Русская беседа
 
27 Октября 2024, 02:23:52  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О четырех популярных системах воспитания  (Прочитано 920 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 15 Ноября 2019, 16:07:54 »

Андрей Рогозянский

О четырех популярных системах воспитания. Ч.1. «Сам с усам»



Одна из отличительных черт нашего времени – огромная разница мнений по любой теме. Это касается и детско-родительских отношений. Стеллажи книжных магазинов заполнены десятками изданий по педагогике и психологии с броскими заголовками и кричащими рекламными аннотациями, обещающими разрешение любых проблем с ребенком. Соцсети и родительские форумы кипят в столкновении приверженцев различных модных теорий. Мамы и папы подчас теряются в лавине обрушивающейся на них «актуальной информации».

Мы попросили автора книг по семейной педагогике, публициста и отца шестерых детей Андрея Рогозянского дать общий обзор течений в современной педагогике, охарактеризовать их положительные стороны и недостатки и поделиться своими рекомендациями с нашими читателями. Так родился цикл из четырех статей, первую из которых мы рады предложить вашему вниманию. После публикации цикла автор ответит на насущные читательские вопросы.



Популярная идея: позволять детям всё делать, оценивать и решать самим. Неплохое решение, когда речь о самостоятельном завязывании ребенком шнурков или поддержании им порядка у себя в комнате. И исключительно соблазнительная возможность: родителю – меньше вникать в то, чем интересуется и как проводит время его маленькое, но уже такое неповторимо-отдельное чадо.

Чудо-система, эпохальное открытие! Если ребенка оставить на его собственное усмотрение, а лучше соединить его с другими детьми, то в конечном итоге – кто бы мог подумать – он… вырастет сам! Фантастика, насколько педагогика «сам с усам» облегчает жизнь. Никто не обременяет собой другого. Общее правило жизни – это отсутствие правил.

Поначалу родитель еще добросовестно перекладывает кубики, мерзнет на детской площадке и, зевая, прочитывает стишки на ночь. Но уже брезжит, брезжит заря освобождения! Телевизор, планшет и группа детского сада надежно приучат сына и дочь жить своей отдельной жизнью, а папе и маме предоставят возможность переключиться на свои взрослые темы. Засим станется всего-то подобрать пару-тройку кружков и школу получше. Потом выпуск, поступление в университет и вуаля! Повзрослев, дети не выскажут своего недовольства. Ведь так они выросли и к этому привыкли: к жизни по собственным желаниям и удобствам.

Необычайно хорошая система, недаром зовется гуманистической и личностно-ориентированной. Разве не гуманизм и не забота о личности – не тратить лишние силы и нервы? О, эти родительские обязанности! Беспокойства, вникание в обстоятельства, школьная рутина, тревоги, хлопоты… Они одолевают именно тогда, когда у тебя на работе дедлайн, а по телевизору футбол.

Когда-то в моде было авторитарное воспитание. Взрослые предпочитали удобных, послушных детей. Они устанавливали для них строгие правила, следили, как дети их исполняют, а за неисполнение строго взыскивали. Другую крайность являла гиперопека. Старший порой так увлекался заботой о детях, что был готов делать и решать за них буквально всё. Идея растить детей более самостоятельными и относиться к ним более дружественным образом выглядела поэтому вполне здраво. Но Карлу Роджерсу и Абрахаму Маслоу, американским ученым-психологам, авторам концепции воспитания на основе уважения к интересам и индивидуальности ребенка, конечно, не могло присниться, к чему придет дело через несколько десятков лет. Если первоначально полагалось разумным взрослому мягко подсказывать и направлять ребенка, то гуманизм в его нынешнем изводе сводится, главным образом, к невмешательству. Взрослый через силу выкорчевывает первоначальные детские притяжение и доверие, и место детско-родительской общности занимают сторонние влияния и авторитеты. Чтобы хоть как-нибудь оправдать свое равнодушие, он уговаривает себя: «Да какие же это дети?! Они – индивидуальности! Такие же свободные, равноправные, как и мы…»

Чудо-сани, едущие сами, – педагогическая система «сам с усам». Открыто и прямо в стремлении сбежать от детей никакой родитель, разумеется, не признается. Взамен все будут красиво и долго рассуждать о свободе ребенка и решительно отвергать насилие. Отец и мать рады бы уделить внимание, но вот незадача: они боятся навредить – навязать чаду свое родительское мнение. Ведь никому не известно, что для ребенка лучше и хуже. Почем отцу или матери это знать? В «сам с усам» концепции детей не воспитывают из принципа.

