(Продолжение)«Авель» (הבל
Хе́вель), по-еврейски означает «пар», «дыхание», «суета». «Наша жизнь на этой земле, в печали, — наверное, думали Первозданный и Матерь Живущих, — лишь суета сует, пар, мгновенно тающее дыхание жизни, томительное ожиданье нескорого пришествия Избавителя»… И, действительно, Избавитель пришел не скоро… Пять с половиной тысяч лет лежит между ветхим Адамом, обольщенным змеем и протянувшим руку за запретным плодом, и
новым Адамом (так апостол Павел называет Иисуса Христа (ср. 1 Кор. 15, 47), который победит искусителя-змея и протянет руки на Древе Крестном. Около
5500 года от Сотворения мира в истории человечества произошло это долгожданное событие, Рождество Иисуса Христа. Сколько потомков Адама и Евы к тому времени успели сойти в Шеол! Подумайте, когда на Святой земле, в городе Вифлееме, родился Спаситель, сколько людей, живых и уже спустившихся в преисподнюю, ожидали Его прихода…
Идолы вместо Бога
Когда мы с вами читаем книгу Бытия о размножении потомков Адама и Евы, нас не может не поразить долголетие древних. Вдумайтесь: Адам жил 930 лет, Мафусал — 969 лет, Ной — 950, Сим — 600… Существует целый ряд объяснений причин этого удивительного долголетия. Самым глубоким из них, по мнению многих богословов, является объяснение, согласно которому
причиной этой необычной продолжительности жизни является особое действие Божие, целью которого было сохранение неповрежденного Предания среди людей. Действительно, если Адам жил чуть ли не тысячу лет, то он, конечно, успел поведать и о своем Создателе, и о прекрасном Райском Саде, и о Первоевангелии не только своим сыновьям, внукам и правнукам, но и своим пра-пра-пра-пра-правнукам!
«Ной общался с Мафусалом, лично знавшим Еноса, который, в свою очередь, вырос при ногах Адама и Сифа и созерцал вознесение Еноха. Кроме этого, Ной мог знать в течение 237 лет Малелеила, непосредственного современника Адама... Три сына Ноевых обучались и у Мафусала, и у Ламеха. Сим, в свою очередь, дожил до Евера. А тот общался с Серухом, жившим в течение 51 года вместе с Авраамом. Если мы вспомним, что у кочевников и вообще у многих древних народов принято запоминать наизусть наставления учителей, нет ничего необычного в том, что Предание дошло до Аврама неповрежденным, ибо в этой цепи всего семь звеньев (Адам — Малелеил — Ной — Сим — Евер — Серух — Авраам). Всё это стало возможным лишь благодаря долголетию патриархов»[10].И всё же, несмотря на непрерывность Предания, люди в большинстве своем предают своего Создателя. Как же это происходило?
Капище. Художник: Нэлла Александровна Генкина Попытаемся представить себе эту картину. Племена размножившихся потомков Адама и Евы заселяют землю, оккупированную дьяволом после первогреха. Они селятся возле рек и озер, где живут водяные, возле лесов, где обитают лешие, у подножия полных всяческой нечисти гор… И в каждом племени постепенно появляются особые люди — сегодня мы называем их «экстрасенсами», а раньше они назывались «колдунами», «шаманами», «ведьмами», которые, искусственно вызывая в себе экстаз (при помощи плясок, ритмической музыки, наркотических средств, радений) развивали в себе способность вырываться за пределы нашей реальности и вступать с этими бесами в контакт… Бесы могли помогать своим «поклонникам» на охоте, открывать им тайны тех или иных ремесел, целебные (а заодно, конечно, и наркотические!) свойства растений, могли быть полезными в поисках потерявшегося топора или заблудившейся в лесу коровы… Как сегодня многие из тех, кто на словах называет себя христианами, в случае какой-то беды идут не в храм Божий, а прямиком бегут к экстрасенсу или к гадалке, так и в те времена — люди не то что забыли Бога, они просто решили, что куда «практичней» обращаться за помощью к сатане. Возьмите любую языческую религию, и вы обнаружите удивительную закономерность:
язычники знают о существовании Всевышнего Бога, Создателя небес и земли,
но Ему не поклоняются. Ведь Он или «слишком добрый» (а зачем тогда ему поклоняться?) или «слишком слабый», в отличие от местных божков, то есть бесов, непрерывно требующих всё новых и новых жертв…
