Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 03:37:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: От края до края – Чёрное море и Каспий не разъединяют, а соединяют  (Прочитано 812 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Декабря 2020, 17:23:37 »

СЕРГЕЙ ГОРБАЧЁВ, председатель Союза журналистов Севастополя, кандидат политических наук, профессор Академии военных наук России, капитан 1 ранга запаса

От края до края – Чёрное море и Каспий не разъединяют, а соединяют

По всей «дуге нестабильности» от Синьцзяна до Адриатики возрастает напряжённость. Особенно на постсоветском отрезке «дуги»



Практически еженедельно новости из Причерноморья (Крым, Черноморский флот, Севастополь и т. д.) выходят на первый план. Это закономерность, и обусловлена она метаморфозами миропорядка первой четверти XXI века. В политический оборот вошло понятие «Большой Ближний Восток», которым охватываются страны, относящиеся к «Передней», «Малой» Азии и «Среднему» Востоку. При этом никуда не делись «Ближний Восток» и восточная часть Магриба, включающая земли Ливии, которая, как и Египет (Машрик), ещё и африканская страна.

Сегодня Причерноморье, Приазовье, Придунавье, Кавказ и Закавказье – вместе и по отдельности – воспринимаются совершенно иначе, чем тридцать лет назад, у черты исчезновения СССР. Сегодня можно уверенно говорить о существовании и развитии единого геостратегического пространства – Черноморско-Каспийского.

Элементами меняющейся картины мира стали эрозия и демонтаж Ялтинско-Потсдамской модели международных отношений; хлипкая зыбкость Хельсинкских принципов; неприятие навязываемых Соединёнными Штатами идей вестернизации-глобализации и в конечном счёте крах однополярной системы мироустройства.

Здесь надо говорить, прежде всего, о расстановке военно-политических сил. Именно военная (прежде всего военно-морская) составляющая во многом определяет суть принимаемых сейчас политических решений. Отметим ряд наиболее значимых факторов.

ПЕРВОЕ. Повышение напряжённости по всей «дуге нестабильности» от Синьцзяна до Адриатики, особенно в постсоветской части «дуги» – от Приднестровья и Гагаузии до Новороссии (включая современные ДНР и ЛНР), Северного Кавказа и Нагорного Карабаха (Республика Арцах). Появление и ликвидация «зоны войны» на территории бывших советских северокавказских автономий, «умиротворение» Чечни. Обретение независимости Абхазией и Южной Осетией. Потеря территорий непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой в результате 44-дневной второй карабахской войны. Возвращение России в Закавказье в формате гуманитарно-миротворческой миссии. Решительная заявка Турции на военно-политическое присутствие в постсоветском Закавказье и не только там.


Миротворческая миссия в России в Нагорном Карабахе. Фото: @military_arm

Формирование зоны постоянной нестабильности с включением в неё перманентно беспокойной территории юго-востока Турции, населённой «неприкаянными» курдами. При этом, безусловно, необходимо учитывать географическую приближённость региона к Кипру (на севере которого побывал на днях Эрдоган), а также к Ирану, Ираку, Сирии и Палестине. Не следует забывать о проблемах румынской Трансильвании, северомакедонцев-болгар, болгарских турок Кырджали, пренебрегать исторической памятью по поводу ставшего сто лет назад турецким Арарата – святыни и национальной гордости армян, отошедшего также век назад к туркам Ардагана, других земель-народов…

ВТОРОЕ. Сохранение Россией Черноморского флота бывшего СССР в силу «феномена адмирала Касатонова»: моряки-черноморцы, поддержанные жителями Севастополя, Крыма, российскими патриотами и соотечественниками, во главе с командующим Черноморским флотом (1991-1992) адмиралом Игорем Касатоновым отказались принимать украинскую присягу после распада Советского Союза. Силы Черноморского флота уже Российской Федерации – оперативно-стратегического объединения, обладающего ядерным оружием, – остались на своих исторических базах в Крыму.

Севастополь сохранил статус главной (основной) базы флота, незаменимой морской крепости Юга России. Тем самым укрепилась основа военно-морской доминанты РФ в Черноморском бассейне; было сохранено национальное лицо жителей полуострова, всегда связывавших своё прошлое, настоящее и будущее только с Россией. С возвращением Севастополя и Крыма «в родную гавань», в Россию, был создан плацдарм Русской весны. И особо отметим: флот из родной гавани не уходил никогда.

Благодаря позиции моряков-черноморцев РФ не только сохранила возможности влияния в важнейшем геостратегическом районе, но и обезопасила свои южные границы, отодвинув линию непосредственного соприкосновения с недоброжелателями минимум на 350 километров – от Керченского пролива до водных рубежей в западной части Чёрного моря. Флот содействовал успеху действий России по обеспечению мира на Кавказе.


Мирный Севастополь после воссоединения с Россией. 2014 год

Слова-принцип: «Кто владеет Севастополем, тот владеет Крымом; кто владеет Крымом, тот владеет Чёрным морем». Эти слова приписывают и графу Потёмкину, и адмиралу Нахимову. Так или иначе, в истинности этих слов сомневаться не приходится. Как нет сомнений в том, кто сегодня доминирует в Черноморье.

