Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 10:54:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Неделя о Закхее. Начало подготовительного периода к Великому Посту  (Прочитано 4607 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 02 Февраля 2020, 12:03:18 »

Преподобный Никон Оптинский

Слово в Неделю о Закхее



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В нынешнем Евангелии (Лк. 19, 1-10), как вы слышали, читалось про Закхея-мытаря, как Господь Иисус Христос посетил его и как это посещение изменило, исправило его жизнь.

Мытарями назывались люди, которые собирали подати. Часто допускали они злоупотребления при сборе податей, обижали людей, брали с них лишнее, и потому были у всех в презрении, как грешники. Таков был и Закхей.

Но Господь не возгнушался его грехами, не возгнушался им самим. Он обещает посетить его, прийти к нему домой. Радостью исполнилось сердце Закхея, принял он Господа в дому своем, и это посещение произвело на него такое впечатление, что весь он изменился. Он в сердце своем сделался иным, не таким, каким был, и обещал Господу исправление жизни. "Господи, — говорит он, — я возвращу не только все чужое, мне не принадлежащее, взятое по неправде, но и из собственного моего имения буду раздавать милостыню" (ср. Лк. 19, 8 ). Вот какая перемена произошла в Закхее.

Почему это так? Почему этот человек, который обижал людей, вдруг сделался милостивым и щедрым, вдруг весь изменился? Потому, возлюбленные братья и сестры, что возненавидел свой грех. Увидел у себя Христа — Чистого, Святого, Безгрешного. И в сравнении с Ним увидел свою греховность, свою нечистоту, свое нравственное падение. Увидел он это, и в сердце его зажглась искра нелицемерного желания исправиться. На это я обращаю особенное ваше внимание.

К нам, духовникам, приходят больные душою люди. Приходят вроде бы каяться в своих грехах, но потом выясняется, что искренней решимости расстаться с каким-либо любимым своим грехом у них нет. Это нежелание оставить грех, эта тайная любовь ко греху и делает то, что не получается у человека искреннего покаяния и потому не получается и исцеления души. Каким человек был до исповеди, таким продолжает оставаться и после нее. Но так быть не должно! Надобно, подобно Закхею, искренно возненавидеть свой грех, пожелать всей душою своей исправиться и возлюбить Закон Божий.

Внимательно читая или слушая священные псалмы и вникая в смысл чудных слов псаломских, много назидания можем мы получить. Между прочим, в одном псалме читаем такие слова: "Законы Бога его в сердце его и не запнутся стопы его" (Пс. 36, 31). Глубокий смысл и прекрасное назидание заключаются в этих словах. Когда человек, так сказать, положит Закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своем, когда полюбит их, тогда он возненавидит грех, будет удерживать себя от всякого греха и возгорится желанием жизни о Господе. При всяком деле, при всяком занятии, даже самом обыкновенном, житейском, будет такой человек проверять свои поступки, свои намерения Законом Божиим. Закон Божий постоянно должен быть начертан в уме и сердце человека: все несогласное с Законом этим следует немедленно отвергать, согласное — принимать.

Вот встречается на жизненном пути человека или в мыслях его и желаниях какой-либо грех, какое-либо злое дело. Если в сердце его на первом месте Закон Божий, то совесть сразу говорит: "Этого дела сделать мне не позволяет мой Господь, как попущу себе я это, как дозволю, когда это противно Его святым заповедям?" И не совершает человек греха. И если так везде и всегда противится он всякому греху, то не запинаются стопы его, не спотыкается он с правильной дороги, не блуждает по распутьям греховной жизни. "Законы Бога его в сердце его и не запнутся стопы его".

Но враг рода человеческого не дремлет, ему хочется запутать человека, сбить его с дороги. Он борет человека всевозможными способами и средствами, возбуждает мысленную брань, то есть борьбу с грехом в мыслях с целью ввергнуть в грех делом. Тяжелая это борьба! Доводит она иногда человека до уныния и расслабления, даже до согласия на грех. И вот, хотя даже не осуществленное согласие на грех уже погрешительно пред Богом и в этом нужно каяться, но если все же удержался человек, не впал в грех самим делом, то, значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но стоит лишь человеку выпустить веления Закона Божия из памяти и из чувства сердца своего, как грех прельщает его и он падает, запинаются стопы его, он сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом.

Поэтому и нужно нам, возлюбленные братья и сестры, всегда иметь Закон Божий в сердце нашем. Тогда в мысленной нашей борьбе с грехом мы все более и более будем ненавидеть грех и любить добродетель. Постепенно любовь к Богу и добродетели, при искреннем покаянии во грехах, будет возрастать, сердце все более и более будет стремиться к Богу, духовная красота Закона Божия более и более будет пленять наши души. И наконец, может прийти человек в то чудное и вожделенное состояние, находясь в коем, сможет он восклицать так, как восклицал Апостол: "Кто нас разлучит от любви Божией?" (а любовь к Богу, прежде всего выражается соблюдением заповедей Божиих). "Ни скорбь, ни гонение, ни теснота, ни высота, ни глубина, ни что иное!" (ср. Рим. 8, 35–38), — как читалось в нынешнем апостольском чтении. Вот к чему в конце концов приводит истинное покаяние!

Поэтому я усердно прошу вас всех, братья и сестры, постараться возненавидеть свои грехи, приносить в них искреннее покаяние, возжелать искренно исправиться, как сего возжелал Закхей, только тогда покаяние наше будет иметь благие плоды. Любовь к Богу и Закону Его святому утвердится в сердцах наших, и мы будем идти верным путем ко спасению душ наших. Аминь.

Оптина пустынь

https://predanie.ru/book/72154-na-gospoda-vozvergayu-nadezhdu/#/toc14
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 02 Февраля 2020, 12:10:59 »

Покаяние Закхея. Протоиерей Олег Стеняев



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=L_9JTbu5pnk&feature=emb_logo
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 29 Января 2023, 00:44:34 »


Слово в неделю о Закхее





Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.


