Русская беседа
 
26 Октября 2024, 08:26:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Знаменный распев – это как Иисусова молитва  (Прочитано 760 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 19 Декабря 2021, 05:32:45 »

ЮЛИЯ НАЗАРЕНКО (ХОР «ДРЕВНЯЯ РУСЬ»): «ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ СОЗДАЁТСЯ НА КЛИРОСЕ»

Знаменный распев – это как Иисусова молитва


Хор «Древняя Русь»

Хор «Древняя Русь» – единственный в Краснодарском крае, который занимается древнерусским церковным пением – существует уже 15 лет и базируется в станице Новодонецкая. За эти годы благодаря хору старинными распевами прониклись не только прихожане тамошнего Свято-Троицкого храма. Появление этого коллектива – ещё одно подтверждение, что порой и для начала большого дела оказывается достаточно одного энтузиаста. Хор «Древняя Русь» был создан уроженкой Краснодара и выпускницей Санкт-Петербургской консерватории Юлией Назаренко. Главное дело для хора – пение на клиросе в родном храме. Тем не менее участники коллектива выезжают и в другие города нашей страны – так, в нынешнем году хор в рамках II Всероссийского фестиваля православных певческих традиций «Истоки» выступал в Санкт-Петербурге и в Тихвине. Именно в городе на Неве Юлия когда-то и увлеклась древнерусским пением. А мы разговариваем с ней по пути из Тихвина в Петербург.

Рождение хора

– Как вы узнали про древнее пение?

– В 16 лет я воцерковилась в Краснодаре, будучи студенткой музыкального колледжа, – училась я тогда на историко-теоретическом отделении. Сама я из семьи музыкантов – когда-то мой папа закончил дирижёрско-хоровое отделение Санкт-Петербургской консерватории. А древнее пение мне пришлось по сердцу благодаря моему воцерковлению. Правда, в краснодарских храмах пели обычный партес. Но я захотела поступить в регентское училище в Троице-Сергиевой лавре или в Санкт-Петербурге. Когда мои родители об этом узнали, они были категорически против – считали, что мне нужно получить классическое консерваторское образование. И тут я узнаю, что в консерватории есть кафедра «Древнерусское певческое искусство»! Я ухватилась за эту возможность. И, учась там, прониклась древним пением. Мне было очень интересно учиться, заниматься рукописями, петь в вокальных ансамблях. Это отделение уникально тем, что Альбине Никандровне Кручининой, нашей замечательной учительнице, основательнице этого отделения, ревнительнице церковного пения, удалось соединить очень мощную теоретическую базу и вокальную практику. У нас были все обычные для консерватории дисциплины – плюс ещё некоторые предметы, которые больше нигде не изучаются: певческие книги, история и теория древнерусской музыки, строчное многоголосие, разные певческие стили. То есть на этом отделении мне открылся целый мир. Говорят, консерватория повторяет музыкальное училище. Но только не кафедра «Древнерусское певческое искусство» – ни в каких музыкальных училищах этому не учат.

– Пока вы учились, вокруг вас была среда – люди, которых интересует то же, что и вас. Не было ли у вас желания остаться в Петербурге?

Я уезжала из Петербурга, не расставаясь со средой и с пением, я ехала создавать эту среду

– Хороший вопрос. Он был для меня актуален. Когда я училась, много думала о том, что делать дальше, и даже поступила на заочное отделение в аспирантуру, но закончить ее мне не удалось. Все-таки у меня было очень большое желание вернуться на родину – я южная девочка. Несмотря на то, что люблю Петербург, жить в этом городе постоянно для меня было немыслимо. Я была уверена, что когда вернусь домой, то буду продолжать заниматься своим любимым пением, что у меня все получится. То есть я уезжала из Петербурга, не расставаясь со средой и с пением, я ехала создавать эту среду дома по мере своих сил. И буквально через полгода после возвращения домой я набрала людей, которым это было интересно. Так образовался наш хор «Древняя Русь». Это произошло в январе 2006 года. С тех пор мы не прекращали петь. Составы менялись, дети рождались, но хор я никогда не оставляла.


