Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 23:32:36  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Суд Гааги отклонил ходатайство Киева по делу о скифском золоте  (Прочитано 899 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 01 Ноября 2019, 14:47:56 »

Евгения Шестак

Суд Гааги отклонил ходатайство Киева по делу о скифском золоте



Суд Гааги отклонил ходатайство Украины об отводе судьи апелляционного суда Амстердама, который рассматривает дело о скифском золоте.

«Суд отклонил ходатайство об отводе», – приводит РИА «Новости» решение суда.

На основании поданных украинской стороной документов не было выявлено никаких обстоятельств, которые бы указывали на наличие пристрастности.
 
Ранее Апелляционный суд Амстердама отложил решение по делу о так называемом скифском золоте, потребовав дополнительную информацию. Киев ходатайствовал об отводе судьи, который рассматривает дело из-за якобы его связей с Россией.

Российская сторона предоставила полный пакет документов, которые подтверждают право собственности крымских музеев на коллекцию скифского золота.

Коллекция скифского золота была вывезена в Амстердам в феврале 2014 года, до воссоединения Крыма с Россией. После этого российская и украинская стороны начали спор о принадлежности артефактов. В 2016 году окружной суд Амстердама принял решение о передаче коллекции Киеву, однако крымская сторона подала апелляцию.

https://vz.ru/news/2019/11/1/1006280.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 06 Ноября 2019, 12:29:36 »

Августин Северин

Раскоп всея Руси

Пять лет назад наш Крым и наш Севастополь лишились бесценного сокровища — скифского золота. Экспозиция, гостившая в Нидерландах, из-за иска украинской стороны находится с тех пор в одном из музеев Амстердама. Сегодня над исправлением ситуации трудятся не только юристы, бьющиеся за возвращение домой народного достояния, но и археологи, возмещающие понесенные потери упорной работой «в поле». Удивительно, но факт: в ходе раскопок на строительстве трассы «Таврида» уже удалось обнаружить количество артефактов из благородного металла, сравнимое с тем, что арестовали голландцы.

Об этом, а также о лженаучных теориях в интернете, росте исторического нигилизма в обществе и проблемах отрасли «Культуре» рассказала заместитель директора Института археологии РАН Ася ЭНГОВАТОВА.



Фото: Александр Авилов/mskagency.ru

культура: Если судить по публикациям в прессе, кажется, что раскопки у нас ведутся главным образом в московском регионе, Причерноморье, Великом Новгороде, а в остальных местах ничего не происходит. Так ли это?

Энговатова: Археологи копают по всей России, поскольку люди издревле селились у нас везде, даже на территории современного Ханты-Мансийского АО. Большое количество археологических памятников есть и в Архангельской области, и на Чукотке, и на Соловках. Раскопки ведутся почти во всех регионах Европейской части страны, на Кавказе, в Крыму, за Уралом.

культура: На слуху сейчас именно Крым.

Энговатова: Это связано с большим количеством инфраструктурных проектов и с тем, что законодательство РФ предписывает перед началом строительных работ обязательно проводить спасательные археологические исследования. Наши специалисты изучают памятники, которые находятся, в частности, на маршрутах будущих железных и автодорог, энергомостов, трубопроводов. Находки сдаются в музеи, а научные отчеты — в архивный фонд. Таким образом, вся полученная информация и артефакты по завершении раскопок становятся достоянием общественности, а не теряются под ковшом экскаватора. Поэтому в Крыму и Краснодарском крае работает довольно много экспедиций — и нашего института, и местных музеев. Москва и Подмосковье, кстати, также выделяются именно по причине масштабного строительства. В других регионах раскопки не столь интенсивны, но тем не менее очень значимы.

культура: Где, например?

Энговатова: Например, в Туле — там прямо сейчас работаем на территории местного кремля. В следующем году этому архитектурному памятнику исполняется пятьсот лет. Исследуем основание первого каменного собора Тулы, построенного в XVII столетии. Он был снесен еще в XVIII веке: стройматериал тогда же использовали для возведения нового, Успенского, собора, сохранившегося до наших дней. Кстати, его колокольня, разрушенная в 1930-х, была восстановлена несколько лет назад.