Детей не воспитывают из принципа: родителя боятся навредить – навязать чаду свое мнение

«Не воспитывать, а растить. Помогать расти. Но бывает, родители продолжают воспитывать. Такое отношение – это насилие. Мы даем не то, что нужно ребенку», – говорит Юлия Гиппенрейтер.

Не стоит переживать по поводу лени, грубости, плохой успеваемости и дурной компании детей. Со временем всё как-нибудь само устроится! «Подростковая мода подобна ветрянке, – успокаивает автор, – многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад». Родителю рекомендуют перенести внимание на себя и свои интересы. Нет ничего лучше для счастья ребенка, чем счастливая после очередного карьерного повышения, спа-салона, шопинга, парикмахерской и вечернего телефонного общения с подругами мама. У нее даже выкроится минутка погладить по головке свое солнышко и ласковым, в духе безусловного принятия, голосом прошептать: «Спи, моя крошка. Ты у меня – самая лучшая, и всё у тебя получится».

Длительное время малыш нуждается в родителе и тянется к нему. Ему нравится задавать вопросы, предпринимать что-то вместе, подражать. Но мамы и папы отстраняют детей от себя, как бы говоря: «Нет уж, ты будь лучше свободным и равноправным, иначе ты мне жизни не дашь!» Наверняка, многие ловили себя на подобной мысли.

Так может ли концепция личностно-ориентированного воспитания быть чем-то полезна для нас? Да, в некотором смысле, если под таковой подразумевать индивидуальное внимание, интерес к внутреннему миру ребенка и самостоятельность в делах. И теория «сам с усам» наносит вред, когда отвергает детско-взрослую общность, авторитет родителя и провозглашает эгоцентрические личные интересы неприкосновенными и священными.

Из-за недостатка опыта и самоконтроля «принцип удовольствия» в детях преобладает над «принципом реальности». Общая педагогическая цель поэтому состоит в том, чтобы научить ребенка предпочитать легкому, кратковременному удовольствию более сложное, долговременное, возникающее по итогам взросления, образования, получения умений и знаний, духовной практики. Труд и усилие над собой дают нам возможность реализоваться по-настоящему, не увлекаясь ложными целями. Если же поставить во главу угла личные свободу и выбор ребенка, то это гарантирует перевес «принципу удовольствия» в нем.

Да, дети нередко бывают своевольны, но у них нет и не может быть образа полной свободы. Это идея, которой заболевают старшие и переносят ее на детей.

У детей нет образа полной свободы. Этой идеей заболевают взрослые и потом переносят ее на детей

Ребенок, напротив, страдает от отвлеченных, вечно занятых, эмоционально недоступных папы и мамы, от отсутствия границ и недостатка уверенности в своей безопасности, от вседозволенности и ложного убеждения, что все вокруг ему чего-то должны. Он ищет максимально близкого контакта с родителем.

Тем более христианские цели спасения, преемственности и единодушия в вере побуждают нас искать других, более заинтересованных и решительных подходов к воспитанию.

(Продолжение следует.)

http://pravoslavie.ru/125447.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 15 Ноября 2019, 16:11:06 »

Андрей Рогозянский

О четырех популярных системах воспитания. Ч.2. «Развивалки»



Это направление, стимулирующее развитие ребенка, в последнее время весьма популярно, особенно у мам детей-дошколят. К нему относятся различные методики и «системы»: «система Никитиных», «система Зайцева», «система Домана», методика развития Прогрессио, методика Сесиль Лупан, школа Монтессори, реджио-педагогика и другие. В общем и целом сюда можно отнести также и вальдорфскую педагогику с ее арсеналом практических приемов, хотя она предпочитает заниматься детьми в организованных коллективах, не в семьях и заявляет о себе как о религиозной на основании путанной и эклектичной доктрины Р. Штайнера. Все эти подходы обладают своими особенностями, отражают разницу вкусов родителей и детей и специфику устроения семей. Все в унисон настаивают на индивидуальном подходе, учете личностных особенностей ребенка и предпочитают терпение и мягкость дисциплине и подчинению. Разница с так называемой «гуманистической концепцией» в том, что взрослый здесь – не враг; тревоги «гуманистов» по поводу использования родителем превосходства в интеллекте и силе в ущерб интересам ребенка, по поводу искажения условий естественного роста преувеличены.

