Норвегия православнаяПрежнее название норвежской столицы – Христиания…– Правильно. Если окунуться в историю скандинавских стран, то примерно три-четыре века Норвегия была одной из частей датско-норвежского королевства, где, сменяя друг друга, правили короли с именем Христиан. Вот во имя одного из них в XVII веке город и получил свое название. А после получения независимости, точнее, с 1925 года, стал вновь называться Осло...Какая православная святая объединяет русскую и норвежскую земли? Правда ли, что христианство в Норвегии зарождалось в том числе и под влиянием Руси? Как живут православные в современной Норвегии? Об этом пошла речь в интервью с иереем Александром Волоханем, уже более десяти лет совершающим служение в Северной и Центральной Норвегии, в приходе святой княгини Анны Новгородской в городе Тронхейме. Отец Александр, как Вы оказались в Норвегии?– В этой стране я оказался еще до получения священнического сана. Моя супруга Ольга, кандидат биологических наук, в 2002 году получила работу в университете города Тронхейм. Этот город был первой столицей Норвегии. Мы туда переехали. Супруга стала работать в местном университете. Тогда я учился в Свято-Тихоновском богословском институте (ныне университете). С переездом за границу не прекратил обучение и вскоре закончил вуз. Это было мое второе образование (первое – юридическое, получил в Московской государственной юридической академии, по специализации «Криминология»). Не скажу, что мы особо стремились на работу заграницу, но когда такая возможность открылась, одним из решающих факторов, что надо поехать, был тот, что в столице Норвегии Осло действовал православный приход во имя равноапостольной княгини Ольги. Для нас это было неким указанием, поэтому решились на переезд, получив и благословение от своего духовника.
Кроме того, прежнее название норвежской столицы – Христиания…– Правильно. Если окунуться в историю скандинавских стран, то примерно три-четыре века Норвегия была одной из частей датско-норвежского королевства, где, сменяя друг друга, правили короли с именем Христиан. Вот во имя одного из них в XVII веке город и получил свое название. А после получения независимости, точнее, с 1925 года, стал вновь называться Осло.
Наверное, непросто было освоиться в совершенно незнакомой обстановке. И язык непонятный, и вера, хоть и христианская, но все же не православная – лютеране составляют большинство. Как быстро удалось встроиться в новую жизнь?– Обосновавшись в Тронхейме, примерно через полгода после приезда в Норвегию я поступил на годичные курсы норвежского языка при местном университете, спустя некоторое время стал работать в школе ассистентом учителя норвежского языка…
Даже так?!
– Я помогал в специализированных классах для детей иммигрантов – из Азии, Африки, европейцы тоже были.
Русские попадались?– Были. Но в основном поляки, африканцы, представители балканских стран.
Тоска по Родине сильно ощущалась?– Должен сказать, что связи с Россией я не терял, имея там множество родственников и друзей. Продолжал учиться в Свято-Тихоновском институте, на сессии приезжал в Москву, где сдавал положенные экзамены и зачеты. Это помогало в первые годы легче переживать разлуку с Родиной. К тому же норвежцы довольно дружелюбно относились к нам, так что и в этом смысле дискомфорта я не испытывал. Могу сказать, что вообще в Северной Норвегии к русским очень хорошо относятся, несмотря на негативную пропаганду о России.
Храм святого короля Олафа в СтиклестадеКогда ехал в Норвегию, ожидал увидеть много чужеродного, но мои опасения не подтвердились. Березы, ромашки, воробьи – почти все как у нас. Только горы покруче здесь, я ведь туда из Львова приехал, жил до этого в окружении Карпатских гор. Я крестился во Львове в храме великомученика Георгия Победоносца на улице Короленко, почти в самом центре города.
Как все же, отец Александр, Вы стали священником?– В определенное время в моей жизни, студенческое, произошел значимый поворот, когда важно было сделать мировоззренческий выбор. Какое-то время в Москве даже полемизировал с сектантами, которые распространяли литературу о Христе, о вере в Бога. И выбрал Православие, взвешенно и всерьез; наверное, по-другому и быть не могло.
Как и когда произошел первый толчок, может быть, в семье велись какие-то разговоры?– По отношению к вере в Бога моя семья была обыкновенной. Отец служил офицером, вместе с мамой они пришли к вере позже, можно даже сказать, по моим стопам. Еще учась в юридической академии, – а это были довольно непростые для страны 1991-1996 годы, – стал задумываться о смысле жизни. А когда я жил во Львове, с 2000 года, стал студентом Свято-Тихоновского института с центром дистанционного обучения в городе. Учился с огромным интересом и усердием. О применении юридического образования уже не вспоминал, хотя оно мне помогало в решении ряда вопросов, в том числе и в Норвегии. Я даже нередко понимал законы лучше, чем те люди, кто их применял, что помогало в некоторых случаях отстаивать свои права.
