Русская беседа
 
30 Ноября 2024, 03:00:36  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Генеральное сражение за национальное образование  (Прочитано 833 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Апреля 2022, 01:03:42 »


Русские смыслы против «цифрового зверя»: генеральное сражение за национальное образование

Андрей Самохин




В Общественной палате России состоялся круглый стол на тему "Социальная значимость нового проекта Национальной доктрины образования". Вниманию общества и государства был предложен концептуальный документ высокого уровня, разработанный профессионалами. После обсуждения и доработки он должен стать основой новой образовательной политики России, исключающей все риски для национального суверенитета и будущего страны, которые несут многие нормативные акты и в целом – либеральные реформы в этой сфере последних десятилетий. "Такая доктрина была очень нужна и вчера, но сегодня государство без неё уже не может жить", – сформулировал выступивший на круглом столе замглавы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев.

Пока наши войска решают будущее страны на поле боя, подлинные патриоты из профессионального сообщества намерены дать решительное сражение либеральным реформаторам от образования, желающим исторического поражения России. Разработанная новая "Национальная доктрина образования Российской Федерации" призвана отменить концепцию "образовательных услуг", бездумную цифровизацию школы, восстановить через воспитание единые для всей страны национальные смыслы и образ Русской цивилизации.

Соорганизаторами мероприятия выступили Комиссия ОП России по благотворительности и социальной работе, "Союз православных женщин", "Фонд Святителя Макария" и Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). Ведущая круглого стола, сопредседатель правления "Союза православных женщин", член бюро президиума ВРНС Нина Жукова, отметила, что группа депутатов уже работает с доктриной, и документ этот будет разослан высшим лицам государства, а также Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой содействия принятия на его основе нормативно-правового акта федерального уровня.


Преображение, а не реформирование

Основной разработчик проекта доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков образно назвал его "Конституцией образования". В своём докладе он подчеркнул главную мысль, которая рефреном всплывала у многих выступавших: нам нужно, наконец, самоопределиться: кто мы, откуда, куда идём.

    "Я рассматриваю нашу встречу как особую государственную и общественную инициативу преображения нашего образования. Именно преображения, а не лукавого реформирования. Спасение самого образа человеческого".

По его словам, доктрина призвана исправить то, что натворили за эти годы реформаторы, и даёт концептуальный ответ на вызовы нынешнего времени. Поэтому должна быть утверждена на самом высоком уровне – все остальные документы в образовании по отношению к ней станут подзаконными актами.


Доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков

Разработчики документа постарались произвести синтез отечественных достижений в образовании – воспитание в духе "цветущей сложности" Константина Леонтьева: от твёрдых нравственных основ древней Руси, находок имперского периода – до социальной справедливости советского периода и защиты прав в постсоветское время. Главное – преодолеть утилитарное понимание образования как одной из отраслей хозяйства с "услугами". Вместо этого предложен "антропологический идеал сынов и дочерей Отечества", идеал педагога как истинного "детоводителя, а не менеджера".

    "Образование должно пониматься как философско-мировоззренческая категория, а не как машина утилизации новых поколений,"

– резюмировал Слободчиков.

Замруководителя Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии Русской Православной Церкви, кандидат физико-математических наук протоиерей Сергей Рыбаков подчеркнул, что отказ от идеологии в Конституции – это лукавство:

    "Была на эзотерическом уровне внедрена доктрина кальвинистская, либертарианская, что породило судорогу реформ в образовании. А задача была сформировать "нового россиянина" по подобию западного потребителя."

Отец Сергий также напомнил, что Церковь вместе с патриотической общественностью все эти годы противостояла вредоносным концепциям вроде печально известного форсайта "Образование 2030":

    "Огромная фигура Зверя из Апокалипсиса установлена перед штаб-квартирой ООН. Нам показан уже и оскал этого зверя – в войне против нашей страны. Право России быть придётся отстаивать не только на полях сражений, но и в школьных классах. Воспроизведение народом себя требует точного понимания, что есть добро, что зло, что безобразно, что прекрасно."


