Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 06:34:45  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Чесменское сражение 1770 года,  (Прочитано 1365 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Июля 2016, 21:08:11 »

Николай Стариков о Чесменском сражении и мирном договоре с Японией



См.видео по нижеприведённой ссылке:

В 19-ом выпуске передачи «Исторические параллели» Николай Стариков расскажет о победе русского флота в Чесменском сражении и ответит на вопрос о мирном договоре с Японией.

Вопрос:

Сравнительно недавно, в 2012 году, дата 7 июля, день годовщины победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении, была официально объявлена Днем воинской славы. Почему этого не было сделано раньше и каково значение этой даты для современной России?


Николай Стариков:

Первое, что хочется сказать: у любого сильного государства должны быть две ноги – армия и флот. Несмотря на то, что мы государство сухопутное, мы со всех сторон окружены водным пространством. Это значит, что согласно и канонам геополитики, мы не сможем отстаивать свои национальные интересы, ну и просто согласно здравому смыслу. Поэтому все наши мудрые государи флот строили. Все наши государи немудрые – вроде предателей Горбачева и Ельцина – флот ущемляли, не развивали, а то и вообще пилили наши подлодки под громкие аплодисменты наших американских партнеров.

Что же касается конкретных побед нашего флота, которые, безусловно, в большом количестве фигурируют в истории, здесь надо сказать, что наш кинематограф в большом долгу перед нашим флотом

Возьмите учебник истории. Любой более менее образованный российский школьник назовет даты Бородинского сражения, когда произошла Полтавская битва. А вот когда была Чесменская битва, другие события в жизни нашего флота, среднестатистический школьник вам не скажет, потому что на телевидении, в информационном пространстве эта информация не циркулирует в нужном объеме. Поэтому я приветствую, что движение в этом направлении происходит, но мне кажется, что оно должно быть более четкое, ясное и поступательное, потому что флот – одна из важнейших составляющих суверенной сильной России.

Вопрос:

В последнее время все чаще можно услышать, что Россия и Япония близки к подписанию мирного договора, хотя и противников его заключения в обоих странах можно встретить немало. На каких условиях может быть заключен мир, чтобы он устроил все стороны?


Николай Стариков:

Сначала хочется подчеркнуть один очень важный момент, о котором те, кто рассказывает об отношениях России и Японии постоянно забывает: на сегодняшний день состояние войны между Россией и Японией прекращено. Мирный договор и состояние войны – это разные вещи. В 1956 году, когда Никита Сергеевич Хрущев ни с того ни с сего предложил Японии вернуть под ее ее юрисдикцию часть островов, состояние войны было прекращено. Поэтому у нас нет мирного договора, но процесса войны тоже не существует.

Теперь следующий вопрос. Каким образом мы можем решить проблемы между Японией и Россией?

Со стороны России никаких проблем не существует. Мне очень нравится выражение: есть две точки зрения – японская и правильная, то есть наша. Курильские острова – это неотъемлемая часть РФ. Я не вижу не одной причины, почему мы должны эту точку зрения менять.

Что же касается наших японских соседей, то Курильских островов. или как они его называют «вопрос Северных территорий»… Кстати, почему они их так называют? В Сан-францискском мирном договоре было четко прописано, что Курильские острова переходят под советскую юрисдикцию, поэтому был придуман новый географический термин, который давал возможность сказать, что речь идет не о Курильских островах, а о других территориях. Это не более чем политико-географическое лукавство. Нашим японским соседям стоит напомнить, что вопрос принадлежности тех или иных островов на самом деле для японского суверенитета не является ключевым или важным. Это американцы пытаются создать напряженность в отношениях между русским и японским народом, подталкивая Японию к неким шагам, постоянной напряженности вокруг вопроса, который для Японии не является ключевым.

А вот вопрос нахождения американской армии на территории Японии – вот это действительно вопрос, который влияет на японский суверенитет. Поэтому уважаемые японские коллеги, обратите. Пожалуйста, внимание на то, что вы являетесь оккупированной страной и оккупирует Вашу территорию вовсе не советская, не русская, не Красная Армия. Вас оккупируют Соединенные Штаты Америки, которые наложили запрет на развитие целых отраслей вашей промышленности, которые опасны для них с точки зрения военных технологий. В том числе, самолетостроение, кораблестроение. Обратите внимание: до Второй мировой войны у Японии были досточно неплохие по тому времени самолеты, который достаточно долгое время на равных воевал с флотом США. Закончилась Вторая мировая война, и теперь у Японии, которая в техническом плане – очень неплохо развитое государство нет своего самолетостроения, нет своего кораблестроения.

