Их имена создали нас: Дипломаты, проложившие России путь к величиюПовод для гордостиОдно из важнейших ведомств России - Министерство иностранных дел, прообраз современного российского внешнеполитического ведомства - фактически было создано 22 апреля 1832 года. Оно пришло на смену Коллегиям иностранных дел, учрежденным Петром I. История самого этого министерства и имена дипломатов, которые представляли нашу страну на международной арене, - это отличный повод для гордости.Как-то раз историки решили подсчитать, сколько крупных войн пережило человечество за время своего существования. Как выяснилось, число довольно внушительное - 14 тысяч, и это только те войны, о которых говорится в летописях, легендах и исторических трудах. Убито было во время этих войн 4 миллиарда человек. Цифра, конечно, приблизительная, но совершенно убийственная. Если сравнивать с сегодняшним населением планеты, то почти половина всех жителей.
Однако войн в мире было бы гораздо больше и число в них погибших тоже, если бы не делали свою работу дипломаты. Не всегда их деятельность на виду, многое происходило скрыто, но результаты давали человечеству возможность жить в мире, насколько это было возможным.
Из глубины вековКонечно, не Петр I придумал русскую дипломатию, ее истоки, как считают историки, восходят еще к периоду укрепления российской государственности. Одной из первых документально известных нам вех создания древнерусской дипломатии стало направление в 838 году русского посольства в Константинополь, а первым дипломатическим представительством стало русское посольство, учрежденное в 839 году во Франкском королевстве.
Первым же актом международного признания Руси как субъекта внешнеполитических отношений считается заключенный в 860 году договор с Византией, который имел название "О мире и любви".
О дипломатии Древней Руси известно очень немного, хотя с XI века Русь заявляет о себе как о серьезном игроке на европейской арене. Хотя это и понятно - во времена феодальной раздробленности дипломатия не была приоритетом. Тем не менее даже князь Александр Невский - и тот занимался дипломатической деятельностью.
В то время как с Запада Руси угрожали захватчики, а с востока ее разоряли монголы во главе с ханом Батыем, Невский вел тонкую дипломатическую игру, освобождая пленных, добивался прощения восставших князей, избавления от обязанности отправлять русские войска для поддержки ордынцев во время их походов и даже в саму Золотую орду для переговоров ездил.
Однако в XV веке, когда активно формировалось централизованное русское государство, вопросы внешней политики постепенно начинают играть большое значение.
Занимались ими не специальные люди, а сам великий князь вместе с боярами из Думы. Так что искусным дипломатом стал даже Иван III, при котором у Руси появился собственный герб - двуглавый орел. Профессиональные же дипломаты появились только при Иване Грозном, который 10 февраля 1549 года учредил Посольский приказ, отвечавший в то время за внешние отношения Москвы. И именно этот день считается официальной точкой отсчета российской дипломатии.
Иван Високоватый: мир с Ливонским орденом и союз с ДаниейПервый глава дипломатического ведомства - Посольского приказа, персоналом которого были дьяконы и подьячие, вступил в должность в 1549 году. Его усилиями сложилось само ведомство. Високоватый согласно указу царя Ивана IV принимал иностранные делегации. Уникальный статус Високоватого подчеркивался тем фактом, что он принимал высокопоставленных гостей в личном порядке. Для таких встреч существовала специальная дьячья изба. О ней в своих письмах упоминал сам Иван Грозный.
По мнению историков, практически все решения этого первого русского дипломата были верными. Благодаря его стараниям были заключены мир с Ливонским орденом, договор о военном союзе с Данией и соглашение о 20-летнем перемирии со Швецией. Кончил, правда, дипломат, печально: его обвинили в предательских связях с крымским ханом и польским королем, после чего казнили 25 июля 1570 года.
Въезд русских послов в Амстердам в 1697 году. Фото: globallookpress.comСо времен Ивана Грозного, а затем Бориса Годунова Запад начинает узнавать имена русских дипломатов - Ивана Грамотина, Афанасия Ордина-Нащекина, Василия Голицына и многих других.
В первой трети XVIII века, после 30-летней войны в Европе и заключения Вестфальского мирного договора 1648 года, за рубежом активно появляются постоянные дипломатические представительства России. Петр I, сторонник европейских преобразований, переформировал российскую систему дипломатических служащих на западный манер.
Сергей Лашкарев: добрые отношения с ВостокомСреди дипломатов того времени он, несомненно, был одним из лучших. Сергей Лашкарев - выдающийся востоковед, владевший десятью языками, он сумел оказать серьезное влияние на внешнюю политику России на Востоке в конце XVIII - начале XIX века.
Благодаря ему были установлены относительно добрые отношения с Ираном и Османской империей в тот период. Он умел приобрести особенное доверие и уважение высших представителей восточных государств и благодаря этому достигал разрешения дел легче, чем другие дипломаты.
