Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 02:42:44  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Наша память - наша Победа  (Прочитано 687 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Сентября 2020, 19:00:13 »

Ольга Орлова

НАША ПАМЯТЬ – НАША ПОБЕДА

По всей стране в исторических парках «Россия – моя история» открылась выставка «Память поколений». Здесь каждому из нас множество лично адресованных писем-треугольников.


Плакаты войны

«Стой так и не двигайся!»

22 июня 1941 года, как только объявили войну, перепуганная за детей Тамара вбежала в мастерскую мужа.

«Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне…

– Стой так и не двигайся!..»


– вспоминала потом та, что стала прообразом того самого плаката «Родина-мать зовет», столь многих сподвигшего пойти на фронт, ночи не спать у тех самых мартеновских печей.

Ираклий Тоидзе нарисовал этот плакат буквально в первые часы войны. И работа не прекращается: на выставке аккумулирована художественная рефлексия о войне с самого ее начала и до наших дней.

Как не прекращается на самом деле и сама война – потому что всё подлинное и доброе в этом мире дается не иначе как с боем, вызывает противодействие видимого/невидимого врага, – и в Царствие Божие, которое внутрь нас есть, входят только употребляющие усилие (ср.: Лк. 17: 21; Мф. 11: 12).

Так что и внутри войны, как свидетельствуют полотна экспозиции, всегда возможны Жизнь и человечность.

И может быть, именно опыт войны нас и учит ценить ту Истину и смыслы, что в расслабленности и многосуетности забываются.

И хорошо, если учат история и искусство, и мы им внимаем…

История как лента Мебиуса

До Победы оставалось чуть меньше двух недель. А еще неделю назад нацисты, уже поджатые нашими войсками, подбадривали было фюрера, поздравляя с днем рождения (последним, 56-м) из якобы «неприступной крепости Бреслау». Хотя уже через три дня – 1 мая 1945 года – громкоговорители с наших позиций объявят жителям этого тогда еще немецкого (ныне по итогам войны польского) городка о самоубийстве того, кто думал жить вечно и править всем миром.


27 апреля 1945 г. Бреслау, экипаж танка ИС-2 лейтенанта Дегтярева. Фото Анатолий Егоров

Объявят из тех самых репродукторов, что Гитлер собирался развесить по русским деревням, в которых «славяне должны работать на нас, – как он писал, – а в случае если они нам не нужны, пусть умирают»; единственное, чего опасаясь:

«Только чтобы никому в голову не взбрело рассказывать по радио покоренным народам об их истории; музыка, музыка, ничего кроме музыки»…

Гитлер: «Только чтобы никому в голову не взбрело рассказывать покоренным народам об их истории…»

И вот мы знакомимся с нашей историей, вчитываясь и в этот предрекаемый нам провал: слова фашистов на экспозиции проецируются в рукотворную яму-котлован. И здесь множество отсылок: и бункер, где застрелился фюрер (ибо зло всегда самоубийственно), и повесть изумительного Андрея Платонова как самопредупреждение от фашиствующих против своих, и русская пословица «Не рой яму другому…» (да и своему народу – не надо…).

Но это всё мы прочитаем, и увидим, и осмыслим, и поймем уже в следующих залах. А пока при входе на экспозицию у нас перед глазами – день 27 апреля 1945 года. Тот самый городок Бреслау, из которого неделю назад оптимистично слали фюреру заздравные поздравлялки… А тут наши танкисты в перерыве между боями раздобыли где-то клавесин хорошего такого немецкого качества… И никто и ничто не может им помешать (как и нам сейчас изучать нашу историю) играть и слушать – судя по умиротворенным и одухотворенным лицам – классику. Не исключено, что произведения кого-то из величайших композиторов-немцев. Искусство выше розни и напоминает людям, что – люди все мы.