Фото:  Александр Рюмин/ТАСС

Поисками первого каменного храма занималось несколько поколений археологов, многие хотели разгадать загадку, где именно он находился и как выглядел. С помощью современных методов георазведки нам это удалось. Сделав небольшой раскоп, нашли край основания собора. Теперь надеемся сделать археологическое окно или даже павильон, в котором каждый желающий сможет посмотреть на фундаменты церкви, построенной более трехсот лет назад. Всего в двух метрах под землей обнаружены тульские Помпеи, живая летопись XVII — начала XVIII века. Возможность увидеть древнюю кладку, прикоснуться к ней, приводит к пониманию, что наша древность совсем не такова, какой ее пытаются представить авторы псевдонаучных теорий. Это важный шаг в борьбе с историческим нигилизмом, которым сегодня, как мне кажется, заражено наше общество.

К слову, кремлем наши исследования не ограничатся. Уже приступили к работам в населенных пунктах Тульской области, построенных при создании Засечной черты. Сейчас коллеги из Музея Куликова поля трудятся в городе Чекалин (ранее — Лихвин). Там сохранились старинные оборонительные сооружения. Найденные в ходе раскопок артефакты подтверждают достоверность сведений, указанных в летописях.

культура: А кто-то сомневается?

Энговатова: Как ни странно, да. Нас, историков, сильно удивляет недоверие части общества к письменным источникам, но такая тенденция имеет место. Когда я встречаюсь со школьниками, абитуриентами, студентами младших курсов, то вижу, что письменной культуре они не доверяют. Постоянно пытаются обнаружить какой-то подвох. Все эти псевдонаучные теории расшатали представление о подлинности записанного на бересте, пергаменте или бумаге. Археология же дает возможность найти те артефакты, которые могут подкрепить написанное предками о том, как и что происходило сотни лет назад. Иногда сама стратиграфия, большое количество слоев земли, выросших над материком (первоначальным земляным слоем, образовавшимся до прихода людей. — «Культура»), показывает, что здесь жили столетиями, а распространенное в интернете представление о том, что, например, татаро-монгольское иго было 150 лет назад, — полная глупость.

культура: Раскопки на трассе «Таврида» окончены? Каковы результаты?

Энговатова: Да, работы в текущем году завершились. Это масштабный проект Института археологии РАН. На момент начала строительства зарегистрированных памятников на трассе было три-четыре. А в реальности там их более девяноста. Все объекты были найдены и обследованы. Часть — по-настоящему уникальна. Например, «Фронтовое-4», очень редкий грунтовый могильник римского времени. Его уникальность в том, что он нетронутый. Ведь большинство подобных захоронений разворовано с давних пор, а сегодня у «расхитителей гробниц» вообще появились новые технические средства. Здесь же археологи успели первыми: нашли много золота, целых амфор, стеклянных сосудов. Все передано в музей-заповедник «Херсонес Таврический». Надеемся, вскоре там организуют выставку. Посмотреть действительно есть на что: раньше почти никто этих находок не видел. Крым, напомню, потерял большую коллекцию золота скифов — экспонаты, знакомые нам по учебникам истории, сейчас находятся в Амстердаме. Но наши археологи постепенно накопили практически такое же количество золота для музеев Крыма и Севастополя. Благодаря работе на трассе «Таврида».


Фото: tvc.ru

культура: Зачастую раздаются предложения «удревнить» Москву. Прецеденты имелись, самый известный — Киев, который в одночасье «постарел» на 500 лет. Среди недавних примеров — Казань. Насколько это оправданно?

