АЛЕКСЕЙ УЛЬЯНОВ
ТУПОЙ И ЕЩЁ ТУПЕЕ: КРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ США АУКНЕТСЯ В РОССИИФОТО: UNDREY/SHUTTERSTOCK.COMОбразованный мир уже давно потешается над невежеством американских политиков, то находящих в Белоруссии море и берега, то путающих Иран с Ираком, то называющих Африку страной. Известная задорновская оценка интеллектуальных качеств американцев вдруг перестала считаться преувеличением, превратившись в суровую реальность. Реальность, которую признают даже в самих США."Ну тупые…"Миллиардер Майкл Блумберг в своей колонке в Bloomberg заявил о фактической деградации системы школьного образования в Соединённых Штатах. Уровень знаний выпускников стремительно падает, а многие колледжи и вузы, вместо того чтобы задавать планку, отказываются от приёма результатов стандартизированных тестов SAT и ACT (первый проверяет в большей степени логическое мышление и аналитические способности, второй – качество усвоения школьной программы). То есть опускаются на уровень учеников.
По словам Блумберга, за последние два года в 2 раза выросло число колледжей и университетов, более не требующих от абитуриентов результатов стандартизированных тестов – таковых теперь порядка 1,8 тысячи. Удивительно ли, что в таких условиях за четыре года на 30 процентов уменьшилось число учеников, сдающих ACT, – и это при общем росте количества абитуриентов.
Но даже если образовательное учреждение принимает результаты тестов – это совсем не гарантирует достойный уровень знаний поступающих. Впервые с 1991 года средний результат ACT для колледжа упал ниже 20 баллов и составил 19,8 балла (при максимально возможных 36 баллах). Если экстраполировать эти цифры на привычную русским пятибалльную систему, то получится несколько больше, чем двойка с плюсом, но меньше, чем тройка. Такого уровня знаний вполне достаточно, чтобы стать студентом американского колледжа! Вспомним советскую образовательную систему: там подобные "светила" даже в ПТУ не допускались – их оставляли на второй год.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456279693Цифры БлумбергаДалее Майкл Блумберг приводит поистине страшные цифры: менее четверти студентов (22%) достигли контрольных показателей в четырёх предметных областях – математике, английском языке, чтении и естествознании. И 42% не достигли контрольных показателей ни по одному из перечисленных предметов, причём за последние пять лет количество неуспевающих увеличилось на 4%!
Ещё раз: только чуть больше пятой части американских школьников обладает минимальным (а, возможно, и более высоким) уровнем знаний. При этом немногим меньше половины, говоря привычным нам языком, знают курс общеобразовательной школы на "колы" и "двойки". Однако колледжи и университеты вынуждены принимать и таких – в противном случае
некому будет учиться и впоследствии работать в различных сферах "народного хозяйства".
Недостатки американской системы образования угрожают будущему страны в качестве мирового лидера. В экономике, которая конкурентоспособна и более основана на навыках, чем когда-либо, отступление от стандартов означает ограничение возможностей карьерного роста студентов и делает слишком многих зависимыми от правительства для сведения концов с концами или, что трагично, провоцирует преступную деятельность,– резюмирует Майкл Блумберг.
Знания, вколоченные тростьюЧтобы понять,
как американцы докатились до жизни такой, давайте коротко рассмотрим их образовательную систему. Она разделена на несколько этапов: дошкольное образование, начальное, среднее и высшее. Поскольку базовые знания закладываются именно в школе, о ней и поговорим.
В начальной школе детишки обучаются примерно с 5 до 11 лет. Они изучают минимум предметов: арифметику, письмо и чтение. Преподавание естественных наук на этом этапе минимально, но при этом есть физкультура, музыка и изобразительное искусство.
В школе среднего звена (11–14 лет) в обязательном порядке изучают английский язык и литературу, математику, естественные и общественные науки. Изучение естественных наук включает в себя химию, биологию, физику – и всё это в рамках одного предмета. Аналогичным образом дела обстоят с науками общественными – "в одном флаконе" преподаются граждановедение, история и география. Это – обязательные для всей страны предметы, однако школьные округа (и даже отдельные школы) имеют право вводить и другие обязательные для изучения дисциплины. А некоторые предметы ученики могут выбрать сами.
В старшей школе (с 9-го по 12-й класс) подростки получают гораздо больше свободы в выборе предметов. Обязательны для выполнения лишь минимальные требования: например, ученик во время школьного курса должен три года изучать математику, четыре года – английский язык и литературу. Некоторые обязательные предметы дополнительно вводят школьные округа, другие устанавливаются вузами. И если молодой человек намерен в данный вуз поступить – он обязан изучать ту программу, которую требует учебное заведение.