Это первая фотография, открывающая выставку, – и вся эта экспозиция именно о таком человеческом измерении происходящего из часа в час, из года в год как восемью веками ранее, так и тогда, в середине XX столетия, как и сегодня, на подходе к середине века XXI-го…

Не садись на пенек

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=IoknGsOSXaY

​​https://youtu.be/IoknGsOSXaY

Здесь же, в самом первом вводном зале – видео оживающих картин: внутри известных полотен внезапно появляется динамика. Война – в действии.

Внутри известных полотен внезапно появляется динамика: война – в действии

Вот бойцы Красной Армии пытаются отстреливаться от врага, потом – беззащитные матери, дети… А вот уже на следующем кадре: советский солдатик сражен и рядом – их головы (и у того, и у того рыжеволосая) буквально сомкнулись – лежит такой же паренек в форме фрица…

Художник Борис Неменский вспоминал:

«В январе сорок третьего по военным дорогам я пробирался к Великим Лукам. В пути оголодал и сел на пенек пожевать сухарь. И вдруг я заметил, как подо мной зашевелилась рыжая трава. Оказалось, что сижу я на убитом немце. И припорошенная белым трава – его рыжие волосы. Перевернул еще не вмерзший в снег труп и увидел совсем мальчишеское лицо, чем-то даже похожее на мое. Меня просто пронзило током».

Впечатлительный, сам еще только начинающий жить (замечательно, что на выставке указаны годы жизни художников, как многое можно узнать и о происходящем на картинах), он не мог этого забыть.

Как и опростаться от того, сколько же его сверстников – русских мальчишек полегло на полях сражений…

Но и так говорят: на войне гибнут тела, в мирное время – души…

Это фашизм

В России, или, точнее, тогда Советском Союзе, Великая Отечественная война унесла жизни каждого третьего мужчины в возрасте от 20 до 35 лет. Наши потери превосходят – иногда в десятки раз! – вообще чьи-либо на планете. Сталинградская битва признана самой кровавой за всю историю человечества.


Статистика подглавки «Убито военнослужащих»

На выставке приводится статистика:

Убито военнослужащих
Италия – 370 000
Великобритания – 410 000
США – 416 000
Япония – 1 900 000
Германия (флаг дан фашистский) – 5 300 000
СССР – 11 400 000

Пленные, пропавшие без вести
США – 140 000
Великобритания – 192 000
Италия – 620 000
Германия – 1 650 000
Япония – 4 500 000
СССР – 9 700 000

Жертвы мирного населения
США – 3000
Великобритания – 92 000
Италия – 150 000
Япония – 580 000
Германия – 1 440 000
​СССР – 15 200 000

Экспозиция разбирает и развенчивает современные фальсификации истории Великой Отечественной и героизацию фашизма

Поэтому разобранные тут же, на экспозиции, современные фальсификации истории, когда большинство европейцев, согласно данным соцопроса ICM Research, победителями-освободителями считают американцев – так, например, думают 61% французов и 52% немцев, – это тот же самый фашизм: лавры обманом и за счет чужого труда, усилий, крови.

Как фашизм, разумеется, и героизация на Украине украинских националистов (участвовавших в уничтожении еврейского населения на оккупированной немцами территории Украины и организовавших «волынскую резню» – расправу над мирным польским населением западно-украинской области); а в Латвии – латышских эсэсовцев (когда их даже на утренниках в детских садах чествуют); и в других странах – в той же Польше, Литве, Эстонии… – национализм громоздят сейчас на антироссийский фундамент.



Выставка о нас,
или Чтобы не оказалось поздно


Справа картина Бориса Неменского (род. 1922). Неизвестная высота, 1962 г.

«Безымянная высота» – работа Бориса Неменского, где рядом лежат трупы совсем еще юных советского и немецкого солдат, – написана художником спустя два десятилетия после того, как он на родной земле присел было на пенек и понял, что за страшный пейзаж его окружает…

Уже тогда в год создания – в 1962-м – картина вызвала шквал критики, хотя это вовсе и не «покаяние» Коли из Нового Уренгоя «за невинно убитых солдат вермахта».

