Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?Пора нам преодолевать интеллектуальную зависимость от ЗападаВ канун дня рождения Государя Николая Александровича у меня возникла полемика с представителями общества «Двуглавый Орёл». Признаюсь, неожиданная для меня. Ведь организация называется «общество исторического просвещения», и вдруг...
Речь зашла о дате празднования дня рождения Царя - 19 или 18 мая. Последнюю дату предлагает Википедия и прочие электронные и бумажные словари. Однако дата 19 мая как день рождения Царя казалась мне настолько очевидной, что я не ожидал непонимания со стороны православных, тем паче православных монархистов. Известно ведь, что Государь с горечью говорил П.А. Столыпину, что ему ничего не удаётся осуществить, видимо, неслучайно он родился в день Иова Многострадального. Просто заглядываем в церковный календарь и видим, что память ветхозаветного Иова Церковь празднует 6 мая, то есть по григорианскому календарю 19 мая. И не должно вроде возникать вопросов...
Оказывается, эта логика не для всех православных очевидна. Над многими умами довлеет европоцентризм, сразу звучат слова о том, григорианский календарь более точный, что, мол, «так говорят учёные, так говорит наука». В нашем споре дело дошло со стороны моих оппонентов до предложения отмечать день рождения Царя два раза - 18 и 19 мая...
Увы, увы, даже православным людям приходится долго объяснять очевидные вещи, чего же ожидать от людей неверующих?! Казалось бы, какая нам разница какое было число в Европе 6 мая 1868 года, когда явился на свет Божий Николай Александрович? Ведь мы же не пытаемся выяснить какое было число по мусульманскому календарю или по синтоистскому.
И если мы не в последние времена живём, то с 1 марта 2100 году разница между юлианским и григорианским календарями будет 14 дней. А это значит, что наши потомки будут отмечать день рождения Царя-Мученика 20 мая, поскольку именно в этот день будет праздновать Церковь день Иова Многострадального. Или и тогда найдутся те, кто будет предлагать праздновать два дня и 18 мая и 20 мая? Пора бы монархистам уже разобраться в календарном вопросе. Пора изживать зависимость от Запада, хотя бы нам - православным. Пора взять себе за правило ориентироваться на церковный (юлианский) календарь в вычислении даты годовщины того или иного исторического события.
И это отнюдь не досужий вопрос, совсем даже не интеллектуальные упражнения в полемике. Для нас - это в полном смысле
вопрос национального самосознания и правильного понимания истории и предназначения России.Например, 6 июня мы празднуем День русского языка, который учреждён в память дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Но Пушкин родился 26 мая по юлианскому календарю в день памяти Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея и прп. Макария Калязинского. В Европе в 1799 году это было 6 июня, но сейчас по григорианскому календарю это 8 июня. Но мы следуем в хвосте европейской традиции и празднуем день рождения Пушкина 6 июня, а это другой день в церковном календаре - день прп. Симеона Столпника.
Но куда более яркий пример память дня Бородинской битвы, которая состоялась 26 августа 1812 года, ныне это государственный праздник - День воинской славы России. Праздновать эту дату нам предлагают, пользуясь таким вот ущербным псевдонаучным подходом, не в самую годовщину битвы, а накануне, 7 сентября прибавляя 12 дней, как было в 19-м веке в Европе, а не 13-ть. Но тут проблема усугубляется тем, что Бородинская битва происходила в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, когда мы вспоминаем чудесную помощь Божией Матери в изгнании из пределов Руси Тамерлана. И все русские воины, умиравшие на Бородинском поле, это знали. Таким образом искажается историческая достоверность события.
Более того, теряется сам глубочайший смысл русской истории. Искажая нашу историю в угоду принятому Западом григорианскому календарю, мы лишаемся величайшего духовного богатства. Мы лишаемся понимания фундаментальной истины: РУССКАЯ ИСТОРИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИМ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ! Мы уже не увидим, как Господь, Божия Матерь, великие Святые Молитвенники, в день памяти которых происходили все великие русские победы, помогали русским побеждать! Я уже не раз говорил и писал об этом, например на конференции в докладе, читанном Киево-Печерской Лавре на чтениях, посвящённых 900-летию «Повести временных лет», «Священная русская история: об одном важном принципе методологии изучения отечественной истории».
Как известно, григорианский календарь был введён в католической Европе волевым указом Римского папы Григория 13-го 4 октября 1582 года. До того времени Европа жила по юлианскому календарю. Папа Григорий решил пойти навстречу «передовой науке» того времени, доказавшей, что новый календарь более точен, соответствует движению Земли вокруг Солнца.
Россия до 1 февраля 1918 года жила по юлианскому календарю. Даже великий реформатор Царь Пётр не посчитал необходимым вводить «научный» григорианский календарь, поскольку был верующим, церковным человеком и понимал ущербность григорианского календаря.
