Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 12:19:07  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 24-я по Пятидесятнице  (Прочитано 3057 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 15 Ноября 2015, 08:47:09 »

Верить ли в диавола?

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 24-ю по Пятидесятнице



Верите ли вы в существование сатаны? На самом деле верите? Вы медлите с ответом. Как многие, как большинство. Однако диавол — в моде. Вспомните, какой успех на Западе имел фильм «Экзорцист». И всем известны слова, которые употребляют политики для дискредитации своих противников. Америка давно уже объявила Россию «империей зла», а сегодня называет ее не иначе как «исчадием ада». А исламский лидер Хомейни и его последователи объявили Америку «большим сатаной».

Мы знаем, что на Западе, и не только, существуют рок-группы — открытые поклонники сатаны. Их адепты утверждают, что слушая записи этих дисков в обратном порядке, можно услышать гимн сатане. И уже появилась «церковь сатаны», объединяющая вокруг себя бесноватые толпы. А стотысячные манифестации гомосексуалистов и прочих сексуальных меньшинств? Мы узнаем о кровавых бойнях, вроде той, когда один молодой человек в Норвегии расстрелял около сотни людей. И эти ужасы время от времени повторяются — то в одной, то в другой стране. Естественно задаться вопросом, не есть ли это в буквальном смысле бесовская одержимость? Масштабы и глубина зла, присутствующие в них, не могут дать иного объяснения этих преступлений. Всем должно быть ясно, что зло существует. Ну а князь зла? Существует ли он?

Мы слышим в сегодняшнем Евангелии, как Христос изгоняет из человека легион бесов. Перед лицом этого события следует избегать двух крайностей. Современные неверующие люди могут отрицать его вследствие необычности. В самом деле, справедливо говорят они, во времена земной жизни Христа всюду видели диавола. Эпилепсия, нервные и психические болезни — все это часто принимали за бесовскую одержимость. Но для нас ясно, что в данном случае Христос имеет дело с одержимым. Об этом в Духе Святом возвещает Евангелие. Только помраченное неверием сознание может ставить под сомнение чудесный характер дел Христовых. И среди прочего — знание Господом злых духов.

Что хочет сказать нам Слово Божие сегодня? Его цель — показать нам, как Христос возвещает Благую Весть не только Своим учением, но изгнанием злых духов, которое ведет к разумению Его учения. Слушающие проповедь Господа были потрясены. И у них были основания для этого. Это новое учение преподается со властью, не так, как это делали книжники. Они повторяли только то, чему их научили в школе раввинов. Христос не учился в этих школах. Он произносит не заученные слова. Не наизусть. И произносит их с властью, подобно великим пророкам. И с еще более несравненной властью. Для Христа Божественный закон имеет значение освобождения человека, в соответствии с волей Божией.

Это новое потрясающее учение не может не поражать слушающих Его. Сила одержимости, которая так или иначе сокрыта среди них, должна быть разоблачена. Диавол чувствует угрозу, исходящую от этого слова и противится Господу, Который, как сам диавол говорит, прежде времени начал его изгонять.

Одновременно нам открывается важный аспект Благой Вести: она освобождает. Христос освобождает слушающих Его от ига силы, которая держит их в плену человеческих толкований и мелочных предписаний закона. Он пришел, чтобы освободить человека от зла и от диавола. Он вступает в сражение за человека, которое будет вести Его до Креста, где Он изгонит навсегда силы зла.

Итак, мы освобождены. Но до какой степени? Эта решительная победа Христа осуществляется во времени тем, как мы принимает Благую Весть. Парадоксальным образом победа одержана, но сражение продолжается. Сегодня мы должны проверить на себе, как действует в нас Его сила освобождения. Увидеть, где еще есть у нас связь со злом и с диаволом. Сатана — «человекоубийца от начала» и «отец лжи». Горе нам, если мы употребляем власть и насилие в наших отношениях с ближними. И не стараемся быть для них слугой, как заповедует Христос. Живем ли мы в истине и правде с Богом и нашими братьями и сестрами? Пусть эта Божественная литургия, которая по милости Божией сегодня снова нам была дана, станет нашим приобщением чудесам, явленным Господом нашим Иисусом Христом. Только ими мы можем получить освобождение от зла и смерти, от лжи и насильства диавола, и сподобиться дара быть свободными для служения Богу и людям.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/14/verit_li_v_diavola/

Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 16 Ноября 2015, 21:11:08 »

Бесовское наваждение

Иерей Сергий Карамышев о теракте во Франции и намерении лидеров западных держав устроить революцию в России



Сегодняшнее евангельское чтение научает нас тому, что нечистые духи, или бесы, безконечно злобны и лукавы, что все их существование состоит в безумной зависти к человеческому роду и к поиску путей для его погибели.