Родителю, безусловно, должна отводиться более активная роль. Кому, как не матери и отцу, выступить первым учителем и помощником, проводником в мир для своего ребенка! Энергия родительских чувств обязательно должна найти себе применение. Ребенок, оставленный на свое произволение, лишается большого числа возможностей. Взрослые способны поддержать его развитие, создавая для этого множество педагогически плодотворных ситуаций.

Создавая множество педагогически плодотворных ситуаций, родители направляют и поддерживают развитие ребенка

Дни и месяцы детской жизни спокойней и радостней проживать вместе. Только так можно достичь настоящей самоактуализации. Рассуждая здраво, к «развивалкам» в большей степени подходит наименование «гуманистический подход».

К счастью, родители не разучились понимать своих детей, а педагогика собрала немало замечательного опыта. Кто-то из мам расклеивает по квартире карточки с названиями предметов и заглавными буквами этих слов; кто-то развивает мелкую моторику, для чего дает чаду пирамидки, кубики, мозаики, формочки, головоломки; кто-то много слушает музыку; кто-то рисует, строит, клеит, красит и лепит; кто-то уделяет первоочередное внимание закалке и физическому развитию; кто-то при первой возможности отправляется с детьми в походы; кто-то увлеченно разыгрывает сюжетно-ролевые игры: кормит, водит гулять, умывает, сажает на горшок кукол и плюшевых зверят. Одна мама выпускала с дочерью серию самодельных иллюстрированных книг о жизни их семьи. Еще один папа с успехом использовал выдуманный им секретный язык пиктограмм. Множество идей можно почерпнуть сегодня из литературы и сетевого общения. И главное тут – не столько выбор уникальной и самой правильной на свете методики, не возрастные рекорды в освоении чтения и письма детьми: всему свое время, и специалисты-нейрофизиологи предупреждают против усиленной «накачки» – гипертренировки неокрепшего детского мозга.

Главное, секрет педагогического успеха – это положительные перемены в самом родителе. Начав осваивать многообразие семейной педагогики, мы активно самообразовываемся, пересматриваем свои привычки и стереотипы, обретаем простор для приложения собственных способностей и фантазии. Всё, что нужно после этого, – открытость. Впустив ребенка внутрь своей жизни, мы превращаем самые обычные занятия в доме в высокоэффективные развивающие упражнения, в течение которых становление детских способностей происходит естественно и непринужденно.

Отойдем от излишней серьезности и упростим взгляд на мир. Не произойдет ничего страшного, если белье с сушилки окажется неправильно сложено и распределено по ящикам. И чашки пусть будут вымыты и протерты не по высшему разряду, а какая-нибудь из них даже окажется разбита. Азарт первооткрывателя, восторг, который испытывает малыш от выполнения важных взрослых поручений, создаст в доме приподнятую обстановку и вас избавит от усталости и дурного настроения. Искусство воспитания состоит в своеобразной медиации возможностей. Родитель правильно распределяет ресурс сил и интереса воспитанника, восполняет пробелы детского опыта, мягко ассистирует начальным нетвердым шагам и пробам.

Есть ли у «развивалок» свои слабые стороны? Наверняка. Ни одна из методик не обладает стопроцентной гарантией и не действует одинаково в разных семьях, в приложении к любым детям. Всё это намеки, подсказки живому и творческому родителю, который смотрит на обстоятельства и на результирующий эффект в детях. Инструментализм, перекос в обучении, недостаточная мировоззренческая определенность – чего ради, с какой целью мы тренируем интеллектуальную и физическую форму, укрепляем память, творческие способности детей – также являются для «развивалок» частым проблемным местом.

Недостаточная мировоззренческая определенность – проблемное место «развивалок»

Для того ли старания, затраты времени, внимания, бездна фантазии, чтобы сын или дочь в конце смогли занять более престижное и теплое место – ворочать спекулятивными миллионами, стать суперменами или обеспечивать «креативом» пропаганду и сферу пошловатых развлечений?

