Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 20:42:02  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О стране, которой больше нет. С любовью  (Прочитано 518 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Декабря 2022, 09:39:34 »

Нина КАТАЕВА

О стране, которой больше нет. С любовью



Удивительно устроен человек: более тридцати лет прошло после распада СССР, объявленного крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, которой посвящены тома исследований и сотни кинолент, и вроде бы убедительно доказано, что произошло всё не просто так, по воле нескольких человек, а завершился очередной исторический круг, этап, которому суждено было кануть в историю, подобно тому, как канула когда-то его предшественница – Российская Империя.

Вроде бы убедительно сказано обо всех плюсах и минусах этого периода.

Вроде бы так, но «всё же, всё же, всё же», говоря словами поэта, нет покоя человеческой памяти, и на просторах интернета, и во время реальных кухонных посиделок, в которых рьяно участвуют уже внуки и правнуки тех, кто жил и творил во времена молодости и зрелости СССР, люди обсуждают советский период в жизни России, и чем дальше он уходит в историю, тем очевидней приобретает черты легендарного корабля, на котором люди были счастливы.

***

Ну, в самом деле, прочтите эти светлые и в чём-то наивные строки, посвящённые СССР, и вы согласитесь со мной. Подобными впечатлениями переполнен интернет…

Я счастлив, что вырос в Советском Союзе,
Познав, проживая в обычной семье,
Вкус детства, похожий на сладость арбуза,
Цвет детства на солнце на школьной скамье.

Мы были тогда лучше всех на планете,
В космических далях и вольной степи,
Под солнечным небом советские дети,
Росли будто звенья единой цепи.

Мы вместе из школы ходили в походы,
Играли в «Зарницу» в полуденный зной,
И 1 мая на праздник Свободы,
Готовились выйти с огромной страной.

О, время январских и летних каникул,
Где прожитый день так похож на мечту,
Над нашей Отчизной, большой и великой,
Лететь за рассветом на «Илах» и «Ту».

Мы вместе учились, дружили, взрослели,
И знали, что будем народу нужны,
Мы строили планы и видели цели,
В годах тридцати от последней войны.

Я счастлив, что вырос в Советском Союзе,
Познав, проживая в обычной семье,
Вкус детства, похожий на сладость арбуза,
Цвет детства на солнце на школьной скамье.


***

Но одно дело – впечатления простых людей, и другое – историков, которые призваны именно сейчас, в преддверии 100-летия СССР, разложить всё по полочкам и объяснить современникам, был ли Советский Союз право-продолжателем дела Российской империи или это было нечто новое, возникшее с нуля?
 
И когда начался распад Российской империи, по мнению части историков, много раньше, чем в феврале или октябре 1917 года, а, по мнению их коллег из другого лагеря СССР наоборот помог сохраниться многонациональной, многоконфессиональной земле? Так ли это – именно этот вопрос задал участникам Международного форума «История для будущего. К 100-летию СССР» помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, по инициативе которого РВИО при поддержке Минпросвещения России осенью 2022 года провело цикл окружных просветительских форумов.

Цель их была в сохранении культурной и исторической памяти, преемственности поколений, повышении интереса детей и молодёжи к истории отечества, в воспитании патриотизма и гордости за свою страну.
 
На Пленарном заседании Международного форума «История для будущего. К 100-летию СССР», состоявшемся 22-23 ноября 2022 года в московском «Манеже», эксперты обсудили культурное и историческое наследие СССР. Зал был полон молодёжи.

Владимир Мединский, открывший заседание, отметил именно эту черту наших людей – с большой ностальгией говорить о советской эпохе.

«… Добро, стремление к правде и справедливости помнят, – сказал он, – …думаю, каждый согласится с тем, что это была первая масштабная попытка на государственно-цивилизационном уровне, – не на внутренне-духовном, – постараться построить общество на основе принципов добра и справедливости».
 
Мединский сказал и о «жестокой правде» этой попытки, когда в массовом сознании эти принципы «постепенно подменились идеей потребления, для кого-то сверхпотребления, а для кого-то недопотребления».
 
