Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 09:22:05  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Куда зовёт белорусов пресс-секретарь БПЦ о. Сергий Лепин?  (Прочитано 1341 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Апреля 2018, 10:45:58 »

Куда зовёт белорусов пресс-секретарь БПЦ о. Сергий Лепин?

История неудавшегося предательства. Часть 1



«Эти события вызвали со стороны огромного количества верующих бурю негодования».
Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел.
Декабрь 2014 года
.


Можем ли мы ставить под сомнение слова Предстоятеля Белорусской Православной Церкви? Нет. Это действительно была буря. И это действительно было наше негодование. Только так могли отреагировать православные христиане  Беларуси на попытку раскола нашей Церкви.

Как гром среди ясного неба прозвучало в 2014 году решение ходатайствовать о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой церкви по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии.

Что это? А это раскол. Именно так восприняли православные христиане Беларуси такое намерение. Известие стремительно разносится среди белорусов. Для верующих оно равнозначно сообщению о начале войны.

Православные христиане принимают решение покупать дома на российской территории, стоящие вдоль границы. Обсуждается возможность приобретения пустующих российских деревень и строительство там православных храмов, которым уже не будет угрожать самоуправление и автокефалия.

Также все начиналось на Украине. Хаос и реки крови, захват и разрушение православных храмов, издевательство над верующими – обо всем этом рассказывают  украинские беженцы. Белорусы понимают, что все это может повториться и в их стране. Что делать?

Белорусы помнят, как на состоявшемся в марте 1992 года Архиерейском соборе РПЦ украинские иерархи в своих выступлениях заявили, что самостоятельность, предоставленная УПЦ в 1990 году, за полтора года дала лишь отрицательные результаты. Рассказали они и о резко негативном отношении своей паствы к отделению от РПЦ. 

Многие архиереи украинских епархий дезавуировали свои подписи, поставленные под обращением о предоставлении автокефалии, объяснив, что они действовали под принуждением, опасаясь притеснений со стороны митрополита Филарета и украинских властей. Но отказываться от своих подписей и раскаиваться в содеянном уже было поздно. Раскол набирал обороты.

Какие выводы должны сделать мы, белорусы? Украинские события подтверждают, что первым признаком духовного разложения общества является раскол в Церкви. Стоит только сделать первый шаг в этом направлении, и повернуть назад уже будет невозможно. Общество начнет уничтожать само себя. Все это сейчас происходит на Украине.

Протоиерей Павел Боянков, клирик храма святого Александра Невского (г. Минск), пишет: «Украинский кризис неопровержимо свидетельствует: его развитию способствовали  не только  экономические предпосылки, но  и глубочайший религиозный раскол в обществе. Четверть века тому назад там, рядом с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, при непосредственной поддержке государства (!), возникли раскол Филарета Денисенко, секты автокефалов-самосвятов и униатов. Внешне деятели этих антидуховных организаций почти не отличаются от православных, но существенно превосходят их в ультранационализме. И все прежние годы эти двойники и ряженые не сидели сложа руки – они "священнодействовали", в том числе и "крестили". Но мы-то прекрасно знаем, что мнимые "таинства" раскольников, самозванцев и еретиков абсолютно безблагодатны. Следовательно, за это время появилось значительное число людей, считающих себя крещеными, но на самом деле таковыми не являющихся. Именно поэтому на востоке Украины православные столкнулись с сонмищем бесноватых нехристей. “По плодам их узнаете их” (Мф. 7, 16)» (Русь обетованная. Протоиерей Павел Боянков).

И вот, когда мы видим, в какую глушь зашел украинский народ, возникает вопрос: кто пытается отправить белорусов по украинскому пути?
 
К счастью, в декабре 2014 года пришла весть: Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел принял решение закрыть вопрос о предоставлении Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата статуса самоуправления. «Тема снимается с повестки дня», – заявил Предстоятель БПЦ.

Раскол Православной Церкви был ликвидирован в самом зародыше. Не будет преувеличением сказать, что для большинства белорусов это была радость со слезами на глазах. Но тревога у верующих осталась.

Было понятно, что воспользовавшись тем, что Митрополит Павел был недавно назначен на должность Экзарха всея Беларуси и только начинал входить в курс дела, некие силы решили изменить статус Церкви.

