Прот. Григорий ДьяченкоСв. великомученица Екатерина.Св. великомученица Екатерина. Уроки из ее жизни: а) внешния достоинства не имеют значения и б) необходимость терпения.I. Св. великомученица Екатерина, память коей совершается ныне, происходила из царского рода и жила в Александрии; она отличалась мудростию и красотою. Когда наступило время замужества и многие желали вступить с нею брак, она говорила близким своим: «если вы найдете мне юношу, который равнялся бы со мною в благородстве, богатстве, красоте и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. Однажды мать привела ее к одному пустыннику, христианскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благие советы. Пустынник, видя ее мудрость, сказал ей: «я знаю одного юношу, который во всем превосходит тебя: Его красота светлее солнца; премудрость Его управляет всем миром; Его богатство неистощимо, благородство – неизреченно. У Него нет земного отца; Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была после Своей смерти и воскрешения из мертвых с душею и телом на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице. Если ты хочешь видеть этого Юношу, то исполни мои повеления». Пустынник дал Екатерине икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем и велел ей провести всю ночь в молитве пред иконою: «помолись с верою, прибавил он – и ты увидишь лице Сына этой Пресвятой Матери». Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь в молитве, от утомления заснула, ей приснилось, что Царица небесная стоит пред ней и держит Младенца, от Которого исходят солнечные лучи. Но Екатерина не могла видеть лица Младенца – Он отворачивал от нея Свой светлый лик. Когда Мать просила Сына взглянуть на девицу, восхваляя ее красоту, Младенец говорил, что она безобразна, безумна и убога, что она должна идти к старцу, который научит ее, как она должна поступить, чтобы увидеть лице Младенца. Утром Екатерина пошла к старцу и просила его помощи и совета. Старец просветил ее истинною верою и сподобил св. крещения. Возвратившись домой и став на молитву пред иконою, она заснула и увидела, что Младенец смотрел на нее милостиво и сказал Матери: «теперь она столь же богата и премудра, сколько прежде была бедна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетленная и вечная невеста». Потом Младенец надел на ее руку чудный перстен. Проснувшись, Екатерина увидела перстень на руке своей и воспламенилась любовию к небесному Жениху. В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказнл казнить философов, а Екатерину предать жесточайшим мучениям, которые она перенесла с дивным «терпением», и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетили Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною а потом и ее. Она была обезглавлена в 310 году.
II. а)
Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братие, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, как-то: ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из сего, братие, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию. Научитесь из сего и вы, христианские девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будет всегда с вами. Св. апостол говорит: да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Петр. III, 3–4). Ходите всегда в приличном одеянии со стыдливостию и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами (1Тимоф. II, 9–10). Внешния украшения ваши, равно и красота ваша тогда только будут ценны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою верою в Бога, любовию и страхом Божиим. Без этого вам никогда не снискать себе милости и благословения Божия, и украшении ваши и красота ваша, чрез которые могут быть прельщены ко греху многия души, послужат вам еще в большее осуждение.
б)
Из истории страданий св. великомученицы Екатерины, перенесшей с изумительным терпением самые ужасные и разнообразные виды безчеловечных мучений и потому удостоенной от церкви имени «великомученицы»,
вы, братие, видите, далее, всю необходимость христианского терпения, без которого самые малые страдания нельзя перенесть. «Так блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» (Иак. 1,12).
«Тако долготерпев, Авраам получи обетование» (Евр. 6, 15); так благоугодили Богу и все святые мученики, пустынножители и др. подвижники благочестия.
Да не подумает, впрочем, кто либо, что терпение нам нужно только в редких, исключительных случаях, как врачевство и оружие или для борьбы с плотскими страстями, или для перенесения скорбей и страданий или для побеждения искушений. Конечно, применение его особенно нужно и спасительно в этих случаях, – конечно, в особыя времена оно особенно потребно; но в смысле обязательной для всех христианской добродетели
оно необходимо на всех поприщах жизни, с утра ее и до конца, во всех обстоятельствах, как радостных, так и печальных. «Область терпения, по выражению мудрого учителя отечественной церкви (митрополита Филарета) должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества во всем мире... Минута нетерпения может разстроить годы и века».
Только при обладании терпением возможен успех во всякого рода деятельности.Возьмем ли область научных открытий и изобретений? Что достигается здесь без терпения? «Гений есть терпение», сказал один знаменитый ученый.
Возьмем ли область житейских занятий? И здесь, что удается без терпения? «Величайший секрет успеха в достижении цели заключается в уменьи ждать», сказал другой ученый, и следовательно – в терпении.