Оратор обозначил вопросы, которые предложил обсудить участникам сессии, в частности, вопрос о том, был ли распад Российской империи отчасти и распадом исторической России, если да, то наши взгляды на этот процесс, как и на наше прошлое и будущее, должны измениться.

Носило ли перераспределение территорий внутри Советского Союза, происходившее главным образом за счёт РСФСР, смотрите карты 1922 и 1991 годов, технический характер или таким образом исправлялась историческая несправедливость в пользу России?

Коснулся Мединский и социалистической экономики, которая «подавляла предпринимательский дух, инициативу, обеспечила перманентно нарастающее отставание уровня жизни по потребительской корзине», но, с другой стороны, в системообразующих областях – в тяжёлой промышленности, ВПК, фундаментальной науке, космосе, культуре, образовании и здравоохранении Советский Союз до последнего момента «оставался конкурентоспособен, во многом опережая геополитического оппонента».

В таком случае, правда ли то, что СССР «экономически был смертельно болен, и была ли эта болезнь смертельной»?
И в звенящей тишине прозвучал главный вопрос: можно ли было сохранить Советский Союз, и, в зависимости от ответа, можно ли его возродить, есть ли такая историческая возможность?

То есть, возможна ли интеграция территорий, когда-то полностью или частично входивших в состав Советского Союза?..

«Почему это случилось, как случилось – это и есть главная тема нашего форума», – сказал Мединский.

***

Начать дискуссию ведущий заседание директор по коммуникациям и связям с общественностью МИА «Россия сегодня», медиаменеджер Пётр Лидов предложил Председателю Комитета Госдумы ФС РФ по обороне, генерал-полковнику Андрею Картаполову.

Неудивительно, что оратор повёл речь об истории как предмете для изучения и предложил определиться с тем, что брать за точку отсчета – Киевскую Русь, Московское княжество, походы Суворова или окно, которое прорубил Пётр Первый.

Примером того, как это важно, стал рассказ о выставке «Аркаим – колесница времени», открывшейся в Госдуме. Не все знают, что это городище, открытое археологами на территории Челябинской области.
 
«Ему 4 тыс лет, и трудно представить, – сказал генерал-полковник, – что там жили люди во времена, когда ещё не было египетских пирамид, Александр Македонский не воевал с Дарием, не было Рима, а по полям и лесам просвещённой Европы бегали потомки неандертальцев. В Аркаиме же люди изобрели боевую колесницу, развивали науку и металлургию, изготавливали бронзовые и медные изделия. По сути, городище представляло из себя серьёзное фортификационное сооружение».

Картаполов подчеркнул, что дети должны изучать историю страны в едином формате, получая сравнительный анализ состояния экономики и военного положения государства в разные периоды жизни. А они зубрят даты в рамках ЕГЭ, отсюда их «забавные» ответы во время уличных опросов, когда они путаются в периодах и режимах государственного управления.

Депутату повезло с учителем истории, в 1970-х он учился в волгоградской школе, а Лидия Никитична была участницей Сталинградской битвы.

Поэтому Картаполов утверждает, что учитель истории должен гореть своим предметом и помогать детям составлять логические цепочки, чтобы они разбирались в личностях государственных деятелей. Отметил, что на историю дано мало часов, а ещё Ломоносов говорил о приоритетных дисциплинах, без которых нет будущего, такова история России.

«Дети должны уметь сопоставлять периоды жизни государства и во время прогулок по городу уметь ответить, что было на этом месте в 15-17 веках, кому поставлен памятник, в честь кого возведена церковь или названа улица.

Молодёжь должна чётко знать, за что воевали их деды-прадеды, и что было бы с нами, не одержи они победы. Ради того, чтобы мы могли свободно гулять по Арбату и Красной площади, пролито много крови, миллионы современников наших прадедов не родили детей, потому что погибли, и мы, по сути, и есть дети погибших воинов за всю историю нашей великой страны. Ребята должны говорить – "Мой дед отвоевал мне будущее, и я за него в ответе". Так давайте подумаем, как нам создать условия для развития настоящего, не бумажного патриотизма».