(Евангелие от Луки. Гл. 19, ст. 1-10)




Мытарями назывались сборщики податей. Они не получали за свою работу никакого жалования, им предоставлялось добывать для себя деньги неправедным путем при сборе пошлин. Они были жестоки, сребролюбивы и корыстолюбивы, грабили народ, и народ ненавидел их. И даже само слово «мытарь» для людей было синонимом слова «грешник».

А Закхей был начальником мытарей, и на него еще больше, чем на рядовых мытарей, обрушивалась ненависть народа. И вот, этот грешный человек возгорелся желанием увидеть Господа Иисуса Христа, о Котором он так много слышал. Когда Господь поравнялся с деревом, на котором сидел Закхей, Он вдруг остановился и сказал: «Закхей, поскорей слезай с дерева и иди домой, ибо Мне надлежит сегодня быть у тебя».

Почему Господь, проходя сквозь огромную толпу народа, вдруг обратил Свое внимание на Закхея? Почему назвал его по имени? Потому что Господь, как Всеведущий, не только знал Закхея по имени, но знал и сердце его, и его желания.

Что же происходило в душе Закхея? Как чувствуют себя люди, которые, подобно ему, живут неправдой, Бога не боятся и никого не стыдятся (ср. Лк. 18, 2)? Их грешная душа не знает покоя ни днем, ни ночью. Как тяжело им выносить презрение и ненависть народа! Сердце их непрестанно, как злой червь, точит их собственная совесть. Но страсть сребролюбия все заглушает: «Пусть презирают нас, — говорят они, — зато мы богаты. У нас все есть».

Легка ли такая жизнь? Нет, она очень тяжела. Тяжело всегда заглушать голос совести. Тяжело сносить гнет ненависти и презрения народного. Такова была душа и несчастного Закхея.

Но почему он так сильно желал увидеть Господа Иисуса Христа, почему влез на смоковницу, чтобы хоть издали взглянуть на Него? Из простого любопытства? Нет, он чувствовал и знал, как Велик и Свят Господь Иисус Христос. Он слышал о Его великих чудесах, о возвращении зрения слепым, о воскрешении мертвых, и его грешная душа трепетала.

Не простое любопытство влекло его, а сильное желание — хотя бы только взглянуть на Святейшего святых, на Того, Кто так бесконечно противоположен черноте и неправде его собственной души. Грешная совесть его была как никогда глубоко встревожена. Он стремился увидеть чудесного Пророка, подобного Которому мир еще не видел. И в сердце своем он помышлял: «А что же я, грешный, неужели и дальше буду коснеть в такой окаянной жизни, за которую люди меня ненавидят и презирают?»

А Господь знал, какой перелом произошел в его грешной душе, знал, что эту душу не трудно спасти. Именно поэтому и намеревался Он прийти в дом Закхея.

Закхей быстро слез с дерева и побежал домой, чтобы принять Господа Иисуса Христа. И затем, потрясенный посещением Христовым, стал перед Ним и, сразу и решительно отказавшись от своего сребролюбия, сказал: Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8 ).

Вот пример глубокого покаяния. Вот как глубоко потрясло душу этого грешного человека Божественное посещение. Как к нему, такому окаянному грешнику, презираемому людьми, именно к нему пришел Сам Господь Иисус Христос?! Что же ответил Господь? Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 9).

Итак, Закхей, грешный человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, стал искать встречи со Христом. И эта встреча произошла, принеся его дому спасение. На примере Закхея святая Церковь призывает нас взыскать Господа, оживить в своей душе страх Божий осознанием своей греховности и потребности покаяния и обновления.

А разве у нас мало грехов, разве мы не должны всем сердцем покаяться, подобно Закхею, и так же, как и он, вернуть долги обиженным нами? Да будет нам всегда примером это обращение начальника мытарей. Постараемся и мы, когда невидимо посетит нас Господь, принять Его так, как принял Закхей, и удостоиться тех же слов, которые услышал он. Аминь.


Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Источник
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 29 Января 2023, 11:42:39 »

Закхей: история одного мытаря



На городском рынке славного города Иерихона чего только нет! На прилавке аккуратной горкой сложен инжир, сладкий как мёд. Продавец время от времени отгоняет от инжира пчёл, которые тоже хотят полакомиться вкусными ягодами. Рядом — плоды гранатового дерева. Такие большие и спелые, что кажется: прикоснись к ним — и тут же они треснут, обнажая гранёные алые зерна, налитые соком. А сколько сортов винограда! А сочные груши! А хурма! И это один только фруктовый ряд.

А рядом долгой чередой расположились ряды, в которых торгуют рыбой, мясом, овощами, специями… Торговцы зазывают покупателей, нахваливают свой товар. А покупатели не спешат выкладывать деньги, рассматривают будущую покупку, просят сбавить цену. Таков уж закон восточных базаров — обязательно нужно поторговаться, поговорить. Не ради денег даже, а просто для удовольствия, чтобы пообщаться друг с другом.

Очень маленький человек

Вдруг в рыбном ряду появилась странная процессия. Впереди с важным видом шествовал богато одетый мужчина. Одежды из яркого шёлка, толстая золотая цепь на шее, пальцы, унизанные перстнями с крупными камнями, — всё это должно было вызывать в окружающих почтение и трепет. Но выглядел он скорее смешно, чем величественно. Дело в том, что человек этот был… очень маленького роста! Почти карлик, ростом с двенадцатилетнего мальчика. Однако смеяться над ним никто не решался: вслед за маленьким мужчиной шли пятеро здоровенных громил с лицами разбойников. Оружия у них не было, но по широким плечам, злым взглядам и огромным кулакам было видно, что они и без оружия могут натворить немало бед.

