Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #30 : 22 Марта 2020, 00:31:15 » |
|
Радость оная...Протоиерей Андрей ТкачевПраздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь». На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая. На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета. Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников. Сто лет. Мало это или много? Сто лет отделяют нас от праздника трехсотлетия Дома Романовых. А двести лет? Столько прошло от нас до Наполеоновского нашествия. А триста лет? А это уже расстояние от нас до Петра Первого. Не являются ли эти эпохи какой-то далекой жизнью, достойной только учебника истории? Не сон ли это? И много ли мы помним, знаем, бережем с тех пор? Что-то, конечно, бережем, но что-то и безвозвратно утратили. Точно так же можно было безвозвратно утратить память о Святых местах, если бы не Елена. А ведь от ее дней до дней Христовых страданий примерно столько же, сколько от наших дней до Петра Первого. Историческая память вообще сохраняется усилиями подвижников и энтузиастов, тогда как большинство людей озабочено только интересами текущего дня. Плодами же трудов энтузиастов пользуются со временем миллионы. Этими плодами хвалятся и гордятся, на них стремятся заработать все, что можно, от банальных денег до имени в истории. Елена была уже пожилой, если не сказать старой женщиной, когда мысль об обретении Креста целиком овладела ею. В ее годы можно было бы ограничиться тихой жизнью дворца и всеми выгодами порфироносной старости. Но ей не сиделось на месте. Было предпринято путешествие на Восток и тщательный розыск всех сведений о месте Христовых страданий. Потом, когда ситуация как-то прояснилась, наступило время раскопок, за которыми постоянно наблюдала царица. А дальше… Знаете, с чем можно сравнить радость обретения в земных недрах Святого Креста? С радостью венчания влюбленных! С какой стати, спросите вы, сказаны эти слова? А вот с какой. В чине венчания, во второй священнической молитве (самой длинной и даже несколько настырной, требовательной) говорится « и да придет на них (брачующихся) радость оная, юже имаше блаженная Елена, когда обрете Честный Крест!». Другими словами: «пусть молодые возрадуются так, как радовалась Елена, когда нашла Крестное Древо!». Представьте себе радость людей, которые венчаются только по одной любви, и ни почему больше. Представьте улыбки их друзей, слезы их родителей и замирания многих сердец при виде счастливого зрелища. Еще представьте их собственные восторги, предвкушения еще большего и скорого счастья. Представьте себе то состояние, при котором человек не верит, с ним ли это все происходит, или это лишь сон. А теперь, когда вы все представили, или хотя бы часть, поймите – радость Елены была больше! Если бы эта радость была меньше, то Церковь бы говорила: «Елена радовалась так, как когда-то в молодости, когда шла под венец». Однако Церковь говорит иначе. Она говорит брачующимся: «Да будет дано вам такое веселье духа, такая чистая и беспримесная радость, которую имела Елена, когда нашла Святое Древо». Большей радости не представить. Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью. Поэтому и народ, увидев, Жертвенник Нового Завета, поднимаемый на четыре стороны света, вопиял не иное что, а только «Господи, помилуй!». И в сентябре на Всемирное Воздвижение, и в середине Великого Поста Крест выносится на середины храмов для поклонения. Но не только. Он выносится для того, чтобы на нас пришла «радость оная, юже имаше блаженная Елена, егда обреете Честный Крест». Покаянию эта радость не помешает, но зато надежду укрепит и душу ободрит. А это сейчас – самое что ни на есть полезное и нужное дело. http://pravoslavie.ru/60657.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #31 : 24 Марта 2020, 12:15:28 » |
|
Вопрос:Что означают буквы N I K A возле распятия?Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):Греческое слово νικα (лат. транслитерация – nika) означает «побеждает». Святой равноапостольный Константин Великий после чудесного явления на небе креста и одержанной им победы над Максентием сугубо почитал изображения креста. Он распорядился установить в Константинополе в центральных местах города три креста с золотой надписью по-гречески «IC.XС.NIKA» – «Иисус Христос побеждает» ( IC.XС – аббревиатура имени Господа Иисуса Христа, образованная первыми и последними буквами ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ). http://pravoslavie.ru/30612.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #32 : 03 Апреля 2021, 23:47:44 » |
|
Благословение нашего крестаМитрополит Лимассольский АфанасийВ Православной Церкви боль и всякого вида злострадание для верующего человека вовсе не упраздняются, но они принимают совершенно новое достоинство, они в ней преображаются. Нашим мужеством, терпением, нашими молитвами и постоянной памятью о Боге эта горькая чаша постепенно преобразуется в сладостную чашу бессмертия. По этой причине боль уже не является для христианина источником страха и ужаса, но широким поприщем для подвига и борьбы. Возьмем пример со спортсмена, бегущего на соревнованиях и выигравшего состязания: когда он получает награду за победу, то от радости забывает весь напряженный труд подготовки к соревнованиям. Так и борец Христов, предвидя «хотящую открыться Славу Божию» и будущее воздаяние в Царствии Небесном, забывает горечь страдания и самой смерти. Распятие. Монастырь Высокие Дечаны. XIV в. Следовательно, мы должны великодушно переносить этот «бег» предстоящего нам подвига терпения искушений, скорбей и испытаний, прося подкрепления и утешения у Спасителя, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест» (Евр. 12:2). И страдание, этот великий дар людям от Бога, если мы будем принимать его правильно, станет для нас причиной благословения. Что бы мы ни претерпели в сем веке, все это не может сравниться с будущим вознаграждением в Царствии Божием, как сказал апостол Павел: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Если кто-либо захочет получить в этой жизни ответ на вопрос, по какой причине Бог попустил ему такое-то обстоятельство, то его ум непременно наполнится тысячами вопросов «почему?»; если же он будет смотреть на свои болезни как на необходимое испытание, посланное ему Богом или для очищения, или для усовершенствования, или для получения венца в будущей жизни, то он примет чащу страданий как благословение от руки Господней. Вот ответ человеку от Бога. Господь не дает человеку ложных заверений, что Он упразднит страдание, но обещает ему, что Он преобразит его боль и из проклятия сотворит благословение и утешение. Да не думает никто, что святые не испытывали страданий и не подвергались телесным болезням. Доказательством нам служат слова святого Исаака Сирина, который в одном из своих творений говорит: «Видишь эти бесчисленные полки святых Церкви? Никто из них не взошел на Небо, живя в удовольствии, но все они взошли туда многими скорбями», терпеливо неся посланный им от Бога крест. Каждый из нас несет свой крест, все мы, абсолютно все без исключения, кем бы мы ни были, какое положение в обществе мы бы ни занимали, в каком конце Земли мы бы ни находились. Но даже если некоторым Господь и не посылает крест терпения болезни, все равно он подвергается различным скорбям, потрясениям, несет крест своих грехов, борется со своим внутренним врагом – «ветхим человеком», мучающим его. На этом темном, бескрайнем просторе только Единый может осветить наш путь, и этот Единый, конечно же, наш Господь Иисус Христос, распятый на Кресте за каждого человека, Свет и утешение людям, несущим свои кресты вслед Него. Это Тот, Кто обращается в Святом Евангелии ко всем скорбящим, больным, страдающим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Перевел с новогреческого Димитрий Лампадистhttp://www.pravoslavie.ru/put/69351.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #33 : 18 Марта 2023, 23:34:19 » |
