рублей (около 29,5 миллионов долларов США).
Представители «Дисней» в России (гендиректор Марина Жигалова-Озган) характеризовали производство своей новой картины как «стратегический проект» по продолжению традиции экранизации русских сказок и «возрождению русских традиций».
Однако известно, что студия «Дисней» систематически насаждает вредные, калечащие детскую психику и душу идеи, навязывая низкие, пошлые и недостойные формы поведения в качестве примера для подражания, формирует опасные, негативные модели поведения – неуважение к родителям, грубость и ложь, превосходство женского пола над мужским, неразличение добра и зла, раннее стремление к сексу, безответственность, индивидуализм.
Почему же именно русский фольклор привлек внимание американских «кино-воспитателей»?
Видимо потому, что в русском фольклоре собран, укрыт и развернут накапливавшийся сотни и тысячи лет национальный духовный опыт народа, начиная со времен его младенчества до его становления и утверждения в Православии.
В этих вековых глубинах завязаны узлы национального бытия, национального характера и духа. В устном народном творчестве не пустые «выдумки» и «небылицы», а выраженное в художественной форме прозрение истинного смысла жизни, весь душевно-духовный уклад народа и его национальное мироощущение.
Фольклор – это коллективное творчество народа, выражающее его мировоззрение и идеалы, а также служащее полным отражением его менталитета. В переводе «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание».
В русском фольклоре отразилась вся целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное самосознание.
Национальное самосознание – не цепь рассудочных, умозрительных рассуждений, а приобретшие характер безсознательного начала духовно-нравственные ориентиры русского народа, выражающиеся в его типических поступках, реакциях, в обычаях: во всех проявлениях духовной и материальной жизни. Национальное сознание, неотъемлемой частью которого является национальный идеал, и предопределяет самый возможный, типический вариант практического выбора в тех или иных условиях.
Человек, лишенный национального самосознания, ущербен, слаб, он легко превращается в игрушку внешних сил. Он не может постигнуть глубину и полноту окружающей жизни, не может избрать единственно верное решение в жизненно-важных обстоятельствах.
Национальное сознание выражается и в культуре народа от самого его начала: в былинах, сказках, пословицах, поговорках, загадках, песнях, стихах, легендах.
Ведь что такое сказка? Зародившись в тот момент, когда русский народ еще не узрел и не постиг Бога, или – еще коснулся только края ризы Божией, сказка передает глубокую, интуитивную жизненную мудрость народа, его начальную жизненную философию. Своим тихим, размеренным, древним, вещим голосом она учит русского человека, умудряет, показывает пути, рассказывает о смысле земной жизни. В сказках русский народ разрешал лежащие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. Оттого так многообразна сказка: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные...
Сказка построена на художественном вымысле, но в ней отражается сущностная реальность. Не подчиняясь законам вещества и тяжести, времени и пространства, описывая то, чего, как будто, никогда не было, сказка таинственно передает в поэтически осмысленной и художественно выраженной форме то, что есть реально, и для всех, и всегда.
Как будто вылетая из сердца народного, сказка ставит и разрешает важнейшие вопросы жизни и бытия. Она ставит и разрешает вопросы о счастье, о судьбе, о добре и зле, о правде и «кривде», о красоте внешней и внутренней, о справедливости, о силе, о милосердии, совести – о смысле и путях жизни. За краткими, меткими и емкими словами – целый мир образов. За образами – художественно и символически скрывается глубокое значение, разрешение важнейших духовных обстояний и жизненных обстоятельств. В ней – весь душевно-духовный уклад русской жизни, русского характера, русской национальной судьбы, национальной мечты, силы и борьбы. Сколько поколений наших предков жило и томилось, пело и мечтало, вопрошало и боролось. Сколько бед и опасностей, сколько бурь и войн пережито и осмыслено в сказках. Какие уроки и решения выстраданы и высказаны в русских народных сказках!
В сказке нет ничего лишнего – ни в построении, ни в языке, ни в сюжете. Ибо сказка – всенародное искусство, и поставленные в ней вопросы – не частные, личные, но всеобщие, важнейшие для всех.
Национальная специфика сказки выражается во всем: в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении уклада жизни, но прежде всего – в ее идейной направленности, в ее искреннем и беззаветном служении идеалам добра, любви и правды.
