Священник Валерий ДуханинРай ныне и в будущем Чем наполнена Райская жизнь? Часть 2Живущим на земле трудно понять Небесное. Рай покрыт тайной. В Раю – вечность. В мире смертных людей – время. Время тает, словно воск горящей свечи. Но тайна вечного Рая отражается в тайнах, случающихся на земле. И восприятие времени может оказаться совершенно иным, нежели как мы привыкли.
Время и вечность
Близкий мне священник, отец Владимир, рассказывал, как, будучи совсем молодым, задолго до принятия священного сана, он участвовал в паломничестве по святым местам. В одной древней обители с еще двумя участниками паломничества он оказался в пещере с иконой Божией Матери. Над этим местом Пресвятая Богородица когда-то явила чудо, теперь там возвышается храм. В саму святую пещерку пускают далеко не всех, да и о существовании ее мало кто знает. Туда Владимира и его спутников провел послушник обители, а вся остальная группа расположилась в храме читать акафист.
Владимиру казалось, что в сокровенной от всех пещере они пробыли всего несколько минут. Но когда вышли к группе, те уже дочитывали второй акафист. Прошло около часа времени. Встретившие их паломники спрашивали: «Где вы были? Вы прямо сияете, светитесь». Само это посещение оставило в душе Владимира глубочайшее впечатление на всю последующую жизнь. Словно Сама Божия Матерь прикоснулась к нему Своей милостивой рукой.
Подобное иногда подается людям. Божия благодать восхищает из мира земного, привносит в сердце радость, а время перестает властвовать над тобой. И это отчасти помогает понять тайну Рая.
Где Бог, там царствует вечность. Без суеты и спешки, без раздирающих душу тревог. О жизни, наполненной благодатью Божией, не скажешь, что ты устал от нее. Где действует Божия благодать, там само время не воспринимается как томное течение будней. Время, осиянное благодатным присутствием Господа, обретает черты вечности. Потому и общение с людьми благодатными, – если кто имел такой опыт, знает, – несет в себе важное свойство – ты как будто соприкоснулся с чем-то подлинным, вечным, священным.
Многие знают сказание об иноке, который удивлялся словам Писания: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8 ). Разве может такое быть, чтобы тысяча лет прошли словно один день? Иноку хватило смелости молиться, чтобы Бог вразумил его. Оставшись как-то в храме один, он увидел маленькую птичку. Красота ее настолько поразила его, что иноку захотелось взять от нее хотя бы пёрышко. Но птичка полетела, увлекая инока за собой. В лесу, вне обители, она расположилась на одном из деревьев и запела таким дивным, чудным пением, коего инок за всю свою жизнь не слышал. Внимая пению, он подумал, что прошло, наверное, около часа, и пора бы вернуться в обитель. Но когда подошел к воротам монастыря, то не узнал обители. Никто из монахов его тоже не мог узнать. Оказалось, что с момента его выхода за ограду минуло 300 лет. Причастившись в тот же день Святых Христовых Таин, инок почил, перешел в вечность, с которой Господь дал ему соприкоснуться таким удивительным образом.
Бог может и ускорить для тебя время, и непомерно его растянуть. Когда нужно, Господь подает возможность словно раствориться в мгновениях вечности – и время становится незаметным, как будто его и вовсе нет. О последних, самых страшных искушениях истории сказано, что Господь «ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк. 13, 20). А когда нужно, Бог может удлинить, как бы вытянуть наше земное время, чтобы ты успел довершить то, что боялся не завершить. Так, Господь помог Иисусу Навину в победе над неприятелем – день длился дольше обычного (Нав. 10, 12–13). Об этом уникальном опыте свидетельствуют многие: когда молишься, время словно наполняется новым, более пространным содержанием, и ты успеваешь совершить предпринятое (об этом, например, говорит Александр Николаевич Ужанков в своей статье
«Пространство и время»).
Посредством смиренной, искренней молитвы душа восходит к Богу, а в Нем соприкасается с вечностьюСуть же этого феномена проста: Бог вне времени. Посредством смиренной, искренней молитвы душа восходит к Богу, а в Нем соприкасается с вечностью. Неподвластный времени Бог сокращает для нас или растягивает время на земле, в зависимости от того, что требуется в данный момент. В Раю же, в вечном Божием Царстве, нет привычных для нас грубых границ времени и пространства. Там всё совершенно иное.