|
Крест - красота ЦерквиСлово в Неделю КрестопоклоннуюПротоиерей Александр Шаргунов «Крест — красота Церкви» — да будут эти слова нашим исповеданием веры, сердцем нашего Великого поста. Да будет дано нам узнать благодатно эту тайну. Мы нуждаемся в ней. Кто из нас, слушая сегодняшнее Евангелие, может сказать, что он свободен от страха крестных испытаний? Потому надо, чтобы Господь открыл нам красоту Креста. «Возьми крест свой», — говорит Господь. Этот крест научит нас различать между скорбями, которые мы претерпеваем, и злом нашего греха. С одной стороны, все наши скорби — наши болезни душевные и телесные, наши трудности отношений друг с другом, все наши поражения и беды. Сила Креста дает нам мужество противостоять окружающему нас распаду жизни. Благодатью Креста мы должны исцелять эти раны, личные, общественные, любые. Ибо Отец наш, сущий на небесах, хочет, чтобы мы были живыми. Но в то же время мы должны терпеливо переносить эти скорби. И в этой красоте Креста — наша сила. Потому что эти раны, какими бы они ни были, касаются ли они нашего здоровья или нашей страны, или всего мира, — уже не наши. На Кресте они становятся ранами Самого Господа. В этом Божественное сияние красоты Креста: Он любит нас до принятия на Себя наших ран. И с Ним наше переживание скорбей обретает иной смысл, они — в свете силы Его любви. Но Евангелие, Благая Весть, которую мы слышали сегодня, идет дальше. Речь идет о следовании за Господом до смерти. Это наша каждодневная жизнь. Но чтобы следовать за Ним, каждый призван взять свой крест, то есть отвергнуться себя. Мы понимаем, что это не просто противостояние скорбям или терпеливое перенесение их. Взять свой крест — значит коснуться самого корня страданий и смерти, в которых лежит наш мир. Речь идет о нашем неприступном сердце. Отвергнуться себя — значит сказать «нет» тому, что является в нас смертельным ядом, — нашему собственному, без Бога, суждению, нашей собственной, без Бога, любви, нашей собственной воле. Мир исполнен безумия, и мы вместе с ним. Мы думаем обрести нашу жизнь, исходя из нашего «я», замкнутого на себе, в то время как, поступая так, мы теряем ее. Божественная красота Креста открывает нам, что, только повернувшись спиной к своему суждению, к своей эгоистической любви, к своей собственной воле, то есть обратившись к Тому, Кто не принадлежит Себе, Кто предает всего Себя мне, я могу обрести жизнь, которая нашла меня и возлюбила меня. Вот исцеление, обретаемое нами, когда Дух Святой действует в нас, насаждая в самом сердце этого Поста радость и сияние Креста. Мы знаем, как горько и тяжко бывает отвергнуться своего собственного суждения, своей собственной любви, своей собственной воли. Но в том-то и заключается Божественная сила Креста, что если мы примем его, Дух Господень в нас и с нами скажет «нет» смерти и «да» Христовой любви. И вместо горечи и тяжести — великая сила и сладость, и радость наполнят наше сердце. «Боже, очисти мя грешного» — в этом сила Креста. И это возможно, потому что Крест — Древо жизни, и Господь — плод его. Мы вкушаем этот плод, когда, совершая память Его смерти и Воскресения, принимаем в себя Его Тело и Его Кровь. И если нам все-таки кажется это трудным, обратимся с доверием к Той, Которая стоит у Креста и дает нам без конца этот плод жизни. В этом году с великопостным поклонением Кресту Христову совпадает праздник Феодоровской иконы Божией Матери, особенно чтимой в нашем храме святителя Николая в Пыжах. Она находится справа от Царских врат рядом с иконой Царя-страстотерпца в местном ряду Никольского придела. Феодоровская икона Божией Матери — чтимый образ святого благоверного великого князя Александра Невского. Икона, перед которой началась династия Романовых, любимая икона последнего русского святого Царя. Поклоняясь Кресту Христову, будем молиться Божией Матери, святителю Николаю, святому благоверному великому князю Александру Невскому, святому Царю-мученику Николаю, всем новым мученикам и исповедникам Церкви Русской и всем русским святым о победе России — победе не только земной, и не только над так называемой «пятой колонной». Будем молиться о победе над диаволом. Мы призваны идти до конца. Да будет дано нам увидеть в чем заключается конечный смысл сражений, которые наши воины, даже не сознавая его, ведут сейчас на Украине. Мы не устанем повторять, что он касается последних судеб человечества. На главной глубине этот смысл в том, чтобы не допустить свободы от заповедей Божиих, воспрепятствовать утверждению под защитой закона безумия Содомы и Гоморры, насаждаемого повсюду Америкой и Западом. Сам Спаситель говорит об этой мерзости как о признаке наступления последних дней, сравнивая их с временами Ноя и Лота (Лк. 17, 26—30). Мы должны удержать время прихода антихриста, чтобы как можно больше людей пришли к покаянию и обрели спасение. Душа человеческая дороже всего, что есть в мире. И ее надо спасать любой ценой, даже если цена кажется слишком высокой, по мнению многих. Мы принадлежим Церкви мучеников и исповедников. Святые мученики свидетельствуют: отдать свою жизнь за Христа — значит в полноте осуществить ее. В словах Господа нет никакой половинчатости и двусмысленности: постыдиться Христа и слов Его в роде сем прелюбодейном и грешном означает искушение предпочесть во времена великих испытаний отвергнуться Господа, нежели умереть за Него. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Речь идет о Преображении Господнем, о Воскресении, о будущей благодати, которую будет дано знать Церкви. Следование за Христом до смерти — путь, ведущий в Царство Божие, и оно открывается верным уже здесь на земле. Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей РоссииИсточник
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #34 : 18 Марта 2023, 23:34:36 » |
|
Неделя четвертаяВеликий пост. Ежедневная колонка главного редактораМитрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)Все наши грехи, всё наше неразумие, всё зло, творящееся в мире, – всё это и составляет тот Крест общей семьи человеческой, который несет на Себе Спаситель. На Него для нашего исцеления и спасения возложены все наши непрощаемые и неисцелимые грехи и болезни. Он – Глава этой нашей великой и огромной семьи. Он взял этот Крест, Он и донесет Его, исцеляя неисцелимое, приведя всех, следующих за Ним, в Царствие Небесное от неизбежной смерти к Вечной жизни, в то великое и непостижимое, которое «уготовал Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). *** Что есть крест наш? Он – мужественное стояние в вере Христовой, несмотря на испытания. А также всё то «достойное, что по делам своим приемлю» (Лк. 23:41): скорби, болезни, беды, приходящие как следствие наших грехов и неразумия. Скорбями и болезнями, говорят святые отцы, надлежит нам прийти в Царствие Небесное. Всё это составляет наш крест, им мы отрываемся от этого мира. *** Только одного ждет от нас Господь – веры к Нему. Доверия и веры. А когда начинаются наши гордость, кичение, капризы, уход из отчего дома, то горе нам: много зла и много горя испытаем мы в жизни, умножая тяжесть своего личного креста. Умножая и скорбь Креста Христова. Креста, который Господь возложил на Себя за всех нас. Креста спасения тех, кто верует в Него, какими бы грешными они ни были, если, падая и вставая, идут вслед за Христом. Господь по Своему обетованию приводит таковых в Жизнь Вечную, спасая от врага человеческого рода, от самих себя, от вечной смерти. https://pravoslavie.ru/145386.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #35 : 18 Марта 2023, 23:35:14 » |
