Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 03 Сентября 2021, 13:24:01 » |
|
Малые пророкиПророки — ветхозаветные праведники, которые, по внушению Духа Святого, возвещали волю Божию народу, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события, обличали идолопоклонство. Большинству известны имена великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и Илии. Но есть пророки, которых знают гораздо меньше. Их называют «малые пророки». Такое именование принято не по достоинству, а по краткости книг праведников. На самом деле, это были великие люди, поэтому мы предлагаем вспомнить о них в подборке материалов журнала «Фома».Пророк Авдий: наказание за злорадство Книга этого пророка – самая малая из книг «малых пророков». Здесь всего одна тема. Авдий говорит о наказании эндомитянам за злорадство во время бедствий в Иудее и Израиле. В чем смысл предостережения пророка и сбылось ли оно? Пророк Иоиль, очевидец нашествия Иоиль — один из тех пророков, который предупреждает народ о грядущих бедствиях. Однако, помимо слов о разрушении, он находит и такие, которые предсказывают возрождение, процветание. Иоиль говорит, что Бог пошлет некоего особого человека к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе. Пророк Амос, первый «книжный пророк» Амос — пророк, который никогда не обучался пророческому ремеслу. Но его отличает особое качество — неумение молчать, когда ему открыто Слово Господне. Через пророка Бог возвещал людям, что неукоснительное исполнение обрядов не имеет никакой ценности без праведности, справедливости и милосердия. Кроме того, Амос был первым, кто затронул в проповеди тему единства человечества и всеобщности спасения. Пророк Иона, "неправильный" пророк Пророк Иона — один из самых удивительных пророков. Часто его считают антипророком, потому что с ним всё наоборот. Иона проповедовал не на земле израильтян, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, для язычников. Его пребывание во чреве кита — и вовсе один из самых известных и необычных эпизодов библейской истории. Почему же Иону называют "неправильным" пророком? Пророк Осия, верный муж неверной жены Осия — пророк, который не просто говорит, а действует. По велению свыше он совершает нечто скандальное — берет в жены блудницу, заводит от нее детей. Семейная жизнь Осии показывает, что союз Бога с Его народом подобен союзу мужа и жены. Но дело в том, что народ изменил своему Богу. Израильтяне стали поклоняться языческим божествам и перестали почитать образ Божий в своем ближнем. Об этом и говорит пророк Осия. Но он уверен, что однажды все изменится. Пророк Михей, бедняк Господень Слова пророка Михея созвучны с пророчествами его великого современника и, возможно, учителя — пророка Исайи. Однако Михея отличает незнатное происхождение — он был «бедняком Господним». Пророк говорит о наступлении времени, когда исчезнет не только вражда человека с Богом, но и войны народов между собой. С этим временем также связано пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме. Пророк Наум, обличитель Ниневии Пророк Наум жил в VII веке до н. э., когда самым сильным и влиятельным государством на Ближнем Востоке была Ассирия. Но идолопоклонство и разврат не могут соседствовать с могуществом и процветанием. Наум говорит именно об этом. Он пророчествует о гибели Ниневии — последней из столиц Ассирии. Пророк Аввакум, дозорный на башне В своих писаниях Аввакум называет себя дозорным, который стоит на башне и напряженно вглядывается вдаль. Он должен подняться над повседневной суетой, чтобы разглядеть вдали то, чего не хотят или не могут увидеть другие. И со своей башни он, действительно, видит нечто очень важное — Пришествие Мессии. Пророк Софония и День Господень Софония — пророк, который говорит о наступлении Дня Господнего, то есть Страшного суда и жизни будущего века. Израильтяне того времени связывали с этим днем радужные ожидания. Но слова Софонии звучат страшно. Он говорит об уничтожении мира, каким мы его знаем. Но тут же звучат и слова надежды, поскольку полученное предупреждение поможет избежать грядущей беды. Пророк Аггей: время строить Храм! Аггей проповедовал после периода Вавилонского пленения. Иерусалим разрушен, поэтому нужно восстанавливать город. Но пророк Аггей говорит, что куда важнее не просто заново отстроить стены, а возродить духовную жизнь государства. Поэтому он вдохновляет людей на строительство Иерусалимского храма. Пророк Захария: видения нового Храма Захария был свидетелем особых видений, в том числе о пришествии Иисуса Христа. Многие из его пророчеств переходят в новозаветную книгу Откровения. Но проповеди Захарии не только о далеком и загадочном. Он говорит о своих современниках и соотечественниках, об изменениях, в которых нуждается Израильский народ. Пророк Малахия: грядущий Вестник Имя Малахия означает «Вестник Господень». Книга этого пророка завершает списки двенадцати «малых пророков» и всех ветхозаветных пророков. Малахия предсказывает приход нового и необычайного. Он предрекает пришествие Мессии. https://foma.ru/malye-proroki.html
|
|
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2021, 15:31:50 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 03 Сентября 2021, 13:31:53 » |
|
Малые пророки. Пророк Авдий: наказание за злорадствоЭтот пророк, чье имя переводится как «раб Господень», самый неизвестный и самый малый (если судить по размеру книги, носящей его имя) из двенадцати т. н. «малых пророков». О его личности и времени служения нам ничего, по сути, не известно. Ясно только одно: ему уже было известно о катастрофе, постигшей Израиль.Пророк АвдийСодержание его проповеди тоже очень простое: Авдий передает слова Господа эдомитянам, ближайшим родственникам евреев: «если ты и взлетел, как орел, если свил себе гнездо среди звезд — и оттуда тебя низвергну!» За что же эдомитян ждет такое наказание? «Не смотрел бы ты на день своего брата, на день его беды, не радовался бы в день гибели сынов Иуды… Не стоял бы на перекрестках, убивая беглецов; не выдавал бы уцелевших в день беды! Близок День Господень ко всем народам — как ты поступал, так и с тобой поступят; что творил, к тебе и вернется!» Предком эдомитян был Исав, брат-близнец Иакова, от которого произошли израильтяне, и два этих народа действительно считали друг друга ближайшими родственниками. Только, как показывает и новейшая история, ссоры между такими братскими и соседскими народами запоминаются надолго и служат источником черной зависти и злобы. Датировать точно это пророчество невозможно, но вполне вероятно, что оно прозвучало во время возвращения иудеев на Родину, к чему окрестные народы отнеслись с большой опаской. Как, зачем? Они уже распорядились тем, что осталось после переселения иудеев, и вот, теперь придется потесниться, отдавать всё обратно? Авдий дает ясное предупреждение, что ждет Эдом за его недоброжелательство и злорадство. Можно считать, что это предсказание окончательно сбылось в конце II в. до н. э., когда Идумея (так тогда назывался Эдом) была завоевана иудеями, а ее жители были обращены в иудаизм, в основном насильно (кстати, это единственный пример такого рода). С тех пор об Эдоме-Идумее как о самостоятельном государстве уже никто не слышал, а скоро и само это название вышло из употребления. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/avdij-nakazanie-za-zloradstvo.html
|
|
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2021, 19:42:28 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 03 Сентября 2021, 15:34:46 » |
|
