«Мы просто хотим оставаться русскими»Беседа с Родионом Денисовым, главредом эстонского портала Tribuna.eeПетр ДавыдовСобор св. Александра Невского в ТаллинеПамятная доска Альфонсу Ребане, штандертенфюреру ваффен-СС, была установлена... 22 июня сего года в эстонском поселке Мустла в Вильяндиском уезде. На памятной каменной табличке, повешенной на стене дома, в котором Ребане жил со своей женой Агнией Сахаровой-Соометс, в 1930-е годы, написано, что она посвящена «борцу за свободу Эстонии, кавалеру Рыцарского креста с дубовыми листьями». По словам представителей Сакалаского объединения эстонских военнослужащих, установка таблички именно 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, якобы приурочена к 110-летию со дня рождения Ребане. Вообще-то Ребане родился 24 июня 1908 года, и вряд ли перенос установки одиозной таблички именно на день Памяти и скорби случаен. Что это: очередной клинический случай, на который должны обратить пристальное внимание эстонские психиатры, или откровенная провокация? Незнание истории, презрение к этой науке приводит, как показывает практика, к печальной необходимости повторения уроков, и вряд ли эта необходимость позитивно скажется на здоровье угодливых неучей, руководствующихся нацизмом.
Как вообще обстоят дела с изучением истории в Эстонии? Какая роль при ее изучении отводится России и русским? Может и должна ли Россия способствовать такому преподаванию истории, при котором невозможны оскорбления в ее адрес и прославление преступников? Об этом наш разговор с Родионом Денисовым, публицистом, главным редактором эстонского портала Tribuna.ee.Мемориальная доска штандартенфюреру СС Альфонсу Ребане в эстонском поселке МустлаДотации на бред и провокации– Родион Андреевич, сама по себе установка памятного знака эсэсовцу вызывает сомнения в добром здравии ее инициаторов. Как можно объяснить их поведение? Очередной плевок в Россию и русских? Прекрасно зная, что значит 22 июня для нас, специально подправляют дату чествования своего, пардон, «героя». Итак, что это было?– Провокация это была. Но официально не подкопаешься. Вообще, подобные шаги предпринимаются не первый раз: когда-то в местечке Лихула был установлен бюст эсэсовцу. Да, его потом со скандалом сняли, но факт имел место, тем не менее. Время от времени в республике проходят акции, которых никто – ни в России, ни в любой другой стране антигитлеровской коалиции – в принципе не должен бы каким-то образом приветствовать. Официально это и не приветствуется, и всё происходит... в рамках закона. Т.е. как будто установка этого памятного знака – не инициатива эстонского государства, инициатор – какое-то объединение или частное лицо, установили всё это дело на частной территории. Но давайте посмотрим чуть дальше. Очень часто объединения, которые проводят откровенные провокации в адрес России и русских, получают неплохие дотации, в том числе из государственного бюджета Эстонии. И на таких интересных мероприятиях часто присутствуют эстонские политики, пусть не высшего ранга, пусть от оппозиционных партий, но бывают и бывшие министры. Т.е. открыто как бы это всё не поддерживается, а фактически идет все-таки скрытая поддержка.
Это всё очень хорошо укладывается в общую политику Эстонии, которая уже много лет разыгрывает «русскую карту» где только возможно. Некоторые политики набирают политические очки внутри республики, но, скорее всего, это идет по договоренностям с очередными «старшими братьями», теперь уже с Запада. Цель – еще и еще раз подчеркнуть, заверить старшего брата: «Мы не с Россией, не с этими проклятыми русскими, мы – последний форпост свободного мира и всего прогрессивного человечества на Востоке Европы. Любите нас, поддержите – мы очень стараемся быть частью Запада!»
– Если какой-нибудь Хендрик Пуусепп вдруг установил бы на своей частной земле памятник Дзержинскому или Ульянову-Ленину, не дай Бог, то какова бы была реакция в Эстонии?– Мне было бы очень интересно. Таких прецедентов с установкой новых памятников не было. Хотя старые памятники стоят в музеях. Но почему мы говорим о деятелях советской печальной эпохи, принесшей горе далеко не только Эстонии? Возьмем недавний случай в Нарве, когда во время торжественного прохода американской колонны человек, наблюдавший это празднество, махал российским флагом. К нему тут же подъехали стражи порядка и попросили немедленно прекратить это «безобразие»: мол, «не разжигайте». Подобные случаи бывают: видя российскую или советскую символику, власти вдруг вспоминают о том, что в обществе могут отреагировать на нее весьма по-разному, и принимают меры. В случае с эсэсовцами всё тихо-мирно – никакого «разжигания» нет.