Получая богословское образование, я стал как бы подспудно готовить себя к священническому служению. Понимание, которое нам дает Священное Писание, что никто не получает этой чести, не будучи призываем самим Богом, помогло мне выработать правильную установку. То есть я сам нигде свою кандидатуру не предлагал. На момент моего приезда в Норвегию сложилась ситуация, что в течение 10 лет на всю эту страну был только один православный священник Московского Патриархата - на приходе св. равноап. княгини Ольги в Осло. Это очень интересный человек архимандрит Климент (Хухтомяки), финн по национальности, много сделал для развития церковной жизни в Норвегии, свободно говорит по-русски…
Храм Бакке в Тронхейме, используемый для православных богослуженийСлужбы велись на русском языке?– Как и в России, на церковнославянском. Потом уже появились варианты переводов богослужебных текстов на норвежский язык. Хотя большинство прихожан православных храмов в Норвегии – это, в основном, говорящие на русском языке люди из России, Украины, Белоруссии, других бывших союзных республик.
Игумен Климент (сейчас он уже архимандрит) приезжал служить и в Тронхейм, где я жил. Это случалось примерно один раз в два-три месяца. Я активно ему помогал на богослужениях. Также и сам я в Осло ездил на великие православные праздники. Узнав, что я учусь в Свято-Тихоновском институте, он предложил мне проводить в столичном приходе лекции на богословские, церковные, исторические темы.
А когда я уже получил диплом, отец Климент поинтересовался как я вижу для себя перспективу священнического служения. Вопрос был актуальным, тем более, что, как я говорил, в Норвегии ощущался острый дефицит православных священников. В большой степени так сложилось и по экономическим причинам, так как норвежское законодательство для постоянного проживания и работы в стране требует достаточно высокий минимальный уровень дохода. Этот порог очень трудно достичь по чисто материальным причинам. Поскольку моя супруга работала в норвежском университете, мне решить определенные формальные вопросы было гораздо легче, чем другим.
Поэтому информация обо мне была направлена в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, который тогда возглавлял митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх.
То есть решение о Вашем рукоположении принималось, можно сказать, на очень высоком уровне?– Так сложилось. Я был вызван в Москву на собеседование. Со мной беседовал епископ Марк, ныне митрополит Рязанский. Моя кандидатура была утверждена, и в конце ноября 2006 года в смоленском Успенском соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом я был рукоположен во диакона, а примерно через три месяца – в иерея. В этот раз также в Успенском соборе, в Неделю Торжества Православия, меня уже рукополагал епископ Вяземский Игнатий, (ныне Выборгский).
А где служили диаконом?– Приезжал в Осло на приход святой княгини Ольги, там и делал первые после Смоленска свои шаги в священном сане.
Наверное, пришла очередь поговорить о приходе святой Анны Новгородской в Тронхейме, где Вы сейчас служите. Почему именно ее выбрали покровительницей общины? Она ведь не так хорошо известна, как другие святые…– Кстати, в прошлом году, будучи в Калининграде, в церковной лавке при соборе Христа Спасителя купил ее икону, которая уже несколько лет лежала в этой лавке – никто не покупал. А назвать в честь этой русской святой приход в Тронхейме посоветовал все тот же игумен Климент. Была идея назвать храм во имя такого святого, который имел бы отношение к Скандинавии, причем в то время, когда активно велась христианизация Северной Европы, борьба с язычеством в этих краях. В честь княгини Ольги уже был назван приход в Осло.
Таким образом, выбор пал на княгиню Анну, жену Ярослава Мудрого. Расскажите, батюшка, о ней поподробнее.– Святая Анна Новгородская (до Крещения Ингигерда) была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Шётконунга, прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 году король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучала Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потом с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
В 1017 году Ингигерда по воле отца вышла замуж за того «то был достоин ее дружбы» – великого князя Киевского Ярослава Мудрого. В качестве приданого она принесла Русской земле город Старую Ладогу. Православие Ингигерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей муже в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложил решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами бороться не привык, и уступил брату.
Большое влияние она оказала на отношения с северными странами Европы. Княгиня приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса Норвежского. Он не возвращался на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки – и в этом была немала заслуга великой княгини.
Отец Александр, Вы рассказали о преподобной Анне Новгородской, норвежской принцессе, а затем великой княгине с точки зрения служения ее новой родине – Руси. А в чем заключается ее святость?– В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме. С него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына – Новгородского князя Владимира.
Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию в 1439 году. В связи с этим знамением была установлена соборная память Новгородских святителей, погребенных в соборе Святой Софии.
София НовгородскаяСвятая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы. Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красоты. Женщина-мать является хранительницей семьи и семейного очага. На женщине лежит высочайшая задача – воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина.
Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны. Святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве – главный храм Киевской Руси, а святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительстве храма Святой Софии в Новгороде, здесь потом находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Так святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра – Киев и Новгород…
Это очень важно помнить, учитывая реалии сегодняшнего дня, складывающиеся на Украине…– Безусловно, надеюсь, что все здесь с Божией помощью образуется. Я же хочу особенно отметить, что св. преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости – святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, т.е. деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.
Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, житий святых, хождении в храм. Семья – это прежде всего домашняя церковь. Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника. И многие русские люди желали монашества как увенчания жизненного пути.
Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.
Особенность пути преподобной Анны раскрывается в ее происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, встает вместе со святой Ольгой в основании русской женской святости. «Святой царицей Ириной» называли ее в северных странах – среди святых жен этих нродов она стала первой небесной покровительницей и молитвенницей за них. По ее шведскому имени названа земля Ингерманландия, где теперь стоит Санкт-Петербург. А имя Ирина («мир»), полученное Ингигердой в Православии, оказывается глубоким выражением ее духовного делания. Другое имя, данное ей при постриге, – Анна («благодать») – указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости, – благодать Божию. Радует, что в 1991 году городской музей Новгорода возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской вместе с другой величайшей святыней Православия – чудотворной иконой Божией Матери «Знамение».
Благодарю, батюшка, за столь подробный рассказ о святой Анне Новгородской. Вернемся снова в Норвегию. Что можете сказать в целом о Православии в этой скандинавской стране? – Ситуация такая, что в большинстве городов Норвегии нет православных храмов. Поэтому и мне и другим священникам приходится ездить по обширным территориям, чтобы духовно заботиться о пастве. Даже в Осло, где находится самый крупный приход святой княгини Ольги, насчитывающий около четырех тысяч человек, нет своего храма. Приходится арендовать помещение. Мы имеем складывающийся иконостас, сделанный руками наших прихожан, который устанавливаем для богослужений в Тронхейме. Богослужения приходится проводить подчас в походных условиях. Тронхейм находится в 500 километрах от Осло, и на этом промежутке нет ни одного православного храма, кроме скита в районе аэропорта. Нам удалось построить маленький деревянный храм в 100 километрах к северу от Тронхейма в местечке Стиклестад, на месте гибели святого Олафа, где происходила его последняя битва с врагами. Это своего рода норвежское «Куликово поле». Теперь там стоит наш православный храм во имя святого Олафа.
Согласитесь, сейчас логично будет рассказать об этом христианском святом.– Для начала замечу, что святой Олаф погребен в кафедральном соборе Тронхейма. Он однозначно может считаться православным святым, так как жил и погиб за веру еще до раскола на Западную и Восточную церкви в 1054 году.
«Олаф, сын Харальда из Гренланда, рос у своей матери Асты в доме своего отчима Сигурда Свиньи. У Асты служил тогда Храни Путешественник. Он воспитывал Олафа, сына Харальда. Олаф рано возмужал. Он был хорош собой, среднего роста. С детства он был умен и красноречив». Так начинается сага об Олафе Святом, входящая в «Круг земной» — свод саг о норвежских королях-конунгах с древнейших времен до 1177 года.
Он активно принимал участие в христианизации Скандинавии, строил храмы и решительным образом боролся с язычеством. В частности у норвежцев был обычай как в древней Спарте: умерщвлять слабых младенцев. Их просто уносили в лес и оставляли там. Олаф под страхом смерти запретил это делать.
Прославление Олафа произошло 3 августа 1031 года. Он был возведен в святые местным епископом и стал последним общим святым для Западной и Восточной церквей. Канонизация его папой Александром III состоялась в 1164 году, после чего он стал почитаться вечным небесным покровителем Норвегии. В Православии он почитается как св. благоверный Олаф Норвежский.
Согласно канону, на иконах «подобает изображать Св. Олафа рыжим, дабы видно был, что сей благоверный король происходит из варягов». Он изображается в короне, в правой руке держит боевой топор, или секиру, которой было поражено его колено. В левой руке у него королевские регалии: скипетр или яблоко-держава либо ампулла – сосуд, наполненный ладаном. Ногами он попирает дракона с человеческим лицом, который символизирует язычество.
(Окончание следует)