|
Проповедь в Неделю 3-ю Великого постаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси КириллВо имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий. Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами. Мы не отождествляем себя в этот момент ни со страданиями Спасителя, ни с самим фактом Его мучительной смерти. Более того, Православная Церковь делает это сознательно. На Западе есть особый культ поклонения кресту и на нем распятого и измученного Спасителя. У нас нет такой традиции, наш крест не являет образ измученного человека. Те, кто бывал в католических храмах на Западе, знают, какие там бывают страшные изображения распятого Спасителя, особенно эпохи барокко, когда в красках разрисовывали, как кровь течет из ран. В Православии этого нет. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И совершенно неслучайно, что сразу за воспоминаниями о Страстях Христовых, которые мы особо совершаем в Великую Пятницу, наступает Пасха, исполненная великой радости и торжества, — день, которым символически выражается вся христианская вера. И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Иногда человек не может понять, почему же с ним такое произошло. Почему страшный диагноз у него или его ближних, почему он выбился из колеи, почему потерял работу, почему то, другое, третье... Страдание входит в жизнь человека, и если страдание не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо, и мы знаем, что иногда страдания заканчиваются человеческой смертью. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. Не освобожден от ответственности, а искуплен, то есть Бог снял Свое осуждение с рода человеческого, но, конечно, не снимает право Своего суда в тех случаях, когда человек совершает зло. Другими словами, крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение. А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи. Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так! Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха. А если мы согрешили, кому-то тайком навредили, но закон не нарушили, и власть нас к ответу не привлекла, разве что совесть немножко помучила? Ну, совесть можно и заглушить — иногда спиртным, иногда развлечениями, иногда еще чем-то. А что же с нашим беззаконием, что с нашим грехом, что с нашим преступлением пред Богом? Оно исчезло? Совсем нет! Для того чтобы оно исчезло, оно должно быть искуплено. И мы должны искуплять свои грехи так же, как Господь искупил грехи рода человеческого. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И внимательный взгляд в самого себя, в свою жизнь с самого детства, анализ своих поступков непременно приведет нас к мысли: это мой крест, и я должен искупить свой грех, все те ссоры, конфликты, а часто и преступления, которые не всегда наказуемы с точки зрения человеческого, государственного закона, но наказуемы с точки зрения и с позиции Божественного закона. И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей. И как важно нам понять, что каждое страдание, через которое мы проходим в жизни, — это шанс для нас искупить наши грехи! Это совсем не означает, что человек должен приветствовать страдания, радоваться им, — нет! Но когда приходит скорбь, она не должна нас сокрушать, она не должна нас выбивать с нашей жизненной позиции, тем более не должна нас разрушать ни духовно, ни физически. И к какому же заключению мы приходим? К очень простому: крест, который мы видим, — это не символ слабости, не символ болезни, а это великий символ искупления грехов. Как Господь через крест искупил человеческие грехи, так и мы через наши скорби имеем шанс искупить наши грехи, чтобы пред Богом предстать с чистой совестью, очищенными от грехов еще при нашей земной жизни. И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. Всякую скорбь и всякое страдание мы всегда должны стараться связать с каким-то моментом в нашей жизни, с тем чтобы понять, что это не случайность, но Господь дает нам возможность взойти на свой собственный крест и пред Ним, а может, и пред ближними искупить свои грехи. Всему этому мы, несомненно, научаемся, особенно во время Крестопоклонной недели Великого и спасительного поста. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Да поможет нам Господь именно так, по-христиански, встречать скорби, никогда не подвергая сомнению великий спасительный Божественный промысл о всех нас. Наученные этим великим истинам, которые лежат в основе христианского почитания креста Господня, не побоимся и дальше нести наши кресты, памятуя о том, что должное несение креста есть наше личное искупление наших личных грехов. Аминь. https://pravoslavie.ru/145391.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #36 : 20 Марта 2023, 13:39:53 » |
|
Победа России совершится крестом — Его и нашимСлово в Неделю КрестопоклоннуюНи Крест, ни Воскресение не могут быть поняты отдельно друг от друга. Два заблуждения: одни хотят видеть цветок без корня, другие, наоборот, видят корень без цветка, хотя это одно цветение жизни. Смерть и Воскресение Христа невозможно понять, не видя внутренней связи между ними, не видя их единства. Невозможно сказать в любое время слова: «Радость моя, Христос воскресе!», если в сердце нет Пасхи, которая немыслима без Креста. Эти слова могут оказаться ложными. Подобно обману ветхозаветных лжепророков, о которых мы читаем в Писании, ложным может быть оптимизм в Церкви: «Все идет как надо. Все будет хорошо. Израиль победит. Россия воскреснет». «Я не посылал их», — говорит об этих лжепророках Господь (Иер. 14, 14). Русские святые пророчествуют о воскрешении России, но они говорят, что это совершится Крестом — Христовым и нашим. Как вера в Крестную смерть Христа не дает автоматического спасения, так вера в возрождение нашего Отечества сама по себе не совершит его. Вера — это не магия. И тысячи крестных ходов не помогут, если мы не поймем, что Крест Христов для веры одновременно — образ жизни, которому мы призваны следовать на всех путях. Другая опасность — мрачность и уныние, особенно невыносимые среди нынешних испытаний. Как будто мы лжесвидетельствуем перед Богом, когда за каждой воскресной всенощной поем «Воскресение Христово видевше». Смерть Христова, Его Крест в своей сокровенной сути — всегда в океане света. В цветении Воскресения и в Его Воскресении — наша встреча с миром, лежащим во зле, со страданиями и смертью. Нет Креста без Воскресения, но в начале всегда Крест, и прежде всего — видение Церкви распятой. Зло проступает сегодня с невиданной доселе силой. И враг не скрывает уже своего намерения уничтожить наше Отечество и нашу Русскую Православную Церковь. Крест — неизбежный путь Церкви и каждого из нас. Тот, кто слишком страстно ищет благополучия, рискует утратить свой смысл, раствориться в мире сем, соединиться с ним в час, когда его внезапно постигнет крушение. Не об этом ли незадолго до революции 1917 года предупреждали святители Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Иоанн Восторгов и другие многие наши пастыри? Казалось, православие — мощная сила в России, и огненное искушение показало, что это действительно так, но одновременно раскрылось, что такое «внешняя видимость». Посмотрите сегодня кинохронику тех лет. Накануне беды, среди торжественных церковных и царских церемоний, там, где