Большое демократическое «низ-зя!» и туфта пропаганды– Если в случае с советской символикой я могу понять нежелание эстонцев и русских видеть ее, то российская-то тут причем?– Здесь нет логики, на мой взгляд. Давайте вспомним рекомендацию Полиции безопасности Эстонии (КаПо), в которой четко прописано, что гражданам Эстонской республики не рекомендуется ездить в Россию – особенно на конференции, встречи, семинары и т.п. Складывается впечатление, будто в Полиции безопасности думают, что каждый человек, приезжающий в Россию просто ради любопытства или по делам, подвергается идеологической обработке злобных медведей-кгбэшников в ушанках и с балалайками.
Общее направление простое: с Россией нельзя иметь вообще никаких дел
– Таким образом, по вашим словам, мы сталкиваемся с обидным, но и смешным, вообще-то, явлением: пытаются оживить глупые, тупые мифы о России – «тюрьма народов», водка из рукомойника, икра на подушке надзирателя с наганом...– Если открыть крупнейшую газету Эстонии «Postimees», то очень редко можно найти в ней хоть что-то положительное о России. С чемпионата мира по футболу, правда, были нейтрально-положительные новости, но и тут, как правило, с упреком или осуждением в заголовке. Но абсолютно всегда даже нейтральное, не говоря уже – положительное, сообщение будет затерто валом заметок, рассказов, впечатлений о том, как всё на востоке плохо и опасно, это уж будьте уверены. Общее направление простое: с Россией нельзя иметь вообще никаких дел, никаких контактов – туда не надо ездить, с Россией не надо торговать, да и вообще делать там и с ней нечего.
Хотя не так давно в Эстонии был большой спор в связи с предприятием EVR Cargo, это дочернее предприятие Эстонской железной дороги, которое захотело зарабатывать на российском рынке, сдавая в аренду вагоны, по той простой причине, что чем оно еще может зарабатывать, кроме как железной дорогой, а железнодорожные пути ведут, простите, всё еще в Россию и из нее. И такой жуткий скандал подняли политики: как так – с Россией дружить?! Сотрудничать – с ней?! Зарабатывать?! Так или иначе, предприятие «пробило» необходимый ему контракт, и сейчас оно является одним из самых прибыльных в Эстонии. Оно такие деньги в госбюджет несет, которые и не снились раньше. И теперь как-то, знаете, благородный гнев поутих – новость прошла, и заткнулись.
Граница России и Эстонии– Мы говорили с вами раньше о неадекватном здравому смыслу представлении о России у некоторых политиков и стремлении распространить этот свой диагноз через СМИ на остальное общество. Судя по вашим словам, работа не прекращается.– Если брать «клинику», то, согласно высказываниям разных политиков, на границе великой и свободной Европы необходимо построить высокую стену с ДОТами и закрыться плотно от этих варваров. Это диагноз, да. Тем приятнее смотреть на избавление от подобной опасности: когда человек вдруг приезжает в Россию (к счастью, сейчас такая возможность есть, и количество эстонцев, едущих, скажем в Санкт-Петербург, увеличивается) и видит, что все эти стереотипы из СМИ – жалкая и откровенная ложь, туфта.
Русские хуже нацистов?– Преподавание истории в эстонских школах. Ошибусь ли я, если скажу, что если раньше в этой области предпринимались, и небезуспешно, активные попытки по крайней мере сделать равной ответственность гитлеровской Германии и Советского Союза за развязывание Второй мировой войны, то сейчас, спустя всего каких-то 20 с небольшим лет, главная вина возлагается уже даже не на большевистский СССР, а на Россию как таковую? «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать»: Россия и русские виноваты по определению и во всём?– Так обобщать, на мой взгляд, пока нельзя. Но попытки есть, это надо признать. И они идут с самого верха. Например, министр юстиции Эстонии настойчиво пытается сделать всё, чтобы коммунизм как идеология был осужден. И дело тут, по моему мнению, не столько в коммунизме. Всё по словам Зиновьева: «Целились в коммунизм, а попали в Россию».
В музее оккупаций в Таллине– Еще вопрос, в коммунизм ли целились.– Именно. Собираются различные конференции, был даже большой скандал, когда на одну из таких приехали представители стран ЕС, за исключением публично отказавшегося принимать в ней участие министра из Греции (потому что в его стране к коммунистам особое отношение), а в заключение большинство из гостей отказалось подписывать итоговую декларацию с осуждением коммунизма, которую подготовил министр юстиции Эстонии. Даже в кажущейся либеральной Европе не всё безнадежно по большому счету – есть масса здравомыслящих людей, которые все еще помнят о роли России в освобождении континента от нацизма и считают неправильным навязывание ей ответственности за гибель миллионов людей.