Пророк Иоиль, очевидец нашествияПророки долго и упорно предупреждали израильтян: если они не изменят свой образ жизни, их ждут самые настоящие бедствия. Но тогда людям, как, впрочем, и сегодня, совсем не хотелось думать о неприятном, а еще меньше хотелось отказываться от привычного образа жизни и связанных с ним удовольствий. Может быть, как-нибудь проскочим?Пророк ИоильНе получилось, и в речах других пророков зазвучали уже иные мотивы. На оба царства, Израильское и Иудейское, нападали враги, они страдали от природных катастроф — но это была не бессмысленная жестокость врага, не слепая мощь природы. За всем этим стоял замысел Божий, и если люди готовы были услышать его и принять, они могли прекратить постигшее их бедствие. И более того, даже в самый мрачный час Господь не оставлял Свой народ, Он напоминал, что новое начало всегда возможно. Одним из таких «пророков разрушения» был Иоиль. Никто точно не знает, когда он жил и проповедовал. Мы даже толком не понимаем, о чем именно он говорил: то ли о нашествии саранчи, которая сожрала все посевы, то ли о вторжении безжалостных врагов, погубивших страну еще хуже саранчи... А может быть, о том и другом сразу? И если о врагах, что это были за враги: ассирийцы, вавилоняне или кто-нибудь еще? Зато мы знаем, где звучала его проповедь: в Иудее, причем в те времена, когда в ней стоял Храм. Правда, и тут мы не уверены: тот ли Храм, который был построен Соломоном, или же Второй, восстановленный после возвращения израильтян из вавилонского плена? Точно не известно, ведь история, увы, имеет свойство повторятся, и повторяется, как правило, не самое радостное и светлое в ней. «На землю Мою вторгся народ могучий, неисчислимый, зубы у него, как у льва, клыки у него, как у львицы. Лозу Мою он опустошил, смоковницу Мою ободрал, донага ее обнажил и бросил, ветви ее побелели. Рыдай, как одетая в рубище дева рыдает о юном женихе! Прекратились в доме Господнем хлебные приношения и возлияния, в трауре священники, служители Господа». Этот народ захватчиков так могуч, что пророк даже как будто любуется им: «Распространился как заря по вершинам, народ многочисленный и мощный, какого не бывало издревле и уже не будет впредь... Перед ним земля — как Эдемский сад, позади — разоренная пустыня, и ничто не укроется от него... Бегут они, как богатыри, как воины, всходят на стены, каждый идет своей дорогой, не сбиваясь с пути». Мы привычно воспринимаем любое бедствие как нечто черное и страшное, не видим в нем ничего такого, чем можно любоваться... Но оказывается, своя красота, свой порядок, свой смысл есть и в разрушении. И в чем же может заключаться этот смысл? «Но и теперь не поздно — пророчество Господа! Обратитесь ко Мне от всего сердца с постом, и с плачем, и с рыданием. Разрывайте свои сердца, а не свои одежды, обратитесь к Господу, вашему Богу, ибо Он благ и милосерд, Его гнев медлит, а милость велика, и о бедствии Он сожалеет». Отчего пророк не звал сограждан к оружию (если это вражеское войско), или на борьбу с вредителями (если все-таки саранча?). Можно дать простой ответ: при нашествии ассирийцев, вавилонян или саранчи бороться бесполезно, можно только стараться что-то укрыть от жадного полчища. Но напрашивается тут и другой вывод: все эти разорители действуют не сами по себе, они — своего рода орудие Божьего гнева, и только Бог может их остановить. Это вообще основной принцип пророческой проповеди: что бы ни происходило с тобой и твоим народом, всё это происходит между тобой и Богом. Именно поэтому даже те пророки, кто долго и подробно говорит о разрушении, находят и слова надежды, обещают возрождение и процветание. Иоиль говорит о них как уже о чем-то состоявшемся. Полчища действительно ушли? Или это его яркая вера в то, что однажды так оно обязательно и произойдет, и потому он говорит о желанном как о состоявшемся? «Возревновал Господь о Своей земле, пожалел Свой народ... Не бойся, земля, ликуй и веселись: великое совершил Господь! Не бойтесь, звери полевые: зеленеют пастбища в степи, приносят плоды деревья — смоковница и виноград дают свою силу. Ликуйте и радуйтесь, сыны Сиона, о Господе, вашем Боге — Он дарует вам Учителя Праведности, ниспошлет на вас дожди, и осенние, и весенние, как прежде. Переполнятся тогда гумна зерном, потекут в давильнях через край сок лозы и масло оливы». Как и в пророчествах Исайи, как и у многих других пророков, здесь звучат намеки на некоего совершенно особого человека, которого Бог пошлет к Своему народу, чтобы вернуть его к Себе. И потому Иоиль предсказывает не просто примирение Бога со своим народом, но, по сути, дарование пророческого призвания каждому человеку из этого народа: «И будет после того: изолью Мой Дух на всякую плоть, будут пророчествовать ваши сыны и дочери, ваши старцы увидят вещие сны, ваши юноши — видения». И в самом деле, зачем нужны пророки? Чтобы показать людям то, чего они сами по каким-то причинам не замечают. А когда они прозреют — пророком станет, по сути, каждый, это и есть нормальное состояние для верующего человека. Только мы этой нормальности еще не достигли. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/ioil-ochevidecz-nashestviya.html
|
|
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2021, 19:43:05 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #3 : 03 Сентября 2021, 15:38:43 » |
|
Пророк Амос, первый «книжный пророк»Мы говорили о Моисеевом Законе и о том, как именно с его помощью толпа рабов, бежавших из Египта, превратилась в народ Божий. Но когда в Новом Завете Христос ссылается на книги Писания, Он обычно говорит о них так: «Закон и пророки». Значит, пророки были не просто приложением к этому Закону, а чем-то настолько важным, что даже Закон без них не был полон? Не случайно и сегодня в синагоге чтение Торы (Закона) обязательно сопровождается чтением отрывков из пророческих книг.Пророк АмосКто же они такие, пророки? Все знают величайшего из них, Исайю, многим знакомы хотя бы по имени Иеремия и Иезекииль, и уж конечно все слышали хоть какую-нибудь историю, связанную с Даниилом. А огненный пророк Илия, первым выступивший против язычества и распутства своих современников, стал одним из самых почитаемых святых на Руси (жаль, что гораздо меньше известен его ученик Елисей). Но есть пророки, которым повезло меньше. Мы называем их «двенадцать малых пророков», и вряд ли кто перечислит без запинки хотя бы их имена. Впрочем, малыми они выглядят лишь по объему книг, носящих их имена. На самом деле, это были великие люди — и о них стоит вспомнить. После смерти царя Соломона единое государство распалось, чтобы уже никогда не собраться вместе: Северное (Израильское) царство отделилось от Южного (Иудейского), устроило собственные святыни и зажило самостоятельно. Народ не просто разделился на две части, он, похоже, всё дальше и дальше удалялся от того образца, который был ему некогда явлен на горе Синай. О политической и общественной жизни того времени Библия говорит очень скупо и нелестно. Имена сменяют друг друга, но суть остается прежней: «В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария над Израилем и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его. И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него, и царствовал один месяц. И пошел Менаим, сын Гадия, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него»... Но на этом безрадостном фоне начинают звучать новые голоса — голоса пророков. Первым и самым известным из них был пророк Илия, он оставил учеников, в том числе и Елисея, все они были, что называется, профессионалами: прошли соответствующую подготовку, заняли соответствующее место в