Как такое у нас, в Беларуси, могло случиться? – этот вопрос в то время задавали друг другу православные христиане. Кто все это затеял?  Значит, всё-таки есть у нас в стране люди, желающие вывести верующих на улицы. По-другому это никак не объяснишь.

Такой же вопрос звучит и в словах Экзарха всея Беларуси Павла: «У меня сложилось впечатление, что эту идею специально сюда подбросили, и она сегодня как никогда не вовремя прозвучала. Я должен абсолютно официально сказать, что весь ажиотаж и шум ничего, кроме вреда, не принес».     

Глава БПЦ  выразил надежду, что в ближайшие двадцать пять лет этот вопрос подниматься не будет. При этом он заметил: «На фоне того, что происходит в Европе и мире, эта мысль звучит как-то тенденциозно».

Да, тогда, в декабре 2014 года, мы, православные христиане, не стали досконально разбираться, кто был инициатором получения статуса самоуправляемой Церкви. Заявить, что в суверенном государстве должна быть  суверенной и  православная Церковь, могли как некоторые белорусские чиновники, так и отдельные священнослужители. Вполне возможно, что это было их совместное решение, но, к счастью, это удалось вовремя пресечь.
 
К сожалению, в марте 2018 года, спустя три года после тех тревожных событий, белорусов опять стали звать на площадь. Решила белорусская оппозиция отпраздновать 100-летие образования БНР. Но является ли это событие праздником для белорусского народа? Нет. Это праздник предательства, - по-другому его никак не назовёшь.

В 1918 году на белорусских землях, оккупированных кайзеровской Германией, объявляются новоявленные политики, которые вместо того чтобы организовать вооружённое сопротивление захватчикам, начинают  сотрудничать с оккупационным режимом. 21 февраля 1918 года с хлебом и солью  встречают они  немецких оккупантов в Минске, на вокзале, а затем в гостинице «Европа»  дают  обед  в   честь своих «освободителей». А уже 25 марта 2018 года эти люди объявляют о создании «Белорусской Народной Республики».

Во все времена стремление человека получить какие-то блага в обмен на сотрудничество с врагами, а тем более с захватчиками, считалось предательством и приравнивалось  к иудиному греху. Не может быть будущего у государства, граждане которого способны на предательство и находят десятки оправданий своему поведению. Не может быть будущего у государства, если остальные граждане соглашаются с предателем и также находят десятки оправданий его поведению.

Белорусский народ не стал искать оправданий предателям. Не мог он это делать, потому что находился с ними по разные стороны баррикад. Предатели это поняли, и поэтому сразу же дали своё согласие на строительство в Минске двух концентрационных лагерей.

Через две недели после объявления независимости БНР концлагеря были огорожены колючей проволокой, и в каждый из них были загнаны по три тысячи белорусов. После этого во многих городах были открыты публичные дома и туда загонялись молодые женщины и девушки для увеселения немецких солдат и офицеров.

И чего только ни сделаешь для своих благодетелей. А 25 апреля 1918 года, через месяц после объявления независимости БНР, её руководители направляют германскому кайзеру Вильгельму II телеграмму, в которой выражают свою благодарность «за освобождение Белоруссии немецкими войсками»: «Только под защитой Германской империи видит край свою добрую долю в будущем».

Но белорусы - народ свободолюбивый. Даже за шесть веков литовско-польского ига не смогли литовские князья и польские короли заставить белорусов признать над собой главенство папы Римского. Даже после предательства со стороны своей знати, её окатоличевания и ополячивания, белорусы помнили о своих русских корнях и не признавали чужую веру. Поэтому и при немцах белорусы не пошли на поводу у политиков, торгующих свободой и независимостью страны.   

В результате наступления Красной Армии Германия начала вывод своих войск с оккупированных территорий и в декабре 1918 года Минск был освобождён. Вместе с кайзеровскими войсками было изгнано из Белоруссии и правительство БНР. В результате БНР так и осталась мифической страной, созданной на бумаге, и в возбуждённых умах коллаборационистов.

Неужели нынешние оппозиционеры не понимают этого? Да, не хотят они понимать. Запад за это им платит. Но ещё никогда и никому иудины сребреники не шли на пользу. Белорусский народ это знает и не идёт на поводу у политиков, находящихся на коротком поводке у Запада.

Но 25 марта 2018 года в состоянии шока оказались православные христиане Беларуси, когда услышали и увидели приветственное выступление председателя Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви протоиерея Сергия Лепина перед оппозиционерами с бело-красно-белыми флагами. На груди у него, там, где обычно у священнослужителей находится крест, висела «Погоня». «Жыве Беларусь!» - заявил оратор.