Господь прибыл в страну Гадаринскую, и его встретил неистовый человек, бесноватый. Он не одевался в одежду и не мог обитать в человеческих жилищах, но лишь в гробах – в пещерах для погребения умерших. Этот живой мертвец, невольный посланник ада, терпевший насилие от демонов, безпокоил сограждан своим буйством, почему те сковывали его цепями, связывали путами. Однако он, исполняясь нечеловеческой силы, разрывал любые цепи и был гоним бесом сквозь пустыни.

Когда этому несчастному предстал Господь, демон устами человека проговорил: «Не мучь меня», хотя Спаситель еще никаких действий не производил ни над бесом, ни над человеком, которого тот сам мучил много лет. Дело в том, что для нечистой силы величайшей мукой является само близкое присутствие Божества, присутствие святости. Божественная любовь опаляет эти исполненные злобой существа, и, будучи неспособными к раскаянию, они страдают.

Господь вопросил: «Как твое имя?», на что, вероятно, старший из бесов ответил: «легион». Когда Господь повелел бесам выйти из человека, они просили не посылать их в бездну, но лучше – в находившееся неподалеку стадо свиней. После позволения Спасителя, бесы, вышедшие из человека, войдя в свиней, утопили все стадо в озере. Не терпя близ себя воплотившегося Бога и вместе желая нанести людям очередное огорчение, они сделали свое дело. Всеведущий Господь, конечно, знал, что они это сделают, но не стал им препятствовать – с благой целью: обличить грех гадаринских жителей. Пророк Божий Моисей запретил евреям употреблять в пищу мясо свиней. Но те, порабощенные чревоугодием, как бы смеясь над заповедью, разводили этих животных целыми стадами.

Когда совершилось попущенное Богом бесовское действо, жители, видя исцеленного бесноватого и зная о погибшем стаде, увы, сделали свой выбор в пользу собственного греха. Они не столько обрадовались спасению согражданина (который сидел теперь в здравом уме, одетый подле Спасителя), сколько огорчились из-за потери своих свиней. Божественный Проповедник (Екклесиаст) в свое время сказал: «Нет ничего нового под солнцем». И бесовские наваждения, как были во время земной жизни Спасителя, так продолжились и в последующие времена. Мы не станем вспоминать сейчас события давно минувших веков. Обратимся лишь к последним полутора столетиям человеческой истории.

Великий русский писатель и пророк Федор Михайлович Достоевский в романе «Бесы» показал внутреннюю, скрытую от поверхностно скользящего взгляда, природу революции. Именно читавшаяся сегодня евангельская история послужила эпиграфом к названному произведению. По причине оскудения веры и благочестия христианского в России XIX века, в людях начали гнездиться бесы. Одержимые ими революционеры были неистовы и безстрашны. Положить собственную жизнь на алтарь революции при совершении террористических актов было для них праздником. Через этих людей бесы разрушили величайшую Российскую империю.

Мы должны ответить на вопрос: почему Господь попустил бесам прочно обосноваться в душах революционеров, почему позволил им сделать черное дело: не погубление свиней, а разрушение величайшего государства и пролитие крови миллионов? Причина этого Божия попущения – грех, овладевший слишком многими людьми, которые вполне сочувствовали революционерам, льстили им, заражались их идеями, насаждали их в подрастающих поколениях, ограждали террористов от справедливых репрессий со стороны власти.

Все это вкупе напоминало законопреступное разведение гадаринскими жителями свиней. И когда немногочисленные русские люди, сохранявшие верность Христовым заповедям, напоминали о грехе, огромная косная масса пособников террора, вновь уподобляясь гадаринцам, затыкала уши и выгоняла из своей среды тех, что были ей не подобны. Видя такое нравственное одичание и умственное отупение целого общества, Господь позволил вполне развиться начинаниям революционеров, а точнее – скрывавшихся в них бесов. Будучи в большинстве своем атеистами, революционеры не верили в существование демонов. Но бесам только это и нужно, потому что им так удобнее скрываться и делать свои черные дела незамеченными.