Время от времени процессия останавливалась возле какого-нибудь прилавка. Маленький человек внимательно смотрел на товар, потом — на торговца. И тот, поёжившись от этого взгляда, торопливо доставал деньги из матерчатого пояса. Один из здоровяков подходил к прилавку и молча протягивал ладонь, похожую на лопату. Торговец с заискивающей улыбкой клал на ладонь несколько монет. Громила нёс их маленькому человеку и отдавал, почтительно поклонившись. Тот пересчитывал монеты, небрежно ссыпал их в большой кошелёк на поясе, и процессия неспешно двигалась дальше. А обобранный торговец вздыхал с облегчением и вытирал со лба пот.



— Кто это такие, папа? И почему они забрали у тебя деньги, — спросил у продавца рыбы кудрявый мальчик. Отец впервые взял его на рынок, чтобы тот приучался к торговле.

— Тихо, сынок, — сказал отец, провожая громил тревожным взглядом. — Это мытари. Они купили у римлян разрешение собирать с нас налоги в римскую казну.

— А мытари тоже — римляне?

— Нет, — усмехнулся отец. — Они наши, местные. Но никто из иудеев не подаст им теперь руки.

— Почему?

— Потому что они — бессовестные. Собирая налоги, они отнимают у людей последнее. Берут больше положенного и часть отнятых денег забирают себе.

— Значит, они — воры? Тогда их нужно посадить в тюрьму.

— Кто же их посадит? — снова невесело усмехнулся отец. — Пока на нашей земле хозяйничают римляне, они никому не дадут в обиду своих верных псов. Видишь, какой важный этот их старшина — коротышка Закхей. Ходит по городу, будто князь, одетый в шелка и золото. А еще несколько лет назад сам торговал изюмом здесь, на рынке. Пока не купил разрешение собирать с нас деньги. Вот и подумай, откуда у него всё это богатство. Впрочем, ладно. Хватит болтать. Сходи лучше, нарви свежей травы и переложи ею рыбу в корзине, чтобы не обсыхала.

А тем временем в соседнем ряду собралась небольшая толпа. Это коротышка Закхей со своими страшными помощниками остановил старика, который привёз овощи на продажу.

— Эй старик! За право торговать на базаре нужно платить.

— Но я же отдал только что три сикля твоим помощникам, — развел руками старик.

— Да, — довольно улыбнулся Закхей. — Но ты привёз овощи в повозке. А за неё — отдельный налог. Кроме того, в повозку впряжён осел. За него ты тоже должен заплатить.

— Но у меня нет больше денег! Я ведь только привёз товар на рынок и даже не начал торговать… Пожалей меня, господин, — растерянно сказал старик.

— Ну что ж, — протянул Закхей, оглядывая повозку и ослика — Ты пожилой человек, и я не могу тебе отказать. Кто сказал, что у мытарей нет сердца? Видишь, ты — попросил, и я готов пойти тебе навстречу.

— Спасибо, господин, — старик благодарно прижал руки к груди, — Сейчас я продам овощи и заплачу всё, что положено.

— Зачем же тебе утруждать себя? Мы сделаем проще: заберем у тебя осла в уплату налога за повозку.

— Но ведь тогда мне некого будет запрягать в неё, чтобы возить овощи. Смилуйся, господин! — Старик сделал шаг в сторону повозки, из которой помощники Закхея уже выпрягали ослика.

— В повозку можешь запрячь себя, старый глупец. Ума у тебя не больше, чем у твоего осла, раз ты поверил, будто мытари могут пожалеть торговца, — сказал один из громил и оттолкнул старика так, что тот чуть не упал.

Закхей: история одного мытаря

Остальные мытари захохотали над этими словами, как будто услышали что-то очень смешное. Через минуту они уже уводили ослика к выходу из базара. А старик растерянно смотрел им вслед. Потом сел рядом со своей повозкой на землю, обхватил голову руками и заплакал.

Кто любит даже мытарей?

Тем временем Закхей шел по рынку и собирал дань с торговцев. Люди покорно отдавали ему деньги. Кто-то плакал. Кто-то умолял об отсрочке. Кто-то радовался, что отделался дёшево. А тем, кто пытался возмущаться и спорить, помощники Закхея быстро и умело объясняли, что проще будет всё же заплатить. Короче, дела шли хорошо, мешок с деньгами быстро пополнялся. Но на душе у старейшины мытарей почему-то было тоскливо.

Он вспомнил, как в детстве мальчишки издевались над ним из-за маленького роста, а девочки дразнили коротышкой. Это обидное прозвище прилипло к нему на всю жизнь. Так его называли потом, когда уже в зрелом возрасте он торговал на рынке. Ну а как ещё, скажите, можно называть торговца, который едва виден из-за прилавка? Закхей даже сколотил себе специальный ящик, на который вставал перед прилавком, чтобы казаться покупателям выше. Но все на базаре, конечно же, знали об этом и ещё больше смеялись над низкорослым продавцом.

И тогда Закхей решил, что добьётся уважения к себе, чего бы это ему ни стоило. Прибавить себе роста он не мог. Но зато смог пойти на службу к римским властям, захватившим тогда Иудею. Так смешной торговец Закхей стал грозным мытарем — сборщиком налогов.

Он получил от римлян право требовать деньги с каждого жителя Иерихона. Он окружил себя могучими помощниками, готовыми выполнить любую его команду. Он стал очень богатым человеком. Но того, о чем мечтал всю жизнь, Закхей так и не получил. Его по-прежнему никто не уважал. Теперь его просто боялись. И тайком ненавидели. Ну что ж… Хотя бы дразнить перестали.



