«Счастье – это когда в подвале есть вода»Самый характерный образ дончанина – человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылямиЕвгений Чернышев Наверное, второй по важности проблемой для гражданского населения Донецка (после военных действий) является проблема нехватки воды. Горячую воду отключили еще в конце февраля, но не хватает и холодной. В некоторых районах ее нет с конца февраля или марта, в других подают иногда. Насколько «иногда» – это кому как повезло. Все зависит от этажа и конкретного дома. В наиболее выгодном положении те, которые живут на самых нижних этажах в удачных домах или районах. Там она бывает почти всегда. Большинство же имеют такую роскошь, как воду в кране, лишь изредка. В центре города ее дают в основном каждый вечер на несколько часов, в других районах – раз в несколько дней тоже на несколько вечерних часов. Вода появляется на два-три часа раз в три, четыре, пять дней, а то и раз в неделю. Набирай куда сможешь. И жди следующей подачи.
В этих условиях пару месяцев назад, после нескольких безводных дней, во многих многоквартирных домах вывели гибкие шланги из подвалов, по крайней мере в нашем районе. Про другие районы не скажу, так как стараюсь передвигаться по городу по минимуму. В подвале она бывает почти всегда, если только не обесточена Верхнекальмиусская фильтровальная станция. В таком случае через сутки она прекращается и в подвале, ведь ее быстро вычерпывают из водопровода.
Во время же, когда не работает и фильтровальная станция, воду подвозят на машинах – питьевую или техническую. Питьевая вода, которую набирают в родниках за городом, продается по 4 рубля за литр. Если набрать несколько больших пластиковых бутылей, то может хватить на срок до недели, ведь она расходуется только на приготовление пищи. Техническую воду раздают бесплатно. Набирай, сколько сможешь унести. Огромную цистерну на несколько тонн видел даже в супермаркете «Караван». Но обычно ее подвозят машинами.
А еще есть несколько станций комплексной очистки воды, которые были привезены из России и установлены около водоемов. Около них всегда очереди, люди приезжают на машинах из самых обезвоженных районов, наполняя канистры, бутыли и прочие емкости. Эти станции сосут воду из реки или пруда и очищают. Подходи – набирай. Особый ажиотаж в те дни, когда обесточена фильтровальная станция, но так как кранов там несколько, а напор большой, то и тогда стоять долго не приходится. Специально написано, что ее нельзя использовать ни для чего, кроме смыва, но думаю, что мы не единственные, кто этим пренебрегает. Используем ее для всех нужд, кроме питья, приготовления пищи и чистки зубов. А что делать, если воды взять больше негде?
В этих условиях особенно хорошо тем, кто имеет автомобиль. Они могут увезти сразу 100-200 литров. Вообще самый характерный образ дончанина сейчас – это человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылями. Такую картину можно увидеть сплошь и рядом. Все носят воду. Иногда даже набирают прямо в речке или пруде, видимо, для смыва. Я такое пока не делал, хотя не исключаю, что придётся.
Уверен, что после войны в Донецке, Макеевке и других городах очень остро встанет вопрос, куда девать миллионы пластиковых емкостей, которые скопились у людей. Их никто не выбрасывает, накапливая как большую ценность. В большом почете 5-, 6-, 10-, 20-литровые бутыли. Их берегут как одни из самых важных предметов в доме. В них хранится драгоценность – вода. Поэтому многие бутыли у людей уже позеленели от длительного использования и неважной воды. Но их все равно не выбрасывают. В конце концов, смывать можно все равно из какой емкости. Недавно я выбросил несколько очень старых бутылей, о чем потом пожалел. Теперь до конца войны придется быть более осмотрительным. Иными словами, больше выбрасывать не собираюсь.
Сколько нужно человеку воды, чтоб помыться? Когда вода идет из крана, об этом никто не задумывается. Но вот когда приходится таскать воду себе и родным на горбу, этот суровый вопрос встает во весь рост. Когда все начиналось, мне хватало около 17 литров. Потом норма уменьшалась, и сейчас 10 литров для мытья – этого вполне достаточно и даже хорошо. Правда, без мытья головы. Можно и меньше – 7-8 литров. Если они есть (а они должны быть – для этого есть ноги, руки и бутыли!), тоже нормально. А вот в наиболее тяжёлые дни доходил до нормы для мытья тела 5 литров. И ничего. Намылиться и смыть можно. Правда, это уже в обрез. И было лишь пару раз.
Знаете, когда испытываешь наибольшее облегчение с водой? Когда после дней, когда приходится таскать бутыли с водой на коляске с Кальмиуса, она появляется в подвале твоего дома. Вот тогда можно легко набрать сколько угодной бутылей и отвести душу. Принести-то ее легко. Просто спустился в подвал, набрал воды и притащил на свой этаж. Красота! В один из таких дней я и сказал, что счастье – это когда в подвале дома есть вода. Вот так просто. И шутки в этом намного меньше, чем серьёзности.
Так и живём. Терпим, всё переносим, ждём, надеемся. Сколько еще люди готовы терпеть? За других не скажу, но за себя могу легко: ради возвращения Донбасса в Россию готов ждать столько, сколько потребуется. Тем более если в подвале есть вода…
Евгений Александрович Чернышев, Донецк
08.08.2022Источник