Не является преступлениемАдвокат Валентина Штраус о преследовании Олега Анатольевича ПлатоноваЭта непростая, общеизвестная и в то же время малопонятная статья Уголовного Кодекса РФ стала одним из пунктов предвыборных программ некоторых кандидатов в Президенты на предстоящих выборах. Отдельным пунктом предвыборных программ этих кандидатов стоит отмена ст. 282 Уголовного Кодекса РФ.
Несомненно, это популистский прием на фоне негативной реакции общественности на судебную практику по этой статье, которую в прессе нередко называют «русской», вернее, «антирусской» нормой уголовного закона. Как выразилась поэтесса Юнна Мориц: «Ненавидеть русских - не вопрос».
В атмосфере воинствующей русофобии «какая-то невидимая, но хорошо известная» рука антигосударственной пятой колонны стремится «под ноль» зачистить выразителей русских интересов, русскую элиту. По сути, уничтожаются, загоняются в гетто «мозг, душа и совесть нации».
Выдающиеся представители русской науки и культуры, русская элита, Игорь Шафаревич и другие, еще в 2007 году обратились к Путину В.В., заявив, что ст.282 УК РФ – это гильотина для русских патриотов. «Устанавливается режим антирусского тоталитаризма, нарастает геноцид русского народа, - отмечалось в этом письме. - Заполыхали костры инквизиции духовной» в отношении редакторов, журналистов, писателей - духовной элиты русского народа, отстаивающей законные интересы русских и озвучивающие многочисленные болевые проблемы народа».
Такая реакция общественности на применение ст.282 УК РФ свидетельствует о неадекватной судебной практике по этой статье, когда подавляющее большинство осужденных - это русские патриоты и люди, радеющие за Россию.
Обратимся к букве Закона. Статья 282 УК РФ содержится в особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации в разделе Х, который называется - Преступления против государственной власти, в Главе 29 этого раздела, где перечисляются преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства. 11 декабря 2003 года статья вступила в силу.
По смыслу этого закона, экстремизм, формулируя кратко, посягает на государственную власть, Конституционный строй и безопасность.
В «Стратегии национальной безопасности» особое внимание уделяется проблеме экстремизма и религиозно мотивированного радикализма, подразумевающих применение силовых методов борьбы для достижения своих целей. Терроризм и религиозно мотивированный экстремизм ставят цели насильственного изменения государственного строя, захват власти, нарушение территориальной целостности государства.
Приведу пример из судебной практики Алтайского края. По уголовному делу по ст. 282.2, ч.1 УК РФ привлекался Б.М.Гаянов, который был членом организации «Хизбут-Тахрир аль Ислам» (запрещена на территории РФ. - Ред.), основой идеологии которой являлась религия, пропагандирующая Ислам как метод политического управления и воссоздания Халифата во всем мире.
Еще один пример. Октябрьским районным судом г. Саратова был осужден по ст. 282 ч. 1 УК РФ А.А.Гозенко, который используя свой персональный компьютер на своей страничке разместил в сети «ВКонтакте» тексты, унижающие человеческое достоинство группы лиц, выделяемой по признаку национальной принадлежности, к которой он испытывал неприязнь - к русским, а также к группе лиц, выделяемой по социальному признаку - патриоты России, называя их «вата», «ватник».
В продолжение своих преступных намерений он напечатал комментарий: «предлагаю устроить холокост «ватникам». Этот текст был доступен неограниченному числу лиц и направлен на возбуждение вражды, ненависти (розни), побуждающий к действиям насильственного характера в отношении группы лиц, для номинации которых использовались слова «вата, ватник». Гозенко А.А. понимал свои действия и желал наступления тех событий, к которым он призывал, в силу чего его действия были признаны уголовно наказуемыми. По делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, которая показала, что А.А. Гозенко психически здоров, он способен руководить своими действиями, является вменяемым. Может нести уголовную ответственность за содеянное.
Однако, как отмечают специалисты по уголовному праву и процессу, составы экстремистских преступлений достаточно сложны в доказывании. Отсутствуют четкие критерии определения деяния как экстремистского. Редакция признаков экстремизма неконкретна, что позволяет правоохранительным органам применять их по необоснованному заявлению и необоснованно привлекать к уголовной ответственности невиновных.
Яркий пример порочной правоприменительной практики, непрофессионализма - это факт незаконного привлечения к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ выдающегося представителя русской интеллектуальной элиты, крупного ученого, писателя, создателя и бессменного руководителя «Института русской цивилизации», главного редактора газеты «Русский Вестник» Олега Анатольевича Платонова.
