Тюренков Михаил«Осторожно – ряженые самозванцы!»: Псевдоправославные секты на постсоветском пространствеФрагмент фрески Страшного суда. Фото: сайт Елоховского Богоявленского собора.Помимо канонических Православных Церквей в мире действуют сотни псевдоправославных сект, подобных украинским раскольникамЛатвийская Православная Церковь Московского Патриархата опровергла слухи о переходе в юрисдикцию Константинополя.Эта разлетевшаяся накануне новость – не просто опровержение очередного «фейка», возникшего в результате сегодняшней информационной войны против Русской Православной Церкви и Государства Российского. Упомянутые слухи оказались основанными на полуправде, которая зачастую куда опаснее откровенной лжи.
Действительно, на днях стало известно, что 24 октября 2019 года властями Латвийской Республики была зарегистрирована некая
«Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата» (ЛПАЦКП). Разумеется, некоторые светские СМИ восприняли эту информацию в качестве сенсации и растиражировали тот самый слух о переходе в Константинопольский патриархат канонической Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата.
В реальности всё совсем не так. Каноническая Латвийская Церковь, духовно окормляющая, по разным данным, до полумиллиона православных христиан Латвии, как была, так и остаётся самоуправляемой частью Московского Патриархата. Государственную же регистрацию в результате откровенно русофобских и антицерковных интриг курируемых с Запада латвийских чиновников получила карликовая секта, состоящая из трёх ряженых самозванцев и нескольких десятков их адептов.
Фото: mike_green / Shutterstock.comОснователями ЛПАЦКП являются отлучённые от Церкви ещё в 1990-е годы два попа-расстриги – лжеархиепископ Виктор Контузоров и его верный «паж» и «келейник» (что не раз вызывало весьма недвусмысленные обсуждения) лжеархимандрит Филарет Романов. Впоследствии к ним присоединился третий персонаж – некий гладко выбритый (что противоречит православным традициям) лжеиеромонах Андрей.
Несмотря на то что в регистрационных документах эта секта именует себя пребывающей «в юрисдикции Константинопольского патриархата», стамбульский Фанар, несмотря на свои беззакония на Украине, эту карликовую псевдоправославную группировку не только не признаёт, но и не имеет с ней никаких отношений. Тем не менее сама апелляция к Константинопольскому патриархату неслучайна. Ведь в XX веке Фанар уже пытался посягать на каноническую территорию Русской Церкви в Латвии. И не только.
Предлагаю разобраться, какие основные неканонические псевдоправославные группировки действуют на территории постсоветского пространства. Разумеется, за исключением Украины, поскольку о ПЦУ-СЦУ Телеканал «Царьград» в своих программах и сюжетах, а также на страницах сайта рассказывает регулярно и достаточно подробно. Начнём, разумеется, с России.
* * *
Российские псевдоправославные сектыВ 1990-е годы в России, как грибы после дождя, выросли всевозможные «новые религиозные организации», значительную часть среди которых вполне можно назвать «деструктивными» и даже «тоталитарными сектами». Значительная часть из них в той или иной степени апеллировала к православным традициям, пытаясь заманить в свои структуры людей, считающих себя православными христианами, но практически ничего не знающих о Православии.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://youtu.be/rmSK8RxX5r4«Богородичный центр» (богородичники). Самой яркой и скандальной среди псевдоправославных организаций вплоть до «нулевых» годов века нынешнего стал так называемый «Богородичный центр», также именовавшийся «Православной церковью Божией Матери Державная». Гуру и руководитель этой секты Вениамин Яковлевич Береславский-Янкельман, прозвавший себя «архиепископом Иоанном», совместил в своей группировке самые различные синкретичные идеи, включая восточные, и банальные суеверия.
При внешней православной обрядности «богородичников» сложно назвать даже «псевдоправославными», поскольку эта секта только использует христианскую риторику и эстетику. На сегодняшний день «Богородичный центр» утратил былое влияние и окончательно маргинализировался.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://youtu.be/jW82qtSH7uc«ИПЦ» (Рафаила) (рафаиловцы). Гуру – Леонид Семёнович Прокопьев (в 2009 году сменил фамилию на «Мотовилов» в честь известного собеседника преподобного Серафима Саровского Николая Мотовилова), также известный религиозным синкретизмом. Сохраняя православные обряды, занимается экстрасенсорикой, проповедует многие откровенно нехристианские учения, в том числе утверждение, что «Бог не борется с сатаной», поскольку «сатана – Его орудие».
