Коронавирусное «богословие»Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?..архимандрит Кирилл (Говорун)В связи с распространением коронавируса, введением жесткого карантина во многих странах мира возник чрезвычайно острый вопрос: может ли вирус передаваться через Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы. Даже вполне устная приходская традиция свидетельствует простую истину –
через святыню никакая зараза не передается. Однако в социальных сетях пришлось встретиться с весьма экстравагантным богословием заштатного
архимандрита Кирилла (Говоруна), который полагает, что вирус все же передается
непосредственно через Святые Тайны.
В частности, архимандрит Кирилл пишет:
«А так вирус – это часть творения Божия. Как физическая реальность, вирус – благ, как и все что сотворено в этом мире…».
Для начала – не совсем понятно, что такое «часть творения». Конкретный вирус (covid-19) не является и не может являться непосредственной «частью» творения Божия, он есть следствие того искажения, которое привнесено в мир грехопадением Адама. Человек, будучи смысловым центром всего тварного мира, пав, «обрушил», «утащил» за собой и все тварное бытие. То искажение, тление, которому подверглась человеческая природа после грехопадения, стало «достоянием» и всей прочей тварной природы и микроорганизмов в частности. Поэтому дозволено утверждать, что Бог не создавал болезней и вредоносных (по отношению к человеческому организму) вирусов, но таковые стали следствием искаженной (в силу человеческого грехопадения) природы. Поэтому нельзя утверждать, что вирус (covid-19) сотворен Богом. Это
элементарная богословская ошибка, можно даже сказать школьная ошибка, за которую даже первокурснику семинарии дозволительно поставить «неуд».
Далее архимандрит Кирилл пишет:
«Мы считаем наводнения, вулканы, тайфуны злом, но они – естественная часть природного процесса, и поэтому не являются онтологическим злом. Также змеи и пауки, которые нас кусают, смертоносны для нас, но по своей природе она благи».Потрясающая богословская безграмотность. И сам сатана по природе своей был благ, ибо его природа ангельская – творение Божие. В том то и дело, что зло содержится не в природе (естестве, натуре), а в личности (ипостаси) разумного существа – человека или ангела. Зло – не в природе, а в личности. И об этом архимандрит может прочитать в трудах свт. Григория Нисского, прп. Максима Исповедника.
Поэтому, конечно же,
мы не считаем вулканы, тайфуны злом, ибо они не личности, а природные явления. Но эта природа повреждена, искажена, данное ее состояние
глубоко противоестественно изначальной Божественной гармонии и благу, а следовательно эти явления способны приносить людям зло (в смысле страдания)[1]. Природа Божиих созданий – змей и пауков, тоже повреждена, а потому они способны вредить человеку и данный природный процесс (в рамках эволюции поврежденного мира) нельзя назвать естественным как это делает автор. В учебнике протоиерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие» сказано:
«В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании, и всему материальному космосу противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад»[2].Природа повреждена и процессы, происходящие в ней, нельзя назвать естественными (т. е. согласными с замыслом Божиим).
Далее архимандрит Кирилл пишет следующее:
«Вместе с другими бактериями и прочим, коронавирус – это часть экосистемы созданной Богом».Опять двадцать пять. Стоит ли утомлять читателя повторением простой христианской истины – Бог не создавал смерти, тления и всего того, что изобилует в современной т. н. экосистеме. Такое поврежденное состояние природы явилось следствием грехопадения первых людей. Это же знает любой посетитель воскресной школы… Здесь и далее архимандрит из абзаца в абзац повторяет одну и ту же элементарную, детсадовскую ошибку, мол, коронавирус может передаваться через Причастие, т. к. данный вирус не является злом, а всего лишь «частью» т. н. экосистемы. Верно. Коронавирус не является злом, т. к. он не личность, он не обладает личностным устремлением, но данный вирус является следствием искаженной, тленной природы. Но может ли смерть, тление передаваться через воскресшую и исцеленную природу Христа?
Видимо для того, чтобы на данный вопрос дать утвердительный ответ, архимандрит Кирилл совершает просто запредельное по своей экстравагантности заявление:
«Воскресшее тело Христа, которым мы причащаемся, было онтологически таким же телом, что и наше. В нем продолжали жить те же микроорганизмы, которые живут в нашем теле. Его отличие от нашего тела лишь в том, что эти микроорганизмы не могли его убить».Интересно, а из какого Евангелия архимандрит Кирилл сделал вывод о том, что в Воскресшем Теле Христа
«продолжали жить те же микроорганизмы». Хотя бы одно мнение хотя бы одного святого отца способен привести в пользу своей «потрясающей» гипотезы архимандрит Кирилл? Но даже если мы примем во внимание дерзкую мысль архимандрита Кирилла о том, что в Воскресшем Теле Христа обитали паразиты, но не причиняли Ему вреда, то каким образом они могут причинить вред тем, кто, причащаясь Святых Христовых Таин, становится
единотелесным Христу? Ведь мы призваны причащаться
«во исцеление души и тела», а не в принятие некоей акциденции (случайного присутствия) каких-то опять же случайных и не соответствующих самой природе Тела и Крови элементов.