Россия век назад облилась слезами и кровью, чтобы изжить в себе революционную стихию и обратиться от демонического разрушения к мучительно трудному созиданию. Видя, что революция в России, вопреки планам одержимого легионом бесов Троцкого, забуксовала, выдохлась, враг человеческого рода выпестовал новых революционеров, которых возглавил Гитлер. Он был на гребне новой, обрушившейся на целый мiр, революционной волны. Она сокрушилась о неприступную скалу русского материка, потому что Россия в ходе своих внутренних борений нашла силы выработать против революции мощное противоядие. После этого человечество сравнительно мирно существовало целые десятилетия. Однако бесам, упившимся человеческой кровью, нужны новые революции. Теперь они вооружили своих последователей идеями так называемого Исламского государства, которое глава Чечни вполне справедливо именует Иблисским (или диавольским) государством.

Заметим, что сваливать всю вину на новых клевретов демонов несправедливо. Их, точно свиней, предназначенных в пищу, выпестовали ведущие державы Запада. Лидеры этих держав, должно быть, забыли, насколько опасно заигрывать с бесами. Именно лидеры ведущих западных держав стали покровительствовать революционерам-террористам. Именно они составили общество «Друзей Ливии», а потом – и «Друзей Сирии», оказывая всемерную поддержку местным революционерам. Именно они помогли свергнуть законную власть в Ливии и в Египте. Они не замечали террора, который творили революционные выродки в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

И лишь когда то, что творилось годами в тех землях, а в последнее время и в Донбассе, случилось в Париже, они заметили террор и все его последствия. Зазвучали громкие заявления. Их не было слышно, когда те же террористы в конце 2012 года накрыли минами школу в Дамаске, в результате чего погибли 29 детей и учитель. Их не было слышно, когда террористами разрушались целые города… Но здесь – Париж, культовый город, колыбель европейского либерализма. Как посмели?! Не в природе бесов соблюдать какие бы то ни было приличия. В их природе – нести людям зло всеми доступными способами. А задача людей – не давать бесам почвы для их вольготного существования.

Эта почва – грех, в особенности вызывающе наглое попрание божественных заповедей. Как плесень появляется в сырых непроветриваемых местах, так бесы становятся хозяевами жизни там, где цветет грех. Как безполезно соскребать плесень, не избавившись прежде от сырости, так безполезно бороться с бесами, если не отнять у них соответствующей почвы.

В большинстве стран Западной Европы легализована содомия. Она представляется там не как болезнь, а как доблесть. Насколько этот грех горше разведения гадаринскими жителями свиней, настолько более горьким призвано быть и врачевание. И волны террора, идущие на целый мiр, несомые бесами, попущены всемилостивым Богом для нашего покаяния.

Когда в средствах массовой информации в погоне за горячими новостями слишком смакуют подробности терактов, это порой вызывает в людях уныние. Оно греховно и ведет к греховному же страху, который, собственно составляет конечную цель террора. Христианину важно не рассматривать подробности, а делать верные выводы. Святые отцы учат нас расценивать всякое бедствие как божественное вразумление, как призыв к исправлению. Вряд ли мы, русские, грешим меньше французов. Скорее, даже больше. Потому что кому больше дано (благодати), с того больше и спросится. И не наше дело судить кого бы то ни было. Наше дело, как простых граждан, - давать отпор террору, не соглашаться с ним, не вступать ни в какие компромиссы ни с новыми революционерами, ни с их пособниками.

Назначение террора всегда – запугать людей, отнять у них волю к сопротивлению. Но мы должны твердо сказать: лучше тысячу раз умереть, чем позволить себе стать игралищем бесов. Они сделают все, чтобы устроить революцию именно в России. Потому что Россия – самый страшный и опасный их враг. Они будут стараться заразить своим отупляющим наваждением как можно больше людей, обольщая самыми заманчивыми идеями. Кто пойдет за бесами, - погибнет, каким бы внешне привлекательным человеком он ни был. Поскольку питательная среда для бесов – грех, более всего им ненавистна святая Православная Церковь. Новые революционеры нападали и впредь будут на нее нападать. Мы должны понимать, что это – в порядке вещей. Равно как и то, что без благодати Божией бесовских наваждений преодолеть невозможно. Поэтому не будем ни унывать, ни устрашаться. Ведь если Бог с нами – то кто против нас?! Наше дело – утверждать правду Божию на земле, молиться за крестоносное русское воинство, что вновь борется с гидрой мiровой революции, на сей раз – на Ближнем Востоке.