Подобно украинскому лжепатриарху Филарету, Прокопьев-Мотовилов носит белый куколь Московских Патриархов, что только подтверждает его «статус» ряженого самозванца. В 2015 году брошюра Прокопьева-Мотовилова «О месте Истинно-Православной Церкви в современном мире» была включена в Федеральный список экстремистских материалов, однако секта, именующая себя «Истинно-православной церковью», до сих пор существует, хотя число её адептов значительно меньше, чем в 1990-е – «нулевые» годы.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://youtu.be/G-fSwmBGlJoРПАЦ (суздальский раскол, русанцовцы). В отличие от предыдущих двух сект, суздальская РПАЦ в начале своего существования пыталась казаться строго православной и традиционалистской. Свою неканоническую иерархию она получила от Русской Зарубежной Церкви, священноначалие которой надеялось, что суздальский архимандрит Валентин (Русанцов), в 1990 году разорвавший с Московским Патриархатом, станет их представителем в России.
В реальности же Русанцов только пытался строить из себя строгого «катакомбника», но уже очень скоро проявилась его подлинная натура: с Русской Зарубежной Церковью он разорвал и провозгласил себя «митрополитом». В 2002 году Суздальский районный суд осудил Русанцова на 4 года условно за действия сексуального характера с применением насилия к несовершеннолетним, после чего в отношении РПАЦ появилось прозвище «секта педофилов», а многие её адепты покинули РПАЦ.
После смерти Русанцова в 2012 году РПАЦ, которой в 1990-х принадлежали десятки храмов (большинство в Суздальском районе Владимирской области), начала рассыпаться. Тем не менее до сих пор в Москве на Головинском кладбище существует «храм» этой секты, который возглавляет бывший священник Московского Патриархата Михаил Ардов. Также в Санкт-Петербурге действует один из осколков РПАЦ во главе с лжеепископом Григорием (Вадимом Лурье), блогером и публицистом с активной оппозиционной политической позицией.
Основатель суздальского раскола бывший архимандрит Валентин (Русанцов). Фото: www.pravoslavie.ruМенее значительными псевдоправославными организациями являются несколько осколков Русской Зарубежной Церкви, категорически не согласившихся с объединением последней с Московским Патриархатом. Среди них наиболее известны:
РПЦЗ лжемитрополита Агафангела (Пашковского), чья резиденция находится на территории Одессы, но ряд подчиняющихся ему общин действуют в России.
РИПЦ лжеархиепископа Тихона (Пасечника) с центром в Омске.
Две последние организации резко выступают против Русской Православной Церкви, однако откровенных черт деструктивных тоталитарных сект в их деятельности не существует.
* * *
Псевдоправославие в БелоруссииАвторитарная политика белорусского лидера Александра Лукашенко в целом положительно сказывается на религиозной ситуации в республике. Хотя заигрывание властей с русофобской идеологией «литвинства» уже привела к тому, что ряд клириков Белорусского экзархата Московского Патриархата (канонической Белорусской Православной Церкви) увлекаются идеями белорусского национализма и даже автокефализма.
Большинство православных христиан Белоруссии вполне консервативны, не выступают против церковнославянского богослужебного языка и никак не связаны с белорусскими националистами. Однако в относительно недавнем интервью архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия Журналу Московской Патриархии было отмечено, что белорусские национал-либералы, по сути, вынуждают архипастырей Белорусского экзархата белорусифицировать православное богослужение:
— ...А насколько в Вашей епархии распространено совершение богослужения полностью на белорусском языке?
— Как правящий архиерей я не противлюсь обращениям верующих с подобными просьбами — при условии, разумеется, что такое желание реально присутствует. В основном по-белорусски служат на городских приходах. Градус обсуждения этого вопроса подогревает наша национальная интеллигенция, но зачастую на пустом месте...Конечно, всё это далеко от украинского уровня русофобии, однако не обращать внимания на эту проблему тоже нельзя. В том числе и потому, что при активной поддержке украинских раскольников-националистов в белорусской диаспоре на Западе, а также в зачаточном состоянии и в самой Белоруссии создана секта
«Белорусская автокефальная православная церковь» (БАПЦ), идейно идентичная украинскому национализму. Главой этой секты является нью-йоркский лжеархиепископ Святослав (Вячеслав Логин), влиятельность которого в Белоруссии невелика, однако имеющаяся информация о его связях с белорусским министром иностранных дел Владимиром Макеем не может не вызывать опасений.