Раскассировать цифровизаторов

В свою очередь другой участник круглого стола кандидат филологических наук, эксперт демографического прогнозирования Сергей Галиев заявил, что если цифровизация образования будет осуществляться в навязанной нам с Запада форме, то "это будет суицидом образования".

По словам Галиева, опубликованные на Западе отчёты медиков и психологов показали, что у детей и подростков, переведённых на цифровое обучение, наблюдается целый букет "провалов", недомоганий и патологий: снижение когнитивных функций, замедление умственного развития, "цифровая деменция", слабая возможность формировать коллективы и общаться с себе подобными. Это – кроме обычной близорукости.

Докладчик привёл экспертное объяснение причин тотальной цифровизации неэлитных школ и вузов. И лежащих на поверхности: дешевле, чем развивать традиционное образование. И скрытых: получение целых поколений с физическими и психическими недостатками, не годных к военной службе. Расслоение социума на "умных и глупых", чтобы узаконить его кастовость.


Нужен центр суверенного образования

Участники круглого стола много и обоснованно критиковали образовательную политику последних десятилетий, предлагая при этом альтернативы. Так, директор АНОО "Гимназии Святителя Василия Великого" Елена Хавченко с горечью отметила, что новый профстандарт министерства нацелен не на рост воспитательной роли учителя, а на умение работать в соцсетях. Она призвала не допустить внедрение этого стандарта, по которому сейчас идёт активная обработка директорского корпуса. Хавченко также констатировала, что в результате резкого дисбаланса зарплат между регионами и столицей идёт катастрофическое оскудение провинции хорошими учителями.

Доцент МГОУИА социального управления, кандидат педагогических наук Ольга Розина акцентировала внимание на том, что с точки зрения "вестернизации" образования педагогов – в последние годы ничего не поменялась, приведя в пример "курс лидерства". Приветствуя понятие "культурно-историческое наследование" в доктрине, она предложила институционализировать его в России – подобно тому как у противника – на Украине "Институт национальной памяти" является центром исполнительной власти. По её словам, кто-то должен, например, ясно, по пунктам сформулировать, что такое "традиционные ценности". Чтобы это легло потом в образовательные и воспитательные траектории.

Член "Объединения православных учёных", доктор педагогических наук Ирина Бурлакова говорила о том, что образованием должен закладываться культурный код нации. Сейчас этого не происходит, в том числе из-за практикуемой госчиновниками "тенденции спонтанного или преднамеренного искажения смыслов путём замены русских слов иностранными терминами". По её свидетельству, предложенная доктрина, напротив, "написана нормативным русским языком, где каждое слово выверено".



Священнослужитель Алатырской епархии Русской Православной Церкви, кандидат биологических наук протоиерей Дмитрий Моисеев заявил, что есть "закулисный центр", который направлял образование в сторону, противоположную национальным интересам:

    "Задача сейчас не столько бороться с врагами, которые никуда не делись, сколько выстраивать модель нашей конструктивной деятельности. Необходим центр национального суверенного образования, который должен иметь выход и на первое лицо государства, и на педагогов, и на родительскую общественность."


Надо всё сделать самим

Выступивший в конце круглого стола председатель Общества "Царьград", замглавы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев обратил внимание, что принятие новой доктрины образования и концепции воспитательной работы напрямую связано с кардинальной переменой, произошедшей в стране после 24 февраля:

    "У нас фактически идёт гражданская война, потому что Украина – это часть Русского мира. Это такие же воспитанники советских школ, как мы, их дети и внуки. И мы видим, что в этой анти-России наделали педагоги-методисты за 30 лет. На Украине были созданы образовательная, и воспитательная, и идеологическая доктрины. Да – ужасные, лживые, но работающие. А у нас их вовсе нет. И замполиты не знают, что говорить нашим бойцам – вчерашним школьникам. Потому что из школы была исключена воспитательная функция."