Энговатова: Здесь надо понимать разницу между научной и административной составляющими. В исторической среде моментом основания города принято считать год первого летописного упоминания. Эта дата, впрочем, довольно условна, поскольку первое упоминание могло произойти позднее, чем город был основан, особенно если он был небольшим. Случается, летописцы вспоминают о населенном пункте спустя век или два после того, как он появился. Другой вариант — письменные источники с упоминанием города до нас не дошли, что тоже возможно: летописей XI–XIII веков в нашем распоряжении не так уж много. Считать годом основания год первого упоминания — общепринятый подход, но мы, ученые, понимаем его некоторую ущербность. Несомненно, что если летописец пишет о городе, значит тот уже существует, и, скорее всего, не первый год. С точки зрения второго метода, связанного с археологическим исследованием поселения, выявлением ранних слоев и установлением того, что они имеют характер городского образования, можно говорить и об «удревнении». В отличие от летописи, данный подход не дает точной даты — она же не выбита на закладочном камне! Археологическое датирование будет более широким. Специалисты делают выводы на основании керамического материала, типологии найденных предметов и монет. Очевидно, что вещи предков имели хождение не один год. Например, монета прежде, чем ее потеряли, какое-то время была в обращении, какое именно — можно только догадываться. Мало того, деньги нередко используются в женских украшениях. Поэтому датировки по типологическим находкам — это плюс-минус четверть века. Сейчас нам на помощь пришли естественнонаучные методы, скажем, радиокарбоновый, основанный на физических явлениях. Он позволяет давать более точные датировки: теперь мы в состоянии выяснить «возраст» деревянного сооружения или даже очага с углем. Один из наиболее точных методов — дендрохронологический.

Поскольку у нас есть соответствующие шкалы, мы можем определить с точностью до года, когда были срублены деревья, из которых сооружена постройка. Но вот понять, было ли найденное нами строение первым в городе, мы все равно не в состоянии. Иногда археологам везет, и они сразу обнаруживают неплохо сохранившиеся внешние оборонные укрепления и внутренние деревянные конструкции. Тогда специалисты могут, во-первых, уверенно сказать, что речь идет о городе, во-вторых, установить время постройки с точностью до нескольких лет. При условии, конечно, хорошей сохранности дерева. Если оно сохранилось хуже, то используется радиокарбоновый анализ.

культура: Есть какие-нибудь свежие примеры успешного использования современных методик?

Энговатова: Сравнительно недавно удалось установить истинный возраст Ярославля. Специалисты нашли фортификационные сооружения и сумели оценить древность находок как археологическими, так и естественнонаучными методами. Выяснилось, что город построен в начале XI века. Такие же серьезные изыскания местными специалистами ведутся в Рыбинске: результаты позволили уточнить «день рождения» города.

При этом нельзя забывать, что возраст населенного пункта, установленный археологами, понятие довольно условное. Важно, однако, что «состаривание» — не волевое, конечно, а научно обоснованное — прекрасный повод обратиться к истории родного края, украсить город, получить инвестиции, повысить турпоток. Думаю, что большинство отмечающих, правда, даже не догадываются, какие серьезные исследования были проведены, чтобы приблизить праздник.


Фото: Михаил Метцель/ТАСС

культура: Есть мнение, что археологи потворствуют чиновникам и сознательно «удревняют» артефакты, дабы состарить определенную местность...

Энговатова: Артефакты удревнить крайне сложно: типология средневековых вещей разработана очень неплохо, обмануть ее, поверьте, невозможно. Кроме того, всем подобным юбилеям предшествуют серьезные научные дискуссии. Возможно, отдельные чиновники хотят угодить начальству и «состарить» свой город на пару веков. Но все не так просто. Необходимо заключение Академии наук, а для нее один-два новых артефакта — вовсе не основание для вывода, что населенный пункт старее, чем считается. И так, кстати, не только в России. Наши китайские коллеги уже несколько раз пытались добиться признания одного своего города объектом культурного наследия ЮНЕСКО, но безуспешно. А все потому, что китайцы хотят его «удревнить», но соседи возражают, причем обоснованно. Это тоже довольно интересно: не только города соревнуются, кто из них древнее, но и целые страны. Некоторые чиновники прикладное значение археологии понимают слишком упрощенно, однако на основании находок можно не только «состарить» город, но и выяснить, какие через него пролегали торговые пути, структуру поселения, образ жизни горожан. Известный лозунг «а давайте удревним Москву», как правило, тиражируется несерьезными изданиями. Специалистам прекрасно известно, что археологических слоев намного старше XII века в центре столицы нет. Хотя есть мезолитические стоянки, предметы неолита и эпохи бронзы. Но это не значит, что тысячелетия назад тут стоял именно город.

культура: Злые языки утверждают, что недобросовестные археологи выдают разрешения под коммерческую застройку за деньги...

