Чего не хватает современным миссионерам?Ответы пастырей12 июля – день апостолов Петра и Павла, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы ко Христу привеших». Мы, их последователи, увы, и близко не сравнимы с первоверховными апостолами. Что же мы, современные люди Церкви, зачастую делаем не так? И как надо?Главная формула православного миссионерстваПротоиерей Николай Емельянов:– Преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Это главная формула православного миссионерства нисколько не устарела. И она касается не только таких святых, как преподобный Серафим. Эта формула имеет отношение к каждому из нас. Никакие организационные формы вовлечения в церковную жизнь не будут работать, пока не произойдет встречи с человеком, который живет как-то по-другому, чем ты. Такая встреча вряд ли произойдет в лекционном зале, на молодежном мероприятии или благотворительном концерте. Все это хорошо, но это только способ показать человеку какой-то путь и направление, а дальше нужна возможность такой встречи. Вот именно такой возможности современный человек часто не имеет.
Протоиерей Николай Емельянов В современных социологических исследованиях есть интересное наблюдение. Сколько ни агитируй за большую семью, за рождение детей, никто больше детей рожать не станет. Более того, в Италии на государственном уровне даже организовали специальный «день плодовитости», в рамках которого проводилась массированная агитация за рождение детей. Эта агитация вызвала огромный скандал и неприятие в обществе, и больше ничего. Напротив, когда мы исследовали молодые семьи на приходах, то увидели замечательное явление, которое назвали «заражением». Если появляется счастливая большая семья, в которой люди умеют жить специфической многодетной жизнью, то этот пример оказывается настолько убедительным, что всем сразу тоже так же хочется. Такие семьи начинают появляться одна за другой.
Примерно так же растет и церковная жизнь. Появляется какая-то крепкая и живая приходская община, с теми же большими и счастливыми семьями – и сразу всем хочется, чтобы и у них было так же, в ней хочется жить. Это самое главное, нужное и настоящее миссионерство. И так делали святые апостолы – приходили в город и устраивали там христианскую общину, а потом шли дальше. И таких общин пока очень мало. Думаю, что следующий этап нашей церковной проповеди – это проповедь через общину и в общине. Главное, что мы делаем не так – мы мало уделяем сил, внимания и заботы взращиванию таких общин.
Лучшими миссионерами всегда были простые христиане, которые не пытаются переделать окружающихСвященник Валерий Духанин:– Когда-то, еще будучи студентом Московской духовной академии, я очень пламенел миссионерскими идеями. Состоял в миссионерском отделе академии, еженедельно ходил в Сергиево-Посадский СИЗО, где от души беседовал с заключенными, точнее, находящимися под следствием. Преподавал на богословских курсах, которые зачастую и утверждали людей в жизни церковной. Беседовал с учащимися разных учебных заведений. Писал статьи в миссионерский сборник и потом с горечью слышал, как эти сборники находили разорванными. Ездил и общался с одним невоцерковленным академиком в надежде, что он со своей семьей утвердится в Православии. И так далее. С той же миссионерской целью начал писать книги. И что-то удавалось, а что-то нет.
Было еще много чего. Отдельное направление – проповедь через СМИ, прежде всего, на телевидении. Но о громких успехах от своей миссии никогда в итоге не слышал, потому что обращение человека к Богу – всегда сокровенная, личная встреча души со Спасителем. И ты можешь быть только небольшим помощником, ведь задача не в том, чтобы на себе, на своей личности людей сосредоточить, а чтобы они с Богом были. Встреча же души с Богом всегда сокровенна и очень интимна, и для самого миссионера неизвестно, когда и как это с отдельным человеком случится.
Обращение человека к Богу – всегда сокровенная, личная встреча души со Спасителем
Поделюсь своими личными размышлениями. Точнее, некоторыми размышлениями.
В жизни православного христианина нужна, прежде всего, подлинность. И в этом смысле лучшими миссионерами всегда были простые христиане, которые хранят верность Христу, работают над собой, а не пытаются переделать окружающих.
