Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 02:34:48  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Вера без дел мертва: личный опыт  (Прочитано 1008 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Апреля 2019, 02:50:15 »


Вера без дел мертва: личный опыт

Елена Фетисова




Как вы понимаете эту апостольскую фразу? Вероятно, так: вера сама по себе, «в душе», ничего не стоит, если не выражается в конкретных христианских поступках. Это верно, но есть и еще один нюанс. Вера без дел мертва не только в том смысле, что малоценна, а в том, что она – умирает. Буквально. Причем постепенно, а потому незаметно. Расскажу, как оно бывает.

Вообще раньше, когда я думала про веру и дела, я скорее представляла себе формулу «ora et labora» – молись и трудись. Мол, нужна вера, выраженная в какой-никакой молитве, и дела веры: помощь ближним.

Но когда прошел неофитский пыл, оказалось, что, помимо «больших» дел, молитва и чтение духовной литературы – это теперь тоже про труд. Если раньше читать вечернее правило, Псалтирь и Евангелие тебе просто нравилось и не составляло никакого труда, то постепенно стало «меньше времени», начало ускользать внимание, появилась тяжесть.

Но, рассматривая молитву как проявление веры, ты думаешь: «Ну, послушание превыше молитвы и поста, а мое послушание – дети». И: «Главное – личное, сердечное чувство к Богу, внутренняя память о Нем, а не ровно 15 минут перед иконами». Поначалу и первое, и второе – верно, и священник на исповеди поддерживает.

К тому же у меня был отрезвляющий опыт общения со сверх-строгими семьями, где всё очень правильно и по Уставу, но где при этом со временем у детей начинались серьезные неврозы, семью накрывал кризис… Я думала об этом и решила, что опасно перегибать палку.

Так вот, сильно урезав правило и ослабив посты, поначалу ты много и искренне в мыслях собеседуешь с Господом, много по мелочам радуешься и благодаришь, в то время как формальная сторона религиозной жизни постепенно всё больше растворяется, держась лишь на посещении воскресных служб и кратких молитвах с детьми. Даже Евангелие однажды ты забываешь открыть. Потом еще раз, и еще.

    Ты забываешь открыть Евангелие, потом снова, и снова… – и вдруг понимаешь: ты о Боге за день ни разу не вспомнила!

А в какой-то из дней, стоя у плиты, ты вдруг понимаешь, что с самого утра не сказала Богу ни слова. Не вспомнила про Него (хотя и отредактировала уже целых два просветительских текста в православной газете).

Но всё еще кажется, что заблуждения типа «Бог-в-душе» – это не про тебя, ведь ты все-таки ходишь в храм, исповедуешься и причащаешься. Ну да, вечернее правило то детское, то и вовсе «большое афонское» (это шутка такая бородатая про «один земной поклон во всю кровать»). Ну да, Евангелие почти не открываешь. Раньше помнила целыми страницами, а теперь подзабыла даже некоторые сюжеты. Ну, это же просто «некогда», это ж временное явление…

А потом еще спустя время ты вдруг мельком в зеркале видишь странную насупленную тетку… Себя? Да неужели?! Пора купить крем от морщин? И вспоминаешь: «У кого на сердце мир, у того и лицо цветет». И понимаешь, что ты весь день ходишь с плотно сомкнутой челюстью и нахмуренными бровями. Потому что на сердце – что?

Оказывается, давным-давно куда-то улетучилась былая легкость сознания: «Ей, Богу содействующу!», то есть «Господи, помоги, – прорвемся», с которой ты жила в самых разных условиях легко и в общем-то радостно. Зато появился ворох новых, каких-то бестолковых и мелких попечений, которые на полном серьезе заставляют тебя переживать, беспокоиться, срываться на детей («Отвлекают!»).

Ты можешь часами прокручивать в голове мысли про летнюю обувь детям, про цвет стен для ремонта и какие-то мелкие в сущности «неправильности» в поведении домочадцев. Много и иногда даже «продуктивно» внутренне беседуешь – но уже не с Богом, а исключительно с собой. И тебя, оказывается, всё гнетет, утомляет, пугает… Потому что ты как-то незаметно лишилась взгляда с высоты птичьего полета – высоты веры. И копошишься в земном прахе третьестепенных попечений и в страхах, о которых сказано: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13: 5). Ведь твоя вера на практике – мертва.

Нет, ты по-прежнему веришь в существование Бога и во все пункты Символа веры. Но умер опыт веры: теплое чувство Его Благости и вездеприсутствия, Его непосредственного участия в твоей жизни.

    Умирает опыт веры: теплое чувство Благости Божией, непосредственного участия Господа в твоей жизни

В параличе вера Богу. Оказывается, она умирает даже не от отсутствия масштабных и ощутимых дел, вроде благотворительности. Она медленно и незаметно тает без подпитки малыми делами веры: побороть лень к освежению в памяти слова Божия, почитать молитву и что-то более серьезное на духовную тематику, чем посты в православной группе.

Я сейчас не говорю про кризисы и потрясения – особые испытания, в которых человек может надолго «закрыться» от Бога, и это всё-таки другая история. Я про будничное, рутинное таяние духовного опыта, которое идет незаметно, но может завести далеко.

В обыденной жизни христианина есть, видимо, две крайние точки амплитуды: неофитский энтузиазм и постнеофитский нигилизм. Первая точка дает опыт горения веры, а часто и опыт настоящих чудес, ощутимой помощи Божией, опыт окрыленного труда. Вторая – дает познание своего несовершенства и потому снисхождение к ближним, учит больше не размахивать шашкой «праведного обличения» и избавляет от «несьм якоже прочии».

Но чуть перегнул палку, вылетел за пределы амплитуды – и покатился уже неизвестно куда. Не так давно в одной закрытой православной группе жена бывшего сельского священника рассказала страшную историю. Супруг ее как-то постепенно сократил службу до невероятных величин (село же, прихожан мало, «что стоять»), затем отменил дома посты, забросил чтение – увлекся играми… И так исподволь, незаметно стал неверующим. Совсем.

Так что наша задача, оттолкнувшись от обоих полюсов (и неофитства, и постнеофитства), все-таки прийти, как тормозящий маятник, к некоей золотой середине. Ну, или хотя бы раскачиваться где-то около середины. Это когда ты уже понимаешь, что «правило для человека, а не человек для правила» – но знаешь уже и то, что раз установлено это самое правило для человека – значит, очень даже полезно им воспользоваться, пусть не полностью и с рассуждением.


15 апреля 2019 г.

http://www.pravoslavie.ru/120551.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!