Людмила РябиченкоВеликий и ужасный «ИИ»В погоне за новыми рынками цифровизаторы готовы поставить нас под тотальный контрольС 1 июля вступил в силу закон об особом правом режиме в Москве, нацеленный на передачу искусственному интеллекту (ИИ) прав на управление жизнью в ней. Картину грядущих изменений живописует концепция «Умный город-2030», изначально размещённая на сайте Правительства Москвы и затем удалённая оттуда после разразившегося скандала.Формат документа – так называемый «форсайт» («образ будущего»), продвигаемый сообществом «методологов», когда сочиняется модель несуществующего явления, ситуации, общественных отношений, а потом для её реализации прописываются задачи («дорожные карты»).
Технология «форсайта», предусматривающая введение внешнего контроля в государственном планировании, была придумана в корпорации RAND, на «фабрике мысли», известной своим авторством в создании сценариев «цветных» революций в национальных государствах.
Яркий пример такого проекта – скандальный форсайт «Детство-2030», когда на выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае миру представили модель «новой российской семейной политики».
Обществу обещано: детей – в «территории детства», родителям – роботов-детей, в мозг – чипы для «связи с центральным компьютером» и «загрузки масива информации на кору головного мозга».Серебряная медаль не убедила российскую общественность, которая остановила его, но он вовсе никуда не пропал, а лищь видоизменился и до времени затих.
В Концепции Москвы подчёркивается, что в её основе лежат принципы трансгуманизма для «улучшения умственных и физических возможностей человека с целью уничтожения аспектов человеческого существования, которые считаются нежелательными: страданий, старения, болезней», а в разделе «Технологии как часть тела человека» говорится о вживлении в организм медицинских устройств. Другими словами, всем по чипу в голову – и всеобщее счастье, молодость и здоровье гарантированы.
В качестве авторитетов в ней приводятся имена футурологов, в числе которых – один из главных инженеров компании Google, лидер трансгуманизма, автор идей о постчеловеке и постчеловечестве Рэй Курцвейл. В 2017 г. он заявил, что «к 2029 году будет достигнута сингулярность – полное слияние человеческого и компьютерного интеллекта, что приведёт к созданию компьютеров, имеющих человеческий интеллект, которые мы поместим в свой мозг, соединим с виртуальным облаком, расширяя то, кем мы являемся».
Базовая цитата документа: «Москва в 2030 году – это Умный город, основная задача которого заключается в развитии человеческого капитала». Когда мы повторяем за кем-то модные слова, неплохо бы понимать их смысл: капитализация – это придание объекту стоимости, то есть свойств товара. Значит, цель проекта – превращение в товар самого человека, а это уже явный признак феодализма, о рисках которого предупреждают даже сами идеологи цифровизации. Уж не хотим ли мы строить в Москве цифровой феодализм?
Для контроля над надлежащим качеством нового «товара» авторы Концепции вводят в нашу жизнь технологии, заложенные в «умные» блоки – читаем, анализируем, думаем.
Итак, «умная медицина» в Москве 2030 года будет состоять из единой цифровой платформы, где разместятся алгоритмы диагностики и шаблоны лечения.
Искусственный интеллект, который теперь даже в документах именуют ИИ, будет в качестве «второго мнения» бдительно надзирать за исполнением всех норм.Он же будет оперировать больных посредством «робот-ассистированных хирургических систем» и обучать медицинских работников с помощью «медицинской нейронной сети». Медицина лечить станет не больного, но только болезнь, и более не смогут появиться у нас новые Николай Пирогов и Лука Войно-Ясенецкий.
В апреле в США разразился скандал, когда компания Practice Fusion снабдила врачей специальным CDS-модулем, предлагавшим им всего лишь ставить галочки в заготовленных шаблонах и назначать лечение, предложенное ИИ, что они с удовольствием и делали, не вникая в подробности болезней. За три года врачи обратились к нему 230 млн раз, но потом, когда показатели смертности неожиданно взлетели, выяснилось, что во всех назначениях был одинаковый состав – сильный опиат (наркотик) в смертельной дозе. Американский Минздрав подал к компании иск стоимостью 145 млн.долл. и выиграл его, но вряд ли это сможет окупить смерть нескольких тысяч человек и утешить их близких.
Данные о здоровье москвича будут накапливаться в его объединённой электронной медицинской карте (ЭМК), и только эти записи станут для ИИ основанием для назначения лечения. У «ЭМК-диссидентов» (теперь принято называть диссидентами всех, кто не согласен с сомнительными инициативами) появится непростой выбор: или карта, или лечение.
Что касается ЭМК, учёные из MedStar (штат Мэриленд) провели исследование 2 млн. карт в 500 клиниках Пенсильвании, Нью-Джерси и Нью-Йорка и обнаружили, что в 557 случаях были выявлены угрозы жизни и здоровью пациентов из-за ошибочных записей в них; в 84% случаев назначение некоторых препаратов (дозировка, связанная с весом пациента) превышало допустимую норму; в 60% случаев выписывалось больше лекарств, чем нужно; в 1% не указывалась возможная аллергия.
У рядового гражданина доступа к информации в своей ЭМК не будет, при этом даже авторы Концепции указывают на сопутствующие её внедрению риски кражи и подмены данных.
«Умные чипы», размером меньше эритроцита, внедрённые в организм, станут корректировать когнитивные (умственные) расстройства, а также, вероятно, всё то, что к ним будет причислено – поведение, намерения, эмоции, мысли (подробнее читаем всё у того же Оруэлла).Улучшать качество «человеческого капитала» будет цифровая трёхмерная модель тела пациента.