Вот Господь сказал в Евангелии: «Вы – свет мира… И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14– 16). Но не все мы можем быть светильниками, мы зачастую к этому неспособны. От нас требуется хотя бы стать маленькой свечечкой, освещающей небольшое пространство вокруг себя – в своей собственной семье, на работе, в общении с близкими. Люди готовы тянуться и к маленькой свечке, потому что света и тепла нам всегда не хватает. А если в тебе не видят подлинной христианской жизни, то кто поверит твоему слову, твоей проповеди? Люди судят о Церкви по нам, по тому, как мы ведем себя, какое отношение являем к людям. И нет ничего тайного, что не стало бы явным.
Священник Валерий Духанин В подлинном миссионерстве исключена навязчивость.
Если ты наставительным тоном пытаешься кого-то учить: «Слушайте меня, я знаю, как правильно, потому что я православный(-ая)», то допускаешь огромную ошибку. Правильность Православия должна следовать не из наставительной речи, а из подлинной христианской жизни. Если же и говорить, то слово должно быть ясным, чистым и добродушным. А это всё зависит от сердца твоего: какое в тебе сердце, таким и слово твое будет.
Подчас лучше не думай о миссионерстве, ибо у кого-то это превращается в спортивный интерес, сопровождается своего рода азартом – непременно доказать другому превосходство Православия. Это уже поиск состязаний ради победы над оппонентом. Но не словесная победа приводит людей к Православию, а когда открывается твоему ближнему в твоей жизни дух Христов.
Не словесная победа приводит людей к Православию, а когда открывается твоему ближнему в твоей жизни дух Христов
В храме встречай каждого пришедшего с добром, без попреков. У пришедшего останется светлое впечатление – он придет вновь. Случится осадок от встречи с тобой – вряд ли захочет еще с тобой встретиться.
Но в конечном итоге стоит помнить, что обращение людей ко Христу во многом надо оставить на волю Божию. Господь Сам ведает, в какой час, кого и каким образом призвать. Наши человеческие, даже самые добрые, попытки подчас разбиваются в ничто. Ведь воля другого человека всегда вершит свой личный выбор. По крайней мере помолись об этом человеке, чтобы Господь призвал и спас его.
И миссионерство приложится к праведностиСвященник Сергий Бегиян Священник Сергий Бегиян:– Есть хорошая восточная пословица: сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Вероятно, мы как раз этим и согрешаем. Без конца все говорим и говорим о миссионерстве, а нужно просто жить Христом. На День святых апостолов нужно и говорить словами апостолов. Вот великий Павел, сколько трудов он понес? Лучше его самого не скажешь, он и говорит, словно сравнивая себя и с нами тоже: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 23–29).
Как они жили, апостолы Христовы? Постоянно на грани, постоянно на пределе человеческих возможностей и своих собственных сил. Работали своими руками для пропитания, чтобы не отягощать паству (ср. Деян. 18, 3), были готовы на всякое время к страданиям и смерти, лишь бы проповедь процвела. Даже бывало, что и спорили, выбирая, как лучше поступить для проповеди (ср. Деян. 15, 2).
Жизнь ли это вообще в нашем понимании? Кто так живет из современных миссионеров? Это жизнь только ради Христа. Это и не жизнь вовсе, а «муки рождения» (Гал. 4, 19) на свет общины.
Это означает поставление себя на крайнюю степень сочувствия человеку, когда, кроме его спасения, в мире нет ничего более важного
А мы пытаемся сделать миссионерство «современным», или «молодежным», или «мультикультурным», вульгарно понимая слова апостола «для всех сделался всем» (1 Кор. 9, 22), как изменение стиля общения. В то время как это означает выход из себя, поставление себя на крайнюю степень сочувствия человеку, когда, кроме его спасения, в целом мире нет ничего более важного. В то время как это ежедневное умирание ради Бога и ближнего.
Что же делать? Читать Священное Писание и пытаться жить по нему. И миссионерство приложится к праведности.
Нужно создание приходских общин, которые из своих недр произведут горящих верой священников Священник Александр Дьяченко Священник Александр Дьяченко:– Возьмите время апостолов Петра и Павла. Это время, когда первые христиане со дня на день ожидали второе пришествие Спасителя. Потому жили и верили чрезвычайно харизматично. Всё, что делали тогда эти люди, они делали в Духе Святом. Они погружались в Него, молились, и даже земля содрогалась, когда они пребывали единодушно вместе. Ученики Христовы продавали своё имущество, а вырученные деньги проживали всей общиной. Кому оно нужно, это имущество, если со дня на день придёт Христос?