обществе. Но, видимо, этого было недостаточно... Это произошло где-то в середине VIII века до н. э. в Вефиле, в одном из полуязыческих святилищ Северного царства. Местный священник по имени Амасия заметил, что народ не довольствуется простым исполнением ритуалов, он прислушивается не столько к привычным словам молитвы, сколько к тому, что говорит некий странный пришелец, кажется, и вовсе южанин по имени Амос. И что же он говорит? Предвещает царю гибель, а всему народу — плен в далекой земле! Нет, такое никак нельзя было потерпеть. «И сказал Амасия Амосу: „Провидец, ступай отсюда в землю Иудеи, там ешь хлеб, там и пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй, ведь это царское святилище“» (Цитаты из пророческих книг я привожу в собственном переводе. — А. Д.). Амос отвечал так: «Я не пророк, не пророческий сын, я ухаживал за скотом и собирал смоквы. Но Господь взял меня от стад и сказал: „Ступай, пророчествуй народу Моему, Израилю“». Священник говорит на языке «канонических территорий»: дескать, тут у нас свои святыни, нечего тебе тут делать, ступай, откуда пришел. А пророк отвечает ему, что он не обучался пророческому ремеслу, он не профессионал. Он вообще никто — то ли пастух, то ли земледелец. Дело вообще не в нем, а в той вести, которая передана ему. И если есть что-то особенного в его личности — это неумение молчать, когда ему открыто Слово Господне. Сам он говорил об этом так: «Если в городе в рог трубят — разве не испугается народ? Если бедствие пало на город — разве не Господь его послал? Ведь не делает Владыка Господь ничего, не открыв замысла Своего служителям Своим — пророкам. Лев заревел — кто не устрашится? Владыка Господь заговорил — кто сможет не пророчествовать? И о чем же он так пламенно возвещал израильтянам? Если особо не прислушиваться, то на первый взгляд как будто призывал их к неукоснительному соблюдению религиозных обрядов: «Хоть каждое утро приносите свои жертвы, хоть раз в три дня — десятины... повсюду кричите о дарах добровольных, вы же любите это, сыны Израилевы!» Да, эти люди были очень благочестивы... на свой лад. Чем больше религиозных обрядов, тем больше благочестия, не так ли? Тем угоднее они Богу? Только Бог устами Амоса возвещал им совсем другое: «Мне противны, ненавистны ваши празднества, неугодны мне собрания ваши. Принесете всесожжения и жертвы — не приму... Пусть потечет правосудие, как вода, праведность — как непересыхающий поток!» Оказывается, с Богом невозможно «договориться», принося Ему щедрые дары. Нужно еще и праведно жить, причем эта праведность касается не только личного благочестия, но и отношений с другими людьми. Справедливость и милосердие намного важнее для Него, чем неукоснительное исполнение обрядов — тем более, что и обряды становятся всё более языческими там, где люди забывают о главном. «Ибо так говорит Господь дому Израилеву: ищите Меня и будете живы!» — такой универсальный призыв обращает к израильтянам Амос. Закон предписывал, как совершать богослужение и как строить жизнь внутри общины, но никакой закон, конечно, не мог предусмотреть всех тонкостей и деталей. Вместо того, чтобы дополнять детали, которых нет у Моисея, пророки, начиная с Амоса, напоминают о главном принципе: неустанно искать Бога, стремиться к Нему, познавать Его. И только так может выжить народ Божий, только этим может жить человек. Впрочем, Амос говорил не только об израильтянах. У него впервые прозвучала и весть о том, что Господу дороги все народы, что избранничество Израиля — вовсе не повод для гордости, а особая ответственность. Да, Господь некогда создал этот народ для Самого Себя, когда Он вывел толпу рабов из Египта и даровал ей Закон... но разве только об израильтянах его забота? «Сыны Израилевы, не то же ли вы для Меня, что и сыны Эфиопии? — пророчество Господа! — Израильтян Я вывел из земли египетской, а филистимлян — с Крита, а сирийцев — из Кира». Вот еще одна очень важная тема пророческой проповеди: единство человечества, всеобщность спасения. Израиль играет особую роль в этом замысле Божьем, но замысел касается не одного только народа, а всех людей. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/amos-pervyij-knizhnyij-prorok.html
|
|
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2021, 19:43:49 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #4 : 03 Сентября 2021, 16:21:52 » |
|
Пророк Иона, "неправильный" пророкПророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг — в них всё наоборот. Он говорит, вслед за пророком Наумом, о погибели Ниневии, но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка — оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной. Иона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира). Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты. Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение. Пророк ИонаОн оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Звучит этот эпизод совершенно невероятно, и многие считают, что он лишает книгу всяческого правдоподобия, но не будем пока что торопиться с выводами. Лучше вспомним, что и в Евангелии Христос говорил о «знамении Ионы пророка»: как Ионе в морскую пучину, ему предстояло спуститься в преисподнюю и на третий день подняться из нее живым и невредимым. Только ли сроки совпадают здесь? Едва ли, особенно если учесть, что «три дня и три ночи» и «на третий день» не совсем одно и то же. Евангельское Воскресение напоминает нам и о молитве Ионы, которая тоже приведена в этой книге: это слова человека, который погиб, уничтожен и не имеет никакой надежды — но все же Господь выводит его на свет: «Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; все волны Твои и валы прошли надо мной. Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, но только бы снова взглянуть на храм Твоей Святой! К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, повит травою мой лоб, я сошел к основаниям гор, навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, Господи, Боже мой!» Так оно и вышло: Иона был выброшен на сушу и отправился проповедовать в Ниневию. И тут произошло чудо еще более удивительное, чем с рыбой: «Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища… По всей Ниневии объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”. Бог увидел все, что они в самом деле сошли с пути зла, сжалился и не стал причинять им того несчастья, которое обещал причинить. Казалось бы, полный триумф? Но только не для Ионы! Ведь теперь получалось, что пророчество его не сбылось! Да, Господь простил ниневитян, но сам Иона совершенно не собирался этого делать. Он сидел неподалеку от города и ждал его гибели, а к Господу на сей раз он обратил такие слова: «Потому-то я и бросился сначала бежать в Таршиш, ведь я знал: Ты Бог благой и добрый; Твой гнев медлит, а милость Твоя велика, и зла Ты людям не желаешь. А теперь молю: возьми мою жизнь, потому что смерть мне милее жизни». Милосердие Божье — повод для самого горького отчаяния, если оно направлено на людей, которые, по мнению праведника, этого совсем не заслуживают. Казалось бы, уж кто бы говорил… И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго — и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?» Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека — задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь — это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ. Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, — говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы. Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами — своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком — притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»? Иона пророк в чреве кита. Византия. IX в. Псалтирь Пантократора иллюминированная. Athos, Pantokr. 61. Греция. Афон, монастырь ПантократораИ тогда получается, что это не история одного единственного человека, но своего рода размышление об исторических судьбах всего израильского народа, которому была открыта истина о Едином Боге. Он привык воспринимать Бога как свою защиту и был в этом прав — но этого мало. Израильтяне должны были донести весть о Боге до других народов и племен, даже если им и казалось, что те этого недостойны. Рассказывая о «неправильном» пророке, который все делал наоборот, эта книга указывает на те же идеи, что и другие пророческие книги, но делает это в яркой форме, в виде притчи. А как же относиться к тому, что на нее ссылается Христос? Он тоже любил рассказывать притчи о сеятелях, виноградарях или рыбаках, о сорняках, монетах или зернах. Это были не истории о конкретных людях и предметах, но вечные истины, облеченные в форму притчи. Чтобы понимать Писание верно, не обязательно всегда понимать его строго буквально. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/iona-nepravilnyij-prorok.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 03 Сентября 2021, 16:37:20 » |
|
Пророк Осия, верный муж неверной женыМладшим современником Амоса (о нем мы говорили в прошлый раз) был пророк Осия, который тоже проповедовал в Северном (Израильском) царстве. Оно к тому времени уже попало в сферу влияния ассирийцев, его история клонилась к закату, но было еще время, чтобы предупредить народ об опасности и позволить им изменить свое будущее. Но слов, видимо, было уже недостаточно. Осия не просто говорит — он действует. И что же, как мы могли бы ожидать, он ниспровергает языческих идолов, борется за политическую власть, чтобы железной рукой загнать свой народ к счастью? Нет. Пророк никогда и никого ни к чему не принуждает — он возвещает людям то, что хочет им сказать Бог, и оставляет каждого делать собственный выбор. Ценой бывает собственное спокойствие и даже жизнь пророка — и Осия по велению свыше делает нечто неслыханное, скандальное, нечто такое, что наверняка не останется незамеченным. Он берет в жены блудницу, распутную женщину — и при этом заботится о ней, хранит ей верность. Он даже дает рожденным ей детям странные имена: мальчик Ло-Амми, что значит «не мой народ», девочка Ло-Рухама, то есть «не помилованная». Зачем всё это? Господь говорит Осии: «Ступай, по-прежнему люби ту женщину — любовницу другого, прелюбодейку, как любит Господь сынов Израиля, а они глядят на чужих богов». И всё, что рождается от такого блуда, не похоже на народ Божий, и не вправе ждать милости от Него. Но семейная жизнь Осии — всего лишь подобие, всего лишь иллюстрация чего-то гораздо более значительного. Союз Бога с Его народом подобен союзу мужа и жены. Но народ изменил своему Богу, он живет, как считает нужным, и поклоняется при этом языческим божествам. А от своего Бога думает откупиться жертвоприношениями — так ведут себя и в Северном царстве (его еще иногда называли Ефремом, по имени самого большого племени), и в Южном, Иудейском. «Что Мне делать с тобой, Ефрем? Что Мне делать с тобой, Иуда? Верность ваша — как утреннее облачко, как роса, что тает на заре... Я требую верности, а не жертвы, познание Бога — выше всесожжений!» Вновь и вновь звучат слова о том, что никакое познание Бога невозможно без соблюдения элементарных законов человеческого общежития, без социальной справедливости, без милости к слабому. Язычество израильтян, их неверность Богу — не только в том, что они приносят жертвы идолам, но и в том, что они не почитают образа Божьего в своем ближнем. «Слушайте Слово Господне, сыны Израиля: у Господа тяжба с народом этой земли; нет ни милости, ни истины, ни богопознания в этой земле! Проклятия и обман, убийство, воровство и блуд — вот что в ней процвело». Но как бы ни были суровы пророческие обличения, пророк всегда дает и надежду. Смысл не в том, чтобы рассказать людям, какие они плохие, а в том, чтобы сделать их лучше — и однажды всё обязательно изменится, уверен пророк. «И будет в тот день — пророчество Господа! — ты назовешь меня мужем, и не будешь больше звать господином... Я в тот день заключу для вас завет со зверями полевыми, небесными птицами, с живностью ползучей, с мечом и луком — прогоню войну от этой земли, и дам вам почивать безопасно. Обручусь тогда с тобой навек, обручусь с тобой в праведности и справедливости, в милости и милосердии, обручусь с тобой в верности — и познаешь ты Господа». Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/osiya-vernyij-muzh-nevernoj-zhenyi.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #6 : 03 Сентября 2021, 16:41:10 » |
|
Пророк Михей, бедняк ГосподеньПророк Михей обычно теряется в тени своего великого современника и, возможно, даже учителя — пророка Исайи. В самом деле, их пророчества созвучны меж собой вплоть до буквальных совпадений. Но если Исайя (о нем — следующая глава) был священником иерусалимского Храма, то Михей, судя по всему, был человеком простым и незнатным. От того особую остроту обретали в его устах обличения богачей, грабящих народ по собственному произволу:Пророк Михей«Горе тем, кто замышляет преступления, готовит злодейство, лежа на постели, чтобы совершить его утром, при свете, потому что сила у них в руках! Приглянулось им поле — заберут, понравился дом — захватят; лишают человека собственного дома, отбирают наследие отцов». Он, видимо, слишком хорошо знал, каково это — оказаться жертвой подобных махинаций с недвижимостью. Мы ничего толком не знаем о нем, как и о многих других пророках, чьи книги читаем в Библии. Но имя его нередко связывают с «бедняками Господними» — простыми, незнатными людьми, которые не могли приносить обильные жертвы во Храме уже просто потому, что приносить им было нечего. Но значит ли это, что они никак не могли послужить Господу? Совсем нет! «С чем же предстану я пред Господом, как поклонюсь Вышнему Богу? Предстану ли пред Ним со всесожжениями, принесу в жертву годовалых тельцов?... Сказано тебе, человек, что есть добро и чего ждет от тебя Господь: поступать справедливо, хранить верность, смиренно ходить пред Богом твоим». Пожалуй, именно здесь впервые прозвучала эта мысль: смирение, умаление себя перед Богом — не меньшая, а даже большая жертва, чем животное, сожженное во дворе Его храма. И эта жертва всегда доступна человеку, она не стоит никаких денег — и в то же время стоит так дорого, что лишь самое благородное, самое чистое сердце может добровольно смирить себя перед Богом. А где смирение, там и надежда на милость свыше, на то, что Бог примирится с человеком не потому, что человек заслужит Его доброе отношение своей безупречной жизнью, или соблюдением правильных ритуалов, или еще каким-нибудь способом — а просто потому, что Бог Сам желает этого примирения и не хочет, чтобы человек погиб. «Есть ли бог, подобный Тебе, который прощал бы вину, отпускал бы грех остатку наследия своего? Не всегда силен Его гнев, милосердие радует Его!» А потому, говорит пророк, однажды наступит такое время, когда исчезнет не только вражда человека с Богом, но и войны народов между собой. «Рассудит народы меж собой Господь, споры могучих дальних народов решит, и перекуют они мечи на плуги, копья — на садовые ножи, не поднимут народы друг на друга меча, и не будут впредь учиться воевать». С этим чудным временем Михей связывает некое очень важное событие: «А ты, Вифлеем-Эфрафа, хоть и мал среди родов Иудеи, из тебя произойдет Тот, кто будет править в Израиле — происхождение его издревле, от дней вечных». Когда через несколько веков волхвы на Востоке увидели чудесную звезду и пришли в Иудею, чтобы поклониться новорожденному Царю, придворные тогдашнего правителя Ирода вспомнили именно это пророчество и сказали волхвам, что младенца надо искать в Вифлееме. Туда они и отправились — и туда же, к месту рождения Христа, долгим и трудным путем шла вся традиция ветхозаветных пророчеств. И не просто шла, а вела за собой народ Израиля, а за ним — и все остальные народы мира. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/mixej-bednyak-gospoden.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #7 : 03 Сентября 2021, 16:44:29 » |