Россия сумела сохранить потенциал и инфраструктуру для действий флота в дальней морской и океанской зоне, для возобновления системы боевой службы в Забосфорье. Со временем Черноморский флот вернулся в Восточное Средиземноморье, создал полнокровную военно-морскую базу в сирийском Тартусе на основе существовавшего с 1970-х годов и сохранённого в лихолетье 1990-2000-х гг. пункта материально-технического обеспечения ВМФ СССР/РФ. Флот внёс свой вклад в успех сирийской кампании задолго до рождения её замыслов.

ТРЕТЬЕ. Решение Вашингтона (1996 г.) об объявлении Черного моря «зоной жизненно важных для США интересов», которое повлекло рост военно-морской активности 6-го американского флота, находящегося на постоянной основе в Средиземноморье со времён Второй мировой войны (эскадра, оставшаяся в этих водах со времени высадки американцев на севере Африки в 1942 году, в 1950-м была преобразована в 6-й оперативный флот ВМС США).

После 1991 года американцы стали в Чёрном море частыми гостями, постепенно оформляя заявку на постоянное присутствие здесь вначале как «бедные родственники», а затем как полноправные хозяева. Через несколько лет ежегодная общая продолжительность пребывания кораблей ВМС США в черноморской акватории стала доходить до количества дней в году.

В 2019 году американские корабли пробыли в Чёрном море 240 дней. «В этом году мы присутствовали в Чёрном море больше, чем когда-либо раньше. В 2019 году восемь боевых кораблей действовали в Чёрном море. Если совместить это с силами наших союзников в ВМС ‒ общие дружеские силы ВМС присутствовали в море две трети года. Это 240 дней присутствия», – заявляет адмирал Джеймс Фогто, командующий ВМС США в Европе и Африке. В 2018 году корабли США заходили в Чёрное море восемь раз.


Корабли НАТО в Черном море. Фото: nato.int

В Чёрном море регулярно появляются американские эсминцы типа «Арли Бёрк» (всего запланировано к постройке 84, строится – 7, в строю – 67), оснащённые многофункциональной боевой информационно-управляющей системой «Иджис». Эти корабли вместе с наземными базами ПРО в Польше и Румынии являются составными частями программы европейской адаптивной системы ПРО.

В последние годы к возросшей активности корабельных сил США и других стран-партнёров добавилась их активность в воздушной среде. Интенсивность полётов высока: за 2019 год подразделения ПВО обнаружили более 78 тысяч воздушных объектов, часть которых относится к военным.

Разведывательная деятельность здесь заметно выросла после воссоединения Крыма с Россией. Среднее количество обнаруженных дежурными силами ПВО разведывательных летательных аппаратов у южных границ РФ за год составляет до 250 воздушных целей, до 2014 года эта цифра была значительно ниже. После 2014 года дежурными силами армии над акваторией Чёрного моря был впервые обнаружен американский стратегический разведывательный комплекс БЛА RQ-4В («Глобал Хоук»), который может выполнять разведывательный полёт продолжительностью до 10 часов. Начали регулярно появляться американские самолёты-разведчики ЕР-ЗЕ («Ариес»), Р-8А («Посейдон») и другие. Над Чёрным морем и Украиной американские «стратеги» B-52 отрабатывали нанесение ядерных ударов по территории Российской Федерации, в том числе по Крыму. Были здесь британцы, были французы, собираются испанцы...

Немаловажно: авиация «супостата» регулярно «работает» в воздушном пространстве Украины, летает вплоть до границ Белгородской области, вдоль линии разграничения в Донбассе. Аппаратура «оппонентов» позволяет «заглядывать» и в глубину российской территории.

ЧЕТВЁРТОЕ. Неуклонная милитаризации региона с вовлечением в неё новых государств, территорий и акваторий. К примеру, Азовского моря, являвшегося десять лет назад практически полностью демилитаризованной зоной. Надо помнить: обе «стороны» Чёрного моря – арена целого ряда войн, в том числе русско-турецких. Это выгодный плацдарм для развёртывания группировок сухопутных войск, авиации и флота. Заметим, что в планах НАТО послевоенной поры на удары со стороны Балкан в «подбрюшье» СССР делалась вполне определённая ставка.

Уже в наши дни акватория Чёрного моря и территории причерноморских государств превращаются в арену проведения плановых масштабных учений сил Запада. Идёт создание системы базирования, инфраструктурных объектов Вооружённых сил США и их союзников в Болгарии (более 10 объектов), Румынии (около 20 объектов), а также в странах-партнёрах НАТО – в Грузии и на Украине.

Распространение сил альянса на Восток противоречит ранее полученным гарантиям от лидеров западных стран. И Россия будет реагировать соразмерно на агрессивные шаги со стороны НАТО, в том числе на попытки включить Украину и/или Грузию в состав блока. Принципиальным было вступление Болгарии и Румынии в НАТО (2004 г.) и в Европейский союз (2007 г.). Следствием этого стало превращение Чёрного моря в большое «атлантическое озеро», фокусирующее «жизненно важные интересы» «коллективного Запада», включая заокеанские США и Канаду, находящуюся на отшибе Европы Португалию и не имеющую вооружённых сил крошечную Исландию. Европейская интеграция и продвижение НАТО на Восток являются двуединой задачей, а площадкой решения данной задачи стал Черноморско-Каспийский регион.

