Покровский АлександрЮрий Борисов как зримое воплощение союза промышленности и армииЮрий Борисов и Дмитрий Рогозин (слева направо) на Зеленодольском судостроительном заводе. Фото: Егор Алеев/Уже в ближайшие дни заместитель министра обороны Юрий Борисов может официально превратиться из кандидата, выдвинутого новым-старым премьер-министром Дмитрием Медведевым, в полноценного вице-премьера по оборонно-промышленному комплексуЗамминистра обороны Юрий Борисов в должности вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу вызывает лучшие ожидания и у армии, и у науки, и у промышленности. Этот человек мог бы в едином образе воплотить трёх героев давнишних советских плакатов: учёного со спутником в руках, военного на фоне ракетного комплекса и рабочего - с громадой современного завода за спиной. Правда, рабочим нынешний замминистра обороны Юрий Борисов никогда не был. Но заводы, и самые современные, в его биографии были. И целые производства. Причём самые высокотехнологичные, которые создают передовые, а также завтрашние системы вооружения.
Уже в ближайшие дни Юрий Борисов может официально превратиться из кандидата в полноценного вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу. И о нём специалисты говорят как о едва ли не идеальном назначенце на эту сложную должность. По той причине, что он, действительно, един в трёх лицах: и военный, и учёный, и производственник-организатор.
Достаточно заглянуть в его биографию.
Путь военного, учёного и организатора Военный – профессиональный: Суворовское училище, высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны, затем 20 лет - на офицерских должностях в вооружённых силах. Учёный… Тоже профессиональный: ещё во время военной службы окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Далеко не синекура – для тех, кто знает. Школа мирового уровня для мозгов, которые обучаются брать штурмом сложнейшие задачи. Ныне – доктор технических наук. Убедительное доказательство научного профессионализма и – главное, как считают в учёном сообществе, самой способности к исследовательской работе.
Производственник – снова без слова "профессиональный" не обойтись: генеральный директор научно-технического центра "Модуль", где создавались системы авионики, распознавания изображений и интегральных схем. Туда Борисов попал сразу после военной службы, в 1998 году, - уже тогда его три ипостаси обрели единство. И далее – только росли в объёме решаемых задач: начальник управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности (ФАП), заместитель руководителя ФАП, заместитель министра промышленности и торговли, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве России.
Заместитель министра обороны России генерал армии Юрий Борисов и начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской (слева направо) на совещании по вопросам мобилизационной готовности ОПК. Фото: Михаил Метцель/ТАССНа всех этих должностях Юрий Борисов так или иначе был связан с разработками, производством, контролем в области военной техники и связанных с этим систем. В частности, разработка и внедрение спутниковой системы ГЛОНАСС прошли через его участие.
Наконец, в 2012 году он был назначен заместителем министра обороны России. На этом посту стал курировать – да, разработки новой военной техники.
Не так просто, впрочем Впрочем, просто это выглядит только в описании. На деле разработки новой военной техники являются сложнейшим сплавом науки, производства и военной необходимости. И времени – да, и времени.
Понятно, почему: у военных есть желание, оно же требование, а учёным надо ещё что-то придумать для воплощения этого требования в "железо". А когда желания военных и возможности науки срастаются, производство кричит, что это невозможно, что нет мощностей, что по времени нереально и что вообще – денег давайте.
А деньги – это уже государство. А государство не всегда, как мы помним, было отцом родным для армии и оборонной отрасли. Совсем вчера по историческим меркам нынешние кандидаты в главы Счётной палаты и их идейные единомышленники урезали армию до скелета, а оборонку заставляли делать сковородки вместо оружия. И практически всё то, что сегодня в России считается современным вооружением, было начато ещё в 1970-80-е годы и сохранено производственниками едва ли не подпольно и за свой счёт. Есть один внятный символ того положения – Тушинский машиностроительный завод в Москве. Тот, на котором создавали "Бураны" и работало под 20 тысяч человек, потом боролся за заказы чуть ли не таксопарков, чтобы дать работу уцелевшим 800 рабочим и служащим…
Борисов как человек на своём месте Нет, не стоит вгонять в краску Юрия Борисова, изображая из него символ эпохи возрождения российской государственной и военной мощи. В этом смысле как раз он был просто человеком, просто делавшим своё дело. Одним из многих, кто в этом возрождении участвовал, кто его сотворял.
Но и одним из тех, кто участвовал и сотворял его хорошо. Это признают практически все наблюдатели, даже те, кто скептически смотрел на его… скажем, односторонне оптимистичные заявления. Подчас. Потому что знали и о больших проблемах ОПК.
С другой стороны – а зачем курировавшему ОПК замминистру обороны кричать на весь мир о его проблемах. Он же из профессионалов, которые решают проблемы, а не из либеральных "буревестников", которые о них клекочут.
Здание Правительства России. Фото: www.globallookpress.com А со стороны третьей именно при кураторстве Юрия Борисова были очень серьёзно подтянуты проседавшие прежде секторы. Была поднята дисциплина в выполнении Гособоронзаказа, который стал выполняться практически на 100 процентов. Небо и земля по сравнению с тем, когда на специальных слушаниях в Совете Федерации раздавались стоны о громадных отставаниях и невыполнениях, о срывах, о слабой финансовой дисциплине, о невозможности найти деньги для реально длинного оборонного производства, потому что банки задирали конские проценты по кредитам, а деньги предпочитали вкладывать в западные фонды и биржевые махинации! О чём говорить, если роль банка играло… Министерство обороны, на 100 процентов авансировавшее гособоронзаказ!
Сегодня, как мы знаем, ситуация другая. Тоже сложная, но сложная, так сказать, в настоящих местах, а не в том, чтобы лихорадочно закапывать волчьи ямы, будто специально выкопанные либеральной экономической частью правительства.
Сложно, например, создавать интеллектуальное оружие. Сложно формировать проекты, где надо заглядывать на 10 – 20 лет вперёд. Сложно выбрать из всего спектра перспективных научных исследований те, которые "выстрелят" тогда – и в прямом, и в переносном смысле. Но понимающему достаточно сухой фразы из информационного сообщения, что "Юрий Борисов в Москве обсудил с представителями РАН, органов власти, ведущих российских ВУЗов, предприятий промышленности и органов военного управления перспективные разработки в области квантовых технологий, искусственных нейронных сетей, обнаружения и мониторинга малозаметных объектов".
Будущее, как всегда, формируется сегодня…
Я думаю, он будет на своём месте на посту вице-премьера по ОПК, - выразил убеждение один из таких знающих – видный военный эксперт Виктор Литовкин. – Он будет укреплять связи с оборонно-промышленным комплексом и армией, между армией и оборонно-промышленным комплексом - поскольку знает те задачи, которые возлагаются на вооружённые силы, и будет добиваться, чтобы предприятия оборонного комплекса выполняли гособоронзаказ 2018—2021 годов. И чтобы эти деньги на гособоронзаказ расходовались экономно, рачительно и с высокой эффективностью".https://tsargrad.tv/articles/jurij-borisov-kak-zrimoe-voploshhenie-sojuza-promyshlennosti-i-armii_131630