Продолжение следует.

Анатолий Шлыков, автор книги «Витебская Голгофа»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/18/kuda_zovyot_belorusov_presssekretar_bpc_sergej_lepin/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 27 Апреля 2018, 10:50:23 »

Не дать себя обмануть. Чем опасны иудины сребреники?

История неудавшегося предательства пресс-секретаря БПЦ о.Сергия Лепина. Часть 2



25 марта 2018 года, во время празднования 100-летия БНР, пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин выступил перед собравшимися на площади оппозиционерами, размахивающими бело-красно-белыми флагами, и приветствовал их лозунгом «Жыве Беларусь!».

Православные христиане Беларуси были в недоумении. Что делать? Идти за своим пастырем, как это принято в Православной Церкви, и также приветствовать людей, которые буквально ещё вчера называли православных священнослужителей русскими оккупантами, требовали от них убираться в Россию и грозились отобрать у верующих все храмы. 

И это не просто слова, это политическая программа Консервативно-христианской партии БНФ, которую лидер партии Зенон Позняк разработал специально для Беларуси и 24 апреля 2017 года презентовал в Варшаве. Со слов З.Позняка и его единомышленников, тяжелое время в стране затянулось, и поэтому важно, чтобы национальная элита при внезапной смене власти имела бы определённый план действий.

Надо понимать, что под «внезапным наступлением перемен» оппозиция подразумевает насильственную смену власти в Беларуси. А если учесть, что в разработку этой программы внёс свою лепту радикальный националист Юрий Беленький, заявивший ещё в 2013 году: «Разговаривая по-русски, ты стреляешь в свой народ», то начинаешь понимать, что на этот раз очередной «свядомый шабаш» без крови не обойдётся. Но нужна ли белорусскому народу программа, реализация которой начинается с государственного переворота? И должны ли белорусы приветствовать этих людей их же лозунгами?

В политической программе партии КХП БНФ прописано, что новая демократическая власть в Беларуси должна будет потребовать от РПЦ не только возвратить церковные здания, но и оплатить все строительные работы по приведению этих зданий в первоначальный вид. Вот так под корень решила оппозиция извести Православие на белорусской земле. А чтобы как-то успокоить белорусов, пообещал им З.Позняк безбедную жизнь в Балто-Черноморском Союзе - этаком государстве от моря до моря.

Настораживает то, что и Сергий Лепин в соцсетях рассуждает об этом. Предлагает он объединить Беларусь с Литвой и присоединить к ним российские города Смоленск и Брянск. Но что это? Великое Княжество Литовское? Нет. Это гораздо хуже. Это новая Речь Посполитая, уже четвёртая по счёту. Но зачем эти рассуждения православному священнослужителю, занимавшему столь высокий пост в БПЦ? Неужели он не понимает, что Православие в Речи Посполитой также как и сам народ Белой Руси были чужими для  этого польского государства.

В чём причина такого мышления? Попробуем найти истоки. Ведь что-то должно было повлиять на его мировоззрение. В апреле 2014 года протоиерей Сергий Лепин дал интервью корреспонденту TUT.BY. Отвечая на заданный ему вопрос: «Как церковь относится к Интернету?», - он ответил:  «Покажи мне свою "Temporary Internet Files" - и  я скажу, кто ты. Иногда содержание этой папки и содержание нашего сердца совпадают. В этом смысле интернет есть не просто соблазн для души, а ее зеркало, на которое не всегда  есть смысл пенять...».

Хорошо сказано. Воспользуемся данным советом и почитаем эту папку, тем более, что она расположена в открытом доступе. Да, и заодно узнаем, что на сердце у её хозяина.

Ведь в интервью он сам говорил, что содержимое папки совпадает с содержимым  сердца.

Читаем:

«Почему бы, например, не обдумать об воссоздании Литовской Руси, а заодно и о Великом Княжестве Литовском? Ну, переговорить там с литовцами - это очень близкий нам народ, который веками делил с нами общую историю. В результате объединения Беларуси и Литвы получилось бы очень интересное государство. Такое объединение было бы действительно объединением равных, а не аншлюсом. А там глядишь, и Смоленское княжество подтянется, и Брянское...».