***

Председатель Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике, сенатор Алексей Пушков предложил признать, что Русское царство, Российская империя, Советский Союз и современная Россия – разные формы существования одной нации. «А то в 1990-х всё время слышали, – сказал он, – что Россия молодое государство, которое стартует заново, в духе 1917 года – “отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног”».

Какой прах – Победы во Великой Отечественной войне, завоевания Космоса?

Вот с чем шли во власть эти люди – с отрицанием истории наших национальных завоеваний, идентичной культуры, с переписыванием учебников, где битве при Эль-Аламейне в Северной Африке уделялось больше внимания, чем Курской дуге.

Думаю, сейчас осуществляем разворот к нашей национальной идентичности и истории, и в противостоянии с Западом должны одержать верх».

Пушков заявил, что оценивает Советский Союз как «исторический феномен», но, с другой стороны, как феномен, который дал большие возможности для нашего национального развития.

«Мы должны видеть, что он был продуктом исторической эпохи, но вместе с тем понимать, какую роль сыграл в нашей истории.

Считаю, восстановить Советский Союз нельзя, а, главное, этого делать не нужно. В том числе потому, что главная идеология, которая заменила официальную коммунистическую идеологию на постсоветском пространстве, за исключением России, стал национализм.

И здесь возникает тема общего пространства для нас и тех государств, которые хотят быть рядом с нами, это пространство надо развивать и укреплять, сохраняя русский язык, нашу культуру, политическое влияние, военно-техническое сотрудничество и т.д.

А Советский Союз остался в истории, но он дал образец гармоничного сосуществования различных наций, народностей и религий, попытался воплотить идею интернационализма, которая, безусловно, останется в исторической копилке человечества».

***

Временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики (ДНР) Денис Пушилин заявил о необходимости восполнения пробелов в исторической науке на освобождённых территориях ДНР.

Донбассу как промышленному региону России более трёх столетий, в 1721 году был открыт Донецкий угольный бассейн, спустя год это события было зафиксировано историческим указом Петра Первого. Природные ресурсы Донбасса стали ключевой базой развития экономики Российской империи, а потом Советского Союза.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 27 Декабря 2022, 09:40:20 »

(Окончание)

До 1991 года русские города Донбасса развивались в общем культурном и духовном пространстве с Россией.
Развал Советского Союза стал исторической травмой для жителей союзных республик.

 По словам Пушилина, деятельность по сохранению исторической памяти в Донбассе никогда не прекращалась, там всегда гордились подвигами предков, стремились, чтобы потомки знали историю малой и большой родины, испытывали уважение к героям, культурным ценностям, языку.

Но сегодня важно восполнить пробелы в исторической науке, которые появились на освобождаемых территориях, когда история переписывалась в угоду режиму, возродившему нацизм, сделавшему кумирами молодёжи Бандеру и Шухевича, сносившему исторические памятники.

«Так почему же Донбасс устоял и обязательно победит в составе России, а Украину ждет незавидный конец? – задал вопрос Денис Пушилин. – Ответ даёт новейшая история ДНР как субъекта РФ.

Донбасс сохранил народную память, в то время как Украина уничтожила её, подрубив собственные корни».
В завершение выступления оратор подчеркнул: молодёжи важно знать, что сильная и суверенная Россия не нужна никому, кроме самих россиян, «суверенное государство – не просто громкое звание, руководство суверенной страны принимает решения в интересах своих граждан, защищая то, что завоёвано предками, похвастаться этим могут немногие страны в Европе».

***

Член Общественной палаты ФС РФ, член Центрального Совета РВИО Александр Малькевич согласился с тем, что нет госзаказов на актуальные фильмы, посвящённые, к примеру, событиям в Донбассе.

За восемь лет снято всего три картины: «Ополченочка» студии «Луганск», «Донбасс. Окраина» по госзаказу и частный проект «Солнцепёк».

«В 2021 году отмечали 100 лет “атаки мертвецов” под крепостью Осовец, – сказал он, – какой блокбастер можно было сделать, а этому событию посвящён только клип Вари Стрижак на песню “Русские не сдаются”».
 
Почему-то не раскручивают у нас героев, не продвигают их и на освобождаемых территориях».
 
