Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 16:46:52  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Борец за духовное единство Руси  (Прочитано 1138 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106503

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Февраля 2018, 09:58:27 »

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ХОТЕЕВ

Борец за духовное единство Руси

Памяти святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилёвского и Белорусского



Единство веры соединяет православных людей в России, Украине и Белоруссии, и, хочется надеяться, так будет всегда. Религия и общественная мораль учат, что в единстве – сила. История знает немало живых примеров настоящих борцов за православную веру и духовное единство Руси. Ярким образцом такой деятельности является жизнь святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилёвского и Белорусского (1717-1795). С крепкой верой и упованием на Бога он прошёл все тяжёлые испытания, которые выпали на его долю как единственного православного епископа в Речи Посполитой в период её государственной смуты, закончившейся разделом этой страны между сильными соседями. Характеризуя свою деятельность в надгробной эпитафии святой написал: «Семнадцать лет боролся я с волками, а двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами».

Православным белорусам пришлось испытать множество гонений во время существования Речи Посполитой за свою веру. Господствующее сословие, так называемая шляхта, слилась в этом разноэтническом государстве в единый «политический народ», говорила и мыслила по-польски. Приверженные польскому политическому идеалу «каждый шляхтич равен государю» православные дворяне старались во всём походить на своих польских собратьев и переходили в латинство. Для остальных сословий (духовенства, мещан, крестьян) была задумана церковная уния, которую ввели на белорусских землях в 1596 году. Эта гибридная форма вероисповедания предусматривала сохранение обрядов Восточной Церкви и принятие католических догматов с подчинением власти римского папы. Меры к обращению православных были характерными для своего времени. Крепостных крестьян («хлопов») принуждали перейти в унию ополячившиеся паны-католики, запрещалось строительство и ремонт православных храмов, стало обязательным католическое крещение и воспитание детей в смешанных браках, на оставшиеся православные церкви делались нападки, происходил захват храмов вооружённой рукой. Православная паства уменьшалась. В некоторых крупных городах, таких как Вильно, Минск, Брест, за православными оставались только монастыри, охраняемые завещаниями своих православных ктиторов-основателей (ктиторским правом). В городе Слуцке даже возник своеобразный центр церковного управления (Слуцкая архимандрия). Однако преимущественно православными оставались жители восточной Белоруссии с городами Могилёв, Мстиславль, Орша. Здесь находилась единственная в XVIII в. православная епархия на территории Речи Посполитой с центром в Могилёве. После кончины местного епископа Иеронима (Волчанского) в 1754 г. католические власти прилагали все усилия, чтобы не допустить назначения на вакантную кафедру нового предстоятеля. Притеснения православных увеличились, им внушалось, что только согласием на унию они могут обеспечить себе спокойствие. В таких-то условиях и оказался в 1755 г. в Могилёве святитель Георгий (Конисский).

Родился будущий епископ в украинском городе Нежине (Черниговская область) в семье казацкого урядника. В одиннадцать лет его отправили учиться в Киево-Могилянскую академию, где преподавались как духовные (богословие), так и светские предметы (математика, история, философия, литература). За годы обучения Конисский снискал себе уважение за свои таланты и трудолюбие. После окончания полного курса наук, будучи двадцати семи лет, он принял монашество с именем Георгий. За десять последующих лет он прошёл путь от преподавателя академии до ректора и настоятеля Киево-братского монастыря. На всех должностях Конисский проявлял свои незаурядные способности, запомнившись как преподаватель и проповедник, как учёный и поэт. Не случайно жребий епископского служения на Могилёвской кафедре пал именно на него.

По прибытии на место своего служения святитель Георгий, как и некоторые его предшественники, рассчитывал сначала на поддержку российских посланников при польском дворе, но скоро ему пришлось убедиться в их равнодушии к притеснениям православных. Не мог напрямую оказывать свою поддержку и Святейший Синод Русской Церкви. На начальном этапе своего служения святитель вынужден был действовать, полагаясь только на небольшое число ближайших сотрудников. Главной его задачей было оградить свою паству от нападений католиков словом и примером бесстрашия. Как ревностный архипастырь в своих проповедях он учил верности Православию, для образования будущих священников открыл в Могилёве семинарию, для простого народа – школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Чечерске. В новоучреждённой типографии стали выходить необходимые церковные книги, первой из которых стал «Краткий Катехизис». При Могилёвской кафедре был учрежден архив, куда выписывались важнейшие документы об основании и имуществах православных храмов и монастырей.

В 1765 г. перед польским королем Станиславом Августом святитель Георгий произнес блестящую речь, которая была переведена на другие языки и стала известна в Европе. «Вера наша – вот единственное преступление, в котором нас обвиняют… Мы христиане, но христианами же утесняемся… за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, – за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!»