Но что это? Да это же любимая тема «свядомых змагаров». Обычно они после того, как поругают россиян, обязательно добавляют «Жыве Беларусь!». Так стоит ли удивляться, что хозяин этой папки после экстремистских записей в ней о расчленении России выступил 25 марта 2018 года с таким же призывом «Жыве Беларусь!». 

Можно представить себе настроение россиян после того, как узнали они о намерении белорусов начать делить их страну. Да, скверная история случилась в Беларуси. А ведь буквально за неделю до этих событий была опубликована патриотическая статья  «Россия: за други своя».   

В ней белорусский автор призвал россиян отдать свои голоса за Владимира Путина и уверенно заявил, что если бы у белорусов была возможность участвовать в выборах российского президента, то Путин гарантированно получил 85% голосов. Столько же  голосов набирает в Беларуси и Александр Лукашенко. При этом автор добавил, что Россию ждёт великое будущее.

Статья получила многочисленные отклики от россиян. Предложили они новое название «Россия-Беларусь: постоим за други своя!». 

После этого статью опубликовали более тридцати информационных агентств. А на  некоторых  интернет-ресурсах россияне добавили в статью новый абзац со словами: «Удачи вам братья и спасибо, что вы о нас помните и уважаете. Мы вас прикроем, даже ценой жизней».

Но не могут наши недруги смириться с таким единством россиян и белорусов. Получаем мы плевок в душу. И нам, белорусам, стыдно, что есть среди нас такие недруги.

Неужели протоиерей Сергий Лепин рассчитывает, что в следующий раз православные христиане вместе с ним выйдут к оппозиционерам на площадь и дружно начнут кричать «Жыве Беларусь!»? Тут надо прямо сказать, что если такое случится, то для белорусского президента это будет, как снег на голову. От кого-от кого, но только не от православных христиан ожидает Александр Лукашенко такого предательства. Как никто другой, понимает он, что случись это на самом деле, тут же резко возрастёт опасность провокаций.

Нам, православным христианам, стыдно перед президентом за такой необдуманный  поступок нашего пастыря. Нет, мы не будем кричать на площадях «Жыве Беларусь!». Мы будем её защищать и не допустим в стране никаких майданов и революций.

21 октября 2017 года, в центре Минска прошла акция протеста «Марш возмущенных  белорусов2.0». Её инициатором выступил Белорусский национальный конгресс во главе с радикальным оппозиционером Николаем Статкевичем.       

Надо особо отметить, что белорусы в этой акции не участвовали. На площади собрались  агенты влияния. Когда их посчитали, то чуть не рассмеялись. Со всей Беларуси с натяжкой набралось сто пятьдесят человек.

Но давайте посмотрим, какая агрессия исходит от этой кучки белорусских оппозиционеров. Достаточно только двух плакатов, чтобы понять: эти люди несут белорусам хаос и разрушения.

Откуда у них такая патологическая ненависть к белорусской армии, в которой служат наши дети? Почему они оскорбляют белорусского президента? И должен ли был  православный пастырь после таких провокационных плакатов приветствовать этих людей? 

После этой акции Статкевич заявил, что следующая крупная акция запланирована на  площади Якуба Коласа 25 апреля 2018 года, когда будет праздноваться столетие БНР.

Там, на Западе, понимают, что для успеха подобных мероприятий катастрофически не хватает участия в них верующих. И поэтому главной мечтой американского Госдепа является возможность вывести православных христиан на улицы вместе со «свядомыми».

И если это удастся сделать, то  в  этом случае достаточно будет нескольких разбитых витрин, чтобы на месте инцидента появились представители правоохранительных органов. После этого за работу берутся снайперы на крыше. Хватит даже одного стрелка, но для гарантии - лучше два. И всё.

Вот он, как на ладони, кровавый белорусский царь, который расстреливает свой народ и по которому уже давно плачут Гаагский суд и европейская тюрьма. И это будет очередная пробирка со страшным отравляющим газом, но теперь уже в Беларуси. Ну, а дальше по накатанному сценарию: несколько десятков крылатых ракет, выпущенных по Резиденции Президента и Дому Правительства, станут причиной объявления новых президентских выборов.

Подтверждает это и белорусский президент. Конечно, в детали он не вдается, а сразу выдаёт конечный результат: «Если хоть на минуту расслабимся - оторвут голову, и даже не почувствуем».