Патриот и крупный ученый, который своим колоссальным трудом, своими огромными интеллектуальными познаниями, своей многосторонней общественной работой каждый день борется за процветание своей Родины, который всем своим творчеством служит России и много сделал для своей любимой Родины, привлекается к уголовной ответственности по статье, предусматривающей ответственность за антигосударственное преступление! Как стало возможным, что статья уголовного закона, направленная на защиту Конституционного строя и безопасность государства преследует государственника?!
Еще с давних времен в праве существует принцип - равный судит равного. Кто же, какой счастливчик-юрист смог достигнуть тех интеллектуальных высот, приобрести такие энциклопедические знания, которыми обладает ученый, писатель, выдающийся Гражданин своей Родины Олег Анатольевич Платонов?
В свое время я окончила юридический факультет Советского Государственного Университета и знаю, что юристы приобретают большой объем знаний по праву, уголовному, гражданскому, жилищному, семейному и др., изучают криминалистику, судебную психиатрию, иностранный язык и даже латинский, процессуальное законодательство и другое. Знания профессиональные, к сожалению, они не энциклопедические.
Способен ли обычный юрист отличить научный текст от экстремистского? Даже если будут подобраны эксперты, найдутся ли среди них равные по уровню научных знаний О.А Платонову, который в своих научных познаниях и достижениях, несомненно, стоит на такой высоте, которая мало кому доступна?! Кто возьмет на себя ответственность после изучения трудов Платонова О.А. (на эту работу потребуются года и годы), найти в них признаки, направленные на обычное возбуждение вражды, ненависти… угрожающие конституционному строю, государственной безопасности?! А если таковые найдутся, то надо понимать, что не каждый человек, даже в роли эксперта способен избежать тенденциозности и предвзятости, а порою банального заказа.
Закон надо применять грамотно, работать высоко профессионально даже по такой, мягко говоря, неудачно сформулированной статье.
Убеждена, что в свете разъяснений Верховного суда России в научных трудах О.А. Платонова нет состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 3 ноября 2016 г. №41 «О внесении изменений в Постановление Верховного суда от 9-02-2012г. и от 28 июня 2011г. №11 в п. 8 сказано: «Преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ, совершаются только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть, либо вражду, а также унизить человеческое достоинство». Прямой умысел требуется для доказывания субъективной стороны преступления, в данном случае, когда подозреваемый, виновный понимал характер своих действий и желал возбудить ненависть либо вражду, унизить человеческое достоинство.
Я давно знакома с Олегом Анатольевичем. Это воспитанный, тактичный, предупредительный и внимательный, лишенный гордыни и заносчивости православный человек. Он просто по своему душевному складу и характеру не способен кого-либо унизить, а тем более возбудить ненависть и вражду между людьми.
Далее Верховный суд РФ указывает: «Не является преступлением, предусмотренным ст.282 УК РФ, высказывания суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть, либо вражду, а равно унизить достоинство человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе».
Всё встает на свои места. Верховный Суд РФ дает для судов (а значит и для следствия) разъяснение:
высказывания, суждения, умозаключения, в которых используются факты межнациональных и др. отношений в НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ и НЕ преследующие цели возбудить ненависть, либо вражду, унизить достоинство человека НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ.Действия (объективная сторона преступления), формально подпадающие под состав преступления, в отсутствии субъективной стороны, в данном случае прямого умысла, не могут быть квалифицированы как преступные. Это известно каждому следователю и судье из университетского курса по теории уголовного права.
Привлечение к уголовной ответственности ученого, который использовал в исследовательских целях определенные тексты, по смыслу закона не является преступлением. К тому же, в этих действиях отсутствует прямой умысел на совершение преступления, то есть, отсутствует непременная субъективная сторона состава преступления. Это очевидно изначально.
Однако, преследование О.А. Платонова продолжается.
Нетрудно понять, что происходит НЕЧТО посредством использования уголовного закона.
В Институте русской цивилизации, созданном О.А Платоновым с грубым нарушением закона проведен обыск, изъяты компьютеры и не только. В помещении были разбросаны по полу тома научных трудов, рукописи, по которым топтали грубые подошвы сотрудников, устроивших этот погром.
Это событие стало известно через печать широкой общественности и вызвало естественное неприятие. У каждого возник вопрос, почему надзорный орган в лице прокуратуры не отреагировал на это грубое нарушение закона и не наказал виновных? В советское время прокуратура незамедлительно реагировала на подобные факты. (Звание младшего советника юстиции, между прочим, мне присвоил Генеральный прокурор СССР Руденко.)
Когда нет реакции власти, правоохранительных органов, это не значит, что общественность не понимает суть происходящего. Приведу отклики представителей русской элиты.