Задайте себе вопрос: почему? Ответ я вам уже сказал.  

http://politrussia.com/control/nikolay-starikov-o-697/
« Последнее редактирование: 11 Июля 2020, 14:38:39 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 07 Июля 2017, 17:39:59 »

Дмитрий Павленко

Ночной кошмар для султана. Разгром турецкого флота при Чесме



7 июля (26 июня) 1770 года русская эскадра во главе с графом Алексеем Орловым и адмиралом Григорием Спиридовым уничтожила турецкий флот в Чесменском морском сражении

Чесменское морское сражение является одной из самых известных и выдающихся побед в истории русского военно-морского флота.

Битва, закончившаяся полным разгромом османской эскадры Гассан-бея, произошла 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года в районе современного города Чешме на западе Турции.

Россия рвется к Черному морю

Чесменскому бою предшествовал славный переход русской эскадры во главе с фаворитом императрицы Екатерины II - графом Алексеем Орловым - из Кронштадта через Атлантику к далёким берегам Греции, который начался в июле 1769 года. На тот момент у России ещё не было Черноморского флота. Всё черноморское побережье контролировалось Османской империей и полностью зависимым от неё Крымским ханством. Императрица Екатерина стремилась осуществить то, что в силу различных обстоятельств не удалось её предшественникам - русскому императору Петру Великому, его племяннице Анне Иоанновне и дочери Елизавете Петровне, - выйти к Чёрному морю.

Случай для этого представился в 1768 году, когда Османская Порта, воспользовавшись сложностями, которые испытывала в это время Россия в Польше, объявила войну. Поводом для начала военных действий стал набег повстанцев-гайдамаков во главе с сотником Шило на турецкое поселение Балта, расположенное на правом берегу реки Кодыма (приток Южного Буга) по соседству с польским местечком Юзефград (ныне это часть города Балта на севере Одесской области). Мстя за убийства православных, Шило разорил Балту и Дубоссары. Вину за это турецкий султан возложил на Россию, несмотря на то, что русские войска активно способствовали подавлению выступления гайдамаков. Под давлением Франции и Австрии, желавших ослабления как Османской империи, так и России, Порта объявила Петербургу войну.


Императрица Екатерина II. Гравюра работы Гаврилы Ивановича Скородумова (XVIII век), изготовленная по портрету работы Фёдора Степановича Рокотова. Из материалов Государственного исторического музея. Репродукция фотохроники ТАСС

Далёкий поход к греческим берегам

Несмотря на успешные действия русской армии в Молдавии и Валахии, Россия предприняла попытку также поднять против турок народы Балкан, дабы ускорить поражение Стамбула. С этой целью в июле 1769 года из Кронштадта в Средиземное море отправилась русская эскадра в составе семи линейных кораблей (68-пушечный "Ростислав", 66-пушечные "Европа", "Иануарий", "Северный Орёл", "Святой Евстафий", "Трёх Иерархов", "Трёх Святителей"), 36-пушечного фрегата "Надежда Благополучия", бомбардирского корабля "Гром" и нескольких вспомогательных судов - пинков и пакетботов. Командовал эскадрой адмирал Григорий Спиридов. Общее командование экспедицией осуществлял граф Алексей Орлов.

В начале 1770 года русская эскадра прибыла к греческому полуострову Пелопоннес (Морея) и высадила там десанты, которые вместе с греческими и албанскими повстанцами нанесли туркам ряд поражений. В частности, 10 (21) апреля 1770 года после непродолжительной осады русский десант во главе с сыном "арапа Петра Великого" и двоюродным дедом Александра Сергеевича Пушкина Абрамом Петровичем Ганнибалом овладел турецкой крепостью Наварин в районе античного города Пилоса (впоследствии данное место стало известно ещё одной славной победой русского флота над турками, одержанной в 1827 году).

