Наступило время возвращения духовника Царской семьиПочитатели архиепископа Феофана (Быстрова) просят Святейшего Патриарха Кирилла возглавить процесс возвращения на родину останков владыкиОтче священноначальниче Феофане, моли Христа Бога спастися душам нашим!
2018 год отмечен датой печальной, и даже более – трагической: 100 лет назад враги Православия убили нашего Царя, а народ русский не защитил своего Отца, предал Его на заклание, тем самым впав в страшный иудин грех и клятвопреступление.
Сколько бед и страданий претерпела после этого Россия в XX веке за эту измену! Медленно, но наша страна осознает свой наследственный грех, и как одно из проявлений «лечения» беспамятства, из русского рассеяния, в родную землю возвращаются те, чьи имена в советские годы были пугалом «отсталого и деспотичного царизма»: генералы А.И. Деникин и В.О. Каппель, русский мыслитель И.А. Ильин, Великий Князь Николай Николаевич-младший.
Но не только в военной и политической сфере наша Родина явила сонм героев, подвижников и мучеников, оставшихся верными присяге и Отечеству, но и среди духовенства. Один среди них – архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан, Духовник Св.Царской семьи, в миру Василий Дмитриевич Быстров.
Василий Дмитриевич Быстров родился в 1873 году в с. Подмошье Новгородской губернии. Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь», вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. Тем самым его иноческий путь был определен. По окончании Духовной Академии при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, проявив блистательное знание предметов, особенно Ветхого Завета, он определяется доцентом на кафедру библейской истории для научной и преподавательской деятельности. Еще во время обучения архиеп. Феофан знакомится с Иоанном Кронштадским. В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, Василий принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского.
В 1905 г архим. Феофан становится инспектором, а через четыре года – ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, он проведет в стенах Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом, за что будет отмечен орденом Святого Владимира третьей и четвертой степеней. Студенты называли его «ходячей энциклопедией», а его трактат «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя Иегова» до сей поры является авторитетнейшим в области богословия.
В 1905 году, будучи уже инспектором Академии, владыка получает предложение от Государя Николая II Александровича стать духовником Царской семьи и на шесть лет, до 1911 г., становится «совестью Царя» и оказывает доброе влияние на всю Августейшую фамилию. Через него в Царскую семью придет Григорий Распутин, странник, богомолец, искавший на путях праведных дыхание «Бога живаго» и на несколько лет, вплоть до своей трагической кончины в Юсуповском дворце, ставший также «совестью» , но уже народной, для Царя, приуготовляя Его и Их для сакральной Жертвы. И, хотя, впоследствии, архиеп. Феофан не разделял некоторых взглядов и поведения Григория, но всегда отмечал, что он - «человек Божий».
В годы гражданской войны, архиепископ Феофан, активно поддержал Белую армию в Крыму, при генерале Врангеле вошел в состав Временного Высшего Церковного Управления. Принимал участие в I Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви, в Сремских-Карловцах. Вошел в состав Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Но заграничная церковь тоже не устояла против раскола, и архиепископ Феофан решил совсем удалиться от мира, чтобы не иметь общения со страстями этого мира. Он решил последовать примеру своего святого, имя которого ему было дано в пострижении – Феофана Вышенского-Затворника и начать отшельническую жизнь.
Последние его годы связаны с местечком Лимере, на юге Франции. Здесь он уже жил в пещерах, предоставленных ему его духовной дочерью полтавской помещицей Марией Федченковой. Каждый день, совершая литургию в пещере, архиепископ стал, подобно своему духовному учителю, Феофаном Новым Затворником. Отошел ко Господу отшельник-архиерей 19.02.1940 г. Похоронен на общественном кладбище г. Лимере под номером 432.
Архиепископ Феофан осознавал, что Господь наказал Россию за изменничество, за иудин грех и наказал рассеянием, как когда-то народ Израиля, поэтому, покидая Россию, он не переставал быть поданным России и гражданином никакой другой страны владыка не стал. И Господь попустил так, что ни к какой церковной юрисдикции за границей владыка в конце жизни уже не принадлежал. Но авторитет его в Русской Зарубежной Церкви от этого нисколько не умалился. Вот что писал хорошо его знавший, его ученик архиепископ Аверкий (Таушев):
«Мы имеем все основания считать Владыку Архиепископа Феофана одним из главнейших и наиболее последовательных и строго-принципиальных идеологов нашей Русской Православной Церкви Заграницей. Основой ее идеологии, во имя которой она и существует, является строгое безкомпромиссное хранение св. Православной Веры с безусловным отвержением не только явных ересей, но и всякого современного модернизма, вольнодумства и либерализма, подкапывающих нашу св. веру и стремящихся сделать ее "солью обуявшей", и неприятие богоборческой власти, поработившей нашу Родину и старающейся искоренить веру и нравственность христианскую в нашем православном русском народе…».Владыка был не только «совестью» Помазанника Божия Государя Императора Николая II Александровича, но и «совестью» Русской Православной Церкви.