Эта практика способствует повышению градуса военно-морской активности в Черноморье ВМС нечерноморских стран НАТО как самостоятельно, так и в составе группировок альянса (отрядов кораблей – военно-морских групп; специализированных противоминных соединений).


Система «Иджис» ПРО США. Фото: REUTERS Handout

Уже нескольких лет идёт плановое размещение стратегических объектов, в т. ч. противоракетной обороны, в непосредственной близости от южных границ РФ. Отметим румынскую военно-воздушную базу Девеселу как составную часть европейской ПРО, включающей американский многоцелевой зенитно-ракетный комплекс Aegis Ashore. По некоторым данным, здесь уже размещено ядерное оружие, частично переброшенное с турецкой базы Инджирлик. Соответственно, идёт совершенствование инфраструктуры военно-морских баз – румынской Констанцы и болгарской Варны. Болгария планирует увеличить расходы на оборону до 2% ВВП к 2024 году в рамках обязательств, утверждённых на саммите НАТО в 2014 году. Улавливая, однако, происходящие изменения геополитического баланса сил в мире, болгарское руководство рискнуло-таки отказаться от полнокровных натовских баз на своей территории.

(Продолжение следует)

https://www.fondsk.ru/news/2020/11/19/ot-kraya-do-kraya-chernoe-more-i-kaspij-ne-razedinjajut-a-soedinjaut-52291.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Декабря 2020, 17:37:29 »

СЕРГЕЙ ГОРБАЧЁВ

Геополитическая кухня мира

Количество скреп Черноморско-Каспийского региона неуклонно растёт



Как-то бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов, характеризуя регион Ближнего Востока, сказал, что после Второй мировой войны он играет роль «геополитической кухни» мира: ближневосточный фактор влияет на Кавказ, Центральную Азию, Север Африки, на всю Европу.

Говоря о формировании единого Черноморско-Каспийского геостратегического пространства, следует в первую очередь отметить усилившееся стремление Турции к доминированию в регионе под знаком идей пантюркизма и возрождения османского духа. Это ПЯТЫЙ ФАКТОР. В том или ином виде экспансия распространяется практически на все территории, входившие в Османскую империю, и на сопредельных земли, включая российские, населённые тюркоязычными народами и мусульманами (Поволжье, Урал, Крым, Северный Кавказ, Казахстан, Средняя Азия, Закавказье, Балканы, Сирия, Ливия).


Османская империя в период своего расцвета

С развитием сирийского кризиса и расширением масштабов противостояния в Ливии впервые за обозримые десятилетия Турция получила возможность принять активное участие в процессе перестройки существующего миропорядка.

Турецкие вооруженные силы по численности занимают шестое место, большей армией в блоке НАТО обладают лишь США. В постсоветское время ВМС Турции вернулись в Чёрное море. Ежегодным стало проведение масштабных военно-морских учений ВМС Турции «Морская звезда». Традиционно участие в международных учениях в ежегодных Sea Breeze («Морской бриз»), Sea Shield («Морской щит») и других.


Корабли НАТО в Чёрном море

«Нормальным явлением» стали заходы в Чёрное море турецких субмарин, осуществляющих задачи разведки и патрулирования. Нередки визиты турецких кораблей в крупные черноморские порты, в том числе Новороссийск. Развивается военное, военно-техническое сотрудничество с союзниками и партнерами – Болгарией, Грузией, Румынией, Украиной. К этому перечню следует добавить Азербайджан (участие в модернизации национальных военно-морских сил, подготовке кадров), Казахстан (поставлялись катера), Туркмению (проданы сторожевые корабли и катера, осуществляется сотрудничество в области судостроения).

С 2018 года Турция начала строительство военно-морской базы на Черноморском побережье. До этого на Черном море находились только пункты маневренного базирования ВМС и береговой охраны в Эрегли, Самсуне, Трабзоне, Синопе, Бартыне, Чамбурну. База появится в районе населенного пункта Сюрмене, в 150 км от границы с Грузией.

После 44-дневной второй карабахской войны наследники Османской империи вернулись на Кавказ. Впрочем, вернулась и Россия…

ШЕСТОЙ ФАКТОР. Уничтожение государственности Югославии и продолжающаяся дестабилизация Балкан с включением ставших независимыми государств в орбиту Запада, расширением Европейского союза, отрывом этих стран от России и одновременном решении задачи разрушения славянского мира. Параллельно Соединёнными Штатами решается задача сохранения своего влияния в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке. Мегарегион к востоку от Тунисского пролива стараниями Запада превращён в зону перманентной напряжённости. Добавим отрыв от Сербии Косово, размещение на территории Косово военной базы США Бондстил, культивирование идей и осуществление планов создания Великой Албании.

