(Продолжение)Смирнов до сентября прошлого года входил в президиум Академии наук, возглавлял отделение общественных наук РАН, сейчас руководит секцией философии, политологии, социологии, психологии и права (тоже удивительная вещь: эта секция, надо понимать, проводит экспертизу госзаданий в том числе и для ИФ, то есть Смирнов способен обеспечить нужный результат для своего учреждения), входит в экспертный совет РАН и является председателем научно-экспертного совета по общественным наукам.
Гусейнов также входит в отделение общественных наук.
Свою докторскую диссертацию по теме "Философия Ф. Ницше в России" Юлия Синеокая защищала в родном Институте философии. И не стоит удивляться, что одним из "блестящих" и "всемирно признанных", по её мнению, "ницшеведов", является Абдусалам Гусейнов, о чём
она упоминает в своём автореферате на соискание научной степени.
Там, к слову, есть весьма интересные моменты, собственно, посредством которых знаток Ницше и продвигает глобалистские идеи, столь усердно навязывавшиеся нашей стране Западом:
Сегодня в России рождается новый образ Ницше – политического философа, чьи идеи востребованы при решении проблем национальной и культурной идентичности, планетарного мышления, перехода от национального политического порядка к глобальному, реализации идеи единой Европы, при разработке современных этических социально-психологических концепций, философии языка, науки, образования.Или вот такая сентенция – тоже весьма показательная:
Формирование российской идентичности неразрывно связано с процессами становления идентичности европейской. Сегодня, как и веком ранее, Россия не исключает возможность разработки альтернативного паневропейского проекта. В связи с этим диссертанту представляется важным проанализировать истоки совершающегося на наших глазах процесса объединения Европы, выявить идеи и ценности, составляющие фундамент концепции Единой Европы.По сути – те же самые принципы, только под разными другими соусами культивировались американскими и европейскими спецслужбами долгие годы (ещё до госпереворота 2014-го) на Украине. Вступление в ЕС, НАТО, войти в "большую европейскую семью" и так далее.
Сама она в интервью сайту "Теории и практики" отмечала, комментируя современное восприятие Ницше, что "на свете не слишком много людей, которые не боятся сказать "да" жизни", и это "интуиция жизни в вечности и обоснование этики при условии, что монотеистический Бог как опора моральных ценностей – необязательное допущение". Место Бога, интерпретирует она немецкого философа, "заменит круг вечности".
И далее признаёт:
Ницше не раз был использован идеологическими манипуляторами во многом из-за афористичности, беззащитной открытости своих эмоционально пробивающих фраз, доходящих до сердца и находящих отклик. Во время Второй мировой войны в национал-социалистических манифестах широко использовались его цитаты.А вот
как оценивает профессионализм Юлии Синеокой доктор политических наук (Швейцария), русско-французский писатель, философ и литературовед Анатолий Ливри:
Публикации Синеокой представляют систематическую доктринальную подтасовку философского наследия Ф. Ницше, основанную на тотальном незнании немецкого, французского, древнегреческого языков (абсолютно необходимых для анализа Ницше), а также на очевидном непонимании (нежелании, а также неспособности осмыслить) контекста эпохи творчества Ницше, следствием коего является перманентная анахроническая интерпретация терминологии Ницше.Ливри называет её диссертацию псевдонаучной, считая, что Синеокая пытается "представить Ницше, во-первых, как не имеющего отношения к идеологии национал-социализма или расизма, а во-вторых, как провозвестника "европейских ценностей", некоей "объединённой Европы". И считает, что её необходимо лишить докторской степени.
Впрочем, оставим эти моменты на суд экспертов. В конце концов, есть структуры, призванные вникать в подобные вопросы и принимать соответствующие решения.
Самое важное вот в чём: под вывеской ИФ РАН, при всём уважении к деятельности и трудам, наверное, большей части коллектива этого учреждения, на протяжении долгого времени культивируются и насаждаются чуждые русской философии и культуре идеи.
И если раньше на это закрывали глаза, то сегодня, в нынешних условиях глобального противостояния России и коллективного Запада, так делать уже нельзя.
Апресян* и Синеокая – вовсе не случайные и единичные примеры.