|
Пророк Наум, обличитель НиневииИмя еще одного пророка, Наума, означает «утешение», и жил он явно в VII веке до н. э., когда самой могущественной державой на Ближнем Востоке была Ассирия. Но и она была не вечна — именно об этом и говорит пророчество Наума. Он тоже возвещает бедствие и разорение, но не своим соотечественникам, а жестоким захватчикам ассирийцам. Наверное, так в начале сороковых годов прошлого века проклинали гитлеровский рейх и желали ему скорейшей гибели. Но как же можно было такое ожидать, если Ассирия, обладала величайшей военной мощью и долгое время не знала поражений – совсем как рейх?Пророк Наум«Велико терпение Господа, огромна сила, виновного не оставит Он без наказания: в буре и вихре идет, облака попирает, как пыль!... Кто устоит пред Его негодованием? Кто выдержит Его пылающий гнев? Ярость Его разливается, как огонь, и скалы разрушаются пред Ним. Благ Господь! Он — убежище в скорбный день, знает Он прибегающих к Нему. Но Ниневию сметет потопом навсегда». Ниневия — последняя из нескольких столиц этого государства, она была расположена на севере нынешнего Ирака. Она пала в 612 г. до н. э. под ударами своих бывших подданных, прежде всего вавилонян, которым было суждено создать следующую великую империю на древнем Ближнем Востоке. «Поднимается разоритель на Ниневию… Красны щиты воинов его, одеты в пурпур его богатыри, сверкает металл его колесниц в день, когда выступает он, древками копий потрясая. По улицам проносятся колесницы, мелькают на площадях, подобно факелам и молниям блестящим! Вызывает царь знать свою, но спотыкаются они по пути, к стене спешат оборону готовить. Тут открываются речные врата — и сметен дворец!» Эта картина вполне обычна и для других пророчеств о других странах и городах: вражеская армия врывается в город, всё круша на своем пути… Но что это за «речные врата» и причем они здесь? Ниневия была огромным и хорошо укрепленным городом с большим гарнизоном и обильными запасами. Когда к стенам города подошли войска разных племен во главе с вавилонянами, им предстояла, казалось бы, долгая и изнурительная осада с неясной перспективой. Но всё вышло совсем иначе. Ниневия стояла на берегу реки Тигр, и осаждавшее войско прорыло канал, чтобы подвести речную воду прямо под стены города. А затем хлынул небывалый ливень, русло переполнилось, и большой участок городской стены — прямо возле царского дворца! — был подмыт бурным потоком и рухнул. Следом за водой в город через эти «речные ворота» устремилось и осаждавшее его войско. Город пал в одночасье. Сегодня толкователи спорят: неужели Наум действительно угадал, что так всё и произойдет? Или он сочинил свое пророчество «задним числом», уже зная, что произошло с Ниневией? Ведь не мог же он предвидеть такой неожиданный поворот событий! Трудно говорить с уверенностью, кто что понимал без малого три тысячи лет назад, но если бы Наум просто описывал события, которые уже произошли, наверняка он сделал бы это красочнее и ярче. Нет, туманные «речные ворота» похожи как раз на пророчество, смысл которого мог в тот момент не понимать даже сам пророк, а когда всё так и случилось, открылась стоявшая за этими словами картина. А вот свидетельств очевидцев, как пала ненавистная Ниневия, в Библии мы не найдем. Это не так интересно, как сбывшееся пророчество. Но главное в книге вовсе не детали гибели Ниневии, а ее причины. «Это за множество блудодеяний блудницы, на вид приятной, в чародействе искусной: с помощью блуда народами торговала, с помощью чародейства — племенами… Нет исцеления ране твоей, тяжела болезнь твоя, и все, кто слышат о тебе, в ладони бьют: над кем же не тяготела жестокость твоя?» Господь обличает Свой избранный народ, когда тот впадает в грех, и наказывает его, если не слушает обличений. Но это совсем не значит, что преступления других народов и стран Ему безразличны. Он — Судия всей земли, и эта весть одна из главных, какие принесли человечеству библейские пророки. Самария, Северное Царство, погибла прежде Ниневии. Но для Иудеи гибель очередной империи означала избавление от страшной угрозы… как окажется дальше, не очень надолго. Но пока что слова Наума полны светлой радости. Он не торжествует по поводу гибели противника, он ликует о том, что Господь избавил Свой народ: «Вот, бежит вестник по горам, возвещает мир! Празднуй, Иудея, праздники свои, исполняй свои обеты, потому что не пройдет по тебе нечестивый вновь, сгинул он насовсем!» Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/naum-oblichitel-ninevii.html
|
|
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2021, 16:47:05 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #8 : 03 Сентября 2021, 16:54:19 » |
|
Пророк Аввакум, дозорный на башнеО жизни пророка Аввакуме мы тоже не знаем практически ничего: его книга не сообщает нам никаких деталей его жизни и не содержит никаких отсылок к конкретным историческим эпизодам. Есть нечто удивительное, но вместе с тем и значимое в том, что пророчества-предупреждения датируются куда легче, чем, пророчества, говорящие о наступившем бедствии. Казалось бы, должно быть наоборот: предостережения всегда актуальны, а вот всякое новое вражеское нашествие неповторимо. Почему же те, кто сохранили книги этих пророков и донесли их до наших дней, не указали, что же произошло?Пророк АввакумМожет быть, дело в том, что для пророческого слова, в отличие от исторической летописи, важно не передать конкретику событий, а указать на их духовный смысл? И если бы пророки точно указывали, куда именно двинулись войска врагов и под чьим предводительством, какие города захватили, какие потери при этом понесли их соплеменники, всё это оттеснило бы на задний план главное, ради чего и писались их книги. И потому, оставляя летописцам детали, пророки говорят о сути. Впрочем, одну деталь из книги Аввакума мы знаем точно: он описывает нашествие халдеев, т. е. вавилонян. Господь через него объявляет: «Вот, я поднимаю халдеев — народ суровый и упорный, который пройдет по всей земле, отнимая чужие дома. Страшен он, ужасен, сам себе он — и власть, и суд. Быстрее барсов его кони, проворней ночной волчьей стаи; скачут всадники, издалека налетают, как орел, настигают свою добычу». Собственно, в этом и есть основное различие между Израилем и язычниками: есть ли над ними Царь и Судия, или кто силен, тот и господин. А кто же тогда пророк? Аввакум называют себя дозорным, который стоит на башне и напряженно вглядывается вдаль… Что это за облако пыли, что за дымы там, вдали? Не вражеское ли нашествие? Он должен первым всё заметить и предупредить свой народ… Он должен подняться над повседневной суетой, чтобы разглядеть вдали то, чего не хотят или не могут увидеть другие. И самое главное — он должен уловить сигнал от Того, Кто только и решает судьбу этого народа. «Я заступил на стражу, стою