Вместе с тем для продолжения активных действий на Пелопоннесе русских сил явно не хватало, а слабо организованные и плохо вооруженные греческие повстанцы без русской помощи терпели поражение за поражением и быстро обращались в бегство при натиске турецких сил.

В итоге после ряда неудач Орлов сжег крепость Наварин и вывел флот в море. В это время греческих берегов достигла вторая русская эскадра (три линейных корабля: 84-пушечный "Святослав" и 66-пушечные "Не тронь меня" и "Саратов", два 32-пушечных фрегата "Надежда" и "Африка, несколько вспомогательных судов) во главе с перешедшим на русскую службу англичанином Джоном Эльфинстоном, которая вышла из Кронштадта через три месяца после первой эскадры Орлова и Спиридова. Эльфинстон обнаружил подошедший к берегам Пелопоннеса турецкий флот Гассан-бея и смело атаковал его, вынудив османов укрыться в бухте Нафплиона. Однако ввиду абсолютного превосходства противника, имевшего 10 линейных кораблей, два фрегата, семь вспомогательных судов, да ещё и прикрытого береговыми батареями, Эльфинстон решил не блокировать его и соединиться с эскадрой Спиридова, что и произошло 22 мая (2 июня) 1770 года. Однако промедление привело к тому, что турецкий флот ускользнул из Нафплиона. Настигнуть его объединённой русской эскадре во главе с Орловым удалось только спустя месяц в проливе, разделяющем греческий остров Хиос и турецкую Малую Азию.

Подвиг "Святого Евстафия"

24 июня (5 июля) в Хиосском проливе разгорелся бой между русской эскадрой Орлова и Спиридова и турецкой Гассан-бея. Несмотря на более чем двукратное превосходство со стороны противника, русские корабли смело и решительно вступили в бой. Шедший во главе кильватерной колонны линейный корабль "Святой Евстафий", на котором держал свой флаг Спиридова, под ураганным обстрелом со стороны противника и звуки оркестра, получившего приказ адмирала "играть до последнего", приблизился почти вплотную к 80-пушечному турецкому флагману "Реал-Мустафа" и с дистанции 50 метров открыл по нему огонь, а затем взял на абордаж.

"Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, - писал в донесении императрице Алексей Орлов, - но корабль адмиральский “Евстафий” превзошёл все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы, живые свидетели всем действиям, признались, что они тогда не представляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с таким терпением и неустрашимостью".

В ходе боя на палубе турецкого корабля русские моряки одержали победу и захватили неприятельское знамя. Самого Гассан-бея захватить не удалось. Хитрый турецкий адмирал во время абордажного боя выбросился за борт корабля и был подобран одной из своих шлюпок.

Внезапно возникший на "Реал-Мустафе" пожар быстро перекинулся на "Святого Евстафия", вследствие чего оба корабля взорвались. Адмиралу Спиридову, командиру "Святого Евстафия" Александру Крузу и еще нескольким десяткам членов команды корабля чудом удалось спастись. Это была первая серьезная боевая потеря русской эскадры.

Между тем после гибели "Реал-Мустафы" турецкий флот потерял управление, и корабли начали отходить в расположенную неподалеку от места сражения Чесменскую бухту.


Вид на Чесменскую колонну в Екатерининском парке Государственного музея-заповедника «Царское Село». Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Разгром турецкого флота

На состоявшемся на следующий день военном совете Орлов принял план Спиридова по уничтожению турецкой эскадры в Чесменской бухте. С учетом того, что бухта была довольно узкой, и корабли противника в ней стояли довольно скученно, решено было уничтожить их при помощи неожиданной артиллерийский атаки и четырех кораблей-брандеров, начиненных взрывчатыми веществами.
В ночь с 25 на 26 июня (с 6 на 7 июля) 1770 года русские корабли скрытно вошли в Чесменскую бухту и неожиданно атаковали неприятеля. Под прикрытием линейных кораблей к вражеской эскадре двинулись брандеры. Однако лишь одному из брандеров, которым командовал лейтенант Дмитрий Ильин, удалось подойти вплотную к 84-пушечному турецкому кораблю и поджечь его. Последовал мощный взрыв, пожар от которого распространился на стоявшие почти вплотную друг к другу турецкие корабли.