Если в делах житейских ценится известная выдержка, не скорый, но верный способ действования, неослабное стремление к достижению известной цели, одним словом –
терпение, то так же или
еще более требуется оно
в применении ко всем христианским добродетелям. «Терпение – это та плодовитая земля, на которой растет всякая добродетель», говорит святитель Димитрий ростовский. «Без терпения, говорит другой, более близкий к нашему времени учитель церкви (митрополит Филарет), нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовнаго, ни спасения. Ибо «царствие небесное нудится» (Матф. 11, 12)». (См. «Церк. Вед.» изд. при Св. Синоде 1890 г.).
Хотите ли видеть безчисленные тому примеры?Кто будет иметь успех в молитве без терпения? Сам Господь повелел
«молитися и не стужати» (Лук. 18,1). Святый пророк Давид собственным опытом уверяет в действенности такой молитвы, говоря:
«терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» (Пс. 39, 1).
Кто может усовершиться в любви к ближним и в подвигах истинной благотворительности без терпения? Иметь дело с нуждающимися немощными братиями, иногда порочными, трудно исправимыми, неблагодарными, платящими злом за добро, – для всего этого нужен, как всякий согласится, большой запас терпения.
Можно ли научиться совершенному повиновению без терпения? Напрасно, впрочем, мы стали бы перечислять разные христианские добродетели чтобы показать их тесный союз с терпением: ни одна из них невозможна без терпения. Знали это хорошо святые Божии люди и не только всю жизнь сами подвизались в этой добродетели, но и смиренно молили Бога о даровании им духа терпения, дабы он постоянно и неотступно пребывал в них и руководил их на пути ко спасению.
Можно ли без терпения по-христиански переносить, наконец, часто постигающия каждого из нас разного рода болезни с душевною пользою для болящаго? Без сомнения нельзя.Вот несколько примеров истинно христианского терпения, с каким святые переносили свои болезни, – примеров, которые и нас должны научать этой необходимой и спасительной добродетели.
«Феодор, ученик препод. Пахомия Великаго», сильно страдал головою, и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий говорил ему: «ужели ты думаешь, сын мой, что кому-нибудь приключается болезнь или страдание без попущения Божия? Потому переноси болезнь, и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие; а если захочет дальше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив; и не надейся на лекарства больше, нежели на Бога, будто Он не может даровать здравие».
«Св. Афанасий Великий», пришедши к св. Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его:
«отче! есть ли какая польза человеку от болезни?» Св. Нифонт отвечал:
«как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины: так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». («Чет.-Мин.» 23 дек.).
«Св. Иоанн лествичник» говорит:
«болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов». («Леств.» сл. 26, § 55).
Мирской брат великого старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши в водяную болезнь, просил великого старца помолиться о его болезни. Св. Варсонофий отвечал ему так:
«болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу бесплодным. Итак, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня ничтожного и себя значущими нечто, – меня, как великого человека, себя, как брата такому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшего тебя в такое состояние». («Отв.» 345).
Да, все мы, возлюбленные братие, призваны приобретать боголюбезную добродетель терпения, и тем спасительнее будет ее действие на нас, чем раньше мы озаботимся обучиться ей.
«Благо есть мужу», говорит пророк Иеремия,
«егда возьмет ярем в юности своей» (Плач.3, 27).
III. Итак,
«терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр. 12, 1. 2), и да послужит нам терпение ко спасению душ наших! Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. в поучении источн.).
Прот.Григорий ДьяченкоПастырь, проповедник, духовный писатель, катехизатор, публицист. Автор наиболее полного словаря церковнославянского языка.Биография
Юношеские и молодые годы
Григорий Михайлович Дьяченко родился в семье диакона, на территории Витебской губернии, в 1850 году.
Рано осиротев, оставшись с братом и сестрой, Григорий с детства учился самостоятельности, приучался к ответственности, терпению и труду. Уже с юности в нём формировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу.
В 1867 году Григорий, тянувшийся к знаниям, совершил важный шаг на пути к священству — стал студентом Витебской духовной семинарии. В семинарии он зарекомендовал себя как дисциплинированный, даровитый и талантливый ученик.
Высокий нравственный уровень и стремление к повышению уровня образования нашли отклик в лице преподавательского состава и руководства, в результате чего по окончании семинарии, в 1873 году, ему было рекомендовано продолжить обучение в Санкт-Петербургской духовной академии.