Люди не то что забыли Бога, они просто решили, что куда «практичней» обращаться за помощью к сатанеУ о. Александра Меня есть целая книга, посвященная этому отступленью древних людей от Бога. В книге этой, с точки зрения православного мировоззрения, очень много, мягко говоря, спорного, но кое-что можно почерпнуть и из нее. Вот что пишет, в частности, отец Александр:
«Постепенно Бог в сознании первобытного человека начинает отступать на задний план, становится далеким и безличным. Характерно, что у большинства племен, даже сохранивших следы древнего единобожия, мы почти не видим культа Высшего Божества. О Нем знают, что Оно существует, но Оно бесконечно удалено от мира, от жизни людей, и кажется безразличным к их судьбам. У некоторых народов образ Бога еще больше расплывается и сохраняется лишь в виде смутного представления о некой мировой духовной силе. Она безлична, ибо человек уже утратил личный контакт с ней. К этой силе, в сущности, невозможно обращаться с молитвой, хотя в какой-то степени она всё же влияет на жизнь»[11].Вот такие пироги. Вместо Отца Небесного — некая безличная сила…
Итак, дорогой читатель, печальная перед нашими глазами открылась картина: картина всеобщего человеческого падения, отступления падшего человека от своего Творца. Давайте теперь подумаем, мог ли явиться обещанный Богом Спаситель мира среди развращенных язычников? Какой из языческих народов мог дать миру Ту Единственную, «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим», которая Своим послушанием Богу исправит преступное непослушание нашей праматери Евы? Ведь Дева Мария не в языческой семье родилась, а у праведных благочестивых родителей, Иоакима и Анны, и бабушкой Ее тоже была святая — праведная Мария... А могли ли в среде неверных вырасти верные Христовы апостолы? Помните, как говорит Писание: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33)?
И вот тут мы подходим к главному, ради чего мы и затеяли весь этот разговор.
Для того, чтобы в мир пришел Избавитель, «необходимо» было (слово «необходимо» мы берем здесь в кавычки, потому что для Всемогущего Бога нет ничего необходимого, и все Его действия были не по необходимости, а по любви, мы просто употребляем по отношению к Богу наши несовершенные человеческие понятия) создать для Него особую среду: выделить из всех земель особую землю и поселить на ней особый, выделенный из всех других народов, народ.
«Необходимы» были особая Божья земля и особый, избранный для служения Богу, народ.
Вы понимаете, что народа этого — народа, который бы поклонялся Богу, а не идолам — в доавраамовы времена еще просто не существовало, его еще предстояло произвести от праведного Авраама, и об этом мы с вами в дальнейшем поговорим подробнее.
А сейчас хотелось продолжить наш разговор о Святой земле…
Земля Земля эта называлась в разные времена по-разному: «земля Ханаанская», «Иудея», «земля Израиля». Еще меньше столетья назад эту землю в России называли обычно
Палестиной (помните рождественскую колядку «Ночь тиха над Палестиной»?), но в середине XX века на ее части было провозглашено еврейское государство Израиль. Из-за этого у паломников часто возникает путаница, ведь сегодня под «Палестиной» часто подразумевают не всю эту землю, как раньше, а только ту часть, которая не вошла в Государство Израиль, то есть Палестинскую автономию. Давайте же еще раз попытаемся разобраться в этих названиях.
Древнейшее библейское название этой территории — «Ханаан» (Суд. 4, 2), «земля Ханаанская» или «земля Хананеев» (Быт. 11, 31; Исх. 3, 17). Ведь еще до того, как эту землю захватил народ Божий, то есть сыны Израилевы, евреи, здесь обитали семь ханаанских народов, семь племен потомков проклятого сына Хамова, Ханаана. Двенадцать колен Израилевых землю эту захватили и между собой ее разделили, но, несмотря на это, долгое время так и продолжали называть эту землю землей Ханаанской.
Несколько позднее в Ветхом Завете эта земля называется «пределы Израильские» (1 Цар. 11, 3) и «земля Господня» (Ос. 9, 3) или просто «земля» (Иер.). Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто «Эрец», или «Ха-арец» — «земля».
В Новом Завете она называется «землей Израилевой» и «землей Иудейской» (Мф. 2, 20; Ин. 3, 22), а также «землей обетованной» (то есть обещанной), которую патриарх Авраам «получил в наследие» от Бога.
