Можно ли причащаться воинам, убивающим врагов?О воинском служении в свете ПравославияСовет улемов (богословов) Исламского центра Таджикистана в связи с началом весеннего призыва в армию выступил с обращением к молодежи, напомнив, что любовь к Родине является одним из показателей веры мусульманина, сообщает «Интерфакс-Религия».
«Каждому, кто любит свою Родину, нужно быть преданным Родине, нации и культуре, так как любовь к Родине, защита Отечества, стабильности и безопасности, поклонение своей культуре и национальным ценностям является долгом каждого мусульманина, и, как велит одно из учений религии, любовь к Родине является обязательным для каждого мусульманина, то есть любовь к Родине является одним из показателей имана (веры)», - говорится в обращении Совета улемов, опубликованном на его сайте.
При этом приводится один из хадисов (изречений) пророка Мухаммеда: «Ангелы возносят в небеса три звука: звук писателя, пишущего на бумаге, звук работы женщин на ткацком станке и звук шагов защитников границы».
«Сейчас в стране начался весенний призыв в ряды Вооруженных сил. Часть патриотической молодежи идет на службу с поднятой головой, чтобы исполнить свой гражданский долг, но есть и молодые люди, которые уклоняются от исполнения священного долга, а некоторые родители способствуют им от уклонения от службы в рядах армии. В этой связи пророк Всевышнего велит: "Остерегайтесь (...) уклонения от службы в армии"», - подчеркивается в обращении.
«То есть уклонение от исполнения священного долга - защиты Родины - является тяжким грехом, а те, кто способствуют его совершению, присоединяются к нему (греху)», - подчеркнули богословы.
1 апреля в Таджикистане стартовал весенний призыв в ряды Вооруженных сил страны, который продлится до 31 мая. Согласно указу президента, в апреле-мае будут призваны в армию граждане мужского пола в возрасте 18-27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу.
Ежегодно в ряды Вооруженных сил республики, состоящих из мобильных, сухопутных, противовоздушных и военно-воздушных войск, призывается 15-16 тыс. человек.
О воинском служении в свете Православия рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:К сожалению, в православном сообществе существует некоторое недоразумение: представление, что воинов отлучали от Причастия. Правило святителя Василия Великого является пастырским советом: нужно им только советовать, как имеющим нечистые руки воздерживаться от Причащения в течение трех лет. Однако сам святитель в начале данного правила ясно, четко и недвусмысленно говорит:
«Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин». И здесь он ссылался на святителя Афанасия Александрийского, который ясно и четко заявил: Убийство на войне убийством не считается.
Во-первых, воин убивает потенциального убийцу и насильника.
Во-вторых, он убивает не для себя, а для общества.
В-третьих, сражается он по послушанию.
В данном случае путем согрешения меньшим грехом, убийством насильника, пресекается больший грех – насилие и убийство, которые враг производит в твоей родной стране.
Правило святителя Василия Великого никогда не исполнялось, оставаясь только на бумаге, о чем недвусмысленно говорили Иоанн Зонара (канонист, византийский историк XII века) и Вальсамон Феодор (знаменитый канонист), отмечая, что оно невыполнимо.
Более того, согласно византийским источникам, воины пред битвой должны были молиться и причащаться. В частности, об этом говорится в тактиконе святого Императора и воина, аскета на престоле Никифора II.
В речах Императора Константина говорится о значении воинского подвига как защиты Отечества и служению Богу и Церкви. На воинов призывалось благословение Божие вплоть до того, что перед боем воинов окропляли святой водой из величайших святынь Византийского мира – Животворящего креста и мощей великих святых.
Воинский подвиг в Византийской Империи осмысливался как церковное служение и как подвиг равный мученичеству. В частности, сие видно в службе 42 мученикам Аморийским.
Явились отчизны
и рода всякого основания,
жизнь же дольнюю
презрев как временную,
очистили души
крови потоками,
и ударам мечей,
и узам они приобщились,
и к вышнему миру
преставились, радуясь...Они именуются защитой и утверждением Рима.
Эти мученики в 837 году были взяты в плен арабами при защите Амория, а в 842 году были казнены, потому что они не отреклись от Христовой веры.
Несмотря на канонические прещения в войнах принимали участие священнослужители и монахи. Как говорил Вальсомон, они не только подвергались наказанию, но и получали награды.
Участие священнослужителей в битвах засвидетельствовано и в Древней Руси. На воинский подвиг получали благословение Церкви святой благоверный князь Александр Невский и его воины, а также святой благоверный князь Димитрий Донской.
Если обратиться к Балканскому примеру, то перед Косовской битвой в 1389 году епископ причащал князя Лазаря и его дружину.
Относительно воинского служения достаточно четко и ясно пишет святитель Филарет (Дроздов), обращаясь к воинам, шедшим против Наполеона и его войска: Если тебя и убьют, то помни – ты погибнешь за Отечество и войдешь в Царствие Небесное.
Тот же самый святитель Филарет говорил, что плохой гражданин царствия земного не благополучен и для Царствия Небесного. Во время Великой Отечественной войны Церковь благословила небесным благословением всенародный подвиг, прежде всего, воинский подвиг.
Поэтому разговоры о том, что воинское служение является чем-то нечистым и неправославным и неправильным, являются ложными и вредными. Воинский долг является исполнением заповеди Господа Нашего Иисуса Христа:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Об этом прекрасно говорил святой равноапостольный Константин в беседе с арабами в Арабском халифате. Его спрашивали:
Вы говорите, что надо подставлять правую щеку, а сами воюете с нами и убиваете нас. В ответ он спрашивает:
А какую заповедь нужно соблюсти: малую или большую? Арабы ответили:
Конечно, большую.
Так вот, отвечал Константин, у нас есть заповедь:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Поэтому мы и отставляем заповедь о щеке – если личные обиды мы благополучно переносим, то мы не можем с вами не воевать, поскольку сражаемся за ближних, за Отечество и благочестие, за наших дочерей и матерей, за наши святыни и храмы.
Именно воинская служба и связана с исполнением заповеди Христа:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Никто не отрицал права государства на ношение меча и его использование, начиная со святого апостола Павла, который в Послании к Римлянам пишет:
«Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч».Более того, апостол Павел приравнивает Римских чиновников к диаконам – служителям Божиим:
«Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые».
Столько высокое представление апостол Павел имел даже о языческих чиновниках и воинах.
http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/16/mozhno_li_prichawatsya_voinam_ubivayuwih_vragov/