С такими невеселыми мыслями Закхей вышел с базара на главную улицу Иерихона. Навстречу по улице медленно двигалась большая толпа, напоминавшая рой пчёл. Закхей удивлённо поднял бровь. Кого это жители Иерихона окружили таким вниманием? Быть может, это какой-нибудь заезжий торговец целебными снадобьями? Тогда он должен заплатить налог со своей торговли. Закхей кивнул в сторону толпы, и двое его помощников тут же побежали ей навстречу. Через несколько минут они вернулись в странном возбуждении:

— Господин, это какой-то учитель закона, пришедший из Галилеи со своими учениками. Его зовут Иисус, и он ничего не продаёт. Лишь говорит о том, что Бог любит всех людей без исключения. Даже таких мытарей, как мы. Право, эти галилеяне — большие чудаки! Надо же было такое придумать: Бог любит мытарей! Что может быть глупее? Ведь нас даже в синагогу не пускают. Ну и ничего, как-нибудь проживём без этих святош, главное, чтобы деньги звенели в кошельке…

Они ещё что-то говорили, но Закхей их уже не слушал. Сердце его забилось в робкой надежде. Дело в том, что его помощники говорили правду. В Иудее мытари считались отверженными людьми. Никто не подавал им руки при встрече, никто не звал их в гости. Даже в синагогу — место общей молитвы — вход был им закрыт. Иудеи не считали их больше своими единоверцами. И Закхей очень страдал от этого.



В глубине души он был очень верующим человеком. С детства любил ходить в синагогу и слушать, как старшие по очереди читают слова древних пророков и объясняют людям, как жить праведно. А когда вырос, сам водил туда своих детей каждую субботу. Но вот уже несколько лет он был отлучен от собрания верующих людей. И ни грозные помощники, ни даже самые большие деньги тут уже ничего не могли сделать. Закхей стал чужим для своего народа. Как ему казалось — навсегда. И вдруг появляется этот странный Учитель, и говорит, что, оказывается, Бог любит его, Закхея-мытаря! Вот бы послушать, что ещё говорит этот Иисус, увидеть его!

Важное дело

Но толпа окружала Учителя плотным кольцом, за которым коротышка Закхей не мог ничего разглядеть, даже если бы подпрыгнул. И тогда он сделал то, чего никто не мог ожидать. Старейшина мытарей города Иерихона вдруг подоткнул полы своих роскошных шёлковых одежд, забежал вперёд и… как мальчишка, полез на дерево! Его помощники удивлённо наблюдали, как ловко взбирается их начальник по стволу огромной смоковницы. Миг — и вот уже он, словно птица, сидит на ветке. Как раз над тем местом, где сейчас пройдёт толпа. И оттуда, сверху, ему всё-всё будет видно и слышно!

Вот уже толпа подошла к самому дереву. Закхей замер, стараясь не упустить ни одного слова Учителя. Но тут Иисус поднял глаза, увидел сидящего на ветке мытаря и сказал:



— Закхей! Сойди скорее, потому что сегодня Я приду к тебе в дом.
Обрадованный мытарь вихрем помчался домой, распорядился сделать большое угощение. И через некоторое время к нему действительно пришёл Иисус.

Закхей пригласил на эту трапезу и своих помощников. Но наверное, впервые в жизни те за столом не набивали животы вкусной едой и не упивались дорогим вином. Все жадно слушали речь Иисуса. И слёзы блестели на их лицах, приводивших в ужас рыночных торговцев Иерихона.

Впрочем, в окружении Иисуса были люди, у которых вызвал негодование этот обед Учителя в обществе мытарей. Заходить в дом к Закхею они считали для себя зазорным. И поэтому дожидались Учителя на улице. А когда Он появился на крыльце в сопровождении хозяина, стали возмущаться тем, что Иисус садится за один стол с грешниками, бессовестно грабящими людей.

И тут Закхей вышел вперед и объявил громогласно, так, чтобы слышали все:

— Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Иисус посмотрел на него. Потом обернулся к толпе и сказал:

— Ныне пришло спасение этому дому, потому что и Закхей тоже — сын Авраама (так называли себя иудеи). Знайте, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Не здоровые имеют нужду во враче, но — больные.

Толпа возмущённо зашумела и далее двинулась за Иисусом, обсуждая увиденное. Но Закхей уже не слушал их речи. У него теперь было куда более важное дело.

Прямо из-за праздничного стола мытарь отправился в самый нищий квартал города, где жили одни бедняки. Кошелёк с золотом висел у него на шее. А рядом цокал копытами по мостовой маленький серый ослик, отнятый утром у старика на рынке. Закхей очень надеялся, что сумеет найти его хозяина.

Иллюстрации Галины Воронецкой

https://foma.ru/zakhej-istorija-odnogo-mytarja.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 29 Января 2023, 13:48:57 »

Кто хочет увидеть Христа

Поднимемся над природой, как Закхей



Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Лк., 94 зач., 19:1-10.

Кто хочет увидеть Христа, духом должен подняться высоко над природой, ибо Христос выше природы. Высокую гору легче увидеть с холма, чем с равнины. Закхей был мал ростом, но, объятый желанием видеть Христа, влез на высокое дерево.

Кто хочет встретиться со Христом, должен очиститься, ибо встречается со Святым Святых. Закхей был запачкан сребролюбием и жестокосердием, но, встретив Христа, поспешил очиститься покаянием и делами милосердия.

Покаяние есть оставление всех путей распутства, которыми ходили ноги человека, его мысли и желания, и обращение на новый путь, путь Христов. Но как покаяться грешному человеку, когда он в сердце своем еще не встретился с Богом и не устыдился себя? Прежде чем малорослый Закхей увидел Христа очами, он встретился с ним в сердце своем и устыдился всех путей своих.

Покаяние есть боль от самообмана, которым грешный человек долго себя убаюкивал, долго-предолго, а именно – до того момента, пока не почувствовал боль от самообмана. Но сама эта боль ведет к отчаянию и самоубийству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от самообмана не гибельна, но целительна. Блаженный Августин сперва ощутил гибельную боль от самообмана, которая убила бы и душу его, и тело, если бы ее быстро не догнали стыд и страх Божий.