Но неужели нас ничему не научила «небесная сотня» на Украине, которую расстреляли такие же «снайперы на крыше»? Самое интересное, что не пожалели те снайперы своих же сторонников майдана, из которых и состоит на 100% «небесная сотня». Можно не сомневаться, что не дрогнет у стрелков рука, когда начнут они расстреливать православных христиан, вышедших на улицы вместе со «свядомыми змагарами».

Неужели мы забыли про кровавое воскресение и священника Гапона? Да, в то время наши предки не знали, что такое гибридная война, и никто понятия не имел о пресловутом майдане, поэтому и удалось врагам России инсценировать столкновение народа со своим царём. Сейчас мы всё это знаем, но почему-то не делаем никаких выводов. Вот этим и пользуется Госдеп.

Почему доктор теологии протоиерей Сергий Лепин не додумался объяснить оппозиционерам, что православные христиане не ходят на поклон к оккупантам, не  встречают их с хлебом и солью и не благодарят за «добрую долю», как это делали создатели БНР, а сражаются против захватчиков. Почему он вместо такого объяснения начал поздравлять собравшихся на площади змагаров с праздником 100-летия образования БНР?

Но как на это можно было решиться, если существуют доказательства сотрудничества лидеров БНР с оккупантами. По этому поводу белорусский президент, историк по образованию, заявил: «В основном я знаю, что там было, кто там к кайзеру ходил, к оккупантам, и просили помочь, чтобы Беларусь была независимой. Был и такой факт».

И если бы 25 марта 2018 года протоиерей Сергий Лепин объяснил собравшимся на площади змагарам, что этот день в истории есть самый настоящий праздник предательства, то мы бы все стали свидетелями совершения православным пастырем христианского подвига.

Разве не рассказывают о таких истинах своим слушателям в Варшавской теологической академии, в которой учился протоиерей Сергий Лепин? Похоже, что нет. А вот в Витебской духовной семинарии учат будущих священнослужителей беречь свою паству от тлетворного влияния проплаченных агентов Запада. И настоятели православных храмов берегут своих прихожан. Поэтому и не удаётся «свядомым змагарам» вывести белорусов на баррикады.

Об этом я так уверенно могу говорить, потому что в 1991 году я был избран казначеем православного прихода, созданного для восстановления и реставрации Свято-Благовещенского храма в Витебске. В 1992 году, когда рядом с руинами реставрируемой церкви был построен храм святого Александра Невского, я получил благословение на ношение пономарского стихаря. Позже я был избран старостой в приходе этого храма. Сейчас я исполняю обязанности пономаря и чтеца в храме святой равноапостольной царицы Елены. Есть мечта освоить профессию звонаря.

Когда в 2010 году, за несколько месяцев до президентских выборов, в Витебске одновременно началось наступление на храм святого Александра Невского и женский Свято-Духов монастырь, стало понятно, что решили наши недруги вывести верующих на улицы и показать, что белорусы выступают против Александра Лукашенко.

Для этого отдельными чиновниками было принято решение о переносе православного  храма вместе с Воскресной школой из центра города на кладбище, а от монахинь потребовали освободить здание монастыря и переселиться в приют для лиц без определённого места жительства, а по простому - в ночлежку для бомжей. А чтобы ускорить решение этого вопроса, в здании монастыря в лютые декабрьские морозы отключили отопление. В результате три монахини получили обморожения.

Тогда мы не стали устраивать протестные шествия по улицам города. Мы понимали, что  нельзя это делать перед президентскими выборами. Поэтому живым щитом мы стали вокруг храма и женского монастыря. При этом мы заявили, что ляжем под стенами монастыря, но в обиду монахинь не дадим.

А когда через несколько дней мы увидели  штурм Дома Правительства и разбитые окна, то сразу поняли, какой беды нам удалось избежать благодаря своей выдержке. Но выйди мы на улицы Витебска, и штурм правительственного здания в Минске сразу приобрёл бы совсем другую окраску. Обо всём этом я вынужден был рассказать в книге «Витебская Голгофа». Эта история дошла до губернатора А. Косинца, и после его вмешательства  здание  монастыря отдали монахиням, а храму присвоили постоянный статус.

Теперь давайте сопоставим даты. В 2010 году ситуация в Витебске обострилась непосредственно перед президентскими выборами из-за попыток чиновников снести храм и закрыть женский монастырь. В  декабре 2014 года белорусам опять стала грозить беда, но уже из-за угрозы церковного раскола. Буря негодования православных христиан заставляет заговорщиков отказаться от своей затеи расколоть РПЦ и БПЦ. Всё это происходит  перед президентскими выборами, намеченными на 2015 год.