Русские являются проблемой просто потому, что они имеют наглость существовать
А так – да: идут настойчивые попытки приравнять коммунизм к нацизму, а через это сделать уже не СССР, а Россию самым страшным монстром всех времен и народов, которая должна быть наказана так же, как и фашистская Германия. Но лучше посильнее, с учетом набежавших процентов, накопленных и взлелеянных в собственном сознании обид и предрассудков. Всё четко и ясно: осудить коммунизм – следующим шагом будет международная легитимизация термина «оккупация» (Эстонии со стороны СССР). Осудят «оккупацию», признает Россия свою вину – следующим будет понят вопрос о том, чтобы нехорошая страна-оккупант забрала своих русских обратно. Они же, получается, «потомки оккупантов», и неважно, что многие из русских живут в Эстонии столетиями. В общем, ликвидируйте последствия оккупации, платите нам бесконечные компенсации, забирайте свою «пятую колонну» – всё это было, как мы помним, с немцами в Судетах, в Польше, Восточной Пруссии и т.д. Точно так же можно/нужно, по мнению разработчиков этой человеколюбивой теории, поступить и с русскими, которые являются проблемой сами по себе, просто потому, что они существуют, имеют наглость существовать.
Позвольте мне остаться русским (Lubage mul jääda venelaseks)! – Чего захотел!– А как же разговоры об «интеграции русских в эстонское общество»? Они же, помнится, велись…– А после 2007 года, когда, в сопровождении спровоцированных тогдашним правительством под выборы массовых беспорядков, перенесли Памятник воинам-освободителям Таллина из центра на Военное кладбище, об этом практически никто и не говорит больше – сейчас говорят о некоем «переплетении». Только ничего от этого не изменилось. Какое там «переплетение»! Ассимиляция – это да, это интересно властям. Перефразируя слова эстонского президента, государство «будет только приветствовать, если каждый русский примет взгляды и обычаи эстонцев, станет учиться и думать на эстонском, т.е. фактически станет эстонцем». Ну, о чем мы говорим? А если русский, владеющий эстонским языком, знающий вдоль и поперек эстонскую культуру и уважающий ее, вдруг не хочет становиться эстонцем, предпочитая оставаться самим собой?
Касаясь образования, нужно сказать, что сейчас идет активное наступление на русское образование. Пока не доходит до такого маразма, как в соседней Латвии, но общий вектор понятен. Но и маразм присутствует. Маленький пример. Мой сын заканчивает школу. У них есть предмет «Гособорона», в советских школах он назывался «Начальная военная подготовка, НВП». Так вот, первый же урок эстонский инструктор посвятил теме: «За что эстонцы не любят русских». Правда, мило?
Это всё называется «осмыслением истории»
– Дружба народов, не иначе.– Угу. Школьников отправляют в рекомендательном порядке смотреть фильм, который рассказывает, как ужасно было жить при советской власти – это всё называется «осмыслением истории».
– Но осмысление, насколько я помню, подразумевает наличие минимум двух точек зрения.– В этом случае корень «разум» лишний, мне кажется: идет самая обыкновенная пропаганда. Если уж говорить о беспристрастном взгляде, то давайте тогда снимем фильмы о том, как те же «лесные братья» убивали своих соседей по хуторам, как многие эстонцы приветствовали (а это было) вхождение Эстонской республики в состав СССР, как доносили друг на друга в НКВД, какие велись стройки в послевоенное время – там много интересного есть на самом деле. Ни о какой объективности исторического образования при существующей политике говорить не приходится.
«И Клинтон, такой молодой…»– Мне это напоминает, как это ни странно, методы советской пропаганды, которая с объективностью мало считалась: можно было говорить только то, что «у нас всё хорошо» «под мудрым руководством КПСС» или чего/кого там еще. Только сейчас «плюсы» на «минусы» поменялись, а методы те же. Я прав?– Похоже, что да. Одни и те же методички используются. Такие же брошюрки, такие же рвение, исполнительность, бескорыстная любовь к старшему брату... Честно говоря, многие в Европе уже откровенно смеются, видя это. Они видят, что делается всё по большей части и ради галочки, и ради жалования местным чиновникам, ответственным за идеологическое воспитание. Какая там Европа, какая палитра мнений, какая беспристрастность!.. Обычное советское болото, только жалование не в рублях.
(Окончание следует)