Покаяние есть неожиданное видение своей проказы и вопль о лекарстве и враче. Когда темноволосый человек долго не смотрит на себя в зеркало, затем неожиданно встанет перед ним – а он весь седой! Так и не покаявшийся грешник долго думает и утверждает, что его душа здорова и безгрешна, пока однажды у него неожиданно не прорежется духовное зрение и он не увидит, что душа его вся в проказе. Но как увидеть свою душевную проказу, не смотря в зеркало? Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен бы стать. И грешный Закхей, снаружи здоровый и видный, узнав о Господе нашем Иисусе Христе, обнаружил в самом себе страшного прокаженного и страшную боль, для которой не было врача на земле, кроме Иисуса.

Покаяние есть начало лечения от своеволия, начало покорения себя Божией воле. Живя по своей воле, человек быстро скатывается от своего царского достоинства в хлев для скота и в звериную нору. Никогда ни один человек на земле не мог поступать по своей воле и остаться человеком. Имя человека не означает самоволия; имя человека, истинного человека означает полную покорность высшей воле, прозорливой и непогрешимой воле Божией.

В домах безумия и плача обитают своевольные, в домах тьмы кромешной и скрежета зубов. Их тело есть тьма и скрежет зубов; их душа есть плач и скрежет зубов Самоволие распахивает врата для червя неумирающего, который точит грешнику и душу, и тело. Покаяние есть обнаружение в себе червя. Увы мне, когда во мне успело наплодиться столько червей! Увы мне, кто освободит меня от такого множества отвратительных червей, обитающих во мне! Так вопиет ужаснувшийся грешник, когда у него откроются очи и он увидит то, что живет в нем.

Сегодняшнее Евангельское чтение описывает одного из покаявшихся грешников, малого ростом Закхея, который поднялся на высоту, чтобы увидеть Христа Высочайшего; который покаянием очистился, чтобы встретить Христа Пречистого; и который исцелился от душевной проказы сребролюбия и жестокосердия силою Христа Всесильного. Многих грешников обратил Господь к покаянию, многих потерявшихся нашел и спас; многих заблудившихся позвал и возвратил на путь истинный. Но Провидению было угодно, чтобы в Евангелии были записаны только несколько примеров покаяния, те из них, что типичны и поучительны для всех человеческих поколений. Пример апостола Петра показывает повторившееся из-за страха от людей падение и повторившееся из-за любви Божией покаяние. Пример женщины-грешницы показывает проказу блуда и исцеление от сей проказы. Пример Закхея показывает проказу сребролюбия и исцеление от этой проказы. Пример покаявшегося на кресте разбойника показывает могущество и спасительность покаяния самых закоренелых преступников даже в час смертный. Все это обнадеживающие примеры покаяния, ведущего к жизни. Все это образцы покаяния, показанные нам, чтобы мы могли выбрать путь и способ своего собственного спасения, соответствующий нашему греховному состоянию. Но есть и покаяние гибельное и смертоносное, безнадежное и самоубийственное. Таковым было покаяние Иуды-предателя. Согрешил я, предав Кровь неповинную, – сказал он, вышел, пошел и удавился (Мф.27:4-5). Подобное покаяние, приводящее к отчаянию и самоубийству, есть не христианское благословенное покаяние, но сатанинская злоба на себя, на мир и жизнь; сатанинское гнушение собою, миром и жизнью. Остановимся, однако, сегодня на дивном примере спасительного покаяния малорослого Закхея, о котором и рассказывается в сегодняшнем Евангелии.

Во время оно Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Сие было в то время, когда Господь сотворил в Иерихоне другое чудо, а именно, когда Он возвратил зрение слепому Вартимею. Ибо и то, что сотворил Господь с Закхеем, есть чудо, едва ли меньшее, чем исцеление слепого. Вартимею Он отверз очи телесные, а этому Закхею – духовные. Вартимею он излечил от слепоты очей, а Закхея – от слепоты души. Вартимею Он распахнул окна, чтобы тот видел чудеса Божии в материальном мире, а Закхею распахнул окно на чудеса Божии в небесном, духовном мире. Чудом над Закхеем истолковывается чудо над Вартимеем. Обретение зрения телесного должно послужить обретению зрения духовного. Каждое чудо, сотворенное Господом нашим Иисусом Христом, имело прежде всего духовную цель, состоящую главным образом в том, чтобы даровать духовное зрение ослепленному человечеству, да увидит оно присутствие Божие, могущество Божие и милосердие Божие. Эта цель достигнута частично, например, при исцелении десяти прокаженных; ибо лишь один из них, исцелившись телесно, исцелился и душою и возвратился, чтобы поблагодарить Господа (Лк.17:12-20). Но в случае со слепым Вартимеем, как и в большинстве других, сия цель достигнута полностью. Прозрев по слову Господа очами телесными, Вартимей тотчас прозрел и духом своим, ибо тотчас познал присутствие Божие, всемогущество Божие и милосердие Божие – и он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога (Лк.18:43). И прозрел не только слепой Вартимей, но, видя сотворенное Господом над слепым Вартимеем чудо, прозрели духом и многие другие; ибо сказано: и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. Вероятно, чудо сие повлияло и на мытаря Закхея, раскрыв ему очи духовные. Несомненно также, что он должен был и прежде много слышать о дивных делах и дивной личности Господа нашего Иисуса Христа, раз в нем зародилось настолько непреодолимое желание видеть Его, что для его осуществления Закхею пришлось проталкиваться вперед сквозь толпу людей, которые были выше его ростом, да еще и влезать на дерево. Мытари считались людьми весьма грешными и нечистыми, так как, взимая с народа государственный налог, они при этом немилосердно занимались вымогательством в свою пользу. Потому мытари приравнивались к язычникам (Мф.18:17). И если столь скверной репутацией пользовались мытари вообще, то какая же репутация была у одного из их начальников? А одним из таких пресловутых начальников мытарей был и этот малорослый Закхей. Он был начальник мытарей и был человек богатый, то есть его презирали и ему завидовали. Презрение и зависть всегда суть две близко расположенные стены, между коими протискивается в жизни сей душа богатого грешника. Но в грешнике Закхее пробудился человек Закхей, который восстал против грешника в себе и изо всех сил устремился вперед и ввысь, чтобы увидеть Христа, чтобы увидеть Человека без греха, чтобы увидеть свой незапятнанный, пречистый прообраз. Итак, человек Закхей влез на высокую, ветвистую и корявую смоковницу возле дороги, по которой надлежало проходить Господу.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Из этих слов явствует, что не Закхей первым узрел Господа, но Господь Закхея. Спаситель, взглянув, увидел его и позвал. Своим духовным зрением Господь видел Закхея и намного раньше, а Своими телесными очами увидел его, когда пришел на это место. И хотя малорослый Закхей выбрался из людской массы и влез на смоковницу, все же Господь заметил его с земли и из толпы народа прежде, чем он Господа с высоты дерева. О, сколь проницателен Господь Бог наш! Он видит нас даже тогда, когда мы о сем и не догадываемся. В то время как мы ищем Его, предпринимая все возможные усилия чтобы найти Его и увидеть, Он стоит рядом с нами и смотрит на нас. Он всегда видит нас раньше чем мы его. Если бы мы устремили на Него свой мысленный взор, Его ища, лишь Его возжелав, тогда Он явился бы нам и позвал бы нас по имени, чтобы и мы сошли с высоких и опасных скал плотского мудрования и спустились в сердце свое – спустились молитвенным умом в сердце свое – в истинный дом свой. Тогда Господь сказал бы и каждому из нас: сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Ибо когда ум человеческий сойдет в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком. Это есть внутренний, или духовный смысл сего события.

