Нина ЖуковаСвет РоссииРазмышления в связи со статьей В.В.ПутинаПоявление статьи Президента РФ Путина В.В. «Об историческом единстве русских и украинцев» обрадовало многих русских людей. Прочитав ее, я задалась вопросом: «Адресована статья только русским, проживающим на Украине, или и нам, русским, в России?». Думаю, что и нам, русским в России, чтобы не забывал о своей исторической миссии. Но не надо допускать повторения ошибок, как это было в 90-е годы прошлого века, когда проявление национализма сопровождалось дикими воплями о русофобии и даже фашизма русских людей. Однако и в те годы и в настоящее время по-настоящему глубоких публикаций о причинах усиления в сознании людей национализма, его сущностных проявлений встречается мало.
Среди существующих в Российской Федерации периодических изданий, телеканалов, слишком мало адресуемых массовому читателю и зрителю, правдиво и популярно освещающих «русскую тему»: этногенез русского народа, его историю и культуру, жизнь и деятельность выдающихся русских людей с древнейших времен до нынешних дней, русский вклад в мировую цивилизацию, «русский вопрос» в его современных проявлениях и проблемах.
Напротив, создана целая система массовых изданий, направленных на дискредитацию «русского мира» с целью «трансформации русского менталитета». Внутрироссийская система таких изданий дополняется зарубежными СМИ, адресующими свои публикации как русским и другим народам России, так и читателям западных и восточных стран.
Более трех десятилетий и самим русским и другим коренным народам России втолковываются представления об «исторической отсталости» русского народа, его лености, жестокости, агрессивности, «неспособности к демократии» и «природной склонности к тоталитаризму», о преступности существовавших в России режимов – от Новгородской республики и Киевской Руси до наших дней. Такова же направленность и множества современных школьных и вузовских учебников по истории.
Важно подчеркнуть, что знание себя и своей страны русскими и знание других народов о русских всегда было «большим вопросом» (Н.В. Гоголь не без оснований восклицал в середине XIX века: «Велико незнание России в глубине России!» (Гоголь Н.В. Избранные места из переписки с друзьями (Из письма к гр. А. П. Толстому) // Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1952. С. 308)).
Между тем в России имеется еще достаточно мощный интеллектуальный потенциал ученых, публицистов, писателей, которые способны убедительно, ярко и увлекательно раскрыть для массового читателя реальный «русский мир» во всем его величии и богатстве, героизме и трагизме, во всей его уникальности и перспективности. Есть еще и широкий круг читателей, которых интересует, каков он на самом деле, этот «русский мир». Более того, этот круг даже расширяется: такова реакция людей на «чернуху», измышления, русофобию.
Сохранились люди старшего поколения и пришли новые – молодые, ощутившие на себе, что значит жить и выживать в мире бездуховности. Эти люди готовы нести факелы, одновременно они ищут путь, по которому надо им эти факелы нести. Они верят, что Россия пока еще вовсе не во мгле, что она не нуждается ни в светозарном президенте-спасителе, ни в писателе или академике-светоче, ни в светоносной «теории». Не нуждается потому, что у нее есть великая культура и богатейший исторический опыт, глубинные традиции и редкостная талантливость народа. Все это и есть свет России.
«Свет», как синоним понятий «мир» – земной шар со всем существующим на нем, весь белый свет; «часть мира» – часть света, Новый Свет (Америка), Старый Свет (Европа, Азия, Африка); человеческое сообщество, объединенное культурными и социально-историческими особенностями, – христианский мир, научный мир, наконец, национальный. Русский свет, русский мир – уникальная исторически сложившаяся цивилизация. Это общеизвестно, признано другими народами и странами. Это аргументировано учеными и философами. Это, наконец, так или иначе осознается самими русскими и народами, которые века живут вместе с ними в одном государстве и, не утрачивая своих национальных особенностей, воспринимают русские духовные ценности и историю русских как свои собственные.
«Патриоты» скажут, что все это – прошлое, что человечество становится или уже стало единым («всемирная паутина» Интернет и спутниковое телевидение лишь часть доказательства тому), что свет из прошлого может манить лишь назад. В действительности никакой технический прогресс не отменяет того, что японцы остаются японцами и дорожат своим «японским миром»; равно как французы, к примеру, противятся нивелированию своего «французского мира», что вовсе не мешает им быть современными и уверенно двигаться в будущее.
Дело, стало быть, вовсе не в том, чтобы русским избавиться от русского, как от оков, – дело только за тем, чтобы лучше знать русский мир – и самим русским, и тем, кто живет с ними бок о бок, и дальним их соседям. Познание «русского мира» сейчас особенно необходимо нашей молодежи. Необходимо как никогда. Прежде всего потому, что Россия – и прежде всего все русское – оболгана, оплевана, очернена, в том числе самими русскими.
Недобросовестно полагать, что «разоблачение» русского мира самими русскими всегда злонамеренно. Так бывало и раньше... «Народ наш, – писал Ф.М. Достоевский, – с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих язвах, беспощадно бичевать самого себя; иногда даже он несправедлив к самому себе – во имя негодующей любви к правде, истине» (Достоевский Ф.М. Два лагеря теоретиков // Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 20. Статьи и заметки. 1862-1865. Л., «Наука», 1980. С. 22).
«Русские люди – самые изолгавшиеся люди в целом свете; а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей», – читаем у И.С. Тургенева, писателя, которому принадлежат едва ли не самые выразительные, глубокие и искренние страницы любви к русскому, русским, России (Тургенев И.С. Новь // Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 9. Повести и рассказы, 1874-1877; Новь, 1876. М., «Наука», 1982. С. 286).