В 2018 году председатель ЦИК Лидия Ермошина делает заявление: «Я думаю, в конце 2019 года надо проводить какую-то избирательную кампанию. Ноябрь 2019-го - идеальный период для этого».

Всё! Отсчёт пошёл. Задача прежняя: надо поставить белорусское общество на дыбы, - решают недруги Беларуси и закатывают рукава до локтей. Решили они на этот раз действовать наверняка и объединить православных христиан с радикальными националистами вокруг мифической БНР, созданной на бумаге и в возбуждённых умах коллаборационистов-предателей.

Надо понимать, что заявление пресс-секретаря БПЦ протоиерея Сергия Лепина на встрече с белорусскими оппозиционерами во время празднования 100-летия БНР это только  начало, или как говорят в народе - первая ласточка. Надо быть готовым к другим выпадам, но при этом нельзя затягивать с решением уже возникших проблем.

Будем  решать их по-христиански. От имени всех православных христиан Беларуси я, Анатолий Шлыков, исполняющий обязанности пономаря в храме святой равноапостольной царицы Елены, прошу прощения у российского народа за оскорбления,  допущенные пресс-секретарём БПЦ протоиреем Сергием Лепиным. Прошу прощения у военнослужащих белорусской армии и президента Республики Беларусь за то, что представитель БПЦ Сергий Лепин не объяснил белорусским оппозиционерам о недопустимости оскорблений, допущенных ими в адрес белорусского народа, его армии и президента, но вместо этого начал поздравлять оппозицию с их праздником, именуемым в народе не иначе как праздник предательства.

Анатолий Шлыков, автор книги «Витебская Голгофа»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/25/ne_dat_sebya_obmanut_chem_opasny_iudiny_srebreniki/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 27 Апреля 2018, 11:01:45 »

Куда дрейфует Белорусский Экзархат?

Православие пытаются вписать в белорусскую национальную идею как ее основную базовую основу

http://ruskline.ru/images/cms/thumbs/f5f7b95efb36ab8179ddcee29560fd5555c85ec4/img_7047_200_auto.jpg

Стремительно развивающаяся инициатива президента Украины Петра Порошенко по созданию независимой от Москвы Украинской Православной Церкви в последние дни стала важнейшим событием религиозной жизни на территории всего постсоветского пространства. С большим вниманием за украинскими новостями следят православные иерархи и государственные служащие, священнослужители и рядовые верующие, политологи и религиоведы, работники церковных и светских средств массовой информации.

И этот интерес вполне оправдан. Ведь на наших глазах может произойти радикальное переформатирование конфессиональной ситуации в Восточной Европе. Возникновение в пределах Украины объединенной Православной Церкви породит серьезные изменения в межправославных отношениях. В целом, последствия провозглашения украинской автокефалии для Украины и России очевидны. Но каковы могут быть последствия этого события для других регионов русского мира? Не спровоцирует ли украинский пример желание его повторить в бывших советских республиках? Везде ли крепок иммунитет против «вируса автокефалии»? Попробую рассмотреть эти вопросы на примере Белоруссии.

Провозглашение государственной независимости Белоруссии в 1991 году породило вполне предсказуемый всплеск популярности идей белорусского национализма. Вместе с тем, на протяжении последующей четверти столетия Белоруссия не впадала в националистическую истерию и не культивировала русофобию. Слабость позиций политиков националистической ориентации позволила сохранить единство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Совершенно иная ситуация возникла в независимых Украине, Молдове и Эстонии. В этих странах православные христиане оказались разделены из-за различного отношения к вопросу сохранения церковного единства с Московским Патриархатом. И основной причиной нежелания некоторых украинцев, молдаван и эстонцев оставаться в Русской Православной Церкви стал их национализм. Именно поэтому проникновение национализма в церковную среду способно запустить процессы автокефализации и тем самым бросить вызов единству Церкви.

Как обстоят дела с национализмом в Белорусском Экзархате? Видимых признаков его распространения среди белорусского духовенства многие годы практически не замечалось. Никто открыто не призывал к провозглашению автокефалии не высказывал русофобских идей. Но внешне спокойная ситуация внезапно изменилась в декабре 2015 года, когда на общем Собрании епархий Минской Митрополии духовенство практически единогласно приняло решение «просить митрополита Минского и Заславского Павла, патриаршего экзарха всея Беларуси, ходатайствовать перед святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и священным синодом о предоставлении Белорусской православной церкви статуса самоуправляемой церкви в составе Московского патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии».

