Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 03:23:06  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Новый Новый год и старый Новый год  (Прочитано 807 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 13 Января 2020, 15:05:16 »

Новый Новый год и старый Новый год

К истории бытования в сознании русских людей двух Новых годов



Поставленная тема обращает нас к истории бытования в сознании русских людей двух Новых годов: нового Нового года и старого Нового года. Современный россиянин живёт сегодня не только в новом и старом Новом году. Кроме этого он живёт также в новом финансовом году нашей страны, начало которого не совпадает ни с началом нового, ни старого Нового года. Обычно финансовый год начинается вместе с началом весны после принятия нового бюджета. А вот новый учебный год наступает не зимой и не весной, а осенью – 1 сентября. Если к сказанному прибавить ещё и азиатские новые года, то в началах годовых циклов и обширной «топонимике» новых годов современный житель России просто тонет и не может их воспринимать как что-то культурно целое.

Вернёмся к русской традиции встречать новый и старый Новый год. Можно ли наличие двух Новых годов объяснить только привычкой? Или в этом серьёзно отпечатались общественные, нравственные, духовные и материальные культурные русские явления?

Рассмотрим историю вопроса. В первые века существования Руси-России, во времена Северо-Западной Руси-Гардарики (9-10 в.в.), наши предки полагали началом Нового года день весеннего равноденствия. И это было вполне разумно: свет побеждает ночь, день становится длиннее тьмы, пробуждается природа и с нею всё разнообразие жизни. Начинается новый годовой цикл не от случайного события.

Старый русский Новый год следует тоже этой давней русской традиции. Принятый до Петра I на Руси юлианский календарь более точно отражает в себе русский годовой цикл. С середины декабря и примерно до середины января у нас самое темное время года. Исключая самые метеорологически нелепые года, в указанный промежуток времени желания просыпаться наша природа не проявляет, не проявляет желания - и человек. И только где-то к 14-15 января появляются первые признаки просыпания природы. В этом году даже сообщили, что в Ленинградской области распустились какие-то цветы. Учитывая исторические факты и многовековой народный опыт, можно уверенно говорить, что юлианский календарь и русский (старый) Новый год гораздо в большей степени соответствует живому русскому годовому циклу и календарю, чем утверждённый Петром I григорианский календарь. Потребность Петра привести российскую жизнь к европейским привычками в большей степени противоречит природным процессам и народной русской и православной культуре, чем юлианский календарь и вековая православная культура.

Я не предлагаю забыть Петровский Новый год. Он уже тоже вошёл в бытовую и этическую культуру России, но предлагаю его называть не просто Новым годом, а Новым Политическим годом России, ибо Пётр, назначая его, руководствовался, прежде всего, новыми политическими причинами. И пусть этот Новый год будет работать на благо России вместе с Новым Финансовым и Новым Культурным годом России.

Старый русский Новый год предлагаю именовать Новый Гражданским годом России. А Новым Культурным годом России считать годовой цикл от открытия нового театрального сезона (обычно это - конец августа) и до его закрытия.

В следующем году просвещенная Россия будет отмечать большую и очень важную историческую дату – 800-летие со дня рождения великого благоверного князя –рюриковича Александра Ярославича Невского! В связи с этим событием и с тем, что наша история полнится великими ратными свершениями и победами, предлагаю ввести в число российских Новых годов также и празднование Нового Ратного года, и связать его начало с победой молодого 21-летнего Александра Невского над шведами в устье Ижоры. Также нужно соорудить в нашем городе Триумфальные Александро-Невские Ворота и по началу Нового Ратного года совершать от устья Ижоры до Триумфальных Александро-Невских Ворот крестные ходы. Таким образом, российская культура Новых годов будет выглядеть гораздо более идейно исторически причёсанной и более содержательной. И в заметной степени отпадёт у «цеевропцев» (этого человеческого «добра» достаточно не только в Укрии, но и в России) потребность в Новых годах: крыс, тараканов, вшей, змей, глистов и прочей слизи.

Надо признать, что потребность «цеевропцев» всюду и во всём копировать Запад не только значительно деформировала наш календарь, но и внесла разбаланс в наше отношение с времени суток. У европейцев, как новый год начинается в самую темень (у некоторых даже 25 декабря), так и сутки начинаются тоже в самую темень, в полночь, когда большинству людей совершенно безразлично, начались новые сути или нет. Здравое отношение к суткам у нас сохранила только Православная Церковь, там церковная служба и новый суточный богослужебный круг начинается в 17-18 часов, когда заканчивается прежний световой день и начинается новый день, но ещё на дворе темени нет. И это вполне разумно. Так что, прежде всего, надо учитывать свой исторический опыт, а уже потом удовлетворять свои «цеевропские попугайские» потребности.

Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/13/novyi_novyi_god_i_staryi_novyi_god
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!