Юлия Назаренко

Семья и клирос

– Многие ли из тех, кто пришёл на ваше объявление, имели хоть какое-то представление о древнем пении?

– Нет. До сих пор для меня загадка, почему эти люди пришли. Во-первых, они были намного старше меня, им было за 40. Я была девчонкой – 24 года. Ни у кого из них не было музыкального образования, кроме Ирины Михайловны Поплавской, которая до сих пор со мной (она закончила в детстве музыкальную школу). Мы с ними пели в своё удовольствие древние мелодии, то есть не были ограничены ни временем, ни богослужебными рамками, так как у нас не было своего клироса – мы не были к этому готовы, только учились. И, видимо, когда мы окрепли, Господь дал нам возможность петь на клиросе – в 2009-м году мы стали петь в Свято-Троицком храме станицы Новодонецкая. Мы ездили в эту станицу, которая находится в 100 километрах от Краснодара, регулярно – по субботам, воскресеньям и на двунадесятые праздники. Мы приезжаем, ночуем – на территории храма есть дом. Так мы обрели очень мощную поддержку, в том числе и материальную – хор привозят из Краснодара и увозят обратно, то есть мы не пользуемся общественным транспортом. Мы с мужем ездили на своей машине. Мой муж вынянчил пятерых наших детей, пока я на клиросе. Мне приносили детвору на кормление, но в декрете я не сидела. То есть 40 дней после рождения ребёнка проходит, и я снова на клиросе. Потом наша семья переехала в Новодонецкую. Конечно, всё это возможно благодаря настоятелю храма иерею Александру Ефименко.

​Воскресение Христово видевше Знаменный распев

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=Q3t0pjP3lhw

– А как ваши дети воспринимают ваше занятие?

– Для детей это родное пение. Старшей дочери 14 лет – к сожалению, она не стала петь у меня в хоре, она рисует. Относится, скажем так, снисходительно к маминому творчеству (улыбается). Старшие мальчишки любят это – им 11 и 9 лет, они пономари в нашем храме, что мне очень радостно. Пятилетний ребёнок пока просто маленький. А самая маленькая, двухлетняя, очень любит пение. Вижу это и даже беру ее на съемки: есть ролики с участием моей доченьки – я ее просто держу на руках, она внимательно слушает, как я пою. Как только замолкаю, она из рук вырывается. Сама она комментирует: «Я маму слушаю». Думаю, когда-нибудь она запоёт.

Люди приходят и уходят

– У вас меняются составы. Почему люди покидают хор?

– Например, студентки музыкального колледжа рано или поздно уезжают учиться дальше, приходят новые и тоже уезжают (улыбается). Надо сказать, что у студенток, которые ко мне приезжают, улучшается успеваемость на уроках сольфеджио, в хоровых коллективах – они себя уже по-другому чувствуют. То есть у меня они проходят серьёзную музыкальную школу. Само пение на службах тоже очень сильно двигает вперёд, потому что нужно быстро соображать: вовремя вступить, вовремя закончить, спеть правильно – с первого «выстрела».

В первые годы у нас все было стабильно. Мы занимались три раза в неделю по вечерам. Но когда стали петь на клиросе, естественно, многое поменялось – появился распорядок, обязательное посещение богослужений, то есть нагрузка увеличилась в разы. И у меня уже не было возможности репетировать с певчими так долго, как раньше, так как я переехала в станицу из города. К тому времени у меня уже было двое детей. Так что до города мне было физически непросто добираться. И мы решили встречаться в Новодонецкой, проводить спевки. А в старом составе были люди семейные. Год они ездили, но потом им стало физически тяжело это делать.