Энговатова: Такого права у нас нет. Разрешения выдает министерство или территориальные управления культуры. Но только после того, как археологи проведут исследование на местности и сдадут отчет в контролирующий орган. Добро на стройку дается строго после рассмотрения отчета. Если археологическая работа проделана некачественно или не полностью, чиновник от культуры это сразу же «поймает». Если исследование проведено методически неверно, ответственный специалист больше не сможет копать: против этого будет выступать полевой комитет. Ежегодно в России около 5–6 процентов археологических отчетов не проходят методический контроль. Их авторы либо переделывают работу, если это еще возможно, либо лишаются права на проведение самостоятельных археологических исследований.


Фото: Александр Авилов/mskagency.ru

В чем только не обвиняют археологов, особенно когда срываются сроки строительства. Но в реальности мы живем в очень строгой системе согласований, на каждую работу получаем разрешение (открытый лист) в Министерстве культуры, раскопки всегда сопровождаются отчетом и экспертизой. Поэтому научная составляющая у нас не сильно «просела»: среди археологов сохраняется достаточно высокий уровень профессионализма.

Строители сильно на нас давят, настаивая на сокращении сроков, может быть, потому, что не понимают археологической специфики. Да и общество, похоже, тоже. Думаю, что и нам, археологам, и органам охраны памятников нужно активнее заниматься популяризацией нашей науки. Когда люди понимают, что они приобретают и что могут потерять, становится проще. К примеру, в Крыму у нас не возникло проблем со строителями: они не спешили, давали нам время разобраться. Явно осознавали, что сохранение наследия работает на имидж всей страны. Беспрецедентный случай — переделали проект по прокладке железнодорожных путей, чтобы сохранить античный город Манитру. Прекрасное состояние старинной кладки, ценный материал, найденный археологами, позволили нам поставить перед строителями вопрос о том, чтобы обойти древний город и передать его Керченскому музею-заповеднику. И они пошли нам навстречу, передвинув железную дорогу на три километра.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/05/raskop_vseya_rusi

http://portal-kultura.ru/articles/syuzhet/294966-raskop-vseya-rusi/

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 06 Ноября 2019, 12:32:34 »

Марина КУДИМОВА, писатель

Голландская рулетка



Бывает же такое! В начале февраля 2014-го отправилась на зарубежные «гастроли» коллекция сокровищ из четырех музеев Крыма вкупе с несколькими предметами из филиала Национального музея Украины в Киево-Печерской лавре. 2111 единиц хранения, 565 артефактов (не путать одно с другим!). Уникальную коллекцию привычно называют «скифским золотом». Или, отметим особо, «крымским золотом».

Договоры об экспонировании в археологическом Музее Алларда Пирсона, находящемся в собственности Амстердамского университета, заключались еще в 2013 году. До Нидерландов выставка побывала в одном из старейших музеев Германии — ​Рейнском региональном в Бонне. Там было продано более 50 тысяч аудиогидов. А у дверей Музея Пирсона так вообще стояла невиданная доселе в голландских краях очередь жаждущих полюбоваться «Змееногой богиней» — ​самым ценным экспонатом выставки, и сроки работы пришлось продлить.

В Киеве меж тем бушевал майдан. До бегства Януковича оставались недели. А через месяц Крым вошел в состав России. Какие тут скифы! Но на Крещатике, среди сожженных покрышек, не забыли о золоте и потребовали вернуть коллекцию на Украину, а не на «временно оккупированную территорию». Голландцы угодили, прямо скажем, в трудную ситуацию. Коллекция проходила таможню на вывоз в одной стране, а теперь музеи, предоставившие выставочные экспонаты, оказались на территории другого государства. 19 объектов сразу вернулись в Киев, а что делать с остальными, было непонятно.

Проведя собственное юридическое расследование, Музей Алларда Пирсона принял «соломоново» решение: не возвращать экспонаты никому до суда. Европа не приняла результаты крымского референдума. А тут грянула катастрофа малайзийского «Боинга», в которой погибли почти 200 граждан Нидерландов. Разразилась беспрецедентная и бездоказательная кампания по обвинению Москвы. Рассчитывать на симпатии российской стороне, а тем более крымским музейщикам, не приходилось. Вопрос принадлежности золота скифов из области культуры плавно переместился в напряженную политическую сферу. Голоса специалистов тонули в криках участников ток-шоу. Ситуация все более напоминала кадры из «Белого солнца пустыни», где сначала товарищ Сухов реквизирует древние ковры для гарема, а потом Черный Абдулла решает проблему с помощью маузера. И только смотритель Лебедев озабочен главной задачей музейного работника — ​сохранением культурно-исторических ценностей.

