Избавление от эпидемий: три примера из церковной историиЕлена БалашоваБог нам Прибежище и Сила… Сего ради не убоимся, внегда смущается земля.
Пс. 45: 2–3Примерам помощи Божией при различных болезнях, моровых поветриях и прочих напастях несть числа. Возникали они, когда люди отступали от Бога, и прекращались, когда с покаянием призывали помощь Божию. Очень кратко приведу только три таких примера.
«И архангел Михаил вложил в ножны свой пылающий меч»Свт. Григорий Двоеслов, Папа Римский. Старо Нагоричино. ФрескаВеликим постом каждую неделю в храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров, автором которой является святитель Григорий Великий, папа Римский. Святителя Григория называют еще Двоесловом, хотя точнее было бы перевести это его именование с греческого как «Собеседник». Вспомним, с чего началось его служение в Риме.
В конце VI века в Италии разразилась страшная эпидемия чумы, в самом начале которой умер папа Пелагий II. Именно тогда святитель Григорий был единодушно избран его преемником. Он призвал народ Рима покаяться в своих согрешениях. В житии святителя говорится, что он обратился к народу со словами:
«Подобает, братия возлюбленные, чтобы наказания Божия, пришествия которого мы должны были бояться, мы убоялись
теперь, когда несем это наказание. Да откроет нам страдание двери обращения к Богу, и сама мука, которую терпим, да
сокрушит жесткость нашего сердца… Итак, пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время
плакать».
«Пусть каждый из нас ищет защиты в покаянном плаче, пока есть время плакать»
В проповеди он призвал весь народ Рима к трехдневному посту и покаянию. На четвертый день святитель возглавил молебен и покаянную процессию, собравшую множество духовенства и народа, по охваченному мором городу. Как гласит предание, когда крестный ход проходил мимо замка, где находится гробница императора Адриана (сейчас это замок Святого Ангела близ Ватикана), произошло чудо: над его куполом показался архангел Михаил, который вложил в ножны свой пылающий меч, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на Небесах. И чума прекратилась.
Образ архангела, вкладывающего меч в ножны, и ныне венчает купол замка – отсюда и его название. Это и вечное напоминание верующим о грозных последствиях отступления от Бога и о том, что покаяние призывает Божие милосердие.
«Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни»Чудотворную икону Пресвятой Богородицы Семиозерской, называемой Смоленской, встречают в Казани торжественной процессией в сопровождении духовенства и многочисленных верующих. 27 июня 1882 года. Автор - К. СафоновВ царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Чума опустошала целые селения.
Крестный ход в Ярославском кремле с Толгской иконой по случаю морового поветрия. Фрагмент иконы 1655 года В это время казанцам уже была знакома своей чудотворной силой икона Божией Матери, находившаяся в Седмиезерной Богородичной пустыни в 17 верстах от Казани. Горожане испросили благословение игумена принести икону в Казань. В это время благочестивой инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился благообразный святитель, «во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу», и повелел ей передать «городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь». На следующую ночь святитель вновь обратился к инокине и призвал передать градоначальникам, что
«Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальнии и все жители Казани на
сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим».
Крестным ходом с чудотворной Казанской иконой жители города вышли навстречу крестному ходу, идущему из Седмиезерной. Духовенство и народ, преклонив колена, молились Пречистой. Чудотворный Седмиезерный образ, принесенный в Казань, был обнесен вокруг города, его приносили в дома, в городе не умолкал колокольный звон. По молитвам Пресвятой Богородицы смертельная болезнь утихла.
Заступничество святителя Димитрия РостовскогоСело Чернево – ныне часть большого района Южное Бутово в Москве. С конца XVII века в деревне Чернево стоял деревянный храм. Деревянная церковь к началу XVIII века, когда эта земля принадлежала стольникам Таракановым, обветшала. На ее месте был возведен новый, каменный Христорождественский храм.
Святитель Димитрий РостовскийЦерковь Рождества Христова после разорений богоборческого времени возвратили общине верующих в 1990 году. С 1995 года в ней находится Патриаршее подворье. В храме пребывает особо почитаемая икона святителя Димитрия Ростовского.
По воспоминаниям старожила села Чернево Сергея Чёлкина, многие годы исполнявшего послушание соцработника Христорождественского храма, почитание иконы связано со спасением жителей села от смертоносной язвы. По преданию, когда в начале ХХ века в пригородах Москвы свирепствовала смертельная болезнь (сейчас невозможно сказать, какая именно) и село вымирало, одной пожилой женщине явился во сне святитель Димитрий Ростовский и сказал: «Возьмите икону мою и обойдите вокруг деревни и вокруг храма – кончится беда».
И сказал святитель Димитрий: «Возьмите икону мою, обойдите вокруг деревни – кончится беда»
Жители взяли икону святителя и другие иконы, в том числе Казанскую икону Божией Матери, и обошли с ними вокруг села.
Крестному ходу встретилась траурная процессия – это был последний житель села, умерший от страшной болезни. Вскоре огромная черная туча закрыла небо, разразился сильный ливень. Больше случаев болезни не было.
Да поможет нам всем Господь
молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых Своих!
6 апреля 2020 г.https://pravoslavie.ru/129963.html