Как газовый рубль оказался лучше золотогоСпекуляции на тему «отключим газ», по следам управдома Нонны Мордюковой из «Бриллиантовой руки», прошли по российской части всемирной Сети буквально волной. Но ведь за пределами Рунета такое не читают. А зря, и это вообще-то касается очень многого.Если бы читали, давно бы поняли, что нам не до шуток – можно и не выжить. Только Азией сыт не будешь, но и сытую ещё недавно Европу просто так кормить бесценным энергоресурсом уже не хочется. А требовать оплату за газ рублями – это значит гарантировать рубль уже не только из нашего родного ЦБ РФ, но и оттуда.
То есть с Запада, тем более что США уже не первый год пристрастились перекупать у России сжиженный газ для перепродажи именно в Европу. Его бы тоже надо только за рубли с Ямала в штатовские газовозы закачивать. Валютный курс при этом вообще не важен – пусть с ним «Газпромбанк», самый уполномоченный в списке уполномоченных банков, разбирается.
Главное, что газ станут подавать только после того, как на наши счета поступят «не наши» рубли. Где и как они будут куплены, Россию не интересует. Ну а дальше ещё круче, хотя это вообще почти не афишируется – рубль получает фактически фиксированную привязку к цене золота.
Сделан не из золотаЗолотой стандарт придумали не русские. И отказались от него не мы – это было сделано в Бреттон-Вудсе с подачи англосаксов и чуть ли не лично британского лорда Джона Мейнарда Кейнса. Он откровенно работал на доллар, и с тех пор зацепиться за золото и оторваться от «зелёного» пытались многие, но, как правило, неудачно.
Когда в царской России при премьере Витте, то есть задолго до Бреттон-Вудса, было решено установить «золотой стандарт», одновременно пришлось рубль девальвировать. В соотношении два старых рубля к трём новым, что, как ни удивительно, не вызвало в стране никаких потрясений.
Тогда многим показалось, что речь вполне конкретно идёт о том, чтобы пустить в оборот золотые монеты. Однако «золотой рубль» – это совсем необязательно рубль, сделанный из золота. Золотой рубль – это рубль, который не только точно оценили в золоте, но и гарантировали его золотое обеспечение. Полное или частичное – не так важно.
И пусть всё-таки есть большая разница между золотом и тем же газом с точки зрения ликвидности и сохранности. От золота веками мало кто отказывается, отказаться от газа – себе дороже. Зато золото никуда не денется, а газ, отдавая бесценное тепло, сгорает. Тем не менее в наше время газовое обеспечение смотрится, согласитесь, привлекательнее.
Но очень показательно, что в России к золотому обеспечению рубля, пусть и слегка завуалированному, решено вернуться именно сейчас. Сейчас – это после того, как Россия наладила каналы сбыта золота, которого у нас явно с избытком, даже в недружественные страны. И это сразу после того, как рубль фактически получил обеспечение газовое, а может получить и нефтяное, да и просто товарное.
В этом нет каких-то особых преимуществ, что доказано практикой – сырьевые валюты традиционно уступали и пока ещё уступают тем же доллару и евро, у которых нет вообще никакого реального обеспечения. Зато есть за спиной экономическая мощь, а также полностью контролируемые СМИ, то есть информационная поддержка.
Авторы не устают повторять, что сегодня деньги – как никогда раньше, это не более чем суррогат доверия. Однако не доверять российскому газу, нефти и всему остальному прочему, как бы того кому-то не хотелось, не удаётся. Так что в нынешней ситуации два вполне согласующихся друг с другом решения приняты не просто так.
Но с золотом связанВсего за три дня до перевода газовых расчётов на рубли Банк России, не особо афишируя своё решение, зафиксировал курс рубля, нет не к доллару или евро, а к золоту. На период с 28 марта по 30 июня 2022 года включительно цена первого из металлов в России составит 5 000 рублей за 1 грамм.
И это, признаем, один из тех редких случаев, когда мы приветствуем то, что делают в нашем Центробанке. Впрочем, готовы признать, что месяц назад поторопились с жёсткой критикой повышения ключевой ставки. Сработало же, панику во всяком случае сбить удалось, а снижение её, причём существенное и быстрое – уже не за горами.
Сейчас же, по сути, речь идёт не столько о возвращении к золотому стандарту, сколько об административном запрете игр с курсом, а заодно и инфляцией. По рыночным законам такое невозможно, только вот где они сейчас, эти ваши рыночные законы? Золотой стандарт вообще-то есть, но исключительно для недружественных стран Европы и Америки.
Покупать золото по фиксированной цене Банк России будет только у кредитных организаций, с другими ему работать и не положено. Надо сбалансировать спрос и предложение на внутреннем рынке драгметаллов. За ними и ценные бумаги сами собой сбалансируются, с нынешней-то прибыльностью.
«Золотой» шаг Центробанка как нельзя лучше сочетается с решением Президента РФ продавать только за рубли газ, а вслед за ним и прочие ресурсы России, не только энергетические. Не желаете менять на рубли евро и доллары – продавайте золото. Мы купим.
Кто следующий?Не секрет, что «ограбление по…» – заморозка российских валютных резервов, случилось практически одновременно с началом спецоперации на Украине. России срочно потребовались гарантии оплаты её экспортных поставок, однако глава государства не спешил с решением потребовать за российские газ и нефть российские же рубли.
Скорее всего, сработали старые опасения за рублёвый курс, за то, что рубли потом будет не на что потратить. Однако возможность гарантировать себя рублём от заморозки платежей перевесила. Срок для принятия решения покупателям был предоставлен весьма комфортный – 1 апреля, однако конкретных решений и сегодня ещё мало.
Ватикан, Словакия, Латвия, не считая лояльных к нам Венгрии и Сербии. Казалось бы, маловато, но... В настоящее время большинство старых газпромовских контрактов с фиксированными ценами уже закрыто, и начинают действовать осенние расценки – завышенные до 1 000 евро и более за тысячу кубометров.
При ожидаемых объёмах экспорта российского газа около 130–140 млрд кубометров в год речь может идти о поступлении в нашу казну до 12–13 млрд евро ежемесячно. Такими темпами восстановление наших, но сворованных ЕС и ФРС, резервов – вообще не вопрос. И доллар с евро по 60, а то и по 50 рублей – уже не фантастика.
Только вот нужен ли он нам? С выросшими ценами, с растущим спросом на российские активы, что фактически развязывает нам руки при выборе – кто там, на Западе, дружественный, а кто не очень. Но отметим, что после короткого ренессанса нашей национальной валюты наступила пауза, так как многие поняли, что, по сути, газовый рубль мало что меняет.
Если, конечно, не считать отвязки его от доллара. Однако именно это, при нынешнем умеренно низком курсе российской валюты, внушает определённую уверенность. Бизнес-успех «Газпромбанка» – всё-таки разовый и, можно сказать, локальный.
Большой «Газпром» на этом много не выиграет, но, опять же, главное не это – важнее, что крест поставлен на беспардонном диктате из ФРС в адрес нашего самого независимого Центробанка в мире (
Наш самый центральный банк в мире). На фоне таких событий отставка либерального руководства ЦБ РФ во главе с Э. Набиуллиной выглядела бы вполне логично, только теперь это уже никому не нужно.
Бухгалтер она совсем неплохой, команда у неё либеральная, но вполне профессиональная, пусть лучше на Россию поработает. Тем более что возможности использовать на практике теоретические воззрения из Чикагской школы теперь предельно ограничены.
Алексей Подымов, Анатолий Ивановhttps://topwar.ru/194414-kak-gazovyj-rubl-okazalsja-luchshe-zolotogo.html