(Окончание)И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, нет, эти несчастья – следствие удаления человека от Бога. Все это происходит потому, что человек отрывается от Бога. И приходит гнев Божий – для того, чтобы человек вспомнил о Боге и попросил Его помощи. Не то, чтобы Бог устраивал все это и отдавал повеления о том, чтобы на человека пришло то или иное несчастье. Нет, но Бог, видя до какой степени дойдет злоба людей и зная, что они не изменятся, попускает случиться несчастью – для их вразумления".
Из проповеди архимандрита Петра(Кучера) [10]:
Тюрьма"Смысл и цель нашего земного бытия – приближение к Богу, уподобление Ему. Каким же путем прийти к этому? Через накопление материальных благ? Через свободу слова, "равенство, братство"? Вот говорят, нужно освобождаться от безбожного ига. А кто же будет освобождаться от самого главного – от ига греха? А ведь мы призываемся на Небо, куда ничто скверное не войдет. Освободимся от нынешнего безбожного ига, а дальше что? Опять придет какое-нибудь иго: германское или китайское, или вовсе бесовское.
Сам Иисус Христос не освободил евреев от римского ига, чего так ждали и просили фарисеи и саддукеи. Почему они и ненавидели Господа, который пришел освободить род человеческий от ига греха. И нынешние патриоты не свободны от того же фарисейства. Освободимся от ига, освободимся от иноплеменников, а кто нас пустит на Небо со страстьми и похотьми?
Наша земная жизнь – место ссылки. И зачем поносить надзирателей разных эпох, от монголо-татар до иудео-большевиков? Мы согрешили и попали за решетку. Состав наших преступлений таков: богоотступничество, вероотступничество, клятвопреступление, цареубийство, не считая остального. Сколько внутриутробных убийств! Ни один народ не знает такого. А говорят: не в чем каяться? Мы – нераскаянный народ-убийца!
Как же мы низко пали? Нас легко оторвали, как Геракл Антея от земли, от Церкви, от Веры, оторвали от источника жизни – от Бога. И привили нам идеологию, враждебную русскому народу. Нас обезоружили, положили на лопатки и стоят на груди, пользуясь нашим грехопадением.
И как можно сейчас вести речь о восстановлении Богом данной Царской власти, о Самодержце? Это все бессмысленно и не имеет под собой твердой основы, как дом, построенный на песке. И если придет к нам Царь, то его или убьют, или, в лучшем случае, изгонят".
7. "Покаяние содействует исчезновению зла".Из трудов Афонского старца Паисия (Эзнепидиса)[11]:
Старец Паисий Святогорец (1924-1994 гг.)"Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: "Помоги миру, миру, который грешен". Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: "А чем виноваты мы? – но исповедовались пред Богом: – Нам досталось поделом, мы были достойны и большего". Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет.
Св. гора АфонИх молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце: "Праведен еси Господи о всех, яже сотворил еси нам… Яко согрешихом и беззаконновахом… И ныне несть нам отверзти уст… Не предаждъ убо нас до конца… И не остави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе". То есть: "Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас". Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя (Дан.3,1-100)".
Из трудов Ф.М. Достоевского [12]:
"…Каждый единый из нас виноват за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека. Ибо иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям надлежало бы быть… Тогда каждый из вас будет в силах весь мир любовию приобрести и слезами своими мировые грехи омыть".
Из трудов Афонского старца Паисия (Эзнепидиса) [11]:
"Так или иначе, покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь "согреших"? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его.
Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже [сами] израильтяне (2 Езд. 1, 1). И все потому, что народ покаялся и изменился (1 Езд. 8, 88-92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!
Надо обязательно читать все книги Маккавейские. Это исключительно сильные книги. Каково было повеление царское! Растоптать иудеев слонами! Назначили ответственных, приготовили все для казни, чтобы разъярить пятьсот слонов, напоили их крепким вином с ладаном и ждали царя, чтобы начать казнь. Но царь отданное им приказание забыл. Идет к нему начальник над слонами и говорит: "Царь, тебя ждем. Слоны, иудеи – все готово. И гости заждались". – "А кто вам велел все это делать?" – отвечает царь. Крики, угрозы!.. И это не один раз, а трижды (3Мак.5,1-35).Чтобы царь забыл приказание, которое он сам отдавал? Это вам не шуточки. И не только забыл, он вообще поменял потом свое отношение к иудеям. В этом основа всего: чтобы мир покаялся".
Из трудов архиепископа Серафима (Соболева)[13]:
"Это-то покаяние как средство духовного очищения вместе с церковным просвещением и воспитанием русского народа и помогло ему сохранить свою веру в том виде, как она была принята от Греческой Церкви, т.е. во всей чистоте, чуждой всяких еретических искажений. Здесь причина, почему ереси богомильская, стригольников, жидовствующих, Башкина, Косого, как и католичество и протестантство, не привились в древней России к русскому народу, который строго и непоколебимо держался своей православной веры…
За эту истинную веру, имевшую за собой подвиги святой жизни с покаянием, Россия называлась Святою. За эту веру Господь изливал на русский народ свои великие милости, избавлял его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Россию".