Между тем, как следует из воспоминаний одного из его современников, Григорий хотя и отнесся к рекомендации со вниманием, однако не последовал ей беспрекословно.
Поначалу он решил было воспользоваться протекцией, предложенной со стороны одного своего родственника, католика, и поступить в Санкт-Петербургский университет. Но то ли родственник ему так и не помог, то ли Григорий сам изменил свое решение, а в итоге его выбор остановился на духовной академии (правда, не на Санкт-Петербургской, как было рекомендовано семинарским начальством, а на Московской).
В Московскую духовную академию он поступил, заручившись благословением епископа Саввы, в том же, 1873 году. Успешно сдав вступительные конкурсные экзамены, Григорий был зачислен туда на казенный счёт.
В период обучения он исполнял обязанности пономаря при академическом храме, чему был очень рад.
В 1877 году Г. Дьяченко выпустился из МДА со степенью кандидата богословия.
Преподавательская деятельность
В сентябре 1877 года Григорий Михайлович был определен к трудоустройству при Красноярском духовном училище, на должность смотрителя. По каким-то причинам уже в начале следующего года он подал прошение об увольнении.
Вскоре прошение было рассмотрено и удовлетворено, однако согласно существовавшим тогда правилам, ему пришлось нести определённые финансовые издержки: он должен был возместить сумму, потраченную на его содержание за время обучения.
Есть основания утверждать, что после случившегося Григорий трудился во Владимирской учительской семинарии, в должности преподавателя русского языка.
С января 1880 года работал при Второй Московской гимназии учителем подготовительного класса. В том же году, сдав экзамены в Московском университете, на историко-филологическом факультете, удостоился официального права преподавать русский язык и словесность в средних светских школах.
Эти предметы он хорошо знал и любил, а учащиеся любили его за умение ясно и ёмко преподнести и раскрыть учебный материал. Данные дисциплины Григорий Михайлович преподавал в продолжении 10 лет: сперва в Поливановской учительской семинарии, потом во Второй гимназии и в Третьем Александровском военном училище города Москвы.
Священническое служение
В мае 1881 года Г. Дьяченко был возведен в сан священника. Местом его первого священнического служения стал храм во имя Архангела Гавриила при Московском почтамте.
Несмотря на сложность и ответственность пастырского служения отец Григорий умело совмещал его не только с преподавательской, но и с научной деятельностью.
В 1884 году он завершил работу над магистерской диссертацией, а в 1885 году успешно её защитил, после чего был удостоен степени магистра богословия.
В 1886 году отец Григорий был назначен к служению в Трифоновскую церковь, располагавшуюся в Напрудной слободе.
В 1889 году был почтен званием протоиерея и должности настоятеля Трифоновского храма.
Под его руководством, при активном содействии одного из прихожан, архитектора С. Воскресенского, в церкви были осуществлены необходимые работы по отделке двух новых приделов.
Как добрый пастырь Христов, священник Г. Дьяченко относился к прихожанам с отеческим вниманием и любовью. Они питали к нему тёплые, уважительные чувства. Пройдя трудный жизненный путь сироты, отец Григорий с чуткостью относился к беднякам, особенно к сиротам, помогая им, в меру сил, не только напутствием, но и материально.
Особое значение отец Григорий придавал заботе о духовном просвещении верующих. Причём, масштаб этой заботы не ограничивался кругом прихожан того храма, где он служил.
Словом и делом он способствовал развитию миссионерского движения, радел об издании общедоступной, понятной простолюдинам религиозно-нравственной литературы, содействовал устройству духовно-просветительских центров, народных библиотек.
За время служения отец Григорий издал множество замечательных богословских произведений, предназначенных как для малограмотных людей, так и для священнослужителей.
В сферу его литературного творчества входили вопросы, связанные с катехизацией, богослужением, гомилетикой, мистикой. Созданный священником Г. Дьяченко церковно-славянский словарь, насчитывавший около 25000 слов, с необходимыми комментариями и толкованиями, не утратил актуальности вплоть до сегодняшнего дня. Этот фундаментальный труд по праву считается одним из лучших пособий в данной области.
В конце земной жизни отец Григорий страдал от тяжелой болезни. В начале декабря 1903 года его сердце остановилось. Отпевание состоялось 5 декабря при огромном стечении верующих.
Тело священника было погребено на Лазаревском кладбище. В 1936 году кладбище уничтожили. Могила отца Григория не сохранилась.[/sub]
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-godichnyj-krug-kratkikh-pouchenij-sostavlennykh-na-kazhdyj-den-goda/6_45