Тот же давний товарищ Ходорковского* – соредактор книги "Государство. Общество. Управление" Сергей Никольский, главный научный сотрудник ИФ РАН.
Из его биографической справки на сайте ИФ РАН: в 1984–2017 годах был участником научных конференций, семинаров, рабочих групп (Австрия, Аргентина, Великобритания, Вьетнам, Германия, Италия, Канада, Китай, Куба, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, США, Турция, Швейцария, Швеция, Польша), трудился стажёром-исследователем в Оксфорде, а потом – в Саскачеванском университете в Канаде.
С Ходорковским* его связывает, к слову, ещё один момент: Никольский в своё время трудился руководителем отдела инвестиций в АПК Института проблем инвестирования банка МЕНАТЕП, основанного, как известно, экс-владельцем "Юкоса".
Он же – координатор так называемой мегатемы Института философии под названием "Российский проект цивилизационного развития", непосредственным руководителем которого выступает экс-директор ИФ РАН Андрей Смирнов. Целью исследования заявлено получение "развёрнутого ответа на вопрос: что представляет собой избранный страной путь цивилизационного развития и при каких условиях будет обеспечено его продолжение в будущем".
Правда, в своих публикациях Никольский
рассуждает о звериной сущности русского народа, о варварстве, что в его понимании означает приверженность к "канонам консерватизма и традиционализма".
А его коллега Ольга Воронина, ведущий сотрудник ИФ РАН, в рамках той же "мегатемы" продвигает идеи гендерного равенства. Она – одна из зачинательниц гендерных исследований в России.
До конца июня 2021 года Воронина возглавляла Московский центр гендерных исследований, а также выступала соучредителем и руководителем Фонда "Институт социальной и гендерной политики", который после неё возглавил некий Басыров Руслан Азатович (судя по досье из открытых источников, он является учредителем и руководителем десятков организаций, совершенно различных по направлениям деятельности).
СКРИНШОТ С САЙТА CHECKO.RUТак вот, МЦГИ поддерживался американским Фондом Макартуров**, включённым в 2015-м, в соответствии с законом о нежелательных организациях, в "патриотический стоп-лист", его деятельность была признана нежелательной в России. За неполные десять лет центр Ворониной получил от данного американского источника почти 1,2 млн долларов.
СКРИНШОТ С САЙТА ФОНДА МАКАРТУРОВ/АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОДА ИСГП получал деньги из Фонда Сороса* и британского фонда Sigrid Rausing Trust, UK, который
специализировался на финансовой поддержке исков против России в ЕСПЧ (пока эту лавочку не прикрыли), а также предоставлял гранты одной из крупнейших содомитских организаций в стране – БФ "Сфера", признанного иноагентом.
ИНФОРМАЦИЯ О ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ СО СТОРОНЫ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ В РОССИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОХРАНИЛАСЬ В ВЕБ-АРХИВЕВпрочем, и сам нынешний врио директора Института философии РАН Абдусалам Гусейнов, как и его соратник Рубен Апресян*, не был чужд взаимодействию с Фондом Сороса**.
Гусейнов стоял у истоков создания Центра "Этика ненасилия", который напрямую
получал гранты от соросовской* структуры.
И при его же участии Апресян* вместе с рядом коллег организовал автономную НКО "Центр прикладной и профессиональной этики" (ЦППЭ),
в списке партнёров которой – сплошь зарубежные – в основном американские, британские и германские – ресурсы. И занимался он на средства "Открытого общества"** реализацией соответствующих проектов.
СКРИНШОТ С САЙТА ИФ РАНОсобенно американцев интересовали темы экологии (точнее – этического обоснования ограниченности национального суверенитета на наши же природные ресурсы) и расширения участия стран-соседей в освоении и изучении Арктики.
2 миллиона на изучение ада и злаСтоит ли теперь удивляться, что при участии такой "доброй компании" Институт философии стал заниматься откровенно странными вещами. Как, допустим, заказ исследований на общую сумму более двух миллионов рублей на изучение "зла" и "ада", которые были исполнены "единственными поставщиками".
Речь идёт о следующих проектах:
* "Является ли злом существование ада". Работа
выполнена за 742 тысячи рублей Игорем Гаспаровым – доцентом Воронежского государственного медицинского университета им. Бурденко и сотрудника Высшей школы экономики.