В сказках четко, ярко и определенно разграничены категории добра и зла, герои положительные и отрицательные. Положительные герои – Иван-Царевич, Иван-Дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие – носители высокой морали, воплощение народных идеалов. Светлому миру положительных сказочных героев противостоят темные силы сказочного царства – Кащей Бессмертный, Баба-Яга и подобные им.
В русских народных сказках перед нами предстает вся структура бытия русского народа с его идеалами, выкованными в душах русских людей за века. Духовные мотивы жизни с самого начала существования русского народа преобладали над материальными. Вера и верность, простота и добродушие, совестливость и нестяжательность, трудолюбие и терпение, смирение и удаль молодецкая, любовь к Родине и готовность защищать ее даже до смерти, братство и взаимовыручка, и любовь – по сути своей христианская. Не стяжание земных богатств, не внешний жизненный успех и благополучие, не безбедное существование, а совесть как идеал всех стремлений людей движет положительными героями русских сказок. Совесть – как основная мера всех вещей и всех жизненных ценностей лежит в основе русского характера и бытия.
Как будто проста и лаконична сказка. И герой сказки порой – Емеля, который на печи лежит, или – Иванушка-дурачок. Но что это за упрощенность и вроде бы «глупость»? Бестолковая она или учительная? От чего порой «глупят» герои сказок: от самодовольства или от вопрошающего недоумения перед тайнами мироздания? От гордости или от смирения? И к чему ведет – к пошлости или к мудрости? Здесь можно вспомнить, что безумными для мира считались святые в чине юродивых и блаженных...
Сказка – глубоко символична и высоко художественна. Богатая орнаментика сказки – присказки, концовки, сказочные формулы, троичность – соответствуют ее чудесному содержанию. Сказка привлекает своей беззаветной искренностью и доверчивостью, выраженной в ней скромностью и храбростью и – таинственной мудростью. Сказка – не забава и не развлечение, а ответственное деяние, так как она – жизнеумудрение.
Оттого и сказывают веками и детям, и взрослым русские народные сказки, оттого и имеет она высокое нравоучительное значение, огромное влияние на воспитание. «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Другой любимый для русского народа жанр устного поэтического творчества – былина. Былина – жанр национально-героического эпоса, жанр глубоко патриотического направления.
Если сказка построена на художественном вымысле, то былина – «старина», «старинушка», как ее называли веками, подчеркивая достоверность изображаемых в ней событий, отразила в образах реальную историческую действительность. Реальная историческая основа в былине обогащена художественным вымыслом.
Как виду устного народного творчества былине присущ особенный песенно-эпический способ воспроизведения реальности. И если сказка – это художественный устный рассказ, притча, то былина – это стихотворная форма эпических песен русского народа. Ей присущ напев и ритмический порядок речи, получивший название «былинный стих». В то же время разговорно-речевые сказовые интонации придают былине особенную живость.
Мир былины – реальная Русская земля, Древняя Русь XI-XVI веков. Былина повествует о богатырях и добрых молодцах, об их подвигах. Она изображает события, реально имевшие место быть, а многие герои имеют реальные прототипы. Художественный вымысел – такая же поэтическая условность в былине, как и в сказке: богатыри бьются с чудовищами, одолевают полчища врагов, совершают подвиги, превышающие силы отдельного человека. И понятно почему. Ведь самые известные и любимые герои былин – святорусские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие, имея реальные исторические прототипы, в то же время являются собирательными образами – олицетворением лучшей части русского народа, готовой в любую минуту встать на защиту Русской земли.
Свойства, которые отличают богатырей – недюжинная физическая сила и высоконравственные качества души. Это воплощение любви к Родине, силы, мужества, отваги, гражданской ответственности, самоотверженности, стойкости. Широта души, горячее сердце, острый ум и смекалка – вот что отличает русских богатырей.
По утверждению приснопамятного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) – богатырство было еще и церковным деланием, особым путем православного служения (а, возможно, даже иноческого), которое диктовалось заботой о защите Православной веры. Ведь время Древней Руси – время, когда русский народ воцерковлялся, укреплялся в Православии. Владыка напоминает о событиях, предшествовавших Куликовской битве, когда преподобный Сергий Радонежский благословил на бой и послал вместе с благоверным князем Димитрием Донским смиренных иноков Пересвета и Ослябю. Именно Пересвет, воин-монах и был богатырем, сразившимся перед началом битвы с татарским великаном Темир-Мурзою.