Кстати, в ряде штатов и школ США до сих пор разрешены (и практикуются!) телесные наказания. Как правило, речь идёт о нескольких ударах тростью исключительно по филейным частям. Представляете? А в России учителя, который рискнёт исключительно словом поставить на место оборзевшее чадо, могут с подачи родителей этого самого чада подвергнуть и общественной травле, и прокурорским проверкам.
И эти люди учат нас демократии и соблюдению прав человека?
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456277649Свобода губит?Момент с тростью в системе американского школьного образования, конечно, спорный. Но всё остальное вроде бы разумно и логично. Почему же тогда она демонстрирует столь удручающие результаты?
Во-первых, дело в организации самой системы. Точнее даже, в её отсутствии как таковой – разумеется, в нашем, русском понимании этого слова. Государство устанавливает лишь минимальный набор обязательных требований, остальное отдаётся на откуп штату, школьному округу и даже отдельным учебным заведениям. И получается ситуация, характеризующаяся афоризмом "кто в лес, кто по дрова". Каждый волен писать свои программы и внедрять свои методики преподавания.
Во-вторых, ученики получают слишком много свободы в выборе обязательных предметов. И выбирают, как правило, что попроще – по крайней мере лично для них. О том, что подобная свобода потом выйдет боком, в 15–17 лет мало кто задумывается.
Ну и, конечно же, огромный удар
по качеству знаний нанесла тестовая система их проверки. Уж сколько раз твердили миру: в такой ситуации ученикам не дают глубокие и всесторонние знания, не учат их думать, а натаскивают на успешное прохождение тестов. По сути, школьники учатся теперь не для того, чтобы получить знания, а для того, чтобы пройти тесты. Но даже и это, как следует из статьи Блумберга, уже не всегда получается.
По сути, система не "заточена" на выявление талантов и развитие способностей. Напротив, она опускает всех на минимальную планку знаний. Какой смысл ребёнку стремиться к большему, если этого не нужно для сдачи тестов? Такое положение вещей порождает умственную лень, и это дополнительно ухудшает качество подготовки школьников. Вот и докатились наши заокеанские "партнёры" до того, что 42 процента их школьников не получило даже базовых знаний, необходимых для жизни в современном обществе. Ну а система, ориентируясь на большинство, только снижает планку, чтобы хоть как-то оправдать своё существование.
А что у нас?У нас нет ни одного повода, чтобы вздохнуть с облегчением. Напротив, есть повод ужаснуться и срочно начать наводить порядок у себя. Ведь мы, увы, переняли многое из системы образования США. Разумеется, с её пороками.
Первое – это, конечно,
пресловутый ЕГЭ. Грустная ирония в том, что в США тесты были введены для сдачи экзаменов детьми с ограниченными возможностями, а потом в чьей-то не очень умной голове возникла идея распространить эту практику на всех. И у нас её подхватили совершенно бездумно. Итог: уровень подготовки школьников такой, что на первых курсах вузов преподаватели вынуждены восполнять пробелы в знаниях своих студентов. А нынешний отличник зачастую подготовлен гораздо хуже, чем троечник советской школы.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://vk.com/video-75679763_456274250Очевидный враг образования – свобода. Точнее, то, что под этой свободой понимают её доморощенные поборники. Хамить учителю, не подчиняться ему, прогуливать уроки – это отнюдь не проявление свободы. Но современные русские школы фактически лишены дисциплинарного влияния на учеников. Фактически их можно призвать к порядку только через родителей. Да и то если родители проникнутся и займутся воспитанием своего чада. А не начнут кричать на весь интернет, что педагоги нарушают права ребёнка.
Наконец,
проблема разных методик, программ и даже сведений в учебниках. На неё ещё в апреле 2021 года обратил внимание президент России Владимир Путин, ознакомившись с некоторыми учебниками истории и удивившись тому, что в них написано.
Всё что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Бывает и такое,– сказал глава государства и поинтересовался, кто вообще пишет и пропускает такие учебники.
Скандал тогда вышел громкий – чиновники от образования возбудились не на шутку. Их буквально трясло, но только вряд ли от переживаний за учеников. Скорее, от страха за собственные части тела – те, которые соприкасаются с креслом. Прошло полтора года – и где результаты их работы? Где новые учебники с выверенными фактами?
В общем, ситуация в системе образования США чётко и недвусмысленно показывает, как делать не надо. Посему необходимо в срочном порядке избавить нашу, русскую систему от привнесённых в неё американских пороков. Иначе лет через десять возникнет необходимость в новой кампании по ликвидации безграмотности.
https://tsargrad.tv/articles/tupoj-i-eshhjo-tupee-krah-obrazovatelnoj-sistemy-ssha-auknetsja-v-rossii_659464