Алексей ЧичкинНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ ИЛИ РЫБА?Не надеясь получить спорные острова, Япония хочет легализовать доступ к биоресурсам российской акваторииРыбные ресурсы Охотского бассейна, в которых преобладают крабы и минтай, уже который год в колоссальном количестве изымаются браконьерами – как зарубежными (в основном японскими), так и российскими. Причем японская сторона, подчеркнем, со второй половины 1950-х годов настаивает на том, что свой промысел в Охотской акватории Южных Курил, то есть в юго-восточном секторе этого моря, она ведет законно, в пределах своих «территориальных вод».
По оценкам Роскомрыболовства и Минэкономразвития РФ, только за 1997–2007 годы японскими промысловиками в том районе выловлено свыше 20% региональных ресурсов минтая и до 25% крабов. Продолжающийся рост мировых цен на крабы, минтай и его субпродукты (икра, печень) стимулируют все большие объемы контрабандного промысла в Охотском бассейне. Администрации дальневосточных субъектов федерации РФ расценивают эту ситуацию как серьезную угрозу экономической безопасности страны, а ущерб от контрабанды уже который год измеряется многими сотнями миллионов долларов. Поэтому неудивительно, что правительство России в ближайшее время может временно запретить вылов многих видов охотского рыбосырья не только зарубежным, но и российским промысловикам.
Тем временем, местные браконьеры вольно или невольно помогают зарубежным. Прежде всего потому, что, во-первых, закупочные цены на охотскую рыбу у российских закупщиков – опять-таки, уже который год – минимум втрое меньше, чем у японских, китайских, североамериканских, южнокорейских. Во-вторых, разгрузка российских рыболовных судов и их обслуживание в большинстве портов Дальнего Востока РФ – по-прежнему наполовину, а то вдвое дороже, чем в соседних портах Японии, Китая, США (Аляска, Алеутские о-ва), Канады, Южной Кореи. Это – главные причины, постоянно воспроизводящие российское браконьерство в Охотском регионе. Перед выходом на промысел браконьеры – российские и зарубежные – приобретают лицензию, например, на добычу минтая. Но выходят в море и... берут на борт всё, что поднимает трал: краба, красную рыбу, трепанга, и сверху весь этот ассортимент в буквальном смысле «прикрывают» минтаем. А быстро и прибыльно сдать незаконно добытую рыбу за границей РФ большого труда не составляет.
По мнению специалистов Роскомрыболовства, давно требуется создать комплексные экономические условия, содействующие сокращению браконьерства, росту объемов легального промысла и глубокой переработки охотского рыбосырья на территории РФ. Но есть здесь и другой – территориально-политический аспект. Рост контрабандного промысла японских судов наводит на мысль о том, что череда новых инициатив Токио по решению южнокурильского спора нацелена прежде всего на то, чтобы заставить РФ смириться с «неизбежностью» расширения и необходимостью легализации японского рыбного промысла. В этой связи заметим, что, по данным японских источников (2007 г.), за счет биоресурсов южнокурильской акватории Япония на 15%, а то и почти на 20% обеспечивает свои потребности во многих видах рыбосырья. По данным же Сахалинского погрануправления береговой охраны ФСБ РФ, начиная с 2007 года быстро растет число показательно-демонстративных нарушений японскими промысловиками российской границы вблизи Южных Курил. Фактический же объем вылова рыбы в оспариваемых Токио акваториях минимум вдвое превышает вылов по официальным квотам, предоставленным Россией японской стороне.
http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10344