В период событий на Балканах, приведших к разрушению Югославии и ослаблению Сербии, на Дунае (бассейн Черного моря) были размещены военные катера США, предназначенные для решения специальных задач. Среди них – обеспечение действий «морских котиков», подводных боевых пловцов. Эти действия подвергли эрозии ряд международно-правовых норм, включая положения конвенции Монтрё о режиме Черноморских проливов и правилах плавания в здешних водах кораблей нечерноморских государств. И не случайно в «украинский период» жизни Крыма  американские катера спецназначения, выйдя из реки в море, совершили многомильный переход в Севастополь, где находились с визитом.

Есть и более свежие примеры подобных и иных действий. Один из них – игра на «вечных» противоречиях двух стран альянса – Греции и Турции, на территории которой расположены не просто военные объекты и базы США, а с наличествующим здесь ядерным оружием. Не исключено, что ЯО есть и в Суде на греческом Крите.

Греки, рассматривающие Турцию как вечную для себя угрозу, сегодня хотят с наибольшей выгодой воспользоваться турецко-американскими противоречиями, но не учитывают, что американцы играть на турецко-греческих противоречиях умеют гораздо лучше.

В октябре прошлого года Вашингтон и Афины договорились о создании новых военных баз: министр иностранных дел Греции Никос Дендиас и госсекретарь США Майк Помпео подписали новое соглашение о взаимном оборонном сотрудничестве. Этот бессрочный документ предусматривает, помимо расширения американской базы Суда на Крите, предоставление американцам инфраструктуры расположенных недалеко от Салоник баз Стефановикио, Лариса и Александруполис (у входа-выхода в Дарданеллы). Тот, кто в ладах с географией, прекрасно понимает: американцы получают в свои руки ключи от входа-выхода в Черноморские проливы. Здесь же – воздушные коридоры.

После событий Русской весны 2014 года, с началом операции ВС России в Сирии (сентябрь 2015 г.) США стремятся по возможности нарастить свои военно-политические активы на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Самый простой способ – обострить ситуацию, не дать ей истлеть. Янки это и делают.

Присутствие кораблей ВМС США и их коллег по НАТО в Средиземном море и, увы, в Чёрном, стало делом естественным. Однако не нужно сгущать краски и преувеличивать возможности американцев. Им в случае чего есть кому и чем противостоять. Сегодня Средиземноморской эскадры (с 1967 по 1991 год насчитывала порядка полусотни кораблей, субмарин и вспомогательных судов) у нас, к сожалению, нет. Но есть группировка кораблей в составе Оперативного командования в дальней морской зоне (около 15 кораблей разных классов и рангов, подводных лодок и судов обеспечения). Её зона ответственности – Восточное Средиземноморье с возможностью действий во всей акватории Средиземного моря с выходом в Атлантический и Индийский океаны.

Обратим внимание на СЕДЬМОЙ ФАКТОР – повышение роли Черноморско-Каспийского региона как важнейшего узла коммуникаций и перспектив разработки энергоносителей на морском шельфе. Происходящие геополитические изменения повысили актуальность водных и других транзитных путей, в том числе между Каспием, Черным и Средиземным морями. Актуализируются перспективы освоения шельфов в Черном и Азовском морях, о чем свидетельствует активность Турции, ведущей геологические изыскания в черноморской акваториии.

В значительной мере именно линии коммуникаций в конце XX века создали базовые скрепы единого Черноморско-Каспийского геостратегического пространства. Оно объединяет акватории Черного, Каспийского и Азовского морей и прилегающие к ним материковые пространства России, Украины, Казахстана, Туркмении, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Молдавии, Болгарии, Румынии, Турции, республики Арцах, Приднестровья и Донбасса.

Это не только традиционные маршруты поставок углеводородов из Средней Азии и Каспийского моря на Кавказ, в Турцию и к портам Чёрного моря, но и вновь создаваемые коридоры, дающие возможность массированного транзита на юг Европы. Это не только регион, непосредственно прилегающий к значительным нефтяным и газовым месторождениям, но и перспективное пространство для масштабных разработок энергоносителей. Это фокус пересечения важнейших коммуникаций по осям Восток – Запад, Север – Юг,  платформа для целого ряда воплощаемых, разрабатываемых и замышляемых проектов.

Прежде всего, речь следует вести о масштабных транспортно-инфраструктурных проектах – каналах «Стамбул», «Евразия», «Каспий–Персидский залив».

Проектом, способным радикально повлиять на геополитическую конфигурацию региона, является «Канал «Стамбул» – строительство 43-километровой водной артерии, параллельной Босфору. Задуманный канал свяжет Черное и Мраморное моря в сотне километров западнее Стамбула. Министерство транспорта Турции объявило, что его маршрут пройдет через водохранилище Сазлыдере, озера Кючюк-Чекмедже, Сазлысу и Дурусу. Канал выйдет в Черное море к востоку от Теркосской дамбы. Предполагается, что канал существенно разгрузит Босфор от большого количества водного транспорта и одновременно с этим удвоит грузопоток.


Пролив Босфор

То, что канал «Стамбул» рано или поздно построят, сомнений, в принципе, нет. Однако есть вопросы, связанные с последствиями его запуска для черноморских государств.  Конкретно на эту тему говорить можно будет лишь после реализации проекта.

