Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 19:38:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Цензура навыворот?  (Прочитано 644 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Сентября 2020, 21:22:39 »

Игорь Гревцев

Цензура навыворот?

Московская книжная ярмарка напомнила, что современной российской литературе не хватает... русскости



Я не сторонник жесткой цензуры. Но, проходя вдоль палаток Московской книжной ярмарки – 2020 (ММКЯ – 2020), в этот раз организованной в Манеже, я в очередной раз пожалел, что цензуры у нас нет. Как всегда, меня поразила неразборчивая всеядность книжного рынка. И на прежних ярмарках, и на нынешней первым делом в глаза мне бросалось вопиющее сваливание в одну кучу всевозможных тем и направлений. И опять я вспоминал кем-то сказанную мудрую мысль: «Если хочешь, чтобы ребенок вырос дебилом, лиши его доступа к любой информации или завали его таким обилием информации, чтобы он не смог ее переварить». Одно равноценно другому по конечному результату. А народ – он как ребенок, и реакция у него на информационный голод или информационное обжорство такая же.
   
Но это было первое впечатление. Что-то неуловимо новое, чего я не ощущал на предыдущих книжных ярмарках, не давало мне покоя. И только повнимательнее вглядевшись в развалы полиграфической продукции, я понял, в чем дело. Новинок популяризаторской литературы стало намного меньше, зато заметно увеличилась доля современной художественной литературы. А ведь именно художественная литература оказывает первостепенное влияние на формирование общественного сознания. С этим может не согласиться только дилетант. А любой профессиональный культуролог знает, что из словесной культуры рождаются самые массовые виды искусства: из поэзии – песенная, из прозы – кинематографическая во всех своих проявлениях. Эти-то виды искусства как раз и выстраивают духовный, нравственный и эмоциональный фон, в котором осуществляется жизнедеятельность всего народа.
   
Итак, книжные развалы ММКЯ – 2020 открыли новую тенденцию, ранее мною не выявляемую: на полиграфическом фронте начинается массированная атака современной литературы на… Кого? Или против чего? Давайте разбираться.
   
Записав имена неизвестных мне авторов и запомнив имена известных, уже в спокойной домашней обстановке, воспользовавшись возможностями соцсети, я вкратце ознакомился с представленными произведениями. И вдруг неожиданно понял: цензура у нас есть! Правда, не в том виде, как я ее себе представляю, а совершенно в диаметрально противоположном. И действительно, ведь цензура может отсеивать не только вредное, оставляя полезное, но и, наоборот, – ставить непреодолимые фильтры на пути духовно здоровой литературы. Все зависит от того, кому эта цензура служит, а значит, какие конечные цели преследует. Ознакомившись в произведениями отмеченных мною авторов (а я обладаю способностью скоростного чтения: это, когда книгу в 200 страниц могу не просто прочесть за час, но и дать по ней развернутую рецензию), я пришел к выводу, что нынешняя цензура продвигает в русский народ весьма отравленную духовную пищу, то есть является враждебной русскому народу. Почему я пришел к такому решению? Да потому, что практически все современные авторы – и прозаики, и поэты, чьи книги издаются и распространяются, как будто вышли из одного инкубатора. У всех, как правило, звучит одна мелодия, хоть и в разной аранжировке – вернее, две мелодии: одна – развлекательная, другая – развратно-запугивающая. И никакого прорыва к свету.
   
Я понимаю: жизнь сейчас такая – беспросветная. Но, дорогие вы наши писатели и поэты, те, кто дерзнул взять на себя столь ответственное звание, неужели вы не знаете первого правила литературного творчества?!! Оно простое. Литература должна не отображать мир, подобно фотоаппарату, а преображать его! Иначе, зачем нужна литература? Иначе, зачем нужны литераторы? Рисуйте правду жизни во всей ее неприглядности, но указывайте людям выход к свету! Но это невозможно сделать без идеи Бога. А вот, Бога, Истинного Бога в православном Его понимании (а в России и не может быть другого понимания) в произведениях, представленных на ММКЯ – 2020, как раз и нет. А там, где нет Бога, там хозяйничает сатана. И как нам относится (пусть даже к невольным) его служителям? Однозначно: враги русского народа.
   