Наше дело – борьба против греха, во-первых, в себе самих; во-вторых, в окружающем обществе. Не разводили бы в Гадаринской стране целыми стадами свиней, может быть, не было бы там и бесноватых. Будем деятельно бороться против греха и этой блевотины – революционной пропаганды – меньше будет среди нас террористов-революционеров.

Земная жизнь – не блаженство, а война. Блаженство обещано за дверью гроба победителям в этой войне, низложителям (Божией помощью) бесовских козней. Поэтому: прочь бесовские наваждения! Да воскреснет Бог и расточатся враги Его!

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/16/besovskoe_navazhdenie/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 19 Ноября 2017, 10:49:44 »

Не существует другого пути спасения

Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице



Мы видим в сегодняшнем Евангелии две, как говорят теперь, экстремальных ситуаций, которые близки к тому, что мы переживаем в нашей России. В той и другой Господь дает Свою благодать и избавление — в каждой по-своему. В первой речь идет о двенадцатилетней девочке, которая умирает. Она мертва, и ее отец перестает просить Спасителя об исцелении. Во второй — женщина, страдающая течением крови уже двенадцать лет. Она хочет исцелиться. Вера ее так сильна, что она пренебрегает запретами закона — согласно Моисееву закону она была нечистой. Преодолевая все преграды, тайно, чтобы не компрометировать Христа перед людьми, прикасается она к краю Его одежды.
 
 Кого из этих людей напоминаем мы в наших нынешних экстремальных ситуациях? Эту женщину, которая проявляет такую необыкновенную настойчивость в желании прикоснуться ко Господу? Или этого человека, который уже ни на чем не настаивает, потому что его обращение ко Христу оказалось напрасным? В то время как Христос ради его дочери и ради него будет сражаться со смертью до победного конца. Для большинства из нас, вероятно, ближе первая ситуация. Потому что подобно кровоточивой женщине в исцелении нуждается — невозможно сказать наша Церковь, но то, что мы из нее делаем. Жизненно необходимо, чтобы Церковь, которую мы составляем, искала прикоснуться к своему единственному Господу, к своему единственному Спасителю. Церковь Божия, оттого что она дар Бога, начиная от Пречистой Девы Марии, — дева, не имеющая пятна или порока, или нечто от таковых. Она не связана союзом ни с какой властью этого мира. Если она это делает, последствия для нее бывают очень плохими.
 
Мы — эта Церковь, все, каждый из нас, со своим служением и на своем месте. Мы должны исполняться решимости никого не искать, кроме Господа, и желать с предельной настойчивостью прикоснуться к Нему. Как говорит апостол, наша жизнь хранима силой Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Гал. 2, 20). Потому и может сила исходить из живого Тела Христова, которым должна быть реально Церковь для каждого из нас. Этому Телу живому сообщает жизнь с избытком благодать Начальника жизни.
 
Но это предполагает призвание нашей Церкви к новому просвещению людей, вере ненаученных или от веры отвратившихся. И мы сами, прежде всего, должны обновиться. Это означает, что мы и те, кого мы хотим просветить, должны питаться словом Божиим, вместо того чтобы по привычке изо дня в день питаться продуктами средств массовой информации, какими бы они ни были, отравляясь ими, наполняясь духом мира сего, а не Духом Божиим. Дух Божий, и только Он, может дать нам увидеть все наши ситуации, как видит их Отец наш Небесный, как Христос видит их. Возможно ли быть христианином, не приобщаясь этому видению? Глядя взором истины, но также и любви, на все что происходит, на все что касается нас, мы можем начать учиться истинно относиться к другим, любить их Его любовью. Любить тех, кто смотрит на все по-другому, кто противоречит нам, тех, кто делает нам злое, думая, что делает доброе, потому что такими, несмотря на все наши немощи и грехи, Бог любит нас. Он любит нас, чтобы мы познали истину, увидели причину всех наших неисчислимых бед, и принесли Ему подлинное покаяние, чтобы мы любили Его, чтобы мы любили всех, кто хочет быть с Ним, безгранично — по дару любви, которую Он дает нам. Тогда с нами произойдет то, что произошло с отцом умершей девочки, когда Христос возвратил ей жизнь.
 