* * *
Псевдоправославие в ПрибалтикеНо вернёмся в Прибалтику. Именно здесь с начала 1990-х Константинопольским патриархатом отрабатывается сценарий, сегодня реализующийся на Украине. И если в Латвии ранее упомянутая «Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата» является карликовой сектой, лишь декларирующей свою связь с Фанаром, то в соседней Эстонии ситуация куда страшнее. И это связано с деятельностью так называемой «Эстонской апостольской православной церкви».
ЭАПЦ («Эстонская апостольская православная церковь»). Эта не каноническая, а по сути псевдоправославная организация была создана в 1996 году Константинопольским патриархом Варфоломеем при активной поддержке местных националистических властей. Именно этой малочисленной структуре была передана значительная часть церковного имущества, а приходы канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата долгие годы вовсе не были зарегистрированными.
До сих пор ЭАПЦ с её семитысячной паствой принадлежит около 60 православных храмов, а канонической Эстонской Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих – в два раза меньше. Что показательно, возглавляет эту эстонскую лжецерковь не представитель местных кадров, а прямой ставленник Фанара митрополит-грек Стефан (Хараламбидис).
* * *
Псевдоправославие в Молдавии«Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви» во главе с запрещённым в служении в Русской Православной Церкви епископом (в Румынской Церкви считается «митрополитом») Петром (Пэдурару). Неканоническое образование, возникшее на территории Молдавии в 1992 году подобно ЭАПЦ, только, в отличие от эстонской лжецеркви, основанное не Константинопольским, а Румынским Патриархатом.
В настоящий момент в Молдавии действует около 100 приходов этой неканонической религиозной организации, притом что в Православной Церкви Молдовы (самоуправляемой части Московского Патриархата) свыше 1200 приходов. Тем не менее некоторые прозападные молдавские политики и чиновники оказывают поддержку «Бессарабской митрополии».
* * *
Псевдоправославие в Абхазии«Священная митрополия Абхазии». Псевдоправославная секта во главе с запрещённым в служении иеромонахом Дорофеем (Дбаром), пребывающая в стенах самой известной абхазской святыни – основанного в XIX веке русскими монахами-афонитами и возведённого при личном участии императора Александра III Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.
Фото: Oleg Bakhirev / Shutterstock.comЕщё в 2013 году Кубанская митрополия Русской Православной Церкви по этому поводу сделала официальное заявление:
Ново-Афонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли своё единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней... Озабоченность усугубляется в связи с состоявшейся недавно юридической регистрацией так называемой «Священной митрополии Абхазии» – раскольнической организации, которую возглавляют... иеромонахи Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар), запрещённые Русской Православной Церковью в священнослужении... Вновь предупреждаем всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви.Характерно, что за «богослужениями» этой секты поминается Константинопольский патриарх Варфоломей, а в её идеологии немалую долю занимает абхазский национализм. К сожалению, ситуация, когда местные власти отказываются вмешиваться в конфликт секты «Священная митрополия Абхазии» с каноническим абхазским духовенством, только осложняет решение этой новоафонской проблемы.
Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: Altan Gocher / Globallookpress* * *
В других постсоветских республиках проблема псевдоправославных сект не столь серьёзна, но и этого, скажем прямо, предостаточно. К сожалению, мы долгие годы недооценивали опасность украинских националистических расколов. И сегодня, когда раскол Православного мира уже случился и уже прошёл по территории земли, где более тысячелетия назад родилась Русская Церковь, мы должны сделать всё, чтобы не допустить повторения ситуации в той же Белоруссии. Поскольку очевидно, что Константинопольский патриархат и его западные кураторы теперь будут делать всё, чтобы ослабить Русское Православие именно в этом регионе Русского мира.
https://tsargrad.tv/articles/ostorozhno-rjazhenye-samozvancy-psevdopravoslavnye-sekty-na-postsovetskom-prostranstve_225127