И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Как не поспешить на глас, оживляющий мертвых и запрещающий ветрам, исцеляющий бесноватых и слезами растворяющий окаменевшие сердца грешников? Как не принять Того, Кого он желал хотя бы издалека украдкой увидеть? И как не испытывать радости несказанной, видя Его в своем доме, в который не решалась ступить ничья нога, кроме ног отпетых грешников? Но так Господь милует, когда милует. Так Господь одаривает, когда одаривает. Отчаявшимся рыбакам так переполняет сеть, что она прорывается, тысячи голодных людей в пустынном месте насыщает так обильно, что остается множество корзин кусков; больным, просящим о помощи, дарует здравие не только телесное, но и духовное; грешникам и грешницам прощает не отдельные грехи, оставляя на них другие, но все прощает им. Повсюду царственные жесты, царская милость и царская щедрость даров! Так и в этом случае: Закхей хочет только увидеть Его, а Он не просто дает ему Себя увидеть, но спешит первый обратиться к Закхею, да еще и входит под кров его дома. Так поступает Господь. А вот как поступают обычные грешные люди, самодовольные и самозванные «праведники»:

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. О, невыразимое несчастье человеческое – язык, опережающий ум! Озлобленные душою и расслабленные умом, люди сии кричат, насмехаются и ропщут, прежде чем поразмыслить о намерении Господа нашего Иисуса Христа и о возможной перемене в сердце грешного Закхея. По их коротеньким мыслям, Господь наш Иисус Христос заходит в дом Закхея из-за незнания о грехах этого человека. Так близоруко судили и фарисеи, когда Господь позволил женщине-грешнице омыть Ему ноги – если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк.7:39). Так судили и так судят и сегодня все те люди, которые мыслят плотским разумом и оценивают других по внешности, не зная глубины ни милосердия Божия, ни сердца человеческого. Христос не раз говорил, что пришел в мир сей ради грешников, и более всего – ради самых больших грешников. И как врач спешит посетить не здоровых, а больных, так и Господь спешил посетить не здоровых правдой, но больных грехом. В Евангелии не говорится, что Господь в данном случае зашел в дом какого-нибудь иерихонского праведника, однако Он поспешил свернуть в дом грешного Закхея. Не так ли поступает и всякий разумный врач, входя в больницу? Не спешит ли он сперва к койкам самых тяжелых больных? Вся земля представляет собою огромную больницу, переполненную больными зараженными грехом. Все люди суть больные в сравнении со здравием Христовым; все немощны в сравнении со всемогуществом Христовым; все уродливы в сравнении с Христовой красотою. Но среди людей есть больные более и менее тяжело есть более и менее немощные, более и менее уродливые. Первые называются праведниками, вторые – грешниками. И Небесный Врач, сойдя на землю не для того, чтобы развлекаться, но чтобы срочно лечить и спасать зачумленных, в первую очередь спешил на помощь к наиболее тяжко болящим. Потому Он ел и пил с грешниками; потому Он позволял грешницам плакать у Его ног; и потому Он вошел под кров грешного Закхея. Но, впрочем, этот Закхей в момент, когда встретился со Христом, был далеко не самым зачумленным человеком в Иерихоне. Его сердце внезапно переменилось, и в тот момент он воистину стал намного более здоровым, сильным и красивым праведником, чем все эти ропотники и насмешники. Ибо он покаялся во всех грехах своих, и сердце его внезапно изменилось. А что сердце его изменилось, показывает последовавшее:

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 29 Января 2023, 13:50:04 »

(Окончание)