Институт русской цивилизации - уникальное явление в постсоветской России! На плечи Олега Анатольевича, его коллег и единомышленников, легло то бремя, которое должна была нести на себе Российская Академия наук, в рамках которой должен был бы существовать Институт русского народа, но его не было. Ни в советскую эпоху, ни в демократической России. Между тем, потребность в такой научной структуре была не просто насущной, она была (и есть) стратегически важной, для государства и общества.
В России и за рубежом процветает русофобия, однако в обществе нет уверенности в том, что это пагубное явление изучается и искореняется.
Институт русской цивилизации как научно-исследовательский и издательский центр вырос на том голоде, который сегодня ощущает и научное сообщество, заинтересованное в наличие Института русского народа, и русское общество, потому что для многих книги издаваемые Институтом русской цивилизации, были глотком свежего воздуха на фоне того, что пишется сегодня о русских, в том числе в академической среде. Просветительская, издательская деятельность Олега Анатольевича Платонова на посту директора Института русской цивилизации всегда носила открытый характер, в своих суждениях автор опирался на факты и фундаментальные источники. Превращать же его деятельность в низкопробную мстительность, возникшую на национальной почве, это значит, или специально вводить в заблуждение компетентные государственные органы, или не понимать того, что подобная многолетняя деятельность просто несовместима с надуманными обвинениями. То огромное дело, которое О.А. Платонов сумел поднять на своих плечах, и которое нужно будет продвигать дальше, чтобы в России все-таки появился академический Институт русского народа, занимающийся научными проблемами русских фундаментально, непредвзято, в интересах самого народа» (профессор Олег Кириченко).
«Ныне МВД, ФСБ, прокуратура, суд все больше решают, что можно писать в России, а что нет. Обыски у выдающегося историка, всемирно известного ученого… - это акт устрашения. Значит русофобские силы, ненавидящие Россию, жаждут поссорить Президента Путина В.В. с поверившими в него патриотическими силами, которые отстаивают интересы России, русского и единых с ним народов» (Сергей Бабурин, президент Международной Славянской Академии).
«Мы убеждены, что наускиваемая со стороны русофобских правозащитных организаций деятельность, равно как бездумное исполнительское рвение органов ФСБ и МВД, идущих на поводу у провокаторов… озлобляют русское национальное большинство против меньшинств, проявляющих неуважение к русскому культурному наследию, защитникам и хранителям этого наследия и против власти, которая это допускает» (Изборский клуб: Александр Проханов и другие).
«Институт русской цивилизации за эти тяжелейшие годы наработал такое количество необходимейшей литературы, что с ней не справится никаким российским и закордонным службам» (русский писатель Владимир Крупин).
«Полицейская акция от 13 сентября 2017 года возбуждает в нашей памяти нехорошие исторические ассоциации с мрачными событиями прошлого в нашей стране и за рубежом… Агрессивное русофобское меньшинство пытается лишить нас русских и по крови и по мировоззрению права самостоятельно решать свою судьбу» (профессор Анатолий Курносов).
«Выражаем решительный протест против преследования выдающегося русского ученого и общественного деятеля О.А. Платонова» (заявление русской интеллигенции Санкт-Петербурга).
От имени республиканского общественного движения «Старейшины Адыгеи» возвысил свой голос Аскарбий Амерканович Аджигириев: «Такое отношение к О.А. Платонову нам не вполне понятно. Ведь такие действия определенных Федеральных структур надо рассматривать, как вызов прежде всего лично Президенту В.В. Путину».
Заявление Президиума Белорусского славянского комитета: «Представители силовых структур совершили налет на Институт русской цивилизации не в защиту русского народа и России. Это была месть… они стали предпринимать атаки против русских, славянских патриотов. Против тех, кто стал объединяться вокруг Президента В.В. Путина… Мы расцениваем совершенное вероломство против О.А. Платонова, как выпад против всего славянского движения и прежде всего против В.В. Путина».
Заявление Президиума Правления ОО «Всеукраинский славянский комитет» выражает «обеспокоенность и возмущение безпрецендентным казусом в отношении русского ученого и общественного деятеля О.А. Платонова… Считаем мотивы преследования ... предвзятыми и абсурдными».
Участники славянского совещания в Белграде обратились к В.В. Путину с призывом остановить преследование Платонова, которое осуществляют антирусские, антиславянские силы и выразили свой протест против таких действий.
Лучшие представители общественности в России и за рубежом так отреагировали на преследование Олега Анатольевича Платонова. Несомненно, они сумели выразить то, что думает подавляющее большинство народа России.
Валентина Дионисовна Штраус, адвокат, Ростовская областьhttp://ruskline.ru/news_rl/2018/02/27/ne_yavlyaetsya_prestupleniem/