Отчего русские так самокритичны, так беспощадны к самим себе? Не от того ли, что они столь же самодовольны, заносчивы и самодостаточны? И не от того ли еще, что слишком впечатляются осуждением со стороны, извне? Не знаю. Надо разобраться.
Русские, русское, Россия – хотелось бы, чтобы эти темы освещались в школьных учебниках, радио- и телепередачах. Эту тему могли бы расширить на своих страницах газеты и журналы, которым не безразлична судьба своей страны, своего народа. Беспристрастно освещать и публиковать в числе прочих и документы, рассуждения, факты, коробящие самолюбие патриотически настроенного читателя. Вместе с тем публикации на тему «русского света» составят, надеюсь, впечатляющую «коллекцию» высказываний, воздающих должное величию русского национального идеала и характера, уникальности русской культуры и истории, мощи потенциала и оптимизма.
В.В.Путин в своей статье напомнил, что общее есть у русских с белорусами и украинцами: три народа являются наследниками Древней Руси, имеют единый язык, единые хозяйственные связи, единую православную веру. Через столетия проходит единая власть Рюриковичей. Отмечая каждый год какую-то историческую дату (2018 год - 1030-летие Крещения Руси великим равноапостольным князем Владимиром, 2019 год – 1050 лет со дня смерти великой равноапостольной княгини Ольги, 2021 год – 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского), мы «уходили» от глубинного раскрытия исторического единства трех народов.
В последние годы много пишут и говорят об именах, затерянных раньше по политическим соображениям одного строя и превозносимых теперь в пользу – нередко лишь кажущуюся – строя нового. Даже в школьных учебниках Владимов вытеснил Шолохова, Мандельштам – Маяковского и Твардовского, Шнитке – Свиридова. В Париже есть улицы Чайковского и Мусоргского, скверы Льва Толстого и Сергея Прокофьева, аллеи Римского-Корсакова и Вацлава Нежинского, площади Игоря Стравинского и Василия Кандинского. И все это в Париже, а в Москве улицу Чайковского переименовали. Горького ставят в театрах всех частей света, в России он стал изгоем.
Но дело не только в том, чтобы каждому, так сказать, воздавать по заслугам их и что «широкая публика» мало знает даже о «хрестоматийных» именах, а в том, что в России их всегда «проходили» обряженными в идеологические одеяния – и при царях, и в советские годы, и теперь «проходим» также, только «наоборот».
По телевидению почти каждый год показывают передачи «Старые песни о главном». Хотелось бы читать статьи и видеть телепередачи, в которых можно было бы тоже сказать «просто о главном». Если бы о Пушкине и Толстом, Чехове и Маяковском, Мусоргском и Свиридове, Петре I и Ленине, генералиссимусе Суворове и маршале Жукове было написано действительно просто и при этом без упрощений.
Есть великое множество русских судеб, невероятных и впечатляющих, но немало и вовсе неизвестных. Огромная и плохо освоенная тема – русский мир и выдающиеся русские люди за рубежом. Это вовсе не только эмиграция и эмигранты. Не может, я думаю, не впечатлить, к примеру, огромное влияние Льва Толстого на Америку его времени, авторитет Ивана Тургенева во Франции XIX века и в Европе в целом, удивительная популярность музыки Петра Чайковского в современной Японии, деятельность миссии Русской Православной Церкви в Японии, Китае и других странах...
Но «русский мир» выстраивается не только из светлых и красивых образов. В нем должны найти место и злосчастные русские – притеснители, изменники, провокаторы, клеветники... Они тоже – часть этого мира, и весьма поучительно о них знать.
Я хотела бы видеть на страницах этого издания статьи именитых русских академиков, музыковедов, художников. Блистательных, глубоких, многознающих и любящих – каждый свою Россию и русских.
И еще. Свет – это не только предмет созерцания. Думаю, что, хорошо понимая Россию и русских, великий Н.В. Гоголь завещал: «... если вы действительно полюбите Россию, у вас пройдет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже у весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей» (Гоголь Н.В. Избранные места из переписки с друзьями (Из письма к гр. А. П. Толстому) // Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1952. С. 303).
И если это удастся сделать, то и наше представление о русском национализме, который, кстати, ничем не отличается ни от американского, ни от английского и определяется только как верность и приверженность своей нации и стране, когда национальные интересы ставят выше личных и групповых интересов, станет многомерным понятием.
И последнее. В своей статье Президент РФ признает допущенные ошибки в нынешней ситуации с появившейся анти-Россией вместо Украины. Но ошибки принято исправлять. Хотелось бы верить, что меры по устранению недостатков будут изложены или в выступлении, или в статье В.В.Путина в продолжение поднятой темы. Без конкретных мер трудно верить в искренность намерений.
Президент Украины В.А.Зеленский ответил на статью В.В.Путина, написав, «что Киевская Русь – мать украинской истории, а все области – ее дети, … а дальним родственникам не нужно претендовать на историю Украины». Часть же православных людей Украины – 350 тысяч человек участников крестного хода - ответила по-другому: «Дорога к спасению и налаживанию нормальных отношений с Россией: это верность Господу Иисусу Христу и выполнение его заповедей». Такой вывод я сделала из присланной мне с Украины записи прямой трансляции молебна 27 июля 2021 года на Владимирской горке.
С надеждой на возможность сохранения общей веры, языка, истории и культуры Международная общественная организация «Союз православных женщин» будет продолжать соработничество со Всеукраинским Союзом православных женщин (председатель Ольга Коваленко).
«Вера без дел мертва» (Иак. 2: 26)! А общих дел хватит и нам, нашим детям и внукам!
Нина Борисовна Жукова, член Бюро Всемирного Русского Народного Собора, кандидат исторических наукhttps://ruskline.ru/news_rl/2021/07/30/svet_rossii