К.Малофеев

Замглавы ВРНС убеждён, что без новой доктрины образования государству уже не обойтись:

    "Невозможно жить без единой для всей страны концепции воспитания, потому что мы будем спорить до хрипоты. Я считаю, что концепция должна включать в себя воспитательную работу как в православных, так и в мусульманских, в буддистских регионах на федеральном уровне. Почему мы должны спускать это в регионы? Это неправильно. Вообще всякая вариативность, на которую внедряли 30 лет, сейчас, в условиях военного времени, является коллаборационизмом. Нам нужны общие правила, общие требования. Пусть лучше блестящие педагоги немножко помучаются, когда они хотят создать авторские программы, чем плохие педагоги, стоящие на антигосударственных позициях, будут иметь возможность рассказывать детям ересь."

Обращаясь к собравшимся, Константин Малофеев призвал к работе "на результат":

    "Если хочешь чего-то добиться – не стоит считать, что где-то за пределами того места, где мы собрались, есть тот, кто в итоге всё сделает. Давайте предположим, что это мы и есть, а никаких "других" нет. Давайте мы сами создадим этот образ и поможем Министерству просвещения этот образ воплотить!"


Что в итоге

На этом поистине судьбоносном форуме прозвучал главный тезис: о необходимости возвращения образования к базовым ценностям русского народа – в широком смысле этого слова. Но национальное преображённое образование достижимо ровно в той мере, в какой у нас будет сформирован Образ будущего России, в котором хотели бы жить мы сами и желали его нашим детям и внукам.

В предложенном проекте образовательной доктрины, наверное, впервые чётко сформулирована триада русских идеалов: нравственная чистота, социальная справедливость ("правда") и духовно-политическое единство народа. Можно, если угодно, назвать это ядром идеологии страны. Возвращение образования из того чужебесного болота, куда его загнали и до сих  пор ещё продолжают загонять, его преображение ныне не просто "пожелание патриотов", а условие выживания России. И его не остановить уже никаким закулисным силам.


16.04.2022

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 28 Января 2023, 00:54:28 »


Необходимо утвердить Национальную доктрину образования Российской Федерации

Мировоззренческий и воспитательный векторы в образовании не могут быть столь долго неопределёнными

Виктор Слободчиков, Андрей Остапенко
 


Фото: фрагмент обложки брошюры

Прошло почти три года с момента вступления в силу поправок к Конституции РФ, из Федерального Закона «Об образовании» исчезло понятие «услуга» и восстановилось понятие «воспитание». Президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором эти ценности внятно сформулированы и перечислены. Прошёл без малого год со дня начала специальной военной операции на Украине.

Серьёзные изменения происходят в армии, ОПК, финансово-экономической системе, отчасти в СМИ и культуре. И только система образования (просвещения, воспитания) как самая большая социальная практика по численности её участников, самая массивная по своему устройству (а значит, и самая инертная), кажется, замерла. А ведь именно отечественное образование призвано стать и быть той жизненно-реальной практикой, которая наследует, хранит, защищает и транслирует во времени истории базовые смыслы и ценности бытия человека Российской цивилизации. Но сегодня образование такой практикой не стало ни в лице образовательных институтов, ни в лице образовательной (научно-педагогической) общественности, ни в лице образовательных властей. Во всём образовательном пространстве России царит расслабленность ума, рыхлость структур, саботаж и безволие действующих лиц. Складывается впечатление, что жизнь вузов и школ находится в параллельной реальности.

Учителя школ продолжают испытывать неудобства из-за обилия отчётности (теперь ещё и за проведённые «Беседы о важном») и контрольных и диагностических работ всех уровней (от федеральных до муниципальных), от вузовских преподавателей всё так же требуют публикаций в международных базах Web of Science и Scopus, а разговоры об отмене Болонской системы остались пустыми разговорами.

Система школьного и вузовского образования дольше всех сопротивлялась переходу на западнические рельсы с их индивидуализмом и толерантностью, но теперь бюрократически заорганизованная и загнанная в прокрустово ложе компетентностных стандартов, кажется, боится из них выходить. И этот страх (или привычка) обусловлены отсутствием ясного ответа на вопросы «Куда идём?», «Кого и как воспитываем?». А ответы на эти вопросы как раз и должны соответствовать главным целевым установкам государства.