С азартом включаясь в обучающую деятельность, родитель стесняется подчас передавать ребенку понятия должного и недолжного, высокого и низкого, целей и принципов жизни, происхождения мира и высшей, Божественной правды. Он надеется обойти стороной эти важнейшие темы, предоставляя их «свободному личному выбору». Но фокус плохо срабатывает: родитель передает ребенку пренебрежение к ценностям и приучает поступать по велению эго, не замечая морали. Неразборчивость ведет к тому, что родителей-энтузиастов семейного развития увлекают какие-нибудь новомодные психологические или эзотерические техники, псевдодуховность наподобие упомянутой доктрины Штайнера и эйфорических восточных культов.

Вообще нужно сказать, что идея «развития для себя» педагогически не очень продуктивна. Она сковывает юную душу, не давая ей по-настоящему окрылиться, лишая мотивации и силы воли. Педагогика прошлого знала это и раскрывала перед детьми и юношеством широкие горизонты, предлагала молодому поколению образы пятнадцатилетних капитанов, юных разведчиков, фронтовых сестер милосердия и другие примеры сверстников, совершающих настоящие поступки.

Развивающие методики дают прекрасные результаты в дошкольном и младшем школьном возрастах, однако впоследствии из-за недостатка твердого убеждения словно бы лишаются почвы и повисают в воздухе. Эффект от них снижается. Молодой человек не находит, ради чего ему стоило бы жить и усиленно трудиться. Золото способностей и устремлений разменивается на бусы и побрякушки.

Традиционно потенциал личностного роста направлялся на утверждение единых значимых принципов. Воспитание прививало молодому человеку убеждение в нужности людям, направляло к служению, участию в общественно значимых миссиях в науке, медицине, образовании, благотворительности, к христианскому совершенствованию и исповеданию веры. Всего этого очень недостает педагогической практике наших дней.

(Продолжение следует.)

http://pravoslavie.ru/125479.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 15 Ноября 2019, 16:14:59 »

Андрей Рогозянский

О четырех популярных системах воспитания. Ч.3. «Маленькие профи»



А что, если попробовать приобщить ребенка к какому-нибудь большому делу, поручив ему настоящее задание, как у взрослых? Не век же ему быть занятым игрушками да «развивалками» – имитировать взрослую деятельность по-дилетантски.

Когда скромный учитель музыки, сын владельца фабрики по производству скрипок Шиничи Сузуки после Второй мировой войны взялся заниматься с маленькими детьми и начал изготавливать для них миниатюрные, словно бы сказочные, скрипочки, никто не предполагал, что это окажется не просто чудачеством или забавным номером из репертуара парка развлечений. Таково было начало широчайшего движения в педагогике в масштабах целого мира.

Десятилетие спустя обучение классическому исполнительству с младенчества являлось уже своего рода визитной карточкой Страны восходящего солнца. В 1955 году на праздничном концерте в Токио громадный ансамбль из учеников Сузуки в составе 1200 музыкантов в возрасте до пяти лет исполнил на маленьких скрипках серьезную композицию. Это стало подтверждением, что воспитание музыкой универсально подходит для многих детей. Музыкально-педагогическая технология впервые оказалась поставлена на поток.

Масару Ибука, последователь Ш. Сузуки, потом написал книгу «После трех уже поздно», которую знают по всему миру и считают одним из значительных педагогических сочинений второй половины ХХ века.

Согласитесь, совсем другое дело, когда ребенка растят как маленького профи. В системе Сузуки воспитание рассматривалось в контексте становления человека культуры, классической музыкальной традиции. Но это может быть не только музыка, подойдет и другая стезя, на которой, ориентируясь на лучшие образцы, ребенка поэтапно, в соответствии с возрастными возможностями учат достигать определенного и профессионально оцениваемого результата.

Умение малышей осваивать взрослые навыки Сузуки объяснял присущим им подражательным инстинктом. К примеру, мы видим в цирке номер семьи акробатов, где вместе с родителями и старшими детьми выступают десятилетние, семилетние, а в некоторых случаях даже пятилетки. Как этого удалось достичь? Ребенок рос в цирке, наблюдал отца и мать, старших братьев и сестер в процессе оттачивания программы и на выступлениях. Это был его мир, его жизнь, и ему естественным образом захотелось подражать своим близким. Приобщение к цирковому искусству совершалось на очень глубоком уровне, и это предопределило успех и выбор на последующую жизнь.