В нашей стране семьдесят или восемьдесят процентов крещеных, и большинство из них далеки от Церкви. Но Церковь для всех них — Мать. Она по-матерински относится ко всем своим детям, не различая добрых и злых. Все — дети Божии, в том числе и те, кто «не двора сего», все призваны войти в Церковь Христову. И двенадцатилетняя отроковица сегодняшнего Евангелия — это, может быть, дочь нашей Церкви в России, как бы умершая. Как она, кто-то из русских детей только что умер, великое множество различного возраста наших соотечественников умерли. Некоторые убиты, другие покончили жизнь самоубийством. Но там, где Бог, ничто не потеряно. Они принадлежат Церкви, которой дан Дух Святой, жизни Податель. Господь дает нашей Церкви жизнь, прикасаясь к ней. Он берет ее, как умершую отроковицу, за руку, и это подобно тому как, сойдя во ад, Он выводит человечество из смерти. Мы знаем это изображение на наших иконах. Если бы мы научились во Христе Иисусе Господе нашем брать друг друга за руку, Он через нас передал бы сегодня многим умершим силу Духа истины, исцеляющую сердца. Не существует другого пути спасения людей от всех болезней и смерти.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/18/ne_suwestvuet_drugogo_puti_spaseniya/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 23 Ноября 2020, 01:48:20 »

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

Захочет ли Бог беседовать с нашей душой?





См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/kSooHfGn2go

https://www.youtube.com/watch?v=kSooHfGn2go&feature=emb_logo

https://pravoslavie.ru/135521.html

https://www.youtube.com/channel/UC0ISle-p4gn15kPElKZjzuQ?feature=emb_ch_name_ex
« Последнее редактирование: 23 Ноября 2020, 01:51:28 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106502

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 28 Ноября 2021, 11:56:51 »

Протоиерей Александр Шаргунов

В чем разница между верованием и верой

Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице



В этом Евангелии — повествование об исцелении, которое стоит как бы в ряду «обыкновенных». Однако это исцеление не такое уж обыкновенное, потому что речь идет о прекращении потери крови, которая есть течение жизни и, во всяком случае, с точки зрения Закона, означает обрядовую нечистоту, род смерти, как и проказа.

И вот Христос встречается с верой людей. Прежде всего это начальник синагоги, с трепетом падающий на колени перед Христом, исполненный доверия Его власти исцелять. Затем — простая женщина из народа, вначале, может быть, ищущая избавления только от своего физического недуга. Но внезапно она обнаруживает подлинную веру, когда видит, что Христос исцеляет ее, несмотря на то, что множество людей теснит Его и прикасается к Нему. Ей нужна была только врачующая сила, исходящая от Христа. Но когда она получает исцеление, ей открывается сама Личность Того, Кто исцелил ее, и она поклоняется Ему как подлинному Мессии, явленному ей ныне. «Дщерь, вера твоя спасла тебя, — говорит Христос, — иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Затем наступает черед начальника синагоги: от него требуется доверие — вопреки всякой очевидности, вопреки мнению всех — личное доверие этому Человеку, Который возвещает ему, что он не должен бояться, а веровать, потому что Господь имеет власть оживить его дочь: «Не бойся, только веруй».

Снова мы должны подчеркнуть этот личный характер веры, ожидающей подлинного Спасителя. Каждый человек призван войти в нее сам, лично. Это далеко от слепого и только внешнего предания себя привычной религиозной системе, тем более разного рода суеверным верованиям. Мы видим, что доверие оказывается Личности, Которая есть Иисус из Назарета, и за этой Личностью узнается присутствие Живого Бога.