Я, разумеется, ни в коей мере не призываю писателей в каждом абзаце упоминать Бога, Иисуса Христа, Богородицу и другие священные для русских имена, не призываю украшать свои романы и стихи золотыми куполочками и сахарными ангелочками. Это будет ложью. Такой «православный гламур» еще хуже развратной литературы, ибо он есть издевательство над живой верой наших предков, а ложь (пусть и во благо) остается ложью, орудием сатаны. Но идея Бога, даже в адских проявлениях видимого и невидимого мира, в истинно русских художественных произведениях должна быть. Иначе, это не русские произведения.
   
И вот еще какую особенность я отметил у новомодных писателей. Я, воспитанный на лучших образцах русской классической литературы XIX и XX столетий, с трудом пробиваюсь сквозь чуждый мне стиль современных прозаиков, порой даже несмотря на всю его внешнюю простоту. Когда я читал тех же Роя, Прилепина, Улицкую, Устинову, Бильжо, Макаревича (тоже подался в писатели) и прочих, прочих… меня не оставляло впечатление, что я читаю произведения, переведенные с иностранного языка на русский. Да, впрочем, так оно и есть на духовном уровне. Они не русские по менталитету и состоянию души, хотя и родились в России. Так, кто же они по своей кровной принадлежности? Некоторых сразу можно определить по внешним признакам, даже не вдаваясь в исследования биографий. Других можно причислять к той же национальности, руководствуясь их одинаковыми литературными повадками. Я остановлюсь здесь только на одном широко известном в узких кругах бомонда писателе и поэте, который не скрывает своего еврейского происхождения и которого можно считать эталоном всех остальных раскручиваемых современных литераторов. Это – Дмитрий Быков.
   
Как уж он блистал на нынешней книжной ярмарке всей своей полнокровной и в меру упитанной неординарностью! Он даже со сцены учил писать стихи всех желающих постигнуть сие ремесло. Я, конечно, не отрицаю, что написанное им относится к стихам. Но к поэзии это не имеет никакого отношения. Поэзию рождают Поэты. А стихи сочиняют стихописцы. Раньше их называли пиитами. Просто сейчас в силу массового бескультурья стихами считается любой текст, записанный в столбик с соблюдением определенного ритма и системы рифмовки (впрочем, можно и без соблюдения). Поэзия же – это нечто иное. Это… Как бы объяснить попроще? Это когда сантехник и профессор читают одно и то же стихотворение, и у них одинаково проходит дрожь по коже, и они одинаково тайком смахивают с ресниц скупую мужскую слезу. Сантехники стихи Быкова читать не будут – слишком заумно. Профессора тоже их не станут читать – своей зауми хватает. А те немногие, кто их все же читают, попадают в категорию (даже не знаю, кого), о которых некогда известный, а ныне забытый певец Богдан Титомир с издевкой, но вполне серьезно сказал: «Пипл схавает». А чего ж не хавать? Модно! Модно, а значит, в тренде – вот и все.
   