Активным геополитическим игроком в Черноморско-Каспийском регионе является Казахстан. Это проявляется в ряде инициатив, с которыми Астана – Нурсултан регулярно выступают на протяжении ряда лет. Прежде всего, к ним относится идея строительства канала «Евразия», соединяющего воды Каспийского и Черного (Азовского) морей. Это позволило бы изменить маршрут международного проекта «Шёлковый путь» (Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай), проложенного в обход территории России. Отмечается, что канал «Евразия» может стать серьёзным конкурентом Суэцкому каналу и важным путём движения грузопотоков с Дальнего Востока, из Центральной и Южной Азии.

Появился проект «Трансазийский коридор развития» – ТКР-проект, составной частью которого и стала идея канала «Евразия». Как оказалось, она разрабатывалась при поддержке… четырех исследовательских центров США. Основным же составителем казахстанского социально-экономического «Плана-2025» была американская корпорация The Boston Consulting Group.


Канал Евразия

Интерес к развитию транспортных коридоров проявляет и Туркменистан. Ашхабад опирается на уже реализуемые проекты и оправдавшие себя линии коммуникаций, при этом идёт поиск новых партнеров. Недавно на высоком уровне прорабатывались возможности взаимодействия Туркмении и Румынии в реализации проекта коридора «Каспий – Черное море». Однако эти и подобные инициативы представляются частностями в сравнении с масштабными планами Запада и готовностью той же Туркмении к широкому сотрудничеству, в том числе в военной сфере.

За проектом Транскаспийского транспортного маршрута стоит НАТО. Год назад на IV Транскаспийском форуме, состоявшемся в Вашингтоне (!), обсуждались вопросы, связанные с транскаспийским торгово-транзитным коридором Восток – Запад.

Каспийский регион активно трансформируется в крупнейший логистический хаб, который обеспечивает перевозку товаров и грузов различного назначения, включая военные. В частности, этот коридор может быть использован для доставки грузов НАТО в Афганистан. Поэтому США действуют в Прикаспийском регионе очень последовательно, стремясь к максимальному укреплению своих позиций, не упуская времени и особо не выпячиваясь.

Звеньями новых транзитных маршрутов, идущих через Черноморско-Каспийский регион, становятся страны, находящиеся в глубине Евроазиатского материка. Летом 2019 года Тегеран и Душанбе обсуждали возможность использования Таджикистаном иранского порта Чабахар. Считается, что Иран может стать самым безопасным и выгодным маршрутом для транспортировки таджикских товаров. Для Душанбе это возможность обойти соседний Туркменистан, с которым у Таджикистана существуют транспортные проблемы. Речь шла об аренде участка на территории морского порта Чабахар на берегу Оманского залива.

Наряду с Казахстаном с его каналом «Евразия», о реализации аналогичного проекта заговорили в Закавказье. Вообще-то, эта идея не нова. Проект рассматривался еще в начале 20-х и в 40-е годы ХХ века. Водная трасса должна была пройти по территории Азербайджана и Грузии. Что интересно: 100 лет назад за прокладку ратовали подданные британской короны, в годы войны – немцы. Теперь же инициаторы закавказской «Евразии» апеллируют к интересам США.

На фоне событий Русской весны, возвращения Крыма и Севастополя в состав России, затянувшегося военного конфликта в Донбассе, глубокого кризиса в российско-украинских отношениях в некоторых «горячих головах» в Киеве два года назад появилась идея строительства Азово-Черноморского судоходного канала. По замыслу инициаторов и идеологов проекта, это гидротехническое сооружение должно было бы пройти вдоль границы Украины и Крыма, отрезав полуостров от континентальной территории. Цель понятна: получить доступ в Азовское море без прохода Керченского пролива.


Канал Стамбул

К чуть ли не фантастическим некоторые эксперты относят проект канала «в обход Босфора». Разумеется, проходить он должен не по территории современной Турции. К обсуждению идей вариантов запуска новых евроазиатских маршрутов «Север – Юг» периодически возвращаются различные силы в России, Иране и Индии. К одной из них относится и трансиранский судоходный канал «Каспий – Персидский залив».

Новым направлением развития региона стала тема использования шельфа с целью добычи энергоносителей. В частности, речь идёт об Азовском море, где добыча уже ведётся, а также о Прикерченском участке шельфа. Углеводороды есть и на континентальном склоне, и в глубоководной части Чёрного моря.

Новыми направлениями развития региона являются СПГ-проекты: строительство заводов по производству СПГ на Чёрном море, а также подготовка портовой инфраструктуры к приёму СПГ-танкеров с дальнейшим обеспечением газового транзита. Это приводит в регион новых игроков. Таковым стала Белоруссия – для неё сжиженный газ стал доставляться через Одесский порт. Есть и другие показательные примеры.

Безусловно, наряду с СПГ-проектами продолжают развиваться традиционные коммуникации доставки энергоносителей. Достаточно назвать нефтепроводы Баку – Тбилиси – Джейхан, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), газопровод «Голубой поток» (Blue Stream).