Екатерина II: не только правитель, но и дипломатНа время правления Екатерины II приходится расцвет российской дипломатии, благодаря чему влияние России в мире стало все больше усиливаться. К слову, сама императрица принимала в этом самое деятельное участие. Ни один серьезный вопрос в этой области не проходил мимо нее, ни одно ответственное решение не принималось без непосредственного ее вмешательства.
Екатерина прекрасно владела искусством притворства, а именно оно считалось в те времена "лучшим качеством дипломата". Однако не только это объясняло ее дипломатические успехи. Екатерина понимала, что достоинство страны, которой она управляет, есть и ее собственное достоинство. Поэтому в своих дипломатических выступлениях она выставляла себя поборницей национальной политики, не отделяя себя от России.
Екатерина II. Фото: globallookpress.comЕкатерина II старалась сделать все для того, чтобы заставить западноевропейские державы служить интересам российского государства. Смогла она и укрепить положение России в Прибалтике, а также продвинуться к Черному морю.
Кстати, ослабление Османской империи - это одно из значительных достижений политики, которую проводила Екатерина II. При ней был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, благодаря чему Крым стал территорией России. И если в свое время Петру I удалось "прорубить окно в Европу", то этот екатерининский манифест с полным правом можно называть "дверью, открытой в Черное море".
Александр Горчаков: "Россия сосредотачивается"Это был действительно выдающийся дипломат своего времени. Министерство иностранных дел он возглавлял с 1856 по 1882 год. Благодаря ему очень заметно расширилась сеть российских дипломатических представительств за рубежом - к началу 1890-х годов за границей было уже 6 посольств, 26 миссий, 25 генеральных консульств и 86 консульств.
Визит российского средиземноморского флота. Из "Le Petit Journal", Париж, 14 октября 1893 года. Фото: globallookpress.comГлавным девизом Горчакова, которым он всегда руководствовался, было - "Россия сосредотачивается". И своей цели он добивался всеми возможными способами. Благодаря ему был отменен один из самых опасных и унизительных запретов для России - иметь свой черноморский флот. Вовремя поняв опасность агрессивной Германской империи, он сделал союзницей России Францию.
Карл Нессельроде: "Большая игра" в борьбе за АзиюРовно сорок лет он управлял Министерством иностранных дел России. Конечно, личность это довольно спорная, его даже пытались обвинить в работе на Англию. Притом что проводимая им внешняя российская политика была направлена против интересов Лондона.
Именно благодаря усилиям Нессельроде начался тот политический процесс, который позднее получил в литературе название "Большая игра" - борьба России против Англии за установление господства в Центральной Азии.
С его подачи русская разведка проникла в Хивинское, Бухарское и Кокандское ханства, в Иран и Афганистан. Затем сюда прибыли и дипломатические представители России.
В этот период Британия пыталась установить свой контроль над Средней Азией, однако российские спецслужбы и дипломаты добились усиления в этом регионе своего влияния, а в дальнейшем - и присоединения среднеазиатских территорий к Российской Империи.
Карл Нессельроде смог добиться того, что в Европе Российская Империя стала играть роль главного регулятора политических процессов, без согласия российских императоров ничего не делалось, а мнение России стало серьезным аргументом в международных отношениях того периода. Правда, продолжалось это только до тех пор, пока Британия не сумела сколотить антироссийскую коалицию.
Георгий Чичерин: лицо дипломатии новой страныРеволюционные бури внесли изменения и в Министерство иностранных дел. На его основе после революции большевики создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР, который возглавил Георгий Чичерин. Конечно, это более чем непростое время. И работы у советских дипломатов было много, особенно в условиях, когда Запад в очередной раз встал единым враждебным фронтом.
"Наш лозунг был и остается один и тот же: мирное сосуществование с другими правительствами, каковы бы они ни были", - говорил дипломат.Георгий Чичерин был личностью выдающейся. Во многих поколениях его предков были известные российские дипломаты. Он совершенно свободно владел практически всеми европейскими языками, знал и хинди, и иврит. На конференции в Генуе в 1922 году он наповал сразил европейских дипломатов, прочитав свою речь сначала на французском языке, а затем и на английском. Рапалльский договор с Германией Чичерин подписывал без перевода - он ему не потребовался.
Максим Литвинов: дипломат, который мог воздействовать на РузвельтаС его именем связаны установление дипломатических отношений с США и прием СССР в Лигу Наций. Литвинов - один из авторов концепции "системы коллективной безопасности" против растущей угрозы германской агрессии. Правда, создать коллективную безопасность не удалось, поэтому Литвинова отправили в отставку.
Он был послом СССР в Вашингтоне. О том, каких результатов он добился, представляя свою страну за океаном, писал Анастас Микоян:
"Успеху переговоров с Америкой способствовала личность Литвинова. Он умел воздействовать на государственных деятелей Америки, на президента Рузвельта, извлечь из своих хороших отношений с государственными деятелями Соединенных Штатов большую пользу для Советского Союза".Андрей Громыко: "Мистер Нет"В 1946 году НКИД снова становится Министерством иностранных дел. Одним из выдающихся глав ведомства был человек, которого на Западе называли "Мистер Нет", - Андрей Громыко. Человек довольно жесткий, он почти никогда не повышал голоса на собеседников.