Прп. Иоанн Дамаскин пишет о Таинстве Причащения:
«Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым»[3].Также прп. Иоанн подчеркивает:
«Причащением же называется (Таинство) потому, что через него мы причащаемся Божества Иисуса. А общением и называется, и поистине является вследствие того, что через него мы вступаем в общение со Христом и принимаем участие как в Его Плоти, так и в Его Божестве... Ибо так как мы причащаемся от единого Хлеба, то все делаемся единым Телом Христовым и единой Кровию, и членами друг друга, составляя одно Тело со Христом»[4].Смысл Таинства Причащения состоит не в том, что мы, причастники вкушаем «частичку» Христа, а в том, что мы как бы «вбираемся» в Его Тело, природно «усвояемся» Им Самим (каждый из причастников только в той степени, в которой он сам подготовил себя молитвой и покаянием). В Святой Чаше после преложения Святых Даров обретаются не «частички Христа», но в каждой частице –
весь Христос, в Его воскресшей, а потому нетленной, безболезненной, святой человеческой природе, которая неслитно, неразлучно, нераздельно, неизменно соединена с Божественной природой Второй Ипостаси Святой Троицы.
Для того чтобы понять смысл и значение Таинства Святого Причащения в жизни христианина, попытаемся представить следующую картину. На какой-то части планеты произошла мощная техногенная катастрофа, скажем, мощный термоядерный взрыв, в результате которого вся данная территория, включая людей, проживающих на ней подверглась тяжелейшему радиоактивному заражению. Предположим, ситуация такова, что на данный момент не представляется возможным вывести всех людей из зоны действия радиации, ибо действие смертоносного излучения таково, что пораженные им люди не смогут жить в естественных условиях, т. е. на «чистой территории».
Для того, чтобы такая возможность появились, этим несчастным людям требуется в достаточной степени изгнать из своего организма радиацию. Таковая возможность открывается в случае, если какая-то часть продуктов (допустим, вода), потребляемая ими, будет своим происхождением иметь не зараженный мир, а будет привезена извне, т. е. с «чистой территории». И вот в один из дней колонна гуманитарной помощи пересекает блокпост и цистерны с чистой водой
«из другого мира» оказывается в «зараженной среде». Однако, для того, чтобы зараженному человеку употреблять «чистую воду» для изгнания из него радиации, необходима тщательнейшая подготовка его организма, определение оптимальной дозировки и т. д. Неправильное же «лечение» может привести к летальному исходу.
Выше была приведена достаточно грубая и с технической точки зрения, возможно, не вполне точная аллегория касательно того, как
поврежденное первородным грехом человеческое естество может быть исцелено посредством постепенного приобщения (соединения) с нетленной природой Богочеловека. Пораженная «радиацией» греха, тления и смерти природа человека возникла в естестве первых людей вследствие их личного отступления от Бога. Однако, по причине онтологической тождественности природы Адама с природой его потомков все люди рождаются на свет уже зараженные этой «радиацией» первородного повреждения, которая неизбежно передается по наследству. Поскольку человек является богообразным существом во Вселенной и, соответственно, онтологическим «стержнем» тварного мира, постольку он олицетворяет физический мир пред Создателем, а соответственно, искаженное состояние человеческого естества неминуемо отражается и на состоянии всего окружающего мира, потому Бог и говорит Адаму:
«проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Физический мир вторичен по отношении к человеку, а соответственно,
избавление этого мира от «радиации» тления должно произойти через человека, через восстановление его природы. Апостол Павел говорит:
«тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20-21).
Итак,
человек (его личность и природа, поскольку человек есть природно-личностное соединение)
есть единственное качественное связующее звено между миром тления и миром Божества. И природу человека от жала смерти (1 Кор 15:56),
от неизбежного процесса тления реально спасти только соединением с другой человеческой природой, а не с каким-то иным вселенским «материалом» будь то вода, огонь, воздух или камень, которые по определению всегда вторичны и качественно примитивны по отношению к человеку. В отличие от вышеприведенной аллегории (о техногенной катастрофе и зараженной радиацией территории) погибающего человека в истлевающем мире невозможно спасти «чистой водой», поскольку сама вода, как материал, есть принадлежность зараженного мира и сама «инфицирована» тлением. Свт. Афанасий Великий пишет:
«Дух Святой отличен от единства тварного бытия»[5].Поэтому «материал» для спасения человека должен с одной стороны соответствовать человеку. Другими словами – быть настоящим человеком. С другой стороны должен быть отличен от тварного бытия, которое заражено грехом.
Вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Слово (будучи до воплощения не частью тварного бытия) воспринял тленное человеческое естество (неукоризненные страсти), и силой Божественной природы воскрес из мертвых для того, чтобы, согласно словам прп. Максима Исповедника, «чрез Себя и в Себе обновить естество человека»[6]. Таким образом, человеческая природа воскресшего Христа, которая неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно соединена с Его Божественной природой стала тем материалом иного мира, тем
«антидотом», соединяясь с которым, у человека появляется возможность аннигилировать «радиацию» тления в себе. Поэтому Господь говорит:
«если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).
(Окончание следует)