ликующие толпы народа, можно видеть что-то тревожное — как будто летят первые капли приближающейся великой грозы, которая сбросит наземь кресты с наших храмов и сотрясет все здание Церкви. Наступил день, когда тот, кто хочет есть и жить, должен будет отречься от своей веры. То, чему следуют со всеми по привычке, будет смыто волнами революции. И сегодня, среди нынешних испытаний, каждый из нас должен спросить себя, что значит быть христианином в этом мире. Мы должны учиться у Господа, у угодников Божиих, у новых мучеников и исповедников Церкви Русской видению нашего греха, если хотим устоять в новых битвах. Евангелие рассказывает нам, как Господь, ходя по земле, словно в раскрытой книге читает знамения истории. Кто-то, может быть, слеп к приближающейся катастрофе, но Он видит грозный обвал, которым завершается все. Только когда мы учимся видеть жизнь глазами Бога, можем мы ясно видеть, что ожидает нас. Господь заранее говорит, что будет с нами, потому что любит нас и верит в нас. И Он обещает, что никогда ученики Его не встретят бедствия одни. Очевидные факты истории Церкви говорят о том, что когда христиане были гонимы, среди мучений и в ожидании смерти они узнавали пасхальную, ни с чем не сравнимую радость присутствия с ними Господа. Любовь Божия и смерть Христова на Кресте — одно и то же явление, а победа этой любви становится очевидной для всех и возвещается открыто в Его Воскресении. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей Россииhttps://ruskline.ru/news_rl/2023/03/19/pobeda_rossii_svershitsya_krestom__ego_i_nashim
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106501
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #37 : 21 Марта 2023, 21:44:54 » |
|
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ. Священник Валерий ДуханинВ сегодняшнем праздничном видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным говорим о третей неделе Великого поста, которая называется Крестопоклонной. 🔸 Познание тайны Креста Христова 🔸 Символ христианства 🔸 Жизненные трудности на пути к Богу 🔸 Без Креста Господа нет Воскресения 🔸 Скорби верующего временны. Воскресение навсегда 🔸 Сила крестного знамения 🔸 "Кресту Твоему поклоняемся Владыко" 🔸 Крестные страдания Христа 🔸 Благодатная любовь 🔸 Любовь Божия к нам грешным 🔸 Ежедневное присутствие Бога в нашей жизни 🔸 Жизнь во Христе. Надежда на спасение См.видео по нижеприведённой ссылке:https://www.youtube.com/watch?v=ddmFzVfkC1M
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #38 : 23 Марта 2023, 00:40:53 » |
|
Великий пост: советы дошедшим до серединыСвященник Василий КуценкоКрестопоклонная седмица - время, когда три недели Великого поста уже позади, а до конца еще столько же, то есть достаточно далеко. Как удержаться в постном подвиге и не растерять при этом остатки сил и благих намерений? Несколько советов на эту тему - от клирика Петропавловского храма Саратова священника Василия Куценко.В середине Святой Четыредесятницы, как и перед ее началом, было бы очень неплохо напомнить себе о том, что нельзя ставить знак равенства между постом и постным меню. Есть такое высказывание, которое приписывают преподобному Иоанну Дамаскину: «Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы». Думаю, что многие постящиеся легко вспомнят церковное песнопение - стихиру, которая поется в храмах в первый день Великого поста и в русском переводе звучит так: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост - уклонение от пороков, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого - таков истинный и благоприятный пост». Поэтому для себя я считаю полезным, дойдя до середины поста, оглянуться назад и подумать: сколько раз за прошедшие три недели я раздражался на жену, детей, прихожан, собратий по алтарю, просто людей, которые почему-то мне не понравились? Будет ли «приятен и благоугоден» Господу мой пост, если я ворчу, обижаюсь и помню обиды, хотя в Прощеное воскресенье несколько раз сказал родным и знакомым: «Простите меня ради Христа»? Хорошо выписать стихиру про «приятный пост» на отдельный листок и периодически в него заглядывать, для напоминания. Если человек понимает, что за три недели пощения у него обострились хронические заболевания и, продолжая так дальше, он рискует встретить Пасху в больнице, нужно подойти к священнику и взять благословение на послабление поста. Не стоит этого стесняться или воспринимать как угрозу своему «благочестию». Иногда кто-то говорит: «Я сейчас пощусь по правилам, но боюсь, что до конца не выдержу». Нужно разобраться, что это за страх, на чем он основан. Связано ли это с резким ухудшением самочувствия, или это проявление малодушия. Этот вопрос тоже можно обсудить со священником, его пастырский совет укрепит на дальнейший подвиг или побудит дать себе какие-то послабления, если для этого есть основания. Есть еще один важный и интересный момент. В одном древнем христианском произведении - «Пастырь» - мы можем прочитать о посте вот что: «Соблюдай его (пост) таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего <...> Поступай же так: <...> в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и, исчислив издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь душу свою и получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу». Эта цитата отражает древнюю христианскую практику поста, который воспринимался, как время для дел милосердия. И середина поста - в этом смысле очень хорошее время, чтобы подумать: кому я помог, какую принес пользу за эти несколько недель? Ведь наверняка каждый из нас перед началом Святой Четыредесятницы собирался сделать что-нибудь доброе для ближнего. Теперь уже половина поста прошла, дальше откладывать некуда. Еще Великий пост - это период, когда вместе с ограничением в пище современному человеку стоит ограничить и потребление информации. Самое время задуматься: действительно я выбираю сейчас из информационной среды только нужное и полезное или опять же плыву по течению? Ведь как часто бывает: «Включу телевизор, чтобы только новости посмотреть». А потом незаметно для себя просидел у источника информации весь остаток вечера и понял, что потратил время совершенно зря. Поэтому я всегда советую выделить в своем постовом распорядке дня определенное время на чтение духовной литературы и Священного Писания и начинать в свободное время с этого, а новости - если время останется (а не наоборот). Если по работе нам нужно пользоваться Интернетом, стоит задать себе четкое правило: выходить в Сеть с определенной целью и не отвлекаться на ненужное. Надо проверить почту - проверяй, но больше не переходи ни по каким ссылкам. И обязательно побывайте хотя бы на одном богослужении на Крестопоклонной неделе. Ведь именно в это время в центре храма находится крест - знамя победы и надежды. Православие и современность
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #39 : 23 Марта 2023, 00:42:06 » |
|