Для Рая неуместен вопрос: «Чем заняться?» Неуместен и вопрос: «Как бы успеть?» Земля – сплетение противоречий. Вопрос «чем заняться?» означает, что жизнь твоя не наполнена содержанием. Вопрос «как бы успеть?» означает, что в жизни твоей присутствует дело, но ты не справляешься с ним. Рай выше и того, и другого. В Раю – наполненность жизни и Жизнью, такая наполненность, что нам и не снилось. Там никто никуда не спешит, не надрывается от страха не справиться или обрушить предпринятое, там каждый всё успевает.
Ни часов, ни секундомеров, ни календарей в райских обителях нет. Какая в них нужда, если там никто не стареет, не приближается к смерти, а бытие не соизмеряют с круговращением планет вокруг Солнца? Там не требуется подгонять нерасторопных или тормошить сонливых. Это нынешняя жизнь проходит как сон. В той жизни каждый пробудится.
Человек на земле – существо несчастное. Он либо томится буднями, не зная, как убить свое время. Либо спешит жить и не успевает – время испаряется, словно пар под лучами знойного солнца. В вечном Райском Царстве – всегда настоящее.
Да, да, именно так. Райская вечность – соприкосновение с полнотой Жизни, которое переживается как постоянное настоящее. Поэтому то, что даровано в вечности, не уйдет и не станет прошлым. Любовь не угаснет, благодать не иссякнет, радость не сменится скукой или тоской.
Что есть Райский покой?
Скука – результат пустоты. Или опустошенности. Зеркалу скучно, когда оно пусто. А когда в нем сияет Солнце, то и зеркало источает золотые лучи. Человек сияет, когда в нем отражается Бог. С Господом не бывает скучно. Если, конечно, ты действительно с Богом. Скучно ли вместе тем, кто друг в друге не чают души? Скучно ли тем, которые сердечно любят друг друга?
Земная жизнь построена на контрастах: надежды и разочарования, победы и поражения, вдохновение и угасание, радость и скука. Перепады настроений, смена эмоций, падения и взлеты подобны бурному течению реки, с каскадами, шумным руслом и неудержимым стремлением вперед. При этом лодочка жизни изрядно истрепывается в этом неистовом течении. Но самое страшное – это постоянные утраты близких и родных, здоровья и жизненного счастья, того, что ты созидал, пытался принести в дар другим. Таков земной путь. Такова жизнь вне Рая. Вся в борьбе, она не оставляет человека в покое.
Кому-то кажется, что если не будет стремительных поворотов судьбы, эмоциональных всплесков, то он закиснет в монотонном течении будней. Но с годами всё это утомляет. И представить вечную борьбу, вечные утраты и будоражащие сознание потрясения – это что-то ужасное.
Каков обычный итог земного пути человека, когда он взглянет на прожитое? – Бесконечная борьба за существование, а в итоге чувство, как будто и вовсе не жил. Воспитывались и учились – чтобы жить. Получали профессию и зарабатывали – чтобы жить. Строились, приобретали недвижимость, занимались ремонтами – чтобы жить. Женились и рожали детей – чтобы жить. И вот, всё пролетело. А где же собственно сама она – жизнь?
Покой Рая – вся его суть в том, чтобы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Покой Рая – это успокоение от разрывающих душу тревог, от бессмысленных трудов, в которых ты созидаешь, а кто-то разрушит, либо обветшает и исчезнет само. Сизиф, бесконечно поднимающий камень на гору, чтобы тот вновь скатился вниз, – вот что такое земные труды. В Раю эта бессмыслица упразднится.
Покой Рая – не застывшее состояние, не оцепенение фигур мертвого царства. Покой Рая – мир и тишина сердца, противоположность смятению, беспокойству. На земле человек, даже бездельничая, может оставаться тревожным, немирным. Но и бывает иначе – в самых усердных трудах чистое, стяжавшее Духа Святого сердце хранит в себе мир, тишину и покой. В этом смысле Христос говорит:
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).Райский покой многогранен, подобно тому как драгоценный камень сияет многими гранями. На земле мы тоскуем об утрате любимых. Там мы их вновь обретем. В Раю найдут друг друга те, которые на земле расстались, утратили возможность общения. Родители и дети, прадеды и правнуки, друзья и все, кто дорог, близок сердцу. И в этом смысле они тоже обретут покой – успокоятся, ибо упразднится разрывавшее душу беспокойство утрат. Но еще большая радость Рая – в том, что мы встретимся с Тем, Кто даровал нам возможность любить, Кто Сам есть Любовь.