Был мужчина, который 5 лет с нами пропел, но, вероятно, ожидал чего-то большего. Мы поём не по крюкам, а по нотам. А он хотел, чтоб мы пели по крюкам. Но петь по крюкам сложно даже для специалистов. Если петь одно и то же, тогда проще. Люди обычно выучивают наизусть мелодии и подсматривают в крюки. У нас же репертуар постоянно меняется в зависимости от разных богослужебных дней. То есть надо быть высоким профессионалом, чтобы петь по крюкам, – для нашего хора это нереально. Это даже не все преподаватели древнерусского певческого искусства могут.

Вовне и вглубь

– Какой был поначалу репертуар у вашего хора и как он расширяется?

– Начали мы со знаменного распева. Я считаю его самым лучшим для обучения пению, потому что он обладает свойствами, которые очень развивают мышление – такие нейронные связи образуются, что не соскучишься! Никакой квадратности, нестандартный ритм, нет чётких начала и конца, в плане тонической опоры, всегда изменчивая мелодия – конечно, она организована по строгим законам, но тем не менее. То есть постоянно происходит что-то необычное – мозг не может отдохнуть. И сама одноголосная мелодия – идеальная платформа для начинающих, они поют вместе с учителем одно и то же, подстраиваясь под него. Поэтому даже те, у кого слух не скоординирован с голосом, эта координация происходит, и они начинают петь чисто.


Хор «Древняя Русь»

Потом, когда мы уже могли спеть мелодию чисто, стали добавлять исон – как развитие гармонического слуха. Когда я почувствовала, что люди держат исон, мы взяли простое двухголосие – это были или ранний партес, или более мелодичное строчное двухголосие, благо у нас были образцы из книги Николая Дмитриевича Успенского «Древнерусское певческое искусство». То есть репертуар хора расширялся по мере роста нашего профессионализма. Когда ко мне пришли студентки музыкального училища с дирижёрско-хорового отделения, они могли петь любую партию, так как они будущие специалисты. И тогда я взяла строчное многоголосие, выделила партии. Не скажу, что им было очень легко. Было непросто выстроить вертикаль – кварто-квинтово-секундные отношения.

Церковный репертуар очень долго входит в плоть и кровь

Вообще, хочу сказать, что церковный репертуар очень долго входит в плоть и кровь. Если ты много лет его поёшь, с одними и теми же людьми, тогда уже можешь петь с закрытыми глазами. Но стоит появиться кому-то новому, будут и ошибки, долго не получится без ошибок. Надо быть очень талантливым музыкантом, чтобы схватить это на лету.

Сейчас мы увлеклись грузинским пением, его я считаю родственным нашему. Там соблюдаются каноны церковного пения: нет повторов слов, трёхголосие у грузин тоже каноничное, как и строчное, – потому что это символ Святой Троицы. Мелодическое сходство тоже есть. Да, в грузинском пении есть опора на лады, но есть что-то родственное в осмыслении текста, нет любования музыкой – слово на первом месте. Вообще, грузины – уникальный народ. Они сохранили удивительную певческую культуру, там церковное и народное пение очень тесно связаны.

Свете Тихий. Грузинский распев.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=AI9pXoMFq8w

– Можно ли заниматься только русским пением, не переходя к другим традициям?

– Конечно. Это личный выбор каждого. Вот, мы живём на Кубани, совсем недалеко от нас Кавказ. Мы находимся на особой территории, очень космополитичной. Естественно, это отражается и на выборе песнопений. Очень может быть, что если бы мы жили в том же Тихвине, я бы чего-то и не брала из того, что мы поём сейчас. Многое зависит от того, как чувствует регент и как благословляет священник. Есть очень строгие священники, которые благословляют только знаменный распев. Я бы, наверное, так не смогла. То, что я делаю, отражает и меня – чувствую, что так надо делать, и имею на это благословение настоятеля.