Крестопоклонная седмица Великого поста вместе с детьми. Материнские заметкиАнна СапрыкинаТретье воскресенье Великого поста – Крестопоклонное, по-церковнославянски – Крестопоклонная неделя. С этого дня и до конца следующей пятницы – четвертая неделя поста – Крестопоклонная седмица. Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен. Так поется в каноне этому празднику. Чтобы событие стало значимым для детей, оно должно стать ожидаемым. Поэтому заранее рассказываем детям об основных вехах поста, в том числе, конечно, о Крестопоклонной неделе. А подробнее поднимаем эту тему уже в преддверии события – в пятницу предыдущей седмицы, за общим ужином. Или за завтраком в субботу: дети не идут в школу, родителям не нужно на работу, можно спокойно поговорить за столом. Можно просто почитать детям какие-то краткие тексты, например: «Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная». А можно рассказать своими словами, ориентируясь на восприятие своих детей. Пользуясь случаем, хорошо бы вспомнить с детьми о прообразах Креста в Ветхом Завете. Это и жезл Моисея, и медный змий в пустыне. Но в первую очередь – райское дерево, древо Жизни: Рай другий познася Церковь, якоже прежде древо имущая живоносное, Крест Твой Господи, из негоже прикосновением безсмертию причастихомся. Образы Ветхого Завета помогают рассказывать детям о Кресте – не о страданиях и распятии Господа, но именно о Кресте, о животворящем Древе. Не случайно Ветхий Завет назван «детоводителем»: ветхозаветные образы очень яркие и как бы объемные. Как раз для детей они оказываются хорошим подспорьем в понимании смыслов многих новозаветных событий. Тем более что всё богослужение той же самой Крестопоклонной недели пронизано подобными отсылками к ветхозаветным картинам. Середина постаА еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни – самая середина Святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же. Кстати, эта седмица называется еще и Средокрестной. «Православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути “Древо крестное” , чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути» (преподобный Иоанн Дамаскин). Итак, середина поста. Во-первых, хорошая новость: до Пасхи осталось не так уж и много времени. Во-вторых, повод задуматься: как мы постились первую половину поста? Обычно еще на первой седмице мы предлагаем детям решить, что каждый из них, каждый из нас, попытается исправить в себе за этот пост. Например, научиться не ябедничать. Или не грубить. Попытаться побороть в себе такой грех, который стал привычкой. И вот сейчас, в преддверии Крестопоклонной недели, мы напомним детям, напомним самим себе о своих планах на пост. Удалось ли сделать что-то из того, что мы задумывали три недели назад? Часто оказывается, что удалось немногое. И пора все-таки браться как следует за это дело. Стараться, молиться, надеяться. В начале поста казалось, что впереди целая вечность, сейчас понятно, что надо попытаться хоть что-то успеть. А есть и бытовая сторона вопроса. К Пасхе мы обычно убираем дом, чистим-моем. Готовим с детьми какие-то украшения интерьера, подарки-поделки к празднику. Если оставить все это на предпасхальные дни, то окажется, что вместо богослужений Страстной седмицы, вместо молитвы и памяти о страданиях Христовых у нас будет суета сует, мытье люстр и роспись деревянных яичек. Чтобы успеть все, или, вернее, чтобы успеть хотя бы что-то, придется готовиться к празднику заранее. И пройденная половина поста напоминает об этой прозе жизни. Обычно я пишу список: что нужно сделать по уборке дома к Празднику. И смотрю, что из этого списка можно сделать заранее. Все это распределяю на оставшиеся три недели. Постирать шторы и мягкие игрушки, убрать наконец лыжи, помыть за стиральной машиной – в общем, многое точно можно сделать уже сейчас. Сделать все то, что такие нерадивые хозяйки, как я, откладывают на генеральные уборки. На Страстную в таком случае останутся только текущие дела и украшение дома. Так же и с поделками, стихами, прочими педагогическими украшательствами. Все, что мы задумали с детьми подготовить к пасхальному дню, можно сделать в ближайшие три недели. Вот это все мы сейчас вспоминаем и планируем. БогослужениеНо все-таки о главном. В Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служится служба Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером. Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме. Во время всенощного бдения, после великого славословия священник возьмет в алтаре Крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священник торжественно вынесет Крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы – все будут кланяться до земли Животворящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними, и мы будем делать эти три земных поклона. Кстати, напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно будет приложиться ко Кресту. Дети будут знать, чего им ожидать, – и смогут более внимательно следить за богослужением. Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос Креста и на елеопомазание. Домашняя молитваМы вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы тоже будем петь, как в храме. Трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И сделаем при этом земные поклоны перед Распятием. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв. Дети любят эти поклоны. Такие молитвы перед Крестом бывают трижды в год – и дети легко запоминают их. Когда это было в последний раз, на праздник Воздвижения, наша трехлетняя дочка заявила: «Мне очень нравится, когда мы поем такую молитву. Давай всегда такое петь и кланяться». Это пение с тремя земными поклонами – дело недолгое и нетрудное. Но это позволяет нам каждый день всю эту неделю вспоминать и помнить. О том, ради чего и ради Кого мы постимся. О том, что мы готовимся поклониться Страстям Христовым и славному Его Воскресению… Напоминает – если мы готовили детей ко встрече этого праздника, если проговорили такие моменты и если мы привели этот праздник в наш дом, к нашим детям. День праздникаВоскресное утро – это, конечно, Литургия в храме. И мы бываем на ней все вместе, обычно причащаемся – вообще постом стараемся причащаться почаще. После Литургии на Крестопоклонной обычно не дают для целования крест, как это бывает в другие дни. Но весь народ подходит к Кресту на аналое, вынесенному накануне из алтаря. Так что мы снова можем приложиться к нему. А дома мы начнем обед (или поздний завтрак – это как посмотреть) с чтения. Всего пару минут, всего пару абзацев: из какой-нибудь проповеди, посвященной Кресту или Крестопоклонной неделе. На портале «Православие.ru» всегда бывают неплохие подборки к каждому празднику – можно открыть любой приглянувшийся текст и почитать. Недавно мы даже не сами читали, а включили аудиозапись одной проповеди и немного послушали за столом. Но все-таки лучше почитать самим: можно пропустить что-то, можно, читая, уточнять или пересказать понятными детям словами. Например: проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в третью неделю Великого поста, Крестопоклонную; проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся». Почитаем совсем немного, только начало или выхватим что-то из середины. Если очень хочется – прочитаем сами позже, без детей. А сейчас остановимся. А может быть, не будем читать. Просто вспомним еще раз, проговорим то, что сегодня слышали во время проповеди в храме. Может быть, кто-то из нас, как говорится, «имеет что-то сказать» о сегодняшнем празднике. И мы поговорим об этом. Пусть немного. Иногда даже очень хорошо, если совсем немного. Но этим разговором, этим чтением мы зададим определенный тон нашему небольшому общему застолью. Вернемся к тому, чем мы жили в храме – вернее, чем должны были бы жить. И может быть, эти слова действительно задержатся в головах наших детей. Или хотя бы в наших головах. Печенье в виде крестиковА еще была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая: «В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. “Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”. “Кресты” делает Марьюшка с молитвой… И еще наставлял Горкин: – Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит». В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья – неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное. Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе – хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши – все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, – и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников – навыки труда в деле кулинарии. Для малышей – мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов – и все в одном и таком несложном деле. Выпекать это печенье можно из любого теста. Самое простое – из покупного. Можно купить дрожжевое для пирожков. Мы его разморозим, как написано на упаковке, и будем лепить колбаски. Можно взять слоеное – тогда нужно будет не лепить, а просто нарезать тесто небольшими полосками. Большой плюс покупного теста, конечно, в том, что мы сокращаем время для готовки. Это особенно актуально в будние дни, когда времени практически ни на что нет. Тогда готовое тесто позволяет нам потратить на эти печенья всего минут десять: столько уйдет на то, чтобы вынуть размороженное тесто из упаковки, застелить противень фольгой или бумагой и позволить детям лепить. А можно все-таки потрудиться и сделать тесто самим. Ржаное – самое полезное. К тому же великопостное: ржаная мука, вода, соль, мед. Можно без меда, можно на дрожжах или закваске, зато побольше соли. Такие любит мой муж. Дрожжевое – просфорное: мука высшего сорта, дрожжи и вода. Из такого теста колбаски нужно лепить толстенькими, где-то 2 см в диаметре. Достаточно самой скатать одну колбаску правильной толщины и показать детям – они по этому образцу налепят такие же нужного размера. Пряничное – сладкое. Растворить на плите треть стакана воды, две трети стакана сахара, две столовые ложки меда. Немного остудить. Добавить в получившийся сироп чайную ложку корицы, разрыхлитель на кончике ножа и муку – муки столько, чтобы тесто стало как будто пластилиновое. Можно добавить и полстакана растительного масла или же 100 г маргарина для выпечки. Но и без масла – тоже хорошо. Из такого теста нужно будет делать колбаски диаметром где-то в 8 мм. Готовые крестики из пряничного теста можно смазать глазурью без белка. Такие печенья у нас разлетаются сразу. Впрочем, мои дети едят все мучное с большим удовольствием, лишь бы дали. В серединку этих крестиков можно воткнуть изюминку, мармеладинку. Это будет хорошо для крестиков из дрожжевого теста. Печенья из слоеного теста можно посыпать сахарным песком перед тем, как ставить в печь: получится карамельная корочка. Мы печем эти «кресты» в субботу перед Крестопоклонным воскресеньем и едим после возвращения из храма, за обедом. И потом снова печем их почти каждый день этой строгой – Крестопоклонной – седмицы. В таких случаях, когда мы возрождаем подобные народные обычаи, могут быть некоторые смущения. Например, выпечка крестиков может стать собственно основным содержанием Крестопоклонной седмицы. И подобное действительно может произойти. Мы видим, что и в современной действительности, как и в истории, внешние, по сути малозначимые народные традиции или пусть освященные веками, но всего лишь «предания старцев» затмевают для многих смысл события церковного года, становятся важнее «заповеди Божией» и учения Церкви. Но это происходит тогда, когда подобными обычаями исчерпывается праздник. Когда есть елка и подарки под ней – но нет храма, нет богослужения, нет чтения Евангелия, нет «учения Господня». А когда мы действительно вместе с Церковью встречаем праздник, когда узнаём и принимаем ее учение, когда детей своих хотя бы пытаемся приводить к Богу, к храму, к «истинному» образованию – тогда все внешние атрибуты займут положенное им место. А именно: выделят празднуемое событие из череды будней. Станут наглядным пособием для малышей и радостью для взрослых. Но для этого как раз необходимо, чтобы мы сами не превращали сырную седмицу в объедение блинами под копченым чучелом, не превращали начало Великого поста в большую уборку с названием «чистый понедельник», а страстную пятницу – в день выпечки куличей. Важно, чтобы мы сами жили жизнью Церкви. И приводили в эту жизнь своих детей. Так, чтобы наши дети не просто пришли – но пришли вместе с нами. Не просто пришли – но и поняли, куда они попали. Не просто пришли – а пришли с радостью. Чтобы они пришли в храм и потом в него снова вернулись. Уже сами. Но не всегда даже у самых старательных, по-настоящему праведных родителей дети выбирают жизнь с Богом. А чего уж говорить о таких семьях, как наши. Но у нас есть надежда – есть особенное оружие в этой битве за жизнь, за настоящую жизнь наших детей. Ведь у нас есть возможность призывать на помощь непобедимую, непостижимую и божественную силу Честнаго и Животворящего Креста. Чтобы наши дети всегда возвращались под тень, под сень этого таинственного Дерева Жизни. Чтобы они сами искали его, любили его, надеялись на него и им побеждали врагов видимых и невидимых. Чтобы тропинки и дорожки наших детей в конце концов добрались до этого Райского Дерева. Анна Сапрыкинаhttp://www.pravoslavie.ru/101928.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #40 : 24 Марта 2023, 01:11:54 » |
|
«Отвергнись себя и возьми крест свой»Патриарх Московский и всея Руси КириллМы слышали слова Священного Писания, в которых содержится, наверное, самый радикальный призыв, который Бог обращает к людям: Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Или, если все это перевести на современный язык: тот, кто хочет идти за Мной, от всего откажись — от всего! — и последуй за Мной. Как же это — отвергнуться себя? Ведь хотим мы это признать или не хотим, но для каждого его собственное «я» находится в центре жизни... «Отвергнись себя» — значит попытаться хотя бы на какое-то время не себя ставить в центр жизни. Не только о себе самом думать, не только самому себе служить, еще и создавая трудности для других людей. А что греха таить, иногда и беды им приносим, когда уж слишком себе угождаем, забывая о других. Так вот, Господь призывает нас по крайней мере осознать важность того, что означает «отвергнуться себя». Ведь это действительно Божественный призыв, а Бог не говорит ничего немудрого и ничего неисполнимого — Он учит нас высшей правде и смыслу человеческой жизни. А теперь давайте представим себе, что бы произошло, если бы не было таких, кто следует призыву Господа. А ведь таких очень много! Более того, есть те, кто даже не научен Евангелием и не знает этих слов, но и они отвергаются себя. А разве героизм, будь то трудовой героизм или, тем более, героизм на поле брани — это не отвержение себя, да еще какое, когда человек поднимается и идет в атаку навстречу смерти! Это абсолютное отвержение себя. И когда наступает некое пограничное состояние «могу — не могу», «способен — неспособен, уж слишком страшно», мы, христиане, должны вспоминать эти слова: Отвергнись себя и возьми крест свой. Ведь Господь не призывает нас к смерти. Он ведет нас к жизни, более того, к полноте жизни, то есть к счастью. Так, может быть, в этом отвержении себя и есть ключ к человеческому счастью? 20 марта 2023 г.https://pravoslavie.ru/152559.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 13500
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #41 : 24 Марта 2023, 01:12:12 » |
|