И рассказал, что только при установлении бюста Григорию Бояринову в Мелитополе, узнал, что он один из создателей Спецназа и погиб при штурме дворца Амина в Афганистане.
 
Малькевич раскритиковал «Википедию», издание оппонентов, которым пользуются наши школьники и студенты при написании рефератов, и призвал открыть собственное справочное интернет-издание.

А также не устраивать премьеры фильмов с иноагентами, как было объявлено о новом фильме Чулпан Хаматовой в Петербурге.

***

Руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский посоветовал: прежде чем предъявлять претензии Министерству культуры, заглянуть в «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 года, где сказано, что представители власти финансировать творцов обязаны, а вмешиваться в творческий процесс не имеют права. И порадовался, что здравый смысл победил, и теперь вся надежда на Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

***

Руководитель итальянского Центра исследований современного Китая, бывший итальянский дипломат, эксперт-аналитик Альберто Браданини рассказал, как по-разному отнеслись на Западе к распаду Советского Союза.

***

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян заметил, что в советское время не было разрыва между наукой и школой, и одна из задач учёных сделать так, чтобы наука вновь пришла в школу. И рассказал, что в рамках Ассоциации директоров институтов истории стран СНГ, которую возглавляет, планируется встреча, на которую приедут представители стран, бывших в составе Советского Союза.

Оценивая советский период нашей истории, Чубарьян рассказал о дискуссиях с коллегами в Прибалтике, напрочь вычеркивавших это время.

«Думаю, это не только лишено здравого смысла, – сказал он, – но и противоречит логике истории.

Кроме того, Прибалтика и те республики, которые сегодня являются самостоятельными государствами СНГ, многое получили, находясь в составе Российской империи и Советского Союза. И этот момент нельзя сбрасывать со счетов.
Россия имеет огромное наследие, но посчитал бы некорректным говорить, что мы продолжатели Советского Союза, нет, мы просто развиваемся в русле нашей истории, которая имела разные периоды и формы.

А объединяет нас со всей нашей историей проблема культуры – самая главная скрепа. Отстаивая независимость и суверенитет, Россия продолжает традиции нашей истории».

Чубарьян отметил, что сегодня отрицается очевидное. «Война – важнейшее сакральное событие XX века, – сказал он, – его следует изучать и дальше. Мне довелось работать с американскими и английскими коллегами, и невозможно было представить, чтобы кто-то сказал, что мы не внесли решающий вклад в победу над фашизмом.
А сегодня это утверждается без всяких фактов. И всё-таки я считаю, что задача исторической науки восстанавливать реальные события, опираясь на документы, активно и планомерно вести эту деятельность на международной арене».

***

Завершил дискуссию бурным монологом последователь Владимира Жириновского, председатель Комитета Госдумы ФС РФ по международным делам, председатель ЛДПР Леонид Слуцкий.

Он обозначил четыре проблемы, которые предстоит решить в ближайшем будущем. И начал, конечно, с системы образования, которое в советские времена у нас получали молодые люди из ста с лишним стран мира.

Именно они становились президентами и ключевыми лидерами бизнеса, так что не будет преувеличением сказать, что политическая и деловая элита огромного количества стран мира ковалась в Советском Союзе. «Ещё живы лидеры ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, – сказал Слуцкий, – которые получили у нас образование, через какое-то время они уйдут, так что самое время позаботиться о том, с кем мы будем дальше».

Именно по этой причине в России снова стали поднимать квоты для иностранных студентов.

«Иначе при голосовании в некоем Лондонском комитете, – сказал Слуцкий, – можно остаться с Эритреей и Южным Суданом, возможно, с Китаем или КНДР, так что необходимо заручаться поддержкой тех стран, которые всегда хотели быть с нами, но мы почему-то видели Европу и США, а Азия, Африка и Латинская Америка были у нас во втором эшелоне». Ситуация изменилась, в Санкт-Петербурге пройдет II Африканский саммит, Россия стала страной-наблюдателем в Африканском парламентском союзе и активно работает на этих направлениях.

Слуцкий напомнил о двух предвыборных статьях президента 10-летней давности.