* Такую же сумму
потратили на исследование "Бесполезная свобода и проблема ада", которую получил за его реализацию преподаватель ВШЭ Александр Мишура.
* Ещё 686 тысячи
направили на исследование "Реляционное измерение проблемы зла и мистическая теодицея", его выполнил Богдан Фауль.
Всё официально проводилось через сайт Госзакупок, электронную подпись ставил занимавший на тот момент должность руководителя ИФ РАН Андрей Смирнов.
СКРИНШОТ С САЙТА ГОСЗАКУПОКА ещё Институт философии выступал в необычной для себя роли организатора фотоконкурса Existentia ("Существование" – лат.), приуроченного ко Всемирному дню философии в 2020-м, где демонстрировались, мягко говоря, неоднозначные работы – об этом "Первый русский" уже рассказывал в своём предыдущем
расследовании некоторых аспектов деятельности ИФ.
Загадочный финтВсё это могло закончиться в декабре позапрошлого года, когда Минобрнауки России сообщило, что кандидатура Андрея Смирнова, занимавшего пост директора ИФ РАН с 2015-го, не согласована. Это было неожиданно – прежде всего для руководства учреждения.
Смирнов после пяти лет работы в должности в 2020-м был назначен врио и вроде как мог рассчитывать на переназначение, однако в течение года вопрос всё никак не решался в его пользу. Почему? По нашей информации, его кандидатура не получила согласование в АП, где, надо полагать, имели к тому времени представление, какой курс избрал институт, продвигая совершенно чуждые русскому государству идеи.
Однако спустя год, в начале ноября 2021-го, Минобрнауки всё-таки начало подготовку документов по утверждению Смирнова директором на второй срок. И – не получилось.
В самом конце того же месяца процесс был прерван. Опять-таки – по окрику из администрации президента. Вместо Смирнова была согласована кандидатура замдиректора ИФ РАН по научной работе Анатолия Черняева, и 20 декабря 2021-го министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал приказ о его назначении временно исполняющим обязанности директора ИФ РАН.
СКРИНШОТ С САЙТА ИФ РАНВ принципе, кандидатура Черняева устраивала и АП, и коллектив, – говорит источник Царьграда. – Но – не руководство самого института, где сложилась своя система управления, выстроенная под Гусейнова и Апресяна*, и Смирнов там играл роль скорее номинального директора: академик, имя в научных кругах и так далее. Черняев же был эдакой белой вороной – специалист именно по русской философии, изучавший русскую же культуру и философско-богословскую тематику, взаимоотношения Церкви и общества. В среду почитателей западных философских течений он не вписывался никак.Но уже 29 декабря Фальков резко меняет своё решение: он освобождает Черняева, не пробывшего в должности и полной недели, от исполнения обязанностей директора. И назначает таковым 82-летнего (!) Абдусалама Гусейнова. Человек, который уже упоминался нами выше, замкнул на себе нити реального управления Института философии РАН.
Новость получила бурное обсуждение – в узких кругах.
Кто-то считал, что повлияло открытое письмо от имени Учёного совета ИФ в адрес президента, написанное в первый день вступления Черняева в должность, – вкупе с оперативно развёрнутой в СМИ кампанией об "атаке" на институт. Кто-то говорил, что на Фалькова "надавили". Но все сходились в одном: странно – сначала своей росписью назначить человека на ответственный пост, а затем, спустя всего несколько дней – снять.
А ларчик открывается просто...Но – есть некоторые нюансы, как говорится. Прежде всего, вот такая очевидная штука.
За столь короткий срок с момента подписания министром Фальковым первого приказа (о назначении Черняева врио) до его выхода на работу в новом качестве, то есть – всего за два дня, подготовить письмо на имя главы государства, написать и договориться о публикациях в собственную поддержку с изданиями (обычно это стоит весьма недёшево) крайне сложно. Значит, к такому повороту событий в руководстве были готовы – знали заранее, а потому успели предпринять соответствующие меры – на опережение.
Откуда узнали?
И вот здесь – самое интересное.