Это Евангелие вопрошает нас о нашей собственной вере, о качестве наших личностных отношений, которые мы должны иметь с Богом, ставшим одним из нас. Увы, нередко приходится встречать, в том числе среди тех, кто ходит в храм, людей, которые имеют верования во что-то, более чем веру в Кого-то. При этом они могут обращаться к Богу по имени. Но для них Он — род некоей безличной и далекой силы, Существо более или менее участливое, и более или менее безразличное к нашей личной судьбе и жизни нашего мира. Какой путь надо пройти этим людям, чтобы научиться кроткому призыванию Иисуса Христа, Который зовет их по имени, как Он позвал Марию Магдалину в саду, где она искала мертвое тело? Как узнать им Духа Святого как Божественную Личность, свидетельствующую о тайне Христа изнутри? Того, Кто есть сила исцеления и воскресения для них, для их личности, для этого личного существа, которым является каждый из них. Как без этого они могут приобщиться новой жизни, ради которой пришел в мир Спаситель?

И далее евангельское повествование обретает торжественный характер. Христос берет с Собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — тех, которые будут непосредственными свидетелями пасхальной тайны, участниками Преображения Господня и Его молитвы до кровавого пота в Гефсиманском саду. Воскрешение юной дочери Иаира выходит за пределы исцеления от самой безнадежной болезни.

Слово Божие дает очевидным образом знамение Воскресения, то есть Жизни более крепкой, чем смерть. Христос действительно идет против очевидности — очевидности, что девочка умерла. Он утверждает, что это только сон, из которого она должна выйти. Господь приглашает нас к взлету веры, к победе над тяжестью падшего человеческого разума. Мы должны явить надежду сверх надежды, подобно ветхому Аврааму и бесплодной Сарре.

И вот, мы слышим на языке Самого Спасителя, на арамейском, державный зов к жизни: «Девица, тебе говорю, встань», иными словами — «проснись, воскресни!» Мы встречаемся с ситуацией, подобной той, которая описана ранее. «Юноша, тебе говорю, встань», — говорит Господь сыну вдовы Наинской (Лк. 7, 14). В завершение сегодняшнее Евангелие возвращает нас к обыденной жизни, желая показать, что здесь неощутимо пребывает сила Воскресения Христова. Девица должна встать, и Христос, может показаться, разрушает возвышенность чуда, повелевая дать ей есть. Точно также было с возвращенным к жизни юношей, которого Он просто отдал матери его (Лк. 7, 15).

Мы приглашаемся жить верой среди наших каждодневных будней, во всех ситуациях, которые предлагает нам жизнь. Церковь зовет нас погружаться в силу Воскресения Христова среди всех счастливых и несчастливых обстоятельств нашей жизни. Мы должны видеть, что они всегда пронизаны силой Божественного Света, личным присутствием воскресшего Христа. В этом подлинность нашей веры.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2021/11/21/v_chem_raznica_mezhdu_verovaniem_i_veroi
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 26 Ноября 2022, 23:55:22 »


Евангелие о милосердном самарянине

Проповедь в неделю 24-ю по Пятидесятнице




«Если мы не готовы оказать помощь всякому человеку, которого встречаем на своем жизненном пути и который находится в нужде, даже нашему врагу, то мы не вправе называться христианами"


«… И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
 
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
 
Он сказал: оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».


(Евангелие от Луки гл. X ст. 25–37)




Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день, дорогие братия и сестры, находясь в преддверии Рождественского поста, мы с вами слышали повествование Евангелия от Луки (10; 25-37), как однажды к Господу и Спасителю нашему подошел некий законник, иудей, знаток закона Моисеева. И, как говорит Евангелие, подошел, искушая Его. Мы с вами знаем, что во время земной жизни Спасителя, ненавидевшие Его законники, фарисеи очень часто пытались каким-то образом в слове уловить Спасителя, задать Ему какой-то каверзный вопрос, для того, чтобы, получив ответ, потом его обвинить в нарушении закона Моисеева и таким образом отвратить от Него народ иудейский. Вот и в этом случае законник подходит к Спасителю со словами искушения, вопрошая Его: «Что мне делать, Учитель, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Сердцеведец Господь отвечает законнику. Причем, отвечает так, что устыжает его. Он говорит: «Что написано в законе? Ты — законник, и ты ли Меня спрашиваешь об этом? Ты должен знать как знаток Ветхого Завета, что Священное Писание говорит в ответ на этот вопрос. Что написано в законе? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостию твоею и ближнего своего как самого себя». И наверное законник, услышав этот ответ, который был сказан не ему лично (там присутствовало большое число и других иудеев, фарисеев), смутился, не найдя, что на это возразить, потому что на это нечего было возразить. Ему не удалась попытка каким-то образом заманить Спасителя в словесную перепалку и обвинить в нарушении закона, и тогда он вопрошает: «А кто является моим ближним? Кто этот ближний человек, которого я должен возлюбить?»