Сказанное выше – это диагноз. В чём же болезнь и каково лечение? Имя болезни – политическая неопределенность (она же – идеологическая и мировоззренческая) не только в образовании, но и в большинстве социальных сфер нашей страны: в культуре, в гуманитарной науке, в молодёжной политике. А лечение как раз и состоит в принципиальном преодолении морока «неопределённости», в политической воле и безусловной ответственности власть имущих за настоящее и будущее наших детей, подростков, юношества. Срочно необходимы специальные нормативно-правовые акты, раскрывающие и закрепляющие исторические, экзистенциальные основания и смыслы именно отечественного образования как главной социокультурной практики становления и развития сынов и дочерей своего Отечества.

Например, «Национальная доктрина образования» как особый нормативно-правовой акт была принята в 2000 году и отменена в 2014-м, а новых стратегических документов, определяющих мировоззренческие и идеологические основания современного образования в России, по-прежнему нет. Но они крайне необходимы. Их принятие носит неотложный и чрезвычайный характер.

Ещё в 2015 году в Российском институте стратегических исследований при Президенте РФ был создан Международный экспертный совет по духовной безопасности, в который вошли ведущие учёные страны, занимающиеся проблемами образования и воспитания. В 2016 году этой группой специалистов был подготовлен аналитический доклад «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» (Слободчиков В.И., Королькова И.В., Остапенко А.А., Захарченко М.В., Шестун Е.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления. Проект. М.: Российский институт стратегических исследований, 2016. – 142 с.), который был представлен в Администрацию Президента РФ. Кадровые перестановки в Министерстве образования РФ летом 2016 года вселяли некие надежды, которые не оправдались.

В 2018 году этой же группой учёных был подготовлен проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации» (Слободчиков В.И., Остапенко А.А. Шестун Е.В., Захарченко М.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / Под научн. ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. М., 2018. – 40 с.). С тех пор проект этого документа претерпел четыре редакции, обсуждался на площадках разного уровня, в том числе на «круглых столах» в Общественной палате РФ 14.04.2022 г. и в Совете Федерации РФ 17.05.2022 г., где получил поддержку и рекомендации к рассмотрению в качестве правового акта на высшем государственном уровне. Проект документа соответствует действующей Конституции Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и определяет мировоззренческие и идеологические основания образования.

В 2022 году после принятия поправок в Федеральный закон «Об образовании», касающихся воспитания, этой группой учёных (уже в расширенном составе) был разработан проект «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» (Слободчиков В.И., Остапенко А.А., Черникова Т.В., Бурлакова И.И., Теплова А.Б., Хребтова А.И., Галиев С.С., Зверев С.Ю., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н., Зелинский К.В. Концепция воспитания человека в Российской Федерации. Проект // Народное образование. 2022. № 5. С. 115-129), которая определяет базовые смыслы и основания воспитания, раскрывает образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые позволяет сформулировать воспитательный идеал человека Российской цивилизации, способного к осуществлению такого образа.

Эти два проекта важных государственных документов постулируют ценностные основания, цели образования и воспитания детей и молодёжи нашей страны и пути их реализации, которых сегодня действующая система образования России, фактически, не имеет. Принятие документов, конкретизирующих цели и стратегии образования и воспитания, – насущное требование времени, соответствующее настроениям в обществе в целом и в профессиональном педагогическом сообществе в частности.

Ещё раз подчеркнём, что проекты именно таких документов, мировоззренчески и идеологически определяющих развитие системы образования и воспитания в нашей стране, уже подготовлены. Но, увы, до сих пор нет ни одной государственной инстанции, которая могла бы инициировать разработку и принятие необходимых и соответствующих исторической ситуации нормативно-правовых инструментов организации отечественного образования прямого действия на законодательном уровне. Такой инстанцией могли бы стать либо Государственная Дума РФ, либо Совет Безопасности РФ.

Откладывать принятие стратегически важных сегодня для нашей страны документов нельзя. Мировоззренческий и воспитательный векторы развития образования не могут столь долго быть неопределёнными.


Виктор Иванович Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО;

Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета

23.01.2023


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!