Династийность в различных областях возникает благодаря этому. В детстве Майя Плисецкая росла рядом с подмостками Большого театра, и Сергей Капица проникся интересом к науке, сидя на коленях у отца – знаменитого физика Петра Капицы. Род Бахов дал миру более 50 известных музыкантов и композиторов. В XIX веке в семьях философов, людей науки, инженеров и общественных деятелей было принято воспитывать детей по методу Витте; знаменитый Песталоцци просил Карла Витте написать педагогический дневник и заметки о раннем развитии, начиная с пяти лет. Прославленный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова с ранних лет помнит обстановку ледового стадиона, где сборную СССР – чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр – тренировал ее отец Анатолий Тарасов. Заниматься хоккеем по понятным причинам девочка не могла, зато стала фигуристкой. Она добивалась замечательных успехов, но травма в возрасте 19 лет оборвала ее карьеру спортсменки. После этого неиссякаемая энергия ее направилась в русло тренерского дела.

Немалую роль в развитии детей играет фактор благоприятного социального и профессионального окружения. Ирен Жолио-Кюри подробно описывает, как ее отец Пьер получал домашнее образование и воспитание, которым занимался дед Эжен Кюри. Сама же она обучалась в импровизированном классе, который ее мать, Мария Кюри, устроила со своими друзьями для десятка их детей. Физику в нем преподавала Мария Кюри, химию – Жан Перрен, естествознание – Г. Мутон, математику – Поль Ланжевен, мадам Перрен учила французскому и истории, мадам Шавани, жена профессора из Коллеж де Франс, – английскому и немецкому, скульптор Магру – рисованию и лепке.

В музыкально-педагогической практике японцев Шиничи Сузуки, Масару Ибука и др. поражало то, что дети ими брались из самых обычных семей. От родителей требовалась только решимость следовать по пути, который указывал наставник. Интерес учителя к ребенку был неподдельным, а пример его действовал зажигательно. Для маленьких учеников уроки музыки становились событием всей их жизни.

Масару Ибука подчеркивал: воспитанник – дитя окружения, и центральную роль в развитии способностей играет среда

При этом Масару Ибука постоянно напоминал о том, что воспитанник – это дитя окружения и центральную роль в развитии способностей маленького человека играет среда. Семья ученика в соответствии с этим перестраивала свою жизнь. Большое значение придавалось погружению в музыкальную тематику, постоянному слушанию музыки, вовлеченности родителей, бабушек и дедушек, налаживанию связей в семье через приглашение ребенка к взрослым делам и работе по дому. Поощрялось общение с другими детьми-музыкантами, что поддерживало и углубляло интерес к исполнительству. Наоборот, ограничивался объем посторонних впечатлений, просмотр телевидения и контакт с теми, кто не был связан с обучением и выражал иные взгляды.

Руководствуясь этими принципами, за 30 лет педагогической работы Шиничи Сузуки обучил понимать, любить и исполнять классическую музыку более 200 тысяч детей! Лишь 5% из них (что, впрочем, немало) стали впоследствии профессиональными музыкантами, для прочих знакомство с музыкой было фактором общего развития, помогло стать лучше, добрее, воспитать характер и раскрыть способности.

Сузуки считал музыку уникальным педагогическим средством, которое идеально подходит для целей формирования личности. Классическое исполнительство учит восприимчивости, дисциплине, настойчивости. Результат в нем достигается путем многократного повторения. Все вместе – ученик, родители, родственники, педагог – подчинялись некоторым разумным условиям. Вместе с тем подобный подход имеет мало общего с авторитарным воспитанием. Не похож он и на бихевиоризм, который рассчитывает лепить человека системой положительных и отрицательных подкреплений, кнута и пряника. Отношение к детям в системе Сузуки оставалось весьма уважительным. Сузуки настаивал, чтобы родители были бережны и избегали не только насилия, но даже и резких замечаний. По его мнению, лучше было промолчать, нежели критиковать. Если ребенок не справлялся, ему говорили: «Можно сделать это лучше. Попробуй еще раз».

Если ребенок не справлялся, его не критиковали, говорили: «Можно сделать это лучше. Попробуй еще раз»

Целью педагогики «маленьких профи» не является также установление возрастных рекордов и механическое, бездумное заучивание. Взрослый делится с воспитанниками тем, чем обладает сам и что составляет предмет его воодушевления. Он стремится сделать детство более содержательным и – как следствие – более счастливым.