К утру 26 июня (7 июля) турецкий флот в Чесменской бухте прекратил свое существование. Было уничтожено 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, большое количество вспомогательных судов. Погибли от 7 до 10 тысяч турецких моряков. Русские потери в ходе сражения в Чесменской бухте составили 3 человека убитыми и 9 человек ранеными. Были захвачены чудом уцелевшие турецкий линейный корабль "Родос" и пять галер.

Все участники Чесменского сражения были награждены по личному распоряжению императрицы Екатерины II. Специально для победителей были отлиты серебряные медали с профилем государыни и надписью "БЫЛЪ". Граф Алексей Орлов получил в награду орден Святого Георгия I степени и право называться "Орловым-Чесменским".

Высоких наград были удостоены и другие герои сражения – Григорий Спиридов, Самуил Грейг, Александр Круз, Дмитрий Ильин. В честь победы при Чесме были построены памятный обелиск в Гатчине, колонна в Царском Селе и дворец в Санкт-Петербурге. Почетное название "Чесма" впоследствии носил целый ряд кораблей Русского императорского флота.


Граф Алексей Орлов-Чесменский. Фото: www.globallookpress.com

С 2012 года, в соответствии с указом Президента России Владимира Путина, в честь победы русского флота в Чесменском морском сражении 7 июля является Днем воинской славы.

Черное море вновь стало Русским морем

В результате выдающейся победы в Чесменском морском сражении русский флот получил возможность полностью контролировать Эгейское море, а также блокировал стратегически важный для Османской империи пролив Дарданеллы. Постоянное присутствие у греческих и малоазийских берегов русской эскадры, которое продолжалось вплоть до заключения в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мирного договора, отвлекало на себя значительную часть турецких сил, которые могли быть использованы в сражениях на Дунае или в Крыму.

Главным итогом русско-турецкой войны 1768-1774 года стало завоевание Россией выхода к Чёрному морю, которое стало возможно во многом благодаря действиям эскадры Орлова и Спиридова в Эгейском и Средиземном морях. Получившее по итогам Кючук-Кайнарджийского мира независимость Крымское ханство в 1783 году официально прекратило свое существование, а Крым был присоединен к России. Именно тогда русским адмиралом, героем Чесменского сражения (командовал линейным кораблем "Европа", одним из первых вступившим в бой с неприятелем) Федотом Клокачевым был заложен Черноморский флот, ставший гордостью и славой государства Российского.

https://tsargrad.tv/articles/nochnoj-koshmar-dlja-sultana-razgrom-tureckogo-flota-pri-chesme_73366
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 11 Июля 2020, 14:52:01 »

Море стало красным от крови: дерзкий рейд русской эскадры уничтожил целый флот в крупнейшем сражении



Чесменское сражение 1770 года — морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции между русским и турецким флотами.

Является одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота.

Оно делится на два этапа:

1) бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля);

2) уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).

Подробности в материале НИИ военной истории академии Генштаба Вооруженных Сил России.


Вид Чесменской пристани с изображением истребления оттоманского флота эскадрой российской под предводительством генерала графа Орлова в ночь на 7 июля 1770 года

После начала Русско-турецкой войны 1768–1774 годов Россия решила отправить несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от действий на Черном море. В 1769 году из Кронштадта в Средиземное море были направлены две эскадры адмирала Г.А. Спиридова и контр-адмирала Д. Эльфинстона. Все морские и десантные силы в Средиземном море возглавлял граф А.Г. Орлов.

В конце июня 1770 года объединенная русская эскадра обнаружила турецкий флот на рейде Чесменской бухты. В ее составе было девять линейных кораблей, три фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий.


Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Художник В.  Эриксен

Турецкий флот, которым командовал капудан-паша Ибрагим Хусамеддин-паша, насчитывал 16 линейных кораблей, шесть фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Таким образом, неприятельский флот имел двойное численное превосходство в силах.

Турецкие корабли были построены в две дугообразные линии. В первой находилось десять линейных кораблей, во второй — шесть линейных кораблей и шесть фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным, полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии.

Правильно оценив обстановку и слабые стороны боевого построения турецкого флота, адмирал Спиридов предложил следующий план атаки: линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии.


Адмирал Г.А. Спиридов. Неизвестный художник. Первая половина XIX в.