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Кто этого от него потребовал? Никто. Кто обвинил его в похищении чужого? Никто. Само присутствие пречистого и безгрешного Господа Закхей ощутил как обвинение себе, и само сие присутствие, без слов, исповеди и объяснений, подвигло его на такой шаг. Покаянное сердце без слов понимает Бога. Покаявшемуся Бог быстро открывает, что надо делать дальше. Стоит только человеку сердечно покаяться в своем грехе, Бог тут же Своею силой побуждает его сотворить плоды покаяния. Еще святой Иоанн Предтеча показал людям целую методику истинного покаяния. Сначала он призвал людей к покаянию: покайтесь. И сразу вслед за этим: сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:2-8)! И вот грешник, ускоренно изучивший сию методику и применивший ее! Лишь услышав о Господе нашем Иисусе Христе, Закхей восстал против себя самого, увидев Его, он искренне возгнушался своей греховности; а теперь, когда Преблагий Врач оказал ему такое внимание и вошел в его дом, он приносит плоды покаяния. Он знает свою главную болезнь и вот, сразу применяет и главное лекарство от этой болезни. Болезнь Закхея есть сребролюбие; лекарство от нее есть милосердие. Еще в древности было сказано: Кто любит серебро, тот не насытится серебром (Еккл.5:9). Закхей любил серебро и провел всю прошедшую жизнь, накапливая его всеми способами, большею частью греховными. Сие есть болезнь, невозвратно влекущая человека в пропасть. Сие есть огонь, тем больше разгорающийся, чем больше умножается богатство. Не существует суммы денег, которая могла бы насытить сребролюбца. Как огонь не может сказать: «Не подкладывайте в меня больше дров, хватит с меня!» – так и страсть сребролюбия не может выговорить слова: «Хватит!» От этой страсти человек не может спастись сам, своими силами. Ее может угасить лишь присутствие Божие, вселяющее в сердце человеческое стыд и страх, а кроме стыда и страха – еще и познание того, что больше серебра и золота. Вне присутствия Христова Закхей прожил бы свой греховный век, как и все другие мытари, умер бы презираемым и проклинаемым – и был бы забыт. Его имя никогда не вписалось бы в Евангелие на земле и в Книгу Живых на небесах. Но присутствие Бога Живаго оживило его душу, до того умерщвленную страстью сребролюбия, и сделало его новым человеком, возрожденным и воскресшим из мертвых. Сие есть бессмертный урок всем людям, научающий, что никто из смертных не может спастись от своей греховной болезни без помощи Господа нашего Иисуса Христа.

Но взгляните, каким способом Закхей исповедует свой грех. Он не говорит: «Господи, я человек грешный!» и не говорит: «Моя болезнь – сребролюбие!» Нет, но, принося плоды покаяния, он самим этим исповедует и свой грех, и свою болезнь. Половину имения моего я отдам нищим. Не является ли сие ясным исповеданием своей страсти любостяжания? И, если кого чем обидел, воздам вчетверо. И сие не является ли ясным исповеданием того, что его богатство приобретено греховными путями? Он не сказал перед этим Господу: «Я согрешил и каюсь!» Он молча исповедался в этом Господу в сердце своем, и Господь молча принял его исповедь и его покаяние. Для Господа важнее, чтобы человек сердцем, а не языком признал и исповедал свою болезнь и возопил о помощи. Ибо язык может и солгать, а сердце не лжет. Взгляните теперь, как Закхей искупает свой грех и какие усилия он со своей стороны предпринимает, чтобы выйти на свет из тени, отбрасываемой окаянной страстью сребролюбия! Он сразу обещает половину своего имения отдать нищим – он, всякой полученной монетой любовавшийся и прятавший ее подальше от людских глаз; он, никогда не знавший блаженства давать! Но и это еще не все. Он изо всех сил старается поправить и загладить причиненные людям обиды и предлагает воздать вчетверо всякому, у кого взял что-либо неправедно. Закон Моисея намного мягче поступает с грешниками, чем сей Закхей поступил сам с собою. В законе Моисеевом говорится: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили (Чис.5:6-7). Так предписывалось поступать тем, кто исповедался во грехе своем. Закхей, исповедуясь во грехе своем, таким образом, должен бы был по закону возвратить каждому, обиженному им, столько, сколько отнял, и сверх того еще пятую часть от этой суммы. Но Закхей относится к себе суровее, чем закон; он хочет применить к себе то положение закона, которое касалось воров и мошенников, не исповедующихся во своих грехах, а пойманных на месте преступления; он хочет тем, кого обидел, воздать вчетверо (Исх.22:10). Так, всякий, кто истинно покается, становится милосердным к другим и немилосердным к себе самому.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Таков был ответ Господа нашего Иисуса Христа малорослому Закхею на его сердечное покаяние, на его духовную радость и на показанные плоды покаяния. Следующие же и заключительные слова: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее – были ответом Христа близоруким мудрецам и ропотникам, которые пеняли Господу на то, что Он зашел в дом к грешному человеку. Пока шли по улице к дому Закхея; пока они ворчали и возмущались этим непристойным посещением, Спаситель молчал и ждал. Чего Он ждал? Ждал, чтобы полностью открылись и сердца нечеловеколюбивых ворчунов, и сердце покаявшегося Закхея; попустил демону их злобы достигнуть вершины ликования, чтобы яснее и очевиднее для всех было его поражение. Такова тактика Божией победы. Бог никогда не спешит при первой встрече со злом показать его слабость и Свою силу, но ждет, пока оно не вознесется в своей надменности до облаков, чтобы тогда уничтожить зло одним лишь дыханием уст Своих. Зло так ничтожно в сравнении с силой Божией, что если бы Бог не попускал злу расти, сколько оно может расти, чтобы потом вмешаться Своею силой, люди никогда бы не осознали величия силы Божией. Предоставив на Голгофе свободу и адским, и земным силам, Всемогущий сразу же за этим показал и аду, и земле неслыханную силу Свою чрез Воскресение. Тот же метод использует Господь и в сем случае с Закхеем. Он спокойно идет в дом Закхея; крикуны кричат, ропотники ропщут, насмешники насмехаются, но Он молчит и идет. Он заходит в дом Закхея; самозванные «праведники» остаются за порогом принадлежащего грешнику дома из страха, как бы не замараться; и снова еще громче продолжают кричать крикуны, роптать ропотники и насмехаться насмешники. Так триумф злобы достигает своей крайней точки. Все кричащие, ропщущие и насмехающиеся уже убеждены, что они абсолютно правы, а Христос не прав; что они хорошо знают грешника Закхея, а Христос его не знает; что они твердо следуют закону, а Христос нарушил закон, переступив порог дома грешника; что они не позволяют себя обмануть, а Христос обманулся! Отсюда – логичное для них заключение, что Христос не является истинным учителем, пророком или Мессией; ибо если бы Он был всем этим или хотя бы чем-то из того, то знал бы, кто такой Закхей, и не вошел бы под его кров. И значит: «Мы, иерихонцы, сегодня поймали Иисуса Христа в западню, и мы теперь спасем мир от великого самообмана, будто Он Мессия и Сын Божий!» Вот их триумф. Вот их победа. Вот возвышение зла до облаков. А в то самое время Закхей растет, становясь все более добрым и более новым человеком. И Господь, меньше смотря на лицемерную и злобную толпу, чем на обновление Закхеева сердца, спокойно стоит и ждет, пока все не свершится, а тогда придет и Ему время сказать. И когда злоба возносится до облаков, когда спадает вся твердая плесень со старого сердца грешника, тогда Закхей отверзает уста и произносит пред всеми слова, для всех, кроме Христа, неожиданные: половину имения моего я отдам нищим. Не гром ли это, внезапно разогнавший надменную тучу? Почему теперь вы внезапно умолкли, иерихонцы? Почему вы больше не кричите, не ропщете и не насмехаетесь? Отчего слова застряли у вас в горле? Кто обманулся: Христос или вы? Кто лучше знал Закхея: вы или Христос? Кто теперь больший праведник: вы или Закхей?