Святителя Феофана наша страна только-только начинает открывать. Такова была воля Божия, что несколько десятилетий имя владыки оставалось неизвестным даже большинству верных. Его архив, считавшийся утерянным, к счастью, остался цел и помог братству Свято-Германовской пустыни в Платине в Северной Калифорнии, где подвизался о. Герман (Подмошенский), подготовить книгу «Духовник Царской семьи», в которой фигура святителя раскрыта в истинном виде – он был ревнителем православия, бескомпромиссным защитником веры святых отцов, подлинным Отцом церкви Христовой.
Когда то монахом-отшельником Болгарии Симеоном, с которым владыка был знаком, было предсказано, что владыка уже после своей кончины вернется в Россию и тогда в ней произойдут великие чудеса. Не это ли время приходит?
Еще в 90-ые годы митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) вместе с профессором богословия протоиереем Ливерием Вороновым, родственником владыки Феофана, начал заниматься вопросом перезахоронения архиеп. Феофана в Россию. Но преждевременная кончина обоих помешала осуществлению этого дела.
В настоящее время группа единомышленников, вместе с ныне живущими родственниками (один из них служит в Казанском Кафедральном соборе С-Петербурга), вновь инициировала это дело. И, на удивление, в котором мы видим Божие провидение, Комитет по предпринимательству и потребительскому рынку Петербурга (ин. «Союз Предпринимателей Петербурга») выделил участок на кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Кладбище только исторически относится к Лавре, а фактически принадлежит городу, поэтому вступает в силу гражданский закон, по которому инициатором перезахоронения может быть только родственник.
Второй комитет Администрации Петербурга – по связям с религиозными организациями - поставил условие: собрать согласие всех ныне живущих родственников.
Прямых родственников у владыки нет, он - монах. По обету монах отрекается при жизни от кровного родства, предлагая себя всецело в руки Божьи.
Множество внучатых племянников были рады услышать о возможности перезахоронить своего именитого дальнего родственника на родину, т.к. ездить во Францию и ухаживать за могилой проблематично. Но перезахоронению, по линии родственников, помешала позиция двух сестер, тоже родственников: Александры Преображенской (прож. в г. Санкт-Петербурге) и Натальи Преображенской, в замуж. Лифшиц (прож. в США, штат Калифорния). Они не были согласны с лаврским кладбищем, предлагая Волковское, где похоронены родители владыки, действуя, понятно, по-мирски, не понимая, что их родственник – монах-архиерей и место ему по статусу на Архиерейской площадке Лавры. Но впоследствии, понимая, что все остальные родственники могут согласиться и на Волковское кладбище, резко обозначили свою позицию «против». Из последних переговоров с этими людьми, сложилось впечатление, что им вообще все равно, где будет похоронен их родственник и что будет с его могилой, главное «быть против». Бесовские силы, конечно, не дремлют и изо всех сил стараются воспрепятствовать, чтобы Св. мощи еще одного угодника Божия освящали Петербург (есть данные, что святитель Феофан Полтавский был канонизирован Русской Зарубежной Церковью).
Молитвенник за Россию архиепископ Феофан (Быстров) должен обрести место в России, за возрождение которой он так горячо молился. Тем более, как нам стало известно из достоверных источников, могила владыки в Лимере в настоящий момент только чудом сохраняется нетронутой и
в любой момент останки могут быть перенесены в общую могилу. Останки ученого-богослова, великого молитвенника, светильника Русской Православной Церкви, Духовника Царской Семьи! Хочется верить, что в год 100-летия Царской Голгофы, мы не совершим предательства в отношении того, кто был совестью Царя, исповедовал и направлял струны его души, был частью его души. Духовник Царской семьи – это перст избранничества, не все его удостаиваются.
Возвращение владыки Феофана в Россию в 2018 году может стать еще одним актом покаяния русского народа в содеянном 100 лет назад.
Владыка нас ждет. Время пришло!
Данную публикацию просим считать открытым письмом к нашему Священноначалию и прежде всего, к Святейшему Патриарху Кириллу, которого мы просим
возглавить процесс перенесения останков архиепископа Феофана с чужбины на родину. Все материальные затраты на данное мероприятие готов взять на себя один православный христианин. Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви 5 июля 2016 года постановил, что не будет препятствовать желанию родственников вернуть останки владыки Феофана в Россию. Так как по линии родственников это дело зашло в тупик, мы полагаем, что это дело должно быть не узко-родственным и семейным, а общенациональным и общецерковным.
Общественная организация «Лествица», родственники владыки, единомышленникиP.S. Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге: Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874–1940). М.: Братство прп. Германа Аляскинского –– Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994.http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/26/nastupilo_vremya_vozvraweniya_duhovnika_carskoj_semi/