И тогда Спаситель ему отвечает хорошо известной нам притчей. Он говорит, что некий человек шел от Иерусалима во Иерихон, и для всякого слушающего эту притчу становилось понятным, о чем идет речь. Дело в том, что эта дорога от Иерусалима во второй по значимости город в Палестине была самым небезопасным местом, потому что в этих местах жили большие группы разбойников, грабителей. И поэтому иудеи никогда не ходили по одиночке. Потому что если человек отправлялся в путь один, то он практически неминуемо попадал в руки к этим разбойникам, мог лишиться своего имущества, а может быть, даже и жизни. И далее Спаситель продолжает и говорит, что естественно, на этого человека, одинокого путника, напали разбойники, избили до полусмерти. Забрали его одежду, все его имущество и оставили умирать на обочине дороги.

И в это время по этой же дороге шел иудейский священник, который, увидев своего единоплеменника, лежащего в ранах, в крови, может быть, взглянул на него взглядом сожаления, но тем не менее, прошел мимо, не оказав ему никакой помощи. А после него шел левит (это младший чин служителей при храме Соломона; левиты были потомки Левия и они составляли одно из двенадцати колен Израилевых, их призванием было также служение при храме). Но этот левит тоже прошел мимо лежащего, умирающего человека.

Когда мы слушаем эти слова, у нас конечно, в душе, в сердце возникает вопрос: «Ведь эти люди — этот священник иудейский, этот левит, были служителями Бога, и они также знали ветхозаветную заповедь о любви к ближнему; если не ко всякому человеку, то, по крайней мере, к своему иноплеменнику! Как же так? Этот священник, этот левит – как они могли так поступить: пройти мимо этого человека?!» Но мы должны понимать, что они так сделали не потому что этот священник или это левит были плохими служителями. Они так поступили совсем по другой причине. Скорее всего, священник шел в Иерусалим для совершения своей череды священнослужений. По закону Моисееву, если иудей прикасался к мертвому человеку или если священник прикасался к человеческой крови, то он считался нечистым. Он не мог совершать свое служение. И вот этот священник, как и этот левит, они увидели этого человека, своего единоплеменника, они, может быть, сжалились над ним, но они стали перед выбором – либо помочь этому человеку, но тогда оскверниться и стать нечистыми для совершения богослужений, либо сотворить милость. То есть они стали перед выбором: либо последовать закону, либо последовать голосу своей совести и зову своего сердца. И они выбрали следование закону.

И после этого Спаситель говорит о том, что по этой дороге шел человек самарянин. Самаряне — это народ, который как никакой другой народ по крови был близок иудеям. Более того, это практически и были иудеи. Но только со временем эти люди смешались с языческими народами и соблюдали ветхозаветный закон не так, как его соблюдали иудеи. И между двумя народами была страшная ненависть и неприязнь. И правоверный иудей скорее готов был умереть от голода и жажды, чем принять пищу из рук самарянина. И скорее всего, самаряне таким же образом платили родственному народу — такою же ненависть и неприязнью.

Вот представим себе, лежит этот умирающий иудей и он видит, как по дороге приближается самарянин. Это было сразу видно, потому что у этих народов были разные стили одежды. И он понимает, что ему навстречу идет враг, который, в лучшем случае, пройдет мимо, а в худшем, добьет его, лишит его окончательно жизни. И вот мы видим, что этот самарянин, подойдя к лежащему иудею, он точно так же стал перед выбором: или последовать закону, традициям и установлениям своего народа и пройти мимо этого несчастного иудея, или последовать голосу своей совести и сердца и оказать ему милость. И вот в отличие от двух предыдущих людей, этот самарянин, враг, взял этого несчастного человека и посадил его на своего осла, омыл ему раны, помазал их елеем, привез его в гостиницу, там его оставил и сказал хозяину гостиницы: «Пускай несколько дней этот человек побудет у тебя, и если ты какие-то претерпишь издержки, то я, когда буду идти обратно, все возвращу».

И после этого Христос поворачивается к этому законнику и спрашивает: «Кто из этих трех людей был ближний для иудея?» И этот законник, даже не смея произнести, что ближним стал самарянин, сказал: «Ближним ему стал створивший милость». И тогда Господь ему говорит: «Иди и ты поступай также».