Даже тень, падающая от проходящих апостолов, исцеляла больных. Пожертвовать земной жизнью ради жизни вечной для людей той эпохи было делом естественным. Павел мечтал быстрее разрешиться от «телесной храмины», чтобы поскорее соединиться со Христом.
Ещё одна важная особенность того времени – почти не было людей, не верующих в того или иного бога. Таких, как Демокрит, насчитывались единицы.
Но Христос не пришёл. Церковь была вынуждена организовываться в структурированный организм со своими внутренними законами. Более того, христианство, победив язычество, само превратилось в государственную религию. Множество язычников мимикрировало под христиан. Постепенно утрачиваются харизматические дары. Монашество и появилось как форма протеста церковному обмирщению.
Мы, сегодняшние христиане, живём уже не столько Духом, сколько правилами и церковными предписаниями. Не противопоставляя себя безбожному обществу, легко идём с ним на компромисс. Парадокс: крестятся все, а литургия проходит в полупустых храмах. Номинальные христиане перестали нуждаться в Теле и Крови Христовой. Недаром наше время определяется как «постхристианское».
Мы, сегодняшние христиане, живём уже не столько Духом, сколько правилами и церковными предписаниями
Думаю, мы, сегодняшние, делаем то, что можем и в состоянии делать. Мы говорим, морализируем, призываем людей к нравственной жизни, но грех интересней и изобретательней, чем добродетель. Тем более в эпоху зарождающейся цивилизации компьютерных людей.
Что можно делать в такой ситуации и на что нацеливать церковную миссию? В моём представлении – это создание приходских общин, которые из своих недр произведут новых, горящих верой, священников. Нам крайне не хватает апостолов!
Сегодня в Церкви обсуждается положение о светской работе священнослужителей, позволяющего священникам совмещать служение в Церкви с работой на производстве или где-то ещё. Это очень правильный шаг, который позволит привлечь в ряды священства людей самостоятельных, состоявшихся, живущих верой во Христа. Вокруг таких священников и будут формироваться новые христианские общины.
Нам не хватает полноты жизни во Христе и со ХристомСвященник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин:– Сила апостольской проповеди заключалась в том особенном состоянии духа Божьих учеников, о котором апостол Павел сказал: «уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2, 20). Всецелая самоотверженность, всегдашнее живое и ясное осознание присутствия Христова и Его неотступной помощи в делах благовествования (особенно явственное после сошествия Святого Духа) – всё это делало проповедь апостолов такой многоплодной и результативной, как сказали бы сейчас. Но и результат-то заключался в первую очередь не в том, что человек начинал соблюдать какие-то обязательные правила, которые, как мы помним, для обращенных язычников сводились к необходимому минимуму (ср. Деян. 15, 29), но в совершенном внутреннем преображении человека, когда главное место в его жизни занимал Сам Христос, и Его заповеди становились основанием новой жизни. И такое преображение становилось возможным не только потому, что апостолы рассказывали людям об истинной вере, а потому, что они делились с ними благодатным опытом собственной жизни во Христе и со Христом в недрах Его Церкви.
Современным миссионерам порой не хватает полноты жизни во Христе и со Христом
Именно это участие апостолов в жизни Самого Христа и являлось залогом успеха их многотрудной проповеди. Нам же (то есть современным миссионерам) порой не хватает того самого опыта действительного и живого воцерковления, то есть полноты жизни во Христе и со Христом, без которой любая проповедь не может быть успешной. Ведь можно много говорить о каких-то правильных и нужных вещах, можно мечтать о себе, что ты «для всех сделался всем», но если твоя деятельность не будет осолена Духом Святым, если она не будет в полном смысле этого слова свидетельством, то вся эта деятельность в лучшем случае останется бесплодной, а в худшем – посеет соблазн и будет создавать в новообращенных неверное представление о Христе, об истинной вере и о жизни, согласной с ней.
Подготовил Юрий Пущаев
12 июля 2019 г.https://pravoslavie.ru/122366.html