Сколь милостив и кроток Господь! Как незлобивый агнец, и на сей раз стоит Он среди людей, озлобленных невидимыми волками. И как Он спокоен и уверен в Своей победе, сейчас, как и всегда! Как спокойно Он ждет Своего часа! А когда Его время приходит, Он сначала обращается к больному, ради которого и свернул с дороги в его дом: ныне пришло спасение дому сему. Этими словами Небесный Врач дает больному справку о том, что тот выздоровел и готов по выписке из больницы присоединиться к здоровым людям. Слепота спала с его души, как и с очей Вартимея, и теперь он может свободно идти по пути правды и милосердия. Но, чтобы сия справка была понятнее и всем, стоящим вокруг, Господь также добавляет: потому что и он сын Авраама. Настоящий сын Авраама, в духе и истине, а не только по имени и по крови, как другие, своим происхождением от Авраама лишь по имени и по крови хвалившиеся! Авраам был человеколюбив, страннолюбив, нестяжателен, кроток и исполнен страха Божия, веры и радости о Духе Святом. Вот таким и стал малорослый Закхей. Авраам за свои высокие добродетели удостоился стать духовным родоначальником всех праведников. Потому-то и Закхей через покаяние становится его истинным потомком, его сыном по духу. Господь объявляет об этом, Закхею на утешение, а его обвинителям для размышления. И еще Он объявляет последним: ибо Сын Человеческий, пришел взыскать и спасти погибшее. То есть: взыскать именно тех грешников, которых никто не ищет, а все отталкивают, и спасти именно тех, которых и мир, и они сами считают погибшими. Ибо Великий Подвигоположник сошел с небес ради того, чтобы спасать не столько слегка простуженных, сколько прокаженных и слепых, бесноватых и расслабленных и чтобы воскрешать мертвых, сущих во гробах. В другом месте Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13; 1Тим.1:15). О братия, знаете ли вы, что слово сие относится и к нам? Знаете ли вы, что и мы являемся грешниками, ради коих Господь Подвигоположник сошел на землю? Неизреченная любовь к нам свела Его с небес на землю, взыскивать погибшее и спасать грешных. О, взгляните на маленького Закхея, которого его желание видеть Господа сделало великим. Се, и ныне Христос приближается к нам, как некогда к Закхею, окруженный массами народа, неисчислимыми массами и праведников, и ропотников. Вся история человеческая, состоящая из двухтысячелетнего гула за Ним и вокруг Него, склоняется над нами. Разве вы не слышите гомона и гула? Это все прошлое мчится навстречу вам и рядом с вами. А в центре многомиллионной толпы шагает смиренный Господь и Спаситель. Поспешите, взберитесь на высоту, чтобы увидеть Господа. Все остальное, бывшее и существующее, не так достойно взгляда. Поднимитесь над грязною дорогой, которою вы до сих пор брели, влезьте на высокое дерево: Он непременно будет проходить мимо. О, преблажен тот, кого позовет сладчайший глас, сладостью которого и ангелы упиваются!

Воистину, покаяние есть первая ступень лествицы, ведущей в Царство Божие. Никто и никогда не мог ступить на вторую ступень, не шагнув сначала на эту первую. В пустоте жизни сей покаяние есть первый и единственно верный стук в небесную дверь. Вы можете сколько угодно стучать кулаками в стены какого-нибудь дома: никто вас не услышит и никто не откроет. Но стучите в дверь, и вам ее отворят. Покаяние есть стук не в стену, но в истинную дверь, ведущую к свету и ко спасению. Кто искренне покаялся и пожелал войти в дом Отца своего Небесного, тот уже постучал в единственные врата, чрез которые можно войти в дом сей.

Сребролюбие ослепляет, лишь Христос дает зрение слепым. Сребролюбие делает человека одиноким и оковывает его цепями рабства; Христос выводит одинокого из его одиночества и вводит в собрание ангелов, и расковывает раба, и делает его свободным. И всем покаявшимся, поднявшимся, чтобы Его увидеть, Он являет себя; а кому Он явится, для того открываются и делаются явными все тайны Неба и земли и все несчетные и непреходящие сокровища, которые Бог от сотворения мира приготовил любящим Его. Господу и Спасу нашему Иисусу Христу о сем подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай (Велимирович)

https://pravoslavie.ru/44538.html?ysclid=ldeoefu3ji709176429
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!