Особо отметим ставший Трансанатолийский газопровод (TANAP) – составную часть Южного газового коридора (ЮГК). Он проложен от грузино-турецкой границы до границы Турции с Грецией. Проект  предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию в Турцию, а после строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) и в страны Южной Европы.

8 января 2020 года был запущен более мощный газопровод «Турецкий поток» (Turkish Stream, две нитки общей мощностью 31,5 млрд кубометров газа в год; одна нитка – для Турции, другая – для стран Южной и Юго-Восточной Европы). Он идёт из Анапского района Краснодарского края России по дну Чёрного моря в европейскую часть Турции.

Нельзя также не упомянуть о масштабных проектах, выходящих за рамки Черноморско-Каспийского региона, – строительстве Восточно-Средиземноморского газопровода (Eastern Mediterranean Pipeline Projeсt – EastMed) и разработке энергоносителей на дне Чёрного и Средиземного морей.

В общем, геополитические метаморфозы последних десятилетий привели к тому, что число скреп Черноморско-Каспийского региона неуклонно растёт. Огромные пространства объединяет многое, в том числе «Калибр» – российская корабельная дальнобойная ракета, которая связала пространства территорий и акваторий силой военных факторов. Об этом – в заключительной статье нашего цикла.

(Окончание следует)

https://www.fondsk.ru/news/2020/11/28/geopoliticheskaja-kuhnja-mira-52353.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 06 Декабря 2020, 19:51:44 »

СЕРГЕЙ ГОРБАЧЁВ

Метаморфозы геостратегии Черноморско-Каспийского региона

Территории и акватории Черноморско-Каспийского пространства скрепил «Калибр»


фото: совместные учения Северного и Черноморского флотов, январь 2020 г. Источник: kremlin.ru

Активное развитие военного и военно-технического сотрудничества США и НАТО с постсоветскими Украиной и Грузией стало ВОСЬМЫМ ФАКТОРОМ, влияющим на изменение конфигурации Черноморско-Каспийского региона.

Несмотря на разную по объёму в разные периоды военную помощь Киеву, её оказание можно охарактеризовать как отлаженный и устойчивый процесс. Всего с учётом новых поставок сумма, выделенная Соединёнными Штатами для оказания Украине военной поддержки с 2014 года, составляет 1,5 миллиарда долларов.


Фото: Defence News

Между Киевом и Вашингтоном постоянно идёт обсуждение того, какое именно оружие необходимо Украине для «сдерживания и подавления российской агрессии». В эту военную помощь входят различные виды летального оружия и технических средств, в том числе для ВМС, морской пехоты и Морской охраны Государственной пограничной службы Украины.

Особое направление противоборства с Россией – морское, флотское.

В мае 2020 года Киев предложил НАТО разработать стратегию сдерживания России в Черноморском регионе. Украина готова вместе с альянсом к разработке соответствующих совместных мер. Вопросы взаимодействия с натовцами обсуждаются и решаются на двухсторонней основе, прежде всего с Турцией и Румынией.

Организация совместных учений является стабильно развивающимся направлением сотрудничества Украины с альянсом. Их значительная часть проводится в акватории Черного моря и приморских районах, на полигонах Юга Украины. Самыми масштабными из этих учений стали двадцатые учения Sea Breeze 2020.  В третьей декаде июля 2020 года в районе Одессы в маневрах приняли участие более 2000 военных из восьми стран – Украины, США, Грузии, Болгарии, Румынии, Турции, Испании и Норвегии, 26 кораблей и 19 самолетов.


Учения учения Sea Breeze-2020. Фото: REUTERS

При этом за почти три десятка лет своей независимости Украина так и не смогла создать полноценные ВМС и обеспечить новыми кораблями свою Госпогранслужбу. Советское наследство в виде части Черноморского флота было бездарно разбазарено. Украина, обладавшая судостроительными верфями мирового уровня, практически утратила отрасль военного кораблестроения. Сегодня Киев с протянутой рукой побирается по миру, клянчит корабельно-катерный секонд-хенд. В сентябре 2019 года Береговая охрана США передала ВМСУ два списанных патрульных катера типа «Айленд» (Island). Позднее было достигнуто соглашение о передаче ещё нескольких списанных «Айлендов». В прошлом году Украина и Франция подписали межправсоглашение, предусматривающее поддержку украинской стороны в усилении системы морской охраны и безопасности границ. В рамках проекта Киев купит 20 патрульных катеров FPB-98 Mk.I. Корабли будут размещаться в местах постоянной дислокации подразделений морской охраны ГПСУ – Одесса, Мариуполь, Бердянск, Измаил и Килия.

Отношения Украины и Запада в сфере обороны и безопасности перешли в стадию создания инфраструктуры (в т. ч. военных баз и объектов) США и НАТО на украинской территории. Показательным в этом смысле является строительство объектов в Очакове (Николаевская область), Одессе и её окрестностях.