Что же касается названия Палестина, то оно означает «землю филистимлян», языческого народа, с которым в библейские времена народу Божьему пришлось много повоевать (само слово «филистимляне», «плиштим», на иврите означает «вторгшиеся», «чужаки», «захватчики»). Имя это трудно назвать удачным. Оно совсем не библейское, а «изобретенное» древними греками. Несколько филистимских городов занимали всего лишь сравнительно небольшую часть прибрежной полосы Святой земли, но мореплаватели-греки, которые хорошо знали лишь ее побережье, но не внутренние ее районы, распространили это название на всю страну. А утвердилось название «Палестина» с подачи римского императора Адриана. В 135-м году, то есть примерно через сто лет после распятия Господа, римлянами было подавлено крупное антиримское восстание под руководством еврейского лжемессии Бар Кохбы. Император Адриан решил окончательно расправиться с мятежной страной. Иерусалим был переименован в Элию Капитолину, вход в него иудеям был запрещен, а Иудею (Эрец-Исраэль) переименовали в «Палестину» — так римляне решили стереть с исторической памяти само слово Иудея…
Когда в XX веке на эту землю вернулся еврейский народ, и страна была разделена на две части — еврейскую и арабскую, евреи долго не могли решить, как же назвать свое новое государство. Спор шел между двумя названиями: «Иудея» и «Израиль», и в конце концов «с небольшим отрывом» победило второе название.
Ну, а для нас, православных христиан, наверное, самое близкое название той земли, по которой ступала нога Спасителя, это — «Святая земля». Мы уже говорили, что «святой» на языке Библии означает «выделенный», «посвященный Богу». Дословно выражение «святая земля» встречается в Библии у пророка Захарии (ср. Зах. 2, 12) и в книге Премудрости Соломона ( ср. Прем. 12, 3), где она названа и «землей драгоценнейшей» для Бога из всех других («земля, драгоценнейшая всех у Тебя») (Прем. 12, 7).
Она, эта драгоценнейшая земля, воистину удивительна…
Посреди Земли
Для начала попытаемся разобраться — а в какой части света Святая земля находится? На Западе она, вообще, или на Востоке? Ну, конечно же, на Востоке, скажете вы, ведь тот регион так и называется — Ближний
Восток. Совершенно верно, но Ближний Восток потому и назван был европейцами «ближним», что он, хоть и Восток, но очень уж
близок к Западу! «Старушка Европа» отсюда недалеко, за Средиземным морем, а сам Израиль — это, конечно, Азия, а вот Египет, который граничит с Израилем и до которого из Иерусалима на автобусе примерно 4 часа езды — это уже Африка. То есть и море тут
Средиземное (лежащее посреди Земли), и суша здесь тоже, в каком-то смысле,
средиземная…
Кстати, в Средние века часто изображали мир в виде трилистника, цветка с тремя лепестками: Европой, Азией, Африкой, а посередине — Святая земля. Почему же так важно было это ее серединное положение? А потому что,
когда исполнятся сроки, отсюда, как из некоего средоточия мира, пошлет проповедовать Евангелие Своих учеников Воскресший Спаситель. Первоверховный апостол
Петр будет проповедовать в Сицилии, Испании, Британии, его младший брат
Андрей Первозванный — на Кавказе, в Крыму, на землях будущей Новороссии (она же Восточная Украина), он водрузит крест и на Киевских горах (Андреевская горка). Один из сыновей Зеведеевых, святой апостол
Иаков, мученически погибнет в Европе, в Испании, а его брат, любимый ученик Господа,
Иоанн Богослов, будет проповедовать в Малой Азии. На месте нынешней столицы Азербайджана, Баку, пострадает за Христа святой апостол
Варфоломей, а в Араратской стране, в Армении, будет пронзен стрелами на кресте святой апостол
Иуда Иаковлев. В Грузии, в Колхиде, будет учить святой апостол
Матфий, избранный в число 12 вместо Иуды Искариота, а в Абхазии будет распят святой апостол
Симон Зилот. Апостол
Фома «неверующий» (вот бы нам всем быть такими «неверующими»!) будет миссионерствовать в Персии, и в Индии примет за свою проповедь смерть. Африку просветят светом Христовым святые апостолы
Филипп (в Эфиопии) и уже упомянутый нами Симон Зилот (он будет учить в Египте, Мавритании, Ливии), в Эфиопии же, как считается, будет распят на земле и сожжен людоедами евангелист
Матфей, а в Египте будет распят на кресте святой апостол
Иаков Алфеев…
(Окончание следует)