Догматик, глас 6. Знаменный распев

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=wr2yHc3AC9s

Конечно, наше древнерусское пение несёт особую благодать. Знаменный распев – это вообще как Иисусова молитва или «Отче наш».

Наше древнерусское пение несёт особую благодать

Но строчное многоголосие – это как другой уровень ангельских чинов, когда голоса сливаются, образуя невероятные созвучия, – у меня до сих пор это не укладывается в голосе. Особенно когда поёшь на службе «Херувимскую», «Милость мира». Литургия строчная – это что-то невероятное. При этом чувствуется связь с предками, с древней нашей культурой. Но каждая традиция самобытна и интересна. Грузинское пение более энергетически заряженное, что ли. А уж византийская традиция – это совсем особая отрасль. Я не специалист в этом, поэтому стараюсь брать оттуда немного. Хотя у нас есть любимые песнопения, скажем так, в византийском стиле, но русифицированные. Греческий хор, который реконструирует настоящее византийское пение, спел бы их по-другому.

Аллилуйя грузинская. Хор Древеяя Русь

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=XcwCyNAevrM

– У вас на родине древнее пение воспринимается как экзотика?

– Прихожане нашего храма древнее пение любят. Многие из них воцерковились, когда уже мы пели на клиросе, то есть они другого пения и не знали раньше – потом, когда приезжали в другие храмы, очень удивлялись и говорили, что у нас лучше (улыбается), что у нас молитва, там как концерт. Живая традиция создается на клиросе. Концерт существует для того, чтобы просто послушать музыку, и для концертов я, как правило, выбираю более доступные, мелодичные песнопения.

Наш епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан недавно сказал, что долго привыкал к нашему пению, но пение наше ему нравится. В самом Краснодаре мы, к сожалению, мало участвуем в фестивалях и других концертах, но я хочу эту ситуацию исправить.


В последнее время я активно выкладываю видеозаписи в TikTok, в Instagram, в Youtube и получаю отзывы, комментарии. И вот, наибольшее количество просмотров, как ни странно, в TikTok. До этого я относилась к этой социальной сети, как к чему-то не очень серьёзному, но увидела такую поддержку! Может быть, эти люди даже не ходят в храм, но им нравится. И я стараюсь не акцентировать внимание на том, что это наша история и так далее, подаю это просто как церковное пение. Эта платформа – тоже поле для проповеди. И здесь можно вспомнить слова Христа: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие» (Мф. 9, 17).

С Юлией Назаренко
беседовал Игорь Лунев

8 декабря 2021 г.


https://pravoslavie.ru/143298.html
« Последнее редактирование: 19 Декабря 2021, 06:00:14 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 19 Декабря 2021, 05:54:39 »

Знаменное пение



Зна́менное пе́ние (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а также развития в рамках осмогласия.

Само название знаменного пения происходит от слова «знамена» и его синонима «крюки» (отсюда крюковое пение). Дело в том, что в богослужебных книгах звуковые интервалы было принято обозначать с помощью специальных знаков, называемых «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом. Эти знаки несли информацию о мелодическом обороте (попевке, напеве). Для певца такие мелодические обороты образовывали своеобразные образцы, которые он мог использовать для составления мелодий, смотря по времени и чину службы.

Знаменное пение было распространено на Руси с 11 по 17 век. Источник знаменного пения – византийская литургическая практика. В 17 веке знаменное пение сменяется партесным. Мелодии знаменного распева использовали в своих сочинениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. Сейчас в Православной Церкви наблюдается интерес к знаменному пению и его возрождение.

***

Из книги «Храм, обряды, богослужения»

Знаменный распев – основной распев древнерусской монодической музыки (11–17 вв.). Название получил от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Источником для знаменной послужила поздневизантийская (так называемый «Coislin») нотация; из византийской литургической практики был заимствован и принцип организации музыкального материала – система осмогласия. Мелодика Знаменного распева основана на Обиходном звукоряде, отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линий.

