ОБИТАЕМЫЙ КОСМОСВ гостях у «Военно-промышленного курьера» побывал Олег БаклановВручение Гран-при национальной литературной премии «Щит и меч Отечества» Олегу Бакланову, автору трехтомника «Космос – моя судьба», должно было состояться в канун Нового года («Гвардия слова»), но тогда наш главный лауреат не сумел получить награду.
Олег Дмитриевич приехал в редакцию газеты «Военно-промышленный курьер» с ближайшими друзьями и коллегами: одним из создателей ракетно-космического щита СССР доктором технических наук Жаном Зинченко, народным артистом РСФСР Михаилом Ножкиным, главным редактором издательства «Общество сохранения литературного наследия» Валерием Лысенко и секретарем Союза писателей России Сергеем Котькало.
Официальная церемония продолжилась откровенным разговором о советских достижениях и сегодняшних заботах ОПК.
Вся жизнь Героя Социалистического Труда, министра общего машиностроения СССР, секретаря ЦК КПСС Олега Бакланова связана с оборонно-промышленным комплексом, космосом. Под его началом реализовывался прорывной проект советского многоразового космического корабля «Буран». Именно об этом, о том, как решали другие грандиозные задачи, книга «Космос – моя судьба». С глубочайшим знанием предмета автор анализирует нынешнее состояние нашей космической отрасли и ее перспективы. Особое место в книге уделено ракете «Энергия», которую, по мнению создателей, ожидало блестящее будущее. Судьба подарила Олегу Дмитриевичу встречи с выдающимися конструкторами и организаторами «оборонки», он был дружен со многими космонавтами. Теплое отношение ко всем, с кем довелось работать, он перенес и на страницы своей замечательной книги.
Бакланов не отошел от дела своей жизни: руководит программами по ракетной тематике, является председателем совета директоров корпорации «Рособщемаш».
Вспоминая первый и единственный полет «Бурана», наш лауреат заметил, что автоматическая посадка космического челнока была запланирована изначально. Но скептиков хватало – многие заявляли министру, что это невозможно. Да еще и писали жалобы в ЦК.
Прежде чем сажать «Буран» в автоматическом режиме, огромную работу проделали математики, на заводах создали серию компьютеров, заточенных на реализацию грандиозной программы. Покрытие посадочной полосы аэродрома Юбилейный принимали жесточайшим образом – на капот «Волги» ставили стакан с водой и, разгоняя ее до ста километров в час, замечали, в каком месте вода прольется. Там фрезеровали плиты до идеального состояния. Усилия не пропали даром – посадка челнока прошла близкой к идеалу, хотя когда автомат увел корабль на второй круг, многие хватались за сердце.
Все последующие поколения тяжелых машин, уверен Бакланов, будут садиться в автоматическом режиме: «Нам надо всю авиацию перестроить. Человек должен только наблюдать». Тем более что уникальный опыт получен и, хочется надеяться, не забыт. Работы в космическом пространстве тоже будут автоматизированы, а человек, считает Олег Дмитриевич, должен управлять и творить.
Он называет настольной книгой труд Константина Циолковского «Щит научной веры». И вслед за основоположником полагает, что задача человечества – осваивать космическое пространство, поскольку оно тоже естественная среда обитания.
Отвечая на вопрос «Военно-промышленного курьера», стоит ли воссоздавать министерства авиационной и химической промышленности, за что последовательно выступает наш еженедельник, глава Минобщемаша СССР заявил: это необходимо. Не все решают деньги, нужна разумная организация труда.
* Газета «ВПК», № 23 (736), 2018 г.
Иван Драгомировhttp://www.voskres.ru/articles/dragomirov.htm