Поэтому, братия и сестры, конечно промыслительно, что это Евангелие мы читаем накануне Рождественского поста. Время поста – это всегда такое время, когда человек должен становиться хотя бы чуточку больше христианином, чем он бывает обычно, когда человек должен больше времени посвящать молитве, воздержанию, но самое главное, человек должен посвящать время добрым делам, то есть творить милость своим ближним. Но ближний для христианина, для каждого из нас – это не тот человек, кого мы назначаем ближним, о ком мы думаем, что этот человек достоин того, чтобы быть моим ближним. А вот этот человек, как мы считаем, недостоин, у него не такой цвет глаз, у него не такой цвет кожи или волос, он говорит не на том языке, он поступает не так, как я, и вообще он – иноверец, поэтому этот человек не является моим ближним.

Так вот, если мы рассуждаем таким образом, то это говорит о том, что мы живем так, как будто бы две тысячи лет назад Спаситель не произносил эту притчу. Потому что ближний – это всякий человек, которого мы встречаем на своем жизненном пути и который находится в нужде.

Мы не должны стоять на пьедестале и, рассматривая людей вокруг себя, думать: «Кого же я сегодня этой чести удостою — быть моим ближним?» Нет, это всякий человек, причем даже человек, который нам неприятен, или, как в этой притче, может быть, даже является нашим врагом, но этому человеку нужна помощь и поддержка. Безусловно, сотворить милость такому человеку очень непросто. Это значит всецело переступить через себя, переступить через свое «я», через свое эго, но если мы этого не сделаем, то мы тогда не вправе называться христианами. Мы не вправе говорить о том, что мы последователи Христа Спасителя. И значит, мы еще живем Ветхим Заветом, когда око за око и зуб за зуб воздавали.

Эта притча, братия и сестры, как некий меч, который входит в наше нутро, который обнажает, какие мы есть на самом деле! В нас так мало милосердия, и мы это видим каждый день в своей жизни, на улице. На улицах наших городов умирают люди, просто человек может упасть на улице и умереть даже не из-за самой болезни, а из-за того, что просто замерз, потому что никто из проходивших мимо не обратил внимание на этого человека. В наших домах, в наших подъездах умирают несчастные одинокие люди, старики, которые лежат после смерти неделями. И только когда уже зловонный запах начинает распространяться по всему дому, только тогда люди понимают, что, наверное, этот человек умер. А до этого никому не было дела до этого несчастного старика.

И мы постоянно делим людей на чужих и своих, мы даже так в храме порой поступаем. Есть у нас так называемые завсегдатаи церковные, которые имеют свое место, в котором они всегда стоят, и которые всякого входящего в храм встречают не так, как бы его встретил Господь, а сразу «сканируют» этого человека и выносят суждение, свой он, или чужой. Стоит с ним поговорить, стоит ему уделить внимание, или лучше наоборот, какое-то грубое слово ему сказать, обвинить в том, что он не так себя ведет, не в том пришел, не в той одежде, не с тем выражением лица. Потому что в этом человеке все нас раздражает, потому что нам кажется, что он не такой, как мы. И очень часто таким своим словом и даже порой взглядом мы можем человека на многие годы оттолкнуть от Бога и Церкви. И ни с этого человека потом Господь будет спрашивать, а мы, на Страшном Суде будем отвечать за душу этого человека, потому что мы виноваты в том, что этот человек отвернулся от Церкви.

Задумаемся, братия и сестры над этой притчей, приложим ее к своей жизни. Мы слышим из года в год одни и те же евангельские чтения и говорим: «Ну конечно, я эту притчу уже знаю наизусть, или тот или иной Евангельский отрывок». Но мало знать Евангелие, мало знать эту притчу, нужно это все прилагать к своей собственной жизни. Поэтому не случайно Господь постоянно в Евангелие говорит эти слова: «Имеющий уши да слышит!» И вот сегодня давайте услышим эту притчу и спросим себя: «А мы на кого похожи в этой притче? На священника этого, на левита или милосердного самарянина?» И вновь услышим слова Спасителя, которые обращены не только к этому законнику, но и к каждому из нас: «Иди, и ты твори также». Аминь.


протоиерей Димитрий Соболевский

Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!