В процессе развития Знаменного распева возникло несколько его типов.  Столповой Знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2–3, реже 4 тона (наиболее типичное число тонов в одном знамене — невме); встречаются и мелизматические вставки (Фита). Он имеет богатейший фонд мелодий – попевок, связь и последовательность которых подчиняется определённым правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им распеты основные певческие книги – Ирмологион, Октоих, Триодь, Обиход, Праздники. Малый знаменный распев – силлабического стиля, речитативный – предназначен для ежедневных служб. Ему близки подобны старого Знаменного распева, встречающегося в рукописях с 11 в. Большой Знаменный распев мелизматического стиля возник в 16 в.; среди его создателей – распевщики Федор Крестьянин, Савва Рогов и их ученики. Большой Знаменный распев отличают широкая внутрислоговая распевность, свободная изменчивость мелодического рисунка (чередование поступенного движения и скачков).

Знаменный распев послужил источником путевого распева и демественного распева; развитие знаков письменной нотации лежит в основе путевой и демественной нотаций. Мелодии Знаменного распева использовались в многоголосном строчном пении, партесном пении (3‑х и 4‑х голосные гармонизации). В 1772 Синодальной типографией были изданы нотолинейные одноголосные певческие книги с песнопениями знаменного и других распевов, послужившие основой для обработок и гармонизаций 19–20 вв. К гармонизации Знаменного распева обращались М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский; новые принципы обработки Знаменного распева, найденные А. Д. Кастальским и основанные на русском народно-песенном многоголосии, оказали влияние на творчество П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова (Литургия, Всенощное бдение и др.). Знаменный распев в одноголосном варианте сохранился поныне у старообрядцев.

Фита – мелодическая формула мелизматического стиля, применявшаяся в византийской и древнерусской музыке. В музыкальных памятниках разного времени встречаются Фиты, обозначавшиеся сокращённо («тайнозамкненные» Фиты) – с помощью буквы греческого алфавита «фита». С 16 в. Фиты стали выписываться полностью с помощью ряда простых знамён; такая запись использовалась и как расшифровка сокращённых обозначений, получив название «развод». Мелодическое содержание Фиты составляют, как правило, развитые напевы разной продолжительности (например, 17 звуков в Фите «поводной», 67 – в «утешительной»), которые распеваются на 2–3 слога текста. Фиты используются только в начале или середине песнопений. Наиболее широкое распространение Фиты получили в стихирах особо торжественных праздников. Название Фит, их начертания, а также разводы содержатся и в древнерусских музыкально-теоретических руководствах – азбуках музыкальных и фитниках.

Крюки, знамёна (славянский знамя – знак; латинский neuma), знаки древнерусской безлинейной нотации. Крюковая (по названию одного из её основных знаков) нотация (также знаменная, или столповая) ведёт происхождение от ранневизантийской (палеовизантийской) нотации и является основной формой древнерусской музыкальной письменности. В развитии знаменной нотации выделяют 3 периода – ранний (11–14 вв.), средний (15 – нач. 17 вв). и поздний (с сер. 17 в.). Нотация первых двух периодов пока не расшифрована. В 17 в. записи звуковысотной линии появились киноварные пометы, затем тушевые признаки, что сделало знаменную нотацию доступной для расшифровки. Различают беспометные, пометные, одновременно пометные и призначные крюковые рукописи.

Знаменная нотация имеет идеографический характер. Существуют 3 типа графической фиксации мелодий, соответствующие мелодическим формулам разных масштабных уровней: собственно крюковой – Крюки, обозначающие 1–3 тона (иногда и более) в определённой последовательности; попевочный – включает относительно краткие мелодические формулы, записанные простыми знамёнами, часто с элементами тайнописи («тайнозамкненности»); фитный – содержит пространные мелодические построения, целиком зашифрованные.