на башне, смотрю, что будет. Что Он скажет мне? Как на мою жалобу ответит? Ответил мне Господь и сказал: “Запиши свое видение, ясно изложи на табличках, чтобы мог их гонец доставить. Это видение — для своего часа, сбудется до конца, без ошибки. Если медлит оно, подожди — сбудется, не запоздает”». Но у пророка есть одно очень важное отличие от дозорного: дозорный не жалуется на то, что видит. Он просто наблюдает и сообщает остальным, что увидел. Пророк же вступает с Богом в диалог, даже в спор — позднее мы услышим такой спор в книге Иеремии. Но у Аввакума он тоже есть: «Доколе, Господи, я буду взывать, а Ты — не слышать? Я кричу о насилии, а Ты не спасаешь. Для чего же мне видеть зло, смотреть на несчастье? Предо мной — грабеж, насилие, растут раздор и вражда». Пророк не просто дозорный или посредник. Он принадлежит своему народу, разделяет его радости и горести и не может принять происходящее равнодушно. Впрочем, звучат у Аввакума и другие мотивы, которые развернутся в полный рост в книге Иова. Дело не только в том, что его народу плохо, а еще и в том, что в мире вообще слишком много зла и неправоты. Почему же Господь не вмешается и не исправит всего? Но все же дозорный разглядел со своей башни и что-то иное… «Идет от Теймана Бог, Святой — от горы Фаран! Покрыло небеса величие Его, и славой Его полна земля; сияние от Него — как свет дневной, лучи исходят от руки Его, почивает на ней сила Его. Перед Ним шествует чума, по стопам Его — болезнь. Он встал — и земля затряслась, посмотрел — и народы затрепетали, вековые горы содрогнулись, древние вершины пали, потому что пути Его — издревле». Значит, чума и болезнь или вражеское нашествие — тоже атрибуты величия Божьего, инструмент в Его руках? Значит, Его пришествие не только радость, но и шок, потрясение, для кого-то — и гибель? И величию гор и мировых империй здесь противопоставлено не просто еще большее величие, но таинственные пути, которые «издревле». Трудно перевести эти пророческие слова на наш язык… Может быть, Аввакум, как и Иов, разглядел во всех этих несчастьях некий замысел, непостижимый для человека и нежеланный для него. И, возможно, настанет время, когда другой дозорный разглядит его смысл и раскроет его людям. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/avvakum-dozornyij-na-bashne.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #9 : 03 Сентября 2021, 16:58:26 » |
|
Пророк Софония и День ГосподеньСофония — пророк из круга того же Исайи, возможно, его ученик, говорил о наступлении Дня Господнего. Это выражение было вполне привычно израильтянам того времени, они связывали с этим днем самые радужные ожидания: вот тогда Господь накажет всех нечестивцев, установит Свое правление на земле, и, конечно же, избавит Свой народ от бедствий.Пророк СофонияНакажет всех нечестивцев? А не предостережение ли это для нас, спрашивает Софония... Его книга начинается страшными словами: «Положу конец всему, что есть на земле, — пророчество Господа, — положу конец и людям, и зверям, птицам небесным и рыбам морским, искушениям вместе со злодеями — смету с лица земли род людской!» Впоследствии именно о таком будет говорить новозаветная книга Откровения, и не только она — пророчества о конце времени, о завершении земной истории звучат так страшно, потому что зло глубоко проникло в саму человеческую природу. Окончательная победа над злом будет означать, по сути, уничтожение этого мира, каким мы его знаем. «Близок Господень День великий, близок он, спешит, не медлит!... Этот День — день гнева, день скорби и печали, день пагубы и гибели, день тьмы и мрака, день черной тучи; день трубного зова, битвы против крепостей могучих, против башен высоких!... Не спасет ни серебро, ни злато в День гнева Господня; огонь ревности Его всю землю опалит, и постигнет страшный конец всех, кто обитает на земле». Но тут же звучат и слова надежды. Беда вовсе не предопределена, грозное предупреждение дается именно затем, чтобы беды можно было избежать. Пророк продолжает: «Соберитесь, соединитесь, народ беспечный, пока не настал еще срок, пока пролетают дни, словно пыль — пока не постигла вас ярость гнева Господня, пока не настиг вас день гнева Господня! Ищите Господа — все, кто смирен в этой стране, кто следует справедливости Его! Ищите правды, ищите смирения — может быть, минует вас день гнева Господня». Не жалея красок, пророк расписывает грядущую гибель Ассирии, самой могучей державы того времени. Ассирия действительно скоро падет под ударами иной великой державы, вавилонской. Но едва ли Вавилон будет лучше... Да и вообще, дело вовсе не в геополитике и не в национальности. Ниневия, столица Ассирии, гибнет из-за собственной надменности и развращенности — и нетрудно представить себе, как такая же судьба может постичь совсем иные города: «Вот он, праздничный город, что ныне живет так беззаботно, говорит в сердце своем: „Вот я, и никто, кроме меня!“... Горе городу притеснителей — грязному, оскверненному! Слов он не слушает, упрекам не внимает, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья в нем — что львы ревущие, судьи — что ночная волчья стая, до утра добычу не оставят! Пророки его наглы и вероломны, священники оскверняют святыню и Закон извращают. Но в нем праведен Господь, не творит Он разврата, утро за утром производит суд, правоту Его освещает заря». И слова, которые звучат сначала о Ниневии, поневоле начинаешь относить к Иерусалиму, где стоит Храм, место видимого присутствия Господа. Впрочем, что в этом удивительного? Если иерусалимская знать хочет подражать знати ассирийской — ее судьбу она, наконец, и разделит. Впрочем, и этот конец совсем не будет завершением всей истории Израиля. Софония, предсказывая бедствия своему народу (если он только не одумается!), говорит и о его грядущем восставлении, хотя не знает, как именно оно произойдет: «Господь, твой Бог, теперь с тобою, Он могуч, и за ним победа; веселясь, Он о тебе ликует... В то время Я вас поведу, в то время, Я вас соберу, и будут вас восхвалять и почитать среди всех народов земли». Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/sofoniya-i-den-gospoden.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #10 : 03 Сентября 2021, 19:29:01 » |
|
Пророк Аггей: время строить Храм!Вавилонское пленение израильтян длилось не вечно. Вавилон пал, вся его территория попала под власть других правителей, персов и мидян, а они гораздо мягче относились к покоренным народам, в том числе к иудеям. Ассирийцы и вавилоняне старались предупреждать мятежи жестокостью, выселяя народы из родных краев, а персы предпочитали создать для них такие условия жизни, при которых незачем будет бунтовать. В 538 г. до н. э. царь Кир издал приказ, позволяющий иудеям возвращаться на родину и отстраивать разрушенное (об этом говорят некоторые главы из книги пророка Исайи), а на пасху 515 г. в Иерусалиме был освящен заново отстроенный Храм. Именно тогда появились последние по времени пророки Ветхого Завета, возвещавшие волю Бога относительно народа Израиля.