Дело в том, что до того как возглавить Министерство образования Валерий Фальков трудился ректором Тюменского госуниверситета – с 2012-го по 2020-й, и последние пять лет даже возглавлял совет ректоров вузов этого региона.
СКРИНШОТ С САЙТА МИНОБРНАУКИА в октябре 2017-го директором Института социально-гуманитарных наук (ИСГН) ТюмГУ стал старший научный сотрудник ИФ РАН Игорь Чубаров, проработавший в Институте философии шестнадцать лет.
Причём двух философов объединяет не только наука, но и тяга к Международному Центру университетского преподавания еврейской цивилизации SEFER.
Как выяснил Царьград, Андрей Смирнов стоял у истоков налаживания сотрудничества с этой организацией (в нашем распоряжении имеются подтверждающие документы). Ещё в преддверии распада СССР, Смирнов, будучи ещё сначала младшим, потом старшим научным сотрудником Академии наук, ездил в служебные командировки в Израиль. Он участвовал в семинарах Центра университетского преподавания еврейской цивилизации, посвящённых темам еврейской цивилизации в Восточной Европе и бывшем СССР; еврейским ценностям и понятиям в политике и социальной практике; еврейской цивилизации в семинариях, богословских учебных заведениях и христианских университетах, проводил встречи с руководством университетов в Иерусалиме, Тель-Авиве, Беэр Шеве, давал интервью для газеты Jerusalem Post и израильского радио.
А позже стал участником программ Центра SEFER – в том числе по подготовке научных кадров для этого проекта на базе возглавляемого им сектора в ИФ РАН. В частности, его ученик Константин Бурмистров – специалист по каббале, назначенный заместителем директора ИФ РАН, ежегодно публикуется в журнале "Вестник ПСТГУ. Серия: философия, богословие", пропагандирует влияние еврейской мысли на русскую религиозную философию, участвует в программах Центра SEFER. Возможно, у компетентных органов есть основания проверить эту линию.
В свою очередь назначенный директором ИСГН Чубаров развернул в вузе бурную деятельность в этом направлении. Так, в 2018-м его институт
провёл совместную с SEFER летнюю школу Illuminations ("Иллюминаты", или "Просвещённые"). И Фальков высоко
оценил значение школы "Иллюминатов", заявив, что будет всячески поддерживать сотрудничество с еврейским центром.
Дальше – в том же русле. В августе 2020-го состоялась летняя онлайн-школа по иудаике "Евреи как Чужаки: символ и повседневность", организованная Центром SEFER и Институтом социально-гуманитарных наук ТюмГУ (при участии The Hebrew University of Jerusalem и поддержке Genesis Philanthropy Group, Российского еврейского конгресса и JOODS Humanitair Fonds). В рамках мероприятия проводились семинары "Как поступать на докторскую программу за рубежом" и "Как правильно писать научный грант". Иными словами – как подавать заявки в зарубежные фонды.
В мае 2021-го Институт социально-гуманитарных наук
устроил двухдневную онлайн-конференцию "Глобальная история Арктики: трансграничные сети, альтернативные пространства и переключение масштабов", где основными докладчиками оказались специалисты из стран Западной Европы, Прибалтики и Скандинавии. И (выше, помните, мы рассказывали о деятельности Центра этики ИФ РАН в этом контексте) они проводили идею международного освоения Арктики, превращения её в "пространство глобальных диалогов", говорили о необходимости "новой перспективы в понимании истории Арктики, в которой... национальные границы не задают тон теоретическим идеям и дискуссиям".
И ещё одна просто чудесная история выходца из ИФ РАН: Чубаров организовал в ТюмГУ методологический семинар "Вспомнить Фуко" (французский философ Мишель Фуко – апологет гомосексуализма, основоположник гендерной теории – ред.). Начиная с 2020-го, семинар проводится в дистанционном формате, позволяющем привлечь максимально широкую аудиторию. Тематику семинара
репрезентирует выступление заместителя директора немецкого общества гендерных исследований Ирины Градинари "Киборг-эпистемологии и киборг-фантазии", посвящённое интеграции человека и машины в контексте гендерного и постколониального дискурса, эстетической теории феминизма и политического насилия.
Так-то.
(Окончание следует)