Слово ПатриархаВеликий пост — это время работы над самим собойМысль о спасении, молитва о спасении должна стать во время Великого поста важной частью нашей жизни. А для того чтобы было так, нужно все остальное отодвинуть в сторону. Давайте постараемся каждый день, который мы встречаем, сопровождать молитвой и во время этой молитвы просить Господа о самом главном — о прощении наших грехов. Большинство грехов, больших и малых, происходит от отсутствия самоконтроля. Великий пост позволит нам перенести фокус нашего внимания от повседневности на главную цель человеческого бытия — на спасение души, на приближение к Богу. Великий пост — это время, когда мы мыслью своей, чувствами своими, волей своей должны вернуться к самому главному, что есть в жизни. Не может быть ничего важнее, чем спасение нашей вечной души. Не может быть ничего важнее, чем спасение нашей вечной души Великий пост — это время работы над самим собой. Великий пост — это обретение благодатных сил, которые способны помочь нам идти путем спасения. И потому неслучайно поприще Великого поста начинается с Прощеного воскресения, с этого дивного богослужения, в конце которого мы просим друг у друга прощения и, получая это прощение, делаем первый и очень важный шаг на пути, ведущем нас к Воскресшему Спасителю, к лицезрению Его славы, в Светлое Христово Воскресение. * * * Постараемся простить всехВеликий пост именуется многими подвижниками благочестия как весна духовная. Весна — это возрождение жизни, это некий великий символ жизни. И потому совершенно неслучайно, что главным весенним праздником является Пасха Господня — тоже признак, знак, символ вечной жизни. Но мы знаем, что нынешняя весна омрачена тяжкими событиями, связанными с ухудшением политической ситуации на Донбассе, практически началом военных действий. 8 лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть. Поэтому то, что сегодня происходит в сфере международных отношений, имеет не только политическое значение. Речь идет о чем-то другом и куда более важном, чем политика. Речь идет о человеческом спасении, о том, где окажется человечество, по какую сторону от Бога Спасителя, приходящего в мир как Судия и Мздовоздатель, — по правую или по левую. Вокруг этой темы сегодня идет реальная война. Как пастырь ваш, я призываю всех к прощению грехов и обид, в том числе там, где сделать это очень тяжело, там, где люди воюют друг с другом. Но прощение без справедливости есть капитуляция и слабость. Поэтому прощение должно сопровождаться непременным сохранением за собой права стоять на стороне света, на стороне Божией правды, на стороне Божественных заповедей, на стороне того, что открывает нам свет Христов, Его Слово, Его Евангелие, Его величайшие заветы, данные роду человеческому. Все сказанное свидетельствует о том, что мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение. Постараемся простить всех. Что такое прощение? Если вы просите прощения у человека, преступившего закон или сделавшего вам что-то злое и несправедливое, вы тем самым не оправдываете его поведение, а просто перестаете этого человека ненавидеть. Он перестает быть вашим врагом, а значит, своим прощением вы предаете его на суд Божий. Вот подлинный смысл прощения друг другу наших грехов и ошибок. Мы прощаем, мы отказываемся от ненависти и злопамятства, но мы же не можем там, на небесах, вычеркнуть человеческую неправду; поэтому мы своим прощением предаем обидчиков своих в руки Божии, чтобы над ними совершились и суд, и милосердие Божие. * * * Поступить по правде Божией не означает выигратьСпасение человека — даже Божественной силой — не может состояться, если сам человек этого не желает. Соучастие в деле спасения, совершаемом благодатью Божией, и есть то, чему учат Церковь, святые отцы, церковная проповедь, молитвословия. Церковь открывает нам тайну нашего собственного участия в Божественном спасении. Кроме того, Богу было угодно вложить в нашу человеческую природу нечто, что помогало бы нам ограждать себя от мыслей, слов и дел, препятствующих нашему спасению. Такой силой, которая помогает нам сориентироваться в жизненном пространстве, в собственной личной жизни, является голос совести — удивительное проявление вложенного в нас нравственного чувства. Чаще всего поступить по правде Божией не означает выиграть. Исповедовать Господа, исповедовать веру в Него, жить по Божиему закону чаще всего некомфортно с точки зрения ложных идеалов, которые, к сожалению, укоренились в общественном сознании и личной психологии многих людей. Нередко из-за нежелания вступить в некое противоречие с окружающими мы, прикрываясь разными условностями, стыдливо уходим от того, чтобы сделать правильный выбор. Очень многие сегодня нарушают пост. Кто-то ссылается на здоровье, кто-то на неудобства, третьи — на трудности с приготовлением пищи. То есть даже очень небольшое усилие мы не можем приложить, чтобы через дисциплину поста, через этот маленький подвиг выразить нашу любовь к Господу и верность Ему. Пусть дни святого поста, воздержания от определенного рода пищи, от удовольствий, от празднословия, от всего того, что разрушает целостность нашей жизни, способствуют нашему духовному росту, укреплению в вере, в подлинном благочестии, через которое и является нам сила Божия, дарующая здоровье и мудрость, помогающая нам во многих обстоятельствах на нашем жизненном пути. * * * Через страдания и скорби люди приходят к БогуПод влиянием окружающей среды, под воздействием собственных помыслов, вожделений или некоей жизненной философии каждый из нас допускает ошибки. Но Господь корректирует наш жизненный путь, вразумляя нас, в том числе через страдания и скорби. Именно через страдания и скорби люди приходят к Богу. Так бывает и в личной жизни, а когда духовная опасность нависает над народом, над страной, над родом человеческим, то Господь через глобальные скорби помогает людям понять их заблуждения, неправильность их жизненной траектории, и тем самым открывает возможность исправить свой жизненный путь. Именно так, а не иначе следует нам воспринимать те скорби, с которыми мы встречаемся по жизни. Скорбные, тяжелые, болезненные испытания никогда не должны вызывать отчаяние или, что самое опасное, сомнения в вере. Существует удивительный баланс между справедливостью Божественной и человеческой греховностью, и этот баланс — всегда в пользу Божественной справедливости. * * * Пойдем по пути преподобного СергияСейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. В конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. Церковь, которая измеряет время не днями, не месяцами, не годами, а столетиями и тысячелетиями, в своем историческом опыте хранит память о множестве конфликтов, бывших начиная с глубокой древности — в Древнем Риме, Византии, Древнерусском государстве, Российской Империи, современных государствах на территории исторической Руси. Церковь помнит об этих конфликтах и знает, к каким тяжелым последствиям они всегда приводили. Вот и сегодня всеми силами враги и русского, и украинского народов извне пытаются внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то поддается на это искушение! Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молиться о мире, о прекращении междоусобной брани, как это делал преподобный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступали в междоусобную брань, уничтожая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которому нас призывают, провоцируя вовлечение и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути преподобного Сергия и будем молиться за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разделить наш народ, и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разделить нашу Церковь. * * * Человек пустой беззащитенВо время Великого поста мы читаем дивную молитву святого преподобного Ефрема Сирина, каждое слово которой имеет большое значение для понимания того, что должно с нами произойти в течение Великого поста, от каких пороков мы должны освободиться и какие добродетели приобрести. И начинается молитва с того, что мы просим Господа избавить нас от праздности. Когда мы праздны, мы пусты и становимся очень удобной мишенью для нападения на нас темной силы или плохих людей. Человек пустой, не имеющий внутреннего содержания, беззащитен. Он с легкостью поддается внушению, и его внутреннее содержание легко наполняется тем, что приходит к нему извне. Вследствие чего образуется праздность? От отсутствия мыслей и от отсутствия дел А вследствие чего образуется праздность? От отсутствия мыслей и от отсутствия дел. А как же нам избавиться от праздности? Еще раз хотел бы подчеркнуть: праздность — это не отсутствие работы, потому что отсутствием работы может быть отдых, а отдых совсем не праздность. Если человек постоянно растет и развивается, если он наполняет свой разум, свою душу теми мыслями, которые совершенствуют его природу, — то он на правильном пути. * * * Освобождение от греха — это не одномоментное деяние«Ничто не составляет для человека такого труда, как суд над самим собой», — говорит святой Василий Великий. Каждый, конечно, знает, или по крайней мере должен знать, если совесть жива, что он совершил плохого в жизни своей. Бывает так, что человек в грехе своем раскаялся перед священником, получил оставление греха, а угрызения совести сохраняются, память о грехе сохраняется, скорбь о совершенном проступке сохраняется. Потому что освобождение от греха — это не одномоментное деяние. Конечно, во время Исповеди от имени Церкви священник прощает грехи. А вот что на небесах происходит, нам неведомо. Великий пост и дает нам возможность подумать о всем том, что имеет непосредственное отношение к нашему спасению. То, что тяготит нашу душу, ввести в наше молитвенное правило — в той части, где мы исповедуем свои грехи. И, конечно, когда подходим к Исповеди, особенно в дни Святой Четыредесятницы, постараемся сделать все, чтобы Исповедь не была формальной. Чтобы, отходя от креста и Евангелия, лежащего на аналое, мы действительно почувствовали сердцем, что прощены Господом. А это происходит тогда, когда раскаяние настоящее, глубинное, чистосердечное, часто сопровождающееся слезами и болью. Вот такое раскаяние стирает из нашей памяти и из Книги Жизни тот грех, который мы совершили. * * * Оставаться верным Церкви вне зависимости от любых обстоятельствИстория Церкви учит нас, что является самым главным. Для нас, верующих, нет ничего более важного, чем хранить веру православную, оставаться верным Церкви вне зависимости от любых обстоятельств, будь то умственное, интеллектуальное давление на Церковь и на веру со стороны тех, кто утверждает, что Бога нет, или давление лжебратьев, которые стали на путь расколов и разделений и призывают других стать на тот же путь. Или давление со стороны людей, безразличных к вере и духовной жизни, которые живут сиюминутными интересами и для которых такие вопросы, как вера в Бога, практически не существуют, а если существуют, то где-то на самой периферии их жизни. Вся история Церкви отмечена многими примерами давления внешних сил. Вот и история иконоборчества свидетельствует о том, как зависела жизнь Церкви от позиции императора, светской власти. Пришел император, не верящий в иконы, и приказал всем не верить в иконы. Пришла императрица Феодора, которая верила в правоту Церкви и иконопочитания, и все вернулось на свои места. Казалось бы, все это уже в прошлом. Совсем нет! Мое сердце кровью обливается, когда я думаю о том, что происходит на Украине. Разве не то же, что когда-то в Византии? Приходит власть и по политическим соображениям не считает возможным, чтобы большинство православных верующих людей принадлежало Русской Православной Церкви, Московскому Патриархату. Начинается притеснение этих людей. Их обвиняют чуть ли не в государственной измене, на них оказывают давление, чтобы они не ходили в Церковь, которую оскорбительно и кощунственно называют «Церковью оккупантов». Мы уважаем светскую власть, но оставляем за собой право быть свободными от вмешательства власти во внутреннюю жизнь Церкви. Поэтому сегодня моя молитва о том, чтобы народ наш на Украине сохранил веру православную, чтобы не убоялся давления тех, кто предлагает ему уйти в раскол и тем самым явить лояльность к власти. И дай Бог нам всем сохранить единство, невзирая ни на какие внешние давления и ни на какие старания сил, чуждых Церкви, разрушить духовное единство наших народов. * * * Позиция Церкви может стать реальным миротворческим факторомПроисходящее на Украине требует от нас не только серьезного анализа с церковной точки зрения, но и наших молитв. И еще раз подчеркнуть, что Русская Церковь, несмотря на очень негативный политический контекст, призвана сегодня сохранять духовное единство нашего народа — русского и украинского народов — как единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения. Полагаю, что позиция Церкви может стать реальным миротворческим фактором, положительно воздействующим на то, что происходит на братской для нас Украине. Мы должны особенно ревностно возносить молитвы о мире и, конечно, сопровождать нашу молитву конкретными делами. А самым конкретным и важным делом сегодня является оказание помощи тем, кто пострадал от этого конфликта, — в первую очередь беженцам, которые находятся в том числе и на территории Российской Федерации. * * * Кто-то должен отстаивать Божию правдуМы слышали Евангелие об исцелении расслабленного (ср. Мк. 2, 1–12). Обычно, когда люди размышляют над этим текстом, акцент делается на расслабленном — на том, чья немощь была практически несовместима с какой-либо жизнедеятельностью, и, конечно, на Господе Иисусе Христе, Который сделал расслабленного здоровым и сильным человеком. Но нередко забывают о других участниках этого события, без которых оно бы не состоялось, — о тех, кто принес расслабленного ко Спасителю. Ведь если бы не было этих добрых людей, если бы они не подняли расслабленного, если бы не принесли его, то не было бы и чуда, о котором повествует Евангелие. Без участия человека и благодать Божия действовать не может Нужно всегда помнить, что всякое великое дело, всякое чудо совершается силой Божественной благодати. Но без участия человека и благодать Божия действовать не может. Вот и в этом случае — не было бы людей, которые принесли несчастного, не было бы и чуда. Евангельское чтение о том, как люди принесли расслабленного к ногам Спасителя и Господь его исцелил, — не помогает ли нам понять, что́ есть Церковь Русская? Единая Церковь, вышедшая из Киевской купели Крещения, которая и в России, и в Украине, и в Беларуси и еще во многих странах, — не подобна ли она тем, кто принес расслабленного ко Спасителю? Ведь кто-то должен молиться о едином народе нашем, которого желают сделать расслабленным! Кто-то должен отстаивать Божию правду о том, что мы — действительно один народ, вышедший из Киевской купели Крещения! И да поможет нам Господь, как расслабленному, обрести силу, и пусть все те, кто уподобляется неизвестным людям, принесшим расслабленного к ногам Спасителя, все те, кто сегодня готов работать для сохранения духовного единства наших народов, для сохранения единства нашей Церкви, не колеблются и не сомневаются в правоте избранного пути, как не колебались те, кто принес расслабленного к ногам Спасителя. * * * Будем воспринимать наши скорби как наш крестСегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей. Если мы будем воспринимать наши скорби как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Подготовила Елена Цыгановаhttps://pravoslavie.ru/145497.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|