Конисский представил королю и перечень обид православным с перечислением около 200 храмов, отнятых униатами. Святитель Георгий подготовил и издал собрание законов Речи Посполитой, гарантирующих права Православной веры, подавал на сеймы через русского посланника требования о возвращении отнятых церквей, добивался издания законов, гарантирующих свободу православного исповедания, права некатоликам занимать государственные должности, восстановить православные кафедры, не препятствовать открытию духовных семинарий, починке старых и строительству новых храмов. Когда под давлением русского посла, дипломатических приёмов и демонстрации военной силы законные требования свободы Православной веры были на бумаге удовлетворены, в Речи Посполитой началась католическая реакция. Одна за другой составились вооружённые партии – католическая, православная и протестантская. Государство погрузилось в хаос междоусобной борьбы. Жизнь святителя Георгия оказалась в опасности.

Возвратившийся в Могилёв из вынужденного изгнания Конисский увидел глубину совершившейся перемены: униаты, помнившие своё православное исповедание, подавали ему прошения о возвращении из унии. С 1768 по 1774 гг. поступили 80 прошений от целых приходов, но они не были удовлетворены. Императрица Екатерина II инструктировала губернаторов, что следует руководствоваться на присоединённых территориях политикой «здравого рассудка», избегая такого порока, как  запрещение гражданам исповедовать различные веры. Это правило трактовалось таким образом, что униатам не разрешено оставлять своё исповедание. Между тем, униатское и латинское духовенство, ободрённое такой нерешительной политикой, продолжило тайное и явное обращение православных в унию в имениях, где владельцами были католики. Ситуация несколько изменилась после визита императрицы Екатерины II в Могилёв. В 1780 г. было разрешено посылать православных священников в униатские приходы, которые становились вакантными. При этом официальные лица удостоверялись, что прихожане добровольно желают присоединиться к Православной Церкви. Святитель Георгий исполнял правительственный указ таким образом, что священник из униатского прихода сначала принимал Православие, вследствие чего приход становился вакантным, а затем тот же самый бывший униатский священник назначался на свой, уже православный приход. Так в 1781-1783 гг. в Могилёвской епархии были присоединены 112 тыс. униатов. В то же время в Витебском и Полоцком уездах, относившихся тогда к Псковской епархии, присоединились 117 тыс. человек. 

Для православных, оставшихся в составе Речи Посполитой после Первого раздела, стараниями святителя Георгия в Слуцке была учреждена православная кафедра, на которую был поставлен в 1785 г. его близкий помощник епископ Виктор (Садковский). В 1793 г. эта архиерейская кафедра была перенесена в Минск, что послужило началом Минской епархии.

Разделы 1793-го и 1795 года завершили падение Польши. Императрица Екатерина II, наконец, разрешила всем желающим униатам беспрепятственно принимать Православие. За короткое время до её кончины в 1796 г. из унии перешли 1,5 млн. человек, в основном жителей Украины. К этому времени Речь Посполитая уже перестала существовать. По Второму и Третьему разделам к России отошли почти вся территория Украины, Белоруссия и Литва.

Можно сказать, что святитель Георгий по широте своей деятельности восстанавливал Православие не в одной Могилёвской епархии, а по всей Белоруссии. Как воссоединитель униатов он является предшественником митр. Иосифа (Семашко). Конисский известен и богословскими трудами, и историческими сочинениями, и проповедями, и полемическими трактатами, например, против писем Вольтера, распространявших неверие и циркулировавших в светском обществе. В своих публичных выступлениях он уподоблял присоединение белорусских территорий к Российской империи освобождению израильтян из рабства египетского.

Накануне своей мирной кончины в 1795 г. святитель Георгий (Конисский) увидел многие утешительные плоды своей неутомимой деятельности. В церковном отношении его труды были отмечены тем, что он был назначен постоянным членом Святейшего Синода. Общественное признание святителя Георгия хорошо выразил А.С. Пушкин, назвавший Могилёвского архиепископа одним из самых достопамятных мужей восемнадцатого столетия.

Во время пребывания французов в Могилёве в ходе Отечественной войны 1812 года были открыты нетленные останки святителя. Канонизация была совершена в 1993 году, а память совершается по новому стилю 26 февраля (в день преставления) и 6 августа (в день прославления).

В 2017 г. в Белоруссии прошел целый ряд мероприятий, посвящённых 300-летнему юбилею со дня рождения святого. Закономерным итогом стало общецерковное почитание святителя Георгия Могилёвского в числе святых Русской Православной Церкви, установленное на Архиерейском Соборе 30 ноября 2017 г. в Москве. Это определение с особенной признательностью было принято в Могилёве, где православным жителям пришлось преодолеть немало препятствий, чтобы в городе был установлен памятник их знаменитому пастырю, чьё имя теперь славится не только в Русской, но и во всех других Поместных Православных Церквях по всему миру.

https://www.fondsk.ru/news/2018/02/23/borec-za-duhovnoe-edinstvo-rusi-45660.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!