С лета 2017 года в Очакове американцы строят Центр оперативного управления флотом. Красноречивый факт: строительством занимаются американцы без допуска к работам… украинцев. О дальнейшем развитии инфраструктуры, в том числе завязанной на центр в Очакове, свидетельствует решение о строительстве базы ВМСУ на Азовском море. Местом дислокации станет Бердянск. Представители ВМСУ говорят, что реализация бердянского проекта позволит содержать здесь 12 катеров типа «Гюрза» украинского производства и Mark VI, строящихся на американской верфи SAFE Boats International – их украинцы надеются получить в 2021 году. В Бердянск также собираются передислоцировать противоподводные диверсионные силы (боевых пловцов) и дислоцировать здесь батальон морской пехоты.

Об участии в усилении инфраструктуры украинских ВМС в феврале 2020 года заявила и Великобритания. А в октябре в период визита Владимира Зеленского в Лондон эти планы были конкретизированы. В пакет подписанных документов входит Меморандум об усилении сотрудничества между Украиной и Великобританией в военной и военно-технической сферах. Достигнута договоренность о строительстве боевых катеров для ВМС Украины на средства Британского экспортно-кредитного агентства в объеме 1,25 млрд фунтов стерлингов (более 1,6 млрд долл. США).  Речь идёт  о постройке в Британии для ВМС Украины двух катеров, а также помощи в строительстве ещё шести на украинских верфях. Также согласован вопрос о строительстве с участием англичан военно-морских баз (пунктов базирования) предположительно в Южном, Бердянске или Очакове.


Владимир Зеленский и Борис Джонсон. Фото: Reuters/Aaron Chown

В распоряжении НАТО, по сути, находятся несколько украинских портов: Одесса, Южный. 28 ноября 2019 года Совет депутатов портового города Южный Одесской области удовлетворил просьбу Министерства обороны Украины о выделении земельного участка под строительство «штаба для нужд ВМС НАТО». Украинское побережье Черного моря осваивается американцами конкретно и фундаментально.

Нечто схожее происходит и в Грузии, которая давно вовлечена Соединёнными Штатами и НАТО, как говорят в Тбилиси, в систему «обеспечения безопасности» на Черном море, делается с учётом опыта и последствий «августовской войны» 2008 года.

В настоящее время запускается процесс создания в Грузии военных баз (объектов) США под вывеской пунктов совместной безопасности – Cooperative Security Locations (CSL). Как отмечают эксперты, речь идёт о так называемых базах с экзотическим названием «на лепестке лилии» (lily pad basing), которые дают возможность не просто присутствовать на территории конкретного государства, но при необходимости моментально развернуть опорные плацдармы – как ударные, так и логистические.

В разработке находится план по реформированию грузинской армии на ближайшие десять лет – до 2030 года. Внимание уделяется и военно-морской компоненте обеспечения безопасности Грузии. В 2016 году в США было принято решение передать береговой охране Грузии два снятых с вооружения Береговой охраны США патрульные катера типа «Айленд».

Следует сказать и о ДЕВЯТОМ ДОМИНИРУЮЩЕМ ФАКТОРЕ, влияющем на трансформацию Черноморско-Каспийского региона, – роли Черноморского флота России в поддержании баланса военно-политических сил в регионе, обеспечении общей безопасности.

Черноморский флот в течение всех постсоветских лет выполнял свойственные ему задачи в полном объёме. После Русской весны с возвращением Севастополя и Крыма в состав России Черноморский флот получил ряд новых кораблей, в т. ч. три фрегата, малые ракетные и патрульные корабли, тральщики, шесть дизель-электрических подлодок, оснащенных крылатыми ракетами «Калибр», различные катера и суда обеспечения. В ближайшей перспективе запланирована поставка ещё 16 современных боевых кораблей и судов обеспечения. Продолжается обновление парка морской авиации флота, самолёты и вертолёты оснащаются новейшими образцами вооружения, ежегодно поставляются модернизированные летательные аппараты. Существенно обновлён парк боевых машин соединений и частей сухопутных и береговых войск Черноморского флота. Практически завершено перевооружение ракетных подразделений на современные береговые противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». В Крыму создан армейский корпус, в его составе соединения береговой обороны, разведки, артиллерийские части, подразделения ПВО, инженерного и тылового обеспечения, РХБ-защиты, связи и другие. На полуострове развернуто четыре дивизиона систем ПВО дальнего действия С-400 «Триумф».


Совместные учения Северного и Черноморского флотов, январь 2020 г. Фото: kremlin.ru

Образно говоря, территории и акватории Черноморско-Каспийского пространства объединил и скрепил «Калибр» – ракетный удар кораблей Каспийской флотилии по объектам в Сирии это отчетливо продемонстрировал. Примером демонстрации процесса формирования единого оборонного пространства является манёвр сил – корабли Каспийской флотилии, осуществив переход с Каспия в Средиземное море, успешно решали боевые задачи у сирийских берегов.