После уничтожения кораблей первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. В этом проявилось новаторство Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику.

Такое построение было связано с риском, т. к. русские, сближаясь с противником, подвергались продольному огню артиллерии турецких кораблей. Расчет Спиридова был построен на быстроте сближения.

Утром 24 июня (5 июля по новому стилю) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа», за ним — «Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю.
 

Бой в Хиосском проливе. Фрагмент. Художник П. -Ж. Волэр

Около полудня турецкие корабли открыли огонь по русским кораблям. Спиридов приказал атаковать флагманский корабль турок «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя команд «Евстафия» и «Реал-Мустафы» турецкий корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Евстафий».

С гибелью турецкого флагманского корабля управление неприятельским флотом было нарушено. Вот что записано в журнале флагманского корабля «Три иерарха»:

«Проходя мы близко неприятельского флота, стали палить по нем из пушек с ядрами, что происходило и с прочих нашего флота кораблей; и оное сражение происходило до исхода 2 часа, а в исходе 2 часа весь турецкий флот снялся с якоря и пошел в местечко Чесма, и стал там на якорь. В 2 часа поворотили мы через оверштаг».

Под сильным артиллерийским огнем кораблей эскадры Спиридова турецкий флот в беспорядке отступил в Чесменскую бухту. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к русским.


Схема морского сражения в Чесменском заливе. 6/7 июля 1770 г.

В сражении русские матросы проявили исключительный героизм и мужество. Так, например, во время абордажного боя «Евстафия» и «Реал-Мустафы» один из матросов хотел захватить турецкий флаг, но ему при этом прострелило руку, когда же он протянул другую руку, то ему была нанесена рана клинком. Тогда он вцепился зубами в полотнище флага.

На следующий день был созван военный совет под председательством главнокомандующего А.Г. Орлова, в котором участвовали Г.А. Спиридов, С.К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю.В. Долгоруков, И.А. Ганнибал и другие командиры.

Орловым и Спиридовым было решено, используя ночной бриз, дувший с моря на берег, сжечь турецкий флот в Чесменской бухте.

В воспоминаниях Г. А. Спиридова об этом сказано так:

Итак, не мешкая нисколько, согласно с графом Алексеем Григорьевичем, так и с другими флагманами, с которыми со всеми и всегда согласно действовал, дал диспозицию для сожжения всего турецкого флота.

Был создан специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе четырех линейных кораблей, двух фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и, пока турки находились в замешательстве, непрерывно метать бомбы в турецкие корабли, что и было исполнено. Одновременно начали готовить четыре брандера.


Эпизод морского боя. Художник Якоб Филипп Гелерт. Картина написана художником в 1771 году как часть общей работы, посвященной Чесменскому сражению

В ночь на 26 июня (7 июля) отряд Грейга вошел в бухту. Линейные корабли «Европа», «Ростислав» и «Не тронь меня» образовали линию с севера на юг, вступили в бой c турецкими кораблями. 66-пушечный «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу.

Вскоре взорвался первый турецкий корабль. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте. После взрыва второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры.

Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели и только один под командованием лейтенанта Д.С. Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Множество горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота.

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, шесть фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов; лишь один линейный корабль «Родос» с пятью галерами захвачен в плен; погибло 10–11 тыс. человек. Русский флот потерь в кораблях не имел; погибло 11 человек.

Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии:

«Вода, смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать».

Весть о славной победе флота Российского вскоре достигла Петербурга. Екатерина II писала графу Орлову:

«Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; безпристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие, и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои».

Императрица щедро наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили орден Св. Георгия 2-й степени, 3-й степени ордена Св. Георгия были удостоены капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский, ряд офицеров, в том числе и командиры всех брандеров, получили крест ордена Св. Георгия 4-й степени.

Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии — «Чесменский».

А за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.

Чесменский бой имел важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.


Медаль «В память сожжения при Чесме турецкого флота». 1770 г.

По распоряжению Екатерины II для прославления победы была воздвигнуты Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774–1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777–1780) в Санкт-Петербурге. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота.

В июле 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.


Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села. Установлена в 1776 г. по проекту архитектора Антонио Ринальди.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации


https://rusvesna.su/news/1594205309
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!