Пророк АггейПодробнее об этих событиях рассказано в книгах Ездры и Неемии, но именно в пророческих книгах мы находим объяснение, а почему вообще нужно было возвращаться к руинам? Разве нельзя было жить и дальше в изгнании, как жила Эсфирь и многие ее соплеменники? Зачем было тратить столько сил и средств на святыни, когда народу не хватало подчас самого необходимого? Да и в чем суть такого возвращения? Непросто восстановить разрушенные стены, но хотя бы понятно, как это сделать. Но куда сложнее возродить жизнь государства и религиозной общины после того, как всё было разрушено до основания. Что здесь главное, а что — временное, преходящее? Об этом и говорили с народом последние по времени ветхозаветные пророки. Первым из них был пророк Аггей, его пророчества — уникальный случай! — точно датированы. Он начал проповедовать 29 августа 520 г. до н. э. и закончил проповедь 18 декабря того же года. Еще одна уникальная особенность этого пророка: его проповедь имела успех, люди выполнили всё, что повелел им через Аггея Господь. Собственно, потому Аггей и не стал продолжать. Предмет его проповеди очень прост: люди, вы уже вернулись домой, вы построили себе жилища, распахали и засеяли поля, собрали первый урожай, а за ним и второй, и третий… Не пора ли задуматься о том, что важнее пахоты и жатвы? И можно ли ждать успеха в житейских делах, если вы пренебрегаете святыней? Жизнь, конечно, была трудной, иудеи едва сводили концы с концами, соседние народы были настроены враждебно… До Храма ли было им? «Этот народ говорит: “Не настало еще время строить Храм Господень!” На это есть слово Господне, что пришло через пророка Аггея: “А вам самим — время жить в разукрашенных домах, когда Храм разрушен?” Ныне так отвечает вам Господь Воинств: “Посмотрите, как вы живете! Сеете много, да мало жнете, едите, да не досыта, пьете, да не допьяна, одеваетесь, да не согреваетесь, а что заработали — всё в дырявый кошель… На гору взойдите, дерево носите, храм стройте — в том Моя воля, в том Моя слава!” — говорит Господь». У Аггея мы не найдем высокого богословия, да, видимо, людям было тогда не до него. Им бы семью прокормить — вот и показывал он прямую и непосредственную связь между достатком и благочестием. И это подействовало, строительство едва заложенного Храма было возобновлено. И тогда пророк произнес другие слова: «Как бывало у вас? Приходил кто к копне на двадцать мер зерна — а выходило десять; приходил кто к давильне, где пятьдесят мер винограда – а выходило двадцать… Поразмыслите: есть ли еще семена в амбарах? И лоза, и смоква, и гранат, и олива не плодоносили, но с этого дня Я благословлю их». И все же Аггей не сосредоточен только на материальном достатке. Главное, что он говорит своим соплеменникам, это вовсе не расчет урожайности. «Я с вами — таково пророчество Господа!» А значит, всё получится. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/aggej-vremya-stroit-xram.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #11 : 03 Сентября 2021, 19:34:25 » |
|
Пророк Захария: видения нового ХрамаСовременником Аггея был пророк Захария, чье имя означает «Господь помнит». Его имя напоминает содержание книги Аггея: Господь остается со своим народом, не оставляет его, но ждет, что и народ, в свою очередь, будет исполнять Его волю.Пророк ЗахарияНо вот пророчества Захарии совершенно не похожи на те, которые произносил Аггей. У Захарии нет и в помине разговоров об урожае зерна и винограда, зато у него много самых загадочных видений — многие из них потом перейдут в новозаветную книгу Откровения. Некие загадочные кони несутся по всей земле, некий ангел с измерительным шнуром обходит новый, прекрасный Иерусалим, как в книге пророка Иезекииля… А затем ангел облачает в белое первосвященника по имени Иисус, который и будет служить Богу в этом прекрасном и удивительном городе. Конечно, это имя носили многие иудеи, в том числе и первосвященник времен Захарии, но не удивительно, что христиане видят в этом пророчестве указание на Новый Завет. В конце концов, и в новозаветном Послании к Евреям ясно сказано, что храмовое служение ветхозаветных первосвященников — только прообраз того, что совершит в свое время Христос, принеся Себя в жертву единожды и за всех людей. Захария, например, приводил и такую загадку: «на дом Давида и на жителей Иерусалима Я изолью дух благой и милосердный, и воззрят они на Того, Которого пронзили, и оплачут его, как оплакивают единственное дитя, и будут горевать о нем, как о первенце горюют». Это о ком? Конечно, всё совпадает с описанием смерти Иисуса, Которого римский воин пронзил копьем, чтобы убедиться в Его смерти. Но, с другой стороны, скольких людей за долгие века пронзили и затем оплакали в Иерусалиме! Разве не могут эти слова относиться к любому из них? А ведь таких отдельных пророчеств очень много, они находятся едва ли не к каждой детали рассказа о смерти и воскресении Христа. Но каждое из них можно в принципе объяснить и как-то иначе. Если бы речь шла всего лишь об этих внешних совпадениях, ни одно из них не выглядело бы достаточно убедительно. Но пророки с самых древних времен говорили о приходе какого-то особого человека, или даже Самого Господа. Этот приход будет означать победу над злом и примирение Бога со своим народом, он будет означать заключение нового Завета и послужит спасению израильского народа и всего человечества. В этом свете особое значение обретают даже мелкие детали, которые, конечно, не имели бы значения сами по себе. Но Захария говорит не только о таинственном и далеком. Основная часть его проповеди говорит о состоянии, в котором находятся его современники и соотечественники. Да, они восстанавливают Храм, и это очень важное и нужное дело, но разве дело только в Храме? Прошлое храмовое здание было разрушено захватчиками, оно не уберегло дедов и отцов от язычества, разврата и жестокой несправедливости — и новое здание, каким бы важным оно ни было, само по себе ничего не гарантирует. Израильский народ нуждается действительно в новом начале, а не в повторении той же самой истории падения и разрушения. «Обратитесь ко мне! — пророчество Господа Саваофа — и Я тогда обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Не будьте подобны вашим отцам, к которым взывали прежние пророки, передавали им слова Господа: “сверните со злых ваших путей, отвратитесь от злых ваших дел” — но не послушали они, Мне не вняли. Таково пророчество Господа! Где же теперь отцы ваши? Да и пророкам — жить ли вечно? Но что сказал Я, что определил, что заповедал пророкам, Моим слугам — разве не постигло все это отцов ваших?» С одной стороны, урок был хорошо усвоен. День начала вавилонской осады и день падения Иерусалима запомнились всем иудеям, они отмечали их строжайшим постом как самые черные дни своей истории. А как же быть им теперь, когда разрушенное восстанавливается? У народа возник закономерный вопрос: «надо ли нам скорбеть и поститься в пятый месяц, как делали мы уже много лет?» Захария передал слов Господа «вы уже семьдесят лет скорбите и поститесь в пятом и седьмом месяце — для Меня ли этот пост? А когда вы едите и пьете, разве не сами по себе вы едите, не сами пьете? Да и не говорили ли Господь то же самое через прежних пророков, еще когда Иерусалим был населен и спокоен». Иными словами, пост нужен не Богу. Это напоминание о скорбном дне для самих людей, и если они находят такое напоминание правильным и полезным — пусть постятся. Но решать, насколько это уместно, им и только им. И дальше Захария уточняет, чего действительно ждет от своего народа Господь: «судите по справедливости и правде, и каждый пусть поступает с другим дружелюбно и милосердно. Не притесняйте ни вдов, ни сирот, ни иноземцев, ни бедняков; не замышляйте в сердцах ваших зла друг против друга». В этом его слова созвучны словам Исайи, который точно так же определял смысл любого поста. И тогда, говорит пророк, «пост четвертого, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого месяца превратится для дома Иуды в радость и ликование, в доброе празднество. Только любите правду и мир!» Это блаженное состояние нового Иерусалима, когда печали просто не