Однако возможностями концентрации сил и средств обладают и наши оппоненты. В Средиземном море – господство НАТО. Кроме американского 6-го флота, здесь активно действуют ВМС Великобритании, Греции, Испании, Италии, Турции и Франции. По мнению командовавшего Черноморским флотом в 1998-2002 гг. адмирала Владимира Комоедова, на «средиземноморском, натовском направлении, с учётом мощи 6-го флота США и его эшелонированного построения, то есть флотов итальянцев, французов, англичан и т. д., нас (Черноморский флот, группировку кораблей ВМФ РФ в Средиземном море. – С.Г.) превосходят в 27 раз. А в Чёрном море мы вообще окружены: не считая проблем с Украиной, его прибрежные страны Румыния, Болгария, Турция – в НАТО». Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов отмечает: «Мы не можем оставить без внимания факты резкого нарастания интенсивности мероприятий оперативной и боевой подготовки США и стран НАТО вблизи наших границ при формировании и реализации приоритетов развития ВМФ России».

И наконец о ДЕСЯТОМ ФАКТОРЕ – стремлении к размыву принципов и положений конвенции Монтрё, являющейся эффективной гарантией мира и стабильности в Черноморском регионе.


Черноморские проливы. Карта: mymontreux.ch

Бывший заместитель главнокомандующего ВМСУ и бывший советник-посланник Миссии Украины при НАТО в Министерстве иностранных дел Украины адмирал Игорь Кабаненко недавно заявил: нужно снять все ограничения для ВМС США в Черном море. Для этого Киев должен требовать пересмотра конвенции Монтрё, ограничивающей сроки нахождения в Черном море военных кораблей нечерноморских государств и их тоннаж, потому что в 1936 году, когда документ был одобрен, образовавшиеся впоследствии лимитрофы, такие как Украина и Грузия, не подписывали конвенцию.

Каковы перспективы?

С одной стороны, вряд ли Запад и Турция пойдут на то, чтобы явно нарушить конвенцию Монтрё, которая существенно ограничивает возможности действия военных кораблей нечерноморских держав в Чёрном море. С другой стороны, не нарушая конвенцию явно, её статьи могут попытаться обойти с тем, чтобы не только пощекотать нервы России, но и создать для неё реальные угрозы. Как? Один из основополагающих пунктов конвенции Монтрё – ограничение сроком в три недели нахождения нечерноморских боевых кораблей в Черном море. При этом ничто не мешает этим кораблям ходить туда-сюда с интервалами в три недели, что при благосклонности Турции как хозяйки и стража проливов вполне возможно.

Возможно также размещение на Дунае плавединиц малого и среднего тоннажа на более длительный срок, что уже происходило. Нельзя исключать базирования таких плавединиц в портопунктах Днепра и Южного Буга. Более того, при желании эти катера могут «всплыть невзначай» в украинских портах Азовского моря – в Бердянске и в Мариуполе. Ведь на Азовское море конвенция Монтрё не распространяется.

Конечно, перебросить, скажем, американские разведывательно-диверсионные катера через российский Керченский пролив не получится, но есть другие коммуникационные возможности и другие средства. Достаточно вспомнить, как во время Великой Отечественной войны в обход Босфора и Дарданелл для действий в Чёрном море были переброшены различные плавсредства и подводные лодки Третьего рейха и Италии. Сегодня нельзя исключать самых разных, в том числе «экзотических», вариантов развития событий.

Всё это вызывает у России обеспокоенность,  которая материализуется в укреплении системы обороны и безопасности страны на Юго-Западном стратегическом направлении. Эта обеспокоенность не может не находить выражения и в дипломатических инициативах. Ведь представление о том, что Россия всё время только и делала, что воевала с турками, – миф. Воевали, конечно, и немало, но бывали времена, когда Россия выступала союзником Порты и спасала её от жестокого поражения, если не гибели. Сегодня нельзя допускать, чтобы российско-турецкие отношения снова «пошли вниз». Вспомним события начала 2020 года: невыполнение Анкарой договоренностей по Идлибу стало причиной возобновления наступления сирийской армии. В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ввел на территорию Сирийской Арабской Республики свои войска (что-то близкое к этому происходит сейчас на Южном Кавказе), но переломить ситуацию не смог…

Не имея возможности полноценно применить силовой сценарий, турки перешли тогда к шантажу, пригрозив Москве перекрыть проход через Босфор. При этом заявлялось, что они будут действовать очень решительно и закроют пролив кораблям и подводным лодкам всех стран, которые посчитают нежелательными для Анкары. По мнению турецкого лидера, действия конвенции Монтрё не являются обязательными к соблюдению, тем более если Турция начнёт войну на территории Сирии.

Ключевыми положениями конвенции Монтрё, определяющей правила использования проливов Босфор и Дарданеллы, являются права Турции на закрытие проливов. Если речь идет о войне, в которой Турция не участвует, Турция имеет право на закрытие проливов для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае участия Турции в войне или в случае, если Анкара посчитает себя «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности», страна может по собственному усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Стоит отметить: ранее Турция закрывала свое воздушное пространство для самолетов ВКС РФ. Были и другие показательные примеры демонстрации Турцией своих возможностей: достаточно напомнить историю о попытке Кипра купить у России ЗРК С-300…

Будущее конвенции Монтрё – тема, требующая внимательного анализа и самого пристального внимания…

https://www.fondsk.ru/news/2020/12/04/metamorfozy-geostrategii-chernomorsko-kaspijskogo-regiona-52388.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!