Прав тот, кто защищает Родину

Сам ныне здравствующий, прошедший войну Борис Михайлович пояснял, что вопрос о том, кто прав – русский солдат или немецкий, – для него никогда и не стоял, он даже подумать о таком не мог. Потому что, понятно: прав тот, кто защищает Родину. Но вопрос тут: кто в ответе за загубленные жизни этих мальчишек, которые, может быть, еще и не успели при тех вбросах пропаганды, что в Германии, что в нашей стране, понять: где правда, в чем ложь, «что есть истина?» (Ин. 18: 38), – не говоря уже о том, Кто есть Истина (Ин. 14: 6). А если эта Истина не опознана, то и во всех прочих хитросплетениях века сего не каждый разберется…

Приходите. Эта выставка о каждом из нас и о дне сегодняшнем. О том, что надо вспомнить, и о том, чего нельзя забывать. Тем более тем, у кого, вопреки фашистской и ныне действующей пропаганде, дети.

Приходите с детьми. Я сначала обрадовалась, что поведу крестников, которых не успела сводить на эту выставку в прошлом году: «Вот и мультимедийный формат доходчивее детям…» Но оказавшись на пресс-показе, поняла, что тут всё более чем серьезно, даже при том, что картины оживают и это детям понравится, что для них есть и специальный мультимедийный пазл… Но дело даже не в этом.


Кукрыниксы. (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Обвинение. Нюрнбергский процесс. 1967 г.

Я вспомнила, как бродила по выставке в прошлом году и там был класс на экскурсии… Подростки, лет по 12. И один из них, подбегая к скульптуре ли матери, склоненной над убитым сыном, или снятию с виселицы того, кто чуть старше его, или страшному фото замученных в концлагере истощенных людей, в том числе младенца, выведенных на экран Нюрнбергского процесса, начинал подтрунивать, передразнивая убитых и тех, кто в горе, кривляться… И все, кто был с ним, смеялись. И тогда казалось, что убитые живее, чем они… Я фотографировала. И это жуткие снимки. Они, может быть, даже страшнее тех, над изображениями кого он глумился, а те смеялись.

Или им уже было поздно? «Ад – это слишком поздно», – говорил Ф.М. Достоевский. Это результаты той дебилизации, которую нам навязывают, в том числе в образовании.

Лучше, конечно, на выставку идти семьями. Здесь очень много камерного – человеческого – семейного смысла. Хотя эта выставка и обо всей стране, обо всем мире – и о нашей в нем роли.

Это выставка о том, в чем надо успеть разобраться – вне зависимости от того, сколько каждому из нас отпущено лет жизни.

Бог хранит

«Русские живут недолго – 50–60 лет», – на выставке приводятся соображения Гитлера.

Александр Невский и столько, кстати, не прожил – умер всего в 42. Но это не помешало ему, с детства воспитанному на твердых традициях, стать героем на все времена, многодетным отцом, великим правителем, великосхимником-монахом, святым.

Прославленные первыми русскими святыми князья Борис и Глеб – сродники князя Александра – пришли на помощь ему во время решающего Невского сражения, и точно так же и они, и сам святой благоверный князь Александр Невский, и все русские святые, в день памяти которых началась Великая Отечественная война, безусловно, помогали и нашим воинам одерживать победы.

На войне оживают души. Этой теме посвящено очень много картин. И это ошеломляющий катарсис. Тем более когда понимаешь: Бог хранил. Так называется один из разделов выставки, где тач-панели можно полистать – почитать о конкретных случаях Его помощи.

Вообще по всей выставке находишь много информации к размышлению. Этим данная мультимедийная экспозиция отличается от своей премьеры в конце прошлого 2019 года: сюда добавили много исторической фактуры, хотя на треть увеличили и количество картин, – так что интересно будет и тем, кто уже был на выставке в Манеже. А ее посмотрели более 250 тысяч москвичей и – некоторые специально – приехавших в столицу. А теперь эта мультимедийная выставка открывается по всей стране.

И здесь у вас вдруг на глазах оживает фреска-портрет Александра Невского работы Павла Корина – как, впрочем, и лица простых солдат уже Великой Отечественной войны, медсестер, матерей… Тех, кого Бог хранит, хранит навечно.