***

Знаменный распев
[ Против известных заблуждений ]

В настоящее время можно говорить о возрождении в русской Православной Церкви канонического богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков (регентов) и т. д. В то же время опыт практического восстановления знаменного распева показывает, что по отношению к русскому богослужебному пению накопился целый ряд заблуждений.

Прежде всего, знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью, называя его пением раскольников. Это неверно. Знаменное пение – это пение единой Русской Церкви, звучавшее в ней 7 веков. У его истоков стояли такие подвижники, как прп. Феодосий Печерский, такое пение слышал прп. Сергий Радонежский. Богослужебное пение рассматривалось как продолжение монашеского молитвенного делания. Только знаменный распев обладает полнотой – дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму, характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом единстве с богослужением. Второе заблуждение: знаменный распев считают одним из стилей музыки, включенным в линию эволюционного развития музыкальных стилей. Как будто знаменный распев имеет предшественником какой-то музыкальный стиль и со временем естественно переходит в более развитые формы, например, в многоголосие. Это также неверно. В основе смены стилей в светской музыке стоит прежде всего смена содержания. Но для богослужебного пения содержание неизменно, вечно, а во времени происходит не развитие, а выявление, приближение к Истине в периоды духовных подъемов, или искажение, замутнение при спадах. Вершинные точки, связанные с молитвенным подвигом русских православных людей, отпечатались, закрепились в знаменном распеве. Это и есть Предание – собранный опыт великих подвижников Церкви, становящийся достоянием всей Церкви, всех ее членов.

Отличие богослужебного пения от музыки видно и в используемых знаменным распевом средствах. Главная функция его – ясное и сильное произнесение слова – диктует использование монодии, отсутствие метрической пульсации и периодичности в форме. Богослужебному пению свойственна ровность, беспорывность, соответствующие постоянству молитвенного подвига. В нем нет собственно музыкальных формальных эффектов, кульминаций, динамических и темповых контрастов. Нет изоляции, завершенности, характерной для музыкального произведения. Песнопения разомкнуты, включены в целое богослужения. Евангельская стихира большого знаменного распева, звучащая в конце продолжительной службы, слушается совсем не так, как исполненная отдельно. Ее восприятие подготовлено всем предыдущим звучанием службы, и не только мелодически. В воскресной утрени она возвращает внимание молящегося к уже пережитому – сначала при чтении Евангелия, затем при его повторе-пересказе в эксапостиларии. Только особое сосредоточенное внимание к Слову Божиему на богослужении может объяснить само явление большого знаменного распева. Еще один неверный уклон в отношении к знаменному распеву – музейный. Знаменный распев с такой точки зрения – явление исторически локализованное, к современной практике никакого отношения не имеющее. Исследователями ставится задача точно реконструировать исполнение прошлых веков. Но при этом упускается из виду, что богослужебное пение есть лишь один план в сложной целостности богослужения, определяется этой целостностью и несет на себе ее отпечаток.

При «музейном» взгляде теоретикам трудно отличить принципиальные черты от случайных и неважных, а практики начинают искать архаичную «манеру», впадают в стилизацию, убивающую знаменный распев как средство богообщения. Музейный подход совершенно исключает продолжение живой традиции русского богослужебного пения, возможность появления новых знаменных песнопений, какими, например, являются сегодня канонично распетые службы новопрославленным святым…

Елена Нечипоренко
(из выступления на Кирилло-Мефодиевских чтениях
(Новосибирск, май, 2002)).

Источник Фонд знаменных песнопений

https://azbyka.ru/znamennoe-penie
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 19 Декабря 2021, 06:08:39 »

Блаженны - Знаменный распев с исоном



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=ppAT0f2YCyM
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 19 Декабря 2021, 06:18:11 »

С нами Бог. Знаменный распев.



Иеродиакон Герман. Московское подворье Валаамского монастыря.
Рождество Христово - 2014 год.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=z11pmw_laY0
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!