На земле мы тоскуем об утрате любимых. Там мы их вновь обретемСобственно, Рай – это не просто покой, как бы отдых. Рай всегда там, где есть причастность, приобщение Богу. «Он есть мир наш» (Еф. 2, 14), – говорит восхищенный до третьего неба апостол, а «Царствие Божие» есть «радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). То есть да, это радость. Но радость потому, что душа приобщилась Святому Духу Божию. Ад – отчужденность и лишение Бога. В Раю хорошо не потому, что люди освободились от земных дел и трудов, не потому, что нашли покой от всевозможных страданий и бед, а потому, что там они обрели долгожданное общение с Господом, к которому шли, которого сердечно чаяли на протяжении земного пути. Вот,
«скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 3).
Рай есть гармония человека с Богом, гармония друг с другом, гармония с миром, созданным Богом. И эта гармония отражается в душе как долгожданный покой.
Счастье Рая
Вот небольшой пример из жизни. Ольга, профессиональная актриса, любившая сцену и мирскую жизнь, стала делать небольшие шажочки к Богу. Это случилось после ряда жизненных ошибок, когда душа нестерпимо болела. Исповедовалась. Венчалась с супругом. Невероятно, у них родилось четверо детей! Перед рождением четвертого Ольга причастилась Святых Христовых Таин, а в роддоме, сколько могла, молилась Божией Матери. Врачи заранее пугали ее, что ребенок родится с синдромом Дауна. Она полгода не выходила из храма – ребенок родился здоровым. Но в самый момент родов, едва вымоленный сын появился на белый свет, с Ольгой произошло непредвиденное. Лопнули сосуды возле матки, началось внутреннее кровотечение. Ольга умерла. Точнее, произошло то, что сейчас называют «клинической смертью».
То, что она пережила, отразилось на всей последующей жизни. Она рассталась с профессией актрисы, посвятив себя всецело Церкви. По благословению епископа стала художественным руководителем в епархиальном духовном центре. О своем опыте нигде не кричит, но, собственно, ничего и не скрывает.
Что же она увидела «там»?
Когда она оказалась вне тела, то всё было подобно опыту многих прошедших таинство смерти и возвращенных обратно, мы не будем это пересказывать. Но Ольге дано было соприкоснуться и с Неизреченным. Передать это словами невозможно. Господь есть такая Любовь и такой Свет, что всё земное оказалось лишь блеклой тенью. Там оказалось настолько хорошо, всё дышало такой неизреченной Любовью, что это просто не с чем сравнить. Все прежние заботы, тревоги, желания уподобились детским игрушкам, которые мы забываем, взрослея. Подлинной, настоящей жизнью предстала лишь жизнь в общении с Господом. И Ольге захотелось остаться там навсегда. Она чувствовала, что с ее детьми и мужем на земле всё будет хорошо: они не оставлены, о них будет забота свыше. Но когда ей показали всю ее прежнюю жизнь, то она ужаснулась, и в этот момент ее вернули в тело.
Мы не можем передать тайну Рая человеческим языком. Но если попытаться всё-таки это сделать, то тайна Рая есть тайна Неизреченной Любви, с которой не сравнится ни одно наше удовольствие. Жизнь Рая наполнена Жизнью. Счастье Рая наполнено Счастьем. В безмерной, превосходной степени!
Тайна Рая есть тайна Неизреченной Любви, с которой не сравнится ни одно наше удовольствиеЧеловек испытывает подлинность в редкие минуты своей жизни. Так, сильная скорбь снимает маску с души. Обнаженное сердце, совлекшись хлама прежних пустых стремлений, предстоит пред Богом в своей непосредственности. Боль (скорбь) отсекает от души всё лишнее. Но и прикосновение к душе благодати Божией, то, что несет подлинную радость, пробуждает и воскрешает душу. И вот, оказывается, что без Отца мы – сироты, без Любви – потухшие угольки, без Жизни – мёртвые, погребающие сами себя в своих мёртвых делах. А когда Он открывает Себя, то это вечный, неиссякаемый источник Жизни, Любви, возвращение чада к Отцу.
Если бы мы имели в тайниках нашего сердца живое единение с Господом, если бы мы сподобились хотя бы малых отблесков тех созерцаний, какие имели святые, то мы наглядно бы ощутили, как безмерно превосходят блага Божии все земные утехи. Небесное отличается от земного, как живое от неживого, разумное от неразумного, здоровое от больного. И весь поток грешной жизни по сравнению с вечным блаженством святых подобен следам на слякоти пред живописной картиной райского сада.
Созерцание, познание, служение
Бог наш не есть Бог мертвых. Он – Бог живых. В Раю – только живые, то есть причастные Жизни. Жизнь – не бездействие, но как безграничен и бесконечен Бог, так и приобщение Жизни, познание Бога – это бесконечная перспектива для совершенствования человека.