«Золотая» судебная тяжба длится с переменным успехом пять лет. В 2016 году Окружной суд Амстердама вынес вердикт в пользу Украины, и тот, разумеется, был нами оспорен в следующей инстанции. Однако апелляционный суд принял промежуточное решение, требуя от сторон представить дополнительные доказательства. Крымчане их предъявили в положенный срок. Украина заявила о пристрастности судьи, обвинила служительницу Фемиды в пророссийских настроениях и чуть ли не в «продажности», потребовала отвода. Но судья, судя по всему, просто вникла в документы.

По контракту, подписанному четырьмя крымскими музеями, предметы экспозиции считаются национальным достоянием государства. Какого? На момент подписания — ​Украины, что и дало Киеву формальные основания для иска. Но собственностью Украины являлся только один музей из четырех! В том же договоре сказано, что коллекции должны быть возвращены тем музеям, в чьих фондах они находились, и, таким образом, никакие иные субъекты права претендовать на них не могут. И соглашение об экспонировании не было межправительственным, а заключалось между музеями. Да тут любой судья голову сломает! Разбирательство отложили на несколько месяцев. Но день вынесения окончательного вердикта неотвратимо приближается. Между тем мнение экспертов по поводу того, что голландцам выгодно удерживать коллекцию как можно дольше, продолжает крепнуть. Пора бы уже порассуждать не о политическом, а о культурном аспекте скифского дела.

В 1946 году, по окончании самой страшной войны в истории человечества, когда культурные сокровища немилосердно расхищались и перевозились во все стороны света, был создан Международный совет музеев (ИКОМ). Ныне это всемирная организация, насчитывающая более 40 000 членов в 141 стране, представляющая музеи и профессионалов музейного дела.

Краеугольным камнем Международного совета служит Кодекс музейной этики. Там написано следующее: «Музейные коллекции отражают культурное и природное наследие сообществ, из которых они происходят. Как таковые, они являются далеко не ординарной собственностью, и могут заключать в себе черты сходства с национальной, региональной, местной, этнической, религиозной или политической идентичностью. В этой связи необходимо, чтобы политика музеев была ответственна за эту ситуацию». В нашем деле за «неординарность собственности», похоже, отвечают крымчане. А украинцам, скорее, близка позиция Карандышева из пьесы «Бесприданница»: «Так не доставайся ж ты никому!» — ​то есть никому из музеев Симферополя, Керчи, Бахчисарая и Севастополя (Херсонеса).

«Те, кто контролирует искусство… контролирует важную часть культурного содержания, которое определяет нас и наши отношения с прошлым. Должен ли этот контроль исходить от экспертов и ученых, или профессионалам этой сферы следует прислушиваться к голосам толпы?» — ​вопрошает известный эксперт Элизабет Родини. Музейное сообщество консервативно и традиционно старается избегать прецедентов, угрожающих культурному наследию. Да, межмузейные связи патронируются государством. Но принадлежность исходных материалов тому или иному учреждению до сих пор сомнению не подвергалась. И золото скифов, найденное в 1830 году, задолго до образования украинского государства, в крымском кургане Куль-Оба, упиравшемся в Митридатову гору, хранится во многих музеях мира. Давайте оптом свезем все в Киев? Чего мелочиться? А сокровища Лувра толерантно распределим по местам бывших французских колоний, невзирая на то, что в некоторых ныне полыхает гражданская война.

В ожидании же голландского вердикта вспомним, как после отмашки британского посла лорда Элгина в начале ХIХ века выламывались из Парфенона фризы и метопы и вывозились в Англию. Греция и Великобритания препираются из-за принадлежности парфенонских мраморов двести с лишним лет. Надеемся, что Крым несколько быстрее разложит по местам единицы хранения согласно каталогу. Впрочем, согласно верованиям скифов, золото олицетворяет вечную жизнь.

http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/294947-gollandskaya-ruletka/
« Последнее редактирование: 06 Ноября 2019, 12:34:06 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!