Сузуки считал, что нет смысла много рассуждать об одаренности детей и уповать на нее. «Характер первичен, способности вторичны», – гласило правило Сузуки. Талантливый, но избалованный либо бессистемно воспитываемый ребенок отстает и растрачивает золото врожденных способностей, тогда как усердный середнячок, будучи правильно, на систематической основе поддержан старшими, собирает свой дар по крупицам.

Главнейшей задачей было воспитание в ученике «благородного сердца» – высоких моральных качеств

Во всём этом прослеживаются черты и личностно-ориентированной, и развивающей педагогики. В то же самое время не упускаются ценности и этика. Главнейшей задачей, по Сузуки, было воспитание в ученике «благородного сердца» – высоких моральных качеств. На месте музыки, как мы уже упоминали, способны находиться другие занятия: от балета и спорта до науки и техники.

Благодаря этому педагогике удается обрести свой широкий горизонт, стать более возвышенной. Вместе с тем профессиональные критерии уберегают от отвлеченного мечтательства и делают занятия более конкретными и выверенными. На место детоцентризма встает делоцентризм. Когда юный скрипач исполняет произведение Вивальди или Бетховена, мы замираем, так как движение его пальцев и вселенская гармония, настоящее и прошлое соединяются вместе. Когда юный борец или шахматист побеждает на своем первом соревновании, они переживают это как момент приобщения к миру большого спорта и к его истории, полной замечательных страниц. Концепция «маленьких профи» прекрасно подходит семьям верующих православных, поскольку включает в себя нравственный компонент и учит ценить красоту и гармонию Божиего мира. Родитель в ней получает ключ к построению всего семейного воспитания.

(Окончание следует.)

http://pravoslavie.ru/125510.html
« Последнее редактирование: 15 Ноября 2019, 16:16:32 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 15 Ноября 2019, 16:20:50 »

Андрей Рогозянский

О четырех популярных системах воспитания. Ч.4. «Альфа-родительство»



Еще одно направление, набирающее известность, – альфа-родительство. Оно основывается на теории привязанности, или соединенности (англ. attachment), которую нам уже доводилось разбирать (см. статью «Незримая пуповина»). В феномене привязанности ребенок и значимый взрослый вместе образуют симбиотическую пару. Дети настроены на волну родителей и как бы «подключены» к ним, подобно как телефон привязан к базовой станции и сообщается через нее с миром.

Созданная в послевоенное время на основании опытных данных британцем Джоном Боулби теория выступила противоположностью, едва ли не полной, так называемому гуманистическому, по сути же индивидуалистическому течению в психологии и педагогике. Боулби отзывался об идее свободы ребенка как об «идиотской фантазии». По его мнению, «материнское присутствие настолько же необходимо для развития личности ребенка, как витамин D для развития скелета». В своих работах он отстаивал точку зрения о семье как о лоне, в котором созревает и укрепляется психика ребенка. Вне семьи становление детской личности нарушается.

О привязанности тогда много спорили в обществе, а снятый в конце 1960-х годов супругами Робертсонами документальный фильм «Джон» стал настоящим потрясением для европейской и американской публики. В нем раскрывалась драма полуторагодовалого малыша, оставленного матерью в приюте. Показ фильма привел к переменам в правилах работы больниц и других детских учреждений, куда раньше не допускали матерей и отцов. Ярко выступила также оборотная сторона занятости родителей – отрицательные и необратимые подчас дисфункции в отношениях с детьми.

Повторно теория привязанности напомнила о себе в конце 1990-х в подаче канадского психолога Гордона Ньюфелда. Его выступления и работы отразили в себе острую реакцию на банкротство псевдогуманистического направления, которым отношения родителей и детей были доведены до низшей точки: старшие утратили всякое влияние на детей. Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией.

Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией

Всё чаще стали отмечаться психические нарушения и отклонения в поведении детей. Обыденными для семей и школ стали низкая мотивация детей к учебе, отчужденность, агрессия, ранняя сексуализация и разного рода зависимости.

В продолжение идей Боулби Гордон Ньюфелд предлагает модель, как раннее нарушение привязанности к родителю отражается на молодых. Ничего подобного в истории человечество не знало, ведь люди всегда жили семьями и только беспризорные сироты испытывали на себе эффекты, аналогичные возникающим в рамках массовой индивидуалистической культуры.