Райское делание непонятно чадам земли. Там никто не стучит молотком, не стругает рубанком, также как никто не сидит перед монитором компьютера или пультом электронных систем. Там не занимаются IT-технологиями, не конструируют, не чинят, не штопают. И в то же время там не бездельничают. Напрасно думать, что небожители почивают в отрешенном блаженстве на облаках.
Поскольку Рай есть Царство Божие, то и делание небожителей всецело соответствует этому. Там – таинственное для нас созерцание, познание, служение Господу Богу.
Три силы души – ум, чувство, воля – не иссякнут, напротив, в совершенстве проявят себя в Раю. Ум – в познании, чувство – в любви, воля – в служении. Любящий прославляет любимого уже самой любовью своей, и готов ради любви же с радостью послужить любимому.
На земле всё очень грубо и сложно. Само слово «служение» воспринимается как что-то формально-рутинное, выполняемое бездумно по чьей-то указке сверху. Служение как свободно-радостная самоотдача, посвящение себя Тому, Кого любишь и Кто любит тебя, – к этому на земле прикасаются очень немногие. Стать причастным служению Неба, в котором – Божия Матерь, святые ангелы, святитель Николай, Матронушка и бесчисленный сонм прекрасных людей (а не подлецов и подонков), – разве же это бездумно, формально и скучно? Служение Тому, Кто Сам послужил тебе и «отдал душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28), – вот оно, счастье Рая!
Радость служения Богу, как и радость обретения Бога, трудно объяснить другим. Это тот уникальный опыт, который либо есть, либо нет. Но, по большому счету, всё, что дано на земле, в своих сокровенных глубинах подводит к познанию Бога. Только мало кто этих глубин достигает.
Вот, ученый исследует тайны Вселенной. Но эти тайны вложил во Вселенную ее Создатель – Бог. Вот, музыкант осваивает гармонию звуков, художник – гармонию красок, поэт – гармонию слов. Но всякая гармония – в звуках и красках, в поэтике и архитектуре, в смыслах и формах, даже в благовониях и в сладости вкусов, в общем – во всем, где улавливается гармония, – есть интуитивный поиск первоначальной Райской гармонии. О ней тоскует душа всякого человека. А талант музыканта, художника, поэта, архитектора и всякий прочий – Божий дар, как бы отражение отблесков Неба на нашей грешной земле.
И врач, и полицейский, и строитель, и нянечка детского сада, если вникнут в суть своего служения, непременно придут к познанию Бога – подлинного Целителя, Защитника, Созидателя, Воспитателя. Всякий труд и познание на земле, если правильно приняты, ведут к познанию Бога.
В Раю откроется то, о чем каждый тоскует, чего каждый ищет, без чего унывают, жаждут и задыхаются. Три сокровенные ценности влекут всякого человека – жизнь, счастье и красота. Человек хочет жить, ищет счастья и неудержимо тянется к красоте. Но всё это – тоже интуитивный поиск Бога. Как говорят святые отцы, Бог есть абсолютное Бытие (Жизнь), высшее Благо (Счастье) и подлинная Красота. В Раю откроется и полнота жизни, и несказанное счастье, и ни с чем не сравнимая красота.
В Раю откроется и полнота жизни, и несказанное счастье, и ни с чем не сравнимая красотаНа земле сама молитва, богослужение, духовное познание сопряжены с немалыми усилиями. Мы молимся, но так, словно пропасть отделяет нас от мира Небесного. Мы пытаемся познать Бога, но зачастую так, как будто речь идет о чем-то внешнем для нас. Вялость и косность, быстрое угасание, оскудение чувств – вот что такое земная молитва. Пелена душевно-телесных немощей заслоняет от нас созерцание Господа. Для обретения цельности и чистоты необходим тяжкий внутренний труд, о чем сказано:
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).Рай же – не место деструкции, греховного распада души. Там – Царство цельности и чистоты. В Раю – чистое, откровенное, непосредственное общение с Господом. Это как просиявший свет взошедшего Солнца, который развеял мглу и отразился на лице твоем радостью.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12).Помнят ли нас небожители?
Ныне в Раю небожители проявляют особую заботу и усердное попечение. О чем? Не о чем, а о ком – о нас!
Вот как говорит об этом преподобный Силуан Афонский:
«Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовию обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли внутренности наши, как уныние сковало души наши, и не преставая ходатайствуют за нас пред Богом».Как же прекрасно сказано: небожители любовью своею обнимают весь мир! И в этом смысле они тоже возделывают Рай и хранят (Быт. 2, 15) – заботятся о воспитании новых небожителей. Стараются остатки на земле Райских лучей – добродетелей – взрастить и сохранить среди людей на земле.
(Окончание следует)