В статье «Россия и меняющийся мир» Владимир Владимирович писал о том, что мы должны в разы увеличить наше культурное и гуманитарное присутствие в мире, и на порядок увеличить там, где понимают русский.

Это не сделали, а, тем временем, во Франции, Cоединённом королевстве, Германии, Китае, Испании созданы мощные программы, нацеленные на развитие языка во всём мире.

А наше федеральное агентство Россотрудничество финансируется по остаточному принципу и ничем таким похвастаться не может.

В статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Президент замечает, что у нас шестая часть суши и всего два процента населения земли. И делает вывод: если иммиграционная и демографическая политика и дальше будут вестись так, к 2050-му году мы превратимся в «пустое пространство, судьба которого будет решаться не нами».

При этом Слуцкий замечает, что ЛДПР, конструктивная оппозиция, активно выступает против медленного решения задач цивилизационной важности.

Одна из них – русский язык, на котором в 1989-1990 годах говорили 350 млн. чел, а сейчас 270, минус 80 млн. человек за 30 лет – можно говорить о коллапсе: за последнее столетие ни один язык не исчезал с лица планеты так быстро. И виноваты в этом во многом мы сами.

Поскольку Запад пытается маргинизировать то, что происходит в России, по словам Слуцкого, надо озаботиться тем, чтобы занимать пустые пространства тысячами людей, которые годами стоят на консульском учёте МИДа России.

Депутат рассказал, что в начале 2000-х в России внедрялась госпрограмма переселения, люди приезжали из русских диаспор Германии, Израиля, Штатов, но, не получив должного здравоохранения и образования, уезжали обратно.

Ситуацию спасут первоклассные кластеры. Но они должны быть объёмными, 70 победителей проекта Сергея Кириенко «Россия – страна возможностей», получивших российское гражданство, капля в море.

По данным Росстата, иновещание России, по сравнению с 1989-1990 годами, уменьшилось в 119 раз, а в советские времена, без интернета и электронных СМИ, на всех языках, включая экзотические, мы вещали на весь мир, давая онлайн картину нашей жизни.

Сегодня на этом фронте трудятся компании «Раша тудей» и РТР Планета, но этого катастрофически мало. Острейшая тема связана с русскими школами и языком в тех же Штатах и в Германии.

В Израиле в семьях, с которыми партийцы знакомы с советских времен, дети говорят на ломаном русском, понятном только родителям, и они уже не частица Русского мира, вот и разгадка, как 350 млн. превратились в 270.

В странах Балтии, где Россия позволила закрыть русские школы, как и везде, проводилась принудительная ассимиляция.

Как президент Фонда мира 1 сентября 2015 года Леонид Слуцкий открыл школу имени Чехова в Бишкеке. Путин и Атамбаев перерезали ленточку.
 
Но это всего лишь одна школа, а в Джалал-Абаде и Оше, на юге Киргизии, закрылись почти все русские школы.
650 русских школ закрыли на Украине.

«У нас, конечно, есть прекрасные российско-славянские университеты в Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, – сказал Слуцкий, – но с русским образованием на уровне средней школы и с нашими знаковыми Центрами науки, культуры и техники, которые давно перепрофилированы, проданы или сданы в аренду, беда. Не хочу сгущать краски, но это тот случай, когда навалиться надо всем миром, чтобы в мировой архитектуре 21 столетия отвоевать себе ключевую миротворческую роль».

***

В Пленарном заседании приняли участие также представители ряда зарубежных государств: Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Венесуэла в РФ Хесус Рафаэль Саласар Веласкес, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Аргентина в РФ Эдуардо Антонио Зуайн, Советник-посланник Республики Венесуэла Хесус Эдуардо Саласар Эскобар, Временный поверенный в делах Посольства Республики Гондурас в РФ Франсиско Хосе Мартинес Родригес, Советник Посольства Доминиканской Республики в РФ Нельсон Ортега, заместитель Военного Атташе Посольства Бразилии в РФ Витор Уго Тунала, помощник Президента Республики Абхазия по особым поручениям Александр Мирелли.

https://webkamerton.ru/2022/12/o-strane-kotoroy-bolshe-net-s-lyubovyu?utm_source=politobzor.net
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!