Храм Покрова на Нерли. XII векЗаключение На этом закончим Слово великих церковных проповедников и попытаемся осознать его как глас Божий, звучащий во все времена и учащий одному и тому же забывчивый и непостоянный род человеческий. Видим, как одна беда сменяет другую, а мы выучились лишь внешней формальной стороне дела, давая названия не по существу: монголо-татарское иго, турецкое иго, польско-латинское иго, ныне, по всем признакам, жидо-масонское иго. Строим теории и не видим простой, очень простой вековой правды, выстраданной Россией и всем человечеством, правды, о которой все 2000 лет неустанно говорит Святая Церковь, пронзительно-ясной и несомненной, известной каждому христианину с младых ногтей. Наиболее ярко это выразил наш славный земляк и современник о.Петр (Кучер), употребив словосочетание "иго греха", которое мы и использовали для названия обзора.
Суетное современное сознание сосредоточено на конкретно-исторических проявлениях духовного порабощения греху, проявлениях второстепенных для понимания причинно-следственной связи исторических событий. Если мы видим, что в стране царит некое мучительное иго, то сначала мы спорим, как назвать (масонское или иудейское), а затем ругаем поработителей, считая физическое сопротивление по западному образцу (свержение власти, переворот, революция) главным и первостепенным делом.
Однако все вышеприведенные высказывания учителей Церкви содержат иное понимание и прямо противоположный порядок действий. Первым делом нам предстоит глубоко, духовно осознать, что попущением Божиим опять воцарилось в России иго греха. Главным здесь является понимание и название не ига, а греха, который так прогневил Господа. Затем следует покаяние, пост и молитва и все, что предлагает нам Христова Церковь для спасения душ.
История России (и Ветхий Завет) являет бесчисленные чудеса и милости покаявшемуся народу, победы над превосходящим силами противником, внезапное его бегство или отмена нападения, чудесные явления Божией Матери и Сил Небесных, устрашающие врага, и т.п. Верим, что не останемся без Божьей помощи и ныне.
Можно и нужно, конечно, не переоценивая свои силы и уповая на Бога, оказывать сопротивление царящему игу и давать ему конкретно-исторические названия, тем более, что вопрос о врагах Церкви и государства достаточно ясен. Нельзя только терять при этом покаянного чувства, чтобы не впасть в новые искушение.
Все это хорошо понимал наш последний христоподобный Царь-Мученик Николай II, о чем уместно упомянуть здесь, на посвященных ему Царских чтениях. Воистину сердце царево в руце Божией. Ему было ясно, что ига греха не преодолеть никакими внешними действиями: реформами, запретами, репрессиями, и что только на наковальне бед и напастей спадут оковы с очищенного покаянием и страданиями народа.
История новейшего времени раскрывает глубину провидения Государя. Ныне уже 90-я годовщина убиения Царственных страстотерпцев, а до восстановления Самодержавия все так же далеко, и, стало быть, отречение было закономерным, провидческим решением Государя. Если бы речь шла лишь о заговорах в высших эшелонах власти, которые Россия не раз претерпевала в прошлом, разве так долго длилась бы смута? Духовно здоровая страна мигом восстановила бы свою государственность. Но в том-то и дело, что иго греха очередной раз сковало Россию, и спасительным для нее и ее Царя был только путь исповедничества и мученичества.
Завершая обзор, скажем о тех "общечеловеческих ценностях", которые подтверждаются всей христианской историей и дают ясный и трезвый взгляд на происходящее. Взгляд, как бы пронизывающий эпохи и созерцающий одну и ту же суть человеческой природы. К таким "общечеловеческим ценностям" относятся, конечно же, дары Божии человеческому роду и, в первую очередь, Церковь Христова с ее семью Таинствами, одно из которых – Покаяние. Все дары Божии так или иначе содействуют очищению нас от греховной скверны, поскольку "ничто нечистое не входит в Царство Небесное". Но именно Покаяние является первым даром благодати, за которым следует уже в этой жизни Прощение и отдельных людей, и целых народов, прибегших к этому спасительному Таинству православной Церкви.
Прощение Божие, как прощение блудного сына, сопровождается, как мы видим из истории, многочисленными милостями любящего Отца, но и испытаниями терпения и постоянства в земных странствиях людей и народов. Наибольшей из таких милостей нельзя не признать сохранение неповрежденного православного вероисповедания в тех странах, в которых еще живо покаяние.
Наша матушка Россия в бушующем море ересей и расколов и есть остров Покаяния, последний оплот Православия, надежда и свет для всех народов. Пока, по милости Божией, есть на Земле этот остров, можно надеяться на Прощение, вслед за которым и возсияет наше Спасение от вечной смерти в Небесном Отечестве всего человечества – Царстве Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.