Сейчас на сайте СТИХИ.РУ зарегистрировано и публикуется 900 тысяч пользователей. Еще столько же, надо думать, не зарегистрировано. То есть в России как минимум два миллиона пишущих стихи. Каждый считает себя поэтом и бесспорным гением. Из них 100–200 тысяч пишут не хуже Быкова. Но он в тренде, а они – нет. Да это и не страшно. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Страшно другое. Некие силы уже сегодня начинают закладывать основу будущей классической русской литературы XXI века, которую по их плану будут представлять нерусские писатели, прежде всего – евреи. Зачем это нужно? Все очень просто. Величие нации определяется по величию ее культурного наследия – прежде всего литературного. Два предыдущих столетия явили миру великую русскую литературу в лице великих русских писателей и поэтов. И этот факт мировая общественность не в силах оспаривать. Это то, на что мы, русские, до сих пор можем опираться. Если же начало третьего тысячелетия в России ознаменуется литературным провалом, а русскими классиками станут лишь писатели-евреи и их последователи, можно будет с уверенностью констатировать гибель русского народа. Ведь вслед за русской литературой вымрет остальная русская культура, а потом перепишется наша история, а затем случится непоправимое – наши потомки перестанут нас считать своими предками. И тогда Россия может и будет по-прежнему называться Россией, но она уже будет не русской. И это случится потому, что нарушится основополагающее правило, которое звучит так: культ (национальная религия) и культура – это два крыла, на которых держится все бытие народа. Чтобы полет был ровным и безопасным, эти два крыла должны быть равноценны и равнозначны по силе и величине. Если же одно крыло орлиное (наша вера православная), а другое воробьиное (развратная иноверческая культура), то полет однозначно закончится падением вниз, в пропасть исторического забвения. То есть если мы не создадим и не сохраним свою национальную культуру, которая произрастает их нашего религиозного мироощущения, мы однозначно потеряем Православную веру – веру наших предков. А потом потеряем себя. Не случайно же считается, что побеждает тот народ, чья культура побеждает!
   
Почему я с такой уверенностью говорю об этом? Да исходя из той же реальной конкретики, с которой столкнулся на Московской книжной ярмарке – 2020. В программе, расписанной на все дни ее работы, я прочел, что 5 сентября в 16:15 состоится «Творческая онлайн-встреча с кумиром миллионов читателей, живым классиком современной литературы, признанным мастером слова и сюжета Диной Рубиной». Вот так – ни много ни мало. Живой классик! Официальное объявление. А ведь понятие «классик» имеет вполне четкое определение. Это, когда писатель умирает и сам уже не может влиять на продвижение своих произведений, но они продолжают жить, работать и оказывать определенное влияние на общество через три поколения и далее после его смерти, только тогда он получает звание «классика». На ярмарке пока только одну писательницу заживо «пришили» к русской классической литературе XXI века. Это первый пробный шар. А дальше они покатятся один за другим. Я не сомневаюсь в разыгрывании такого сценария. И, если в ближайшее время в России ничего не изменится, лет через 10 мы уже будем иметь полный набор русской классической литературы, полностью представленной не русскими по духу и крови писателями. Или я ошибаюсь и нагнетаю беспочвенные и необоснованные страхи? А может быть, среди чисто русских писателей и поэтов попросту нет по-настоящему одаренных, способных создавать что-то более талантливое, чем Дмитрий Быков и иже с ним? Но я точно знаю, что есть они, есть! Их произведения куда как глубже, проникновеннее, профессиональнее, а главное – по-русски одухотвореннее. Эти писатели сохраняют корневую связь не только со своими гениальными предшественниками, но и с великими русскими философами, богословами, учителями Русской Православной Церкви. Но сейчас они не могут прорваться к широкому читателю сквозь рогатки, установленные на их пути неумолимой цензурой, которой, согласно Конституции, у нас в стране нет. Правда, нет, как выясняется, только для «своих». И я думаю, это промыслительно, что впервые за 20 лет в работе Московской книжной ярмарки не принял участие Институт русской цивилизации, возглавляемый главным редактором газеты «Русский вестник» Олегом Анатольевичем Платоновым. Не захотел Господь, чтобы столь уважаемая православно-патриотическая структура присутствовала на этом пиру госпожи Цензуры-навыворот.
 
Но цензура – дело государственное. Кто-то же управляет ею и следит за исполнением данных предписаний. Как бы хотелось посмотреть в лицо этому «кто-то» и спросить: доколе вы будете изгаляться над русской литературой? Но кому задать этот вопрос? Может, президенту Российского книжного союза Сергею Степашину – главному координатору полиграфического рынка. Вряд ли он ответит. Да его никто из русских людей и не спросит. И так все ясно.   

Игорь ГРЕВЦЕВ

https://ruskline.ru/opp/2020/09/26/cenzura_navyvorot

http://www.rv.ru/content.php3?id=13567
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!