Работа Ньюфелда «Не упускайте своих детей», написанная им в соавторстве с врачом Габором Матэ, стала манифестом «альфа-родительства». Слово «альфа» означает позицию сильного, того, кто способен позаботиться о ребенке и дать ему постоянную поддержку и защиту. Дети, убежден Ньюфелд, плохо ведут себя тогда, когда в силу возраста не могут справиться с проблемой и со своими эмоциями самостоятельно. Автор называет это «слезами тщетности». Ребенок не верит, что может сделать что-либо с таким количеством обступающих его проблем и угроз. Разными способами он обращает на себя внимание. И стоит родителю, обняв его, подать сигнал «я рядом, со мной ничего не страшно» или «я помогу», как равновесие восстанавливается.

Но, к сожалению, большинство родителей не делают этого. Беспокойство ребенка переходит в обиду и замкнутость. Негативные чувства с течением времени становятся застарелыми. Нормальная привязанность замещается болезненными: зависимостью от «стаи» сверстников и массовых трендов, от алкоголя, химических веществ и секса. В биографии Гордона Ньюфелда также был тяжелый период отчуждения с дочерью Ташей. И когда после долгого перерыва и многочисленных попыток наладить контакт им наконец удалось поговорить по душам, первое, что спросила девушка, было: «Папа, почему ты меня оставил?»

Достоинство концепции альфа-родительства заключается в том, что она охватывает не только раннее детство, но и подростковый и юношеский периоды. Ньюфелд взывает к мужеству родителей и убеждает их не отчаиваться, не опускать руки и не считать предопределенным отход детей от родителей и переориентацию их на ровесников. Он говорит: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они этого не ощущают и даже если своими словами или действиями демонстрируют нам обратное».

Г. Ньюфелд: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они демонстрируют нам обратное»

Привязанность детей, считает автор, родителям необходимо восстанавливать с настойчивостью, а если потребуется, то и состязаться с конкурирующей привязанностью к сверстникам. Конечно, подростка не удержать взаперти. Но можно активно завязывать отношения с друзьями детей, делая так, чтобы их новые связи включали и вас. Например, отвечая по телефону, приветствовать звонящих по именам и заводить с ними разговор, а также организовывать домашние праздники, на которых родители и друзья смогут провести время вместе и узнать друг друга. Предпочтительно, говорит Ньюфелд, чтобы ваши дети заводили знакомства и сближались с теми ровесниками, которые также имеют прочную привязанность к своим родителям.

При этом Ньюфелд критикует гиперопеку и потакающий стиль. Оба этих явления он считает неподобающими для отношений родителей и детей. Родитель – это не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует.

Родитель – не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует

Большим заблуждением Ньюфелд считает мнение, согласно которому сопротивление априори детям присуще и личность ребенка созревает в конфликте с родительским началом. Нет! «Мы должны верить, что мы – лучшее для своих детей», – утверждает автор. Привязанность с точки зрения Ньюфелда – широкое понятие, включающее разные уровни: физиологический, эмоциональный и психический. Телесная близость – только один из факторов установления доверительных отношений. Укреплять таковые родитель не прекращает до момента обретения ребенком зрелости и жизненной состоятельности.

Существует также концепция аttachment parenting (забота, основанная на привязанности), принадлежащая Уильяму и Марте Сирс. Внимание в ней уделяют физиологическому контакту с малышом: грудному кормлению, играм, поглаживаниям, совместному сну. Многие ее положения выглядят естественными, они применялись при уходе и воспитании малышей традиционно, на протяжении столетий. Но совершенно не обязательно физиологическому контакту ребенка с родителем придавать чрезмерно большое значение. Это выглядит не совсем здоровым и начинает пахнуть мистификацией. Неудивительно, что концепция Сирсов высоко ценится последователями нью-эйдж и других синкретических культов и практик.

Что касается теории Ньюфелда, то она заслуживает самых добрых отзывов и рекомендаций, христианским родителям включительно. «Не упускайте своих детей» в разных странах является программной книгой для матерей и отцов, настроенных на ответственное родительство. Вопросы духовной жизни и веры ею не затрагиваются, но общая тональность созвучна представлениям Церкви о важности семьи и естественном устройстве вещей. Она настраивает отцов и матерей на активное участие в жизни детей и дает им поддержку. Главную цель своей деятельности Г. Ньюфелд формулирует так: «Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь вернуть родителям их естественную интуицию».

http://pravoslavie.ru/125543.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!