С этого времени, европейский календарь, названный в честь папы Григория григорианским, и русский календарь стал различаться на 10 дней, с 1 марта 1700 года - на 11 дней, с 1 марта 1800 года - на 12 дней, с 1 марта 1900 года - на 13 дней, с 1 марта 2100 года разница составит 14 дней.
1 февраля 1918 года население России проснулось 14 февраля. Захватившие власть социал-демократы, большинство из которых большую часть жизни прожили в эмиграции в Европе, волевым декретом, как и 300 с лишним лет до них папа Римский Григорий, ввели в России григорианский календарь. Четыре года продержалась Греция, но в 1924 году и она перешла на григорианский календарь.
На волне веры не в Бога, а в науку и прогресс считалось очевидным, что григорианский календарь более точный. В исторической науке повелось и исторические даты давать по григорианскому календарю, плоды чего мы ныне и пожинаем. Более того, некоторые ретивые «учёные» пытаются вычислять по григорианскому календарю и тех исторических событий, когда григорианского календаря не было. Например, звучали предложения память Куликовской битвы отмечать не 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю), в день Рождества Пресвятой Богородицы, а либо 8 сентября по григорианскому календарю, либо 16 сентября).
Под массированным идеологическим давлением Запада дрогнули некоторые православные Церкви после православного совещания 1923 года начали переходить на новоюлианский календарь. Грубо говоря, суть его заключается в том, что все непереходящие праздники отмечаются по григорианскому календарю, а Пасхалия всё-таки рассчитывается по юлианскому календарю, поскольку иначе Пасха может быть раньше иудейской. Но все равно это приводит к серьезным нарушениям жизни Церквей, перешедших на новоюлианский календарь, в частности, при поздней Пасхе у них практически исчезает Петров пост. Сейчас по юлианскому календарю живут только Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церкви и Афон. Недавно вернулась на юлианский Польская Церковь. Полностью на григорианский календарь перешла только Финляндская автономная церковь в составе Константинопольского патриархата. Кому доводилось бывать в Греции, Сирии, Египте или на Кипре в непереходящие церковные праздники (Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, день Первоверховных Апостолов Петра и Павла и др.), желая попасть на праздничное богослужение, сталкивались с тем, что там уже всё отпраздновали 13-тью днями раньше.
Кстати, переход на новоюлианский календарь стал причиной серьезных, до сих пор не уврачёванных, расколов в Болгарской и Элладской Церквях. В раскол тогда ушли именно консервативно настроенные архиереи, священники и миряне, т.е. наши союзники по образу мысли. Однако Русская Церковь из ложно понятых дипломатических соображений не поддержала тогда старостильников и даже не попыталась выступить в роли третейского судьи в этих конфликтах. Вот сейчас мы пожинаем плоды, когда число наших сторонников в противостоянии бандитским действиям Константинопольского патриархата в тех же Болгарской и Элладской Церквях оказалось небольшим.
Календарный вопрос в практической жизни имеет для нас важное значение в канун Нового года и Рождества, когда у православный наступает «когнитивный диссонанс»: поститься и праздновать. Ну или когда мы пытаемся разобраться в какой же день нам надо отмечать юбилей или годовщину какого-то события.
Почему нельзя доверять григорианскому календарю, по которому с 1 февраля 1918 года со времени большевистского декрета живет наша страна? Потому что он не правильный и не научный, как бы его не выдавали за плод науки и прогресса. И это как раз доказывает тот факт, что
по григорианскому календарю невозможно правильно рассчитать Пасхалию. Католическая пасха очень часто оказывается раньше иудейской, что является вопиющим противоречием Евангелию!
Может быт поэтому, в глубине души понимая свою ущербность, католики и не любят особо Пасху, отдавая предпочтение Рождеству Христову, дату которого они якобы правильно рассчитали. Поэтому католики не любят и Великую Субботу, когда сходит Благодатный Огонь. Ведь он сходит не в католическую субботу.
Какое еще нужно нам, православным, доказательство ущербности григорианского календаря и правильности юлианского?!Поэтому, обращаюсь к православным монархистам из общества исторического просвещения «Двуглавый Орёл» и ко всем прочим: не доверяйте Википедии, как, впрочем, и всем другим энциклопедиям, даты там неправильные. Лучше пользуйтесь рубрикой «Этот день в русской истории», которая ежедневно появляется в ленте новостей РНЛ. У нас всё рассчитано правильно.
Анатолий Дмитриевич Степанов, глвный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»https://ruskline.ru/news_rl/2020/05/23/kakoi_kalendar_pravilnyi_yulianskii_ili_grigorianskii