Во всяком случае, совершенно явно это можно отнести к жизни и подвигам центрального героя русского былинного эпоса – Ильи Муромца. «Сознание религиозного содержания его бранных подвигов... пронизывает все былины», – пишет Владыка Иоанн в своем исследовании русских былин.
Первые былины были сложены еще до Крещения Руси и отличался неопределенностью времени действия. Из героев былин к дохристианскому циклу былин относятся Святогор, Микула Селянинович, Вольга.
Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Это период распространения и утверждения на Руси Православия и объединения земель вокруг Киева. Центральной фигурой этого, самого обширного цикла былин, да и всего русского эпоса стал Илья Муромец. Его мощи вплоть до революции почивали нетленно в ближней Антониевой пещере Киево-Печерской Лавры. Первые свидетельства о почитании преподобного Ильи Муромца относятся к XVI веку.
При общем числе былинных сюжетов, доходящих до 90, Илье Муромцу посвящены более десятка, причем большинство из них имеет отношение к защите Православия на Руси.
«Силушку богатырскую» Илья получает чудесным образом от «калики перехожего» – Божиего странника. У В.И. Даля калика определяется как «странник, богатырь во смирении, в богоугодных делах. Калика перехожий – странствующий, нищенствующий богатырь».
Преемственность богатырства владыка Иоанн объясняет с православной точки зрения. В былине «Смерть Святогора» раскрыт этот сюжет. Святогор и Илья находят гроб. Для Ильи – гроб велик, а Святогору – в самый раз. Он ложится в гроб, крышка закрывается, и Илья не может ее открыть. Владыка объясняет этот сюжет словами апостола Павла из «Послания к Галатам»: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2, 19). Это означает добровольную смерть при жизни. Это распятие миру есть содержание и путь монашеского подвига. Такова жизнь и смерть Святогора. И самого Ильи Муромца: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его со добра коня, и заносила во пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленные». При разнообразии сюжетов все былины указывают на чудесное перенесение Ильи Муромца в Лавру.
Черты странничество и юродства о Христе есть и в поведении самого Ильи. У него нет ни постоянного дома, ни хозяйства, он не связывает себя никакими житейскими попечениями и заботами, презирает богатство и славу, отказывается от чинов и наград.
Главная идея всех былин об Илье Муромце – героическая защита Земли Русской и веры Православной, будь то поединок с Соловьем-Разбойником Одихмантьевым сыном, или же его бой Идолищем Поганым, или с Калин-царем.
Искренним, живым и глубоким благочестием и патриотизмом проникнуто большинство былин. И это соборное чувство автора былин – народа, пронесено через века. То время отличалось еще не раздробленным сознанием русского человека, осознанием каждой личностью своей включенности в единство всего Божиего творения. Это накладывало нелукавую ответственность личности, ответственность перед Богом и людьми, неравнодушие к судьбам Отечества и своего народа. Несокрушимое братство и всегдашняя взаимопомощь – эти качества русского характера ярко отразились в образах богатырей. Сколько раз Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович вместе держали заставу, стояли на страже Земли Русской от врагов. Трудно представить себе, чтобы святорусские богатыри не поддержали друг друга, и совсем невозможно представить их предателями.
Добрыня, сразившийся со Змеем-Горынычем на Пучай-реке сравнивается в былинах со змееборцами русских духовных стихов – святыми Георгием-Победоносцем и Феодором Тироном. В былинном Добрыне Никитиче отразилась деятельность исторического дяди святого князя Владимира – воеводы Добрыни в деле распространения Православия на Руси.
Прототипом Алеши Поповича называют Александра Поповича или Олешко Поповича, упоминание о котором есть в «Никоновской летописи», действие которой происходит в лето 1000 года, и в «Суздальской летописи», которая рассказывает о битве на Калке. Расстояние между летописями – 250 лет.
Отражая знаменательные и славные события из истории Руси, явления и происшествия, имевшие общенародное значение, былины величественно являют возвышенные характеры и прекрасные человеческие деяния во благо веры, Отечества и народа.
(Окончание следует)