Всех их – уже ветеранов – в проекции всеобъемлющей панорамы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «За отвагу» можно увидеть в венчающем, по традиции предыдущих выставок проекта «Россия – моя история», куполе, завершающем экспозицию, где ранее можно было увидеть, например, лики святых. А по периметру, кстати, Небо спущено на экранах – точно приглашая и тебя свою жизнь возвысить до тех, кто достоин Небес.

Заложникам ада есть чего бояться


Александр Невский, триптих, 1942-1943 гг., работы Павла Корина (1892-1967)

Павел Корин создавал свой триптих во главе со святым полководцем тогда, когда уже рвались снаряды. Писал к юбилею 700-летия победы русских над германцами на Чудском озере в 1242 году – «чтобы образ великих предков, – как его просили, – вдохновлял советских солдат и офицеров».

На полотне и стяг Спаса Нерукотворного, и храмы в отдалении, и икона святителя Николая Чудотворца. Там же образы – силы, мужества, величия и простоты. Репродукции этого словно складенька наши воины так и носили с собой в гимнастерках на груди, размещали – будто в красном углу – в землянках, а при штурме родного святому Великого Новгорода масштабную копию картины установили на въезде в город.


Хищники. 1942 г. Василий Ефанов (1900-1978)

Точно так же огромный список написанной в эвакуации картины Василия Ефанова «Хищники» вешали в Куйбышеве на вокзале, чтобы те, кто отправляется на фронт, видели, с кем им предстоит воевать. Волк, как известно, отбившись от стаи, трусоват: вот на заснеженном полотне русских просторов такой озлобленный и трясущийся зверь в его зеркальном отображении – фрице – и изображен.

Это у полагающих душу за други своя (Ин. 15: 13) вечность впереди, а заложникам ада есть чего бояться.

Кто захватил страну?


Рабовладельцы, 1942 г. Работа Тараса Гапоненко (1906-1993)

Они только в своих хорошо оплаченных и экипированных за счет труда тех, кого они поработили (одна из картин о фашистах так и называется – «Рабовладельцы», художник Тарас Гапоненко), полетах да сверхфантазиях ни чем не оплаченного величия смелы. Против мирного населения – о чем повествует произведение Аркадия Пластова «Фашист пролетел» – это пожалуйста…

Говорят, эту картину Сталин велел повесить на Тегеранской конференции 1943 года, так что участвовавшие в переговорах Рузвельт (США) и Черчилль (Великобритания) не могли уже, мол, медлить с открытием Второго фронта… Открыли. Но не потому, что мальчика убитого увидели – сына закабаленных русских колхозников, а просто перелом в войне уже был за счет крови миллионов наших же бойцов достигнут. И Гитлера уже нечего было бояться и заискивать перед ним…


У картины Аркадия Пластова «Фашист пролетел», 1942 г. Выставка в Манеже

Второй фронт открыли на вторых ролях, а теперь на первых ролях на весь мир себя героями и победителями объявляют

И открыли-то они этот Второй фронт на вторых ролях, а теперь на первых ролях на весь мир себя героями и победителями объявляют.




План экспозиции выставки «Память поколений»

Наша память – наша Победа

И только когда народ наш узнаёт свою историю, самоидентифицируется с ней: «Россия – моя история», – всяким Гитлерам, Борманам и иже с ними становится страшновато…

Приходите на выставку.

Ольга Орлова

4 сентября 2020 г.


Выставка пройдет в: Москве, Владивостоке, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Махачкале, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Пскове, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Ставрополе, Сургуте, Тюмени, Уфе, Челябинске, Южно-Сахалинске, Якутске.

Дата и время открытий: с 28 августа по конец октября.

Адрес флагманской экспозиции: г. Москва, ВДНХ, павильон 57, «Россия – Моя история».

Дата открытия флагманской экспозиции: 5 сентября.

Вход свободный.

https://pravoslavie.ru/133748.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!