К главным успехам Громыко на дипломатической службе политологи относят важнейшие переговоры по контролю над гонкой обычных и ядерных вооружений, а также урегулированный Карибский кризис и тяжелейшие переговоры с американским президентом Джоном Кеннеди. Также при непосредственном участии Андрея Громыко удалось предотвратить широкомасштабную войну между Индией и Пакистаном в 1966 году, подписать соглашения СССР с ФРГ, к которым позже присоединились Польша и Чехословакия.
Сегодня российское внешнеполитическое ведомство - славный преемник многовековых дипломатических традиций, на международной арене продолжающий официальный курс руководства страны.
Евгений Примаков и исторический разворот над АтлантикойГоворя о отечественной дипломатии, невозможно не упомянуть имя Евгения Примакова. Министром иностранных дел России он был назначен в 1996 году, пять лет до этого прослужив во внешней разведке. Его назначение Запад принял очень негативно: мало кому нравилось желание Примакова уйти от курса атлантизма, повернувшись к многовекторной внешней политике ради укрепления независимых отношений с Южной Азией, в первую очередь с Китаем, а также Ближним Востоком.
Его разворот над Атлантикой в тот момент, когда пришли известия о начале бомбежки Югославии, за который Примакова так осуждали в 1990-х, много лет спустя политологи признали единственно верным: это была первая в то время демонстрация миру, что с Россией нельзя разговаривать с позиции силы.
Сергей Лавров: "Реагировать мы будем прагматично"Сегодня Министерство иностранных дел России - это прежде всего Сергей Лавров, личность неординарная во всех отношениях. О его популярности в России говорят многочисленные социологические опросы.
Сергей Лавров и Джон Керри. Фото: globallookpress.comСергей Лавров - лицо российской дипломатии, человек, которого, как кажется, просто невозможно вывести из себя, умеющий всегда найти нужные и убедительные слова в самой тяжелой ситуации, отстаивающий интересы России в самые непростые моменты.
"Мы никого не заставляем, никого не шантажируем, не угрожаем. Мы - вежливые люди и не приходим, если нас не приглашают", - говорит он.Из-за манеры твердо отстаивать интересы своей страны на международной арене иностранная пресса часто сравнивает современного дипломата с легендарным "Мистером Нет" - Андреем Громыко. Лавров признается, что это сравнение ему льстит.
"Как добиться успеха в дипломатии, как стать настоящим профессионалом? Совет, наверное, не будет исчерпывающим, важно только следовать ему с полной отдачей - это постоянно учиться, самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем", - признался Лавров в одном из своих выступлений.Обладатель потрясающего чувства юмора, острого языка - все это тоже о нем, о профессионале высокого уровня, за которого никогда не бывает стыдно. Достаточно вспомнить его легкий пас в сторону американского коллеги Джона Керри, пожелавшего всем мудрости во время переговоров:
"Если мудрость измерять количеством дней рождения, то мне за тобой не угнаться".Великая страна должна иметь и великих дипломатов. А их у России немало. Многие имена российских представителей навеки вписаны в историю мировой дипломатии. И среди них Виталий Чуркин, которому приходилось отстаивать честь России в условиях самых недружелюбных политических дискуссий. Он представлял в ООН интересы Москвы во время российско-грузинской войны в 2008 году, после присоединения Россией Крыма и катастрофы "Боинга" MH-17 в Донбассе в 2014 году.
Виталий Чуркин на заседании Совета Безопасности ООН. Фото: globallookpress.comЕго нередко называли "солдатом русской дипломатии" - ведь он всегда мог осадить оппонента, не выходя за рамки приличий, но доказывая, что Россия не может быть не права.
"Если бы нам нужна была проповедь, мы пошли бы в церковь. Если бы мы хотели слышать стихи, мы пошли бы в театр. От ооновцев, особенно руководителей секретариата ООН, когда они приглашаются на заседания Совета Безопасности, ждешь объективного анализа происходящего. У вас это явно не получилось", - ответил Виталий Чуркин заместителю генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Стивену О'Брайену во время обсуждения ситуации по Сирии.
Нельзя не упомянуть и
Андрея Карлова, погибшего в Турции в 2016 году от рук террориста. Благодаря его дипломатическому мастерству удалось погасить российско-турецкий конфликт, вспыхнувший из-за уничтожения российского Су-24 в Сирии. На Карлова возлагались огромные надежды, однако раскрыть весь дипломатический потенциал этого потрясающего профессионала помешал выстрел, прозвучавший во время открытия выставки в Центре современного искусства в Анкаре.
https://tsargrad.tv/special_projects/iskusstvo-ubezhdat-slavnye-stranicy-istorii-rossijskoj-diplomatii_195944