Отдельной строкой идёт «тотальное геномное сканирование», «создание геномных сетей», «генетические паспорта» и «редактирование генома». Правда, в научном мире деятельность по выведению «улучшенных пород людей» (убедительно показано в фильме «Гаттака») всё ещё относят к евгенике, противоречащей этическим принципам, но только кто же на это оглядывается, когда речь идёт об огромной прибыли?
«Умные одежда и обувь», насыщенные датчиками, будут вести постоянное наблюдение за правильностью поведения граждан и их готовностью сохранять своё здоровье, отправляя отчёты в медицинские, страховые и прочие организации. Какие санкции ждут нас за это, убедительно показала московская программа «Социальный мониторинг» с её тотальными и неотменяемыми штрафами.
«Умное образование» продолжит линию скандальной «Московской электронной школы» (МЭШ): дистанционный формат и электронные программы, составленные из цифровые конструкторов, цифровая дидактика (больше не учим, а лишь «оцифровываем знания»); геймификация (учёба в виде компьютерной игры) с упором на виртуальную, дополненную и смешанную реальность (VR/AR/MR); цифровизация школ искусств и обучение в них в удалённом режиме; непрерывное переобучение взрослых (исходя из потребностей цифрового бизнеса и решений ИИ).
ИИ станет главным куратором каждого школьника: будет анализировать способности и успехи, помещать его в определённую страту (касту), создавать цифровой профиль, траекторию образования и воспитания; планировать профессию, карьеру, следить за их исполнением, применять санкции за отступление от них.Не так давно студенты университета на острове Русский с восторгом рассказывали высоким гостям из Москвы, что строят свою деятельность не по учебным планам, а в строгом соответствии с рекоменациями «Игоря Ивановича»: он в постоянном режиме отслеживает их деятельность за день, анализирует за ночь и утром «стучится к ним в смартфон» с рекомендациями на следующий день.
Студенты забавляются, придумывая смешные клички для ИИ и радуясь, что можно при случае свалить вину за свой неуспех на кого-то ещё. Но им-то простительно: бездумное веселье – закономерная прерогатива юности, когда ты ещё не думаешь о том, что передав однажды кому-то право на контроль своей жизни, уже не сможешь вернуть его обратно.
В Москве также появится «единая городская платформа знаний», которая будет собирать всю имеющуюся в мегаполисе информацию и станет своеобразной «википедией» местного разлива, формирующей «правильные» представления обо всём на свете. И тут уже недалеко до официальной «московской идентичности», вступающей в разрез с национальными нормами и традицией.
«Умная» социальная сфера будет включать в себя введение электронных трудовых книжек; создание цифровой биржи труда; превращение социальной карты в единый цифровой идентификатор с биометрией, который станет основой для предоставления льгот и услуг. И он-то моментально приучит население к номеру вместо имени, поскольку альтернатива проста: нет идентификатора – нет социальной защиты.
Столичный «умный транспорт» станет электрическим и беспилотным; он будет общаться между собой и дорожной инфраструктурой с помощью интернета вещей (сеть физических объектов со встроенными сенсорами для взаимодействия друг с другом и с внешней средой без участия человека).
Взамен личных автомобилей придут повсеместная аренда транспорта (каршеринг), «сервисы совместного использования» и «экономика совместного использования». Вместо физической поездки появятся сервисы логистических служб («всё, что нужно, мы привезём, а вы оставайтесь дома»); будет преобладать работа на удалённом доступе.
Мобильность граждан станет правом на передвижение, которое ещё нужно получить, и платной услугой: ИИ сформирует заказ на поездку в рамках заданных пунктов, подберёт тариф, примет оплату, выберет транспорт, подберёт попутчиков, проложит оптимальный маршрут «от двери до двери» или изменит его, если сочтёт нужным.Свернуть в сторону или отправиться в кафе на встречу с внезапно позвонившим другом уже не получится, и «цифровые пропуска» для москвичей это убедительно доказали.
«Умный контроль и надзор» над жизнью граждан ИИ будет осуществлять с помощью единой городской платформы, которая объединит данные 152 тыс. камер видеонаблюдения, датчиков и сенсоров, интернета вещей, видеоаналитики, систем распознавания лиц, оповещения, пожарной безопасности, удаленного мониторинга, криптографии и распознавания речи. Нейросети будут осуществлять поиск лиц и объектов во всем массиве данных и отслеживать их движение по городу в режиме онлайн.
Следящие за человеком устройства будут располагаться «на одежде, обуви, очках, часах, украшениях, на стенах квартир, в бытовой технике» и т.п., и общаясь между собой, станут куда-то отправлять информацию о нём.
Появятся домофоны с функцией распознавания лиц, голоса и поведения.
Цифровой профиль каждого человека будет пополняться в режиме реального времени информацией о соответствии его жизни установленным нормам – ИИ станет ограничивать нарушителей в получении доступа к городским благам. Именно такой механизм заложен в основу пресловутого «социального кредита» в Китае, когда для владельцев низкого балла ограничивается мобильность, право на поступление в лучшие учебные заведения, получение льгот и помощи от государства.
В Москве реализуется российская технология от компании NTechLab, которая обрабатывает несколько десятков миллионов лиц в сутки, миновать ее практически невозможно за счет оснащения камерами большей части подъездов. Компания в свое время разработала FindFace – приложение, позволяющее искать человека по его изображению; некоторое время назад оно работало в социальной сети «ВКонтакте». Нейросеть NTechLab способна за 10 секунд обнаружить человека в базе из 1 млрд снимков, если он хоть раз был зафиксирован хотя бы одной камерой, и способна обнаружить четырех из пяти разыскиваемых лиц.
Единая цифровая платформа «умного жилья» будет с помощью интернета вещей собирать и анализировать данные о том, что происходит в каждом доме и в каждой квартире – ИИ будет ежесекундно контролировать личную жизнь людей и потребление ими ресурсов.
(Окончание следует)