Можно сказать, что это событие обнаружило симпатии многих белорусских священнослужителей к идеям белорусской независимости. Но эти симпатии очень робкие. Вполне естественно, что прошение духовенства не встретило поддержки со стороны священноначалия Русской Православной Церкви. Казалось бы, этим все и закончилось. Но это не так. Робкие симпатии проявили себя в 2018 году.

Для белорусской истории 2018 год является годом весьма неоднозначного юбилея. Сто лет назад, 25 марта 1918 года, в Минске состоялось провозглашение независимости Белорусской Народной Республики. Возникшее в условиях немецкой оккупации белорусское национальное государство не выдержало испытания временем и на его месте впоследствии возникла Советская Белоруссия. Но память о БНР всегда оставалась священной для белорусских националистов. Именно поэтому для определения происходящего в Белорусском Экзархате очень важно рассмотреть отношение белорусского духовенства к столетию Белорусской Народной Республики.

5 марта 2018 года на одной из минских площадей состоялось празднование 100-летия провозглашения БНР, которое посетил председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин. В своем обращении к собравшимся он сказал: «Сто лет назад белорусы предприняли попытку создания своего первого национального государства. По-видимому, историки еще долго будут спорить о результатах этого начинания в целом, но мы уже сегодня хорошо знаем, что руководители БНР своими инициативами боролись против оккупантов и требовали свободы для многих тысяч белорусов, томящихся в тюрьмах. Они хотели положить конец дележке земель с преобладающим белорусским населением между сопредельными государствами, пытались пресечь разделение и ассимиляцию белорусов, стремились прекратить притеснения православных.

У истоков БНР стояли энтузиасты, стремившиеся к возрождению белорусской истории и культуры, видевшие белорусскую державу и как продолжательницу традиций древнерусской государственности, и как наследницу Великого Княжества Литовского. Именно благодаря провозглашению БНР в будущем стало возможным появление БССР — в границах которой после распада Советского Союза и была создана независимая Республика Беларусь. Как мы видим, провозглашение БНР является важным эпизодом в истории формирования идеи белорусского государства, а потому не должно остаться без внимания — особенно в столь значимую юбилейную дату»
.

Таким образом, официальный представитель Белорусского Экзархата отметил значимость празднуемого юбилея, что является очевидным реверансом в сторону белорусских националистов. Но он не стал создавать икону из факта провозглашения БНР и даже аккуратно осудил оголтелый национализм. «Вместе с этим мы считаем важным напомнить, что подлинный патриотизм — это любовь к своему народу, а не ненависть к его соседям», — отметил протоиерей. Само юбилейное событие в его интерпретации является ни чем иным, как одним из звеньев в исторической цепи. А последним звеном является современная белорусская государственность. Свое выступление он завершил словами: «Да благословит Господь Беларусь и да ниспошлет всем нам мир, любовь, тепло и познание истины. Слава Христу, и да здравствует Беларусь!».

Что можно понять из выступления председателя Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата? Во-первых, официальный церковный Минск благословляет ныне действующее белорусское государство. Во-вторых, Белорусский Экзархат не имеет сентиментальных эмоций в отношении БНР и дистанцируется от националистов, мечтой которых является возрождение БНР. В-третьих, официальный представитель Белорусского Экзархата на 100-лети БНР не стал проповедовать идеи русского мира. Почему не стал? Об этом знает только он. Здесь можно много рассуждать. Собравшаяся аудитория его бы не услышала? Произошел был конфликт и скандал прямо во время празднования? Желание быть услышанным теми, кто всегда считал Белорусский Экзархат инструментом внешнего влияния на белорусский народ? А может просто личное неделание? Может и так. Сказать сложно. Но главное, что Лепин попытался донести до слушателей евангельский взгляд на жизнь человека, на политику и вопрос государственной независимости: «Граница между свободой и несвободой проходит по сердцу каждого человека. Не много пользы из внешней свободы сможет извлечь тот, кто является рабом своих страстей, чья душа исполнена ненавистью, ложью, клеветой, завистью, алчностью, злостью и жаждой разрушения».