останется, и не будет причин для поста, ярко описано в книге: «Так говорит Господь Саваоф: вернусь на Сион, поселюсь в Иерусалиме, и будут звать Иерусалим — Градом Правды, а гору Господа Саваофа — Горой Святыни… вновь сядут мужи и жены преклонных лет на улицах Иерусалима, и у каждого в руке посох — так велик их возраст! Наполнят город мальчики и девочки — будут играть на площадях. Так говорит Господь Саваоф: те дни покажутся удивительными сохраненному народу, но что удивительного в том для Меня?» Но все это коснется далеко не только одних иудеев. В проповеди Захарии вновь звучит идея универсализма, представление о том, что Господь хочет привлечь к себе все народы. Роль Израиля заключается именно в том, чтобы привести их к Нему: «Придут в Иерусалим многие племена, могучие народы, чтобы искать Господа Саваофа… в те дни десять человек разноязыких, разноплеменных ухватятся за полу одежды иудея, и скажут: “мы пойдем с тобой, ведь мы слышали, что с вами Бог”». Но пока что ситуация далека от идеальной. Захария описывает происходящее метафорически, говоря об израильском народе как о стаде овец, которое пасут его политические и религиозные вожди (позднее именно эти образы будет постоянно использовать Христос). Пока что пастухи озабочены только собственным благополучием: режут овец или продают их скупщикам, лишь бы только получить прибыль. Пророк, исполнив свое служение, в конце концов, переходит и сам на этот коммерческий язык. «Я сказал им: “Если хотите, дайте мою плату, а если нет — то не надо”. И отвесили они мне тридцать серебреников. Господь сказал мне: “Брось их горшечнику — высокую же цену они за Меня дали!” Я взял и бросил их в доме Господнем для горшечника». В историческом контексте эти слова легко можно понять как рассказ о пренебрежительном отношении к пророку: он долгие месяцы и годы верно нес свое служение, а за это ему дали ничтожную пригоршню серебра. Что было делать с ней? Разве что в Храме оставить для какого-то горшечника (мало ли, по какой причине, но деньги, видимо, горшечнику были очень нужны). И все же эти слова приводят на память евангельские события — точно такую же плату получил Иуда за свое предательство, и все же не выдержал, пришел в Храм, швырнул деньги на пол, а на них потом купили земельный участок у какого-то горшечника, о котором мы тоже ничего не знаем. Случайное совпадение? Да, если не учитывать общий контекст книги, — и единая нить событий, если смотреть на все пророчества Захарии как на единое целое. Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрейhttps://foma.ru/zaxariya-videniya-novogo-xrama.html
|
|
« Последнее редактирование: 03 Сентября 2021, 19:36:32 от Александр Васильевич »
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #12 : 03 Сентября 2021, 19:40:10 » |
|
Пророк Малахия: грядущий ВестникКнига пророка Малахии идет последней в списке двенадцати «малых пророков», и он вероятно, и в самом деле был последним из них по времени жизни — а стало быть, вообще последним ветхозаветным пророком, чья книга дошла до нас. Его имя означает «Вестник Господень», и оно очень подходит к содержанию его пророчеств. Когда точно он жил, сказать трудно, но, скорее всего, он был современником Ездры и Неемии — это вторая половина V века до н. э.Автор: ДЕСНИЦКИЙ АндрейПророк МалахияМалахия говорит прежде всего об отношениях Бога со Своим народом, и начинает он с самого главного: «“Я люблю вас”, — Господь сказал, — а вы спрашиваете: “в чем любовь Твоя?” Разве Исав — Иакову не брат? Но вот что изрек Господь: Иакова Я возлюбил, а Исава отверг». Вся логика этих отношений основана на том, что Господь особым образом возлюбил израильский народ. Тот может задаться вопросом: в чем же это проявляется, чем доказывается? И Малахия вспоминает историю из книги Бытия, которая рассказывала о близнецах Иакове и Исаве. Господь действительно избрал Иакова, а значит, и его потомков, хотя был свободен в выборе. Очевидно, видя судьбу эдомитян (о которой пророчествовал и Авдий) израильтяне очень ясно должны были увидеть, в чем заключается разница между ними и потомками Исава. Один народ прошел через все испытания и сохранился, второй неуклонно двигался к своему концу. Сегодня нет человека, который не слышал бы про Израиль, но кто помнит про Эдом? Однако отеческая любовь Бога — не просто приятный бонус, но и высокое требование. «Сын почитает отца, и раб — господина своего. Если Я Отец — то где же почет? Если ваш Господин — уважение где? Так говорит Господь Воинств вам, священникам, что презирают имя Мое. Скажете: “как презираем мы имя Твое?” Приносите на жертвенник Мой пищу, что в жертву не годна… Приносите, что отняли у других, хромое или больное — вот ваш дар. Приму ли благосклонно его от вас?» Помимо жертв, люди обязаны были приносить в Храм десятую часть своего урожая и доходов — эти средства шли на содержание Храма, на жизнь священников и левитов, а так же на помощь нуждающимся. И Малахия предельно категоричен и в этом: что положено отдать Богу, то уже не принадлежит человеку. «Может ли человек красть у Бога? А вы обкрадываете Меня! Спросите: “что мы крадем?” Десятины и приношения! Проклятием прокляты вы, Меня обкрадываете вы — весь народ! Принесите все десятины в хранилище, чтобы в доме Моем была пища, и так испытайте Меня, говорит Господь Воинств. Разве не открою для вас окон небесных, не изолью благословение в избытке?» Но дело не только в десятинах, приношениях и жертвах. В качестве жертвы отвергаются не только увечные животные, но и те, которые были отняты у других людей. Это ведь вечная тема пророческих обличений: невозможно выстроить верные отношения с Богом, если ты несправедлив к ближнему, и Малахия дает этому самое простое и ясное объяснение: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли нас Бог сотворил? Зачем же мы строим козни друг другу, нарушая отеческий Завет?» Малахия особо называет и еще одну причину, по которой Бог может не принять жертву от Своих почитателей: «не смотрит Он на ваш дар, благосклонно не принимает из ваших рук. Спросите вы: “За что?” Вот за что: Господь был свидетелем меж тобой и женой юности твоей, которой ты изменил, а ведь она подруга тебе и законная жена». Речь идет о ситуациях, когда мужчины бросали своих жен просто потому, что те им надоели. Верность Богу неизбежно подразумевает и супружескую верность, иначе не получится. Отношение к Богу как к Отцу, обличение разводов — все это прозвучит и в Евангелии. И не случайно в конце книги Малахии предсказан приход чего-то нового, небывалого, что должно перевернуть представления людей того времени… А точнее, не чего-то, а Кого-то: «Вот, Я посылаю вестника Моего предо Мной, он приготовит путь для Меня, и внезапно придет в Свой храм Владыка, Которого вы ищете, и вестник Завета, который так дорог вам». И немного далее он продолжает: «Вот, я посылаю к вам пророка Илию перед приходом Господнего дня, великого и страшного. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей — к отцам, чтобы, придя, Я не поразил проклятием землю». Пророк Илия был, как верили иудеи, взят на небо живым, а значит, однажды мог и вернуться живым на землю. Впрочем, такого пока что не произошло. Но когда в Иудейской пустыне прозвучала проповедь Иоанна Крестителя, он говорил «в духе и силе Илии», как об этом говорится в Евангелии. Это было не физическое пришествие с неба древнего пророка, не его перевоплощение, но возрождение той самой пророческой традиции, к которой принадлежали и Илия, и Малахия, и Иоанн. https://foma.ru/malaxiya-gryadushhij-vestnik.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|