О.В.Коршунов Боголюбово – Москва
15 мая 2008 г.Послесловие Клич Патриарха Ермогена [14] :
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси"Мы чаем, что здрогнитеся, и воспряните, и убоитеся праведнаго нелицемернаго Судии Бога, и к покаянию прибегнете, и у возлюбленнаго Богом Царя Государя отпущение винам своим испросите".
Богу, дивному во святых Своих, благоугодно было возбудить в сердцах Русского народа особенную веру в его молитвенное заступление именно в наши многоскорбные дни… В такое то время, судьбами Божиими, с высоты небесной, из глубины веков минувших встает пред нами, как светлый вождь, с жезлом патриаршеским, в венце мученичества, великий святитель Древней Руси, славный адамант, крепкий столп непоколебимый, Святейший Патриарх Ермоген… Встает он во всем величии славы небесной как угодник Божий, в чудесах Богом прославляемый, встает, чтобы сказать нам:
"Опомнитесь, православные русские люди! Довольно блуждать вам по распутиям измены родным заветам, пора перестать быть перелетами – от этих заветов – к современным тушинцам, всякаго рода изменникам родной вере, родному Царю и Отечеству, пора грудью стать за эти заветные святыни нашего русскаго сердца! Не я один – вся Святая Русь, в лице своих избранников на небесах Престолу Божию предстоящая, все сии древнерусские святители и преподобные, все святые князья-мученики и великие печальники ваши пред Богом – все мы призываем вас к покаянию, все взываем к вам: пожалейте Родину, пощадите землю Русскую, над которою, как и в мои дни, простерлась грозная туча гнева Божия! Обратитесь к матери-Церкви, слушайте гласа ея, яко гласа Божия, вспомните великое призвание Руси – нести и возвещать святую истину Православной веры всем народам земным! Гоните от себя этот ложный стыд, навеваемый врагами Церкви и Святой Руси, стыд, будто мы, русские, отстали от других народов и в делах веры, и в жизни государственной, будто посему надо во всем подражать народам чужим, а для сего отрекаться от всего родного… Все это – вражье наваждение, все это – ядовитый туман, которым отравляют вас, наипаче же молодежь вашу, враги Божьи – иудеи и масоны с их прислужниками. Будьте чисто русскими, православными людьми, покайтесь по-русски – так, как умели каяться ваши предки – целым сердцем, с детской простотой и искренностью, и Господь смилуется над вами, и туча Божия пронесется мимо вас, и паки засияет над Русью солнце милостей Божиих, как во времена оны древния, как было после моей кончины!..
Православные Русские люди!.. Не унывайте, не смущайтесь тою духовною смутою, какою окутывает вас дух века сего антихристианскаго: Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки! Взирайте на скончание моего жительства и подражайте вере моей! Я веровал в непобедимую силу нашего святаго Православия, нашей Церкви святой, веровал, за веру пострадал и мученически скончался и – победил! Верьте и вы, небоязненно исповедуйте истину Христову, и вы победите… Ведайте, что все мы, ваши духовные предки, все святые Божии, за Православие крепко стоявшие, – с вами; с вами и я, смиренный Ермоген, ваш вождь и заступник пред Богом!"
Примечания:[1] Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. -СПб., 2000 г. С. 697.
[2] М.В.Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви. Кн.2, гл. II.
[3] Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Том 3,1. Глава VII. Состояние веры и нравственности.
[4] Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. -СПб., "Царское дело", 2002 г. С.80-81.
[5] Архиепископ Никон (Рождественский). Житие преподобного Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. – СТСЛ, 2000 г. С.167-168
[6] Выписка из Статейного списка 1607 г., Импер. Публ. Библ., см. Н.Г.Петин "Покаянный чин Патриархов Иова и Гермогена" в кн. Царский сборник, состав. С.В. и Т.И. Фомиными, М.: Паломник, 2000, с.654-676.
[7] Митрополит Иоанн (Снычев). Стояние в вере. -СПб., "Царское дело", 1997 г. С.211-213.
[8] Архиепископ Аверкий (Таушев). Слова и речи. Т. I-IV, Джорданвилль, 1975.
[9] Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. Том I. -М., "Святая гора", 2002 г. С.111-112.
[10] Архимандрит Петр (Кучер). Из Проповеди. Боголюбово. 2005
[11] Старец Паисий Святогорец. Духовное пробуждение. Том II. -М., "Святая гора", 2003 г. С.364-367.
[12] Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Ч.2. -М., "Правда", 1991г. с.218
[13] Из книги архиеп. Серафима (Соболева) "Об истинном монархическом миросозерцании".
[14] Из дневников архиеп.Никона(Рождественского) Выпуски I-VIII. 1910-1917гг. Сергиев Посад. – СТСЛ.http://www.rusk.ru/st.php?idar=112879