Как отреагировал на юбилей БНР Белорусский Экзархат? Отреагировал достаточно интересно. Патриарший Экзарх объявил 2018 год тоже юбилейным. И посвятил этот год не Белорусской Народной Республике, а инициатору воссоединения белорусских униатов с Православной Церковью митрополиту Иосифу Семашко. Воссоединение, о котором вспоминает Белорусский Экзархат, произошло в 1839 году.

Практически незамеченной для средств массовой информации оказалась пресс-конференция, которую провели представители Белорусского Экзархата 20 марта 2018 года. А она очень много может сказать о настроениях в белорусской церковной среде. Выступая перед журналистами, митрополит Минский Павел (Пономарев) сказал, что одной из главных задач нынешних юбилейных торжеств является призыв «помнить о том, к каким негативным последствиям может привести противостояние и разделение, в особенности на религиозной почве, и никогда не повторять ошибок предыдущих поколений».

Это очень интересное заявление. В год 100-летия БНР вполне ожидаемо белорусские националисты могут усилить свои призывы к белорусской церковной независимости. Ответом на эти призывы стало заявление Патриаршего Экзарха о негативных последствиях разделения общества по религиозному вопросу. Казалось бы, приняты превентивные меры против возможных нестроений. Но в бочку меда была добавлена ложка дегтя. И добавлена на той же пресс-конференции.

Выступая после митрополита Павла, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии протоиерей Александр Романчук сказал: «Церковно-общественная деятельность митрополита Иосифа (Семашко) оказала значительное влияние на развитие белорусской культуры, становление белорусского национального самосознания и в конечном итоге послужила становлению современной белорусской государственности».

Что же получается? Воссоединение белорусских униатов было шагом к белорусской независимости? Шагом к появлению белорусской национальной идеи? Митрополит Иосиф Семашко стоял у истоков белорусского национализма? Если мы ознакомимся с деятельностью митрополита Иосифа Семашко, то нам предстанет церковный деятель эпохи российского императора Николая I. Не без поддержки государства он перевел белорусских униатов в Русскую Православную Церковь. Конечно же, Белорусский Экзархат имеет полное право его прославлять, вспоминать и объявлять в честь него юбилейный год.

Но почему официальный представитель Экзархата называет митрополита Семашко деятелем белорусского национального возрождения? Разве мог им быть церковный деятель николаевской эпохи? Разве отмечали заслугу Семашко перед белорусским национализмом создатели белорусской национальной идеи братья Антон и Иван Луцкевичи? Разве призывал митрополит Иосиф к отделению белорусов от Российской Империи? Разве мечтал он о национальном государстве?

Совершенно очевидно, что концепция заведующего кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии притянута за уши. Но почему он пытается очернить имя такого значимого архиерея Русской Православной Церкви? Можно предположить, что в Белорусском Экзархате развивают собственный взгляд на церковную историю. Теория протоиерея Александра Романчука отодвигает сроки появления белорусской национальной идеи как минимум на полстолетия назад. По его мнению, белорусский национализм зародился не на рубеже XIX – ХХ веков, а еще в первой половине XIX века. И он не только зародился раньше, но он еще и получил благословение со стороны митрополита Русской Православной Церкви. Причем, со стороны упразднителя церковной унии. То есть, герой Православия зарождает белорусский национализм. И конечным итогом деятельности митрополита Иосифа Семашко стало создание независимого белорусского государства.

Так что же хотел сказать протоиерей Александр Романчук? А сказал он то, что празднуемое в 2018 году 100-летие начала белорусского государственного строительства имеет прямое отношение к Православной Церкви. Ведь это именно она в лице митрополита Иосифа Семашко запустила процесс развития национальной идеи. И этот тезис стал ответом на юбилей БНР. Мол, вы празднуйте, но не забывайте, кому обязаны. И снова ни слова про русский мир, созидателем которого являлся митрополит Семашко.

Какой можно сделать вывод из всего сказанного? В Белорусском Экзархате происходит переосмысление традиционного взгляда на церковное прошлое. Получаемые выводы пытаются вмонтировать в историю белорусского национализма. Тем самым православие пытаются вписать в белорусскую национальную идею как ее основную базовую основу. Для чего это делается? Почему так важно представить православие как фактор белорусской государственной независимости? Украинская ситуация дает ответы на эти вопросы.

Николай Коханович, публицист

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/kuda_drejfuet_belorusskij_ekzarhat/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!